Авторские научные исследования консультантов SSC, проведенные в 2018-2022 гг. в Европе, США и России, указывают, что эволюция процессов географически распределенных команд разработки ПО привела к началу доминирования новой производственно-организационной парадигмы – полностью удаленной разработки ПО вообще без каких-либо общих офисов и личных встреч сотрудников. Стремительное ускорение роста влияния данной тенденции в 2020 году на фоне пандемии COVID-19 к концу 2022 года привело к тому, что более 50% мировых лидеров полностью перестроили свои HR- и производственные процессы, чтобы получить максимум пользы от использования модели полностью удаленной разработки ПО.

Всего авторские научные исследования консультантов SSC охватили сотню IT-компаний (в основном, Россия и Европа) и показали уверенный рост удельного веса команд в отрасли, для которых полностью удаленная разработка ПО стала производственным стандартом: от 31% в 2020 году до 58% в конце 2022 года. Также растет доля компаний, использующих «гибридный формат» работы, а в Европе появились первые компании, которые возвращают в 2023 году своих сотрудников в офисы (около 13% команд в исследовании 2022 года).

Рассмотрим основные тенденции для данной парадигмы, учитывая рост популярности «гибридной модели» с посещением офиса несколько раз в неделю и развитие технологий в разработке ПО, решающих проблемы, выявленные при ранней адаптации мировой отрасли информационных технологий к пандемии в 2020 году. В основе этой адаптации, как показали все исследования в 2020-2022 гг., лежит успешное использование опыта инженеров и менеджеров в географически распределенных командах и стремительное управление изменениями, позволившее адаптировать процессы к реальности пандемии и home-office.

    Первое, в компаниях, принявших парадигму полностью удаленной разработки ПО, данные процессы в основном консолидированы, а все необходимые изменения и технологии уже внедрены. Исследования показали, что решающим в плане выбора, инвестиций и закрепления в практике стал 2021 год: на данный год пришлось больше всего сомнений и внедряемых изменений. Вместе с этим исследование 2022 года показало: в двух третях опрошенных команд все улучшения уже были завершены, и сегодня только некоторые детали и изменения дорабатываются командами на своем собственном уровне. Однако, практический опыт консультантов SSC показывает: топ-менеджмент IT-компаний должен поддерживать организационные усилия и инвестиции в технологии и дальше: пласт нерешенных проблем остается значимым, а возможности улучшения производственных процессов в новой парадигме – экономически привлекательными.

     Второе, сдвиг производственных процессов в модель полностью удаленной разработки ПО теоретически должен был запустить серьезные изменения во всех сопутствующих процессах: от управления проектами и продуктами до тестирования и сборок. Все исследования показали очень слабую корреляцию между этими процессами, модель полностью удаленной разработки ПО:

  • практически не оказывает влияния на управление качеством разрабатываемых продуктов;

  • подходит как базовая для современных фреймворков управления софтверными проектами;

  • совпала по времени со стремительным (с 2017 года) ростом популярности DevOps и CI\CD практик и частично катализировала данный процесс.   

Вместе с этим процессы информационной безопасности при применении данной производственной модели усложнились и стали более вариативными. Частично это связано с субъективным представлением отдельных менеджеров об информационной безопасности (например, в крупных банках), частично – с объективными опасениями быстрой утраты лояльности и вовлеченности сотрудников при переходе к полностью удаленной разработке ПО. Однако, данная модель оказала серьезное влияние на формализацию коммуникаций: в 2020, 2021 и даже в 2022 году значительная часть команд продолжала повышать формализацию и технологичность коммуникационных процессов: как внутри компании, так и с внешними заказчиками и партнерами. Отдельным вопросом является совмещение новой производственной модели с процессами SCRUM разработки – сам дух Agile и проектная практика говорят: команда должна работать вместе и быть как можно ближе друг другу. В свежем исследовании к концу 2022 года более 70% команд смогли преодолеть традиционную проблему необходимости работать вместе инженерам SCRUM-команд в сочетании с полностью удаленной разработкой ПО «без физических офисов». Инженеры продолжают работать в тесном взаимодействии, но в виртуальном пространстве.

