Привет, Хабр! Можно ли увидеть «тёплую ламповость» искажения сигнала на экране осциллографа или измерить иным прибором?
Сегодня мы соберём усилитель на двух лампах 6К4П, посмотрим, что он делает с формой сигнала, и послушаем его звучание в качестве гитарного предусилителя.
С 1957 года советская промышленность выпускала селеновый выпрямитель BСA-10A с инновационным по тем временам дизайном.
Под съёмными крышками с двух сторон корпуса прибора находились катушки для сетевого шнура и выходных проводов с крокодилами для зарядки аккумуляторов. Для всего были предусмотрены фиксаторы: для сетевой вилки, предохранителя, крокодилов. Недоставало, на мой взгляд, только концевого выключателя, который отключал бы предохранитель и колодку переключения первичных обмоток от сетевого шнура, когда крышка не установлена и не закреплена.
После того как провода сняты с катушек, перед включением прибора крышки следовало установить на место и закрепить эргономичными гайками. Под провода в крышках были прорези.
Сегодня такое оформление покажется нам грубым и архаичным, а тогда цилиндрический корпус, покрытый не простой, а молотковой эмалью, был очень даже стильным. Лично мне кажется, что устройство разрабатывалось с любовью. Далеко не в каждом изделии минувшей эпохи наблюдалась такая любовь к мелочам.
Что интересно, для зарубежных блоков питания и зарядных устройств до появления стиля стимпанк форма цилиндра, ассоциирующаяся с реакторами, генераторами и паровыми котлами, не была характерна.
Исключение составляют американские зарядные устройства 1920-х годов, но тут дизайн обусловлен не эстетическими соображениями, а техническим принципом работы: такой выпрямитель, напоминающий паровоз, не имел ламп-кенотронов или селеновых столбов.
Выпрямитель был вибрационным. Его конструкция очень напоминала катушку Румкорфа. Подвижный постоянный магнит на пружине колебался с частотой 60 герц в такт переменному току американской электросети, и механически связанные с ним контакты переключали полярность входа. А на выход поступало выпрямленное пульсирующее напряжение. То есть 60 раз в секунду прибор определял, где в розетке плюс, а где минус.
▍ Недостающее звено
А в 1995 году британская компания Musical Fidelity выпустила предусилитель линейного уровня X-10D. Его корпус — горизонтальный бочонок на двух рельсах, который пользователи окрестили «поросёнком». Он выполнен не из листовой стали, а из литого и фрезерованного алюминиевого сплава — тем не менее, очень напоминает селеновый выпрямитель BСA-10A. А ещё генератор, реактор или накопитель энергии, некий артефакт техномагии.
Изделию присвоили претенциозное маркетинговое название «Недостающее Звено». Другие названия такого прибора — «выносной корректор сигналов» и «ламповый буфер».
Задача буферного повторителя — обеспечивать согласование выходного сопротивления источника аудиосигнала и входного сопротивления его приёмника. И стало быть, устранять влияние соединительного кабеля, которое тем сильнее, чем выше выходное сопротивление источника. Как, например, у пассивных звукоснимателей электрогитары с высокоомными переменными резисторами темброблока.
Заявленное входное сопротивление предусилителя 470 килоом. Что и видим на схеме: два резистора по одному мегаому параллельно, и сетка триода через резистор 1 кОм.
Однако заявленное выходное сопротивление 200 Ом больше напоминает маркетинговое заявление, чем технический факт. 12.5 миллисименса проводимости половинки двойного триода ECC88, он же 6Н23П и 6DJ8, при анодном напряжении 90В, токе 15 мА и -1.3В на сетке соответствуют 80 омам.
Потому в 200 Ом при анодном напряжении 56 вольт в этой схеме можно было бы поверить, при условии, что выходной триод включён катодным повторителем, как у фонокорректора RIAA MM из нашей прошлогодней статьи.
