Огромное количество статей и новостей об успехе того или иного стартапа можно встретить сегодня в интернете каждый день. Многомиллионные инвестиции, обсуждаемые сервисы и продукты, вирусные видео о гениях предпринимательства: все это заставляет вас задуматься о создании своего проекта. Вы начинаете изучать данную тему, интересоваться новыми маркетинговыми стратегиями, взахлеб читаете книги популярных гуру бизнеса и в итоге находите ту идею, которая сможет сделать вас миллионером. Вы уверены, что раз многие добились такого успеха, то это не так уж сложно. Есть руководства в интернете, инвесторы и государственные фонды, а также полно информации о легких методах ведения бизнеса. Что может быть легче с такой классной идеей, как у меня?!
Насмотревших воодушевляющих материалов, вам предстоит узнать голую правду о стартаперстве.
1) Вы нахрен никому не нужны. Это самая первая горькая правда, которую стоит понять каждому, кто открывает свой стартап. Ни пользователям интернета, вашим возможным потенциальным клиентам, ни государственным программам, которые «трубят» о помощи молодым предпринимателям, ни всей банковской системе, предлагающей заманчивые кредиты для старта вы просто не нужны. Начнем «разбор полета» с конца.
Для начала необходимо отметить, что брать кредит в каком бы то банке, сразу после того как у вас появилась идея или был создан прототип, идея довольно глупая. Деньги, даже достаточно большие (хотя кто их вам даст под честное слово?) кончатся так быстро, что вы не успеете оглянуться. А долг останется. И отдавать его придется. Хотите вы того или нет. Поэтому подождите, как минимум, до того момента, как начнете получать прибыль, которая позволит не только выплачивать кредит, но и обеспечит вас всем необходимым для существования. Более того, изучите все банковские предложения для малого бизнеса на рынке, так как взять обычный кредит иногда бывает выгоднее.
Далее идут государственные программы и организации поддержки предпринимательства. Посетив несколько таких организаций и их мероприятия, я пришел к выводу, что ничего кроме информации они дать, по большому счету, не могут. Да и саму информацию они берут с интернета. Поэтому лучше читайте популярные сайты о стартапах и молодых предпринимателях. Большинство статей, особенно статьи о growth hacks, были написаны исходя из опыта других людей. Они вполне актуальны и могут дать вам идеи как развивать свой стартап.
Ну и наконец, ваши потенциальные клиенты. Во-первых, донести до них саму идею вашего инновационного продукта и завоевать их доверие будет очень и очень не просто. Во-вторых, заставить их заплатить деньги за ваш продукт будет почти не реально на первых этапах. В-третьих, лайки и репосты, которые вы будете получать в социальных сетях, проводя рекламные кампании, не сделают вам прибыль. Пользователь соц сети, увидев под постом 1000 лайков и 1000 репостов, возможно, просто заинтересуется вашим предложением и поставит свой 1001 лайк, но это вовсе не означает, что он готов купить ваш продукт. Смиритесь, лайки – не клиенты!
2) Время понятие растяжимое. Планируя создание проекта, многие люди, начитавшись умных книг, начинают разрабатывать детальный бизнес план и прописывать сроки его реализации чуть ли не по часам. И вот, в самом конце работы, они абсолютно уверены, что смогут его реализовать и «через 6 месяцев начать получать прибыль». Как бы не так. С течением времени, многое в этом плане будет дорабатываться и улучшаться. У вас будут новые идеи или вы будете отказываться от старых. Так что заранее увеличивайте срок реализации в два раза. А если вы не обладаете навыками программирования или инжиниринга то – в 4 раза.
Вы будете счастливы, если сможете закончить создание проекта раньше и приступить к дальнейшей фазе.
3) Все дело в людях. Как бы приторно это не звучало, но ваша команда — это 70% успеха вашего дела. Один человек на миллион сможет создать востребованный проект, работая в одиночку. И этот человек не вы. И не надейтесь.
