На конференции DUMP, которая пройдет в эту пятницу, дизайнеры из Точки Саша Голованов и Паша Петров расскажут, как они разрабатывали рукописный шрифт для ребрендинга компании. Накануне выступления мы поговорили с ребятами о том, как шла работа над шрифтом, как устроен «режим свободы и ответственности» в Точке и как в нем работается дизайнерам.
Ребята, привет. Давайте знакомиться. Кто вы, как давно работаете в Точке, над какими проектами.
Саша: я Саша, дизайнер, в Точке с 2019 года. Приходил в команду, занимающуюся платежами. Когда сформировалась команда дизайн-системы, я в нее вступил и несколько лет работал только в ней. У меня был фокус на библиотеке Web, я помогал разработчикам создавать компоненты: делал спецификацию, валидировал дизайнерские решения. Плюс помогал в найме сотрудников, в составлении паттернов и делал много разных вещей, которые помогут дизайнерам, когда они придут в Точку (например, онбординги). Полгода назад в Точке организовали круг единого клиентского интерфейса, и я пришёл в него.
Паша: Я продуктовый дизайнер, в Точке с 2020 года Сейчас работаю над развитием цифровой бухгалтерии, до этого работал с Точкой X — это был отдельный интернет-банк, который сейчас переезжает на единый интерфейс. Кроме работы над продуктом я участвую в собеседованиях с дизайнерами (проверяю хард-скиллы), занимаюсь наставничеством и мероприятиями внутри дизайнерского комьюнити.
Что такое круги?
Саша: Этот термин пришел из холакратии. Круги — это команды или отделы, каждый из них может быть частью другого. В каждом круге есть ряд обязательных ролей: секретарь помогает в организации встреч, фасилитатор модерирует встречи, представитель участвует в смешанных встречах, уносит и приносит вопросы, которые нужно обсудить с другими ребятами, и лидер. Исполнителей всех ролей кроме лидера выбирают участники круга. Лидера назначают из круга повыше, а он набирает в круг участников.
А какая у Точки дизайн-система?
Саша: раньше у Точки были интернет-банки каждый со своим стилем, своим стеком технологий. Когда формировалась Точка X (в 2018-2019 годах), решили создавать все правильно и переходить на язык React-разработки. Соответственно, появилась возможность создавать компоненты, а эта плоскость сразу ложится на дизайн. Это нормальный здоровый продуктовый подход, который мы решили централизовать и сформировали командную систему из участников, каждый из которых держал свой фокус: на мобильную разработку, web-разработку, иллюстрации, вау-эффекты и тд.
Рабочий режим в Точке иногда называют режимом «ответственности и свободы». Как вы его понимаете и ощущаете ли на своем опыте?
Саша: хороший вопрос. Когда об этом заходит разговор на собеседованиях, дизайнеры часто уточняют: а что именно делать? куда я пойду? В Точке у каждого дизайнера есть основная роль, на которую собственно его и берут. Но при этом ты можешь взять на себя столько ответственности, сколько вывезешь. То есть, ты можешь быть не только дизайнером в своем круге, но и лидировать ряд каких-то других процессов. Например, Паша упомянул, что он лидирует часть движений в комьюнити. Специально для этого его не брали. Просто он взял на себя личную ответственность.
Паша: фишка именно в инициативности и внутреннем интересе каждого человека. Чтобы ты не просто пришел, с 9 до 18 отработал, ушел домой и все забыл. Важно, чтобы глаза горели. Не просто поставить галочку «сделано», а пойти дальше, подумать — как еще можно, как удобнее, как сделать, чтобы интернет-банк работал еще лучше, чтобы процессы в команде были лучше выстроены. Как сделать, чтобы дизайн был более правильный не только у тебя, но и становился лучше у всех в команде.
