Московские власти уже в 2016 году начнут масштабную закупку электробусов для столицы России.

«Считаю, что у Москвы большое будущее в части электробусов. Мы очень хотим покупать электробусы, это достойная замена троллейбусам, потому что троллейбусы на Садовом кольце немобильны и создают проблемы для участников дорожного движения. Мы рассчитываем в следующем году начать покупать. Мы бы, в первую очередь, поставили их на участки в центре города. Нужно несколько сотен. Количество троллейбусов «Б», которые ходят по Садовому кольцу, около 40. Мы ждем от российской промышленности хороший качественный продукт», – рассказал заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

Напомним, что ранее генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов поделился с журналистами, что электробус ЛИАЗ-6274 (заявленный запас хода – 280 километров) производства «Ликинского автобусного завода» («ЛиАЗ») отработал в столице России две-три недели, после чего были обнаружены довольно серьезные проблемы в системе управления электроэнергией. В настоящее время специалисты «ЛиАЗ» заменяют системы электробуса, вызывающие проблемы. Ожидается, что уже совсем скоро тестовый электробус выйдет на линию. Планируется, что испытания электробусов продлятся вплоть до начала 2016 года, после чего планируется их коммерческое производство и закупка властями Москвы.

«Сейчас нет ни одного элекробуса в мире, про который можно было бы сказать, что это серийная модель», – пояснил Евгений Михайлов, на вопрос журналистов о причинах неисправностей электробусов «ЛиАЗ».

Кроме электробусов «ЛиАЗ» в столице России испытывают и другие электробусы, в том числе совместного производства компаний «Drive Electro» и «КамАЗ». Вопрос о поставках электробусов «Drive Electro» в Москву и Московскую область прорабатывается правительством региона, но его решение напрямую зависит от результатов опытной эксплуатации в зимнее время года. Именно эксплуатация в эту пору году вызывает наибольшие опасения у специалистов.

«Накопитель Drive Electro второго поколения позволяет электробусу беспрепятственно заряжаться даже в минус 40 градусов, но «Мосгортранс» должен иметь возможность проверить это на деле. Для нас кажется очевидным, что городской пассажирский транспорт будет переходить на аккумуляторный ход», – пояснил генеральный директор компании «Drive Electro» Сергей Иванов.

Он также рассказал журналистам, что с появлением накопителей электрической энергии второго поколения электробус стал дешевле дизельного автобуса при эксплуатации в течение 10 лет. Генеральный директор «Drive Electro» добавил, что в Москве уже сейчас хорошая инфраструктура для электротранспорта и руководство компании не видит серьезных препятствий для будущего внедрения этого вида транспорта в столице России.

Инициативы Москвы, не остаются незамеченными и другими столицами. Так в начале октября председатель Минского городского исполнительного комитета сообщил о планах по запуску в столице Беларуси экологически чистых электробусов.

В самой же России не все регионы оптимистично смотрят на использование электробусов в качестве городского транспорта. Так, по сообщению пресс-службы министерства энергетики Московской области, в Подмосковье применять электробусы для перевозки пассажиров пока не планируется, а в качестве альтернативных видов топлива для транспорта рассматривается сжиженный углеводородный газ, компримированный газ и природный газ.

«Автобусный парк Подмосковья сейчас переводится на альтернативные виды топлива. Но сейчас мы рассматриваем в качестве альтернативы компримированный газ, сжиженный углеводородный газ и природный газ. Об электробусах пока речи не идет», – поделился с журналистами представитель пресс-службы министерства энергетики Московской области.

Не мало инициатив, касающихся электротранспорта, реализуется в России в настоящее время. В 2015 году Мособлдума приняла закон, согласно которому владельцы электромобилей в 2016 г. будут освобождены от уплаты транспортного налога. Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев в конце августа 2015 г. подписал постановление, согласно которому автозаправки получили право заряжать электромобили.

Комментарии (43)


  1. lostpassword
    01.11.2015 09:02
    +7

    Прикольно.
    Раньше многие ездили в Москву, чтобы покататься на метро. Теперь еще можно покататься на теслах и электробусах.
    Съездить как-нибудь, что ли…


  1. idiv
    01.11.2015 10:22
    +5

    Когда есть развитая троллейбусная сеть, то в электробусах смысла нет.

