Автор сообщества Биореактор: биолог Никита Игнатенко
Не соответствует тематике Хабра!
Просим всех людей, кто считает, что Хабр только для для тех кто пишет статьи о программах, как например человек на скриншоте, ознакомьтесь, пожалуйста, с мнением администрации на этот счёт в комментариях под нашей статьёй о слепнях. Если Вас это не удовлетворит, то, пожалуйста, не тратьте своё время на прочтение данной статьи!
Эта статья абсолютно соответствует тематике тех хабов, в которых эта статья находится и той сложности технического материала, которую требуют от статьи данные хабы. Лучше переходите сразу к прочтению других материалов, которые соответствуют вашим потребительским предпочтениям. Открою вам истину капитана: лента Хабра настраивается так, как захотите вы! Не нравятся наши статьи, читайте хабы, где пишут исключительно по IT! Не портите себе настроения, уважайте мнение других и хорошего Вам дня! Живите дружно!
Пещеры. Мир тьмы, холода и капающей воды. Подземелья манили и пугали человека с тех самых времён, когда первый троглодит решил спрятаться в них от дождей и хищников. Наш вид прошёл через гипогею по касательной, стараясь не забредать слишком далеко в запутанные галереи и циклопические пустоты, способные вместить готический собор.
Тем не менее, существует множество организмов, решивших назвать пещеры своим домом. Вместе с «Биореактором» мы пройдём до самого дна тёмного лабиринта и познакомимся с теми, кто там живёт.
Зайдя в пещеру, мы попадаем в зону входа. Сюда не капает дождь и не задувает ветер, а потому здесь можно прятаться от непогоды. Нас встречают тенелюбивые растения и вполне обычные животные. При некоторой доле везения имеется не иллюзорный риск повстречать енота, волка, собаку или даже медведя. Все они будут рады гостям. Вторжение моментально инициирует конфликт. Кто-то склонен избегать подобных знакомств, а кто-то захочет выгнать пришельцев. Наши предки эффективно решали эту проблему с помощью палок, копий и факелов.
Пещерные медведи были крупнее привычных нам, но, подобно современным представителям бурых, подавляли размерами:
Встав на дыбы, пещерный медведь был бы вдвое выше современного человека:
В наши дни пещерные медведи выглядят примерно так. Прошедшие тысячи лет лишь добавили им брутальности:
Значительная доля стоянок использовалась охотниками-собирателями на протяжении тысячелетий. Постояльцы оставляли внушительный культурный слой из объедков и мусора. Они же раскрашивали стены, повинуясь смутной жажде творчества. Первые художники заметили, что грязные руки оставляют долговечные следы. Сначала — кривые линии. После — детальные изображения зверей, выведенные охрой и кровью.
Если древний человек имел представление о собственности, то оно было весьма смутным..
Стоянки в пещерах находились в общественном пользовании, и не были закреплены за конкретной семьёй:
Первым средством рисования стали руки. Они же выступали объектом изображения. Пещера Куэва-дэ-лас-Манос, Аргентина:
Наскальное творчество в пещере Магура, Болгария. Возраст некоторых петроглифов оценивается в 100 тысяч лет:
Легендарная пещера Шове, Франция. Она простояла в полной изоляции до 90-х годов XX века, а потому сохранилась в достойном виде:
Когда под рукой только собственный палец и миска с охрой. Капова пещера, Башкортостан:
Австралийские аборигены писали картины в уникальном «рентгеновском» стиле, изображая прозрачное тело и плотные кости персонажа. Вот что значит смотреть вглубь. Парк Какаду, Австралия:
Рисунки, опередившие своё время. Самым древним из них до 2х тысяч лет. Тут бы народам доколумбовой Америки придумать зубчатое колесо, но увы: история не знает сослагательного наклонения. Чумашская пещера, Калифорния:
Онежские петроглифы, 4-3 тысячи лет до нашей эры. Крест уже имеет современные черты и несёт какой-то мистический посыл.
Наскальные росписи в Хорсшу-Каньоне, штат Юта. Искажённые пропорции и плывущие очертания сделаны осознанно, хотя цели остаются неясными.
