Прослушав несколько бизнес презентаций от начинающих предпринимателей, я заметил, что большинство рассказывает слишком много ненужной информации, которая может «потопить» их проект. Они углубляются в такие подробности своего бизнеса, что инвесторы начинают попросту скучать. Не важно, насколько красочно вы представляете свой проект, если вы не говорите по сути, то шансы на инвестиции крайне малы. Ниже приводятся несколько обязательных вопросов, которые необходимо включать в презентацию, чтобы говорить только по делу и на языке инвесторов.
1) Название проекта и его описание. Идеальное описание должно быть короткое, как пост в Твиттер. Ясно и по сути. После него вы можете чуть более развернуто рассказать о сути проекта, но старайтесь уложиться в 10-15 секунд, чтобы инвестор не потерял сути.
2) Существующая проблема на рынке и ваше решение. Определите сами для себя: не надумываете ли вы проблему, потому что вам просто нравится ваш проект. Чтобы понять необходимость вашего сервиса или продукта, нужно провести тесты и исследования заранее. Инвесторы не глупые люди, и, наверняка, смогут понять, что к чему.
3) Ваши текущие результаты и стадия проекта. В 3-4 предложениях расскажите, чего вы добились за все время, сделав акцент на своем доходе (если его еще нет, то так и скажите). Не преувеличивайте цифры – в дальнейшем это создаст только дополнительные проблемы и плохую репутацию.
4) Объем рынка. Кратко расскажите, насколько большой рынок уже существует, и какую часть вы планируете занять к определенному времени.
5) Сколько вам нужно, и на что. Подумайте, что действительно вам потребуется для ведения бизнеса. Если вы напишите, что потратите все деньги на создание прототипа, рекламу и сотрудников, то шансы получить инвестиции пропадут. Никто не собирается проверять вашу идею, создавать за вас бизнес и, тем более, платить вам зарплату.
6) Финансовая модель. Здесь расскажите о том, как вы собираетесь зарабатывать деньги. Помните, инвестиции, а тем более венчурные инвестиции, предполагают, что на каждый потраченный инвестором рубль, он сможет вернуть 10.
7) Конкуренты. Расскажите о 5 – 6 прямых и косвенных конкурентах. Инвесторам нужно показать, что вы знаете, кто работает на рынке с теми же продуктами, что и вы. Лучше будет, если вы сделаете сравнительную таблицу с конкурентами, объясняя, почему ваш продукт лучше. Никогда не говорите, что вы единственные на рынке с уникальным продуктом.
8) Риски. Продумайте все возможные риски, которые могут возникнуть в дальнейшей работе. Напишите 2-3 основных риска в презентации и расскажите, как вы застрахуете себя, если возникнут подобные ситуации. Будьте уверены, что инвесторы найдут еще пару моментов, которые вы не предусмотрели. Не волнуйтесь, скажите, что решите и эти проблемы и предоставите ответ при следующей встрече.
9) Команда. Честно расскажите о людях, которые работают с вами над проектом. Их опыт, достижения и доли в компании. Буде большим плюсом, если у вас в команде не менее трех человек.
10) Подведите итог. Еще раз назовите свой проект, планы на развитие и необходимые инвестиции.
Вся ваша презентация должна быть не более 5 минут, чтобы не утомлять инвесторов и концентрировать их внимание.
Вот также несколько подсказок, как сделать ваше выступление более интересным:
1) Не читайте по бумаге. Потренируйтесь дома перед зеркалом выступать без бумаг. Вы можете составить себе небольшой план выступления с основными тезисами и подглядывать в него после. Но помните, что при публичных презентациях нет ничего важнее зрительного контакта с инвесторами и публикой. Не забывайте также улыбаться!
2) Не говорите заумными фразами. Даже если у вас инновационный бизнес с использованием особой терминологии, вы всегда сможете найти подходящие слова, чтобы всем присутствующим было понятно.
3) Не употребляйте такие вещи как «мы единственные на рынке», «мы национальный продукт», «у нас уникальный продукт, такого еще нет», «наш продукт революционный», «у нас много лайков в социальных сетях», «у нас нет конкурентов» и тд. Эти слова инвесторы слышат каждый день, и у них сразу меняется настроение к вашему проекту.
4) Адекватно воспринимайте критику. Да, критика будет. Смиритесь. Всегда найдутся люди, которым не будет нравиться ваш продукт или сервис. Главное, как вы к этому отнесетесь.
5) Старайтесь не размещать много текста на слайде. Слушателям будет лень читать весь текст и, наверняка, к концу презентации они и не вспомнят, что было в ее начале. Одно-два предложения крупным шрифтом будет достаточно.
