Привет! Меня зовут Саша, и с 2020 года я работаю в ЕВРАЗе — это металлургическая и горнодобывающая компания. Устроился сюда бэкенд-разработчиком, а сейчас — техлид.
До этого работал программистом. В своем институте — поддерживал и развивал университетский ресурс, в агрегаторе по поиску японских автозапчастей был фулстеком с уклоном в бэк, в компании — разработчике софта для детских садов и школ — тоже фулстеком. На последнем месте я очень устал от ряда проблем и ушел. Я решил найти работу в более серьезной и крупной компании, в которой будет больше порядка. Так и попал в ЕВРАЗ.
Когда переходил, здесь было 2–3 бэкенд-разработчика, отдел только формировался. И мне было интересно пощупать дата-сайенс на практике — брать IT-сервисы и применять их на живом продукте, оптимизируя производство.
Утро
Рабочий день начинается с почты и мессенджеров. Я читаю сообщения, вникаю в задачи и раскидываю их на более и менее срочные. Прохожусь по горящим, отвечаю на сообщения и вопросы джунов. После этого, если среднесрочных задач не сильно много, то решаю и их. Это занимает 1–2 часа. Для общения используем Outlook и Telegram. Outlook, потому что этот стек был, когда я пришел. Telegram, потому что это удобно.
В офис я не хожу: с 2020-го все переключились на удаленку, мы там так и остались. Но думаю, мы бы перешли на нее и без ковида. Гораздо эффективнее искать людей по всей России, а не только в четырех городах с офисами.
До обеда
Дальше я около двух часов смотрю пул-реквесты разработчиков, параллельно решая горящие вопросы, которые периодически прилетают в течение дня. Моя разница с Москвой — 4 часа, поэтому самая активная фаза коммуникаций у меня начинается в обед. Например, проходят основные дейлики по проектам, в которых я участвую. Еще есть регулярные встречи, где собираются лидеры технических направлений и думают, как решить наболевшие вопросы разных проектов.
А два раза в неделю проходят короткие созвоны с командой, где мы разбираем основные проблемы и предложения ребят. Классно делать это именно в таком формате, потому что так они сразу получают обратную связь.
Мне в принципе спокойнее работать до обеда, поэтому я стараюсь перенести на первую половину дня весь кодинг и другие технические вопросы. У нас есть набор базовых библиотек, которые используют разработчики. Я занимаюсь их поддержкой, развитием, проработкой разных архитектурных вещей, корректировкой стандартов. Но не постоянно — в месяц трачу на мейнтейнерство примерно 3–4 рабочих дня.
После обеда
Снова ухожу на встречи. На каждом проекте самостоятельно решают, как часто проводить дейлики. Мне кажется, что это стоит как-то стандартизировать. На одних проектах есть планирование спринта, ретроспектива, груминг бэклога, приоритезация задач, оценка. А на других менее сложных и глобальных проектах люди совсем без задач, без оценки, просто пилят продукты на коммуникациях с заказчиком.
Это мне не нравится: я всегда призываю разработчиков все формализовывать и оценивать. Главный вопрос тут в прозрачности, чтобы я понимал, на какой стадии находится проект. А еще чтобы, если что, ответить бизнесу, почему так долго пилится фича. Например, по истории могу посмотреть, как, кем и с какой скоростью выполнялись задачи.
Еще у нас используется матричная система менеджмента: есть административные руководители, а есть руководители по направлениям. Так как у нас распределенная команда, люди административно устроены в разные центры, но по технической части они управляются не своими административными руководителями. Так что в коллективе ощущаешь себя на равных. Легко достучаться даже до вице-президента, приветствуются любые идеи, которые могут затрагивать не только бэкенд или IT, но и всю компанию. У нас есть «Фабрика идей», где любой может предложить что-то оптимизировать.
Ближе к вечеру
Когда все созвоны заканчиваются, я сажусь работать над проектами. Если проект стартовал недавно, ресурсов на него уходит гораздо больше. Но когда со старта проходит примерно месяц, основные вещи устаканиваются и работа с ним требует уже не так много времени и сил.
Например, недавно мы реализовали проект по селф-сервис аналитике. Он нужен, чтобы люди, которые анализируют информацию, могли проверять разные теории. Чтобы этим пользоваться, не нужны знания программирования: можно подключить разные источники данных, загрузить готовую модель и погонять всевозможные кейсы, не прибегая кодингу.
Еще один проект связан с коксохимическим производством. Это подсказчик и оптимизатор, который помогает составить оптимальную смесь материалов — шихту. Приложение советует, в каких пропорциях смешивать угольные концентраты, чтобы прийти к шихте нужного качества, затратив меньше средств. До этого работали с ориентацией только на опыт, а теперь процесс автоматизирован и позволяет гораздо точнее выполнять ТЗ.
Под конец рабочего дня
После снова занимаюсь пул-реквестами — обычно это не занимает больше часа. Собеседования тоже проходят во второй половине дня, и за последний большинство людей в команду собеседовал лично я. Тут все сильно зависит от периода: когда-то проводил по два собеса в день, а иногда приходит всего два новых кандидата в месяц. Сейчас бэкендом занимается примерно 30 человек в штате и 8 на аутсорсе. Постепенно мы стараемся отходить от практики работы со внешними разработчиками: сейчас наши внутренние сотрудники успевают закрывать большинство задач.
Иногда сложно представить, что мы прошли путь от двух-трех бэкендеров до отдела из почти 40 человек. Это круто, но иногда ощущается дефицит в плане управленческих ресурсов, и я перегружен менеджерскими задачами. В идеале прийти к цифрам 50 на 50, то есть половина рабочего времени на управление, половина — на кодинг и технические задачи.
Конец рабочего дня каждый раз разный: либо снова решение каких-то горящих вопросов, либо продолжение работы над техническими задачами.
Начало и окончание дня не строгие: разных тайм-чекеров и скринов экрана у нас нет. Наша позиция — доверять разработчикам. Конечно, есть базовые требования: быть на связи, посещать запланированные встречи и так далее.
Подытожу
Когда я начал работать в ЕВРАЗе, в процессах был полный бардак. Я пришел разработчиком и чуть ли не больше половины рабочего времени проводил в созвонах и выяснении, что же нужно делать. Сейчас у разработчиков очень сильно сократилось время на созвоны. В целом на коммуникации по проекту теперь уходит только около 20% времени.
Одна из наших целей сейчас — работа по аджайлу. Это постепенно внедряется, но не без сложностей. Например, часто, когда проект приходит в разработку, не до конца понятно, как будет выглядеть наш продукт. И выясняется это только в процессе. Появляются проблемы с бюджетом — мы заранее ставим рамки, в которых хотим реализовать данный проект. И получается несостыковка: мы вроде идем по аджайлу, но в то же время хотим обозначить какие-то сроки и бюджет. Поэтому к чистому аджайлу прийти вряд ли получится, но у команды получается продуктивно работать по существующей «смешанной» системе.
PTM
Ох евраз.. блеск и нищета... советую зайти куда-нить на задворки и вы удивитесь.... например 54.613739, 39.665012 после того как вас очень "вежливо" пошлют вы сможете ощутить всю гамму исчезнувшей цивилизации "совка" с