Попасть в топ поисковой выдачи сложнее с каждым годом: сайтов становится всё больше, а поисковики умнеют. Некоторые методы, которые работали раньше, постепенно теряют актуальность. В этом материале расскажем, какие тренды в продвижении сайтов наметились на 2023 год, а специалисты из нашей команды дадут свои комментарии.
Тренд №1. Алгоритмы
Поисковики совершенствуют, а иногда и кардинально перерабатывают свои алгоритмы, поэтому сайт стоит оптимизировать не только для пользователя, но и для машины.
Например, в «Яндексе» такой алгоритм называется YATI. Он может вывести страницу в топ даже без прямого вхождения ключевых слов, если посчитает, что контент сайта отвечает запросу и тема раскрыта глубоко. Поэтому попасть в топ можно, продвигаясь по низкочастотным запросам. И наоборот: можно вкладывать сотни тысяч рублей в продвижение по популярным ключам и проиграть конкурентам с низкими бюджетами.
Влад Сергеев
SEO-специалист в Webtronics
Важно, чтобы страница расценивалась поисковиками как релевантный алгоритмам документ.
Работа с околотематическими фразами (LSI), помогает улучшить релевантность страницы и в первую очередь как раз для поисковых роботов. Если поисковик не сочтет документ достойным и закрывающим потребность пользователя, он его и не покажет.
По опыту работы с небольшими региональными студиями знаю, что почти никто не работает с LSI, либо не очень хорошо понимает, как этим пользоваться, и теряет много трафика.
Околотематические фразы — всего лишь одно из средств, работа с ними позволяет дотянуть документ до первой страницы выдачи, но удержаться в топ-10, только за счет этого не получится. Тут в дело вступают поведенческие факторы пользователей (самый важный аспект в продвижении). Если интент не отвечает их потребностям и они уходят с сайта, те же алгоритмы очень скоро отодвинут сайт подальше от первых позиций.
В продвижении все работает только в комплексе, важно следить за последними изменениями и тенденциями SEO и постоянно подстраиваться под нововведения.
На первый взгляд, кажется, что это борьба за лояльность поисковых сетей, но, по факту, это борьба за лояльность пользователя, а поисковики — лишь средство ее завоевать.
Похожая ситуация у Google с их алгоритмом BERT. Он анализирует контекст сайтов и помогает пользователям найти семантически релевантные статьи. Поэтому для оптимизации контента под поисковики нужно точнее попадать в проблемы пользователей, писать лаконично и использовать как можно больше околотематических фраз.
Конкретные рекомендации можно прочитать в Центре поиска Google →
Тренд №2. Юзабилити
Следует концентрироваться на потребностях посетителей и создавать удобный пользовательский опыт. Это целая наука: здесь нужны UX-исследователи, дизайнеры и писатели с сильной теоретической базой и развитой эмпатией. Это поможет строить сайт вокруг намерений пользователя, например, зачем он нажал на ссылку и что хочет сделать следующим шагом.
Родион Аунин
SEO-специалист в Webtronics
Качество и удобство пользовательского интерфейса на сайте играют все более важную роль и влияние на SEO. Юзабилити стало более широким понятием, чем просто удобная навигация. Теперь это целый ряд составляющих, которые обеспечивают удобство для пользователя.
Для коммерческих сайтов удобство и простота совершения покупки или получения услуги — это решающее конкурентное преимущество, так и для информационных ресурсов простота навигации и поиска нужной информации несет ценность для читателя.
Поскольку действия пользователя на сайте стали одной ключевых оценок поведенческих факторов сайта, роль юзабилити и ее влияние на факторы ранжирования нельзя недооценивать.
Поисковики определяют намерения пользователей по поведению, например, по закрытию вкладки и уточнению поискового запроса. Анализируя и предугадывая действия пользователя, больше шансов создать сайт, который будет привлекать и удерживать посетителей.
Тренд №3. Видеоконтент
Популярным стал видеоконтент: его наличие на сайте благоприятно влияет на ранжирование, поскольку помогает удержать пользователя на странице и тем самым повышает поведенческие факторы. К тому же это может стать дополнительным источником трафика, если вы намерены вести свой канал. В качестве видео можно предложить пользователям экспертные обзоры, видео о компании и производстве или развлекательный контент. Однако текст и видео не будут работать сами по себе: если пользоваться сайтом неудобно, посетитель закроет вкладку и уйдет к конкуренту.
Тренд №4. Мобильная версия
Несколько лет назад хорошим тоном было создание мобильной версии сайта в придачу к десктопной, а сейчас наоборот. Нужно фокусироваться на адаптации сайта под мобильные устройства, в первую очередь, смартфоны.
Ирина Клюжева
SEO-специалист в Webtronics
Доля мобильного трафика постоянно растет и вполне логично, что поисковые системы подстраиваются под эту тенденцию. Есть ниши, которые просто обязаны оптимизировать мобильную версию своего ресурса. Это относится как к интернет-магазинам, так и к сферам услуг, когда нужно заказать «здесь и сейчас» и нет времени на поиски подходящих вариантов.
Поисковые системы уже и ранее анализировали, насколько сайт удобен для посетителей, которые используют мобильное устройство. Ресурс, не приспособленный для просмотра на смартфонах и планшетах, терял от 60% потенциальных клиентов ежегодно, а в Google вообще не ранжировался.
Оптимально проработанные сайты не только находятся выше в поиске, но также получают хорошие поведенческие факторы, помогающие владельцам бизнеса получать больше заявок. Данная тенденция в 2023 году будет только нарастать, так как конкуренция становится все больше.
Более того, важна не только адаптация под размер экрана смартфона, а еще и скорость загрузки, поскольку пока она ниже, чем по Wi-Fi или проводам и чем быстрее загружается страница сайта, тем лучше будет для пользователей и поисковая система точно это оценит.
