Думаю, лишь малая часть людей поспорит с тем, что 2020 год разделил рынок труда на «до» и «после», перенося просто огромную часть жизни в интернет‑пространство. Всего несколько месяцев жесткого локдауна и почти год постковидного «похмелья» изменили привычные форматы работы и взаимодействия, явно сместив акценты. И рынок психологических услуг не стал исключением.

Если до 2020 года соотношение очных и онлайн консультаций было приблизительно 85%/15%, соответственно, то сейчас эти цифры практически инвертировались. И вот спустя три года с начала этих изменений (или конца привычной жизни, кому как удобно), я попробую сделать свои выводы о преимуществах и недостатках онлайн‑консультирования относительно привычного очного формата работы, разобрав достоинства, недостатки и особенности, которые нужно иметь ввиду при выборе психолога.

Эта статья является заключительной частью цикла, посвященного подбору психолога. Первая из них описывает критерии поиска, а вторая направлена на оценку адекватности специалиста с точки зрения безопасности клиента и эффективности работы. Ну, и пометку «ИМХО» никто не отменял. Только личный опыт и личное мнение.

Дисклеймер № 1: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT‑сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.

Дисклеймер № 2: всё вышеописанное является исключительным ИМХО, основанным на профессиональном опыте.

Дисклеймер № 3: согласно этическому кодексу, я обязан хранить тайны клиентов, а вот про коллег (которых так называть и не хочется) там ничего не сказано:)

И прежде, чем начать подробный разбор, необходимо уточнить, какие форматы удаленной консультации сейчас распространены. Базово их три: текст (исключительно в формате переписки), аудио (только голосовое общение), видео (видеосвязь + аудио). Также возможны их вариации и смешения, например, видеоконсультации с текстовым сопровождением между сессиями. Или ситуативное чередование аудио‑ и видео‑консультаций. Но это детали, которые можно опустить. В рамках данной статьи я буду рассматривать и, в какой‑то мере, противопоставлять очной консультации три базовых формата онлайн консультаций. И начнем мы по порядку:

Преимущества

В данном блоке, по сути, будут основные аргументы «за» такие консультации.

1) Широкий выбор специалистов. Особенно актуально для жителей небольших населенных пунктов и, как выяснилось в 2022, эмигрантов, проживающих в других странах, где особенности системы здравоохранения или языковой барьер усложняют получение психологической помощи. Логично, что с массовым переходом специалистов в онлайн‑среду, выбор клиентов вырос на несколько порядков. Если раньше онлайн‑консультации были чем‑то ультрасовременным и даже полумаргинальным, то сейчас это стало нормой. И качественные психологические услуги стали доступны подавляющему большинству людей, что, разумеется, плюс. Теперь по форматам:

  • Видео/аудио. Самый популярный формат, в котором работают почти все психологи, так как он не требует особой адаптации.

  • Текст. В этом формате работает значительно меньше специалистов, но некоторые ведут именно такие. Обычно именно такие консультации выставляют на демонстрацию для оценки компетентности специалиста. Это интересная возможность познакомиться с психологом и принять решение о начале работы.

2) Удобство. Отсутствие привязки к кабинету экономит время и средства на поездку в тот самый кабинет, снижает риск встретиться со знакомыми (если клиенту это претит), убирает барьер близкого знакомства и нового места (иногда встречается). По сути, на такой опосредованный контакт клиент соглашается проще, чем на личный. Особенно, при высоком уровне тревожности или недоверия к миру (и психологу, в частности). Когда клиент работает из дома, он зачастую чувствует себя более уверенно и свободно. А это те чувства, которые способствуют эффективной работе.

  • Видео. Наиболее близкий к очному общению формат. Зачастую используется для первого контакта даже в случае, если клиент планирует перейти на очный формат. Можно работать из дома.

  • Аудио. Если клиент стесняется своей внешности или домашней обстановки, то такой вариант ему дастся проще видео‑ или очной консультации. К сожалению, такое встречается часто у клиентов, имеющих физические особенности (ДЦП, паралич лицевых мышц или конечностей, отсутствие частей тела и т. д.).

  • Текст. Наиболее опосредованный вариант, который, несмотря на все свои ограничения, имеет место быть для клиента, которые опасаются контакта или осуждения.

