В XXI веке человек, который не владеет хотя бы одним языком программирования будет считаться неграмотным.

Мой папа

В качестве пролога

Как-то ночью я проснулся и понял: «Хочу написать статью для Хабра». Но о чем? А ведь я родился в прошлом веке, и, как говорят современные дети, «видел еще динозавров». Вернее застал время, когда не то что сотовых, проводных телефонов в квартирах не было. По телевизору транслировалось два канала, которые так и назывались: первый и второй. А игры были либо на улице – подвижные, либо тихие типа шахмат и морского боя. При этом, вся моя жизнь так или иначе связана с информационными технологиями. Еще в детстве я изучал программирование по книгам, потом делал джойстики из мыльниц, а первый сайт нарисовал то ли в 1995, то ли в 1996 году. И несмотря на это я не стал ни миллионером, ни фаундером стартапа, ни даже профессиональным программистом. Живу я не в Калифорнии и даже не в Москве. Как и большинство моих друзей и знакомых. 

Данная статья или цикл статей, как получится, как раз возможно и является попыткой отрефлексировать сложившуюся ситуацию, а заодно повспоминать как все начиналось. 

Глава первая «Доцифровая»

Первое знакомство с вычислительной техникой началось со счет. Кто-то помнит, а кто-то уже и нет, но в прошлом веке было такое устройство, состоящее из деревянной рамы, нескольких рядов металлической проволоки с нанизанными на нее деревянными цилиндрами. Оно использовалось для выполнения простейших арифметических операций, таких как сложение, вычитание, умножение и деление. Операции осуществлялись путем переброса костяшек с левой стороны на правую. Каждый ряд представлял разряд числа. Ряды, находящиеся над четырьмя костяшками, обозначали целые числа: единицы, десятки, сотни, тысячи и так далее. Те, которые располагались снизу, являлись десятыми, сотыми и тысячными долями. К своему стыду, я всегда считал, что четыре костяшки как раз и помогают считать десятичные дроби. И только при подготовке этого материала я узнал, что они являются данью традициям и служили для подсчета четвертинок и половинок монет, существовавших до 1916 года. 

Сложение и вычитание производилось поразрядно. Умножение можно было заменить сложением чисел соответствующее число раз. Для деления данный инструмент использовать было сложно, но можно, приноровившись использовать алгоритм, аналогичный делению столбиком. 

Да и не предназначались счеты для сложных математических расчетов, а использовались в основном в магазинах для подсчета сумм к оплате и размера сдачи.

Бабушка использовала счеты с поразительной скоростью. Мне же особо нравилось, с каким звуком костяшки ударялись друг об друга. Поэтому я часто ими щелкал, как делают современные дети с клавиатурой компьютера. Да еще использовал в качестве средства передвижения по комнате, перевернув их и усевшись верхом.

Вторым математическим прибором, с которым я познакомился в детстве, была логарифмическая линейка моего отца. Вот точь-в-точь как на фотографии. Даже цвета такого же. Кстати, она где-то до сих пор лежит у него в ящиках. Если хорошенько поискать, то можно найти.

  

Взято с сайта: https://www.drive2.ru/c/470205873814242020/
Взято с сайта: https://www.drive2.ru/c/470205873814242020/

Данное устройство, кроме простых арифметических  операций, уже позволяло осуществлять возведение в степень, вычисление корней, логарифмов и тригонометрических функций. Линейка была стандартной, 30 см. в длину. Принцип ее работы заключался в перемещении внутренней части относительно внешней. Например, для вычисления произведения двух чисел начало подвижной шкалы соединяли с первым множителем, а напротив второго множителя, расположенного на подвижной шкале, находился результат. Деление производилось в обратном порядке.

На тыльной стороне были нанесены непонятные мне тогда надписи. К слову сказать, я думаю что часть из них не пойму и сейчас. Хотя всего навсего там написаны часто встречающиеся математические константы и другие справочные данные.

 Папа несколько раз показывал как пользоваться этим чудом инженерной мысли, но в жизни мне его применить так и не получилось. Тем более, что скоро у нас появился новый аппарат.

И им стал арифмометр «Феликс-М», именуемый в народе «железный Феликс». Говорят, что данный аппарат был назван в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского, одного из известных деятелей революции и создателя ВЧК. Но речь не о нем.

 Взято с сайта: https://escor.ru/news/zheleznyy_feliks/
 Взято с сайта: https://escor.ru/news/zheleznyy_feliks/

Аппарат был списан на производстве, где работал отец, и принесен домой, чтобы показать мне и «поиграться».

Как понятно из названия, с помощью арифмометра также можно было производить простейшие математические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Для сложения первое число выставлялось рычажками в верхней части, потом проворачивалась ручка и число переносилось на циферблат внизу. Затем выставлялось новое число и вновь вращалась ручка, а на циферблате отображался результат операции. Для вычитания ручку нужно было крутить в обратную сторону. Умножение, как и деление, происходило путем вращения ручки нужное количество раз. 

В ходе работы устройство издавало громкие лязгающие металлические звуки, которые ласкали ребячий слух и служили в качестве отличного развлечения.