Третье, парадигма полностью удаленной разработки ПО подразумевает социальные изменения в трудовой деятельности инженеров: это смещение баланса личного времени и пространства инженеров, изменение типичных процессов обучения, обмена опытом и карьерного роста, необходимость повышения социализации сотрудников в данных условиях. Из года в год эксперты, участвовавшие в исследованиях, подтверждали, что смешение личного и рабочего времени и \ пространства в данной профессии не является сложно регулируемой задачей: к концу 2022 года менее 20% команд регулировали данный аспект специальными инструкциями и регламентами, с 2020 года серьезно вырос удельный вес команд, в которых данный аспект решается на индивидуальном уровне – самими сотрудниками. Типичные процессы обучения, обмена опытом и карьерного роста также виртуализировались, и заметно снизилась их прозрачность: ни в 2021 году, ни в 2022 году экспертные панели не смогли предложить консолидированные решения по преодолению данных проблем, а в России эксперты отметили чрезвычайно низкий уровень корпоративных инвестиций в данном направлении. Аналогично эксперты подтверждают, что вне зависимости от статуса пандемии и мер борьбы с ней компании должны больше инвестировать денег и внимания в социализацию и вовлечение инженеров в корпоративную жизнь.

Исследования 2020-22 гг. убедительно подтверждают, что полностью удаленные процессы работы уже стали частью мировой корпоративной культуры IT-отрасли, делая счастливыми миллионы сотрудников. Регион Россия (условно, в 2022 году – в него включен Казахстан, Армения, Грузия) растерял все конкурентные преимущества в данной трансформации к концу прошлого года, что подразумевает прогноз о переходе лучших российских разработчиков в компании, которые предложат им полностью удаленную разработку в следующие годы. Уже сегодня это стало одним из ключевых преимуществ в хедхантинге, по мере преодоления системных проблем данной парадигмы данное преимущество будет становиться все более и более значимым.

Комментарии (5)


  1. SpiderEkb
    06.01.2023 17:52

    Если говорить о "распределенной" разработке, то она у нас уже существовала давно. Так получилось, что сложилось три команды разработки - в Питере, Москве и Екатеринбурге. И нормальным было когда аналитик, например, в Москве, а разработчик - в Екатеринбурге.

    Поскольку все это происходило внутри изолированной от внешнего мира сети компании и наличии единой внутренней IP телефонной сети, поверх которой висел джаббер с видео и телефонными сервисами, то удаленное общение было делом привычным.

    Ну а с марта 20-го все ушли на удаленку и фактически мало что поменялось. Ну с доступами стало сложнее т.к. часть ресурсов стала доступна через VPN, а часть осталась только из внутреннего периметра. Т.е. через VDI заходишь на виртуалку во внутренней сети и с нее уже куда нужно. Ну немного сложнее - раньше я мог гредлом с рабочего компа собрать сразу на тестовый сервер, сейчас приходится сначала с локального компа выгрузить в гит, потом на VDI загрузить из гита и только потом уже собирать.

    С точки зрения коммуникаций мало что поменялось - тот же джаббер, работающий через VPN (звонок на внутренний номер приходит на джаббер на локалке), зум (или джаббер тот же) для командных встреч, рокетчат.


    1. old_bear
      06.01.2023 18:14

      сейчас приходится сначала с локального компа выгрузить в гит, потом на VDI загрузить из гита и только потом уже собирать

      А какой-нить VSCode в режиме работы на remote хосте не избавит от необходимости постоянно прокидывать изменения через git?
      С начала пандемии так делаю если требуется использовать ресурсы не только домашне-рабочего компьютера. Разницы в отзывчивости с локальным проектом не замечал, хотя это может зависеть от его размера, конечно.


