Два года назад со мной произошла интересная в профессиональном плане история. Мне выдалась возможность стать деканом нового факультета на известном образовательном портале. Кроме полученного опыта, который полезен в моей работе, я узнал как устроены онлайн-курсы изнутри, насколько они эффективны и что может их испортить.
Рассказ логично начать с того, как и почему появились онлайн-курсы: понятно, что потребность в них была не всегда. Например, в нулевых в СНГ программистами были, в основном, самоучки, которые постигали профессию методом проб и ошибок, много экспериментировали, а источником знаний для них служили книги и форумы (тот же Stack Overflow появился только в конце 2008 года и ещё несколько лет набирал обороты). В АйТи приходили не за деньгами, а из интереса — работа была логичным продолжением юношеского хобби. Многих ныне популярных профессий тогда или не было, или они были мало распространены: QA, DevOps, UX/UI. А разделение на фронтенд и бэкэнд в веб-разработке было достаточно редким явлением.
Если в СССР желанной профессией была профессия инженера, то сейчас это, без сомнения, айтишник. Во многом благодаря уровню зарплат. При этом не учитываются сопутствующие профессии ментальные проблемы (если проще, «беды с башкой»), которые неминуемо настигают каждого. Но раньше даже не было термина «айтишник», вместо него использовали «программист» или «компьютерщик», что могло означать вообще всё что угодно: от продавца в магазине электроники до автоматизатора, пишущего на ассемблере. В целом, «компьютерщик» воспринимался как гик в засаленном свитере и зачастую соответствовал этому стереотипу. Престижной эту профессию никто не считал, девушки сторонились гиков, а девушка-гик была большой редкостью.
ВУЗы были и остаются хорошим подспорьем для подготовки IT-специалистов, но их учебные программы настолько далеки от потребностей рынка, что специалисты, закончившие обучение по программам в духе «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», в массе своей едва ли могли претендовать даже на место стажёра. Тем временем, к началу десятых годов спрос на айти-специалистов рос, вместе с ним росли и зарплаты: всё больше людей начали смотреть в сторону информационных технологий.
В это время и появился спрос на обучение ремеслу разработки, тестирования и доставки программных продуктов. Предложения же не было никакого. Рынка онлайн-курсов не было как такового.
Я думаю, что Александр Никитин, основатель «Школы программирования», не особо задумывался о рынке и спросе. Его мотивация была другой: просто поделиться своими знаниями в программировании, разработке сайтов. Это даже стартапом нельзя было назвать, просто один чувак вёл вебинары для других. Позднее к проекту присоединился Гайк Айрапетян, который занялся «предпринимательской» стороной вопроса. История развития школы сама по себе интересна, но я знаком с ней понаслышке и оставлю её за рамками этой статьи. Но важно понять изначальную мотивацию создания первой онлайн школы программирования — передавать знания другим людям.
В какой-то момент, когда рынок онлайн-курсов начал формироваться, бизнесу стал очевиден спрос и большие перспективы, «Школой программирования» заинтересовался Mail.Ru, который хорошо инвестировал в проект, выделил офис, помог с ребрендингом и раскруткой. Тут начинается история мощного взлёта GeekBrains (для удобство дальше буду называть его просто GB) как бизнеса и падения как школы программирования.
За 2020 год компания получила доход свыше миллиарда рублей. Неплохой рост за 10 лет. Отмечу, что в 2020-м году GB ещё сохранял изначальный дух стартапа и свойственную стартапам свободу, и я имел возможность убедиться в этом лично, т.к. именно в это время присоединился к команде разработки новой LMS в качестве фронтенд-разработчика.
Александр с Гайком построили интересную систему самоуправления в компании: все делились на команды. Были команды направления обучения (дизайн, программирование и т.п.), были команды разработки (команда монолита, команда разработки LMS), команды маркетинга и другие. У каждой команды были менеджеры, у которых была свобода принимать важные решения, распоряжаться бюджетом. При этом каждый член команды мог предложить свою идею и взяться за её реализацию. Основной, если не единственной метрикой работы команды был результат и результат в большинстве случаев был. Команды взаимодействовали друг с другом, придумывали совместные акции, проекты, интеграции. Никто не знал куда движется GB, не было чёткого понимания того, куда мы идём. Компания напоминала колониальный организм, в котором клетки самостоятельны, но который постоянно развивался и двигался к успеху.