По нашему опыту, мобильного трафика достаточно много даже в b2b-тематиках, не говоря уже о лайфстайле, финансах или авто, где большинство пользователей давно заходят преимущественно со смартфонов.
В Perficient проверили больше 30 триллионов визитов: 68% из них были со смартфона, 29% с компьютера и только 3% — с планшета
Тренд №5. Экспертный контент
Качество текстов ценится выше, чем вовремя вставленное ключевое слово или равномерное распределение ключей по тексту. Поисковики всё лучше умеют определять экспертность и удобочитаемость статей. Даже придумали специальный термин: EEAT (expertise, experience, authoritativeness, trustworthiness — экспертность, опыт, авторитетность, достоверность). Контент, который отвечает этим четырем требованиям, имеет больше шансов занять первые позиции в выдаче.
С развитием искусственного интеллекта ценность качественного контента возрастает и, скорее всего, поисковые системы в 2023 году продолжат развитие в определении экспертной и достоверной информации. Страницы авторов, сотрудников компании, вероятно, также нужно будет «прокачивать».
Андрей Черноусов
Основатель digital-агентства Webtronics, создатель SEO-сервиса Webtronica
Уникальность текста не важна ни для «Яндекса», ни для Google. Главное — это раскрытие интента, то есть самой тематики статьи, а также удовлетворение потребности пользователя, ради которой он и пришел на ваш сайт.
На своих внутренних и клиентских проектах мы с середины 2020 года практикуем создание неуникального информационного контента со ссылкой на первоисточники.
При подготовке материала мы первую очередь стараемся максимально и всесторонне раскрыть суть и интент темы. Результаты по всем проектам отличные — трафик растет.
Тренд №6. Социальные критерии
О жизнеспособности компании судят по ее общей активности в интернете, в частности, по отзывам. Если пользователи регулярно оставляют отзывы о компании, значит, с ней вроде бы всё в порядке. И поисковик будет выше ранжировать сайт. Отзывы при этом должны быть преимущественно положительными.
Также стоит зарегистрироваться в сервисах «Яндекса» и Google, например, «Дзене», «Знатоках», «Справочнике», Google.Мой Бизнес, Google Merchant Center. Поисковики дружелюбно относятся к сайту, который присутствует в их экосистемах: это вызывает доверие у пользователей, а еще сообщает поисковику дополнительную информацию о сайте.
Максим Смирнов
Руководитель SEO-отдела, автор телеграм-канала о SEO и маркетинге
Еще в октябре 2021 года, стало известно о новом фильтре «Яндекса» за «некачественный бизнес». Тогда же, было удалено большое количество карточек организаций с «Я.Карт», которые не вызывали доверия.
Многие SEO-специалисты знают, как достаточно легко можно было зарегистрировать карточку организации на «Я.Картах» пару лет назад, чтобы получить региональную привязку в городах, где компания реально не присутствует, но хочет иметь позиции и трафик. И насколько сложнее сделать это сейчас, особенно в крупных городах. Доходит даже до запросов документов на аренду помещения.
Полагаю, требования ПС к качеству бизнеса будут ужесточаться, вынуждая компании работать прозрачно и не вводить пользователя в заблуждение, что в целом — позитивно. В итоге это приведет к еще большей связи оценки качества бизнеса и ранжирования сайта в поиске.
Тренд №7. Поведенческие факторы
Про поведенческие факторы уже много сказано и написано. Не хочется повторяться, поэтому только основные тезисы: SEO-специалисты в курсе о засилии накрутчиков в некоторых нишах и список их расширяется.
«Яндекс» уже пытался с ними бороться и, скорее всего, продолжит работу в этом направлении в 2023 году.
Google же, напротив, увеличивает влияние данного фактора.
Поисковые системы заинтересованы в качестве поиска, поэтому, скорее всего, мы просто увидим повышение качества сайтов, которые накручиваются, что в общем не противоречит интересам основных ПС и, возможно, даже не увидим показательных порок за накрутку.
Что касается рекомендаций по работе над сайтами, то здесь важно уделить внимание юзабилити и контенту, чтобы максимально вовлекать пользователя вглубь сайта, предлагать ему подписку на соцсети и рассылки, чтобы он регулярно возвращался на сайт. Для поисковика это означает, что пользователь проявляет интерес к вашей компании.
Будет ли SEO актуальным в 2023 году
Продвижение сайтов будет актуальным, пока существуют поисковики, поэтому и в 2023 году SEO-специалисты будут востребованы. К тому же после блокировки рекламы в Google, на SEO-продвижение вырос спрос, так как теперь это единственный способ получать трафик из Google.
Еще одной точкой роста для многих компаний могут стать набравшие популярность маркетплейсы и доски объявлений. Они нередко занимают первые места в поисковой выдаче по коммерческим запросам. Важно иметь в виду, что маркетплейсы и доски объявлений вряд ли смогут занять все ниши.
В любом случае не стоит рассматривать SEO как единственный канал привлечения трафика: чтобы попасть в топ, нужно вести соцсети, видеоблог и рекламные кампании. Часть этих работ можно автоматизировать: например, настроить авторепосты новых статей в соцсети. Чем больше охват сайта, тем лучше он будет ранжироваться в поисковиках.
Комментарии (2)
RockyMotion
00.00.0000 00:00Замечаю, что с каждым годом SEO в прямом виде все больше умирает и потихоньку становится частью маркетинга. С позиции, что тексты, сайт, сервисы - это часть продукта и они должны быть правильными и осмысленными, а не просто затачивать тексты под поисковики.
Shklo
Чем это отличается от того, что было 1 или два назад?