Разбираемся, что общего у компьютерных игр, «Дома-2», граффити, Билли Айлиш и Коко Шанель, а также глубоко копаем тему личного бренда и пет-проектов. Гость выпуска — Миша Синяков, frontend-разработчик «Ростелеком-ИТ».


«Из бэклога» — это видеоподкаст, который делает Alfa Digital. Со второго сезона к ним присоединились мы, Роботы. Вместе мы обсуждаем темы, которые всех волнуют и тревожат, но почему-то всегда откладываются на потом. Ведущие — арт-директор red_mad_robot Поля Луз и СРО Growth Hacking Alfa Digital Кирилл Викентьев.

Полный выпуск можно посмотреть в видео, а ниже мы собрали главные мысли из этой беседы.

Таймкоды:

  • 00:01 — Всем привет!

  • 00:51 — Что мы сегодня будем делать руками

  • 01:26 — В чём выражается личный бренд в жизни

  • 02:37 — Как выстроить свой личный бренд, работая в большой компании

  • 05:11 — Миша рассказывает о своём тернистом карьерном пути

  • 11:44 — Поля говорит о своём личном бренде и рассказывает про «Фрилансики»

  • 16:00 — Взаимосвязь между пет-проектами и личным брендом

  • 19:00 — Зачем ребята создали свои пет-проекты

  • 22:25 — История рождения «Из бэклога»

  • 23:21 — Характерные черты пет-проектов

  • 25:04 — Пет-проекты, превратившиеся в основную деятельность: примеры из реальной жизни

  • 30:05 — Хобби vs пет-проекты

  • 46:40 — Может ли самовыражение быть артефактом пет-проекта

  • 54:50 — До какого момента бренд остается личным

  • 58:45 — Обзор DIY-результатов этой встречи

  • 1:01:42 — Подведение итогов

Личный бренд: создавать пет-проекты и проявляться в мир

Выпуск мы посвятили в первую очередь личному бренду, поэтому сразу решили узнать у гостя, в чём он выражается в его понимании.

Мне кажется, что личный бренд есть у всех. Просто у кого-то он яркий и заметный для многих. Когда у меня в компании говорят, что нужно что-то сделать, и первым, к кому стоит пойти за консультацией, всплывает твоё имя, это говорит о том, что с точки зрения работы ты эксперт, идут к тебе. Потому что все думают: «Наверное, он что-то в этом понимает, что-то знает».

Миша Синяков, frontend-разработчик «Ростелеком-ИТ»

По мнению Миши, понятие личного бренда выражается в том, чтобы демонстрировать миру результаты своей деятельности. При этом не только успешные кейсы, но и факапы, которые показывают, что все ошибаются, и это не страшно. Такая самопрезентация положительно влияет на узнаваемость и востребованность на рынке.

Миша сделал первые шаги в развитии своего личного бренда, когда в начале карьеры решил поучаствовать в конференции, посвященной frontend-разработке. Это было прорывное событие для Ульяновска, где Миша тогда жил.

Сначала я думал: «Блин, я же только начинающий разработчик. Что я могу рассказать? Наверняка, все всё знают». Но пришел на эту конференцию и начал рассказывать про какую-то технологию. И я вижу, что люди с недоумением смотрят: «А что, так можно было?» Я человек, который в профессии год, рассказываю матёрым ребятам, которые уже давно работают, какие-то новые вещи, и они меня с интересом слушают!

Миша Синяков, frontend-разработчик «Ростелеком-ИТ»

После первого успешного опыта Миша решил участвовать в организации этой конференции, его позвали в оргкомитет. С тех пор конференция проходит ежегодно.

Мне так понравилось, что я что-то рассказываю и людям это полезно. Конференция с каждым годом становилась всё больше. В какой-то момент меня пригласили на работу только потому, что видели на сцене. Как-то раз мне написали из другого города, из Саранска, и говорят: «У нас хакатон, приезжай к нам ментором». Я спрашиваю: «Блин, откуда вы про меня узнали?». Отвечают: «Мы видели тебя на YouTube». И я думаю: «Ничего себе!»

Миша Синяков, frontend-разработчик «Ростелеком-ИТ»

Полтора года назад конференция переросла frontend-направление, и теперь в ней могут участвовать любые технические специалисты.

Летом мы проводили двухдневную конференцию на берегу Волги, на турбазе. В первый день к нам приезжал Антоха MC. Мы там круто угорели. В девять утра начинались доклады, и люди вылезали из палаток, шли на доклады.

Миша Синяков, frontend-разработчик «Ростелеком-ИТ»

Эту конференцию Миша считает своим пет-проектом, потому что работать над ней для него — одно удовольствие.

Поля Луз, напротив, своим личным брендом никогда специально не занималась, но её всё равно приглашают выступать в роли спикера.

Кто-то знает, что я работаю в Роботах, кто-то знает, что я рисую всё розовым, кто-то знает, что иногда я делаю картины. Но я вместе с этим всё равно познакомилась с большим комьюнити дизайна. Мне всегда интересно, чем занимаются другие, как они свои личные бренды развивают. И так всё закрутилось, что я там тоже появляюсь на конференциях, не в виде спикера, но гостя. Меня зовут и говорят, что будут рады, если я у них появлюсь.

Поля Луз, арт-директор red_mad_robot

Но пет-проект у неё тоже есть. Это телеграм-канал с вакансиями «Фрилансики», который, по словам Поли, ещё больше расширил её профессиональное комьюнити, а кому-то помог найти работу мечты.