Через полгода после трудоустройства в общем чате GB в Cлаке я увидел сообщение, в котором продюсер юнита (юнитами называются команды направления обучения) программирования попросила среди знакомых поискать кандидатов в деканы для нового факультета Fullstack JavaScript разработки. Стоит отметить, что нанимать деканов, авторов курсов и преподавателей в GB предпочитают со стороны. Официально причину никто не озвучивал, но я слышал ряд предположений от коллег. Во-первых, нанятый со стороны человек — это свежая кровь. Во-вторых, не смотря на то, что занятость обещают в среднем час в день, на деле выходит больше и компания не хочет отнимать время собственных сотрудников на менее оплачиваемый part-time. В-третьих, так выходит дешевле: по договору ГПХ не нужно отчислять в ПФ, ФФОМС и ФСС. Да и вообще, в GB было правило не платить за преподавательскую деятельность штатным сотрудникам. И это правило отменили, как раз когда я стал деканом (Камилла, спасибо ????).
Я предложил свою кандидатуру, прошёл собеседование, после чего получил своё первое задание — разработать верхнеуровневую программу факультета. Нужно было описать следующее:
Что должен уметь выпускник факультета;
Список курсов, разбитый на блоки в порядке преподавания студентам;
Цель и описание для каждого блока курсов;
Навыки, которые должен получить студент, по окончании каждого курса;
Идеи практических работ для каждого курса;
Дополнительные (факультативные) курсы.
Представьте, что есть человек, достаточно далёкий не только от веб-разработки, но и от IT в целом. За полтора года его нужно научить HTML и CSS, разрабатывать сайты и веб-сервисы на языке JavaScript, объяснить что такое СУБД, научить составлять SQL запросы, объяснить что такое кэширование, где и как его правильно применять. React, HTTP, TypeScript и ещё куча всего. И всё это нужно сделать последовательно, так чтобы материал не ошарашивал непонятностью. При этом первые занятия должны быть захватывающими и воодушевляющими, чтобы дать студенту хороший заряд для дальнейшего обучения. Мне эта задача показалась крайне интересной. Это такая же инженерия, только про то, как передать человеку знания.
Разумеется, я работал не один. Мне всегда помогали и наставляли меня на путь истинный мои товарищи: наставник Олег, декан факультета «Веб разработки», методистка Ася и продюсер Камилла. На созвонах мы обсуждали последовательность курсов, какие курсы можно взять из существующих, а какие нужно переделать. Обсуждали необходимость создания новых курсов, решали что должно войти в основную программу, а что можно предложить в качестве факультатива.
После утверждения программы, мы приступили к найму авторов для написания новых курсов и переработки существующих. На некоторые курсы авторы нашлись из нашего гикбрейнсовского пула преподавателей и авторов. Но, в основном, авторов пришлось рекрутить. Поиском и организацией собеседований занималась рекрутер, а мы с Олегом проводили техническую часть собеседований.
Пожалуй, самое сложное в работе декана — это работа с авторами. От автора курса требуется разработать методички для каждого урока в курсе. Методичка должна содержать цель, план урока, изложение урока (с иллюстрациями и дополнительными материалами, если требуется), домашнее задание, дополнительное домашнее задание, список полезных ссылок и используемой литературы. Обязательно нужно подготовить презентацию для вебинара. Кроме того, методический материал должен, что логично, отвечать требованиям к учебно-методическим материалам. То есть, написать методичку это не тоже самое, что написать, например, статью на Хабр: требования к изложению, тексту достаточно строгие. И вот тут начинаются проблемы.
Разумеется автор не остаётся один на один со своей задачей. По каждой методичке проводилось, как минимум, два созвона с участием декана/ов и методиста, где мы помогали автору пойти в правильном направлении, корректировали его, пытались объяснить, если он что-то не понимал. Для нас это был процесс постоянного вычитывания, поиска ошибок, постановки себя на место студента. Один курс содержит от восьми до двенадцати уроков. Методичка для каждого урока — это 15-25 листов. Объём работы был приличный.