Визг костяных флейт. Гортанное пение шамана. Шлепки босых ног и ладоней, бьющих по стенам пещеры. Такими были звуки каменного века. Любой антрополог отдал бы десять лет жизни за шанс побывать на первобытной мистерии.
Даже сейчас мы питаем склонность к наскальной живописи. Какая разница, что нынешние скалы отлиты из бетона? Не стоит заблуждаться: граффити — жанр искусства, уходящий корнями в палеолит.
Возвращаясь к биологии, следует сделать вывод. Животные, заходящие в пещеру случайно и ненадолго, называются «троглоксены». Они тут чужие, как бы ни старались убедить себя в обратном.
Следующая зона — это зона сумерек. Света здесь практически нет. Значит, на фотосинтез полагаться нельзя. Впрочем, сине-зелёные водоросли научились вытягивать фотоны из ближнего инфракрасного излучения.
В пограничье спокойно и тихо. Его облюбовали летучие мыши и некоторые птицы. Например, козодои, освоившие эхолокацию.
Летучие мыши в пещере — настолько архетипический образ, что безошибочно узнаются по всему миру:
А вот птицы, твёрдо решившие стать летучими мышами — животные менее известные:
Огромные глаза козодоя помогают ему ориентироваться при ночных полётах, но становятся практически бесполезными в пещерах. Для виражей в настоящей темноте он использует эхолокатор:
Птицы расклёвывают плоды. Семена выходят вместе с помётом и даже прорастают в кромешной темноте. Включим фонарь — и нашему взгляду предстанут чахоточные леса бледных побегов. Эти растения обречены, ведь рано или поздно росток исчерпает запас питательных веществ — и отомрёт без солнца.
Освещённость падает пропорционально расстоянию. Заметно, как редеют заросли по мере удаления от поверхности:
Желтушный оттенок листьев, слабые ветви и тонкие стволы: жизнь этих деревьев не назовёшь приятной:
Пограничье живёт на органике и гуано. Помёт кишит всевозможными грибами, бактериями и насекомыми. На клещей охотятся ложноскорпионы. Личинки саламандр проглатывают кусочки навоза ради симбиотической флоры.
Копрофагия для саламандр — вынужденная мера. Земноводные не могут долго протянуть на навозной диете, но гипогея — далеко не ресторан.
Но мы продолжаем схождение. Камень скользкий от минерального налёта. Вдали журчит вода. Раствор слабых кислот проедает дорогу сквозь известковые породы. Где-то хнычет ветер. Вокруг топорщатся сталактиты. Погасим фонарь. Огни под сводом — не звёздное небо, а биолюминисцентные организмы. Если света нет — будь светом для себя.
Пещеры чем-то похожи на морское дно. Органика попадает сюда снаружи или вырабатывается на месте хемоавтотрофами. Кислород — неплохой окислитель, но электроны для синтеза можно брать из других элементов. Эта магия доступна лишь археям и бактериям. Отдельные их представители научились извлекать пользу из радиоактивного сияния урана. Они процветают там, где человек рискует заиметь лучевую болезнь и лишиться костного мозга.
Время превращается в абстракцию. Условия не меняются на протяжении сотен тысяч лет. Чтобы кое-как обжиться в этом Аиде, приходится пойти на сделку с эволюцией. Троглобионту приходится быть маленьким, давать мало потомства и редко двигаться. Теплокровность стоит очень дорого. Пещерный житель вынужден отказаться от развитой нервной системы и забыть о поведении, характерном для внешнего мира. Он больше не защищает территорию. В темноте непонятно, какого размера пришелец, чего ему надо и резонно ли с ним связываться.
Сначала естественный отбор пытается увеличивать глаза, как это было видно у козодоев. Потом сдаётся. Отныне зрение стало воспоминанием, вымытым из генов. На смену ему приходит развитая хемочувствительность. Членистоногие отращивают гигантские усы и конечности. Рыбы и земноводные увеличивают голову, дабы максимально набить её воспринимающими органами.