Жизнь аппарата закончилась плачевно, путем разбора с целью познакомить меня, но я подозреваю что папе было даже интересней, с его устройством. Винтики и гаечки ушли для бытовых нужд, а диски и корпус еще несколько лет таскались по гаражу. Возможно до сих пор где-то лежат под завалами запчастей.

Сейчас все эти устройства выглядят как экспонаты музея, но в свое время они были реальными и используемыми в различных организациях и НИИ, а логарифмическая линейка даже летала на Луну. Да и в научно-фантастических произведениях той эпохи нет-нет, да и брали их в руки покорители далекого космоса, а арифмометры использовались для расчета межзвездных полетов.

Но все эти полезные изобретения использовались мной вовсе не по назначению и очень быстро отошли в сторону так как у нас появился первый калькулятор. И вот это была уже машина. 

Но это совсем другая история…

Комментарии (68)


  1. FirstEgo
    00.00.0000 00:00
    +2

    Для меня, как миллениала, первым устройством был крошечный калькулятор который продавался вместе с кошельком, возможно, тогда такие кошельки были популярными, поскольку у нас дома было три абсолютно одинаковых таких калькулятора. Было мне лет пять-шесть и пользоваться меня им никто не учил. К слову, я даже тогда не понимал зачем эта штучка вообще нужна, мне просто нравилось нажимать на кнопочки с цифрами, видеть как они появляются на экранчке и не получать "по ушам" от папы за то что взял без спроса вещь и всё сбил, как с часами "электроника", когда из-за меня не зазвонил будильник... Но не будем о грустном! Когда я САМ понял как он работает я был так рад и горд собой, что даже никому не похвастался - настолько мне хватало этой спеси)) Ностальгия)...


    1. vlad_trefilov Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      Про калькуляторы напишу позднее, так как были калькуляторы, а были КАЛЬКУЛЯТОРЫ.


    1. tormozedison
      00.00.0000 00:00

      Калькуляторов-кошельков не помню, помню калькуляторы-блокноты. В обложке блокнота - калькулятор, в смысле. Продавали их недолго, спроса не было.


  1. aik
    00.00.0000 00:00
    +3

    В XXI веке человек, который не владеет хотя бы одним языком программирования будет считаться неграмотным.

    Примерно аналогичное высказыванию «если человек неспособен перебрать двигатель, то он не сможет водить машину».
    Всегда есть пользователи (только руль крутить), обслуживающий персонал (масло поменять, бензин залить, свечи протереть, кошку из радиатора вынуть) и мастера-разработчики, которые и перебирают (или разрабатывают) двигатель. Вот «программировать» нужно только последним.

    На счёт же списка — я бы добавил в него ещё механическую печатную машинку. Хотя это и не вычислительное устройство, но всё же достаточно близко находилось к счётам и феликсам в плане прикольных детских игрушек.


    1. PuerteMuerte
      00.00.0000 00:00
      +4

      Примерно аналогичное высказыванию «если человек неспособен перебрать двигатель, то он не сможет водить машину»

      Отец автора просто немного перефразировал академика Ершова. А Ершов высказал эту мысль в 1980-е, тогда иного способа взаимодействовать с компьютером, кроме как знать языки программирования, и не предполагалось.


      1. PereslavlFoto
        00.00.0000 00:00

        То есть АСУ и АРМ ещё не было?


        А как же «Экспресс-1», который пошёл в работу с 1972 года на железной дороге?


        1. PuerteMuerte
          00.00.0000 00:00

          Я не видел конкретно систему Экспресс-1, но работал с банковскими системами тех лет. Все равно основная работа делалась через командный интерпретатор, т.е. это абсолютно честно можно приравнять к навыкам программирования. Пользовательские интерфейсы, это уже нечто из 1980-х годов.


          1. PereslavlFoto
            00.00.0000 00:00

            Сначала сказано: «Ершов высказал эту мысль в 1980-е, тогда иного способа взаимодействовать с компьютером, кроме как знать языки программирования, и не предполагалось».

            Затем сказано: «Пользовательские интерфейсы, это уже нечто из 1980-х годов».

            Одно не сочетается с другим.


            1. PuerteMuerte
              00.00.0000 00:00

              Одно не сочетается с другим.

              Почему? 1980-е, это целое десятилетие наиболее интенсивного развития именно в сфере UX, когда произошёл переход от командных интерпретаторов к графическим интерфейсам, которыми мы практически без изменения концепций пользуемся и сейчас. Именно в 1980-е всё это от лабораторных концептов пришло на компьютеры. Что до Ершова, он это сказал в 1981-м :)


      1. aik
        00.00.0000 00:00

        Ну тогда можно и ребят из IBM вспомнить с их "в мире достаточно иметь 10 компьютеров". :)


        А в 80е в мире уже во всю шли персоналки, под которые была куча прикладного софта.


      1. vlad_trefilov Автор
        00.00.0000 00:00

        Скорее всего так оно и было. Так как эту фразу он стал мне говорить после одной из поездок в Москву на сессию в институт.