      1. SpiderEkb
        08.01.2023 09:10

        А какой-нить VSCode в режиме работы на remote хосте не избавит от необходимости постоянно прокидывать изменения через git?

        Увы, но нет...

        Разработки идет для платформы IBM i. Т.е. вся сборка происходит на сервере. А сервер доступен только из внутренней сети (снаружи ни через VPN, никак его не видно).

        Для VSC есть хорошие плагины для разработки под эту систему (в т.ч. и пара наших), которые позволяют, в том числе, работать с объектами на сервере через SSH, но... Извне к серверу не подключиться (там есть отдельная партиция - небольшой виртуальный сервер, доступный через VPN, но на нем можно только проверить что поставка собирается или сделать предварительный тест чего-то небольшого, но для нормального тестирования он непригоден в силу неконсистентности данных).

        Кроме того, сборка у нас автоматизирована гредлом Т.е. для сборки поставки на сервере достаточно запустить (в папке где лежит поставка)

        gradle as400SyncAndDeploy

        Это для ручной установки и первичного тестирования. Дальше поставку нужно "оформить" - собрать ее в юнит-хранилище поставок на сервере + "положить" в Artifactory откуда она может быть установлена в любой юнит компонентного тестирования (у каждой команды он свой) автоматически через портал DevOps. Это делается Jenkins'ом которые настроен на git (в зависимости от настроек там много вариантов - ручной запуск нужного таска с указанием тега на коммите который нужно собрать, автоматический запуск таска при появлении нового коммита в нужной ветке и т.п.) Но... И Jenkins и DevOps опять же доступны только из внутренней сети... Снаружи через VPN до них доступа нет (только до гита, артифактори, джайры, конфлюенса, почты рабочей и джаббера).

        Снаружи во внутреннею сеть можно попасть только через виртуалку. Двумя путями - или по RDP через VPN заходим на виртуалку и с нее, еще через один RDP на свой рабочий комп (во внутренней сети). Или напрямую (без VPN) через VMWare Horizon Client заходим на свой персональный виртуальный десктоп и работаем там.

        К сожалению, оба варианта немного лагают и лично мне так работать неудобно (хотя многие работают именно там - IDE - VSC или RDi запускают на удаленной машине).

        Мне комфортнее запускать IDE на локальной машине, "собираемость" и "запускаемость" поставки проверять на той партиции сервера, что доступна через VPN, а потом уже рушить в гит и на виртуальном десктопе подтягивать из гита и собирать на тестовом сервере руками или Jenkins'ом. Да, немного лишних телодвижений, но это напрягает намного меньше чем работать в IDE на удаленной машине (тут еще писание кода не завязано на наличие сети - я уже поллтора года как за город перебрался, тут, конечно, и оптика в дом и LTE канал в горячем резерве, но всякое бывает...)

        В итоге рабочее место выглядит так:

        Слева - основной рабочий ноут + второй монитор к нему (там винда и все-все все - IDE, документация, джаббер и все вот это вот). Справа - старенький (и слабенький) ноут с Linux Mint + VMWare Horizon Client - используется исключительно как VDI терминал.


  1. Chelidonium
    06.01.2023 18:02

    ясно что официальная цифра статистики смертности в 2021 никак не тянет на 'пандемию' :
    т.е. в выигрыше в итоге оказались спокойно действовавшие по типу 'делай что должен и будь что будет', впрочем это универсальная формула всегда и для всего )


    1. ru1z
      06.01.2023 20:12
      +1

      «Пандемия» — это когда касается не только одной страны, и не обязательно только смертности в целом, да и принципиально ваша ссылка на таблицу против вас, посмотрите графически, если сложно воспринимать цифры.

      выигрыше в итоге оказались спокойно действовавшие по типу 'делай что должен и будь что будет'
      ПоАга, особенно в 2022-ом. Всегда и для всего, точно-точно.