image

Пару лет назад я работал в небольшой электросетевой организаций, название которой хотел бы умолчать по понятным, как мне кажется, причинам. И на нашу беду мы взяли у районной администрации в аренду сети на территории одной из деревень. Ничего особенного на первый взгляд: просто четыре старых силовых трансформатора и куча линий 0,4кВ. Деревня была немаленькая, с парой магазинчиков, множеством частных жилых домов, а сами сети находились в относительно неплохом состоянии. Наше мудрое руководство предвкушало легкие деньги.

Легких денег не получилось, вот совсем. Но зато получилось привнести немного будущего в эту простую русскую деревеньку.

«Эс как доллар, Эн как наша перевернутая И»


Первой проблемой стал вал заявок на технологическое присоединение, что для нашей небольшой организации было как кость в горле. Но хуже всего то, что в тот же год министерство энергетики в нашей области стало настойчиво нас всех подталкивать к цифровизации этого процесса. А деревенский народ цифровизироваться чет не хотел.

В те годы оно как было: у каждой сетевой организации должен был быть свой сайт, а на том сайте должна была быть возможность подать заявку на технологическое присоединение удаленно. В принципе, штука удобная в задумке, но абсолютно кривая по исполнению.

Первая сложность заключалась в том, что сайты эти у подавляющего количества сетевых организаций делались чисто для галочки.

image

Я лично использовал для подачи заявок, если не соврать, 26 разных сайтов у, соответственно, 26 разных организаций, и это всегда было кривое, не интуитивное нечто, нужное исключительно для фотоотчета. То есть я, специалист в должности ведущего инженера и с годами опыта, иногда там путался, терялся и не понимал, чего этой форме для заполнения от меня надо. Простой обыватель же, которому эти заявки нужны в первый и в последний раз в жизни, зачастую вообще не понимал ничего, и все равно вынужден был ехать за разъяснениями в офис сетевой организации.

Другой интересный момент заключался в том, что сетевых организаций много, они разные, и трактовали правила они тоже по-разному. Простой пример: в правилах сказано, что нужно в приложении к заявке предоставить перечень устройств противоаварийной автоматики. Одна сетевая организация вообще не спрашивала этот перечень, другая требовала перечислить все автоматические выключатели в доме и разрисовать их схему, а третья – написать письмо, что никакой противоаварийной автоматики в доме нет. Правилам, формально, никто из них не противоречил. И таких разночтений у разных организаций в заявке могло быть несколько.

Помимо этого у людей, которым это раньше никогда было не нужно, возникали и вполне логичные вопросы. Например, «какую категорию надежности указывать» или «а сколько мне нужно киловатт на дом и гараж». А ещё у некоторых просто не было компьютера или интернета, да и в принципе большинство деревенских жителей предпочитали решать вопрос по старинке, и приезжали к нам в офис с гостинцами в виде конфет и бутылки коньяка.

image

От гостинцев мы отказывались, а заявки я всегда принимал без лишних вопросов: бесполезных писем не просил, бумажек и схем не требовал, главное, чтобы было понятно, что и где подключать. Ну и еще советовал всем брать максимально разрешенную мощность за льготные 500 рублей, пока дают – 15 кВт. Самая сложная часть всегда была убедить пожилых людей, что 500 рублей, официально заплаченных, вполне достаточно – часто пытались оставить тысячу или две под какой-нибудь папкой или вложить между страниц заявки.

Все было хорошо, пока не вышло распоряжения от нашего любимого министерства: минимум 70% заявок должны быть поданы цифровым способом или сделают нам а-та-та. Ну, мы люди простые, министерство сказало – мы исполняем. Сами заводили заявителям личные кабинеты, сами там все заполняли. Любопытно, кстати, что сейчас пытаются сделать единый сайт для этого дела, который, конечно, кривой, косой и со своими неудобствами (но все же лучше 95% тех сайтов, что были у отдельных сетевых, тут отдам должное). И вот мне инженеры с сетей рассказывают, что к ним до сих пор заявители почти все как один приезжают лично, а они точно так же берут все личные данные заявителей и сами вместо них там всё заполняют – так оно всем и быстрее, и проще. Получается в итоге прогресс, массовая цифровизация, 100% заявок подано через сайт.

image

Электричество не приколочено


Вторая проблема в этой неприметной деревне вскрылась через месяц нашей эксплуатации: повальное воровство. Не скажу, что воровали все, так как это не правда, но могу сказать точно – воровали 70% жителей минимум, ибо ровно такие у нас и были потери на передачу. Часть потерь была реальной, конечно, но едва ли больше 10%.

