Российское аналитическое агентство «АВТОСТАТ» (г.Тольятти) подсчитало, что в январе-октябре 2015 года в России было зарегистрировано только 89 новых электромобилей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года данный показатель снизился более чем на 40% (за 10 месяцев 2014 года было зарегистрировано 152 новых электромобиля). Отметим, что даже два года назад в 2013 году в России было зарегистрировано 96 новых электромобилей.

Традиционно самым популярным электрокаром в России стал Tesla Model S (цена более $100 тысяч). За 10 месяцев было зарегистрировано 51 электромобиль Tesla, а за аналогичный период 2014 года – 72 (снижение на 29%), а в 2013 году – 8 машин. Второе место среди новых автомобилей с электрическим мотором в России неожиданно заняла El Lada производства ОАО «АвтоВАЗ» (14 машин продано за 10 месяцев 2015 года). Далее позиции распределились следующим образом: третья строчка за Nissan Leaf (13 электромобилей), четвертое место у BMW i3 (6 машин), пятое – Mitsubishi i-MiEV (4 автомобиля). Еще в 2015 году был зарегистрирован один компактный электрокар – Renault Twizy.
Директора аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков заявил, что не смотря на общемировой тренд по росту продаж электромобилей, в ближайшем будущем в России данный сегмент автомобильного рынка не получит существенного развития. «У нас такие автомобили еще долго будут оставаться экзотикой. Обычно их покупают автовладельцы с большими парками в качестве еще одной дополнительной машины, не предполагая ежедневной эксплуатации» – сообщил С.Целиков.
Отметим, что в России в последнее время уже запущено немало инициатив, направленных на развитие электромобилизации в стране, о чем мы постоянно сообщаем, как например, тут, там, здесь или вот здесь. Однако электромобили в России всё еще остаются невостребованными и пока не ясно, когда наступит изменение отношения к ним у российских автомобилистов.
Иллюстрация отсюда.

Комментарии (49)


  1. Eureka
    05.12.2015 10:58
    +22

    Обвал рубля (биржевой курс доллара сейчас более 68 рублей, а пару лет назад был в два раза меньше) — вот основная причина, ничего удивительного не происходит.


    1. esc
      06.12.2015 10:42
      +1

      И еще климат, ограниченная инфраструктура и огромные территории, которые не всегда способен преодолеть электрокар на одном заряде. Для понтов в Москве бы, конечно, брали, если бы не обвал рубля.


    1. tangro
      06.12.2015 14:05
      +1

      Ничего подобного. Основная причина — сверхдешёвый бензин. В Украине курс упал в 3 раза, а население меньше в 4 раза, тем ни менее электромобилей за аналогичный период 2015-го года продано в 2.5 раз больше, чем в России.


      1. Dimmerg
        07.12.2015 14:55

        А где он сверхдешевый? В долларовом эквиваленте да, дешевле сильно стал, но большинство населения в России зарплату получают в рублях и бензин покупают за рубли — для них ничего не поменялось.


        1. tangro
          07.12.2015 17:24
          +3

          А он у вас к чему ни меряй — сверхдешёвый. Не нравится доллар — ну давайте мерять к официальной минимальной зарплате (той самой, которую население получает в рублях). Как подсказывает гугл и калькулятор, на минимальную зарплату в России можно купить 186 литров 95-го, на минимальную зарплату в Украине — 71 литр 95-го. Заметили — разрыв как-раз примерно в 2.5 раза. Вот он и выливается в пропорции покупки электромобилей.


  1. nik_vr
    05.12.2015 11:00
    +11

    Сарказм:\> И почему бы это такие бюджетные э-мобили, как Tesla и иже с ней, у нас спросом не пользуются?..

    PS. Попавшая в статистику Ellada вообще в рознице не продаётся.


    1. ivansychev
      05.12.2015 17:01

      Я тоже заметил эту цифру странную, ведь я в этом году звонил в салонах и спрашивал, сколько она стоит и где купить. Говорили, что можно на тест-драйв взять, но в продаже пока нет.


    1. Sadler
      05.12.2015 19:56
      +6

      Ага, судя по медианной зарплате за 2015 год (около 24к рублей или около $350), на новенькую Tesla Model S придётся копить всего лишь 24 года, отказывая себе в жилье, питании и всём остальном. Это за железку, которая в российских реалиях (климат, дороги, другая инфраструктура) не больно-то удобна и эффективна. И чего это она не продаётся?


      1. warner
        05.12.2015 23:19
        +3

        24 года копил, купил, а потом ещё на транспортный налог копить (400+ лошадей * 150 р/л.с. = 60 с лишним тысяч рублей). И, возможно, под налог на роскошь попадает (авто дороже 3 млн. рублей).