    1. vadimr
      00.00.0000 00:00
      +2

      А я согласен с академиком. Изучение любого языка программирования даёт навык алгоритмического мышления, то есть умения сознательно выстраивать свои действия для достижения цели. На мой взгляд, это полезнее знания синусов и косинусов. А компьютеры тут дело десятое. Нужно ли знать язык программирования, чтобы работать с компьютером? Не нужно. Нужно ли знать язык программирования, чтобы быть образованным человеком? Нужно.

      Другое дело, что Андрей Петрович писал это в конструктивном смысле, а мы находимся на этапе, когда уже и классически неграмотные люди никого особенно не удивляют.


      1. aik
        00.00.0000 00:00
        +3

        А я согласен с академиком. Изучение любого языка программирования даёт навык алгоритмического мышления, то есть умения сознательно выстраивать свои действия для достижения цели.

        Конкретный язык для этого учить не надо. Формальная логика, блок-схемы — этого вполне достаточно для того, чтобы выстраивать алгоритмы.

        Язык программирования — это прикладной навык. Как умение водить машину, к примеру. Повышает ли оно удобство жизни? Да. Необходимо ли? Нет, можно спокойно жить без него. Является ли человек, умеющий водить машину, более образованным, чем тот, кто водить не умеет? Нет, не является.


        1. vadimr
          00.00.0000 00:00

          Можно и через блок-схемы, но язык программирования удобнее.

          Я категорически не согласен с тем, что язык программирования (язык программирования вообще, а не конкретный стандарт C++) – это прикладной навык. Я лично познакомился в общих чертах с несколькими языками программирования (такими как, например, Форт, Кобол, APL), не имея возможности или намерения их когда-либо использовать, чисто для общего развития. Это развивает мышление и является частью культуры.

          Также и умение водить машину является частью образования и культуры, но вождение на обычном общекультурном уровне очень простое, поэтому особой разницы не даёт. А первый язык программирования – это гигантский культурный скачок.

          Что касается вождения автомобиля, то если вы его освоите на уровне хотя бы кмс по автоспорту (а это уже требует нетривиальных знаний, хотя и физической подготовки тоже), то без вариантов окажетесь погружённым в очень мощную субкультуру.


          1. aik
            00.00.0000 00:00

            Я категорически не согласен с тем, что язык программирования (язык программирования вообще, а не конкретный стандарт C++) – это прикладной навык.

            Язык программирования — это инструмент для решения задачи. Ты можешь сверлить дырки макитой, зубром или вообще ручной дрелью писать helloworld на бейсике, паскале или лиспе. Алгоритм от этого не меняется. Потому сам по себе язык — прикладной навык.
            А вот программирование — это уже навык фундаментальный. Но совсем не обязательно знать какой-то язык программирования, чтобы уметь составлять алгоритмы.
            У нас в университете, к примеру, первые годы не было требования к тому, на каком языке решать задачи. Хоть на брейнфаке, если осилишь. Конкретные языки пошли уже потом, когда начали изучать не программирование как таковое, а какие-то прикладные вещи — типа веб-программирования, работы с БД и т.п.


            1. vadimr
              00.00.0000 00:00

              Довольно затруднительно изучить программирование, не изучая язык программирования.

              Забавно, что я обучался, грубо говоря, на системного программиста, и у нас в университете был в некоторой степени противоположный вашему подход. Мы начали с трёх семестров конструирования программ, и там мы по ходу дела настолько глубоко погружались в детали синтаксиса и семантики Паскаля, что я до сих пор уверен, что понимаю этот язык лучше подавляющего большинства программистов (впоследствии это принесло результаты в формальных грамматиках и конструировании компиляторов; например, выяснилось, что в Паскале по спецификации языка можно объявить переменную с одинаковым именем в списке формальных параметров процедуры и в списке её локальных переменных, тогда параметр будет недоступен). А на более старших курсах уже отошли от конкретных языков. Это так, мысли в сторону. Но я хочу сказать, что испытал определённый культурный шок, когда изучал этот Паскаль в течение года на занятиях в спецшколе, также много читал про него в ходе самообразования, и был к поступлению в институт уверен, что прекрасно знаю этот небольшой и несложный язык; а передо мной после этого открылись невероятные адские бездны семантики.

              Я, кстати, не вполне согласен и с тем, что алгоритм не поменяется от использования бейсика или лиспа. Язык диктует способ мышления. Но это в данном случае тоже детали.


              1. aik
                00.00.0000 00:00
                +1

                Довольно затруднительно изучить программирование, не изучая язык программирования.

                Программирование — это составление алгоритмов. Язык программирования нужен для их реализации. В идеальном мире для первого знание языка совсем не важно, ибо алгоритм можно описать кучей способов. А язык потом уже пусть кодер выбирает, который реализовывать алгоритм будет.
                Само собой, в реальном мире не всё так просто. И задачу под язык/железо нередко подгонять приходится, и знать ограничения языков, и т.д. и. т.п.
                Но мы же тут всё же о теории.

                Была в детстве книжка «о чём размышляют роботы». Там об алгоритмах и программировании рассказывалось без языков, текстом и картинками. Сильно упрощённо, конечно, но достаточно понятно, на мой взгляд.