Поставки органики случаются в сезон дождей. Иногда какой-то зверь падает в карстовую воронку. Тогда в холодном лимбе начинается банкет. Но как быть, если пещера со всех сторон закрыта? Еды крайне мало, и больше не предвидится. Хемотрофам едва хватает пищи для себя. Троглобионтов никто не приглашал в эту пугающую вселенную. Пусть выживают, как хотят.
Они выживают. Выживают изо всех сил, стоически перенося долгие периоды голода. Выживают, превратившись в истощённых бедолаг, считающих за счастье откушать гуано.
Пещеры оставляют узнаваемый отпечаток на всех, кто связал с ними свою судьбу.
Но какая сила загоняет животных в пещеры? Некоторые виды слепых рыб — эндемики, чьи ближайшие родственники встречаются только в океанах. Когда море отступило, подземные водоёмы стали тюрьмой для целых популяций.
Астинаксы, небольшие рыбы странной формы, имеют вариабельный фенотип. Если поселить астинакса в тёмный аквариум, он станет неотличимым от пещерных собратьев. У него не будет глаз, зато слепая голова похвастается внушительным рогом с волосками и развитой боковой линией. Умение адаптироваться в течение жизни одного поколения стало мощным подспорьем в эволюции этого вида.
Невыносимые условия развивают в троглобионтах неожиданную способность. Благодаря низкой скорости обмена веществ они наделены долголетием.
Рыба Amblyopsis rosae живёт шесть лет, в то время как её «нормальные» сородичи едва дотягивают до года. Рак вида Оrconectes australis отличился своеобразным подвигом. Он разменял 176 лет. Пропорция, применённая к человеку, даст невероятный результат в сто пятьдесят веков!
Отмотаем время вспять. На островах Средиземноморья воцаряются эллины, народ мудрецов, мореплавателей и философов. Его представители открыли геометрию, додумались до атома, сферической Земли и длины экватора, применяя одну только логику.
Греки заметили, что незадолго до землетрясений в ручьях появляются неизвестные существа, выглядящие как бледно-розовые рыбочерви. Здравствуй, протей!
Так выглядит европейский протей, если фотограф не выбирает максимально выгодный ракурс:
Протей в поисках добычи. Когда любоваться нечем, глаза не нужны:
Так выглядит европейский протей, если фотограф выбирает максимально выгодный ракурс:
Слепой и ленивый протей умудряется сидеть на одном месте по семь лет. Жабры и архаичные черты строения выдают неотению — способность размножаться, не покидая стадию личинки. Единственное, что может расшевелить их — это сезон размножения. Ради любви протеи-самцы устраивают дуэли. Конечно, их побоищам далеко до брачных игр наземных животных. Укусы и неубедительные удары головой — вот и все приёмы в скудном арсенале. Смертельных исходов не бывает. Впрочем, побеждённые Ромео склонны избегать мест, где их побили в прошлый раз.
Пещеры — неплохое место для ленивых. Приспособившись один раз, можно не беспокоиться о гонке эволюционных вооружений. Единственное, что ограничивает колонизацию — это высокий порог вхождения.
В этот момент включается механизм преадаптаций. Допустим, кто-то изначально запасает много жира, достигает половозрелости, будучи личинкой, или экономно расходует энергию. На поверхности это не мешает, но под землёй оборачивается весомым преимуществом в деле выживания.
Что-то, намертво вшитое в человеческую ДНК, сопротивляется самой идее жить в норах. Клаустрофобия. Страх перед темнотой. Боязнь пустоты. Всё это — наследие наших далёких предков. Дедушка Дарвин авторитетно сообщает из XIX-го века: те люди, которым нравилось бродить по катакомбам, оставляли меньше авантюрного потомства.
Шаманы учили соплеменников: не ходите в слишком глубоко в пещеры. Хтонические духи и приведения слоняются по царству хозяйки Медной Горы. Тот, кто увидит каменные цветы, навсегда останется во власти жестокой богини.
Периодически победу одерживали приматы из рода Homo. Память о героях каменного века тянет нас обратно в пещеры. Тянет — и отвращает.
Извечный вопрос философии: в какой момент человек стал не вполне животным? Кто-то упоминает освоение огня, изобретение плуга или первый орбитальный полёт, но корни уходят намного глубже. Примат обрёл разум, когда в нём завёлся дух противоречия.