    А вот это:

    >. Мы очень хотим покупать электробусы, это достойная замена троллейбусам, потому что троллейбусы на Садовом кольце немобильны и создают проблемы для участников дорожного движения.

    без выделенной полосы для общественного транспорта все равно работать не будет. Троллейбус создает меньше проблем, чем автобус, вполне предсказуемое поведение и, если вначале думать, а потом ехать, вполне нормально проезжает и уходит за горизонт (по сравнению с автобусом).

    Не говорю, что идея электробуса плохая, для общественного транспорта самое оно, только им надо автобусы заменять, а не троллейбус убирать.


    1. tzlom
      01.11.2015 11:26
      +4

      Надо обоих заменять на электробусы, во всяком случае в городе. Троллейбусам некоторые перекрёстки проезжать очень сложно, и в некоторых тоннелях постоянно вижу как сорвавшийся троллейбус усы назад ставит — потолок низкий.


      1. teifo
        01.11.2015 12:02
        +1

        Так может это проблемы технического плана, на фатальный недостаток как вида общественного транспорта?


        1. tzlom
          01.11.2015 12:56
          +5

          Недостатки троллейбусов:
          Меньшая скорость движения по сравнению с автобусом из за низких скоростей прохождения ветвлений и стыков контактной сети.
          Ограничения по выборам маршрутов движения.
          Необходимость обслуживать контактную сеть.
          Повреждения на подстанции и в контактной сети останавливают сразу несколько троллейбусов.

          Преимущества троллейбусов:
          Меньшая стоимость на 100 км.
          Меньшие расходы на обслуживание троллейбуса.
          Преодолевает большие уклоны.

          Потенциально — электробус
          + не имеет контактной сети
          + электродвигатель даёт большие уклоны и экономичность по сравнению с автобусом (и наверное троллейбусом, решающий фактор — вес АКБ)
          + может применять рекуперационное торможение
          — меньший запас хода по сравнению с автобусом

          Ещё раз — я за замену обоих — электробус более энергоэффективен, более мобилен, и наличие троллейбусного+электробусного парка это неоправданные расходы.
          Решение убрать с садового кольца именно троллейбусы может быть продиктовано не ненавистью к оным а потребностью менять троллейбусный парк или запланированные ремонтные работы которые затронут контактную сеть.


          1. teifo
            01.11.2015 13:28
            -1

            Я не против электробусов. Я против попила денег на «инновациях». А точнее на том, что понимается организаторами попила под «инновациями». Хотите электробусы? Делайте экспериментальные ветки, ограниченные серии, изучайте и проверяйте реальную практическую эксплуатацию. И все это на какие-нибудь сверх доходы, спонсорство, меценатство и так далее. А пока развивайте, ремонтируйте то что есть. Я бы даже запретил законодательно, как проекты вечного двигателя, траты на вундертранспорт из основных фондов.


            1. Alex_Rylov
              02.11.2015 20:02

              Ещё никто ничего не закупил и даже не внёс в бюджет, а уже кто-то против… Люди пока только высказываются, думают, экспериментируют.


              1. idiv
                02.11.2015 20:59

                Ну так в статье есть вполне четкая цитата от руководства города:

                «Мы очень хотим покупать электробусы, это достойная замена троллейбусам, потому что троллейбусы на Садовом кольце немобильны и создают проблемы для участников дорожного движения.»

                Вот она и вызывает опасения, что сначала закупят, а потом будет «ой, не работает».


                1. Alex_Rylov
                  03.11.2015 11:08

                  Опасения понятны. Однако там же в статье написано, что «Вопрос о поставках электробусов «Drive Electro» в Москву и Московскую область прорабатывается правительством региона, но его решение напрямую зависит от результатов опытной эксплуатации в зимнее время года.»
                  Т.е. опытная эксплуатация вперед, а закупки — потом. Скорее слова Ликсутова сейчас можно рассматривать как сетование на отсутствие продукта для решения потребности. А вовсе не как «уже хочется потратить денег». Хотя второе, конечно, в тренде текущих многих СМИ ))