Но у предусилителя X10-D выходной триод включён по схеме с общим катодом, с анодной нагрузкой в виде резистора R208 на 10 кОм. 200 омам выходного сопротивления здесь взяться неоткуда, хотя оно действительно значительно ниже, чем входное, и более чем эффективно согласуется со входом усилителя, ресивера и т. п., а также устраняет влияние ёмкости кабеля.
R210, C205, R206 и С203 у X10-D, подобно С13, С15 и R21 у фонокорректора RIAA MM, обеспечивают последовательную шунтовую ООС. Эта отрицательная обратная связь является частотно зависимой, в отличие от рассмотренной в статье про гитарный фуз на кремниевых транзисторах, где она просто регулирует коэффициент усиления и, соответственно, степень искажения сигнала. Она выполняет функции частотной коррекции.
Итак, здесь мы имеем двухкаскадный ламповый усилитель звуковой частоты. Он неинвертирующий, так как оба каскада инвертирующие — с общим катодом. Аудиофилы считают, что это важно.
Ещё они пишут про «фокусировку частот». В гитарной музыке такое понятие действительно существует, и означает не только образование статических формант через подъёмы и спады амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). Звукоинженерам известно, что каждому музыкальному инструменту отводится своя частотная полоса. Подчёркивание определённых полос может улучшить восприятие музыкальной композиции.
Также частотная фокусировка в мире гитарного звука распространяется на разную динамику на разных частотах, то есть разную компрессию, либо наоборот, расширение динамического диапазона. Иными словами, частотнозависимые нелинейные искажения.
С точки зрения алгебры точности, они портят сигнал, а с точки зрения гармонии восприятия — украшают. Потому взрослые люди продолжают играть в тёплые лампы, ищут самые сладкозвучные операционные усилители, снабжают их как можно более бесшумными высоковольтными источниками питания, чтобы достичь высокой скорости нарастания (slew rate), и так далее.
▍ Умножитель анодного напряжения
Коль скоро речь зашла о блоке питания, выносной корректор Musical Fidelity X10-D питается переменным напряжением 12 вольт от простого дешёвого сетевого трансформатора в корпусе-вилке.
Судя по дискуссиям в Интернете, некоторых любителей hi-fi и hi-end аппаратуры это отпугнуло от покупки прибора. А мне наоборот, очень нравится такое доступное, компактное и действенное решение. Ламповая схема, питаемая одной линией, это просто красота! Разве что не будет работать от батареек, но перед нами и не переносное устройство.
Нити накала ламп включены последовательно через однополупериодный выпрямитель D1 и RC-фильтр R1 C9 C10. Резистор R1 дополнительно ограничивает ток накала, что особенно актуально в момент включения: температурный коэффициент сопротивления (ТКС) металла нити положительный, потому на номинальное сопротивление она выходит только после прогрева, а через холодную нить течёт повышенный ток.
Именно потому и осветительные лампы накаливания, и нити накала электронных ламп чаще всего перегорают в момент включения. Чтобы сберечь дорогостоящий кинескоп и недешёвые лампы, одно время продавались приставки к телевизору — ограничители тока накала.
Схемотехнически они состояли из мощного резистора, одновибратора и реле, электромагнитного или твердотельного в виде симистора либо тринистора с диодным мостом. Но если включить через такой ограничитель более современный телевизор с обратноходовым блоком питания (либо через лампочку, которую используют при проверке БП), телевизор может сгореть.
Потому что БП некоторых телевизоров 1990-х годов при слишком низком напряжении питания пытаются достичь номинальных выходных напряжений, увеличивая коэффициент заполнения ШИМ первичного ключа настолько, что ключ (транзистор) не выдерживает повышенного тока, и/или импульсный трансформатор входит в насыщение, что тоже приводит к возрастанию тока и выходу силового транзистора из строя.
Так что ограничение напряжения не всегда гарантирует безопасность, надёжность и долговечность. Иногда наоборот, когда под действием отрицательной обратной связи при снижении напряжения растёт ток.