Спустя какое-то время мне стали писать люди: «Я очень долго искал работу. Благодаря тебе и твоему каналу я устроился в „жёлтую“ компанию, куда мечтал попасть, или в „красную“ компанию, куда мечтал попасть. И меня ещё не уволили». На этом моменте у меня пошла слеза, потому что это было трогательное и очень искренние сообщения. И тут я поняла свой результат. Другие стали находить что-то для себя, что им нравится и что им полезно. Я от этого кайфую.

Поля Луз, арт-директор red_mad_robot

Пет-проект: делать в кайф и укреплять личный бренд

Делаем вывод, что иногда личный бренд и пет-проект идут в плотной связке, вырастая из основной деятельности. А бывает, что пет-проект вообще с ней не связан и выступает дополнением к ней. И иногда даже приносит стабильный доход.

Когда только React начал появляться, лет семь назад, я захотел его выучить, но никаких курсов не было. И я решил сделать приложение, загрузил его в стор движка для интернет-магазинов. Маленькое приложение стабильно продолжает приносить деньги, люди пользуются.

Миша Синяков, frontend-разработчик «Ростелеком-ИТ»

Для Поли создание телеграм-канала с вакансиями было в первую очередь решением её собственной проблемы, без планов получать с этого какие-то деньги. По её словам, ей часто приходилось отказывать знакомым, которые предлагали делать проекты на фрилансе. Но хотелось помочь и им, и кому-то, кто мог бы взяться за это вместо неё.

Я знала, что у меня есть круг людей, кому что-то нужно, и круг дизайнеров, которые могут помочь им это сделать быстрее, чем я. А я посплю, например. Я так себе отдых находила. Я делала отложенное сообщение, шла заниматься своими делами, кататься на велике. Кто-то фрилансил и получал за это деньги. Это обоюдная выгода.

Поля Луз, арт-директор red_mad_robot

У Кирилла никаких пет-проектов нет, поэтому в их качестве он воспринимает некоторые внутренние задачи — те, которые не входят в рамки его основных обязанностей. Но Поля считает, что это скорее относится к саппорту, чем к пет-проектам.

Может быть такое, что ты баскетболом занимаешься — это хобби. Или делаешь конференции — это хобби. Но как продукт у тебя есть конференция, и это твой пет-проект. А баскетбол не может быть пет-проектом, потому что там проекта никакого нет.

Миша Синяков, frontend-разработчик «Ростелеком-ИТ»

Поэтому гости сходятся во мнении, что пет-проект — это в конечном итоге всегда какой-то продукт вне основной деятельности. При этом бывают случаи, когда такие проекты со временем превращаются в основную работу. Главное условие — приносить больше денег и удовольствия, чем основная работа.

У меня есть пара таких знакомых. Например, Анатолий Карпов. У него свой бренд, курсы по Data Science, по A/B. Кажется, это пример, когда у человека был пет-проект, а потом он стал его работой.

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

Но пет-проект может оставаться и пет-проектом, без превращения в основную деятельность. Это не значит, что проект плохой или неправильно развивается.

Пет-проект — это то, что ты делаешь в соответствии со своими принципами, целями, просто для себя. И он может существовать. Ты просто будешь к нему периодически приходить, потом заниматься другими срочными делами, а затем снова к нему возвращаться, чтобы душу отвести, успокоиться, что-то другое поделать.

Поля Луз, арт-директор red_mad_robot

У собеседников возникает закономерный (и философский) вопрос — есть ли разница между пет-проектом и хобби? Миша считает, что хобби — это процесс, а пет-проект — результат этого процесса, и приводит в пример своего друга.

Он работает на заводе, самолеты проектирует. И у него есть хобби, резка по дереву, это приносит ему какие-то деньги. Например, он сделал на заказ для байкеров здоровый череп из ДСП, на который можно шлем вешать. Или вот мы на работе повесили картину большую, два метра в длину. И нужна была рамка для неё. И у меня первое в голове: «Это нужно Коле позвонить». Я позвонил, он говорит: «Вообще не вопрос, сейчас всё сделаем». И всё сделал отлично.

Миша Синяков, frontend-разработчик «Ростелеком-ИТ»

По мнению Кирилла, хобби — это занятие только для себя, без цели заработать даже когда-нибудь потом, в перспективе.

Домой пришел, в каморке заперся, по тому же дереву выжигаешь… Я вот как Lego собираю — сижу себе тихонечко в уголочке и собираю. И я покупаю набор не для того, чтобы их потом продать втридорога. Просто как успокоение.

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital

Кирилл делится, что идея пет-проектов ему не близка, потому что это деятельность, которая часто отнимает много сил. Но, возвращаясь к теме выпуска, считает, что пет-проект может помогать в развитии личного бренда. А Поля добавляет, что для развития личного бренда нужно приложить очень много усилий — вести соцсети, регулярно показывать результаты своей работы и активно выступать.

Ты можешь всю свою деятельность направить на развитие личного бренда, это и будет твоим пет-проектом. Я и есть свой собственный пет-проект.

Кирилл Викентьев, СРО Growth Hacking Alfa Digital


Напоминаем, что выпуск целиком можно посмотреть по ссылке. И подписывайтесь на канал!

А вы что думаете о личном бренде и пет-проектах? Расскажите о своём опыте в комментариях!

Комментарии (0)