                Мы начали с трёх семестров конструирования программ

                Не, у нас первые год-полтора именно что алгоритмы шли. Конечно, для примеров использовался какой-то язык — вроде тот же паскаль, хотя я тогда уже на перле писать начинал потихоньку.

                не вполне согласен и с тем, что алгоритм не поменяется от использования бейсика или лиспа

                Ну это уже от тяжести задачи зависит. Helloworld на языках одного уровня пишется примерно одинаково.
                Язык диктует способ мышления.

                Угу. «Вавилон-17». :)
                Но вообще так быть не должно. Это подгоняет задачу под инструмент, что не есть хорошо.


                1. vadimr
                  00.00.0000 00:00

                  Программирование — это составление алгоритмов. Язык программирования нужен для их реализации. В идеальном мире для первого знание языка совсем не важно, ибо алгоритм можно описать кучей способов. А язык потом уже пусть кодер выбирает, который реализовывать алгоритм будет.

                  Это, конечно, верно, но, не понимая семантики действий, допустимой из языка, затруднительно построить понятие алгоритма вообще.

                  “Иди ко мне на кухню, найди там кофе и завари” – это алгоритм или нет? Если и алгоритм (а в общих рассуждениях об информатике наверняка скажут, что да), то такой, который не в состоянии выполнить современный компьютер. Это тест ИИ, превосходящий по сложности тест Тьюринга. Пока мы будем находиться на уровне общих рассуждений, мы никак не преодолеем этот семантический барьер у себя в голове.


                  1. aik
                    00.00.0000 00:00
                    +2

                    “Иди ко мне на кухню, найди там кофе и завари” – это алгоритм или нет?

                    Это ТЗ.
                    Алгоритм — это что-то типа такого:
                    image


                    такой, который не в состоянии выполнить современный компьютер.

                    А компьютер не должен исполнять алгоритм. Он должен исполнять программу. В программе вы уже будете описывать, как конкретно какое действие делать. "Встать, повернуться на севере, повернуться на 30 градусов влево, сделать пять шагов, повернуться на 40 градусов вправо, сделать 30 шагов, открыть дверь, сделать пять шагов...."
                    И этим будут заниматься кодеры и прочие тестеры — они переводят алгоритм на язык, понятный компьютеру, отлаживают его и т.п.
                    А программист в это время занимается алгоритмом заваривания вкусного кофе.


                    1. vadimr
                      00.00.0000 00:00
                      +1

                      Интеллектуальной мощи всего сообщества современных кодеров не хватает, чтобы преобразовать зелёный квадратик "налить в турку воды" в последовательность команд "повернуться на север" и т.д. В этом-то и проблема.


                      1. aik
                        00.00.0000 00:00
                        +1

                        Почему не хватает? Если вы исполнителя гоните заваривать кофе, то он, как минимум, способен на это физически. То есть может передвигаться, распознавать образы, наливать воду в ёмкость, ставить ёмкость на огонь…
                        Вам надо просто объяснить ему, как дойти до кухни, что такое турка, сколько воды в неё наливать, где брать кофе, сколько его сыпать и т.п.


                      1. vadimr
                        00.00.0000 00:00

                        Задача распознавания образов пока что алгоритмически не разрешена до такой степени, чтобы найти турку и кофе в чужой кухне.

                        Вот именно в этой манипуляции понятием “исполнителя” и заключается принципиальный подвох попыток объяснения алгоритмического мышления без формальной спецификации языка. Ты исполнителю говоришь: “сделай всё хорошо”, а он оказывается дебилом и делает как всегда.


                      1. aik
                        00.00.0000 00:00
                        +2

                        Задача распознавания образов пока что алгоритмически не разрешена до такой степени, чтобы найти турку и кофе в чужой кухне.

                        Про "чужую кухню" в ТЗ ничего не было. Там было про вашу кухню.
                        Кстати, про распознавание образов и проблемы с этим в вышеупомянутой книжке было рассказано.


                        принципиальный подвох попыток объяснения алгоритмического мышления без формальной спецификации языка

                        Алгоритмы, их представление в виде блок-схем и словесного описания — это высокий уровень абстракции. Он предназначен не для исполнителя. И спецификация конкретного языка не нужна, блок-схемы сами по себе "язык".


                      1. vadimr
                        00.00.0000 00:00

                        Про "чужую кухню" в ТЗ ничего не было. Там было про вашу кухню.

                        Правильно, так это моя кухня, а не исполнителя.

                        Алгоритмы, их представление в виде блок-схем и словесного описания — это высокий уровень абстракции. Он предназначен не для исполнителя. И спецификация конкретного языка не нужна, блок-схемы сами по себе "язык".

                        Блок-схемы – это просто представление простейших управляющих конструкций: группировки действий, условного оператора и оператора перехода (иногда ещё парочки). Если мы попытаемся придать используемым нами понятиям сколько-нибудь строгое определение, то обнаружим, что сами по себе блок-схемы не представляют алгоритм ни в каком формальном понимании этого утверждения.


                    1. vadimr
                      00.00.0000 00:00

                      По некотором размышлении, я вот ещё что подумал.