Но в рассматриваемой сегодня схеме таких ловушек и недоработок, к счастью, нет. На диодах D2, D3 и электролитических конденсаторах С1, С2 собран удвоитель положительного напряжения, а на D4, D5, C5, C6 — удвоитель отрицательного напряжения. Вместе они образуют учетверитель со средней точкой и обеспечивают 56 вольт анодного питания ламп.
Далее видим две интересные двухтранзисторные схемы. Это умножители ёмкости. Транзисторы включены по схеме Дарлингтона и служат эмиттерными повторителями. На вход повторителя включён электролитический конденсатор.
Простейший транзисторный умножитель ёмкости работает таким образом. Резистор R2 на схеме изображает полезную нагрузку. Без транзистора Q, резистор R2 был бы нагрузкой конденсатора С1. С транзистором ток пульсаций через С1 будет меньше, чем без транзистора, в β + 1 раз, где β — коэффициент усиления транзистора по току.
Иными словами, за единицу времени через схему пройдёт количество электричества пульсаций в β + 1 раз большее, чем конденсатор «переварил» бы без транзистора. Что эквивалентно умножению ёмкости на β + 1.
А можно просто смотреть на эту схему как на эмиттерный повторитель сглаженного напряжения на конденсаторе. C1 поддерживает входное напряжение повторителя постоянным. Подобным образом работают буферизованные искусственные средние точки в серьёзных схемах на операционных усилителях.
Кроме одиночного транзистора, операционного усилителя и пары Дарлингтона, в умножителе ёмкости можно использовать пару Шиклаи, состоящую из двух транзисторов разной проводимости. Изображённая на рисунке схема обеспечивает выходной ток до 2.5 ампер и годится для питания усилителя мощности звуковой частоты (УМЗЧ) класса А мощностью 10-30 ватт.
Применительно к узлам источников питания, прежде всего ламповых схем, умножители ёмкости иногда называют электронными дросселями. Их не следует путать с электронными балластами для люминесцентных ламп дневного света.
▍ Опыт с ламповым усилителем
Предприимчивые китайцы давно срисовали схему «Недостающего звена» Musical Fidelity X10-D и творчески переработали её с учётом имеющихся у них излишков электронных ламп.
Этот радиоконструктор комплектуется китайскими радиолампами 6J1, 6J2 и 6K4, являющимися аналогами советских 6Ж1П, 6Ж2П и 6К4П, а также зарубежных 6AK5, EF95, EF93, W727, 6BA6(W), 6BD6, 6F31«Tesla», 5749, 6660, PM04, M8101, 6CG и других.
Так как вместо двойного триода применён одинарный пентод в триодном включении, китайский вариант британского лампового буфера имеет однокаскадные каналы без отрицательной обратной связи. Проще не придумаешь.
Для светодиода LED не предусмотрен целый отдельный однополупериодный выпрямитель на диоде D6, как у англичан. Его просто запитали с катода D1 вместе с фильтром питания нитей накала.
Светодиода здесь два, они синие и подсвечивают лампы снизу, что создаёт видимость перегруженного режима работы ламп, когда ускоренные электроны, вылетающие через окна анода, выбивают из стекла баллона фотоны синего цвета.
А также рентгеновские лучи, которые испускала печально известная лампа ГП-5 в стабилизаторах напряжения цветных ламповых телевизоров УЛПЦТ-59-ll — Рубин 707, Радуга-703Д и других.
Анод этого мощного генераторного триода напрямую подключался к катоду кенотрона и аноду кинескопа, и лампа забирала весь лишний ток себе, чтобы не допустить перенапряжения на аноде. Если его допустить, в рентгеновскую трубку превращался сам кинескоп.
К счастью, в нашем усилителе лампы используются в очень щадящем режиме, и синее свечение колб — всего-навсего следствие светодиодной подсветки. Кроме которой, китайцы добавили регулятор громкости, которого нет у английского оригинала.