          1. teifo
            01.11.2015 13:35

            Если честно, то даже если просто привести ВЕСЬ общественный транспорт в техническом плане к Евро-1,2 (к примеру), для экологии будет сделано больше, чем закупка электробусов. Если наладить грамотную утилизацию ГСМ, если перевести на газ, то и это тоже более принесет больше пользы. Но проблема в том, что нет ни пиара, ни обсуждения, ни попила. Ведь никто не хочет просто делать свою работу, просто ходить каждый день на свою работу и делать ее хорошо и ответственно. Нет, без инноваций, айти технологий, приложений и супер нано, работа теперь у нас не работается. Не принимайте на свой счет конечно:) бурчу уже в офф топик:)


            1. Gnuava
              01.11.2015 14:23
              +2

              Таки уже модель 5292 работает под Евро-3, а она одна из основных эксплуатируемых моделей в ДС-1, между прочим.


            1. Mad__Max
              01.11.2015 19:55
              -1

              Ну не скажите, с газом (или например более экзотично — диметилэфиром) пиара по Москве тоже не мало. И попилов подозреваю.
              Сейчас в СПБ смещается. Главные «заводила» — Газпром.


              1. teifo
                02.11.2015 07:12
                +1

                Вот и нужно продумать что лучше, выгоднее и экологичнее, введение малого количества электробусов или же перевод части автобусов на газ?


          1. idiv
            01.11.2015 14:31
            +3

            >>Недостатки троллейбусов:
            >>Меньшая скорость движения по сравнению с автобусом из за низких скоростей прохождения ветвлений и стыков контактной сети.
            Если поддерживать сеть в нормальном состоянии, то разницы нет или она в пользу троллейбуса.

            >>Ограничения по выборам маршрутов движения.
            Так и автобус не сильно отклоняется от маршрута.

            >>Необходимость обслуживать контактную сеть.
            На замену приходит обслуживание мощной подстанции на каждой из ночных стоянок электробусов.

            >>Повреждения на подстанции и в контактной сети останавливают сразу несколько троллейбусов.
            Перебой в электроснабжении — и утром ни один электробус не выехал.

            >>Потенциально — электробус
            >>+ не имеет контактной сети
            Зато или должен стоит раза в 3 дороже троллейбуса, или нужно установить кучу станций быстрой подзарядки.

            >>+ может применять рекуперационное торможение

            А троллейбус, стало быть, не может?

            >>Ещё раз — я за замену обоих — электробус более энергоэффективен
            Энергоэффективность — хорошее слово только сама по себе эта величина «сферический конь в вакууме».

            Электробус еще экономически должен быть выгоднее, чем троллейбус. В зависимости от цен на топливо, электроэнергию и сам ***-бус может выходить, что электробус не всегда выгоднее автобуса. С троллейбусом нет сравнений вообще, потому как если сеть существует — электробус не нужен, если строить с нуля в городе сеть — тогда надо считать, но скорее всего троллейбус будет дешевле.

            Да, на случай проблем с контактной сетью решения тоже есть — небольшой аккумулятор или двигатель поможет преодолеть расстояние до рабочего участка. Как ни странно — тоже выйдет дешевле чистого электробуса.


            1. kahi4
              01.11.2015 14:44

              Исключительно с эстетической точки зрения сети троллейбусных проводов ужасно портят улицы города. В перспективе это может сыграть решающую роль при равных всех прочих.
              Но в данный момент ограниченный запас хода электробуса будет означать заезд в парк после каждого круга, что очень не удобно. Возможно придумают решение по-изящнее (подзарядка индуктивная?), либо найдут способ прятать провода у троллейбуса. Мне кажется, что в перспективе победят гибриды — электробусы с возможностью подзарядки в пути (либо троллейбусы с большой длиной автономного движения, например, провода для подзарядки только в определенных точках).


              1. ivan386
                01.11.2015 16:56

                Можно менять аккумулятор как у тесла.


                1. idiv
                  01.11.2015 18:47

                  Там две проблемы:
                  — климатические условия (Москва далеко не Калифорния).
                  — вес аккумулятора (только пустой автобус весит от 12 до 18 тонн, аккумулятор ему надо будет немаленький)


                  1. MyFearGear
                    02.11.2015 00:54

                    Да хватит, акум даже остыть не успеет за один круг.


