В данной статье хочу рассмотреть банальный и несложный проект, а именно подсчет количества поднятых пальцев.
Все исходники можно найти на моем Github.
Код будем рассматривать с самого начала, но лучше всего ознакомиться с моими предыдущими статьями.
Подготавливаем среду и устанавливаем следующие библиотеки:
pip install mediapipe
pip install opencv-python
pip install math
Создаем файл HandTrackingModule.py
с привычным для моих читателей классом handDetector
:
import cv2
import mediapipe as mp
import time
import math
class handDetector():
def __init__(self, mode=False, maxHands=2, modelComplexity=1, detectionCon=0.5, trackCon=0.5):
self.mode = mode
self.maxHands = maxHands
self.modelComplexity = modelComplexity
self.detectionCon = detectionCon
self.trackCon = trackCon
self.mpHands = mp.solutions.hands
self.hands = self.mpHands.Hands(self.mode, self.maxHands, self.modelComplexity, self.detectionCon, self.trackCon)
self.mpDraw = mp.solutions.drawing_utils
self.tipIds = [4, 8, 12, 16, 20]
def findHands(self, img, draw=True):
imgRGB = cv2.cvtColor(img, cv2.COLOR_BGR2RGB)
self.results = self.hands.process(imgRGB)
#print(results.multi_hand_landmarks)
if self.results.multi_hand_landmarks:
for handLms in self.results.multi_hand_landmarks:
if draw:
self.mpDraw.draw_landmarks(img, handLms, self.mpHands.HAND_CONNECTIONS)
return img
def findPosition(self, img, handNo=0, draw=True):
xList = []
yList = []
bbox = []
self.lmList = []
if self.results.multi_hand_landmarks:
myHand = self.results.multi_hand_landmarks[handNo]
for id, lm in enumerate(myHand.landmark):
#print(id, lm)
h, w, c = img.shape
cx, cy = int(lm.x*w), int(lm.y*h)
xList.append(cx)
yList.append(cy)
#print(id, cx, cy)
self.lmList.append([id, cx, cy])
if draw:
cv2.circle(img, (cx, cy), 5, (255,0,255), cv2.FILLED)
xmin, xmax = min(xList), max(xList)
ymin, ymax = min(yList), max(yList)
bbox = xmin, ymin, xmax, ymax
if draw:
cv2.rectangle(img, (bbox[0]-20, bbox[1]-20), (bbox[2]+20, bbox[3]+20), (0, 255, 0), 2)
return self.lmList, bbox
def findDistance(self, p1, p2, img, draw=True):
x1, y1 = self.lmList[p1][1], self.lmList[p1][2]
x2, y2 = self.lmList[p2][1], self.lmList[p2][2]
cx, cy = (x1+x2)//2, (y1+y2)//2
if draw:
cv2.circle(img, (x1,y1), 15, (255,0,255), cv2.FILLED)
cv2.circle(img, (x2,y2), 15, (255,0,255), cv2.FILLED)
cv2.line(img, (x1,y1), (x2,y2), (255,0,255), 3)
cv2.circle(img, (cx,cy), 15, (255,0,255), cv2.FILLED)
length = math.hypot(x2-x1, y2-y1)
return length, img, [x1, y1, x2, y2, cx, cy]
def fingersUp(self):
fingers = []
# Thumb
if self.lmList[self.tipIds[0]][1] < self.lmList[self.tipIds[0]-1][1]:
fingers.append(1)
else:
fingers.append(0)
# 4 Fingers
for id in range(1,5):
if self.lmList[self.tipIds[id]][2] < self.lmList[self.tipIds[id]-2][2]:
fingers.append(1)
else:
fingers.append(0)
return fingers
def main():
pTime = 0
cTime = 0
cap = cv2.VideoCapture(0)
detector = handDetector()
while True:
success, img = cap.read()
img = detector.findHands(img)
lmList = detector.findPosition(img)
if len(lmList) != 0:
print(lmList[1])
cTime = time.time()
fps = 1. / (cTime - pTime)
pTime = cTime
cv2.putText(img, str(int(fps)), (10,70), cv2.FONT_HERSHEY_PLAIN, 3, (255,0,255), 3)
cv2.imshow("Image", img)
cv2.waitKey(1)
if __name__ == "__main__":
main()
Данный класс является шаблонным и я его всегда использую в своих проектах, связанных с OpenCV.