Соединяем вход правого канала с выходом левого и получаем двухкаскадный неинвертирующий усилитель. Подаём на вход левого канала синусоидальный сигнал частотой 500-3000 герц с функционального генератора на специализированной микросхеме XR2206.
Удостоверимся в том, что сигнал синусоидальный, поскольку при чрезмерном усилении (которое регулируется ручкой на генераторе) микросхема начинает его искажать. Вплоть до определённого положения регулятора громкости лампового усилителя синусоида на его выходе остаётся нетронутой.
Но если прибавлять громкость, верхняя полуволна выходного сигнала становится круглой, а нижняя — сужается.
Именно так выглядит присутствие второй гармоники при отсутствии фазового сдвига. На графике видно, как складываются колебания, и какая форма волны получается в результате.
Повысим усиление ламповых каскадов, зашунтировав катодные резисторы R14 и R19 электролитическими конденсаторами 100 мкФ 16 В. Теперь при максимальной громкости верх синусоиды становится сплюснутым: достигнуто ламповое ограничение, оно же перегруз, овердрайв.
Здесь появляется уже третья гармоника, которая выглядит на экране осциллографа как синусоида, симметрично сплюснутая сверху и снизу. Но ламповый сигнал остаётся асимметричным, суженным в нижней части. То есть в нём преобладают приятные чётные гармоники.
Выходит, что неспроста разработчики гитарных педалей перегруза очень часто предпочитают асимметричное ограничение.
А самым простым способом обогатить сигнал сладкозвучием чётных гармоник является использование электронной лампы. Как в сфере гитарного усиления, так и в мире высококачественного звуковоспроизведения, если под качеством понимать не точность, а красоту звучания.
Теперь подключим ко входу нашего лампового усилителя электрогитару Squier Mustang со стоковыми хамбакерами через самодельный прозрачный овердрайв Klon Centaur. И послушаем, как это всё зазвучит.
В качестве электронной нагрузки и симулятора кабинета воспользуемся Torpedo Captor X, а роль усилителя мощности звуковой частоты (УМЗЧ) выполнит модуль на микросхеме TDA2030. И так как амплитуда выходного напряжения нашего лампового усилителя достигает 30 вольт, включим между его выходом и входом модуля резистор на 150 кОм. Входное сопротивление модуля 10 кОм. Получается аттенюация 1/16, или 24.1 децибел.
▍ Выводы
И чистый звук, и лёгкий перегруз звучат вполне приемлемо и музыкально применимо. В этом смысле дешёвый конструктор с Алиэкспресс очень порадовал. Не сомневаюсь, что и воспроизводимую звукозапись это простое доступное устройство приятно подкрасит ламповыми гармониками.
А также поможет согласовать сопротивление источника и приёмника аудиосигнала и избавиться от влияния ёмкости кабеля, ведущей к потере высоких частот и атаки звука, то есть разборчивости, «читаемости» и так далее.
И самое главное, мы увидели на экране осциллографа, сопоставили с графиками и узнали, что именно лампа делает с сигналом звуковой частоты.
Выясняется, что красота ламповых искажений — не маркетинговый миф, а объективная реальность, имеющая физический смысл и наблюдаемая на экранах приборов.
В мире музыкантов и звукоинженеров, в отличие от аудиофилов, приборы «психоакустики», обогащающие аудиосигнал приятными чётными гармониками, называются не «недостающими звеньями», буферами и корректорами, а эксайтерами, от слова excitement, восхищение.
Также фактом является то, что ламповое украшение звука можно приобрести не только за условные 550 тысяч, но и за реальные 550 рублей. Столько стоит комплект из печатной платы, компонентов и ламп с экономной почтовой доставкой. За акриловый корпус придётся доплатить ещё 150 рублей.
Правда, понадобится паяльник, припой, умение ими пользоваться, а ещё сетевой трансформатор с выходным напряжением 12 вольт переменного тока. Подойдёт, например, старый добрый ТВК-110ЛМ. Напряжение следует брать с одной из вторичных полуобмоток, а вторую оставить неиспользуемой.
