Привет, меня зовут Павел Дубков, я - директор департамента интеграции MTS AI. 

Я достаточно давно руковожу различными подразделениями, но еще лет 15 назад, когда был обычным разработчиком, стал присматриваться к своим руководителям и задаваться вопросом: что заставляет людей работать много, эффективно, искать новые подходы к решению различных задач и в целом ходить на работу с удовольствием?

В этой статье я расскажу о способах нефинансовой мотивации, которые я использую в своей команде. Немного похвалюсь. Так сложилось, что мне всегда было интереснее прочитать какой-нибудь мануал, который можно использовать в работе, чем литературу по управлению персоналом. Поэтому все, о чем вы прочитаете далее, - мои собственные лайфхаки и выводы, а также приемы других руководителей, а не прочитанные где-то умные мысли. Они будут полезными всем, кто сейчас хочет сплотить команду и помочь сотрудникам работать эффективнее.

Почему деньги важный, но не единственный мотиватор?

Будучи еще разработчиком, я всегда замечал, что начальники почему-то очень часто мотивируют только деньгами, должностями и больше ничем. Сначала я думал, так и надо, но потом начал понимать, что, как говорится, не в деньгах счастье. Вернее, не только в них. 

Всё остальное - интересные задачи, возможность прокачать свои скиллы, найти новое направление для развития - так или иначе мотивируют людей работать эффективно. 

Например, ты сидишь закопанный в работе, фигачишь один какие-то задачи, и к тебе постоянно подходят и говорят: “Давай мы тебе ещё денег дадим?” В этом случае прибавка в зарплате ничего особо не изменит.

Она, конечно, обрадует, но в самой работе ничего особо не изменится, потому что тебе на самом деле и так хочется сидеть и делать свою задачу, а вот о том, чтобы искать новые подходы к выполнению той же задачи, ты не задумываешься.

Совершенно другая ситуация происходит, когда к тебе подходят и говорят: “Вот смотри, ты сейчас сделаешь задачу, а как сделать так, чтобы сделать её ещё более продуктивно? Может быть, улучшить технические направления? Может быть, тебе нужны люди? Может, ты хочешь как-то развиваться?”  - и задают ещё с десяток интересных вопросов. 

И после этого сотрудник раскрывается совершенно по-другому. Он начинает искать новые решения, технические возможности, потенциалы внутри себя, разговаривает с людьми, узнает у них различные варианты решения проблемы, гуглит что-то. Деньги как вишенка на торте: их можно в конце дать, если уже больше ничего не помогает. 

Как связаны нефинансовая мотивация и лидерство? 

Однако мотивировать людей интересными задачами и другими нефинансовыми способами просто так по щелчку не получится. Нужно сначала стать их лидером. Звучит, конечно, банально, но по-другому это не работает. Иначе ты можешь сколько угодно толкать речи из серии “Пацаны, давайте сделаем всё быстро, качественно и круто” или  “Давайте придумаем новое решение”, но в ответ получать “Ага, ну конечно, сейчас мы все дела бросим и побежим руки-ноги ломать и время тратить”. 

Лидерство заключается в понимании того, что люди за тобой идут и тебя поддерживают. И ты в свою очередь должен знать, что если будешь падать вниз, команда тебя обязательно подхватит. 

Вот такая связь. Пока ты не стал лидером для своих людей, ты никогда не сможешь их нормально нефинансово мотивировать. Финансово, сможешь, но это не очень хороший вариант. В таком случае инициатива будет исходить от сотрудников. Они начнут приходить и просить прибавку к зарплате, думая, что раз ничего другого не происходит, так хотя бы денег поимеют.

Как объединить людей вокруг себя и заставить их работать? 

Чтобы сплотить и мотивировать команду, можно даже показать свои провалы. И здесь нечего стесняться. Дело в том, что люди, которые работают вместе, понимают: косячат все и всегда. Кто-то больше, кто-то меньше. Есть руководители, которые собственные промахи никогда не признают, и скидывают всю вину на команду. Это неправильно. Хорошо, когда ты честно делишься с командой: “Товарищи, я накосячил. Да, и раз я накосячил, мы будем это всё вместе теперь исправлять. Я, естественно, как лидер, возьму на себя большую часть работы, но мне нужна и ваша помощь”. 