Саша: Например, приходит продакт, просит ресурсы дизайна, чтобы сделать окошко, которое вы видите, когда стягиваете деньги. Ресурсов, чтобы задизайнить этот банальный экран, нет. Ты можешь отправить его в круг, который занимается платежами. А можешь разгрести свое время, нарисовать это и докатить до прода. У нас в Точке грейды формировались так, что первые два грейда замыкались на круг. Например, сначала я, дизайнер, помогаю только своей команде. В какой-то момент фокус становится шире, знаний больше. Уже можно помогать разным кругам, появляется третий грейд. На самом деле это палка о двух концах. Совсем не обязательно бросаться абсолютно на все. Кто-то наоборот, хочет спокойно работать, выполнять свои задачи и не распыляться. Это тоже нормально.
Вы оба упоминали про найм, поиск новых дизайнеров и онбординг. Как проходят собеседования и как человек вливается в вашу систему свободы и ответственности, если он пришел из более строгой компании?
Паша: мы смотрим, какие у человека ценности, как он работает, с какими задачами уже сталкивался, как он коммуницирует. Это нужно учитывать, чтобы человек максимально комфортно влился в компанию. Если ты видишь, что он не вольется, ему будет дискомфортно работать в свободном процессе или наоборот — он не будет работать, а будет только на пляжу лежать, то не берем. Нам важно, чтобы человек был проактивным. Чтобы можно было дать ему задачу и быть уверенным в том, что он ее сделает, предложит еще какое-то решение, новые идеи.
Саша: Точка — компания космополит. Мы набираем сотрудников из разных регионов и стран. Часто к нам приходят работать из очень крутых компаний. И видно, как некоторые дизайнеры, приходя из большой компании, не могут встроиться в систему, где над тобой нет потолка и можно что-то делать свободно.
А что происходит, если человек взвалил на себя столько задач, что перестал с ними справляться?
Саша: два раза в год с сотрудником говорят о его успехах и неуспехах. Спрашивают о том, что он пытался делать, что из этого получилось, что нет. Обязательно проводим опросы 360, когда команда дает анонимную оценку. В общем, подсвечиваем плюсы/минусы, даем рекомендации и тд. Естественно, если человек уже загибается, это видно. Ему могут написать, мол, отдохни, задача не горит. Вообще ситуации бывают разные — кто-то мало на себя берет и все равно не успевает. С такими людьми приходится говорить отдельно.
Отсюда вытекает следующий вопрос: какие минусы в холакратии и для кого она не подойдет?
Саша: так как система сама себя организует, иногда может наступить период безответственности. Такие вещи всё равно рано или поздно всплывают и распределяются между сотрудниками. Минусом можно назвать то, что тебе могут сказать что-то типа «вы плохо делаете, мне это не нравится», а ты с этим ничего не сделаешь, потому что ответственность лежит на другой команде.
Паша: мне кажется, не всем компаниям подойдет холакратия. Где-то нужен жесткий директор, который будет ставить задачи, а остальные будут их выполнять.
Саша: а еще при холакратии приходится раз в неделю участвовать в тактических встречах, где смотрят как идут проекты, метрики или квартальные/годовые цели, чтобы понимать, как мы к ним движемся. Помимо этого есть дейли (ежедневные встречи команды). Не всем такой режим подходит. Есть дизайнеры интроверты, которые любят взять работу и уйти в себя.
Если на собеседование придет супер крутой по навыкам дизайнер, но он не готов к вашему режиму свободы и ответственности. Что будете делать?
Саша: на собеседовании мы учитываем критерии в комплексе. Например, всегда даем тестовые задания — это единственный способ узнать, как человек мыслит и как он работает руками. Человек может показаться очень здравомыслящим, подкованным на словах, но нам важно увидеть результат его дизайна. Поэтому оцениваем всегда в комплексе и ищем золотую середину.
На DUMP вы будете рассказывать о том, как создавали для Точки рукописный шрифт. Можете на этом примере рассказать, как устроен ваш рабочий процесс?
