Я увидела, что Google опубликовал в его честь тематический Doodle «Gerald «Jerry» Lawson's 82nd Birthday», где все желающие могут создать свою собственную игру.
Оказалось, сегодня, 1 декабря, Джерри Лоусону, создателю картриджа для видеоигр, исполнилось бы 82 года. Под катом небольшая история его жизни.
Я веду канал в Telegram GameDEVils и блог на Substack . Подписывайтесь, я делюсь там материалами про геймдизайн, разработку и историю игр.
Gerald A. «Jerry» Lawson родился в Бруклине, Нью-Йорк, 1 декабря 1940 года. Его родители постарались, чтобы Лоусон получил хорошее образование, и поощряли его интерес к научным увлечениям, вроде радиолюбительства или химии. Однажды в детстве Джерри захотел на Рождество игрушечную лабораторию. Его мать не могла себе этого позволить, поэтому вместо лаборатории купила ему радиоприемник, непреднамеренно пробудив в нем увлечение радиотехникой.
«Когда мама шла в школу, она интервьюировала учителей, директора, и если они не сдавали ее экзамен, я не ходил в эту школу», — сказал Лоусон в 2009 году в интервью веб-сайту «Vintage Computing and Gaming».
Фотография чернокожего ученого и изобретателя Джорджа Вашингтона Карвера на стене рядом с его партой в первом классе и слова его учителя «Это мог бы быть ты» впечатлили молодого Лоусона. Он захотел тоже стать ученым.
С юности он проявлял большой интерес к электронике, часто чинил мелкие бытовые приборы своих соседей. Подростком он жил в Квинсе и зарабатывал ремонтом телевизоров.
В возрасте 13 лет он получил лицензию на радиолюбительскую деятельность, и даже построил дома собственную радиостанцию, купив все необходимое на собственные деньги в магазинах электроники.
Лоусон учился в Квинс-колледже и Колледже Нью-Йорка, но не получил ученой степени, хотя позже работал по программе наставничества в Стэнфордском университете.
Лоусон впервые столкнулся с компьютерами во время работы в Federal Electric ITT и PDR Electronics в Нью-Йорке. После оттачивания навыков программирования и электроники он переехал на запад, в Кремневую долину, стал членом «Homebrew Computer Club».
Кстати, про «Homebrew Computer Club». Лоусон рассказывал, что когда он работал в Fairchild Semiconductor, то как-то собеседовал Стива Возняка, но не взял его.
Лоусон присоединился к Fairchild Semiconductor в Сан-Франциско в 1970 году, в качестве консультанта по разработке приложений в их отделе продаж.
В начале 1970-х большинство электронных игр были доступны только на мэйнфреймах в университетских лабораториях. Лоусон оборудовал свой собственный миникомпьютер Digital Equipment Corporation PDP-8 в своем гараже и играл на нем в космическую текстовую игру Lunar Lander.
В свободное время в гараже, он создал аркадную игру с монетоприемником под названием Demolition Derby, в которой, вроде как, использовался микропроцессор Fairchild F8.
Дизайн аркадного автомата впечатлил коллег: два элемента управления на рулевом колесе, которыми могли пользоваться несколько игроков, каждый с «переключением передач» (большинство игр, которые были в то время, были просто подделки Pong).
Игру так и не запустили в производство, но техническое исполнение привлекло внимание руководства Fairchild.
В 1975 году Fairchild пригласил Лоусона возглавить команду, чтобы преобразовать прототип Alpex Computer Corporation в первую домашнюю систему видеоигр на основе картриджей. В 1976 году команда Лоусона выпустила консоль Fairchild Channel F.
В отличие от других устройств, чьи игры были предварительно запрограммированы производителем, Fairchild Channel F позволял игрокам менять картриджи и играть в разные игры, вроде Video Black Jack, Space War и Spitfire.
Покинув Fairchild в 1980 году, Лоусон основал Videosoft.
Videosoft разрабатывала программное обеспечение для игровой системы Atari 2600.