  1. lakegull
    05.12.2015 11:53
    +3

    Нефтяному бизнесу электромобили вообще не сдались, поскольку денег не приносят, а только уменьшают прибыль от продажи нефтепродуктов.


  1. Eureka
    05.12.2015 12:08
    +2

    третья строчка за Nissan Leaf (13 электромобилей)
    На Дроме насчитал 26 активных объявлений по Лифу размещенных в ноябре/декабре, причем, только за ноябрь числится 5 проданных автомобилей этой марки (за десять месяцев получается 50, если продажи шли более-менее равномерно). Это при том, что неактивные объявления могут просто удаляться продавцами и мы видим лишь верхнюю часть айсберга на одном из автомобильных сайтов.


    1. nik_vr
      05.12.2015 13:12
      +4

      «АВТОСТАТ» из г.Тольятти считает лучше, чем мы — рядовые пользователи Хабра. Особенно когда речь идёт об
      электромобилях, которые один небезызвестный завод из г. Тольятти всё никак не соберётся выпустить серийно. А сейчас, вроде как, получается, что такие машинки и не нужны никому.


      1. ivan386
        05.12.2015 22:03
        +1

        Так наверно они решили что не нужно никому и выпускать не надо. Газпрому не нужны, нефтянникам не нужны, только энергетики думают.


    1. TipTop
      05.12.2015 17:44

      Праворульные японские авто ввозятся полулегально, и вряд ли их продавцы передают куда-либо информацию о продажах. Плюс, продажи автомобилей весьма сезонны, и делать экстраполяцию на год будет некорректно. Оценивать по дрому это погрешность минимум плюс-минус полпорядка.


    1. ZyUbRa
      06.12.2015 02:37

      Речь в статье о новых автомобилях, а ваших объявлениях б/у и почти все объявления с дальнего востока.


  1. panc
    05.12.2015 13:37
    -3

    Так инфраструктура не готова. В Санкт-Петербурге только две электро заправочные станции, в Пулково и в галерее. А если бы обязать всех крупных тц установить у себя на паркингах одну-две электро заправочные станции, уже появился бы интерес.


    1. link26
      05.12.2015 16:31
      +2

      Точно, и не только ТЦ, но и у каждой заправки тоже. Иначе лицензию отберут, вот это был бы разговор.


    1. TipTop
      05.12.2015 17:41
      +1

      По данным Теслы 80% пользователей заряжают автомобиль только дома. У нас для этого нужно минимум жилье бизнес-класса


      1. f5623
        05.12.2015 17:59
        +3

        Учитывая эту специфику, у нас надо выпускать и субсидировать электрониву или электроладу4х4. Или электротрактора, электроснегоходы, электроквадроциклы. Т.к. для жителей спальных районов это еще долго будет не интересно. А по деревне ездить отлично. Розетка в деревне ближе, чем заправка.


        1. TipTop
          05.12.2015 18:45

          Учитывая современную специфику, нужно делать сверхдешевые электромобили, что пока невозможно. Сейчас по деревням ездят на ниве, потому, что она кардинально дешевле любых аналогов. Некоторые мастера ездят и на оке, потому что нужно экономить каждый рубль. В условиях, когда даже резко возросла угоняемость автомобилей дороже 500к никто не готов вкладывать лишние средства в «будущее».


          1. BelBES
            06.12.2015 12:18

            В условиях, когда даже резко возросла угоняемость автомобилей дороже 500к

            Хм, а это откуда такая информация?


    1. proenergo
      05.12.2015 19:28
      +1

      В Питере по данным приложения PlugShare 6 зарядок в самой северной столице и еще одна в довольно интересном месте… Видимо, там электромобили есть, раз есть электрозаправка


    1. Grox
      05.12.2015 22:11
      +5

      Не нужно никого обязывать. Это плохая практика.


    1. vanxant
      06.12.2015 04:44

      Простите, а кто должен оплатить банкет, в смысле «обязательную установку заправочных станций»?
      Очередной Платон под это дело создать?


      1. ZyUbRa
        06.12.2015 09:22

        Простите, а кто должен оплатить банкет

        Ну вообще, безотносительно конкретики, обязывать застройщика делать что-то полезное, это стандартная практика. Это может быть одним из условий выделения участка, либо упрощения/удешевления подключения к сетям. При постройке производства в каком-либо населенном пункте, могут поставить условие построить детский сад например, или опять же к примеру обязанность обеспечить определенное количество парковочных мест возле жилого дома (к сожалению здесь нормативы неадекватно маленькие), или благоустройство территории, детские площадки и т.д.
        Так что это вполне нормально, в обмен на выделение земли или условий под коммерческую деятельность, требовать создавать что-то социально полезное.