Люди при этом были не дураки и так как полное отсутствие потребления в жилом доме будет выглядеть подозрительно, понемногу все же потребляли официально. С учетом этого факта могу заключить, что не воровал в той деревне у нас электричество, в лучшем случае, разве что каждый десятый: это вот тут не мое какое-то личное отношение к людям в деревне, это факты и цифры.

image

Тут, кстати, есть интересный нюанс: в том же году мы взяли в аренду сети ещё одного населенного пункта, пафосного такого загородного поселка для элиты с области. Каждый дом в два или три этажа, уникальная планировка, дорогая отделка, у каждого личный гараж, во дворе дорогие машины, ну и тому подобное. И угадайте чего? Процент потерь на передачу электроэнергии в этом поселке по итогам первого месяца составил аж 80%.

То есть я конечно понимаю, что двухэтажный дом со всякими кондёрами и наворотами потребляет побольше условной избы с печкой, но если у человека есть деньги на двухэтажный дворец, не странно ли, что у него лишней тысячи в месяц на электроэнергию не находится? Общался я с коллегами, что обслуживают многоквартирные жилые дома и один раз даже имел удовольствие поговорить с энергетиком из Германии – вот то же самое всё, ничего по сути не меняется. Во всем мире если есть возможность украсть и не платить, большинство украдет и не заплатит. Поэтому, что логично, на третий месяц мы озаботились вопросом как бы сделать так, чтобы возможности украсть у нас не было.

Не мы первые, не мы последние, так что решение уже было – поставить везде счетчики с удаленным доступом и системой АСКУЭ. Решение, прямо скажем, не дешевое, так как сами по себе эти счетчики стоят ощутимо дороже обычных, нужно их много, и по правилам возложить обязанность за их покупку на потребителя нельзя. Некоторые сетевые организации таки пытаются возложить, пользуясь неосведомленностью населения, и не без успеха, но конкретно мы были “сетевкой” маленькой и решили не рисковать. Ну и ещё, конечно, монтаж этого добра тоже был не бесплатный, как и сами программы для удаленного доступа, сервера, техническая поддержка и прочее подобное.

image

В вопросах установки этих счетчиков нами были допущены две ошибки. Первая: изначально мы устанавливали их на высоте полутора метров от земли, где их удобно монтировать. Довольно быстро мы заметили, что установленные на такой высоте счетчики как-то очень часто выходят из строя, а многие щитки почему то уже через неделю взломаны. Стали ставить на вершинах столбов, и проблема решилась сама собой, да и эффективность этих счетчиков сразу резко повысилась, потери стали снижаться на глазах.

Вторая ошибка заключалась уже в нашей небольшой жадности: мы изначально закупали счетчики со встроенными модемами, что было немного дешевле и ощутимо проще при монтаже. Недальновидность этого решения вскрылась примерно через полгода, когда в некоторых модемах обнаружился брак, и часть из них просто внезапно сгорали по каким-то своим причинам. Не все, примерно каждый десятый, но приятного было мало.

image
Пример счетчика с ошибкой АСКУЭ. По сути, сдохла встроенная батарейка, которую достаточно сложно заменить. С одной стороны батарейка эта для работы АСКУЭ не нужна, но по факту выгружать данные с этой ошибкой программа отказывается

В принципе, завод-изготовитель брак признавал, и готов был обменять неисправное на новое. И вот если бы модем был у счетчика съемным, то мы бы просто его вытащили и либо поставили новый, благо они относительно недорогие и на такой случай можно сделать запас, либо же просто оставили пока счетчик без удаленного доступа. Но с тем типом счетчиков, что мы заказали, такой фокус не получился – возможность доставать из него модем была не предусмотрена заводом изготовителем (может даже и нарочно), а снимать целый счетчик уже было сильно не с руки. Возврат мы в итоге не оформляли.