Напишите в комментариях, доводилось ли вам использовать в блоках питания трансформаторы ТВК, а также какие ламповые приборы вы собирали или планируете собрать.
Telegram-канал с розыгрышами призов, новостями IT и постами о ретроиграх ????️
Комментарии (52)
AKudinov
18.05.2023 10:00+5Напишите в комментариях, доводилось ли вам использовать в блоках питания
трансформаторы ТВК, а также какие ламповые приборы вы собирали или
планируете собрать.О, да-а-а. ТВК110-ЛМ-К -- первый трансформатор в самодельном блоке питания, добытый из телевизора с помойки.
Из этого же телевизора были добыты лампа 6П14П и трансформатор ТВ3, из которых (а ещё лампы 6Н2П в предусилителе) я собирал (навесом прямо на панельках) свой первый гитарный усилитель. Звучало оно... вполне неплохо и "грузило" лампово. Именно тогда я понял, что на гитарный звук очень сильно влияет и динамик, и без кабинета 4*12 "взрослого" звука не получить.
economist75
18.05.2023 10:00+19Статья понравилась. Лампу как музыкант/звукореж - люблю. Но справедливости ради нужно сказать что лампы живы не только благодаря "звуку с приятными гармониками", но и вследствие одного важного технического нюанса, который можно изложить так: "Лампа маскирует, прячет грубые ошибки гейна звукозаписи". Этих ошибок не то чтобы много, но они есть повсеместно, в рамках студий, лейблов, вещателей. И контролировать это глобально невозможно, не получается.
Когда в 1992 г. в музпрод пришла цифра с его 16bit ADAT - лампы уже почти не было. Она медленно сходила на нет. Но случилось то, что никто предвидеть не мог. Цифра оказалась настолько жесткой при отсечке, а звукорежи настолько
тупымизамшелыми, что они никак не могли привыкнуть к записи пиков вместо 0 dBVU на аналоге - к (минус) -12 dBFS в цифре. И всё норовили "навалить" (были противники, но в меньшинстве). Началась "война громкостей" в эфире, рекламе, "стена звука" итп.Прошло несколько лет, появился 24bit-звук, всякие SuperAcudioCD итд. Но звукорежи опять поймали флешбэк, когда оказалось что цифру теперь надо записывать с уровнем пиков в -18 dBFS, что ещё дальше от аналогового 0 dbVU. И опять заметная часть звукорежев проигнорила стандарт и писала звук заметно громче чем -18 dBFS. Именно в это время вспыхнула новая волна аудифильства, которая возвестила миру о том что аналоговые записи и носители звучат гораздо приятнее цифровых.
И вот на фоне "этого всего" на помощь музпроду и звукорежам внезапно пришла лампа. В ламповых головах и предусилителях она позволяет "жить" в парадигме пиков 0 dBVU и даже выше, тепло и безопасно сжимать диапазон, "наваливать не глядя", а на диск - писать все так же в -18 dBFS, ну или чуть громче.
И, о чудо! Цифра, "подогретая" лампой (весьма небольшими лампами, кстати) - перестала быть жесткой. Но эта "цифровая мягкость", замечу, создается лампами именно при записи. Ее место - на студиях. И если ей злоупотребить - будет хуже звук, особенно в "громких" стилях музыки. Но статья не о записи, а о воспроизведении.
Обогащение ламповыми гармониками при воспроизведении дома - это "меньшее добро" лампы. По сути это улучшалка звука, которая по мере таяния ледников Антарктиды и Арктики будет неизбежно чем-то заменена. Вымирающая, имхо, технология. Ее апологеты (аудиофилы), скорее всего не согласятся с этим. Поживем - увидим.