                      Эту зелёную блок-схему вполне в состоянии совершенно автоматически породить, например, транслятор с Пролога, имея в качестве входных данных только спецификацию условий применения и результатов доступных исполнителю операций. А вот найти турку в комнате никакой компьютер не может. Зато найти турку может собака или обезьяна, которые при этом недостаточно разумны, чтобы построить зелёную блок-схему.

                      Вывод такой, что мы преуспели в автоматизации надстройки, а надо бы заниматься базисом.


        1. PuerteMuerte
          00.00.0000 00:00

          Формальная логика, блок-схемы — этого вполне достаточно для того, чтобы выстраивать алгоритмы

          Это же и есть собственно программирование, а не знание синтаксиса какого-то конкретного языка :)


          1. aik
            00.00.0000 00:00
            +2

            Так я про это и говорю.


      1. engine9
        00.00.0000 00:00

        Мне кажется, что в этих рассуждениях поменяны местами причина и следствие. Если мы сможем создать мир в котором будет позорно быть тупым, то там люди сами себя будут подталкивать к знаниям и развитию.

        Хотите пример? В "девяностых" стихийно сформировалась молодёжная субкультура в которой было позорно не заниматься физкультурой. Оставим в стороне то по какому мрачному сценарию пошли представители этой субкультуры, важен сам пример. Среда формирует человека. Те же самые законы действуют в культурах знаменитых университетов с многовековой историей, в которых создаётся среда людей считающих стремление к знанию почётным. Человек, который попадает в такую среду "подхватывается" локальной культурой, мотивируется ею.

        Это работает как на уровне социума, так и на примере отдельной жизни человека.

        Я так считаю.


        1. vadimr
          00.00.0000 00:00
          +1

          Я с вами тут совершенно согласен, и не вижу, каким образом это противоречит моим или ершовским рассуждениям. Это просто более высокий уровень рассмотрения вопроса.


          1. engine9
            00.00.0000 00:00
            +1

            Спасибо.


        1. wormball
          00.00.0000 00:00
          -1

          Если мы сможем создать мир в котором будет позорно быть тупым, то там люди сами себя будут подталкивать к знаниям и развитию.

          А ежели ввести налог на бедность, то все сразу разбогатеют.


          1. engine9
            00.00.0000 00:00
            +1

            Даже если это был укол, то он каким-то бессодержательным вышел и пустым что ли... Словно парировали не поняв смысла моей реплики.

            Вы не согласны с тем, что благоприятная культурная среда способствует развитию людей что ли?

            Налог на бедность, кстати, существует и не один а множество и заключается в том, что малограмотных людей эксплуатируют множество недобросовестных бизнесов, а то и откровенных и мошенников.


            1. wormball
              00.00.0000 00:00
              +1

              Вы не согласны с тем, что благоприятная культурная среда способствует развитию людей что ли?

              С такой формулировкой сложно не согласиться. Только вот вы в предыдущем каменте описали не благоприятную среду, а среду, где человека гнобят за несоответствие некоторому критерию. А это развитию не способствует, а вовсе даже напротив. Более того, традиционная школа ровно так и устроена, как вы предложили, и результаты получаются на любителя.


              https://www.youtube.com/watch?v=keBGzxT6ZUs


              https://www.youtube.com/watch?v=fe-SZ_FPZew


              Налог на бедность, кстати, существует

              И не помогает бедным людям стать богаче, на что я, собственно, и намекал.


              1. engine9
                00.00.0000 00:00

                Чтобы какое-то поведение было стыдным в обществе то вовсе не требуется человека гнобить. Травля и заклёвывание это худший метод из целого ассортимента методов: порицание, осуждение, пристыживание, высмеивание и т.п.

                Нет ничего плохого, когда методы мотивации "от противного" применяются уместно и щадяще. Плохо, когда человека со всех сторон гнобят и затюкивают, не давая никакого пространства для роста. Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что допустимы некоторый уровень пристыживания, не переходящий границы и не осуждающий личность человека, только его поведение.

                Важно, чтобы в развитии человека была внешняя мотивация к развитию, при этом к человеку обязательно нужно относиться уважительно, без обесценивания его устремлений и уровня развития. Я думаю, что только так можно добиться оптимальной среды для развития людей.


                1. wormball
                  00.00.0000 00:00

                  Травля и заклёвывание это худший метод из целого ассортимента методов: порицание, осуждение, пристыживание, высмеивание и т.п.

                  Это всё одного поля ягоды. Так можно и про травлю сказать — ну подумаешь, дитятко затравили, вон твоего прапрапрапрапрадеда розгами били и на гречку коленями ставили, а твою прапрапрапрапрапрапрапрапрапрапратётю и вовсе съели, так что ты ещё нам спасибо сказать должен.


                  Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что допустимы некоторый уровень пристыживания, не переходящий границы и не осуждающий личность человека, только его поведение.
                  при этом к человеку обязательно нужно относиться уважительно, без обесценивания его устремлений и уровня развития

                  Это приблизительно как уважительно, без обесценивания избить. Такие методы вызывают в объекте их применения только обиду, ненависть и желание отомстить (как правило, реализуемое не на источнике страдания (ему мстить чревато), а на тех, кто слабее, отсюда имеем дедовщину и вообще чуть ли не всё насилие). Или просто выученную беспомощность. Причём даже декларируемая цель (в настоящем случае — чтобы человек лучше учился) не достигается. Такими методами разве что можно добиться краткосрочного эффекта — заставить сделать эту конкретную домашнюю работу, например.