И здесь мы подходим к другой важной мысли. Быть ресурсом для людей и видеть в них ресурс - эта фраза стала для меня, как руководителя, аксиомой. Сотрудники к тебе могут приходить за помощью, и ты к ним. И да, это тоже часть мотивации. Казалось бы,  звучит странно, и многие подумают: в смысле как это я, руководитель, пойду просить помощи у  своих людей? Но дело в том, что общие задачи - это тоже часть мотивации. Мы все ресурс друг друга, и даже если речь идет об одной компании, то я всегда могу прийти, например, в департамента маркетинга и сказать: “Чуваки, мне нужна помощь.” Меня же вряд ли пошлют, правильно? То же самое и в маленькой команде. Когда кому-то требуется помощь, то все приходят на помощь и объединяются вокруг решения задачи. 

Оптимизм и честность руководителя - способ сохранить мотивацию и работоспособность команды в кризисные времена 

У каждой компании был в истории непростой период, когда менялось начальство, уходили и приходили новые люди, и будущее каких-то проектов/продуктов было весьма туманным. Тут нечего скрывать: мы тоже через  это проходили. В такое время, по моему опыту, команде нужны возможности для перезагрузки, например: “Давайте не будем думать о плохом, просто пойдём пиво попьём и поговорим за жизнь”. 

И как раз после этой перезагрузки команду будет проще мотивировать для появления идей, которые помогут справиться с лавиной задач. 

Не менее важна и честность руководителя. Если будущее проекта туманно, то лучше так и сказать: ребята, на данный момент у нас такая история, а что будет дальше, неизвестно. Не нужно придумывать отсебятину, обещать золотые горы, ведь тайное неизбежно станет явным, и ты потеряешь свой авторитет. Потому что правда - это тоже прекрасный мотиватор. 

А ложь, соответственно, дает обратный эффект: если слова руководителя не подтверждаются действиями, команда не будет ему верить, и, следовательно, не пойдет за ним. 

Например, ты, будучи тимлидом, сказал, что мы завтра сделаем три задачи и закроем этим самым проект. Ребята подпрыгнули на месте, пришли ночью на работу, взяли пиццу, закрыли три задачи. Ты приходишь: “Чуваки, у нас ещё 32 задачи!” Ну то есть после этого какая вера к тебе? Никакой. И даже если ты сказал о том, что после этого закроется проект, ляг костьми и сделай так, чтобы он закрылся. Если же он не закроется, так и скажи: “Чуваки, мы сейчас сделаем 3 задачи, что будет дальше - неизвестно, но, по идее, проект должен закрыться.” То есть две почти одинаковые фразы, но результат разный. Во втором случае ты подчиненным не соврал. 

Иногда бывает, что люди тебе сначала не доверяют, а потом раскрываются, потому что понимают, что ты им не врёшь. Но когда они начинают верить, тут уж будь добр, не облажайся.

Какого стиля руководства я придерживаюсь 

Есть разные способы управлять командой - демократический, авторитарный и другие. Я придерживаюсь баланса и называю свой стиль руководства демократическим тоталитаризмом. 

По моему мнению, команда имеет право транслировать что угодно: какие все вокруг негодяи, плохо себя ведут, а они тут белые и пушистые Д’Артаньяны, или отпускать комментарии о том, что за ерунду ты, руководитель, команде предлагаешь сделать? Я даже специально воспитываю своих сотрудников так, чтобы они задавали вопросы из серии “а зачем нам это нужно?” и высказывали свое мнение. Но в то же время команда всегда должна знать, где заканчиваются границы дозволенного, работать слаженно и отвечать за результат. Если возникают какие-то серьезные косяки, надо всегда стараться выяснить изначальную причину. 

Например, команда может действительно говорить, что получается какой-то отстой. Начинаю разбираться, и выясняется, что командой была допущена ошибка, и в финальном результате - действительно получается фигня. 

Эта информация так и доносится команде, но вместе с вопросом: почему мы накосячили? Ведь если бы мы не допустили ошибку, то остальные, скорее всего, тоже не запороли бы свою часть и эффекта лавины бы не произошло. 

Помимо этого, в руководстве командой очень помогают правила. У нас в департаменте они тоже есть. Расскажу про самое смешное. Все команды ходят периодически на “тимбилдинг” в бары/пабы, ну так вот у нас есть негласное правило, после такого похода. Если мы идём пьянствовать всем коллективом, то на следующий день, хочешь ты или не хочешь, ты должен прийти в офис. Можешь прийти не очень трезвый, но ты должен прийти в офис. Все спрашивают зачем? Я отвечаю - этот процесс  воспитывает командный дух и взаимовыручку. Всей командой выпили - всей командой будем страдать. Это правило касается и меня тоже: не было такого, чтобы я ходил в бар с своими ребятами, и при этом на следующий день не пришел бы на работу. Только офис, только хардкор. 

