Беспилотные автомобили остаются спорной темой с точки зрения безопасности, но продолжают активно развиваться и внедряться в повседневную жизнь, в том числе и в России. Беспилотные машины уже ездят по улицам городов, пусть и со «страхующим» водителем. Гораздо раньше разработки стали применяться для грузоперевозок и работ в сложных условиях. Сейчас в России не одна компания занимается освоением беспилотных технологий и представляет свои концепты.
История развития
Внедрение на дорогу беспилотных автомобилей в России началось примерно в 2018 году — тогда в Москве уже появились первые беспилотники. Тогда же начало модифицироваться законодательство — ГАЗ, КАМАЗ, Сбер и Яндекс разработали план по выводу беспилотных автомобилей на дороги. Было даже написано постановление, разрешающее эксперимент по внедрению таких авто.
До сих пор обязательно условие, чтобы за рулем транспортного средства продолжал находиться водитель для подстраховки в случае чрезвычайной ситуации. При этом в 2021 году Россия вместе с рядом других стран пыталась внести изменения в конвенцию о дорожном движении для отмены излишних ограничений.
Однако наибольшее развитие технология получила не в городской среде, а среди грузовых машин и внедорожников. Особенно высокий спрос на беспилотный транспорт наблюдается в горнодобывающей промышленности. Отчасти это вызвано дефицитом кадров — водитель самосвала зачастую должен работать в неблагоприятных условиях, даже в местах с повышенной радиоактивностью. Американская компания Caterpillar ещё в конце прошлого века разрабатывала электронный беспилотный карьерный самосвал — настолько высока была потребность в этом типе техники.
Ещё одно направление использования беспилотной техники — агропромышленность. Компания Cognitive Pilot (одно из совместных предприятий Сбера) разработала систему автономного управления для комбайнов по уборке зерновых культур. Их испытания привели к хорошим результатом — снижению числа аварий, прямых потерь урожая, расхода топлива. Уже в 2020 году такие комбайны собрали более 700 тысяч тонн урожая в ходе проведения испытаний в 35 регионах, сэкономив при этом порядка 500 млн рублей.
Поскольку беспилотный транспорт позволяет не привлекать людей к труду в неблагоприятных условиях, они применяются и при освоении Арктики. Грузовики «Газпром нефти» стали использоваться уже в 2023 году. Также готовится к запуску беспилотный коридор для грузовиков на трассе «Москва — Санкт-Петербург».
Какие используются технологии
У беспилотных автомобилей различают шесть уровней автономности. Пока что максимальный уровень в мире, которого смогли достичь машины для пассажирских перевозок — четвертый. Такой автомобиль может при идеальных условиях полностью самостоятельно проехать путь. Для перевозки грузов уже разработан транспорт более высокого пятого уровня.
Для повышения степени автономности нужно много времени. Автомобиль должен проехать несколько сотен тысяч километров, записать и обработать соответствующее количество информации. Потом она используется для обучения все новых транспортных средств. При этом поскольку существовали прецеденты взлома автопилотов и их базы данных при передаче через интернет, некоторые компании (например, Яндекс) используют для накопления жесткие диски или SSD.
Окружающую обстановку машина оценивает при помощи различных камер по всем сторонам. Обычно на крышу устанавливается лидар — сенсор для определения расстояния. Прикреплены радары и в нижней части — они используются для определения положения в пространстве самого автомобиля.
Устройство беспилотных автомобилей Яндекса. Источник: https://sdg.yandex.com/
Яндекс использует для навигации собственные усовершенствованные карты. На них записана информация в том числе о разделении полос на конкретном участке дороги — если разметка сотрется, то машина узнает о действующем режиме движения по карте. На картах в режиме реального времени обновляется информация о проводящихся ремонтах дороги и других возможных препятствиях.
Разработчики и модели
Некоторые фирмы уже запустили свои разработки на дороги, в то время как другие только представили концепты. Ограничения законодательства не позволяют полноценно тестировать модели, совсем не подразумевающие участие человека в управлении. Однако такие тоже существуют и постепенно совершенствуются.