Можно ли огрехи записи компенсировать лампой при вопросизведении? - Нет. Можно ли просто улучшить звук? Хороший звук улучшить нельзя, но плохой, а такого вокруг нас много - думаю, можно. Слегка. Это будем маскировка "цифровой жесткости", если она была записана с нарушением стандартов. Вот почему устройства из статьи - полезны. Но если нарушений не было - лампа просто непротивно окрасит звук.
А в записи - место для лампы занято ею навечно. По крайне мере до тех пор, пока звукозаписью не начнет заниматься сам ИИ, строго следующий технологическим стандартам и не стремящийся "навалить".
Lunathecat Автор
18.05.2023 10:00Лампа маскирует, прячет грубые ошибки гейна звукозаписи
А гитара Gibson Les Paul маскирует ошибки звукоизвлечения, благодаря тому, что ее конструкция демпфирует неприятные призвуки. Потому она до сих пор электрогитара номер 1 в мире.
Earthsea
18.05.2023 10:00+4Забавно. Может это и правда. А вообще 80% звука в правильном звукоизвлечении - нужно правильно прижать струну, правильно держать медиатор и правильным движением ударить им по струнам. Остальные 20% - это толщина струн и медиатора, материал грифа, корпуса, колков, струнодержателя, ладов (латунь и сталь звучат, блин, по-разному, хотя казалось бы то железяка и это железяка), тип датчиков, усилительный тракт, микрофон. Если говорить о качестве, то что-то фонит, что-то не фонит, что-то сжирает верхние частоты, что-то не сжирает. Конструкция самой гитары тоже сильно меняет звучание, у одних гитар гриф сделан из цельного куска (как у Stratocaster, причем даже у самых дешевых китайских), у других есть склейка в районе 3 лада, звук резко меняется при переходе через эту склейку, услышит даже глухой - этим страдает даже Jackson Dinky made in USA.
Конкретно Gibson Les Paul и вообще Gibson кстати не рекомендую, посмотрите сколько их на авито продают с отломанными и приклеенными обратно головами. Гриф из красного дерева ломается даже не легко, а очень легко. Хотя, если есть лишние пара тысяч вечнозеленых, которые не жалко, то можно прикупить Standard, оно того стоит, или даже Studio - ничем не хуже, хотя лоб-в-лоб конечно тембр заметно отличается.
Более-менее приемлемый звук можно настроить почти на чем угодно, исключение только одно: на некотором оборудовании совершенно не звучат никакие интервалы, кроме кварты, квинты и октавы. Терции превращаются в нечитаемую грязь, унисонные бэнды звучат мерзковато.
Ну и самое главное, гитарный ламповый усилитель предельно прост в настройке, подключаем и играем. Просто выставляем мастер-громкость как нам нужно, остальные ручки на середину - и сразу имеем хорошее звучание, крутим ручки только чтобы его скорректировать так, как нам надо: добавить-убавить гейн, прибрать или добавить середину, низ или верх на эквалайзере, ручки громкости и тона на самой гитаре тоже можно и иногда даже нужно крутить - это все занимает какие-то секунды. Все хорошо, разве что для домашних занятий громковато, а тихо он не умеет.
Если нужна портативность, небольшая громкость или занятия в наушниках, то существуют напольные педали на полевых транзисторах с кабсимулятором и выходами на наушники и пульт, дают подобный результат.
Ну а гитарный процессор лично я так и не осилил. Заводские демонстрационные пресеты так себе, надо потратить время и создать свои. Зачем мне полчаса, час, несколько дней тыкать кнопки, если можно это время потратить на собственно игру?