Без сомнения, вы можете начать реализацию сами, но не переставайте искать людей в команду. Ищите не тех, кто «лижет вам зад», восхваляя вашу идею, а тех, кто действительно сможет чем-то помочь на деле, так как в первом случае вся деятельность ограничится словами и затянет ваш проект на неопределенный срок.
4) Стоимость проекта. Ну как, вы уже подсчитали, во сколько обойдется вам ваша идея? Молодцы. А теперь смело прибавьте 20% – 30% к расходам. На протяжении всего вашего предпринимательского пути будут встречаться непредвиденные расходы. Более того, вскоре вы столкнетесь с сервисами, которые потребуют регулярные ежемесячные расходы, которые вы не брали в расчет. Денег будет уходить очень много, а когда вы сможете монетизировать проект не известно.
5) Предпроектная стадия. Невероятное количество людей уже «набили шишки» со своими стартапами и теперь пишут статьи и рекомендации о том, что идея должна быть протестирована перед тем, как что-либо начинать серьезное.
Прежде всего, надо ответить на самый каверзный вопрос: ваш проект просто прикольный или действительно сейчас существует проблема, которую он решает. Очень многие делают то, что им кажется интересным, забавным или «для прикола». Конечно, есть доля вероятности, что он такой «выстрелит», но каковы шансы?
Откройте свой блог, проводите опрос, создайте страницу в соц сети или лендинг, чтобы получить первые отзывы и клиентов. Общайтесь, спрашивайте, узнавайте. При этом старайтесь тратить как можно меньше денег на все это. Вскоре они вам пригодятся.
Также не мешало бы узнать о конкурентах: есть ли они и как продвигают свои продукты. Не нашли в России? Посмотрите на иностранных сайтах, где собираются стартапы. С вероятностью в 90% могу сказать, что такая идея уже есть и, возможно, она недавно получила крупные инвестиции. А это значит, что и в России другие предприниматели начали создание подобных проектов, и времени на реализацию вашего у вас все меньше. Не обманывайте себя. В итоге потратите деньги, время и нервы.
6) Работа над проектом. Не смотря на все «подводные камни» предпринимательства вы решили начать создание своего бизнеса и всерьез занялись его разработкой. Спустя какое-то время, так или иначе, идеи истощаются, и вы не знаете, что делать дальше. Вы падаете в ступор и потихоньку забрасываете разработку.
Чтобы такого не случалось, начните параллельно создание другого небольшого проекта, менее значимого, но интересного для вас. Это сложно объяснить, но переключаясь между двумя проектами, вы дадите своему мозгу отдохнуть от чрезмерной концентрации на одном проекте. Занимаясь одним, у вас будут появляться идеи для другого, и наоборот.
7) Инвесторы и фонды. Любимая тема всех предпринимателей. «Вот сделаем проект, получим инвестиции, будем шиковать!» — так думает большинство начинающих бизнесменов. Как бы ни так! Вы не получите ничего!
Подумайте сами: сколько предложений о финансировании стартапов они получают каждый день? Шанс, что вас заметят, крайне мал. А на начальных стадиях его просто нет. Вы можете не согласиться, сказав, что есть инвесторы, которые вкладывают в стартапы на ранних стадиях. Отвечу вам: вы не подойдете им. Там тоже сидят не глупые люди, которые оценивают многие факторы перед тем, как вложить свои личные сбережения. Они смотрят насколько «звездная» у вас команда, где они работали до этого и какой у них опыт, есть ли у вас еще успешный бизнес, насколько большой рынок, кто конкуренты и много чего еще.
Вы можете писать им, заводить деловые отношения и рассказывать о достижениях компании, но до того момента, как у вас появится доход, шансы на получение инвестиций практически нулевые. Не думайте, что придет «дядя» и озолотит вас. Работайте!
Не будьте наивными и не начинайте свое дело, не взвесив все «за» и «против». Вы потратите больше денег и времени, чем вам кажется. И после всего, через что вы пройдете, нет гарантий, что ваш бизнес окупится или станет приносить прибыль.