Вы также можете сейчас подготовить презентацию своего проекта и «дать его на растерзание» сообществу предпринимателей. Существуют несколько популярных сайтов, где предприниматели общаются между собой и помогают найти правильные решения своим коллегам. Они с большой радостью найдут все изъяны вашей презентации и дадут советы по ее улучшению.
1) Название проекта и его описание. Идеальное описание должно быть короткое, как пост в Твиттер. Ясно и по сути. После него вы можете чуть более развернуто рассказать о сути проекта, но старайтесь уложиться в 10-15 секунд, чтобы инвестор не потерял сути.
2) Существующая проблема на рынке и ваше решение. Определите сами для себя: не надумываете ли вы проблему, потому что вам просто нравится ваш проект. Чтобы понять необходимость вашего сервиса или продукта, нужно провести тесты и исследования заранее. Инвесторы не глупые люди, и, наверняка, смогут понять, что к чему.
3) Ваши текущие результаты и стадия проекта. В 3-4 предложениях расскажите, чего вы добились за все время, сделав акцент на своем доходе (если его еще нет, то так и скажите). Не преувеличивайте цифры – в дальнейшем это создаст только дополнительные проблемы и плохую репутацию.
4) Объем рынка. Кратко расскажите, насколько большой рынок уже существует, и какую часть вы планируете занять к определенному времени.
5) Сколько вам нужно, и на что. Подумайте, что действительно вам потребуется для ведения бизнеса. Если вы напишите, что потратите все деньги на создание прототипа, рекламу и сотрудников, то шансы получить инвестиции пропадут. Никто не собирается проверять вашу идею, создавать за вас бизнес и, тем более, платить вам зарплату.
6) Финансовая модель. Здесь расскажите о том, как вы собираетесь зарабатывать деньги. Помните, инвестиции, а тем более венчурные инвестиции, предполагают, что на каждый потраченный инвестором рубль, он сможет вернуть 10.
7) Конкуренты. Расскажите о 5 – 6 прямых и косвенных конкурентах. Инвесторам нужно показать, что вы знаете, кто работает на рынке с теми же продуктами, что и вы. Лучше будет, если вы сделаете сравнительную таблицу с конкурентами, объясняя, почему ваш продукт лучше. Никогда не говорите, что вы единственные на рынке с уникальным продуктом.
8) Риски. Продумайте все возможные риски, которые могут возникнуть в дальнейшей работе. Напишите 2-3 основных риска в презентации и расскажите, как вы застрахуете себя, если возникнут подобные ситуации. Будьте уверены, что инвесторы найдут еще пару моментов, которые вы не предусмотрели. Не волнуйтесь, скажите, что решите и эти проблемы и предоставите ответ при следующей встрече.
9) Команда. Честно расскажите о людях, которые работают с вами над проектом. Их опыт, достижения и доли в компании. Буде большим плюсом, если у вас в команде не менее трех человек.
10) Подведите итог. Еще раз назовите свой проект, планы на развитие и необходимые инвестиции.
Вся ваша презентация должна быть не более 5 минут, чтобы не утомлять инвесторов и концентрировать их внимание.
Вот также несколько подсказок, как сделать ваше выступление более интересным:
1) Не читайте по бумаге. Потренируйтесь дома перед зеркалом выступать без бумаг. Вы можете составить себе небольшой план выступления с основными тезисами и подглядывать в него после. Но помните, что при публичных презентациях нет ничего важнее зрительного контакта с инвесторами и публикой. Не забывайте также улыбаться!
2) Не говорите заумными фразами. Даже если у вас инновационный бизнес с использованием особой терминологии, вы всегда сможете найти подходящие слова, чтобы всем присутствующим было понятно.
3) Не употребляйте такие вещи как «мы единственные на рынке», «мы национальный продукт», «у нас уникальный продукт, такого еще нет», «наш продукт революционный», «у нас много лайков в социальных сетях», «у нас нет конкурентов» и тд. Эти слова инвесторы слышат каждый день, и у них сразу меняется настроение к вашему проекту.
4) Адекватно воспринимайте критику. Да, критика будет. Смиритесь. Всегда найдутся люди, которым не будет нравиться ваш продукт или сервис. Главное, как вы к этому отнесетесь.
5) Старайтесь не размещать много текста на слайде. Слушателям будет лень читать весь текст и, наверняка, к концу презентации они и не вспомнят, что было в ее начале. Одно-два предложения крупным шрифтом будет достаточно.
Вы также можете сейчас подготовить презентацию своего проекта и «дать его на растерзание» сообществу предпринимателей. Существуют несколько популярных сайтов, где предприниматели общаются между собой и помогают найти правильные решения своим коллегам. Они с большой радостью найдут все изъяны вашей презентации и дадут советы по ее улучшению.