22 октября «Мегамозг» писал, что аппарат правительства до сих пор не завершил рассмотрение проекта Минкомсвязи о поддержке российских разработчиков софта. Совет Федерации намерен ускорить этот процесс.
В середине лета президент подписал закон о поддержке отечественных программистов. С 1 января 2016 года госзаказчик должен будет аргументировать свой выбор в пользу иностранного софта, если в специально созданном реестре отечественного программного обеспечения будут его российские аналоги. Закон коснется пока только государственных органов. Правительство должно было вынести соответствующее постановление, регламентирующее ведение реестра.
Секретарь комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации Александр Шепилов называет реестр отечественного софта основным инструментом регулирования, без него закон исполняться не будет.
Кому может быть выгодна задержка постановления о реестре и отсрочка вступления закона в силу?
Господин Шепилов изо всех сил надеется, что документ будет направлен на подписание премьер-министру не позднее начала ноября. «Если этого не произойдет, мы готовы выносить проблему на уровень председателя Совета Федерации, или лично председателя правительства, или даже лидера государства», предупреждает он.
С другой стороны, крупнейшие иностранные IT-компании в лице гендиректора Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Франка Шауффа просят перенести дату вступления в силу закона с 1 января на 1 июля 2016 года. За эти полгода ассоциация предлагает российским ведомствам выработать совместные критерии локализации иностранных IT-компаний в России, чтобы их софт также мог быть включен в создаваемый Единый реестр российского ПО.
Господин Шауфф также отмечает, что «европейский бизнес в последнее десятилетие сделал значительные инвестиции в РФ и планировал инвестировать в будущем», однако теперь иностранные IT-компании могут приостановить инвестпрограммы и даже уйти с российского рынка в условиях нечетких правил игры, приводит перевод его слов «Коммерсант».
В чем же заключается эта «нечеткость» правил с точки зрения АЕБ? В случае Совета Федерации, ясно, что непонятная медлительность правительства с подготовкой реестра может быть воспринята как проявление нечеткости. У каждого свое представление о нечеткости. Получается, что АЕБ выгодна та нечеткость правительства, которая категорически не устраивает Совет Федерации.
Быть может, АЕБ непонятна формулировка о запрете иностранного ПО для государственных и муниципальных нужд «в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей». Может быть, иностранным компаниям кажется, что в этой формулировке и во всем тексте закона нет обилия деталей, за которые можно было бы зацепиться и развернуть ситуацию в свою пользу?
Если Совет Федерации и АЕБ сознательно заняли противоположные позиции и тянут процесс в разные стороны, то пусть победит сильнейший.
Желание иностранных компаний сохранить российский рынок и поток денег понятно и предсказуемо, говорит исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Евгения Василенко.
«Надо отметить, что иностранные IT-компании участвуют в санкциях в отношении наших предприятий и субъектов федерации. И на этом фоне пытаются не допустить в России поддержку и развитие своей индустрии производства ПО. Локализовать ПО не представляется возможным, это не строительство заводов. Открытие в России центров разработки иностранных продуктов не делает программное обеспечение подконтрольным России», рассуждает она.
Глава Института развития интернета (ИРИ) Герман Клименко прокомментировал ситуацию предельно лаконично: «Обычная попытка торга».
Вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов прокомментировал ситуацию с АЕБ на своей странице в Facebook:
В середине лета президент подписал закон о поддержке отечественных программистов. С 1 января 2016 года госзаказчик должен будет аргументировать свой выбор в пользу иностранного софта, если в специально созданном реестре отечественного программного обеспечения будут его российские аналоги. Закон коснется пока только государственных органов. Правительство должно было вынести соответствующее постановление, регламентирующее ведение реестра.
Секретарь комиссии по развитию информационного общества Совета Федерации Александр Шепилов называет реестр отечественного софта основным инструментом регулирования, без него закон исполняться не будет.
Кому может быть выгодна задержка постановления о реестре и отсрочка вступления закона в силу?
Господин Шепилов изо всех сил надеется, что документ будет направлен на подписание премьер-министру не позднее начала ноября. «Если этого не произойдет, мы готовы выносить проблему на уровень председателя Совета Федерации, или лично председателя правительства, или даже лидера государства», предупреждает он.