Иногда мы не могли договориться с авторами и нам приходилось прекращать сотрудничество. Вот один из ярких примеров: нам повезло нанять очень опытного коллегу в авторы по ТРБД, с приличным опытом в академической среде. К сожалению, в силу его опыта, берущего начало ещё в годах 70-х, он писал тексты, которые были бы непонятны нашей аудитории. В качестве примера пользы от индексации он приводил бумажный телефонный справочник. Мы пытались объяснить, что сейчас не все смогут даже дисковым телефоном воспользоваться, а телефонный справочник тем более никто не видел. И всё в таком духе. Многочисленные созвоны и уговоры не помогли.
Параллельно с созвонами в контексте работы над методическими материалами начались технические собеседования с преподавателями, которые должны были вести вебинары. В силу специфики рекрутинга преподавателей, на 10 технических собеседований мне удавалось найти одного-двух подходящих кандидатов. Из-за этого в неделю у меня было по три собеседования. Всего за время своего деканства я провёл приблизительно 150 собеседований и основательно прокачал навык ведения собеседований. А с рекрутером Ирой мы общались настолько часто и много, что наше общение переросло в дружбу.
И, опять же, параллельно с этим я занимался разработкой курса по основам программирования, подготовкой текстов для статей, комментариев и сопутствующей работой по факультету. Основная 8-часовая работа программистом в GB при этом никуда не делась. В какой-то момент я устал настолько, что проснувшись утром я сказал себе, что мне срочно нужно отдохнуть. Я этим же днём взял отпуск на неделю на основной работе и на факультете и три дня провалялся в кровати, глядя в потолок, вставая только для того, чтобы попить и сходить в туалет. Потом вернулся к работе с новыми силами. К слову, за полгода работы деканом я похудел с 84 до 68 килограммов.
Не смотря на то, что деканство давалось нелегко, я, что называется, «тащился» от этой работы, постоянно о ней думал и был весьма воодушевлён. Если говорить о финансовой мотивации, то она была скромной — 30 тысяч рублей в месяц. Поэтому я могу с уверенностью сказать, что авторы и преподаватели работали в GeekBrains не из-за денег. Но тогда почему?
Эта работа дала мне огромное количество социальных связей, часть из которых переросла в приятельские отношения, часть в дружбу, часть через одно-два рукопожатия подарила, опять же, новых друзей. ГикБрейнс был очень крутой командой. Это открытые, интересные, целеустремлённые люди. Я не знаю как так получилось, но это факт. Мы, кто там работал, вспоминаем и будем вспоминать то время с теплотой. Нам было интересно.
Но самое главное, мы уверены в том, что создавали что-то по-настоящему полезное.
На GB обрушивается немало критики. Маркетинг уже тогда был построен таким образом, что обещал волшебную инъекцию знаний в мозг: мол, заплати, смотри вебинары и станешь программистом. Так не бывает. Для того, чтобы переплыть реку, нужно грести. Для того, чтобы вылечиться, нужно хотеть выздороветь и лечиться. Для того, чтобы научиться, нужно учиться. Чем усерднее, тем быстрее и лучше результат. Мы давали всё, для того, чтобы наши студенты могли поменять свою карьеру. Конкурентным преимуществом GeekBrains по сравнению с тем же Skillbox было наличие методических материалов — после вебинара всегда можно было скачать методичку и прочитать материал.
Но, всякая история, в том числе и хорошая, имеет обыкновение рано или поздно заканчиваться. История «Школы программирования» закончилась тогда, когда в конце 2020 года Александра и Гайка «ушли» из GB, а на место руководителя пришёл Александр Волчек, в прошлом генеральный директор и собственник небезызвестной «Бизнес Молодости».
Пришёл Александр, привёл своих коллег из всё той же «Бизнес Молодости» и начали они превращать GeekBrains в «Бизнес Молодость». Прибыль «без оглядки» стала основной ценностью компании. На этом моё повествование можно было бы закончить, потому что итак всё понятно. Но я не для того писал статью, чтобы остановиться на самом, к сожалению, интересном.
Mail.Ru решил объединить Skillbox и GeekBrains в один конгломерат, чтобы снизить конкуренцию, потому что обе компании принадлежали Mail.Ru.
Закрыли наш проект LMS, над которым мы работали год и который уже был готов к бета-тестированию. Потом объявили, что наш основной портал будут переписывать с Ruby на PHP, потому что в Skillbox используется PHP. На этом этапе разбежались разработчики, некоторые работали в компании по пять лет.