Как найти подход к сотрудникам 

Во многом руководство командой - это творческий процесс. Например, вот работают вместе три человека. И один пришел злой, как чёрт, второй голодный, ему надо поесть, а третий, он просто спит, потому что вчера гулял всю ночь. И тебе нужно сделать так, чтобы все эти люди вовлеклись в диалог, решили проблему и желательно накидали прототип и желательно всё сделали это за полтора часа. Возникает вопрос - как это сделать? И сразу же спойлер: ответа нет на этот вопрос)) Только импровизация, только хардкор. Все люди разные, поэтому к каждому человеку нужно искать свой подход и постоянно приходится экспериментировать. Кто-то на всех встречах молчит и не высказывается публично. Для таких сотрудников порой подходит совершенно обычный разговор one2one, на котором человек чувствует себя комфортно и рассказывает, что у него не получается, чего ему хочется, какие новые способы решения поставленных перед ним задач он видит. 

Самый сложный вариант, когда сотрудник транслирует публично свои идеи, претензии, пожелания, советы, а на личных встречах молчит, ты задаешь ему десятки вопросов: “Как у тебя дела вот с этим? А вот с тем?” - а в ответ получаешь лишь дежурное “все хорошо”. И тут уже нужно подключать психологию, вытаскивать человека на разговоры, пусть даже сначала он транслирует тебе свой негатив. Одна из моих любимых фишек называется “собери feedback о себе”.  Чтобы разговорить человека, ты можешь задать ему вопрос: “Что я делаю не так?” , - и получаешь честный ответ. Это помогает разговорить его, установить контакт и порой получить конструктивную критику. Многие руководители так не  поступают, потому что не готовы выслушивать всю правду о себе.  

Мотивируем команду задачами 

Моя команда модифицировалась из большой, в которой было почти 100 человек, в небольшую, где осталось всего 30. И это очень здорово, потому что я почти всех из них нанимал, они вообще самые крутые. Спасибо им большое за то, что они работают с нами!

Я очень много вложил в свою команду, все закладывалось в них на one2one, да, просто при личном общении. Чтобы мотивировать сотрудников задачами, стоит сначала к ним присмотреться.

Кому-то нужно давать сначала простые задачи, а потом плавно наращивать их сложность. Они для него всегда простые, а на самом деле он год назад делал, например, “Hello, world!” В то время как сегодня - пилит три сервиса за один день, и делает это хорошо и круто. Но для него они такие же простые, как и “Hello, world!” Просто если ты подтаскиваешь ему эти задачи с увеличенной сложностью, он планомерно растёт и кайфует. 

А если ты ему через месяц дашь сложную задачу, он скажет: “Это что? Я на это не пойду”.

Но в то же время есть и такие люди, которые любят работать в неизвестности. Это прям уникальные персонажи, я считаю. Ты ему можешь дать нечто абсолютно неизвестное, где нужно, не знаю, сделать 15 кульбитов в воздухе для того, чтобы оно завелось, и еще с бубном вокруг походить. И вот эти люди начинают копать, выискивать гору различных гипотез, каких-то вариантов, прототипов, у них, в лучшем случае, только половина работает. После всех этих “упражнений” такой человек приходит к команде и говорит: “Ребята, я вот тут наворотил всякого, и оно, вроде как, работает. Давайте посмотрим все вместе, что мы из этого возьмём?” Из этой массы выбирается обычно два-три каких-то прототипа, которые потом развивает вся команда. А он выступает в роли такого “копателя-исследователя”. Таких сотрудников очень мало сейчас остаётся, но раньше это были почти все full stack-разработчики, которым приходилось работать в разных сферах, в разных языках, и на фронте и на бэке, и на таком языке и на сяком, и на третьем, десятом. И я прям грущу, потому что вижу, что таких очень мало остается, и не знаю, как сделать, чтобы они почаще появлялись в нашем мире, и желательно - в нашей компании.

Как не растерять эффект от нефинансовой мотивации 

Задача лидера - вести команду к улучшению, и это невозможно без грамотно выстроенной коммуникации между людьми. Как только вы перестаете регулярно общаться с командой - весь эффект от нефинансовой коммуникации сходит на нет. 