                  Даже простое выставление оценки (!) уже ломает всю мотивацию и ведёт к нездоровым отношениям в коллективе, об чём и рассказывается в приведённых видосах.


                  Важно, чтобы в развитии человека была внешняя мотивация к развитию

                  У любого человека изначально есть совершенно титаническая внутренняя мотивация к учёбе! А когда ему "прививают" внешнюю мотивацию — то внутренняя мотивация убивается. Я могу сказать на своём примере. Когда у меня была внутренняя мотивация — я в 3 года научился читать, а в 7 лет прочитал все учебники химии дома и ещё кучу книг. А затем среди меня начали сеять разумное, доброе и вечное приблизительно теми методами, что вы предложили. И внутренняя мотивация "внезапно" куда-то делась, а внешняя так и не привилась. Так что в 39 годиков я сижу, тунеядствую и жду, когда клюнет жареный петух (он же чёрный лебедь), и мотивации у меня хватает только на то, чтобы жрать, спать, смотреть ютуб и рекламировать Диму Зицера на хабре.


                  А те, кому всё-таки успешно привили внешнюю мотивацию, нынче отправляются "защищать Родину" без лишних вопросов, просто потому, что так начальник сказал. Ведь в этом вся суть внешней мотивации — ты сам-то глупенький и всей правды ты всё равно никогда не узнаешь, так что делай то, что сказал добрый дядя начальник, начальник-то лучше знает, что тебе надо. А коли не будешь делать — мы тебе наказание выпишем, строго в меру, уважительно и без обесценивания, исключительно для твоего же блага, честное слово. А то ж сила воли у тебя никакая, а мы тебя так от соблазнов отгораживаем, ведь только мы о тебе позаботимся!


                  Так что снова буду рекламировать Диму Зицера. Чем он хорош — он не просто красивые слова говорит, а сделал свою школу, где к детям относятся действительно уважительно, натурально как к взрослым, вплоть до того, что школьный парламент может уволить директора. На результаты можете посмотреть: https://www.youtube.com/watch?v=BGWjsf3yg4Q https://www.youtube.com/watch?v=_9uDMZcqNjY


                  Вот у него короткое видео про кнут и пряник: https://www.youtube.com/watch?v=j7JFrqdUMWI


                  https://www.youtube.com/results?search_query=дима+зицер


                  1. engine9
                    00.00.0000 00:00

                    Чую, что тема для вас очень болезненная и знакомая. Но уверяю, у меня никакой воспитательной практики не планируется в обозримых десятилетиях ни на чьих детях, ни на своих ни на чужих.


                    Но я приведу один яркий пример из собственной жизни. Как-то раз меня одевал отец в общественной бане, я стоял и ныл, т.к. одежда липла к чистой распаренной коже, а сам я плохо переножу жару. Стоял такой безвольной ноющей соплёй.

                    И мальчишка напротив, бросил на меня презрительный взгляд, сказал отцу "Смотри, его до сих пор одевает отец, а я сам одеваюсь".

                    И это на меня подействовало мощнейшим образом. Не потребовалось ни нравоучений, ни наказаний, опыт передался за секунду. Я взял вещи и стал одеваться сам. Всё.

                    Я не понимаю почему вы приводите в качестве аргументов, которые должны подкреплять вашу точку зрения какие-то выхолощенные, доведенные до абсурда вещи. Приравнивая лёгкое пристыживание к избиению. Это не укрепляет вашу точку зрения в моих глазах, а говорит о том, что лично для вас эта тема holywar.

                    Но как я уже сказал, можете быть спокойны, никого я не планирую воспитывать.

                    И да, в истории полным полно примеров, когда педагогические парадигмы позже признавались ошибочными. Не сотворите себе непогрешимого кумира.


              1. engine9
                00.00.0000 00:00

                Спасибо за ролики, посмотрю.


  1. IgorRJ
    00.00.0000 00:00
    +8

    Читаю и ловлю себя на мысли - а не я ли это про свое детство написал?


    1. comdivuz
      00.00.0000 00:00

      Точно. Тот же набор


  1. Javian
    00.00.0000 00:00

    Off в прошлом году нашел подобную линейку и долго пытался понять как это работало — утерянные знания.


  1. garm
    00.00.0000 00:00

    Тема, обозначенная в эпиграфе, разобрана в статье академика Ершова: «Программирование — вторая грамотность».

    Статья написана в прошлом веке и сейчас представляет скорее исторический интерес. Но рисунки забавные.


  1. BugM
    00.00.0000 00:00
    +1

    Статья будет неполной без этих ссылок

    https://habr.com/ru/post/683542/

    https://habr.com/ru/post/31415/

    https://habr.com/ru/post/41694/


  1. Anarchist
    00.00.0000 00:00

    Логарифмическая линейка была, а вот арифмометр был роскошью. Потом, пока валялся в больнице, дядя принес мне книгу про бейсик, которая была выучена почти наизусть. Потом практиковался на СМ-4. Программируемый калькуляток МК-61 в качестве первого собственного объекта программирования. MSX-бейсик, битый "синклер" на заработанные во время школьной трудовой сессии в колхозе. Потом много MSX-2 с местным паскалем, цэ, tor (текстовый оконный редактор, ага) и дебаггером (игрушки ломал, да). Уже потом писюки, первая работа на Клиппере... А дальше покатился по наклонной. Оказавшись в столице, не смог удержаться от соблазнов: Перл, Питон, Java... Сам не понял, как оказался в итоге в жесточайшем замкадье со Скалой.


  1. palyaros02
    00.00.0000 00:00
    +1

    До чего душевная и трогательная статья. Я, хоть и молодой и родился уже в этом веке, вырос в глубоком захолустье и ещё застал счёты в магазинах и в быту, дорогущий интернет по карточкам, дискеты как основной носитель информации, кассеты на домашнем видике под пузатым телевизором, пластинки в патефоне. Захотелось навестить родных, погрузиться снова в эту атмосферу и пощелкать счетами, посмотреть какой-нибудь фильм на том пузатом телевизоре. Кассеты наверняка всё ещё стоят под ним в пыльной тумбочке, накрытой белой кружевной салфеткой...


  1. saipr
    00.00.0000 00:00
    +1

    Сейчас все эти устройства выглядят как экспонаты музея, но в свое время они были реальными и используемыми в различных организациях и НИИ

    Есть такой замечательный музей в столице солнечной Чувашии в г. Чебоксары под названием "Сделано в СССР" и там выставлены и счёты:


    image


    и много чего другого из того "как всё начиналось".


  1. mikelavr
    00.00.0000 00:00
    +5

    В школе на уроках химии я считал на логарифмической линейке примерно вдвое быстрее, чем одноклассники с калькулятором. Там же в основном пропорции, а они на линейке считаются в два движения - передвинуть движок, перебросить прозрачный бегунок на результат.

    Учился считать на линейке по этой книжке. Но, естественно, я такой в классе был один.

    ~1983 год.


  1. Infra_HDC
    00.00.0000 00:00
    +2

    Вспоминается гимн программистов:
    Когда мало кто знал, что CTRL+ALT+DEL,
    И не каждый ребенок калькулятор имел,
    А под словом Pascal понимался обычно философ...


  1. andrejjm78
    00.00.0000 00:00
    +2

    ВМП-2 - этот электромеханический калькулятор времен совнархозов весом 20кг во в детстве очаровал меня. https://ru.pc-history.com/elektromexanicheskij-kalkulyator-vmp-2-schyotmash.html Больше всего нравилось делить большие числа на маленькие - звуки напоминали стрельбу из пулемета в фильме про Чапаева.


  1. Geenwor
    00.00.0000 00:00
    +1

    Разрешите вопрос от человека, который родился после эпохи логарифмических линеек и учился в школе уже без них: сколько раз держал их в руках, у них у всех есть прорезь/трещина на обратной стороне, в середине, внутри паза для подвижной шкалы. Я всегда считал, что просто от времени они ломались, но судя по фотографиям, линейки все такие. Для чего так? Чтобы бегунок надевать проще было и шкалу чтобы не заедало?


    1. sergej_pipets
      00.00.0000 00:00
      +1

      Чтобы не было люфтов.


    1. vlad_trefilov Автор
      00.00.0000 00:00
      +3

      Линейка состояла из двух частей и была подпружинена, за счет этого паза вкладыш держался внутри и не расхлябывался от частого употребления.


  1. geher
    00.00.0000 00:00
    +3

    По телевизору транслировалось два канала, которые так и назывались: первый и второй.

    В некоторых местах было три канала, а иногдв даже больше. Третий канал был республиканским или региональным. Причем в некоторых регионах республик были свои каналы, вещавшие на своей частоте пару часов в день. Еще местами принимались каналы из-за бугра, но по причине разницы в стандартах телевидения сигнал был неполноценным. Например, мог напрочь отсутствовать звук или цвет.

    Да еще использовал в качестве средства передвижения по комнате, перевернув их и усевшись верхом.

    Крепкие у вас были счеты. У меня желание их использовать тоже было, но было и понимание, что не выдержат.

    логарифмическая линейка

    Вы будете смеяться, но до сих пор иногда применяю из ностальгических соображений.

    Как пользоваться подробно объяснили на одной из лекций в вузе (причем объяснили просто так, для расширения кругозора).

    Кстати, существовали еще родственные логарифмической линейке вычислители в виде трех шкал (запамятовал, как назывались). К двум шкалам в нужных точках прикладывалась линейка, а на пересечении с третьей считывался результат. У меня даже целая книжка таких шкал была, но затерялась где-то.

    Ну и еще был такой "вычислитель', как напечатанные таблицы. Например, таблицы Брадиса или банальная таблица умножения.

    «железный Феликс».

    Кроме громадного и тяжелого арифмометра в СССР делали маленький "калькулятор" (реально размером с карманный калькулятор). Там рычажками выставлялись числа, а вращение ручки заменялось передергиванием проволочной рамки.

    Кстати, удивлен цветом экземпляра на фото. Мне попадались только черные и хромированные.


    1. sergej_pipets
      00.00.0000 00:00

      Неподвижные вычислители в виде нескольких (трех и более) шкал называются "номограмма". Наибольшее распространение получили в середине 20-го века. Раньше не было необходимости в точных вычислениях, позднее появились квалифицированные кадры для расчетов параметров на той же линейке.


    1. sergej_pipets
      00.00.0000 00:00

      "Калькулятор с рамкой" - это сумматор (addiator) Тронсе, конструкция 1889-го года. Стоил очень недорого, но и умел только складывать и вычитать, причем медленнее, чем на счетах.

      https://pikabu.ru/story/karmannyie_kalkulyatoryi_mekhanicheskoy_yepokhi_5394871

      Зато был ещё калькулятор Curta

      https://habr.com/ru/post/41694/


      1. geher
        00.00.0000 00:00

        Возможно, то, что я видел, являлось аналогом аддиатора, но было заметно компактнее. И умножать там вроде таки было можно, дергая рамку нужное количество раз, хотя память может подводить, тем более, что держал в руках игрушку только один раз. Еще название у нее какое-то "школьное" вроде было.


        1. tormozedison
          00.00.0000 00:00

          "Прогресс" он назывался. Умножать не мог.


          1. geher
            00.00.0000 00:00

            Поискал в сети этот "Прогресс". То, что нашел, совсем не похоже на то, что я когда-то видел.


            1. tormozedison
              00.00.0000 00:00

              Тогда теряюсь в догадках, что может выглядеть как счислитель Куммера, но обладать способностью умножать.


    1. vlad_trefilov Автор
      00.00.0000 00:00
      +1

      В некоторых местах было три канала, а иногда даже больше.

      В то время я слышал о том загадочном третьем канале, по которому показывали фильмы про Шаолинь и американские боевики. Но у нас в поселке они не транслировались. Лишь несколько лет спустя мы с папой смастерили антенну из проволоки и стали ловить Ленинградское телевидение с их 600 секундами. Но изображения было с хорошей, крупной рябью и соответствующим звуком.

      Крепкие у вас были счеты. У меня желание их использовать тоже было, но было и понимание, что не выдержат.

      Мне тогда было года три и веса соответствующего. Поэтому поездки были регулярными.


      1. PuerteMuerte
        00.00.0000 00:00
        +1

        В то время я слышал о том загадочном третьем канале, по которому показывали фильмы про Шаолинь и американские боевики

        Это уже другое время. Третий канал был обычным "советским", только на нём работали местные "республиканские" телестудии. А загадочные каналы с Брюсом Ли и "Челюстями" появились уже в конце 1980х. Где-то это были местные городские телестудии, где-то кабельное ТВ, когда предприимчивые ребята ставили нескольк видаков где-то в каморке, вещательное оборудование, и тянули в квартиры соседних многоэтажек свои кабели.


      1. Javian
        00.00.0000 00:00

        Канал ЦТ — центральное телевидение. Он же первый канал. Останкино.
        Второй канал. Не помню было ли какое-то название. Вроде бы в телепередачах называли адрес для писем — Шаболовка. Там по утрам учебные фильмы крутили. А выходные час мультфильмов "Мультфильмы по заявкам".
        И третий канал это республиканский, например, УТ-1. В такие каналы врезались передачи от областных телестудий.


    1. geher
      00.00.0000 00:00

      Еще была такая штука, как круговая логарифмическая линейка.

      https://sfrolov-livejournal-com.turbopages.org/sfrolov.livejournal.com/s/56770.html


  1. dimka310
    00.00.0000 00:00

    У меня тоже был арифмометр в детстве, очень хорошая игрушка для мальчика 10-14 лет, которому не чужда техника :)


  1. Thedudeinasweater
    00.00.0000 00:00

    И тут ришел калькулятор убийца Феликса


  1. o5tk
    00.00.0000 00:00

    смысл в знании языка программирования, если ты на нем можешь только вывести на экран "hello world" ? такой же как и умение пользоваться счётами - посчитать то, то чего нет ! любой инструмент нужен для какой-либо цели. цели нет - хоть разбей башку молотком (он не для этого) - ну кагбе, "выпонеле". сейчас дохрена курсов джавы и пайтона самых примитивных. ну отучился ты, в рекламе тебе обещают даже дать первый "оффер" иначе вернут бабос. хрен толку, если ты на этих курсах научишься пользоваться "счётами" в другом виде, для подсчета на сколько ты бутербродов заработал. утрирую конечно, но большинство "зайти в айти" приходят к тем самым "счётам". на удалёнке )))


  1. kekoz
    00.00.0000 00:00

    В XXI веке человек, который не владеет хотя бы одним языком программирования будет считаться неграмотным.

    Мой папа

    Мудрость от другого мудреца (и мне она представляется более мудрой): Если вы хотите получать пользу от компьютера, не становясь при этом программистом — не программируйте.


    1. wormball
      00.00.0000 00:00

      Самурай без меча подобен самураю с мечом, но только без меча.


  1. Zaylyalow
    00.00.0000 00:00

    Способность программировать наделяет человека возможностью не заниматься физическим трудом