Параллельно с этим бухгалтерию, занимающуюся выплатами нештатным сотрудникам (авторы, преподаватели, деканы...), перевели с SAP на 1C и ушли все бухгалтеры. Впервые за 10 лет работы компания задержала выплаты сотням преподавателей. Некоторые ждали свои деньги месяц.
То хотели отказаться от деканов, потом решили всё-таки оставить. Рекрутингу урезали базовые зарплаты, но увеличили премии за достижение нереальных целей. Методистов начали прижимать. Продюсеры начали разбегаться. Из компании ушло большинство людей, которые её, собственно, сделали. Которые сделали бренд GeekBrains. Я субъективен, но и по мнению коллег качество методических материалов начало страдать. Да и зачем нужны методические материалы, у Skillbox же их нет, а он финансово гораздо успешнее.
Перед тем как принять решение об увольнении из штата программистов, я решил сходить на встречу с Волчеком для сотрудников компании, которая проходила очно в офисе, на которой он рассказывал про... сложно однозначно сказать про что он рассказывал. Я бы назвал это рассказом про всё на свете. Александр прекрасный оратор, с хорошей артикуляцией, жестикуляцией. Он поддерживает зрительный контакт с каждым слушателем (из-за чего ему сложнее даётся большая аудитория). Прекрасно владеет приёмами удерживания внимания, приводит прекрасные примеры и аллегории. Я три часа с большим интересом слушал его, это было так же увлекательно, как поход в небольшой театр с маленьким залом, где зрители сидят максимально близко к актёрам. На следующий день я написал заявление на увольнение по собственному желанию.
С позиции декана я уволился через полгода, проработав на ней в общей сложности год.
P.S. Всех жду на моём Telegram-канале «IT Монах». А ещё я есть в Твиттере.
Комментарии (14)
conopus
07.11.2022 13:30+3В этом октябре после успешно выполненного тестового задания, попытался получить от них проект договора с автором. В ответ мне выставили дополнительные требования к содержанию курса и дедлайн на написание первого занятия. Пришлось расстаться с ребятами, с чувством легкого сожаления.
После вашего мемуара очевидно, что это "в консерватории что-то не так", и жалеть было совершенно не о чем.
Vsevo10d
07.11.2022 18:02+6Если говорить о финансовой мотивации, то она была скромной — 30 тысяч рублей в месяц
Вы в натуре монах какой-то.
Прибыль «без оглядки» стала основной ценностью компании.
То-то я буквально вчера читал, как слушатель у них отсудил деньги за говнокурс, которые они в нарушение ГК еще и не хотели возвращать.
Alexander_The_Great
07.11.2022 18:36+1>GeekBrains, который мы потеряли
Сомневаюсь, что кто-то будет скучать по ГБ. Заголовок не вызывает ни малейшего желания читать, потому что заранее известно, что не сможешь сопереживать автору.
it_monk Автор
07.11.2022 18:42А рассказ о какой онлайн школе вызвал бы сопереживание?
pOmelchenko
07.11.2022 23:09ШП были классными, а вот 5ку за домашку которой не было в gb жалеть последних не стану.
Тем не менее ходят мнения что факультет инженера устройств, или как он там, довольно хороший и даже есть желание занести денег в gb…
Правда, после статьи, желание сильно подтаяло.
IgorPie
08.11.2022 00:05У меня ламповые ощущения от нетологии, степика. Ну и edX, конечно же, но это другая история.
А борделешные от яндекса и джавыраш.
LogiGogi
08.11.2022 09:44Недавно судился с ними за курс по ИБ.Сначала не хотели возвращать.После составления иска и направления в суд,оплатили еще больше,вместе со всеми издержками,негодяи.Купил книг на 10% от суммы курса,доволен)))
rectorkipa
09.11.2022 12:07Тоже в голове такие мысли есть. Больше не могу терпеть их косяки, заплатив 150.000 за 1,5 года обучения на факультете Искусственного Интеллекта.
С чего посоветуете начать? На мою направленную на support@geekbrains.ru претензию даже не ответили.
dating-enginigger
08.11.2022 09:54+1Зря постеснялись поставить тег #БизнесМолодость!
Или его редакторы отрезали?
MAXH0
"Боливар не вынесет двоих" в действии...