Дух противоречия между тягой к знаниям и страхом. Противоречия между «там опасно» и «смотри, за горизонтом спрятано что-то интересное». Риск часто приводит к фатальным последствиям, но он же — верный спутник прогресса.
Источники информации:
Dan L. Danielopol, Raymond Rouch / Encyclopedia of Caves, 2012
Daphne Soares, Matthew L. Niemiller / The Anatomical Record, 2018
M. Joey Pakes et al. / Journal of Crustacean Biology, 2014
Stefano Mammola, Marco Isaia / Subterranean Biology, 2018
Как водится, все картинки взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Комментарии (39)
Aquahawk
04.09.2022 21:51+4Пещера в Сочи, подсветка ультрафиолетовым фонарём, обширные заросли грибов по стенам, не подсветил бы и не обратил бы внимания
vconst
05.09.2022 15:21После этой фотки — заказал себе УФ фонарик :)
Aquahawk
05.09.2022 16:30надеюсь convoy s2+ ?
vconst
05.09.2022 16:33Convoy S2 на светодиоде Seoul Viosys, с фильтром Вуда
Aquahawk
05.09.2022 16:43Интересно, у меня японский Nichia со стеклом вуда тоже, не знал что их начали на другом диоде делать, интересно, есть ли сравнения
vconst
05.09.2022 16:58Да, сравнения есть, например: www.youtube.com/watch?v=uFIhDnosbp0
По этому тесту, получается — что новый диод получше Ничьи. Но я дальше не искал, может сравнение некорректное. Я не думаю, что будет огромная разница, это все примерно ±, как мне кажется
select26
05.09.2022 00:02+8"Нас встречают тенелюбивые растения".
Среди ботаников бытует мнение, что тенелюбивых растений не существует. Есть теневыносливые.
Это существенная разница.
Но читать интересно. Спасибо!
stranger169
05.09.2022 10:36+7А как называть тогда те растения, которые умрут под прямым солнцем или которым по крайней мере гораздо хуже под ним?
LeGront
05.09.2022 00:26+4Зашел почитать из-за заголовка, это один из любимых рассказов Саймака.
P.s. Пишите еще :)
Sh0daN
05.09.2022 07:36+3Онежские петроглифы, 4-3 тысячи лет до нашей эры. Крест уже имеет современные черты и несёт какой-то мистический посыл.
"IС ХС" и православный крест... Ну, в самом деле, отчего нет-то?
InBioReactor Автор
05.09.2022 07:39+5Здесь толика юмора. Можно сказать, что это тонкий намёк на то, что не могло быть православного креста в то время. Мы солидарны с исследователями, которые считают, что изображение креста было добавлено позже, хотя вроде как тоже сделано не вчера...
alcanoid
05.09.2022 12:05+1В самом деле, православие выделилось в отдельную церковь только в 11 веке, так что 3 тысячи лет назад изображённый на скале крест православным быть ещё никак не мог. :)
larasage
05.09.2022 10:11+1Самым древним из них до 200 тысяч лет. Тут бы народам доколумбовой Америки придумать зубчатое колесо, но увы: история не знает сослагательного наклонения. Чумашская пещера, Калифорния:
200 тысяч лет в Америке?!
Javian
05.09.2022 10:21+1Недавно попадалась статья, утверждавшая что пещерные медведи были безобидными "травоядными", и как другие виды той эпохи оказались предметом охоты людей, которые в конце концов их всех перебили.
vconst
05.09.2022 15:20+1Вспоминаем анекдот про Кювье
Javian
05.09.2022 16:16+1Не читал раньше :) Зато вспомнил статью:
Вымершие во время последнего ледникового периода пещерные медведи (Ursus spelaeus), чьи останки сохранились в бельгийской пещере Гойе, были строгими вегетарианцами. Установившие этот факт ученые из международной группы предположили, что именно диета могла стать причиной исчезновения их вида
В нынешние времена рога и копыта не главное:
Поскольку у травоядных более высокое содержание изотопа 15N, чем у растений, а у хищников оно выше, чем у травоядных, анализ изотопов азота (15N/14N) позволяет определить, к какому звену пищевой цепочки — травоядным или хищникам — относились пещерные медведи. Анализ соотношения изотопов углерода ( 13С/12С) позволяет определить долю растительной пищи в рационе животного.
vconst
05.09.2022 16:21+1Как-то ночью над Кювье, видным учёным, последователем Дарвина, студенты решили подшутить. Один из них нацепил на себя баранью шкуру, явился в спальню к учёному, и завыл: «Кювье, я тебя съем!» История гласит, что тот разглядел в полутьме рога и копыта, и ответил: «Ты травоядное, ты не можешь меня съесть».
