На IT-регате в Турции мы познакомились с Екатериной Кузьминской, директором по маркетингу федерального сервиса «Кнопка». Кроме основной карьеры Екатерина имеет пятилетний опыт работы с мышлением, страхами и психо-эмоциональными барьерами. Она профессиональный коуч (300+ часов практики с клиентами).

Поэтому мы решили узнать у неё откуда берется стресс и как эффективно бороться с ним без регулярных походов к психологу.

Катя, ты испытываешь стресс, будучи топ-менеджером?

Конечно, как и любой руководитель. Стресс в моей работе связан с разными аспектами. А так как первый шаг в борьбе со стрессом — это его осознание, предлагаю систематизировать самые частые стрессовые ситуации:

  1. Всё неожиданное: проблемы, поломки в процессах, непредвиденные обстоятельства. Проблемы могут быть как связаны с внешними факторами, так и возникать внутри команды или бизнес-процесса. Поскольку они возникают внезапно, приходится перестраивать свои планы и отодвигать что-то на потом, чтобы решать эти проблемы здесь и сейчас, независимо от их сложности и объема. Именно это — самый частый фактор стресса.

  1. Ситуация бессилия. Руководители и собственники бизнеса привыкли принимать решения и держать всё под контролем. Но у каждого человека случаются ситуации, в которых он бессилен что-то изменить. И это очень сложное состояние.

  1. Увольнение сотрудников. Сложная часть работы руководителя, причём неприятно в равной степени и когда уходит ценный и лояльный сотрудник, и когда уходит сотрудник неподходящий.

  1. Стресс из-за того, что ты кого-то подвёл: клиента, команду, партнёров. 

  1. Потеря своего ресурса или отъём чужого. Например, когда ограничили бюджет твоего отдела. Или сотрудник из другого бизнес-юнита перешёл в твою команду.

  1. Неудача. Бывает, что ты думал, что справишься с какой-то задачей/проблемой, но не получилось. И ты как будто теряешь лицо и способность справляться.

Как руководитель команды маркетинга я также испытываю стресс, когда долгое время не удаётся достичь поставленной цели. При этом неудачи в маркетинге — это нормальная история. Ведь маркетологи ежедневно проверяют разные гипотезы и запускают множество экспериментов. Даже в самом лучшем случае лишь 10% из них закончатся успехом. 

При этом напряжение не уменьшается, даже когда достижению цели мешают объективные причины. Если с этим не работать, это будет влиять на уверенность в своих силах.

Как ты борешься со стрессом во время рабочего процесса?

Я делю все стрессовые ситуации на два разных типа: горящие и назревающие. И для каждого из них есть свой подход. 

Первый подойдёт для критических ситуаций. То есть, когда проблема парализует работу команды или напрямую мешает выполнению наших KPI. Например, когда мы понимаем, что сайт перестал передавать заявки в CRM-систему.

В такие моменты я собираюсь и откладываю стресс на потом. Важно локализовать проблему и найти решение. А дальше реализовать его или делегировать это профильному специалисту. Наша команда в Кнопке сложилась давно, поэтому часть неопределенных задач я могу делегировать коллегам даже без готового решения. Горжусь ими! 

Такого подхода хватает, чтобы собраться на несколько часов. Потом со стрессом всё равно придётся что-то делать. 

Второй подход подойдет для ситуаций, если до пожара еще не дошло, но проблема довольно серьезная и важная. Тогда помогает то, что я называю «уйти в вакуум». Я выхожу из суеты и рутины, чтобы понять, что происходит. 

Для этого важно изменить свое состояние. Во-первых, убрать суету, тревогу и беспокойство, замедлиться и освободить оперативную память.

Во-вторых, постараться увидеть ситуацию с разных сторон, вытащить в осознание максимальный контекст и дополнительно задать себе вопрос «чего я здесь не вижу?». Реконструировать ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции всех участников, текущего знания и прошлого, с позиции цели, ресурсов и так далее. А после этого собрать картину ситуации и целей заново.

В этом подходе я сразу работаю со стрессом. Очень помогают практики правильного дыхания. Можно сделать несколько циклов дыхания с коротким вдохом и очень длинным выдохом — это успокаивает все тело. 

Также помогает разговор с кем-то. Обсуждая проблему с коллегой, я должна очень четко сформулировать что меня беспокоит. Это убирает неопределенность, добавляет ощущения контроля, что помогает взглянуть на ситуацию свежим взглядом.