Lunathecat Автор
18.05.2023 10:00Tribute дешевле, чем Studio, звучит прикольно, хотя и не так, как Studio, а по-своему. И голова грифа не отлетит, потому что гриф кленовый. Склейка в районе 3-го лада как раз у гитар, где голова грифа приклеена. Это прочнее, чем гриф из цельного куска. Почему Гибсон категорически против того, чтобы сделать волют? - Видимо не хотят признавать, что их традиционный дизайн не идеальный.
spacediver
18.05.2023 10:00+1Спасибо за подробности! А не будет ли такого, скорее, что ИИ, обученный на том, «что есть», будет делать, «как делали»?)
economist75
18.05.2023 10:00+1Если обучить стандарту и дать ИИ управлять аппаратурой - не будет. Нормативы звукозаписи при обучении ML-модели можно жестко зашить в нее, как ограничения. В стандарте EBU сказано:
Nominal Peak Level -10 dBFS
Pro Reference Level -18 dBFSИИ будет их четко соблюдать, аппаратно или программно убавляя Gain на всей цепочке приборов, как бы продюсер или музыкант не просили сделать погромче.
Это будет иметь большие последствия для индустрии в целом, не только для записи, но и для живых выступлений. Причем последствия будут в целом хорошие. Например, ни для кого не секрет что звук групп на "разогреве" делают намеренно сильно потише, отчего у них неистово подгорает (особенно у тех кто не знаком с унизительными традицяими шоу-бизнеса). ИИ это уберет.
И к концу концерта основного исполнителя - на каждой композиции увеличивают громкость "в потолок", часто в ущерб качеству (и здоровью ушей слушателей, кстати). Но весь этот произвол творят люди. ИИ так делать не будет, если его не учить плохому.
An_private
18.05.2023 10:00Nominal Peak Level -10 dBFS
А можно ссылочку - где такое написано?
economist75
18.05.2023 10:00+1EBU R68-2000, https://tech.ebu.ch/docs/r/r068.pdf
An_private
18.05.2023 10:00Не вижу там ничего про Nominal Peak Level -10 dBFS
economist75
18.05.2023 10:00+1И не увидите. Референс пиков - это именно -18 dBFS, все остальные уровни - уловки и осторожности стандарта EBU, в т.ч. и шаг +8, дающий искомые -10 dBFS, лень копаться, там слишком много документов. Думаю, будет уместна вот эта картинка: https://digitalmusicacademy.ru/lesson-volume-scales
Суть референса - это наличие тестового сигнала на микшерной студийной консоли. Вот его через канальную линейку, выставив все регуляторы в точку >U<, подают в звуковую карту или ADC и по пикам этого тестового сигнала выставляют -18 dBFS. Другого стандартизованого уровня нет. Но визуально самые громкие звуки, скажем в припеве должны быть выше -18 dBFS никак не выше -10 dBFS. Все что выше - Headroom для аварийных ситуаций, которых быть не должно.
engine9
18.05.2023 10:00+1Верно ли понимаю, что ламповый каскад работает как компрессор?
economist75
18.05.2023 10:00+3В режиме насыщения лампы - да, характеристика усиления становится нелинейной (легкая компрессия) + добавляются гармоники. Наше ухо чаще всего благосклонно относится и к тому, и к другому. Особенно в многозадачных кейсах. Например, многим хочется держать музыку фоном, но чтобы громкие композиции или отдельные "выстрелы" не обескураживали, не отвлекали, скажем, от кодинга. Это дефолтно выполняется в EDM и др "спокойных стилях". А для классики, джаза, Pink Floyd итп - требуется компрессия, или даже лимитинг. Нормализация - полумера, она сделает тихие участки вообще неслышимыми. А сабж при насыщении позволит сжать самые громкие звуки на 2-3 дБ, что будет воспринято ухом в 1,5-2 раза более тише (даже 1 дБ - слышимое изменение).
ganzmavag
18.05.2023 10:00+2Почему на цифровом -18? Я раньше предполагал, что там главное в 0 не упираться, где будет клиппинг, а все что ниже можно. Видимо это не так. А что будет если записать с максимальным уровнем -5?
economist75
18.05.2023 10:00+4В 0 упираться можно только при аналоговой записи (даже в +4...+6 dBVU не смертельно). С цифрой все не так: начиная от -8 ...-6 dBFS и выше - большинство студийных A/D конвертеров работает "надрывно", неприятно окрашивает звук. В даташитах всех ADC это указано. На слух это не совсем "грязь", но другого слова не подберу. На своей, сыгранной руками музыке эта зажатость чувствуется четко.