КАМАЗ
В сотрудничестве с разработчиками компьютерного зрения Cognitive Pilot в 2019 году был разработан «Одиссей» — он был предназначен для движения по замкнутому маршруту внутри завода. Позже был разработан уже беспилотный самосвал «Юпитер-30» в сотрудничестве с МГТУ им. Н. Э. Баумана. Такой беспилотник способен перевозить груз в 30 тонн со скоростью 56 км в час.
В 2018 году был представлен разработанный совместно с «НАМИ» КАМАЗ-1221 ШАТЛ — небольшой автобус-автопилот для перевозки пассажиров. Он, как и «Юпитер», совсем не предусматривает в своей конструкции водителя и способен двигаться по определенному маршруту. Компания планирует полноценно запустить грузовики по трассе между Москвой и Санкт-Петербургом в июне 2023 года.
Беспилотный самосвал и беспилотный пассажирский автобус, представленные КАМАЗом. Источник: https://kamaz.ru
Volgabus MatrЁshka
Компания разработала собственный модульный беспилотник для перевозки пассажиров и грузов. Модульность позволяет быстро проводить ремонт и обслуживание. Электромобиль заряжается за четыре часа, запаса батареи хватает на 130 км. Конструкция совсем не подразумевает наличия водителя, все механизмы управляются централизованно единым механизмом. Маршрут движения пассажиры могут выбирать самостоятельно. Это мобильные разработки, не предназначенные для крупных перевозок. Их максимальная скорость ограничена 30 км/ч, а грузоподъемность — 1300 кг.
Беспилотная разработка Volgabus MatrЁshka. Источник: https://www.volgabus.ru/matreshka/
BaseTracK
Эта компания изначально позиционировала себя как разработчика технологий для беспилотных автомобилей. Их технологии использовались при создании ГАЗель Next Eva — прототипа беспилотного маршрутного такси. Это не полноценный беспилотник, а скорее система помощи водителю. Она позволяет получить некоторые из преимуществ использования беспилотных технологий — в частности, сократить расход топлива. Фактически, водитель отвечает именно за руль, а прочие системы частично или полностью управляются компьютером. Производители отказались от лидаров и других механизмов компьютерного зрения, оставив лишь высокоточные системы навигации.
SberAutoTech
Сбер участвовал и в других предприятиях, связанных с беспилотными автомобилями, но не упустил возможности разработать собственную модель. Их технология используется как в легковых автомобилях, предусматривающих наличие водителя, так и в полностью автономных устройствах. Разработка ФЛИП похожа на модульный беспилотник от MatrЁshka — способна перевозить шесть пассажиров полностью без водителя. SberAutoTech решили использовать съемные батареи, чтобы не терять времени на зарядку транспорта. Система может ежедневно обрабатывать до 2 ТБ данных для своего обучения.
Яндекс
Проект Self-Driving Cars от Яндекса нацелен в основном на легковые автомобили. Компания активно проводила испытания в России, Израиле, а также США. После событий февраля 2022 года тестирование беспилотных автомобилей за рубежом стало затруднительным, но компании ранее удавалось договориться о выделении под эксперименты некоторых районов Москвы.
Их разработки уже запущены на улицах и на первый взгляд могут не отличаться от других машин Яндекса, в первую очередь за счет человека на водительском сидении. Однако он нужен только для подстраховки, а по факту машина движется за счет внутренних систем. Впрочем, Яндекс нередко критикуют за то, что корпорация не разглашает частоту вмешательств человека в управление автомобилем в ходе испытаний.
Итоги и перспективы
В целом российские разработчики показали, что вполне справляются с освоением технологии компьютерного зрения и беспилотных автомобилей в целом. Большая часть препятствий для развития сферы сводится к экономическим и политическим причинам. Из-за событий на Украине нарушились поставки важных составляющих, которые использовали российские производители, ухудшились условия тестирования, снизился бюджет компаний, а главное — покупательная способность населения.