Подготовим исходники. Скачаем изображения с Github и поместим их в папку fingers
. Посмотрим на их названия, логика тут простая - изображение называется <num>.jpg
, где num
- количество поднятых пальцев.
Создадим новый файл main.py
и импортируем библиотеки:
import cv2
import time
import os
import HandTrackingModule as htm
Подключаем камеру:
wCam, hCam = 640, 480
cap = cv2.VideoCapture(0)
cap.set(3, wCam)
cap.set(4, hCam)
При подключении камеры могут возникнуть ошибки, поменяйте 0
из `cap = cv2.VideoCapture(0)` на 1
или 2
.
Получаем все изображения:
folderPath = "fingers" # name of the folder, where there are images of fingers
fingerList = os.listdir(folderPath) # list of image titles in 'fingers' folder
overlayList = []
for imgPath in fingerList:
image = cv2.imread(f'{folderPath}/{imgPath}')
overlayList.append(image)
Объявляем дополнительные переменные:
pTime = 0
detector = htm.handDetector(detectionCon=0.75, maxHands=1)
totalFingers = 0
Запускаем бесконечный цикл (можно добавить остановку, если требуется), запускаем камеру и начинаем отслеживать руку в кадре:
while True:
sucess, img = cap.read()
img = cv2.flip(img, 1)
img = detector.findHands(img)
lmList, bbox = detector.findPosition(img, draw=False)
Если список с позициями руки не пустой, то считаем количество поднятых пальцев:
if lmList:
fingersUp = detector.fingersUp()
totalFingers = fingersUp.count(1)
Также будем выводить изображение, соответствующее количеству поднятых пальцев:
h, w, c = overlayList[totalFingers].shape
img[0:h, 0:w] = overlayList[totalFingers]
И последнее, считаем FPS
и выводим надписи в окне:
cTime = time.time()
fps = 1/ (cTime-pTime)
pTime = cTime
cv2.putText(img, f'FPS: {int(fps)}', (400, 70), cv2.FONT_HERSHEY_PLAIN, 3, (255, 0, 0), 3)
cv2.rectangle(img, (20, 225), (170, 425), (0, 255, 0), cv2.FILLED)
cv2.putText(img, str(totalFingers), (45, 375), cv2.FONT_HERSHEY_PLAIN, 10, (255, 0, 0), 25)
cv2.imshow("Image", img)
cv2.waitKey(1)
Запускаем программу и тестируем:
Все работает????
Qvxb
А если будет несколько рук в кадре то что произойдет?
Pavel_Dat Автор
Спасибо за комментарий! Подправил строку:
`detector = htm.handDetector(detectionCon=0.75, maxHands=1)`
Если в кадре будет больше одной руки, то она будет работать только с одной (той, которая первая появилась в кадре)
Qvxb
Незачто)))), я вот только не понял это просто алгоритм или нейронка?
Pavel_Dat Автор
Алгоритм
VPryadchenko
В медиапайпе же нейронка под капотом
Pavel_Dat Автор
В mediapipe да. Но я предположил, что вопрос связан с алгоритмом подсчета количества поднятых пальцев, а это алгоритм уже
Qvxb
Т.е нейронка отвечает за распознавание руки в кадре, а далее алгоритм уже работает с ней видимо.
Вообще интересная задача, вижу сложность в том чтобы прога работала при разных условиях (угол обзора, цвет, освещенность, размер, наличие каких то похожих предметов и тд)
Rastler
Да ладно, а это что? :)
self.mpHands = mp.solutions.hands