Поделюсь здесь своим опытом. Пару лет назад мне коллеги сказали: “Вообще всё хорошо, но что-то тебя давно не видно было.” Меня потеряли из виду, потому что я где-то встречи передвинул неудобно и не собрался кворум, где-то не пришёл на собрание и т.д. Но самым неприятным “бонусом” моего отсутствия стал разрыв в коммуникациях с командой. Во время моего отсутствия сотрудники без меня скучали, не могли донести какую-то важную информацию, транслировать свои идеи, которые должны повлечь какие-то действия за собой. Пришлось оперативно исправляться, подтягивать тайм-менеджмент, чтобы команда, поднимая какие-то важные темы, видела ответные действия и, как следствие - результат. 

Итог 

Вывод из всего вышесказанного: нефинансовая мотивация складывается из окружения, атмосферы и отношения друг к другу внутри коллектива. Если оно больше чем на три балла – по пятибалльной шкале – то тогда нефинансовая мотивация и начинает включаться.

А главный недостаток финансового поощрения в том, что деньгами не будешь мотивировать сотрудников каждый день: ни у одной компании просто на это не хватит средств.

На этом все. В комментариях расскажите, как вы мотивируете свою команду нефинансовыми способами.

Комментарии (19)


  1. shai_hulud
    05.12.2022 15:36
    +14

    Это правильно, не у всех работников мотивация это деньги, у некоторых это оповещение о зачислении средств, у других это входящий платеж, у третьих это звук монет на счету и даже есть кто готов работать за монетарную компенсацию.


  1. PuerteMuerte
    05.12.2022 15:54
    +20

    Что только не придумают, чтобы не повышать людям зарплаты...


    1. lagudal
      06.12.2022 12:08
      +1

      как с языка слетело, только я хотел написать «чтобы деньги не платить».
      А вообще то, в этом циничном мире существуют только две мотивации — кнут и пряник. Т.е. материальная мотивация и насилие. Как варианты, ожидание финансового поощрения в будущем или же страх физического насилия в том же будущем.
      Оставив второе обществу с низкой социальной организацией, материальная мотивация может быть не прямая, но она всегда будет материальной.


  1. Kanut
    05.12.2022 16:04
    +8

    А главный недостаток финансового поощрения в том, что деньгами не будешь мотивировать сотрудников каждый день: ни у одной компании просто на это не хватит средств.

    Проблема только в том что вы берёте опыт по "нормальным" или даже "хорошим" временам и пытаетесь применить его к "трудным".


    Ну то есть когда кто-то и так уже катается в масле, то его конечно трудно мотивировать увеличением зарплаты. Но если доходы падают или там инфляция начинает расти заметно быстрее зарплат, то внезпано выясняется что людей очень легко демотивировать отсутствием денег...


    1. PuerteMuerte
      05.12.2022 16:16
      +6

      Для меня вообще не очевидно, насколько адекватен опыт автора, потому что в его тексте присутствует загадочная фраза:

      Моя команда модифицировалась из большой, в которой было почти 100 человек, в небольшую, где осталось всего 30

      ...которая оставляет слишком много недосказанности, куда делись остальные 70 разработчиков, сбежали ли от недостатка денежной мотивации, были сокращены в результате сжатия бизнеса и так далее.


      1. Flux
        05.12.2022 16:23
        +4

        я почти всех из них нанимал, они вообще самые крутые

        Там вообще есть вероятность что от первоначальной команды осталось примерно ничего, а автор сам ещё не отошел от эйфории от своего вката в лидерство.


      1. Kanut
        05.12.2022 16:24
        +2

        Ну если на то пошло, то меня вообще смущает вот это вот "команда из 100 человек" и "небольшая команда из 30 человек". Самая большая команда, в которой лично я когда либо работал, состояла из 11 человек :)


        1. PuerteMuerte
          05.12.2022 16:49
          +1

          Это в принципе объяснимо, у программиста "команда" - это группа, в которой он работает, а у менеджера - вся иерархия, которой он руководит.


    1. chernish2
      05.12.2022 22:49

      Катается как сыр в масле-это как? Можно пример?


      1. Kanut
        05.12.2022 22:51

        Ну например когда зарабатываешь почти на порядок больше чем среднее по стране. Ну или хотя бы в разы больше.


  1. Flux
    05.12.2022 16:12
    +11

    Это всё замечательно, но работает в основном на молодых 20-30 летних "лидеров" ещё не задававших себе осознанный вопрос о том какие действительно отношения между работодателем и наёмным работником.

    Весь этот буллщит про личностный и профессиональный рост обычно как ветром сдувает после того как руководство пару раз ставит новоиспеченного лидера на место и показывает кто тут твиттором бизнесом командует. Так что извините но нет, пока твоё лидерство отчуждаемо одним росчерком пера генерального - ты никакой не лидер а обычный наёмный менеджер, и эта система мотивации аналогична выписыванию дипломов и благодарностей от начальства за ударный труд.