В числе основных причин, по которым беспилотные автомобили могут не найти распространения в России указывался в том числе высокий спрос среди россиян на именно бюджетные модели транспорта. Беспилотные же средства будут явно дороже и спроса на них может попросту не быть, особенно в текущих условиях. Исключение есть — это горняки и золотодобытчики, которые потенциально могут купить беспилотные самосвалы.
Свою лепту вносят и слишком медленные изменения в законодательной базе. Недостаток правового регулирования беспилотников был официальной причиной прекращения сотрудничества Сбера и Cognitive Technologies. Существуют риски и со стороны культуры вождения — высказывались опасения, что водители могут намеренно провоцировать и «проверять» беспилотники на дорогах.
О сервисе Онлайн Патент
Онлайн Патент – цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам:
Онлайн-регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;
Подача заявки на внесение в реестр отечественного ПО;
Опции ускоренного оформления услуг;
Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;
Мониторинги новых заявок по критериям;
Онлайн-поддержку специалистов.
Больше статей, аналитики от экспертов и полезной информации о интеллектуальной собственности в России и мире ищите в нашем Телеграм-канале.
Получите скидку в 2000 рублей на первый заказ. Подробнее в закрепленном посте.
Комментарии (10)
saege5b
15.05.2023 16:45+1Вспоминая, что в ПДД навалом вилок и мутных правил, то в первую очередь необходимо разгребать в этом направлении.
Mur466
15.05.2023 16:45-1А то, что беспилотники неизбежно будут людей калечить, и при этом непонятно кто будет ответственность нести и компенсации платить, это не в числе основных причин?
В ПДД чётко написано, что автомобиль — является источником повышенной опасности. В связи с чем, вред, причиненный жизни или здоровью граждан при вождении автомобиля , возмещается его водителем независимо от его вины.
Этот постулат - фундамент ПДД, и он абсолютно исключает беспилотники на дорогах общего пользования.
TimID
Что за бессмысленный и бесполезный текст вы написали? Ничего практически не рассмотрели, просто надергали немного фактов. Не охватили даже малой части того, что делалось и делается в России по данному вопросу
Sergey_Kovalenko
Я очень заинтересован в проектах маленьких беспилотных автобусах, поскольку имею некоторое обоснование того, что для них есть большой рынок.
https://habr.com/ru/articles/713792/
https://habr.com/ru/articles/727118/
https://habr.com/ru/articles/734022/
Насчет только малой части можно по подробнее?
sokolovps Автор
Думаю, сможем написать продолжение с подробным разбором патентных портфелей. Благо, они почти все публичные:)
Sergey_Kovalenko
Этим Вы окажете мне большую услугу.
sokolovps Автор
Думаю, не только Вам. Тема интереснейшая:)
TimID
Если говорить об автобусах, то:
Во первых, вы забыли проект "ШАТЛ" от Камаза + НАМИ.
Во вторых, проект Мосполитеха. Тоже "Шаттл", но внутреннее название "Беспилотник для парковых зон"
В третьих - проекты "Аврора роботикс" (да, они уже давно не на виду, но всё же).
В четвертых - разработки Иннополиса.
В пятых - проект НГТУ совместно с ГАЗом (беспилотная маршрутка)
Есть и проекты на базе "гольфкаров". И грузовики. И грузовые платформы. И автомобили, конечно.
Тот же "Старлайн" со своей Шкодой - без пяти минут победитель технологического конкурса "Зимний город".
В общем - очень много всего.
Если пойти шире, то "беспилотность" в России насыщена переходами и совместными проектами в значительной степени. Было (и есть) очень интересно всё.
А у вас получился какой-то "огрызок"
Sergey_Kovalenko
Наверное, про "огрызок" - это все таки не ко мне притензия,
А вот за перечень стартапов - большое спасибо :)
TimID
И по поводу статей: Есть такое направление - моделирование транспортных потоков. Например, в МАДИ (технический университет) занимаются этим.
Не нужно придумывать свою теорию, возьмите имеющиеся.