                    1. idiv
                      02.11.2015 21:05

                      Речь не о температуре аккумулятора, он то теплый будет, а вот снаружи вполне может и намерзнуть всякое, и грязь с теми средствами, что моют дороги. Правда можно аккумулятор на крышу ставить, чтобы грязи не было, но вот как его оттуда снимать и что будет с крепежом, если его регулярно закручивать-выкручивать — вопрос.


                      1. MyFearGear
                        03.11.2015 01:01

                        Или сбору «порт» предусмотреть с крышкой герметичной. Вопрос решается просто элементарно!

                        Ну право слово, вы считали, что акум «на соплях» подвесят снизу, и ещё без корпуса? Чтобы он быстрее гнил, что ли?


                        1. idiv
                          03.11.2015 09:42

                          >Или сбору «порт» предусмотреть с крышкой герметичной. Вопрос решается просто элементарно!

                          Вы под машину хоть раз зимой заглядывали? А сама крышка как, замерзать и плохо открываться не будет? Или будет специальная команда вместо автоматической системы?
                          На сегодня такие системы для легковых автомобилей тестировались в США и Израиле, не самые холодные страны по сравнению с Московой.

                          Кроме того, аккумулятор будет тяжелый, его располагать надо так, чтобы он не переворачивал автобус (у них есть тест на опрокидывание, его пройти надо перед допуском к производству). Самое нормальное место — внизу. Вы сбоку его как выгружать будете? И какая у него будет конструкция?

                          Элементарно это ровно до тех пор, пока не задумываешься серьезно.


                          1. MyFearGear
                            03.11.2015 20:18

                            Ну вот опять. Зачем пихать крышку в самое говнище? Других мест нету?) Можно допустим предусмотреть порт в боку, на высоте сантиметров 20-30, поставить плоский порт для подключения, рельсы, будет вообще самое оно!
                            Развесовку тоже никто не мешает продумать. В крайнем случае колёсико выставляемое поставить. Не вижу принципиальных проблем.


                            1. idiv
                              03.11.2015 21:23

                              >Не вижу принципиальных проблем.

                              Учитывая, что такого для автобусов не делают, то что-то принципиальное есть.
                              Например, нет ни одного коммерчески успешного варианта для легковых вариантов с заменой аккумулятора, хотя там вес вообще небольшой.


                              1. MyFearGear
                                04.11.2015 00:49

                                Звучит как «Все, что могло быть изобретено, уже изобрели» ( приписывается товарищу Charles H. Duell – специальному уполномоченному американского Бюро Патентов, 1899г)

                                :D

                                Относительно новая область, ещё изобретать и изобретать… Как впрочем и везде.


                                1. idiv
                                  04.11.2015 09:46

                                  Там нового ничего нет, только старые проблемы вроде «как манипулировать этой трехтонной батареей с высокой точностью». Потому и не делают.


            1. tzlom
              01.11.2015 18:59
              +2

              Если поддерживать сеть в нормальном состоянии, то разницы нет или она в пользу троллейбуса.

              Есть вполне конкретные требования к скорости прохождения участков, чтобы их изменить — нужно разработать и установить новые типы стрелок и разъёмных соединений. Конкретно по скоростям — перекрёстки 20 км/ч, стрелки 10 км/ч, разъёмы разводных мостов — 5 км/ч, плюс как писали выше при прохождении стрелок нужно контролировать скорость движения в зависимости от выбранного направления движения.

              Так и автобус не сильно отклоняется от маршрута.

              Зато может объехать ДТП на первых 2х полосах.

              На замену приходит обслуживание мощной подстанции на каждой из ночных стоянок электробусов.

              Вот вам фоточка, количество тяговых подстанций можете сосчитать самостоятельно http://transphoto.ru/photo/651096/, троллейбусных парков — 8.

              Перебой в электроснабжении — и утром ни один электробус не выехал.

              И троллейбус тоже, надо понимать что для ДС перебой электроснабжения — экстренная ситуация

              Зато или должен стоит раза в 3 дороже троллейбуса, или нужно установить кучу станций быстрой подзарядки.