3) Стоимость. Открыть свой кабинет — дело для психолога, безусловно, увлекательное, но достаточно затратное. Для комфортного кабинета подходит помещение в 15–20 квадратов, в тихом месте, с отсутствием стеклянных стен и лишней музыки. Аренда в городе‑миллионнике недалеко от красной линии будет стоить около 15–20 тысяч рублей в месяц. С коммуналкой и прочим — чистая «двадцатка». Дальше нужно учитывать оборудование: кресла/кушетки, столы, вешалки (для одежды, а не для клиентов), стеллажи/шкафы и прочее. Тоже минимум 15–20 тысяч рублей. А если мы говорим про какие‑то методики/игры/тесты, то там цена может расти до бесконечности (для примера можете глянуть магазин ИМАТОНа). Вот и получается, что на первый месяц работы затраты уже превышают 50 тысяч, а в дальнейшем, с учетом приобретения методик, это от 25 тысяч ежемесячно уходит на содержание кабинета. А эти деньги нужно отбивать.

  • Видео/аудио и текст. Очевидно, что для онлайн‑консультаций нужно только тихое место (можно работать из дома), телефон или компьютер (по умолчанию есть почти у каждого) и своевременная плата в несколько сотен интернет‑провайдеру. Логично, что порог входа значительно ниже, а стоимость консультаций можно сократить на 10–15–20% при сохранении как чистой прибыли, так и качества оказываемых услуг.

4) Время. Возвращаемся к истории кабинета. Как человек, одно время рассматривавший различные варианты, я искал кабинет с отдельной входной группой и круглосуточным доступом. Но таких мало и ценники на них идут практически х2 от стандартной стоимости. То есть, очные консультации в подавляющем большинстве ограничены временем. Особенно это важно, если здание закрывается в 20–21 час.

  • Видео/аудио. Можно подобрать оптимальное время для консультации, в зависимости от возможностей психолога и клиента.

  • Текст. Вышеописанные преимущества + возможность отвечать по возможности (если формат текстовой консультации это позволяет).

5) Безопасность. Очень важный пункт, который многие недооценивают. Особенную ценность он имеет для клиентов, переживших физическое или сексуальное насилие, у которых доверие к людям совсем невысокое. Также безопасность важна для психологов и психологов‑сексологов, потому что получение дикпика в личном сообщении несет гораздо меньшие последствия, чем получение дикпика прямо в кабинете. Отдельно хочется сказать про публичных персон и медийных личностей, которые не желают распространения конфиденциальной информации, так что анонимность и защита частной жизни — важный фактор работы.

  • Видео. Предоставляет обоюдную защиту от физического воздействия, но анонимность под большим вопросом.

  • Текст/аудио. Та же физическая безопасность + возможность практически полной анонимности с минимальным риском деанонимизации.

6) Сохранение материала. Зачастую, если консультация насыщенная (по информации или эмоционально), то есть вероятность упустить некие важные выводы. И работа в онлайн‑формате позволяет её зафиксировать и сохранить с максимальной эффективностью.

  • Видео/аудио. Можно параллельно с консультацией фиксировать важные мысли в переписке. Некоторые психологи (но далеко не все) соглашаются на запись консультации, чтобы клиент мог пересмотреть её и переслушать.

  • Текст. В любом случае, фиксируется вся консультация в тексте. Всегда можно перечитать, уточниться, зафиксировать изменения. Особенно актуально, если консультации разрозненные по времени — легко и клиенту, и психологу войти в контекст.

Недостатки

При всех ощутимых достоинствах (не зря же мир переходит в онлайн), такой формат не лишен своих нюансов, о которых тоже следует знать.

1) Связь (во всех смыслах). Несмотря на развитие технологий, к сожалению, интернет не всегда может похвастаться стабильной связью, особенно по вечерам в многоквартирных домах или на задворках цивилизации. Лично у меня только около 60% консультаций проходят без технических сбоев в виде прерывания связи, подвисаний, снижения качества видео и звука. Если же говорить про психотерапевтический контакт, то он эффективнее устанавливается именно при очной встрече за счет большего количества информации о собеседнике (об этом пункт ниже).

  • Видео. Самый неустойчивый формат работы, в котором часто можно столкнуться с техническими трудностями. Именно они составляют 60% «глючных» консультаций. Справедливости ради, нужно сказать, что уже давно не было ситуаций, когда было невозможно найти вариант связи (вай‑фай/мобильный интернет) или программы для видеозвонков (WA/TG/GoogleMeet/Skype/Zoom/ЯндексТелемост). Но это жонглирование сбивает темп консультации и сдвигает график. Но связь между клиентом и психологом в этом формате оптимальная.

  • Аудио. С этим форматом вопросов по возможности и качеству связи практически нет. Но психологический контакт заметно слабее.

  • Текст. Наименее требовательный к качеству связи вариант консультации. Хоть через dial‑up или 3G в сибирской глуши. Самый стабильный по связи, наименее продуктивный по человеческому контакту.

2) Информативность. Психолог в своей работе неизбежно опирается на любые реакции клиента: интонация, мимика, пантомимика, поза, одежда, татуировки, выбор места в кабинете. Разумеется, онлайн‑консультации этого во многом лишены. Чем меньше входящей информации — тем сложнее ориентироваться психологу и проверять гипотезы.