Крах рынка видеоигр 1983–1985 годов вынудили Лоусон закрыть Video Soft, прежде чем она смогла выпустить какую-либо из своих игр. В 2010 году группа энтузиастов из Atari вместе Лоусоном выпустили 100 копий шести прототипов игр, включая игру «Genesis 3D»:
После Video Soft Лоусон работал консультантом, свидетелем-экспертом в судебных процессах и советником молодых инженеров. Эта награда 1994 года от факультета аэронавтики и космонавтики Стэнфордского университета за его наставничество в спутниковом проекте:
«Я не могу сказать, что он когда-либо действительно уходил на пенсию, потому что он всегда работал над проектом для кого-то», — сказал его сын Марк.
Примерно в 2003 году у Лоусона начались осложнения от диабета, он потерял зрение на одном глазу и способность пользоваться одной ногой.
Джерри Лоусон после выхода на пенсию:
Лоусон умер в 2011 году. В 2019 году программа «Информатика для всех» в Нью-Йорке раздала учителям эти плакаты с его изображением, чтобы они повесили их в классах. Подобно портрету Джорджа Вашингтона Карвера, который вдохновил молодого Лоусона:
Еще про игры:
- Реверс-инжиниринг интеллекта персонажей: как спроектировать НЕтупого Волдеморта
- 10 принципов хорошего левел дизайна
- Во что поиграть, если шахматы ещё не придумали, а ты фараон / викинг / вождь майя
- 15 игр, которые прокачивают логику, алгоритмы, ассемблер и силу земли
- Ещё 20+ игр, которые прокачивают логику, алгоритмы и радуют умный мозг
- Играйте в хакера безопасно: 20+ игр, чтобы почувствовать себя хацкером и не призвать ФСБ
- 20 игр, чтобы видеть детали, чувствовать нюансы и уловить смысл дизайна
Если было интересно, подписывайтесь на мой канал в Telegram с находками про разработку игр, историю игр и геймдизайн: GameDevils (на русском) и блог на Substack (на английском).
Комментарии (8)
vassabi
03.12.2022 12:49мне кажется или это выглядит патерналистски "дорогие негритята, смотрите какой был один в прошлом негр, даже картридж изобрел! Пожалуйста, когда вы играете в игры - помните о нем, и когда вырастите - то не расстраивайтесь, что нет высшего образования, будьте как он!" ?
На мой взгляд лучше бы они отдали портрет Джорджа Вашингтона Карвера в обработку, чтобы немного осовременить его (но не раскраишвать, а всего лишь поменять фон и выделить лицо), чтобы в школе все-таки дети смотрели на ученого и изобретателя.
хотя - кто знает, какая повестка в сша сейчас, может действительно лучше воспитывать геймеров, чем ученых ...
svkozlov
04.12.2022 11:27"Fairchild Channel F — вторая в мире игровая приставка со сменными играми на картриджах ..."
статья в википедииAsya_Dyu Автор
04.12.2022 19:14Уверены? (перешла по вашей ссылке)
Второе поколение игровых систем начало использовать сменные картриджи — постоянные запоминающие устройства с программным кодом игры, что позволяло запускать на одной и той же приставке уже неограниченное количество игр. Такое разделение стало возможным благодаря использованию микропроцессоров и памяти с произвольным доступом. Первой приставкой такого рода стала Fairchild Channel F (1976), разработанная американской компанией Fairchild Semiconductor. Ещё большего успеха добилась приставка Atari 2600 (1977) компании Atari. Во втором поколении выпускались и многие другие приставки подобного типа, как Intellivision (1980) и ColecoVision (1982)[3]. В 1980 году японская компания Nintendo выпустила портативную электронную игру Nintendo Game & Watch — она стала прообразом многих последующих портативных игровых систем.
Schakal
Ох уж эти повелительные "подписывайтесь" , "ставьте лайки". Как будто читатели сами не в состоянии решить, надо им это или нет.
Asya_Dyu Автор
Именно те, кто в состоянии решить, спокойно реагируют на предложения. Если хотят — смотрят, читают, пробуют, подписываются, лайкают. Если не хотят — идут себе мимо.
Когда бабуля говорила «съешь пирожок», я отвечала «давай» или «не хочу», она же от чистого сердца, а не чтобы повелевать. Хотя, может просто мне так повезло :)
Wesha
Подобные предложения очень сей мультик напоминают.