А с другой стороны, никогда не слушайте того, кто отговаривает вас от начала своего дела. Читайте статьи и истории успеха, ищите пути реализации своей идеи, хоть маленькими шагами, но двигайтесь вперед. В конце, вы будете только рады, что сделали то, что хотели.
Насмотревших воодушевляющих материалов, вам предстоит узнать голую правду о стартаперстве.
1) Вы нахрен никому не нужны. Это самая первая горькая правда, которую стоит понять каждому, кто открывает свой стартап. Ни пользователям интернета, вашим возможным потенциальным клиентам, ни государственным программам, которые «трубят» о помощи молодым предпринимателям, ни всей банковской системе, предлагающей заманчивые кредиты для старта вы просто не нужны. Начнем «разбор полета» с конца.
Для начала необходимо отметить, что брать кредит в каком бы то банке, сразу после того как у вас появилась идея или был создан прототип, идея довольно глупая. Деньги, даже достаточно большие (хотя кто их вам даст под честное слово?) кончатся так быстро, что вы не успеете оглянуться. А долг останется. И отдавать его придется. Хотите вы того или нет. Поэтому подождите, как минимум, до того момента, как начнете получать прибыль, которая позволит не только выплачивать кредит, но и обеспечит вас всем необходимым для существования. Более того, изучите все банковские предложения для малого бизнеса на рынке, так как взять обычный кредит иногда бывает выгоднее.
Далее идут государственные программы и организации поддержки предпринимательства. Посетив несколько таких организаций и их мероприятия, я пришел к выводу, что ничего кроме информации они дать, по большому счету, не могут. Да и саму информацию они берут с интернета. Поэтому лучше читайте популярные сайты о стартапах и молодых предпринимателях. Большинство статей, особенно статьи о growth hacks, были написаны исходя из опыта других людей. Они вполне актуальны и могут дать вам идеи как развивать свой стартап.
Ну и наконец, ваши потенциальные клиенты. Во-первых, донести до них саму идею вашего инновационного продукта и завоевать их доверие будет очень и очень не просто. Во-вторых, заставить их заплатить деньги за ваш продукт будет почти не реально на первых этапах. В-третьих, лайки и репосты, которые вы будете получать в социальных сетях, проводя рекламные кампании, не сделают вам прибыль. Пользователь соц сети, увидев под постом 1000 лайков и 1000 репостов, возможно, просто заинтересуется вашим предложением и поставит свой 1001 лайк, но это вовсе не означает, что он готов купить ваш продукт. Смиритесь, лайки – не клиенты!
2) Время понятие растяжимое. Планируя создание проекта, многие люди, начитавшись умных книг, начинают разрабатывать детальный бизнес план и прописывать сроки его реализации чуть ли не по часам. И вот, в самом конце работы, они абсолютно уверены, что смогут его реализовать и «через 6 месяцев начать получать прибыль». Как бы не так. С течением времени, многое в этом плане будет дорабатываться и улучшаться. У вас будут новые идеи или вы будете отказываться от старых. Так что заранее увеличивайте срок реализации в два раза. А если вы не обладаете навыками программирования или инжиниринга то – в 4 раза.
Вы будете счастливы, если сможете закончить создание проекта раньше и приступить к дальнейшей фазе.
3) Все дело в людях. Как бы приторно это не звучало, но ваша команда — это 70% успеха вашего дела. Один человек на миллион сможет создать востребованный проект, работая в одиночку. И этот человек не вы. И не надейтесь.
Без сомнения, вы можете начать реализацию сами, но не переставайте искать людей в команду. Ищите не тех, кто «лижет вам зад», восхваляя вашу идею, а тех, кто действительно сможет чем-то помочь на деле, так как в первом случае вся деятельность ограничится словами и затянет ваш проект на неопределенный срок.