В итоге мы с ними помучались, потом помучались ещё чуть-чуть, затем ещё немного, ну и потом уже стали закупать счетчики со съемными модемами.

image
Выносной модем, подключается отдельно, меняется на раз-два

Счетчики эти были уже от другого производителя, кстати говоря, но процент брака/ежемесячного выпадения по неисправности это не поменяло вообще никак. Тут видимо уже просто статистическая неизбежность. Обе фирмы, кстати, были дюже солидные, не шараж-монтаж какой-то, однако называть их по именам лучше не буду. А фотографии выше? Ну скажем так… это не мое, мне подбросили.

Благодаря этим счетчикам потери на воровстве в итоге быстро снизились, хотя и не стали равны нулю. Плюсом, жители были избавлены от необходимости передавать показания – мы сами выгружали все данные, единым массивом по АСКУЭ, без их участия. А по итогу вся эта возня со счетчиками даже себя окупила, хоть и не так быстро, как мы надеялись, и в моменте, конечно, денег съела немерено.

Зис майн ис майн


Третий сюжетный поворот стал для нас прям неожиданным – в простой русской деревне обосновались майнеры. И вот тут история повторилась дважды: сначала в виде трагедии, а потом, как и положено, в виде фарса.

Сначала мы просто ходили-бродили по этой несчастной деревне в поисках потерь, фотографировали всякое подозрительное и неожиданно для себя попали на майнинговую ферму. Что любопытно, пустили нас туда вообще без проблем: на ферме в тот момент был всего один-единственный сторож, дедок из местных, который явно не понимал, чего именно он охраняет. Мы честно представились как представители сетевой, показали «корочки» (первый и последний раз в моей карьере энергетика у меня попросили показать удостоверение), и нас спокойно пропустили.

image

Ну дальше мы вызвали представителя энергосбыта, нашли хозяев – конец представления я не застал, но как мне потом передавали, было весело. Большое такое удивление было на лице владельца помещения: «а кто это сделал?», «а вы уверены, что это майнинг?», «а это разве незаконно?». Влепили им по итогу штраф, причем не маленький, ну и разошлись своими дорогами.

Однако, и вот тут начинается фарс, в прошлом году я узнал, что в моей любимой деревне снова появились майнеры. Причем директор наш об этом очень даже в курсе, и все у них там договорено. Сам я в той конторе уже не работаю, свечку не держал, поэтому на Библии не присягну, но рассказываю со слов товарища, которому можно верить.

Суть в чем: бывшая моя контора провела в рамках технологического присоединения кабель на эту замечательную новую ферму, все оформила по документам и даже помогла получить четвертую ценовую категорию для снижения оплаты. Ну и заодно еще же и смонтировала ответвление в обход счетчика. Потери от майнеров, конечно, ощутимые, но они оказались людьми не жадными, и все потери компенсировали с горкой, так что в итоге все довольны. Напряжение, правда, заметно просело на этом фидере, но это уже издержки производства.

image

Почти идеальное преступление получается, где все довольны и всем хорошо. Даже просевшее напряжение на линии наверняка бы подтянули, ка бы не случился 2022 год, из-за которого майнить крипту стало не так чтобы очень выгодно. Насколько мне известно, на данный момент той майнинговой фермы уже нет, ни следа не осталось. А вот деревня все еще стоит.

Три шага вперед, два шага назад


Прогресс, как можно заметить на примере одной этой деревни, идёт. Не очень быстро, не всегда прямым путем и не без потерь в финансовом плане, но идёт. Так способ подачи заявки на технологическое присоединение удаленно стал проще, пусть пока что ещё и не стал простым, а воровство удалось победить не проповедями о нравственности, но контролем и цифровизацией. Заодно и передача показаний для простых жителей стала заметно проще – им теперь не нужно передавать показания за электроэнергию вовсе.

В моменте оно может так не казаться, но все же наша страна внедряет новые технологии довольно стремительно. Продвинутым пользователям интернета, людям молодым и/или технически грамотным скорость может казаться черепашьей, но в сравнении даже с рядом самых передовых стран мира эта скорость поражает и впечатляет.

image

И самое главное, что мы движемся в правильном направлении. Жизнь простого гражданина становится легче, услуги централизуются на все меньшем количестве сайтов, все больше рядовых действий автоматизируется и появляется возможность сделать их в интернете, а иной раз можно даже настроить автодействие и забыть об этом вовсе. Теперь даже в самой обычной провинциальной деревне можно заплатить за беляш с помощью своих часов и пойти после этого охранять майнинговую ферму – это ли не удивительно.

Будущее наступило. Ну или мы наступили на будущее – тут, конечно, как посмотреть.