Ещё один метод: представить самое страшное, что может произойти из-за проблемы, и построить план действий на этот случай. Это очень эффективное упражнение. Во-первых, меня успокаивает составление плана действий. Во-вторых, чаще всего выясняется, что самое страшное — не такое уж и страшное.

Что ты можешь посоветовать другим руководителям, чтобы снизить уровень стресса?

Посоветую моё любимое упражнение. Когда случается любая стрессовая ситуация, нужно разложить ее на две колонки: то, на что я могу повлиять, и то, на что не могу. 

То, что оказалось в колонке «не могу повлиять», нужно просто принять и как можно быстрее перестать переживать из-за этого. Это сэкономит вам нервы и силы, которые можно направить в конструктивное русло.

По каждому пункту из колонки «я могу повлиять» нужно построить план действий и начать ему следовать, даже если понятны только первые шаги. Как только у вас начнет что-то получаться, мотивация вырастет, а стрессовая составляющая отключится. 

Ещё я рекомендую качественно отключаться от работы. Как минимум, не читать корпоративные чаты и почту в выходные и во время отпуска. А ещё лучше — заниматься чем-то активным, что требует вашего внимания здесь и сейчас: йога, теннис, командные активные игры, спортзал и тому подобное. Это важно для ментального отдыха. 

Кстати, а как ты борешься со стрессом вне работы?

Мне очень помогают практики расслабления тела: массаж, различные СПА-процедуры, ретриты, чаши, гонги. Кто-то, наоборот, занимается активным и адреналиновым спортом.

Иногда сложно отпустить ситуацию, и она крутится в голове, как бы ты ни пытался забыть, отвлечься и «перестать думать». Часто это связано с тем, что настоящая причина стресса не осознана. Тогда я стараюсь отследить то, что вводит меня в состояние стресса. Есть такая практика: написать рефлексирующее эссе самому себе. Это равносильно «выговориться другу», только с собой можно достичь максимального уровня откровенности и не выбирать выражения.

Ещё очень помогает смена обстановки и путешествия, причем абсолютно неважно какого формата. Я люблю отправиться в спонтанную поездку, например, в соседний город. Когда нет никакого плана и ты должен на месте определиться, что ты будешь есть и где ты будешь спать, как отсюда выехать, и как я вообще сюда заехала?

Вдохновляют и более спланированные и дальние поездки. Всегда интересно посмотреть как и чем живут другие люди. В этом году я решила попробовать что-то новенькое и впервые поехала на IT-регату. Хотелось совместить путешествия, активный спорт и знакомства с умными людьми. И этот концентрированный микс мне очень понравился. 

Ты воспринимала IT-регату больше как бизнес-мероприятие или как полноценный отдых?

Я готовилась к этому больше как к отдыху. Конечно, я знала, что буду знакомиться людьми, влияющими на IT-сферу. Но не ставила целью продвигать свою компанию или во что бы то ни стало найти бизнес-партнёров. Хотелось просто знакомиться и обмениваться опытом, наслаждаясь яхтингом.

В чём ты видишь ценность таких мероприятий?

Здесь можно увидеть, чем живет ИТ-рынок, о чем на самом деле думают менеджеры смежных и конкурирующих компаний. Это очень вдохновляет, появляется куча новых идей. Как бонус — можно понять, где ты сам находишься относительно рынка, на каком уровне компетенций. Потому что когда варишься только внутри компании, картинка искажается.

Второе, конечно, знакомства. Причём не только с потенциальными клиентами. Можно найти неожиданные партнёрства, понять как думают и куда стремятся конкуренты, спросить совета и перенять полезный опыт.

На любых мероприятиях есть общий контекст, который помогает проще выйти на контакт. На IT-регате это две потрясающе объединяющие активности: яхтинг и бизнес-программа. Под парусом вы сближаетесь, начинаете доверять друг другу. А на бизнес-программе хочется общаться и делиться опытом, ведь вы уже проверили друг друга делом. 

А ещё почти каждый вечер проходят тематические столы. С первого дня организаторы призывали знакомиться и общаться. Благодаря этому было легко сесть за стол, сказать «привет, я Катя» и начать разговор с собеседником. Мне кажется, если нет цели что-то продать, понравиться или навязаться, то завязать разговор очень легко.

У меня есть знакомые, которые обвешивают нетворкинг метриками и личными KPI. Например, «вот я схожу на 30 мероприятий, на каждом познакомлюсь с пятью полезными людьми и что-то из этого точно выстрелит».