    А когда крупная компания открыто говорит про мотивацию задачами, сплочением в кризис и всяким "лидерством" - пардон, это прямой сигнал о том что работа ведётся по принципу "вы отлично потрудились, потому у меня будет ещё одна яхта".


    1. Ann_Rodina
      05.12.2022 16:26
      +2

      А у вас есть опыт руководством командой? Какие методы вы используете?


  1. SADKO
    05.12.2022 16:48
    +2

    Ирония в том, что исследователей мало остаётся потому что в компаниях их не очень-то жалуют, а исследовать хочется и рано или поздно человек начинает исследовать "реальный мир" и обратно к бирюлькам его уже не заманишь...
    Исключения составляют разве что научные компании, со своей специфической культурой сформированной поколениями. И/или бизнес лидеры (которые в прочем тоже как правило потомственные) подбирающие себе партнёров под стать, не за зарплату (хотя на начальном этапе, пока доля мала, могут выплачивать какое-то содержание) а за долю!
    Ну а потом, по мере влияния на компанию, она воспринимается как своя, и ты рубишься плечём к плечу с основателями даже если всё летит к чертям или ту зе мун.

    Что-то подобное можно делать и с наёмными сотрудниками, когда кладовщик или мастер начинает воспринимать рабочее место как своё собственное, или даже с программистами, типа, это-ж твоё родное, тыж проектировал и пилил ;-) Это своего рода геймификация, но есть нюансы, без учёта которых, даже не слишком умный сотрудник осознает что не является бенефициаром, или ему помогут обстоятельства ;-) Тут всё как в играх, надо понимать и не обижать людей...


  1. Ivan_Strife
    05.12.2022 17:44
    +7

    Не все упирается в деньги. Все мы знаем случаи, когда хороший сотрудник отказывался от денег в пользу более удобного графика, лучшей логической доступности, задолбавшей рутины, бесконечных жалоб начальства из серии "всем трудно, вот чуть-чуть потерпите и все будет хорошо" и даже из-за бесконечных "обязательных тренингов"

    Руководитель на то и руководитель, чтобы чувствовать настроение в коллективе, знать стремления и желания сотрудников. Кто-то хочет изучить новое, кто-то хочет удобное кресло, кто-то второй монитор, чашку кофе на столе, спортзал после работы или возможность работать из дома. А кому-то вообще ничего не нужно, он уже занял свою нишу, выполняет свои обязанности. А ему без конца - вот тебе тренинг, вот тебе задача в нагрузку, вот денег и ты работаешь за того дядю когда его нет.


  1. a40
    05.12.2022 21:03
    +4

    Книга по теме "Это так не работает!", Маркус Бакингем.

    Один из первых тезисов в ней - комфортность компании для работника во многом определяется непосредственным руководителем.


  1. AstarothAst
    05.12.2022 23:15
    +3

    Как мотивировать команду нефинансовыми методами

    Читайте в нашей новой книге «НИКАК».


  1. Nialpe
    06.12.2022 06:34
    +4

    Механизмы мотивации работников бывают разные и на некоторых описанное в статье работает, позволяя снизить издержки для владельца бизнеса, но вот беда - когда приходишь в магазин - требуют только деньги, в налоговой - только деньги и даже оплату за курсы "вайти" берут тоже исключительно деньгами. Как же так?)))

    А без шуток. То все о чем твердит автор работает для меня что называется "при прочих равных". Когда и здесь горшок золота, и там, то смотришь на задачи, коллектив и т.п.


    1. elFurion
      08.12.2022 12:59

      А без шуток. То все о чем твердит автор работает для меня что называется "при прочих равных". Когда и здесь горшок золота, и там, то смотришь на задачи, коллектив и т.п.

      Я думаю, что советы автора в целом о том, что если работнику интересно и комфортно работать, то он будет реже думать о повышении ЗП и смене работы. А еще наверное будет реже выгорать и лучше работать) По моему, эти советы больше не про привлечение новых сотрудников, а скорее про удержания старых.


  1. SergeyMax
    06.12.2022 07:43
    +3

    ты, будучи тимлидом, сказал, что мы завтра сделаем три задачи и закроем этим самым проект. Ребята подпрыгнули на месте, пришли ночью на работу, взяли пиццу, закрыли три задачи.

    Не понятно, почему нужно закрыть задачи ночью. Если их выполнить на следующей неделе, проект не закроется? А если не закроется, то что, зарплату не выплатят?