Комментарии (28)


  1. Markscheider
    17.12.2022 11:31

    процент брака/ежемесячного выпадения по неисправности это не поменяло вообще никак

    Насчет причин не ковыряли? Атмосферное электричество (хотя стоят не так, чтоб уж очень высоко) или наличие рядом мощных полей от проводов?


    1. Elektron1 Автор
      17.12.2022 11:56

      Замечали увеличения отказов в грозовой сезон. Плюс много было проблем со сдохшей встроенной батарейкой: для работы АСКУЭ она непосредственно не нужна, но без нее работать отказывается. А где-то через год эксплуатации эти батарейки начинают вылетать одна за другой. Еще бывала програмная ошибка, сбивалась дата счетчика и он думал что сейчас 2000 год, ну и соответственно на 2020 ничего не выгружал. Но тут удаленно решалось за 5 минут


  1. AKudinov
    17.12.2022 12:03
    +10

    Вижу на фотографии знакомую "Энергомеру", почти глаз дёргается: имеется крайне неприятный опыт с трёхфазной на даче и однофазной в квартире.
    И да, история со сдохшей батарейкой напомнила историю в квартире. Через 5 лет и 3 месяца (ха-ха, а гарантия на счётчик 5 лет) счётчик включил индикацию неисправности батарейки и перестал вести учёт по ночному тарифу. В приборе, который постоянно подключен к электричеству, села часовая батарейка. Это несомненный "успех". И да, поменять можно только в условиях завода-производителя. "Присылайте счётчик нам, за пару недель и какую-то сумму денег мы всё сделаем в лучшем виде". Теперь обхожу эти изделия стороной.


    1. aMster1
      17.12.2022 21:09
      +2

      Насколько я понимаю, в принципе там не сложно менять и без завода, но есть одна проблема - заводская пломба, при вскрытии корпуса она повреждается и все.

      И кстати после этого придётся делать поверку - потому что вмешательство.

      Но например у меня 2 меркурия с ошибкой батарейки вполне себе отдаются по rs485. Но у меня технический учёт, так что пофик


    1. Tippy-Tip
      18.12.2022 02:27
      +2

      В приборе, который постоянно подключен к электричеству, села часовая батарейка. Это несомненный "успех"

      Вообще-то это делается во всех электронных (а не электромеханических) приборах учета. И делается специально (автономный источник питания), чтобы обеспечить необходимую точность измерений.

      Ну и чтоб два раза не вставать отвечу тут @aMster1

      Если нарушена заводская пломбировка, прибор не примут к поверке от слова "совсем". Но есть нюанс. Если ремонт осуществляла аккредитованная организация, а не завод-изготовитель, то они могут опломбировать прибор своей пломбой и выдать акты о проведенном ремонте и годности прибора. В этом случае прибор примут к поверке.


      1. ugsm
        18.12.2022 04:49

        только поверка стоит чаще всего дороже нового счетчика :( В нашем городе единственное место, где нашел такую услугу - местный ЦСМ, поверка "умного" трехфазного счетчика 11+ т.р.


        1. de-Bill
          18.12.2022 08:42

          Да. Помню еще с советских времен: долимикронный измеритель выпускается с завода поверенный, а поверка, через сколько-то лет стоит ровно как весь прибор.


      1. AKudinov
        18.12.2022 13:51
        +1

        Вот честно, я не вижу, каким образом точность измерений связана с тем, получают часы питание от батарейки или от сети.

        Ну и, да, заменил я свою "Энергомеру" на счётчик, у которого заменить батарейку можно снаружи, не вскрывая весь прибор (разумеется, она под отдельной пломбой, но легко доступна после снятия крышки клеммной колодки), и внутри которого предусмотрен ионистор, питающий часы во время замены батарейки.


      1. aMster1
        18.12.2022 22:46

        Да, да. Мне так и ответили наши ответственные товарищи. Правая рука медленно поднимается вверх и с резким выдохом "даихерсним" опускается вниз.


    1. Didimus
      18.12.2022 12:42

      Вам уже выкатили долг в размере десятикратного потребнния за три месяца на максимальной мощности?


      1. AKudinov
        18.12.2022 13:52

        Нет, просто весь учёт шёл по дневному тарифу. Межповерочный интервал там (кажется) 16 лет, так что формально всё в порядке.