              У троллейбуса есть серьёзный электротехнический недостаток — он не заземлён. Это требует множества дополнительных изолирующих элементов что раздувает его стоимость. Ещё можно вспомнить что в нём стоит сложное оборудование преобразования тока, тоже стоит денег и весит не мало. Вообщем я про то что троллейбус сам по себе не дёшев плюс расходы на тяговые подстанции и контактные сети

              может применять рекуперационное торможение

              Может, но на сколько я знаю ДС-1 троллейбусы не оборудованы этой системой т.к. существующие решения имеют экономический эффект только в гористой местности. Возможно я не прав.

              С троллейбусом нет сравнений вообще, потому как если сеть существует — электробус не нужен

              Тогда почему остались автобусы? С точки зрения экономической выгоды — выгоднее всех пересадить вообще на трамваи.

              небольшой аккумулятор или двигатель поможет преодолеть расстояние до рабочего участка

              сейчас многие (но не все) оборудованы системой позволяющей около 10 секунд ехать оторвавшись от провода если до этого разогнаться до 10км/ч, так можно объехать какие-нибудь препятствия и хоть как-то избежать остановки на перекрёстке (в месте пересечения контактных линий питания нет, если подрезать троллейбус при прохождении этого участка он там так и останется ждать тягача). Но это если говорить о ДС. В том же Новосибирске есть троллейбусы с длительным временем автономного хода, но всё таки им приходится значительное время и к контактной сети быть подключенными. По большому счёту это среднее между электробусом и троллейбусом, правда без плюсов и того и другого, переходный вариант.


              1. wormball
                01.11.2015 21:30

                > нужно разработать и установить новые типы стрелок и разъёмных соединений

                Всё уже давно разработано. http://samara-ru.livejournal.com/8081855.html


              1. idiv
                02.11.2015 08:46

                >>Есть вполне конкретные требования к скорости прохождения участков, чтобы их изменить — нужно разработать и установить новые типы стрелок и разъёмных соединений. Конкретно по скоростям — перекрёстки 20 км/ч, стрелки 10 км/ч, разъёмы разводных мостов — 5 км/ч, плюс как писали выше при прохождении стрелок нужно контролировать скорость движения в зависимости от выбранного направления движения.

                А почему вы сравниваете текущую ситуацию и будущее? Это в корне неверно.
                Правильный подход — расчет инвестиций в модернизацию сети/троллейбуса и закупка абсолютно новой техники (электробусов) и инфраструктуры к ней. Это касается практически всех ваших аргументов — подстанции нужны другие, рекуперация — нужно купить новый троллейбус, троллейбус с небольшим аккумулятором будет дешевле электробуса, в электробусе хватает своего недешевого оборудования и так далее.

                А насчет заземления — а электробус в каком месте заземлен будет?

                >>Тогда почему остались автобусы? С точки зрения экономической выгоды — выгоднее всех пересадить вообще на трамваи.

                И снова экономика. В принципе есть несколько методик определения, что выгоднее использовать. Иногда автобус выходит выгоднее, чем ставить новую подстанцию.

                >>Так и автобус не сильно отклоняется от маршрута.
                >Зато может объехать ДТП на первых 2х полосах.

                ДТП вроде тоже не регулярная ситуация, а ЧП. Тут вопрос в реакции соответствующих служб, чтобы быстро приехали, описали, оказали помощь и убрали с дороги машины.

                >>Вообщем я про то что троллейбус сам по себе не дёшев плюс расходы на тяговые подстанции и контактные сети

                Еще раз — если контактная сеть есть, то ее не нужно строит с нуля нанимать новых специалистов для обслуживания, только расширять. Она выйдет дешевле, чем внедрять электробусы.
                Советская система общественного транспорта в этом плане очень даже хороша, главное вместо прожектов и попилов в нее деньги вкладывать, а не бездумно идти по пути «о, электробус, давайте его вместо троллейбуса внедрим». Электробус в мире — замена автобуса, а не троллейбуса. Если последний есть — это просто отмыв денег.


              1. Urvin
                02.11.2015 09:40

                Есть вполне конкретные требования к скорости прохождения участков, чтобы их изменить — нужно разработать и установить новые типы стрелок и разъёмных соединений.

                Давно пора заменить устаревшее в 60-х оборудование


      1. ivan386
        01.11.2015 12:27

        Можно ему просто добавить аккумулятор?


      1. idiv
        01.11.2015 12:53

        >в некоторых тоннелях постоянно вижу как сорвавшийся троллейбус усы назад ставит — потолок низкий.