По челюстям совершенно четко определяется — чем питается животное. Про пещерного медведя давно все определенно — всеядное, преимущественно питающееся травой животное. А остальное, как в статье, «вилами на воде»
PanDubls
05.09.2022 16:49+3Так вроде и современный бурый мишка чи гризли какой-нибудь тоже преимущественно ягодками питается. Да и волки процентов на 70 всяким подножным кормом пробавляются. Но это не делает их безобидными и не мешает им с большим удовольствием наворачивать неудачливого охотника.
Aleksandr-JS-Developer
05.09.2022 10:54+2Статья классная.
Скажите, эта пещера случайно взята не из TES V: Skyrim?
Hidden text
Уж больно похожа)
General_Failure
05.09.2022 11:16Скорей наоборот, скурильщики древних свитков скопировали пещеры к себе. С животными по крайней мере где-то читал такое — беседка отправляла сотрудников в командировку на северные побережья, чтобы те скопипастили движения и повадки моржей и применили к хоркерам.
InBioReactor Автор
05.09.2022 12:47Если честно нашли в яндексе по тексту: "фон пещеры", чтоб подобрать по смыслу текста. Изменим на другое лучше
Aleksandr-JS-Developer
05.09.2022 15:07+2Не надо. Там пещеры - одна из ключевых механик. Исследование оного только так называемого "Тёмного предела" стоит несколько десятков часов. Шарящие оценят, а не шарящие не заметят)
Кстати, у меня знакомый профессиональный спелеолог. Это люди, которые лезут в самые глубокие и неизведанные пещеры.
Очень интересна была бы статья про них. То, что на фотках - туристические халтурки. Интересно как себя чувствуют люди, когда глубина измеряется не метрами, а днями, необходимыми на восхождение обратно на поверхность.
d2ab
05.09.2022 19:32Нормально себя чувствуют, если нет критических ситуаций. Сильно обостряются все чувства - света от сигареты хватает, чтобы видеть контуры окружающего, очень повышается чувствительность ко всем запахам, после многодневного пребывания в пещере при выходе обрушивается просто океан запахов от земли, растений. Слух обостряется только в пещерах, где нет громких звуков от водопадов.
disputant
05.09.2022 11:25Онежские петроглифы, крест и IС ХС (Иисус Христос) — 3-4 тысячи лет назад? Вы ничего не путаете? Может, более поздняя все же дорисовка?
Или надо поверить в теории Фоменко...
InBioReactor Автор
05.09.2022 11:31Не путаем. Ссылка на коммент https://habr.com/ru/post/686296/#comment_24696356
Al_Pollitruk
05.09.2022 17:21+1Был в пещере Нерхи в Испании, место конечно фантастическое, но там где пускают людей теперь подсветка, а значит эндемикам некомфортно?
Un_ka
05.09.2022 17:43+2Но такую природу встретишь не в каждой встречной пещере: очень многое зависит от состава пород, уровня грунтовых вод и его изменения в течение года и возраста пещеры. Существует ли предположения выдвинутые учёными как виды из одной пещеры попадают в другие? Или в пещерах настолько "стандартные" условия что они эволюционируют до определённых видов?
dimitrii_z
07.09.2022 19:20Статья шикарная!
Уточнение про рачков и 20 или 176 лет есть в Вики https://en.wikipedia.org/wiki/Orconectes
То есть в 2012 исследования опровергли, хотя и 22 как я понимаю немало для них
Catx2
Очень красиво написано всё. Это помимо того, что интересно.
InBioReactor Автор
????