Наша компания изначально создана как удаленная. С самого первого сотрудника в штате и по сей день компания не имеет офиса. За 11 лет работы мы уже выработали некоторые правила найма и адаптации новых членов команды. Для нас это конечно же важнейшая задача: ведь не все топ-специалисты готовы работать из дома.
Не бросать в беде "новобранцев"
При сравнении методов, использующихся при онлайн и оффлайн адаптации сотрудников
важно учитывать, что вне зависимости от формата, в котором она проводится, сами цели
адаптации остаются неизменными, поэтому и инструменты для онбординга удаленных
сотрудников будут теми же, но с определенной спецификой.
Цель адаптации - помочь пришедшему сотруднику привыкнуть ко всему новому, что его
окружает (корп.культура, люди, задачи), снизить его уровень стресса в первое время,
скорее разобраться в процессах и приступить к качественному выполнению рабочих
задач, снизив таким образом издержки компании, затраченные на процесс его ввода.
В работе с удаленными сотрудниками цель та же, но здесь мы делаем больший упор на
интерактив и более детальное обучение. Уровень стресса у сотрудников при
приходе будет выше, т.к. они не видят своих коллег/руководителей и не могут
познакомиться с ними вживую неформально, не могут понаблюдать за их общением и
работой в офисе и сделать выводы о корп. культуре и рабочем процессе. Поэтому здесь
нам важно делать инструменты, которые мы используем в обычной адаптации более
наглядными и вовлекающими новичков в общение и дополнительное взаимодействие с
командой.
Например, подготовительная инструкция, которую мы отправляем новичкам в первый
день, это не просто план действий с указанием «зарегистрируйся здесь», а интерактивная
дорожная карта, куда включены и презентации с рассказом о компании, и записанные
видео-лайфхаки от сотрудников для удаленной работы, и список команды с рассказами о
себе и информацией по каким вопросам можно писать, чтобы сотрудник сразу мог вовлечься в общение. При этом такой план составлен в виде маршрута, чтобы не
запутаться в информации, а изучать все постепенно.
Как познакомить с командой
Та же специфика используется нами и при знакомстве нового сотрудника с командой,
каждого новичка представляем отдельной новостью в основном разделе нашего
корпоративного мессенджера, обязательно просим его отправить небольшой рассказ о
себе- и сразу же в комментариях находятся коллеги со схожими интересами либо из тех
же городов и таким образом в дальнейшем завязывается общение, которого не хватает
сотрудникам на удаленке, ведь они не могут встретиться утром в офисе за кофе или в
столовой, чтобы поговорить.
Вторая особенность в адаптации, на которую делаем упор – максимально подробная
информация. В офисе у сотрудника есть возможность подозвать коллегу и что-то
спросить либо сесть с ним вместе и разобраться во всем процессе. Мы же при обучении не
можем быть рядом, поэтому все наши процессы мы описываем в максимально понятные и
подробные чек-листы, а для наглядности записываем видео-инструкции. Даже для таких
простых вещей, как мотивация в компании или как предложить свою идею компании, мы
создаем наглядные презентации, ведь между работой спросить у соседа об этом
возможности нет, а отдельно писать с этим вопросом, могут и постесняться.
Самое важное
Эффект присутствия необходим новичкам, поэтому в процессе адаптации
часто используются видеосозвоны с наставником или руководителем не только по теме
обучения, но и на предмет обратной связи от новичка и его ощущениях.