Что чувствует ваш новый коллега в свой первый рабочий день? Он может испытывать целый букет эмоций, но одно можем сказать наверняка: у него много вопросов! Кого и как зовут, чем занимаются разные отделы, каковы принципы работы в компании. Как всё устроено?

Постепенно он сможет с этим разобраться, и такой процесс называют адаптацией. Она нужна каждому, кто оказался в новой команде, каким бы крутым специалистом он ни был.

Почему

Мы решили подойти к вопросу адаптации через настольную игру. Считается, что дети легче и лучше обучаются в игровой форме. Говорю со всей ответственностью: не только как отец, но и как в прошлом детский психолог — есть у меня и такое образование.

Для современных взрослых игровая форма тоже удобнее для восприятия. Сегодня взросление, которое в первую очередь связывают с отказом от игр как способов взаимодействия с окружающим миром и получения о нем информации, наступает все позже. У воспитанных на первых поколениях ХBOX и PlayStation способы общения с миром через игру хоть и отходят на второй план, но не пропадают совсем. 

У сегодняшних взрослых — клиповое мышление. В текущем информационном пространстве просто комфортнее воспринимать информацию в коротких, даже комиксовых форматах, нежели на «простынях» мануалов или должностных инструкций.

Именно об этом мы и думали, когда решили, что на работе будем не только работать, но и играть в работу.

Что

Так в компании появилась настольная игра, участниками в которой может стать любой сотрудник: от только что пришедшего в команду до генерального директора. Кстати, у нас много настолок — мы это любим. Например, есть «Имаджинариум» и Jackal, из классики — «Монополия» и Alias. Ведь чтобы хорошо работать, нужно уметь вовремя отдохнуть! Так что играем, расслабляемся — в офисе есть даже комната с игровой приставкой.

Но наша фирменная настолка — про другое. Задача игры — познакомить новых людей с нашей компанией. Игра-экскурсия.

Что такое CUSTIS? Российская ИТ-компания: внедряем уникальные ИТ-системы для банков, ритейлеров и госструктур, разрабатываем продукты для сфер образования, корпоративного казначейства и инвестиций. Да, это наша лаконичная визитка. Но из чего и из кого мы состоим?  Какая у нас культура, как мы работаем? Чем и как зарабатываем? Какие у нас проекты? И самое главное — какая роль у каждого отдельного человека в этом процессе? То, что по науке называется «социальная адаптация».

У нас шесть крупных направлений, и они весьма автономны. Тот, кто работает на одном направлении, не часто пересекается по рабочим задачам с коллегами из другого. Это обычная ситуация, если в компании много разных проектов. Так, инженер по сопровождению продукта может быть не знаком со специалистами из отдела маркетинга, хотя они имеют общую цель. CUSTIS — команда, которая работает вместе.

Игра дает возможность новому сотруднику проявить себя. Плюс она знакомит его с коллегами в неформальной обстановке. Такая упрощенная модель реальной деятельности. Мы садимся за стол чтобы решить задачу. Это не соревновательная игра, когда нужно кого-то обогнать и победить. Это — стратегия, где мы вместе ищем решения, находим пути к общей цели — вывести компанию в прибыль.

Как

Саму игру мы придумали вместе с Юрием Исаевым, разработчиком прикладных игр и специалистом по моделированию экономических и социальных процессов.

В основном игра состоит из карточек сотрудников. Что на них? Конечно, имя и фамилия, фотография — это важно для социальной адаптации. Была идея сделать на каждого шаржи, но остановились все же на фото. Под фото — блок, в котором рассказано, кто этот человек, какую должность занимает в компании, и какие-то факты о нем.

Вот, например, карточка нашего гендиректора Владимира Рахтеенко: «Любит красоту в инженерном творчестве, схематизировать, стратегировать и дикие походы, а еще балет, джаз, оперу». И перед нами сразу не просто основатель компании и недосягаемый начальник, а человек со своими интересами. И ему можно задавать, по сути, любые вопросы на этапе знакомства. Этим и хорош формат нашей настолки.

Все остальное на карточке — игровые механики. У каждого игрока есть свои способности, или, как мы говорим, перки (англ. perk — «привилегия»). Это дополнительные скиллы, которыми можно пользоваться во время игры. Они всегда в той и ли иной мере отражают какие-то личностные особенности человека, что тоже работает на процесс узнавания.

Рядом с фотографией — цифры и значки-модели поведения игрока. Кидаем два кубика и смотрим на цифры и на то, какие модели выпадают. У каждого всегда есть несколько хороших, несколько нейтральных и несколько плохих.

Кроме карточек игроков есть карточки проектов — собственно, из них и складываются цели игры. Проекты основаны на реальных кейсах: это хорошая возможность познакомить новичков с тем, что мы делаем и делали раньше.

За игру может сложиться несколько проектов, и каждый раз люди могут по-новому распределяться, следовать разным траекториям. В этом и есть суть нашей игры: мы прорабатываем разные варианты. И да, иногда они приводят компанию к убытку. К счастью, только в игре. Для этого, в том числе и играем: знать, что может случиться, если. 

Играем?

Конечно, игровая реальность условна. Игра не сможет показать реальность со всеми ее вариантами и разнообразием возможных сценариев. Она не научит по-настоящему управлять компанией.  Но поможет сотрудникам лучше ориентироваться в том, как компания работает, в чем особенности тех или иных проектов, какие функции выполняют разные сотрудники, погрузит их в культуру. В общем рассказывать можно еще долго, может лучше сыграем?