Саша: мы достаточно продуктово подошли к решению истории с шрифтом. Продуктовые этапы написаны кровью: начинаешь с исследования, анализа проблемы. Собираешь референсы — смотришь, что вообще есть на рынке. Дальше ставишь цели, пытаешься их достичь за нужные сроки. Сроки нам поставили очень жесткие: сделать рабочий шрифт нужно было за три месяца. Это достаточно сложная задача, поэтому от некоторых этапов мы сразу отказались.
Паша: да, обычно шрифт рисуется минимум полгода. Сначала нужно понять, что это должен быть за шрифт, как он должен быть написан, какие должны быть параметры. Нужно с этим поделиться с разработчиками и еще все нарисовать. В общем, мы искали пути к тому, как уложиться в эти сжатые сроки. В таких процессах важна осознанность. Насколько ты осознаешь себя в текущей точке всего процесса и понимаешь ли, что потребуется преодолеть, чтобы получить именно тот результат, который нужен. Важно заранее определить критерии того, что будет считаться результатом. Иначе ты можешь начать делать то, что считаешь самым важным, и уйти совсем в другую сторону.
Концепт шрифта у нас уже был. Каким именно он должен быть, какой у него должен быть характер — это мы уже решали по ходу.
Сколько всего человек работали над шрифтом?
Саша: со стороны Точки было два с половиной человека — кроме нас с Пашей был еще идейный создатель ребрендинга, который, конечно, принимал участие в обсуждении. Еще была команда технических разработчиков, потому что шрифт — это достаточно прикладная вещь. Чтобы сделать все по правилам, нужно быть технически подкованным специалистом.
Как делили между собой задачи?
Саша: мы выстроили процесс так, что на каждом этапе присутствовали оба.
Паша: процесс строился так: мы параллельно что-то делали, потом обсуждали, делали выводы и шли дальше. Кроме собственно создания рукописного шрифта нам нужно было в целом продумать работу с типографикой в новом стиле. Мы думали о том, как шрифт будет использоваться, какие правила использования будут и тд. Подробно про весь процесс и его этапы мы расскажем на конференции DUMP Екатеринбург в эту пятницу, 21 апреля.
А были ли какие-то фейлы во время работы?
Саша: дизайнеры — самые критичные люди, которые постоянно недовольны даже самым прекрасным и восхитительным результатом. Мы до последнего пытались править вещи, которые, может быть, и вовсе не надо было править. Все-таки шрифт — для каждого человека субъективен. Нравится или нет — это по большому счету вкусовщина. Просто чувствовали большую ответственность: ведь нужен был шрифт для большой коммуникации. Это продукт не столько для дизайнеров, а вообще для любого пользователя, объект, который должен кричать о своем существовании с каждого рекламного постера.
Паша: Какой-то истории с фейлом, когда приходилось все переделать за ночь, не было. Мы просто шли по пути и слегка выравнивали курс, когда понимали, что получается не так, как мы задумывали.
Саша: были моменты, связанные с техническими особенностями. Иногда думаешь: происходит какая-то странная штука, наверное, это баг. А на самом деле это просто технология так работает. Например, наш шрифт построен с использованием вариативности — так мы хотели добиться ощущения, что он живой. Ведь у настоящего рукописного шрифта одна и та же буква не выглядит каждый раз одинаково, написание не должно повторяться точь в точь. Это определенный тип технологии. И если ты, например, хочешь часть слова покрасить в один цвет, а часть в другой с использованием вариативности, то у тебя этого не получится. Просто потому что технология не даст. А ты думаешь: все сломалось, вот черт, мы что-то где-то просчитались. Такое случалось уже на последних этапах работы.
Почему на такую важную задачу было так мало времени? Не результат ли это холакратии, когда ответственность перекидывалась из круга в круг?
Паша: так сложились обстоятельства, что сначала фирменный стиль пытались делать со сторонними студиями. Но оказалось, что внутри команды у нас есть классные специалисты, которые могут это потянуть. Это было отличным решением, которое помогло нам прокачать свою команду еще больше. К тому же, к сентябрю у нас появилась своя концепция, а запустить ребрендинг хотелось уже к Новому году.