С другой стороны, крупнейшие иностранные IT-компании в лице гендиректора Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Франка Шауффа просят перенести дату вступления в силу закона с 1 января на 1 июля 2016 года. За эти полгода ассоциация предлагает российским ведомствам выработать совместные критерии локализации иностранных IT-компаний в России, чтобы их софт также мог быть включен в создаваемый Единый реестр российского ПО.
Господин Шауфф также отмечает, что «европейский бизнес в последнее десятилетие сделал значительные инвестиции в РФ и планировал инвестировать в будущем», однако теперь иностранные IT-компании могут приостановить инвестпрограммы и даже уйти с российского рынка в условиях нечетких правил игры, приводит перевод его слов «Коммерсант».
В чем же заключается эта «нечеткость» правил с точки зрения АЕБ? В случае Совета Федерации, ясно, что непонятная медлительность правительства с подготовкой реестра может быть воспринята как проявление нечеткости. У каждого свое представление о нечеткости. Получается, что АЕБ выгодна та нечеткость правительства, которая категорически не устраивает Совет Федерации.
Быть может, АЕБ непонятна формулировка о запрете иностранного ПО для государственных и муниципальных нужд «в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей». Может быть, иностранным компаниям кажется, что в этой формулировке и во всем тексте закона нет обилия деталей, за которые можно было бы зацепиться и развернуть ситуацию в свою пользу?
Если Совет Федерации и АЕБ сознательно заняли противоположные позиции и тянут процесс в разные стороны, то пусть победит сильнейший.
Желание иностранных компаний сохранить российский рынок и поток денег понятно и предсказуемо, говорит исполнительный директор ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Евгения Василенко.
«Надо отметить, что иностранные IT-компании участвуют в санкциях в отношении наших предприятий и субъектов федерации. И на этом фоне пытаются не допустить в России поддержку и развитие своей индустрии производства ПО. Локализовать ПО не представляется возможным, это не строительство заводов. Открытие в России центров разработки иностранных продуктов не делает программное обеспечение подконтрольным России», рассуждает она.
Глава Института развития интернета (ИРИ) Герман Клименко прокомментировал ситуацию предельно лаконично: «Обычная попытка торга».
Вице-президент «Ростелекома» Алексей Басов прокомментировал ситуацию с АЕБ на своей странице в Facebook:
spanasik
Алексей Басов, как и любой другой госчиновник, ничем не рискует, вынося такие суждения.
Что касается сабжа — любой закон, порождающий некие диспропорции в экономических отношениях, должен быть соотнесён с договорными обязательствами по ВТО. Если они будут нарушены, и нерыночными методами права иностранных компаний будут ограничены, то они будут иметь полное право подавать иск в ВТО о нарушении конкуренции и требовать компенсаций от государства РФ.
Не так давно ведь шла мощнейшая провительственная пропагандистская кампания, что ВТО нам просто необходимо. Ну, раз необходимо, давайте играть по их правилам.
Shapelez
Ну, формально он не госчиновник, а вице-президент коммерческой компании, чьи акции обращаются на бирже, вроде как.
Вы о ВТО всерьёз? Потому что антисанкциями, по-моему, мы всем всё быстро объяснили.
AbnormalHead
Т.е. введение экономических санкций со стороны одних членов ВТО по отношению к другим (по каким либо надуманным либо не надуманным причинам и без санкций межгосударственных институтов или договоров) являются правилами ВТО?
Против России ввели экономические санкции (видать это прописано в правилах ВТО). Россия стала играть по изменившимся правилам. В чем здесь противоречие правилам ВТО?
Отдельный вопрос эффективность всех этих действий…
spanasik
Если отдельные лица и компании, против которых ввели санкции, считают это противоречащим нормам ВТО, могут судиться и отстаивать свою позицию на основе международного законодательства в соответствующих судах.
Если РФ вступила в ВТО, то нужно учитывать договорные обязательства, которые подписали. Нарушение международных договоров всегда ведёт к большим компенсациям впоследствии.
Самым яростным сторонником вступления РФ в ВТО было правительство РФ.