Комментарии (7)


  1. FGV
    14.09.2022 15:18
    +6

    Что то вспомнилось:

    В первый рабочий день на новом месте задачи как у 3-летнего ребёнка: не обосраться и не заплакать.


    1. ishtan
      14.09.2022 15:37

      Действительно важные задачи)


  1. avshkol
    14.09.2022 19:17
    +3

    Интересно, можно ссылку на правила игры? Длительность игры?

    Не очень понятно вот что: приходит новичок, и несколько сотрудников отвлекаются от рабочих задач или задерживаются после работы, чтобы поиграть с ним?


    1. OnEChoiSe Автор
      15.09.2022 10:48

      На текущий момент ссылку на правила дать не получится, сейчас они еще не оформлены в таком виде, чтобы их можно было выложить в публичный доступ.

      Длительность игровой сессии зависит от изначального сценария заданного ведущим или самими игроками. Стандартная сессия для новичков длится около 2-3 часов. Но можно задать условия старта и победы таким образом что игра продлится и более 10 часов. Конечно такие сессии разбиваются на несколько подходов и больше подходят опытным игрокам, которые играют просто ради удовольствия.

      И да, когда приходят новые сотрудники (а мы стараемся объединять новичков по 2-3 на очередную сессию), часть сотрудников задерживаются после работы чтобы с ними поиграть. Это не обязательно, но добровольцев всегда хватает. Сам процесс достаточно интересен, даже если вы играете не первый раз. При этом такие игры мы считаем частью адаптации, а адаптация нового сотрудника всегда требует времени опытных сотрудников для погружения. Часть этого времени вполне логично может быть потрачена на игру.


  1. Fen1kz
    15.09.2022 07:55

    Хм, если бы я пришел в компанию и там бы была настолка с карточками директоров, я бы расценил это как то, что ЧСВ руководства здесь превышает все допустимые и даже некоторые недопустимые пределы.


    «Любит красоту в инженерном творчестве, схематизировать, стратегировать и дикие походы, а еще балет, джаз, оперу»

    Там где вы видите "не просто основателя компании и недосягаемого начальника, а человека со своими интересами", я вижу "это настолько недосягаемый чел, что он заставил людей сделать карточки со своим именем, фоткой и небольшим количеством buzzwords".


    Мне кажется с вашей логикой можно ещё иконы вешать с топ менеджерами в кабинеты и сотрудникам намекать, что неплохо было бы им дома на стену повесить по портрету.
    Что-нибудь вроде "когда фото вашего начальника у вас на стене, это не далекий какой-то человек, а он как бы становиться членом семьи, родным и близким"


    1. OnEChoiSe Автор
      15.09.2022 10:58
      +1

      Спасибо за этот комментарий, мы не думали что такую активность можно воспринять в таком ключе, обязательно будем учитывать это при коммуникации с новичками. И все-таки уточню несколько моментов.

      На самом деле сама идея игры принадлежит подразделению HR и я не уверен что топы еще помнят о существовании такой практики. Единственная причина того, почему они о ней знают заключается в том, что их, однажды, спросили не против ли они, что их фотографии будут использоваться в игре. Но в игре есть карточки многих сотрудников, в том числе тех кто пришел совсем недавно. Стать частью игры может абсолютно любой сотрудник. Ограничение заключается только в том, что добавление новых карточек сотрудников в игру происходит сериями по 10-15 человек, как только мы набираем такое количество желающих, мы запускаем процесс пополнения колоды. Это связано как со сложностями типографии (печатать по 1-2 карточки неудобно), так и с балансом самой игры. Так что никто никого не заставлял. и карточки руководства существуют там наравне с карточками разработчиков, инженеров, юристов, HR`ов, секретарей и так далее.

      Но еще раз спасибо за комментарий, всегда приятно слышать конструктивную критику.


  1. Efendi_Tilki
    15.09.2022 18:19

    @OnEChoiSe Ваш пост заинтересовал, особенно с учётом того, что в Вашем тексте не очень много подробностей...(зацепило). Задумка действительно интересная, если будет возможность и желание продолжить рассказывать об этой идее – с удовольствием ознакомился бы. Судя по фотографиям, игра состоит из множества дополнительных элементов, а цель Вы указали достаточно кратко. Действительно, последний абзац так и приглашает бросить всё и выяснять это самостоятельно.

    Забавно видеть сочетание, что вы в основном тексте вы пишете про клиповое мышление, а в комментариях выясняется, что сессии настольной игры легко могут протекать по 2-3 часа, а если очень захотеть, то можно и растянуть удовольствие и на десяток. Не вижу в этом несоответствия, но сразу видно, что усидчивость в компании одобряют. Бывали ли случаи, что новые сотрудники отказываются играть в игру? Насколько это обязательный обряд, делаете ли вы выводы, что с данным человеком не по пути?

    В описании очень мало информации о том, сколько таких карточек может проходить через руки одного игрока в одну игровую сессию. Как любитель настольных игр, признаюсь честно, задумку оценил, но насколько она помогает новичкам? Ведь если играет лишь небольшое (и, возможно, постоянное) число сотрудников, а в колоде сотни карточек с разными людьми, то чтобы “посмотреть всех” требуется немалое количество повторов. Не было ли практики устраивать подобные знакомства новичкам с теми, с кем предстоит взаимодействовать. Ведь будем честны, большинству будет не до бухгалтеров, уборщиков и генерального директора.

    Вы написали про то, как добавляются новые лица, а что делают с теми, кто уходит из компании? Их убирают или есть какое-то другое правило?