Это хороший подход, чтобы наработать практику делового общения. Но ты никогда не знаешь, с кем познакомишься и во что это выльется. У меня есть много примеров, когда не самый полезный, на первый взгляд, контакт в итоге оборачивался неожиданной и полезной коллаборацией. 

Я считаю, что именно о таком и нужно думать, когда планируешь нетворкинг. Нужно быть открытым к любому предложению, готовым ввязаться в любой эксперимент. Главное, чтобы это было в согласии с твоими ценностями и принципами компании. Именно так и возникают по-настоящему крутые проекты.

Тебе удалось отдохнуть на регате?

Даааа, я в восторге от регаты и людей. Отдохнула на все сто! Это такой спорт, когда у тебя все мысли из головы уходят, иначе не получится. И это переключение от рутины в абсолютно новую обстановку очень заряжает само по себе.

А почему не получится, если не освободить голову?

Ну, наверное, у кого-то может такое получиться. Но я была впервые, было очень много новых терминов и инструкций. Мне было не только интересно, но и важно узнать, как всё это работает. Потому что ты можешь помогать команде, только если понимаешь, как это работает. В ином случае будешь только мешать. Ну, или делать селфи и фото команды. 

Что тебе показалось на регате самым ярким и необычным?

Самое яркое впечатление в гонке — это момент, когда поднялся невероятный ветер и нас накренило на 90 градусов, потащило в бок, подняло и потом снова накренило. Те, кто видел это со стороны, испугались и были в шоке. Это и правда выглядело страшно. 

Но на нашей лодке никто не испытал страха. Скорее, удивление и какой-то нездоровый энтузиазм от возможности решить сложную задачу. Нам, новичкам, не сразу было понятно, что делать. Но мы абсолютно доверяли капитану и ждали его команд. Когда капитан сориентировался, мы довольно быстро вышли из крена, выровнялись и ещё долго ловили себя на ощущении, что хотим повторить этот дрифт.

На лодке важна слаженность команды и важно слушать капитана. Обычно требуется какое-то время, чтобы все поняли, кто на что способен и кто как что делает, чтобы подстроиться друг под друга. В итоге такая синергия творит чудеса. Ведь люди, ни разу не занимавшиеся яхтингом, вдруг понимают как это работает и начинают приносить пользу команде. Лично меня вообще вдохновляет и заряжает любая работа в команде.

Ещё одно интересное наблюдение: стиль разных капитанов очень отличается и похож на стили управления в бизнесе. Кто-то может похулиганить, привлекая внимание. Кому-то важно, чтобы команде было комфортно и весело, поэтому атмосфера расслабленная. А кто-то, наоборот, жаждет победы, командует без перерыва и не жалеет матросов.

Как ты считаешь, кому стоит побывать на IT-регате?

Я бы рекомендовала попробовать яхтинг всем. Он никого не оставляет равнодушным.

Если говорить про IT-регату, я бы рекомендовала её специалистам из сферы IT — не только собственникам и инвесторам, но и всем, кто запускает и создаёт продукт, продает и продвигает его.

Этот опыт помогает увидеть интересы собственника, посмотреть на бизнес и рынок с более высокой точки. В общем, расширить себя и свои представления об отрасли, чтобы приносить больше пользы компании и миру.

Если честно, я немного опасалась туда ехать, ведь я не собственник бизнеса. Мне казалось, что там соберутся супер-прокачанные, мега-собранные и невероятные предприниматели, которым со мной будет неинтересно. И что мне нечего им будет дать или рассказать.

Безусловно, участники оказались личностями большого масштаба, но одновременно с этим и очень открытыми, умными и простыми в общении людьми. Да, они решают задачи на совершенно другом уровне, но это такие же люди. Просто они смелее и умеют нести и выдерживать эту ответственность. В итоге им оказался полезен мой опыт в маркетинге и коучинге, так что я зря переживала.

А кому не стоит ехать на регату?

Тем, кто не видит ценности в маркетинге, продажах, коллаборациях и новых знакомствах. Потому что там этого много. Ярым интровертам будет там тяжеловато.

Ну и тем, кто не любит активный спорт.

____________________________________

Календарь IT-Регаты

23–30 сентября 2023, Хорватия
1–8 июня 2024, Турция
28 октября – 3 ноября 2024, Кипр

Комментарии (2)


  1. Apoheliy
    07.09.2023 09:33
    +2

    Очень рекламный текст.


    1. Efimov_pr
      07.09.2023 09:33
      +2

      В конце статьи только каталога яхт и не хватает))