Короткий ответ: потому что когда заказчики по прототипу получают оценку у разработчиков, они понимают, что не потянут разработку по деньгам.

Рассказ веду от лица основателя Проектората — бренда, объединившего самостоятельных проектировщиков/UX‑дизайнеров.

Речь идёт исключительно о новых проектах, а не доработках в существующие. Самый распространённый сценарий выглядит так. Человек придумывает идею для своего продукта и решает его разработать. Он ищет по знакомым контакты программиста. Находит и в двух словах объясняет ему задачу. Программист тыкает пальцем в небо и называет стоимость разработки. Допустим, два миллиона. И намекает, что оценка примерная и было бы неплохо посмотреть на техническое задание.

Кто пишет технические задания? Заказчики. Кто умеет писать технические задания? Проектировщики. Некоторые заказчики отказываются сами писать технические задания и приходят к проектировщикам. Некоторые приходят к нам в Проекторат. Мы объясняем, что наши технические задания называются «функциональными спецификациями» и что мы готовим эти документы сразу после создания интерактивного прототипа.

Зачем нужен интерактивный прототип? Чтобы заказчики, не являющиеся специалистами в разработке, могли посмотреть и пощупать проект ещё даже до этапа дизайна. И подтвердить, что это именно то, что им нужно. Обычно заказчикам не нужно долго объяснять, что это такое и какую это несёт пользу для общего дела, и они покупают у нас проектирование.

Допустим, прототип обошёлся в 150 000 рублей. Функциональная спецификация ещё в 150 000 рублей. Итого 300 000 рублей. С этой документацией заказчик идёт к своему программисту и тот делает уже точную оценку. И оказывается, что все хотелки клиента стоят не два миллиона, о которых раньше шла речь, а десять‑пятнадцать. И разрабатывать это придётся не меньше года‑двух.

Клиент вздыхает и решает пока не делать проект. Проектная документация уходит в стол. Так за 300 000 рублей можно предотвратить потерю двух миллионов рублей и вернуться к этому вопросу позже, когда появятся деньги. Либо пересмотреть свой подход к проекту. Например, избавиться от 90% функций для того, чтобы создать mvp и проверить жизнеспособность бизнес‑гипотезы. Но это уже совсем другая история.

Я лично столкнулся с десятком случаев, когда клиенты ввязываются в разработку без проектной документации и в какой‑то момент у них заканчиваются деньги, а у разработчика силы. Обычно речь идёт о небольших индивидуальных проектах ценой до миллиона, но суть та же. Проектирование, которое можно вместить в 100-тысячный бюджет, в разы повышает шанс на доведение дела до конца.

Раньше мы расстраивались, когда очередной прототип уходил «в стол» и разработка по нему не велась. А сейчас понимаем, что это нормально. Что мы спасли клиента от затяжной тупиковой разработки, где в какой‑то момент закончатся деньги, и проект умрёт.

Напоследок, справедливости ради, хочется отметить, что иногда проекты уходят в стол и по другим причинам. Например, все участники посмотрели на то, что получилось, и поняли, что идея оказалась какой‑то шляпой и не стоит её разрабатывать. Бывало и такое, что идея норм, прототип норм, ресурсов — выше крыши, а руки просто не доходят до запуска этого дела в разработку. Или нет человека, которого можно зарядить деньгами и отправить курировать проект, а у самого клиента уже нет на это личных ресурсов.

Комментарии (10)


  1. Tiger_001
    00.00.0000 00:00

    Не совсем понятно, зачем написали. Типа -привет, я Кэп. Я не против статьи, она правильная и написано нормально, только описываются совершенно очевидные вещи

    Сорри за критицизм


    1. Ekamelev Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      Да не, нормальный коммент. Технически всё, о чём я пишу, — очевидно для меня. Поэтому, если бы меня это останавливало, то никаких обучающих материалов я бы не создавал.

      Но в данном случае я личным опытом поделился, а не какими-то правилами. Возможно, в комментарии придут те, чей опыт отличается от моего, и мы все станем чуточку умнее.

      Зачем написал? Чтобы те, кто расстраиваются от того, что их прототипы уходят «в стол», поменьше расстраивались :)


    1. vlad196
      00.00.0000 00:00

      Эта статья интересна для таких как я - людей, которые совершенно не знают и не задумывались о том как заказывают проекты, что в итоге может быть. Просто интересно как это бывает в жизни :)


  1. anonymous
    00.00.0000 00:00

    НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


    1. AzIdeaL
      00.00.0000 00:00

      О шахматах идёт речь -- белые начинают и выигрывают: никакого пата)


  1. Bagatur
    00.00.0000 00:00

    Agile, не?


  1. tempart
    00.00.0000 00:00

    ресурсов — выше крыши, а руки просто не доходят

    Что тогда здесь понимается под "ресурсами"? Обычно ресурсы - это время, средства, люди (и иногда можно разбить средства на деньги и материалы, но не здесь). Ваша компания знакома с основами проектной деятельности (про треугольник как модель ресурсов)?

    Но меня больше другое интересует.
    Если требуется выполнить проект, то необходима его оценка. Оценка от и до. В которой участвуют все основные затратные ресурсы (с вашей стороны - дизайн).
    Вопрос - зачем выполнять прототип вместо того, чтобы его оценить? Если следовать логике вашей работы, то делаем дизайн - оцениваем, делаем фронт - оцениваем...
    А всего-то от вас требуется:


    1. tempart
      00.00.0000 00:00

      (прошу прощения, не ту кнопочку нажал, а отредактировать не могу)

      1. Получить/сформулировать ФТ от заказчика

      2. Оценить свою работу (без создания прототипа)

      3. Выдать требования тем, кто должен реализовывать ваш дизайн.

      И так по все пищевой цепочке.
      Повторюсь, если каждый участник проекта будет изготавливать свой драфт (у вас - прототип), то оценка будет золотой.
      На самом деле, насколько помню, вся эта процедура описана в разных проектных моделях, в т.ч. в ГОСТ


      1. Ekamelev Автор
        00.00.0000 00:00

        Я тот человек, к которому приходит клиент за формулированием функциональных требований к стартапам (и не только). Сформулированные функциональные требования — это не спроектированный проект. Проектирование — это процесс, результат которого сильно расплывчат (иначе это бы не называлось проектированием). Фишка в том, что даже если бы я был тем супермозгом, который по короткому описанию может смоделировать в голове сразу готовую систему (а ко мне иногда обращаются и за ERP-системами на несколько сотен экранов), то дальше мне всё равно пришлось бы проделать ооочень трудоёмкую работу, у которой две цели:
        — Ознакомить клиента с моей моделью и согласовать её;
        — Описать эту модель достаточно подробно, чтобы разработчики могли сделать оценку.

        И вот только после того, как появится проектная документация, из которой всем становится ясно, что клиент собирается разрабатывать, можно сделать оценку разработки.


        1. anonymous
          00.00.0000 00:00

          НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь