Пока педагоги бьют в колокол, опасаясь, что ChatGPT порушит систему образования, они сами ломают её изнутри популярным нейромифом о доминирующем стиле обучения. 

Опросник Высшей школы экономики показал: 80% преподавателей вузов верят, что студентов можно разделить на визуалов, аудиалов, вербалов и кинестетиков. Более широкое международное исследование говорит: 89,1% педагогов считают, что люди учатся лучше, когда получают информацию в «своём стиле обучения».

В чём проблема

Предположим, что студент прошёл тест на определение доминирующего стиля и его поместили в категорию аудиалов. Он может решить, что нет смысла изучать «визуальные» или «вербальные» предметы, такие как журналистика или театральное искусство. Если такой ученик не будет получать ожидаемых отметок или  удовольствия от обучения, он просто припишет неудачи несоответствию своему стилю. 

Но стоит различать предпочитаемый способ получения информации и эффективный. Очевидно, что для изучения иностранного языка необходимо задействовать не только глаза. Как, например, изучать акцент по картинкам?

С другой стороны, учителя, которые вынуждены адаптировать свои программы под мифические стили обучения, тратят на это время и деньги, тогда как могли бы сконцентрироваться на других, доказанных методах.

Школы и университеты, а также методические пособия для педагогов, рекомендуют учитывать концепцию доминирующего стиля обучения, и иногда это доходит до абсурда. Например, в материале справочной системы «Образование» г. Воркуты, педагог-психолог советует учителям следить за внешним видом при обучении визуалов, а для работы с кинестетиками «ласково прикасаться, обнимать и похлопывать ребёнка по спине».

Опрятный образ, вроде как, социальная норма — визуалы ни при чём, а рекомендация для обучения кинестетиков и вовсе где-то около УК РФ.

Откуда это пришло

Существует более 70 классификаций по стилям обучения, но самая популярная из них — VARK. Она разделяет людей на визуалов (Visual), аудиалов (Aural), вербалов (Read/write) и кинестетиков (Kinesthetic).

Модель придумана новозеландским школьным инспектором Нилом Флемингом. В 1995 году он выпустил статью под названием «Я другой; не тупой: Способы преподавания (V.A.R.K.) в высших учебных заведениях». Однако Флеминг не представил достоверных данных, которые показали бы, как результаты обучения могут отличаться от того, какой предмет изучают студенты.

Нил Флеминг, автор концепции VARK
Нил Флеминг, автор концепции VARK

К тому же Флеминг не создал концепцию VARK с нуля. По сути, он придумал одну букву — R.

Ещё в 60-е годы группа американских психологов представила модель VAK — как VARK, но без вербалов. Они решили, что обучение — это сложный процесс, который, помимо когнитивных способностей, включает сенсорные и двигательные функции. Согласно модели VAK, человеческий мозг обрабатывает информацию через три основных канала: визуальный, аудиальный и кинестетический.

Получается, Нил Флеминг лишь дополнил VAK четвёртым способом — «вербальным», то есть восприятием информации через чтение или письмо. И к тому же оказался более талантливым маркетологом, раз смог присвоить существующую концепцию себе.

Что говорит наука

В основе нейромифа о доминирующем стиле лежит неправильное представление о том, что каждый мозг развивается по-разному и, следовательно, что каждый человек учится по-разному.

Действительно, из ста миллиардов нейронов, которые мозг имеет при рождении, складывается уникальная сеть синаптических связей, однако это развитие не делает мозг настолько индивидуальным, что у человека появляется доминирующий способ получения информации.

Наоборот, зрительная, слуховая и кинестетическая области взаимосвязаны: когда мы что-то слышим, то активируется не только аудиальная область, но и зрительная с кинестетической. Например, иногда достаточно задействовать вербальную область и прочитать, что кто-то зевнул, как тут же активизируется кинестетическая область, и человек зевнёт в ответ.

В 2006 году американский консультант по образованию Уилл Тальхаймер предложил награду в $1000 тем, кто сможет доказать, что обучение в доминирующем стиле эффективно. Спустя восемь лет он повысил призовой фонд до $5000.

Награда по-прежнему ждёт победителя, но вряд ли она его дождётся: с тех пор появилось множество опровержений концепции VARK и ей подобных.

  • Профессор Индианского Университета Полли Хусман и его коллеги провели исследование, в ходе которого попросили 426 студентов пройти анкету VARK. Далее ученикам дали задания, которые нужно было выполнить, опираясь на свой стиль обучения. Проверяя тесты, Хусманн обнаружил, что студенты не использовали доминирующий стиль для получения информации, а те, кто пытался адаптировать обучение под свой стиль, не справлялись с тестом. Учёный считает, что студенты придерживались определённых учебных привычек, которые когда-то сформировались, и менять их было слишком трудно. Казалось, ученики лишь интересовались своим доминирующим стилем обучения, но на самом деле не собирались адаптироваться к нему, потому что это не имело бы никакого значения.

  • Другое исследование показало, что студенты, которые предпочитали учиться визуально, думали, что они станут лучше запоминать информацию с фотографий, а те, кто предпочитал устный материал, думали, что начнут лучше запоминать слова. Но эти предпочтения не имели никакой связи с тем, как на самом деле ученики запоминали слова или картинки. 

  • В статье Journal of Educational Psychology сказано, что никакой связи между предпочтениями субъектов обучения (визуального или слухового) и их успеваемостью в тестах на чтение или аудирование не обнаружено. Вместо этого визуалы показали лучшие результаты на всех видах тестов. «Педагоги, возможно, на самом деле оказывают плохую услугу для аудиалов, постоянно приспосабливаясь к их стилю слухового обучения, — сказали исследователи, — вместо того, чтобы сосредоточиться на укреплении других навыков».

«Есть доказательства, что люди действительно пытаются относиться к задачам в соответствии с тем, что они считают своим стилем обучения, но это им не помогает»,
—  Дэниел Уиллингем, психолог, профессор кафедры психологии Университета Вирджинии.

Проходим тест VARK

В опроснике VARK, который переведён на множество языков, включая русский, всего 16 вопросов. Многие из них задают странные ситуации или устаревшие способы решения той или иной задачи. Например, вопрос о приготовлении еды включает два пункта с кулинарной книгой, хотя сейчас рецепт можно погуглить или спросить у ChatGPT.

А в этой ситуации я бы и вовсе предпочёл пятый вариант. 

Опросник VARK, в некотором роде, опровергает свою же идею. Он определил меня в категорию «мультимодальных» людей, то есть тех, кто задействует различные стили при обучении. По их объяснению, таких людей на планете большинство. И это естественно, ведь в разных ситуациях и предметах нужны разные способы получения информации.

А есть ли доказанные и эффективные способы обучения?

Прежде чем ограничить себя одним стилем обучения, важно разобраться в реально существующих и эффективных методах, которые на протяжении многих лет помогают лучше усваивать информацию. Что примечательно, чаще всего такие методы проще и легче внедрить в обучение, нежели подстраиваться под ваш стиль по тесту VARK.

Когнитивные психологи определили шесть ключевых стратегий гибкого и эффективного обучения. Но даже в этих теориях ученые подчёркивают, что не существует одного приоритетного способа обучения, который будет работать всегда и у всех. Преподаватели и студенты должны использовать различные методы и механики, а в некоторых случаях комбинировать их.

  • Интервал. Эффективный подход к обучению — это строгое понимание, сколько вы занимаетесь и в какое время это делаете. Любая информация усваивается лучше, если уделять ей по часу в день. И наоборот, материал не приживётся, если ученик потратит на него 7 часов подряд, без перерыва на любое другое дело или сон. Короткие уроки по 20-30 минут или повторение материала каждый день обеспечат лучшее запоминание.

  • Чередование идей. При изучении материала не зацикливайтесь на одной теме, а постарайтесь искать смежные идеи, где можно применить полученные знания. Например, при изучении иностранного языка не обязательно делать много однотипных заданий с только что выученным правилом, лучше найти текст, где эта же тема вводится с теми правилами, что вы уже знаете. Стратегия чередования может показаться трудной и поначалу привести к множеству ошибок, но в перспективе она помогает лучше усвоить материал и закрепить его в долгосрочной памяти.

  • Практика поиска или извлечения. Используя эту стратегию, ученики проверяют свои знания, не обращаясь к конспектам. При самостоятельном обучении вы можете выписывать все знания по предмету, которые есть у вас в голове. На уроках эта стратегия отражается в квестах и викторинах. После таких записей очень важно вернуться к своим заметками и проверить, что ускользнуло из вашего внимания. Такой подход обеспечивает частое извлечение информации, что способствует активной работе мозга.

  • Проработка. Ученики должны чаще задавать себе вопросы «как?» и «почему?», чтобы лучше проработать детали какой-либо изучаемой темы. Попытки описать и объяснить свое представление о материале помогут понять, где есть пробелы и нестыковки, а также посмотреть на обучение с другой стороны, связать воедино всю информацию. Отвечать на вопросы нужно без конспекта.

  • Двойное кодирование. Двойное кодирование идёт в противовес VARK, так как этот метод соединяет два разных типа информации: вербальную и визуальную. Любой сложный текст усваивается лучше, так как подкрепляется визуальными образами — диаграммами, схемами, картинками. То есть каждый ученик должен усвоить и вербальную часть, и визуальную. В описании стратегии сказано, что такой подход позволяет ученикам кодировать информацию в мозге на разных уровнях.

  • Конкретные примеры. Конкретная информация способствует долговременному запоминанию, потому что она основана на реальных примерах. Абстрактное объяснение же, особенно для новичков, может быть расплывчатым и трудным для восприятия. Собственные релевантные примеры создаются учениками на основе тех знаний, которые у них есть, потому такая стратегия хорошо сработает. 

Почему миф про VARK популярен

VARK сделал людей особенными: не нужно вникать в детали материала и соглашаться с тем, что тебе сложно — просто скажи, что ты другой: визуал или кинестетик. Даже название статьи Нила Флеминга подчёркивает эту идею: «Я другой; не тупой: Способы преподавания (V.A.R.K.) в высших учебных заведениях».

Однако, ограничиваясь лишь одним «индивидуальным» типом, мы забываем, что человек быстро привыкает к информации и перестаёт её усваивать. Стратегии, которые кажутся лёгкими, не помогут обучению в долгосрочной перспективе, они лишь помогут стать «особенными» и убежать от реальных, сложных, но рабочих методов.  

Обучение требует много внимания, оно должно быть последовательным, а полученные знания необходимо закреплять практикой и повторением материала. Выучить предмет по лайфхакам из тик-тока невозможно, а для качественного обучения нужно задействовать все способы восприятия информации.

Удивительно, что якобы индивидуализация обучения с помощью VARK делает обучение неиндивидуальным. Учителям проще согласиться, что существует четыре категории людей, нежели понять, что каждый человек действительно индивидуален и на обучение влияет множество факторов. 

Комментарии (10)


  1. phenik
    00.00.0000 00:00

    В когнитивной психологии принято говорить о когнитивных стилях, которые также влияют на обучение (то о чем статья стили обучения, можно сравнить), хотя здесь также нет устоявшихся представлений.


  1. Moskus
    00.00.0000 00:00
    +1

    Стоит также вспомнить, что "К" в этой концепции происходит от термина, используемого вообще не по назначению. "Кинестетика" означает, буквально, "чувство движения", это чувство, являющееся одной из составляющих проприоцепции, группы ощущений собственного тела. Тогда как, говоря о восприятии, имеет смысл использовать термин "тактильное чувство".

    Ну и, как всегда, основная критика подробных моделей проста: когнитивное поведение - комплексное явление, сводить его к какой-то доминирующей составляющей - это приблизительно так же бессмысленно, как предлагать правшам тренировать только правую руку, а левшам - только левую. Тот случай, когда описание естественного явления абстракцией ведёт к тому, что абстракция превращается в самоценную идею и идеологию, уже не способные адекватно описать реальность.


    1. sshikov
      00.00.0000 00:00

      правшам тренировать только правую руку, а левшам — только левую
      Именно поэтому в спорте зачастую наоборот делают. Ведущая рука/нога и сама натренируется, а специально развивать нужно именно слабую. Ну, там где важна двурукость или двуногость, конечно.


      1. DaneSoul
        00.00.0000 00:00

        Смотря в каком спорте. Если это силовые виды спорта требующие работы обеих рук — соглашусь.
        А если это например настольный теннис, где работает только ведущая рука, в тренировке второй руки смысла мало.
        Точно также и сложные мануальные навыки, типа письма или каких-то очень точных манипуляций редко тренируют для не ведущей руки, так как усилий для этого надо приложить в разы больше, а результат будет хуже.


        1. sshikov
          00.00.0000 00:00

          Смотря в каком спорте.
          Я так сразу и сказал, что зачастую, а не всегда ) Я в основном про игровые виды типа футбола или баскетбола, где конечно можно играть строго одной рукой или ногой, но это будет довольно ущербно. И конечно бывают виды (про настольный теннис согласен, большой в общем туда же), где эффекта от тренировки слабой руки просто нет, потому что она не участвует — и это не нужно.


  1. wormball
    00.00.0000 00:00

    А в этой ситуации я бы и вовсе предпочёл пятый вариант.

    Я бы всё же предпочёл, чтобы меня вылечили. А то так можно и без коленей остаться.


  1. wormball
    00.00.0000 00:00

    Я бы сказал, что мы все кинестетики. Только вот давать всем возможность экспериментально изучить то, что они хотят — это дорого и порой чревато, а посему предпочитают набить 200 человек в аудиторию и окучивать её силами всего одного человека. А потом удивляться, отчего выпускники вузов ничего не умеют.


  1. DASpit
    00.00.0000 00:00

    Ключевой момент в этой системе - мультимодальность.

    Человеку надо давать обучающий материал в мультимодальном формате - тогда и усвоение будет лучше, чем специализированные для одной модальности курсы.

    "Убейте их всех, и пусть бог отделит грешников от праведников..."


  1. Iscander_Che
    00.00.0000 00:00

    Перевод "вербал", как мне кажется, не совсем корректен. Уместнее было бы употребить термин "дигитал".


  1. StriganovSergey
    00.00.0000 00:00

    Обьективно, разница в обучении точно есть, другое дело, какими теориями ее описывать и как реализовывать обучение с учетом этих различий. Для меня в детстве стало открытием наличие этой разницы. Кажется, в 8 классе, вдруг осознал, что учебник физики написан вообще неправильно. Когда читал тему из учебника - ничего не понимал. Когда обсуждал эту тему с папой (а он у меня инженер) - приходило понимание. Затем, я заново перечитывал эту же тему в учебнике, и осознавал, что писать надо было совсем другими словами. Не знаю, можно ли было действительно написать учебник иначе, чтобы сразу было понятно, или для меня личное общение является ключевым и незамениным фактором, без которого хоть как пиши учебник, все не сработает. За собой заметил такую особенность: лучше воспринимаю информацию, подкепленную при помощи графического отображения процессов (как UML), могу машинально на бумаге отрисовывать такое в процессе разговора :)