        1. Mixim333
          06.12.2015 10:09
          +1

          А потом все эти затраты застройщика выльются в стоимость квадратного метра и если за детский сад я еще заплатить согласен, то за электро-заправочную станцию — нет, спасибо


          1. ivan386
            06.12.2015 10:35
            +2

            Разве она много будет стоить с учетом что электричество подводить и так будут. Трансформатор, счетчик, розетка.


            1. vanxant
              06.12.2015 10:54
              +1

              … а также две телеги согласованных проектов, сертификатов и лицензий, плюс сотрудник 24/7, плюс регулярные проверки пожарников и т.п.
              Ну и поинтересуйтесь, сколько стоит подключение к электросети 100 кВт мощности для юрлиц., например.


              1. proenergo
                06.12.2015 11:37

                На минуточку, быстрая зарядка (постоянного тока) — до 40-45 кВт, а обычные зарядки переменного тока: однофазная — до 10кВт, трехфазная — около 22 кВт (до 40 кВт есть образцы, в основном используется на 22 кВт). Т.о. 2 «колонки» трехфазных на зарядной установке — до 50кВт или же электрозарядка постоянного тока — тоже до 50кВт. Электрические сети должны «принять», на мой субъективный взгляд, эти 50кВт весьма безболезненно, даже в районах со сложной ситуацией с наличием резервов электрической мощности.


                1. vanxant
                  06.12.2015 14:28
                  +1

                  Ну ок, раз уж вы проэнерго: сколько стоит подключение 50кВт мощности для юрлица в ЦФО? Порядок цифр?


                  1. Mad__Max
                    08.12.2015 04:14

                    Пару лет назад было порядка 50к руб за каждый кВт.

                    Правда это можно частично отбить увеличив цену кВт*ч взимаемую с заряжающихся относительно цены закупочной. Все равно даже с 50-100% наценки это все равно в несколько раз дешевле покупки бензина. Сотрудников отдельных конечно не нужно — почти везде и всегда небольшие зарядки делают полностью автоматическими — с оплатой по карте, пока не оплатишь зарядка просто не включится.


          1. ZyUbRa
            06.12.2015 12:52

            А потом все эти затраты застройщика выльются в стоимость квадратного метра

            Вы до конца читаете?
            Я же написал, одно из условий выделения участка, либо льгот на подключение к коммуникациям. Т.е. застройщик вместо оплаты земли (или ее части) обязуется что-то построить, муниципалитет вместо того что бы крутить деньги (т.е. сначала продавать землю по полной стоимости, а потом вкладывать эти деньги в создание социальной инфраструктуры), сразу получает готовый к эксплуатации объект. Вопрос заинтересованности муниципалитета, но если предложить застройщикам тех же торговых центров создавать зарядную инфраструктуру в обмен на льготное подключение к мощностям, то они только рады будут.


            1. vanxant
              06.12.2015 14:30

              Льготное подключение к мощностям это вы как себе представляете?
              А мощности трансформаторов и ЛЭП — они сами по себе из воздуха льготно нарисуются?
              Или поднять плату за электричество каким-нибудь унылым заводам, как у нас принято? Чтобы фрики заряжали свои электрогаджеты?


              1. ZyUbRa
                06.12.2015 15:12
                +1

                Льготное подключение к мощностям это вы как себе представляете?

                Хорошо представляю. В курсе как выделяют мощности под новый объект застройки? Арифметика простая, хочешь 0,5 мВт, построй подстанцию на 1 мВт.
                Вы определитесь, либо государство должно способствовать развитию электротранспорта, либо пусть он барахтается как сможет. Если должно, то это делается различными видами субсидирования, которое так или иначе идет из бюджетных доходов (в т.ч. в некоторой части с наших с вами налогов). Субсидирование может быть в виде выделение мощностей, когда строить новую подстанцию будет не застройщик, а муниципалитет, но под обязательство застройщика обеспечить какую-либо инфраструктуру.
                Либо другой вариант, муниципалитет может отдавать в пользование существующие, но не используемые объекты, с уже подведенной мощностью, но не за деньги, а за обязательства что-то создать.
                Вариантов множество, вопрос заинтересованности общества и как следствия заинтересованности государства.


                1. vanxant
                  06.12.2015 15:31
                  +1

                  А чего определяться-то? Я против того, чтобы государство за мой счёт способствовало развитию любого личного транспорта. Хоть электрического, хоть авто. Личная повозка — не предмет первой необходимости, чтобы её субсидировать. Не хватает денег? Значит метро твой выбор. А если вдруг у государства появятся лишние деньги на транспорт — пусть лучше дороги строят, это общественное благо.