  1. valkumei
    17.12.2022 12:36
    +10

    Имхо,пропадает писатель. Текст для меня бесполезный, но очень интересный.


  1. slog2
    17.12.2022 12:45
    +6

    Цифровизация у них, майнинг... Меня интересует вопрос - когда наконец-то электрики научатся закапывать свои провода, а не обставлять всё вокруг кривыми столбами с висящими на них соплями, уродуя и так не особо приглядные пейзажи наших деревень?


    1. INSTE
      17.12.2022 14:06
      +9

      Тут чисто вопрос денег: какой проект нарисуете, такой и согласуют. Главное найти за чей счет потом все это великолепие будет построено.


    1. Arhammon
      17.12.2022 15:37
      +5

      Ох сомнительное дело, потом коммунальщики трубы меняют и электричество почему-то пропадает... или мужик в погребе копает и насмерть, потому что при царе горохе там был проложен какой-то заводской кабель, о котором если была документация, то сгинула вместе с заводом...


    1. diakin
      17.12.2022 15:45
      +6

      Да, безобразие! Надо ориентироваться на технологически развитые страны!


      1. Kenya-West
        17.12.2022 15:52
        +2

        Ох, помню, в Южной Корее такое видел, прям в центре Сеула - стоило только свернуть в сторону печально известного Итэвона или Ёнсана и пройти какой-нибудь непримечательной улицей...

        ТБ уровня "да болие-ли-мение работает жи, чё менять-та"


      1. ALEUT
        18.12.2022 10:26
        +1

        И это все сделано по причине крайне высокой сейсмической активности, в России тоже поэтому?


        1. Didimus
          18.12.2022 12:44

          Нет, по причине низкой технической культуры. Вы считаете, что метро нельзя делать там, где бывают землетрясения?


        1. diakin
          18.12.2022 19:56
          +1

          А у нас зима холодная, вечная мерзлота, не надолбишься! Ж8-()


      1. nitro80
        18.12.2022 13:38
        +1

        Помню на Пукете сидишь после дождя, пьёшь пиво за столиком в кафе, а провода так трещат интересно )


    1. andmerk93
      17.12.2022 20:37
      +1

      А оно потом из-под земли как должно в домашнюю розетку попадать?


    1. maxwolf
      17.12.2022 22:39
      +1

      У меня тут, недавно, когда закапывали стюардессу газ, порвали четыре бояна телефонных кабеля. А если бы он вёз патроны кабели были силовые?


  1. Javian
    17.12.2022 18:47
    +1

    Периодически просят заполнить заявку на техподключение у двух южных энергокомпаний. Сайт у одной удобный с подсказками, проблемы были или по документам или со схемой-картой, где расположен участок. А у второй как специально чтобы отказать за неправильное оформление. Удалось правильно заполнить только когда нашел в сети пошаговое руководство от прошедшего этот квест. Так вот у первой есть в точке обслуживания специально установленный linux-терминал со сканером и доступом на сайт техподключения. Человек может прийти и заполнить там если не может с телефона или нет компьютера и интернета.


  1. Pro-invader
    17.12.2022 19:04
    +10

    12 лет проработал в кабельной службе электроснабжающего предприятия города. Столько ситуаций и случаев повидал, что до сих пор вспоминаю, это гигантский опыт. Может как-нибудь запилю статью с фотками)


  1. cinquefoil
    17.12.2022 20:37
    -1

    Надеюсь, что в недалеком будущем солнечные батареи будут с хорошим КПД, и электричество можно будет подвести почти, что куда угодно


  1. uwcsergei
    17.12.2022 20:37
    +8

    Работаю в небольшой сетевой компании, подпишусь под каждым словом. Богатая деревня, участки по 50-100 соток, дома 3-4 этажа, потери из месяца в месяц 40-60 процентов. Коттеджные поселки, там помимо жителей еще и руководство КП ворует в полный рост. Небольшие спальные райончики- УК, занижают показания ПУ общедомовых, во ВРУ домов не попасть не под каким соусом, арендаторов подключают внаглую до ПУ, деньги налом получают от них. Есть люди, которые уволены из сбытовых организаций, знают как воровать по закону и охотно консультируют желающих.


  1. ovn83
    19.12.2022 19:03

    Слышал, что те у кого дома в 3 этажа, не платят ни за что принципиально, потому и дома в 3 этажа.