Саша: Паша правильно сказал. С приглашенными ребятами не получилось, оказалось, что внутри у нас больше контекста. На самом деле по срокам всё вышло, как у всех — мы метили в одну цифру, в итоге попали в другую. Зато у нас хватило времени на все этапы разработки.
Паша: три месяца — это просто та амбициозная цель, ради которой все начали двигаться. Мы не успели, потратили больше времени, зато добились стопроцентно хорошего результата.
Является ли создание шрифта шагом к глобальному ребрендингу Точки, стоят ли перед вами какие-то новые задачи по нему?
Паша: шрифт как раз и был частью ребрендинга, который стартовал в сентябре. Визуальный язык компании был переработан. Глобальный ребрендинг уже прошёл, дальше будет идти уже естественное развитие нового стиля.
Саша: сейчас мы последовательно меняем части, связанные с коммуникацией, с сайтом. Потом будет частично меняться продукт. Это все планомерные, плавные процессы, незаметные для широкого зрителя.
Как проходил процесс согласования, были ли споры? И кто сказал последнее «ок, шрифт готов»?
Саша: последнее «ок» сказал, наверное, я. Но надо понимать, что работа не заканчивается простой отдачей шрифта, типа «вот, ребята, берите». Нужно сначала рассказать, как им пользоваться. Есть этап гайдов, этап просто притирки, когда отдали шрифт и сказали: ребята, пользуйтесь, если найдете какие-то косяки, пишите, чтобы мы могли поправить. Из тех правил, что мы написали сначала, осталась примерно треть. Остальные поменялись. Сейчас шрифт существует несколько иначе, чем мы его представляли. На DUMP мы как раз покажем большое количество материалов с разных этапов разработки.
Паша: у нас в Точке круто развита культура коммуникации и аргументации. Мы стараемся слушать друг друга и аргументировать свои решения. Поэтому споров типа «делаем так, потому что я так хочу» у нас нет. Мы всегда объясняем, почему именно. То есть все обсуждения проходят конструктивно.
Паша, ты упомянул, что у вас классно развита система аргументации и обсуждения. Как вы работаете над этим внутри команды?
Паша: есть основополагающие правила, принципы, по которым идет работа. Например, у нас проходят дизайн просмотры, когда кто-то приходит со своим кейсом, а остальные оставляют комментарии: как можно его улучшить. И для таких презентаций мы ввели правило: оставляя комментарий, называй принцип, которым руководствуешься. Все дизайнеры проходят через это: комментарии, которые они оставляют, должны были быть именно обоснованными. Типа «здесь нужно более системно» или «посмотри, у тебя получился тупиковый сценарий». Это очень круто учит аргументировать, давать своим мыслям основу, а не просто «как-то здесь получилось нехорошо».
Саша: дополню Пашу. Эти принципы как бы воспитываются в Точке, но вообще они основаны на здравом смысле. А к нам приходят работать достаточно опытные, здравомыслящие ребята.
Кому обязательно стоит послушать ваш доклад?
Паша: тем, кто занимается брендингом или планирует это делать. Тем, кто в целом интересуется шрифтами и как они создаются.
Саша: всем. Во-первых, потому что дизайнеры Точки не так часто выступают. Наверное, это будет один из первых «выходов из тени». Всем, кто хочет узнать, что же мы делаем, будет интересно. Также доклад для тех, кто заметил, что у Точки случился новый дизайн — немножко просветим, как мы это делаем. И в первую очередь будет полезно тем, кто вообще задумывается о создании шрифта. Именно о создании, потому что вообще-то вариантов много: можно заказать кому-нибудь, купить готовый. Если ты хочешь привнести в шрифт свой характер, послушай наш доклад. Мы расскажем, как это получилось у нас.
Приходите на DUMP Екатеринбург в эту пятницу, 21 апреля, чтобы послушать самые актуальные доклады о дизайне и не только.
Flammmable
Статья без единой иллюстрации о том, как два дизайнера в сжатые сроки разработали новый шрифт несколько настораживает )