4) Стоимость проекта. Ну как, вы уже подсчитали, во сколько обойдется вам ваша идея? Молодцы. А теперь смело прибавьте 20% – 30% к расходам. На протяжении всего вашего предпринимательского пути будут встречаться непредвиденные расходы. Более того, вскоре вы столкнетесь с сервисами, которые потребуют регулярные ежемесячные расходы, которые вы не брали в расчет. Денег будет уходить очень много, а когда вы сможете монетизировать проект не известно.
5) Предпроектная стадия. Невероятное количество людей уже «набили шишки» со своими стартапами и теперь пишут статьи и рекомендации о том, что идея должна быть протестирована перед тем, как что-либо начинать серьезное.
Прежде всего, надо ответить на самый каверзный вопрос: ваш проект просто прикольный или действительно сейчас существует проблема, которую он решает. Очень многие делают то, что им кажется интересным, забавным или «для прикола». Конечно, есть доля вероятности, что он такой «выстрелит», но каковы шансы?
Откройте свой блог, проводите опрос, создайте страницу в соц сети или лендинг, чтобы получить первые отзывы и клиентов. Общайтесь, спрашивайте, узнавайте. При этом старайтесь тратить как можно меньше денег на все это. Вскоре они вам пригодятся.
Также не мешало бы узнать о конкурентах: есть ли они и как продвигают свои продукты. Не нашли в России? Посмотрите на иностранных сайтах, где собираются стартапы. С вероятностью в 90% могу сказать, что такая идея уже есть и, возможно, она недавно получила крупные инвестиции. А это значит, что и в России другие предприниматели начали создание подобных проектов, и времени на реализацию вашего у вас все меньше. Не обманывайте себя. В итоге потратите деньги, время и нервы.
6) Работа над проектом. Не смотря на все «подводные камни» предпринимательства вы решили начать создание своего бизнеса и всерьез занялись его разработкой. Спустя какое-то время, так или иначе, идеи истощаются, и вы не знаете, что делать дальше. Вы падаете в ступор и потихоньку забрасываете разработку.
Чтобы такого не случалось, начните параллельно создание другого небольшого проекта, менее значимого, но интересного для вас. Это сложно объяснить, но переключаясь между двумя проектами, вы дадите своему мозгу отдохнуть от чрезмерной концентрации на одном проекте. Занимаясь одним, у вас будут появляться идеи для другого, и наоборот.
7) Инвесторы и фонды. Любимая тема всех предпринимателей. «Вот сделаем проект, получим инвестиции, будем шиковать!» — так думает большинство начинающих бизнесменов. Как бы ни так! Вы не получите ничего!
Подумайте сами: сколько предложений о финансировании стартапов они получают каждый день? Шанс, что вас заметят, крайне мал. А на начальных стадиях его просто нет. Вы можете не согласиться, сказав, что есть инвесторы, которые вкладывают в стартапы на ранних стадиях. Отвечу вам: вы не подойдете им. Там тоже сидят не глупые люди, которые оценивают многие факторы перед тем, как вложить свои личные сбережения. Они смотрят насколько «звездная» у вас команда, где они работали до этого и какой у них опыт, есть ли у вас еще успешный бизнес, насколько большой рынок, кто конкуренты и много чего еще.
Вы можете писать им, заводить деловые отношения и рассказывать о достижениях компании, но до того момента, как у вас появится доход, шансы на получение инвестиций практически нулевые. Не думайте, что придет «дядя» и озолотит вас. Работайте!
Не будьте наивными и не начинайте свое дело, не взвесив все «за» и «против». Вы потратите больше денег и времени, чем вам кажется. И после всего, через что вы пройдете, нет гарантий, что ваш бизнес окупится или станет приносить прибыль.
А с другой стороны, никогда не слушайте того, кто отговаривает вас от начала своего дела. Читайте статьи и истории успеха, ищите пути реализации своей идеи, хоть маленькими шагами, но двигайтесь вперед. В конце, вы будете только рады, что сделали то, что хотели.
mopsicus
Автору надо прочитать 2 книги: «Стартап. Настольная книга основателя» и «Бизнес с нуля. Lean Startup».