                  1. ZyUbRa
                    06.12.2015 15:56
                    +1

                    Я против того, чтобы государство за мой счёт способствовало развитию любого личного транспорта

                    пусть лучше дороги строят

                    Как то не сходится)
                    Че уж там, тогда к черту все, и дороги (кроме полосы для автобусов) и велодорожки и парковки)
                    А то иж ты, на личных велосипедах/мопедах/автомобилях разъездились! Всех в автобусы/трамваи!))

                    Субсидирование электротранспорта — это не только вложения в развитие личного транспорта, но еще и в городской воздух, которым вполне общественно дышат все)


        1. Lorien_Elf
          07.12.2015 13:52
          -1

          >определенное количество парковочных мест возле жилого дома (к сожалению здесь нормативы неадекватно маленькие)
          К счастью.


          1. ZyUbRa
            07.12.2015 18:50

            К счастью.

            К счастью маленькие? Т.е. текущая ситуация когда авто припаркованы где угодно, чуть ли не на головах друг у друга, вас устраивает?)


            1. Lorien_Elf
              08.12.2015 12:01

              Вы думаете, что если сделать больше парковок, то чудесным образом перестанут парковаться друг у друга на головах?
              maxkatz.livejournal.com/459891.html


              1. ZyUbRa
                08.12.2015 13:02

                Хорошая статья. И никак не противоречит тому о чем я говорю)
                «Норматив» на парковки, это не обязательно «заставить застройщика построить больше парковок», это значит, что при выделении участков под застройку, администрация должна представлять, где именно расположить ту самую платную парковку или гаражи под выкуп, как распределить транспортный поток до этих мест, какие меры предусмотреть что бы машины не ставили «на головах». И эти нормативы должны быть адекватными текущей (и перспективной" ситуации с количеством личного транспорта.


                1. Lorien_Elf
                  08.12.2015 14:15

                  Ну так-то конечно да :) простите, резанули «неадекватно маленькие нормативы», в первую очередь именно о количестве мест подумал, а не об адекватности самих нормативов.


  1. potan
    05.12.2015 19:40

    «Обычно их покупают автовладельцы с большими парками в качестве еще одной дополнительной машины, не предполагая ежедневной эксплуатации» — по моему наоборот, для ежедневных поездок электромобиль подходит лучше, а для дальних требуется бинзиновый.


  1. dedmazzay
    06.12.2015 06:04
    +5

    Вообще-то ВЕСЬ рынок автомобилей снизился более чем на 30% при прогнозе более 40%.

    Можно такие же цифры привести про, допустим, Вольво. У них упали продажи на 55% за январь-октябрь.

    При чем тут электромобили?


    1. DjOnline
      06.12.2015 14:18
      -1

      Ну так журналистам выгоднее за 3 статьи деньги получить (снизились продажи электокаров, снилизись продажи бензиновых, и снизились продажи всех автомобией), чем за одну статью.


  1. gene4000
    06.12.2015 07:33
    +1

    А количество машин с ДВС насколько меньше зарегистрировано?


  1. Areso
    06.12.2015 11:40
    +1

    Просто в масштабах страны эти цифры (сотня машин в сумме) говорят лишь о том, что населению это не интересно по разным причинам. Зарядки, большие расстояния, большой ценник, и т.д.
    Хотя думаю, машин в этой ценовой категории реализовали не так уж и мало (хотя и там рынок просел по понятным причинам).


    1. ZyUbRa
      06.12.2015 18:46
      +1

      Хотя думаю, машин в этой ценовой категории реализовали не так уж и мало

      Электромобиль дорого. Бензин в этой ценовой категории это уже машина совсем другого класса.
      Самый доступный электромобиль на нашем рынке это Mitsubishi i-MiEV, стоит миллион (с небольшим хвостиком после добора опций типа ковриков). Машинка размером с матиз/спарк (совсем чуть чуть больше) и запасом хода 150 км. в идеальных условиях т.е. только город. При этом топовый спарк с автоматом стоит на 400 тыс. дешевле, а узбекский матиз на 600, и оба позволяют хотя бы на дачу съездить. Электромобиль конечно выйдет дешевле по топливу, но учитывая расход матиза/спарка, окупаться разница будет лет сто.
      А за миллион можно получить уже хороший седан/универсал в неплохой комплектации, либо младшие кроссоверы, что в качестве основного (единственного) автомобиля в семье будет гораздо удобнее. А в качестве второго авто чисто для города, электромобиль дороговат для средней семьи.
      Если бы удалось утрамбовать цену подобной мицубиськи хотя бы в текущую стоимость спарка (550-650 тыс.), продажи шли бы гораздо живее.


  1. Finesse
    07.12.2015 03:49

    Не удивительно. Электромобили либо визуально не привлекательные, либо очень дорогие.


  1. DieSlogan
    08.12.2015 09:32

    Российское аналитическое агентство «АВТОСТАТ» (г.Тольятти)


    Меня терзают смутные сомнения в объективности аналитики.