  • Видео. Самый информативный контакт, но с двумя нюансами. Первый — скачки связи, потому что когда клиент весь в «квадратиках», то отслеживание мимики теряет какой‑либо смысл. Второй — обычно вы видите клиента только по плечи или по грудь, следовательно, тоже информация ограничена.

  • Аудио. Здесь к анализу доступен только голос: вербальные и паравербальные проявления.

  • Текст. Только сухие мысли и описание чувств. Информации минимум и она вся проходит через фильтр рациональности.

3) Безопасность. Да‑да, этот пункт «засветился» и в преимуществах, и в недостатках. Но в разном контексте. Так как к психологу могут обращаться люди, находящиеся в очень нестабильном эмоциональном состоянии, то есть риск импульсивных поступков. Особенно, если есть пограничное расстройство или психиатрические заболевания. И стабилизировать клиента гораздо проще во время очного приёма (например, не дать шагнуть в окно или увлеченно заниматься самоповреждениями).

  • Видео/аудио. Клиент может просто отключиться и контроль над ситуацией будет потерян. В связи с этим риском, психолог может вести более аккуратную работу, нежели в очном формате, что замедляет прогресс. Но риски, в любом случае, есть.

  • Текст. Тут все проще. Психолог ничего не знает о клиенте и его состоянии в моменте. Сложно контролировать ситуацию, продвижение еще аккуратнее.

4) Излишняя расхолаженность психолога. Не только для айти‑специалистов фраза «надел штаны — и вот я на работе» справедлива. Онлайн‑психологи испытывают те же трудности. Поэтому я слышу истории, что один психолог ел спагетти во время консультации, другой употреблял спиртные напитки, третий вообще отжёг и курил марихуану, чтобы быть на одной волне с клиентом, который занимался тем же самым. Кто‑то ведет консультации на ходу, кто‑то не следит за конфиденциальностью. В общем, история понятная, но тенденция негативная. Кабинет, все же, дисциплинирует.

  • Видео. Так как этот формат наиболее близок к очному, то эффект «деструктивного расслабления» тут минимален.

  • Аудио. Тут риски выше. Есть, конечно, сложно, будет слишком сильно слышен звук со звонким «чпоком» втягиваемой спагеттины. Но риск параллельного употребления напитков существует. Точнее, не сколько риск, а соблазн.

  • Текст. Тут по заветам Хасана ибн Саббаха, популяризированным игрой «Assassin»s Creed» — «Ничто не истинно и всё дозволено».

5) Ограниченность методов работы. Я же не просто так рассказал про покупку методических материалов. Большинство из них направлены на очную работу. Следовательно, использовать их в онлайн-работе затруднительно и она практически сводится к именно консультации. Да, есть сайты с тестами. Да, есть разные сервисы. Но это такие эрзац-инструменты, эффективность которых страдает относительно очной работы.

  • Видео/аудио. Вариантов методик практически нет, кроме устных. В плане инструментария данный формат весьма ограниченный.

  • Текст. А здесь текстовая консультация вырывается вперед. Можно давать и обширные задания, и просить составлять списки, писать сочинения и свои мысли, давать ссылки на тесты и получать результаты. Отчасти это компенсирует отсутствие иной информации. Но только отчасти.

Особенности и выводы

Как я писал выше, большинство психологов сочетают эти форматы, чтобы сохранить эффективность и даже увеличить её, при этом, есть моменты, которые обойти в онлайне сложно. Отдельно хочется упомянуть интересный вариант работы с психологом на сессиях и общение с ИИ‑психологом (а такие зарождаются) между сессиями.

Если подводить итоги, то можно сказать, что осталось не так много зазоров между очной консультацией и сочетанием различных онлайн‑методик, что, безусловно, радует. Но если речь идет про сложную эмоциональную ситуацию, необходимость использования специализированных методик или психиатрические заболевания (в плане безопасности клиента в процессе консультации, после которой следует передать его профильному специалисту) — очный формат предпочтительнее.

Я понимаю, что после прочтения этой статьи или всего цикла, может сложиться впечатление, что адекватных ответственных психологов практически нет. Но, уверяю вас, это не так. Я ставил целью описать риски, а не дискредитировать психологическое сообщество в целом — с этим оно и само неплохо справляется. Шутка:)

А закончить хотелось бы простым тезисом — подходите к выбору психолога грамотно.

С уважением
Сергей Максимов.
Психолог.

P. S. Если вдруг интересны другие статьи по психологии, они есть в моем ТГ‑канале. Только статьи, без мемов и спама. https://t.me/maximov_psy

Комментарии (0)