        Угадайте, что дешевле — сделать специальную жесткую систему под мостом и/или немного изменить форму контакта или полностью заменить маршрут троллейбусов на электробусы?


    1. Darthman
      02.11.2015 12:00

      Надо делать как в пекине электробусы-троллейбусы. В центре ездят от аккумулятора, а при выезде за «садовое» одевают рога.


      1. idiv
        02.11.2015 12:45
        +1

        А в Цюрихе обычные троллейбусы в центре ходят. А в Вуппертале есть троллейбусы с ДВС для участков без проводов.
        Может нужно просто посчитать экономику вариантов, а потом гнаться за электробусами и прочими инновациями?
        И зачем заменять отличную идею другой, которая пока еще довольно спорная в плане сравнения с обычным автобусом?


  1. Gumanoid
    01.11.2015 12:46
    +1

    потому что троллейбусы на Садовом кольце немобильны и создают проблемы для участников дорожного движения

    Основная проблема в том, что все стрелки управляются изменением потребления тока. То есть, чтобы поехать в одну сторону надо нажимать «газ», а чтобы поехать в другую надо его отпускать.

    При хорошей контактной сети и стрелках, никаких проблем троллейбусы не создают: youtu.be/yspsFpcIHgU


    1. makaroff
      01.11.2015 16:01
      +2

      Задание всем! Посчитайте на видио количество припаркованных авто ;)


      1. Gumanoid
        02.11.2015 00:01

        Так это припаркованные авто мешают троллейбусам, а не троллейбусы другим участникам движения.


  1. Gnuava
    01.11.2015 14:29
    +2

    Они уже года два или три с этими самыми электробусами носятся, как с писаной торбой, уже два или три маршрута под них сократили со снятием контактной сети.
    Мое самоличное мнение — в текущем концепте, без тролле ?й, ака без подпитки от КС, смысла в электробусах будет мало. Нужен комбинированный вариант: где есть контактная сеть, там ее и пользовать, где нет КС, там пользовать аккумуляторы. Благо, в тех же Европах уже есть подобные комбинированные маршруты.


  1. PerlPower
    01.11.2015 18:55

    Будучи в Севастополе видел интересную картину — там сделали троллейбусы с аккумуляторами, которые большую часть маршрута едут от штанг, но могут 20 км ехать от аккумуляторов. Мало того, это не только новые модели, но и переоборудованные старые Зиу-9, которым приварили аккумуляторы на крышу. Это очень знаковый момент — раньше я никогда не видел, чтобы старье 20-летней давности кто-то переводил на электротягу, ну кроме энтузиастов, которые денег не считают.


  1. Vilgelm
    01.11.2015 20:18

    У нас (Барнаул) нечто подобное уже с год катается. Там где есть троллейбусная линия они едут как обычные троллейбусы (на «рогах»), там где ее нет от аккумулятора. Планировали запустить такие рейсы в пригород, но пока все еще тестируют. Зато продлили один маршрут почти в половину, стало довольно удобно. И внутри намного тише по сравнению с обычными советскими троллейбусами и любыми автобусами.


  1. mambet
    01.11.2015 20:48

    «Сейчас нет ни одного элекробуса в мире, про который можно было бы сказать, что это серийная модель», – пояснил Евгений Михайлов, на вопрос журналистов о причинах неисправностей электробусов «ЛиАЗ».

    en.wikipedia.org/wiki/BYD_electric_bus
    www.bloomberg.com/news/articles/2015-04-27/china-s-byd-wins-its-biggest-electric-bus-order-in-u-s-


  1. Mox
    01.11.2015 23:33

    Была же тема с электробусами на суперконденсаторах, которые заряжаются на каждой остановке. Имхо — идеальный вариант.


    1. mambet
      02.11.2015 10:14
      +1

      Когда искал про китайские электроавтобусы, натыкался на упоминание этих capabus'ов, но у меня создалось ощущение, что это была опытная партия, которая в серию не пошла. Причин, к сожалению, найти не удалось.


  1. DmitrySpb79
    02.11.2015 10:36
    +1

    Полуоффтоп, не знаю как правильно называется, в Вене видел такие автобусы:

    Фото