Если записывать с пиками до -5 dBFS - будет там самая "надрывность" работы AD-конвертера. И еще с вероятностью 99% за песню произойдет несколько невидимых отсечек отчетов "между" сэмплами выборки. Их м.б. не видно на шкале/clip-индикаторе при записи 24bit/48kHz, но при записи 24/96 - они будут видны на приборе. Clipping - технический брак, мерзкий щелчок, который воспринимается негативно абсолютно всеми. Вот почему -18 dBFS PRL и -10 dBFS NPL должны строго соблюдаться при записи.
ganzmavag
18.05.2023 10:00Спасибо! Не в первый раз с интересом читаю ваши комментарии на эту тему, поэтому если вдруг решите написать пост - как минимум один читатель у вас уже есть. Хотя думаю что далеко не один.
anapogo
18.05.2023 10:00+2Было дело...
Вы забыли упомянуть, что ТВК110 - совсем не сетевой транс...
Трансформатор выходной кадровой развертки для кинескопов с углом отклонения 110 градусов... но по количеству витков выдерживал сетевое напряжение 220 вольт. :-)
Lunathecat Автор
18.05.2023 10:00+1Верно, не сетевой. Но в качестве сетевого использовался любителями повсеместно.
anapogo
18.05.2023 10:00+1Точно, как и ТВЗ... - Трансформатор Выходной Звукового тракта.
Тоже, ввиду близости анодного напряжения лампового усилителя звука к 220 вольт, входная обмотка подходила в качестве сетевой...
Причем эти трансы легко разбирались и выходную обмотку можно было легко перемотать, получив нужное выходное напряжение.
quaer
18.05.2023 10:00+2Задача буферного повторителя — обеспечивать согласование выходного
сопротивления источника аудиосигнала и входного сопротивления его
приёмника.На низких частотах согласовывают по напряжению, а не по сопротивлениям.
Транзисторы включены по схеме Дарлингтона и служат эмиттерными повторителями.
Не схема Дарлингтона, а защита по току.
Lunathecat Автор
18.05.2023 10:00-2Насчет защиты по току - верно. А согласование по напряжению применительно к линейному выходу и линейному входу актуально только в случае сопряжения профессиональной аппаратуры с бытовой.
quaer
18.05.2023 10:00+1Откуда вы это взяли?
Какой смысл согласования сопротивлений?
Lunathecat Автор
18.05.2023 10:00-1Смысл в том, что производитель дорогого бытового hi-end аппарата может не позаботиться о низком выходном сопротивлении, рассчитывая на то, что входное сопротивление ресивера будет высоким, а соединительные аудиокабели очень качественными.
nafikovr
18.05.2023 10:00Если подумать вся аналоговая схемотехника при разборе превращается в многократное преобразование напряжение->ток и обратно. Нагрузили источник напряжения резистором - получили ток. Сняли разницу потенциалов с резистора через который протекает ток - получили напряжение.
Если подумать дальше тракт можно представить в виде делителя (Zвых + Zвх)/Zвх.
quaer
18.05.2023 10:00:)
Нагрузили источник напряжения резистором - получили ток
Осталось тоже напряжение, на то он и источник напряжения.
И чтобы источник выглядел как источник напряжения, как раз и стараются увеличить входное сопротивление.
nafikovr
18.05.2023 10:00Может и осталось, а может и изменилось, так как источник не идеален.
Чрезмерное увеличение входного сопротивления приводит как минимум к повышению уровня шума.
quaer
18.05.2023 10:00Входное сопротивление шунтируется выходным сопротивлением источника сигнала. Так что при подключенном источнике оно его не сильно увеличивает.
AKudinov
18.05.2023 10:00"Согласуют по сопротивлениям" в том смысле, что высоомный источник сигнала нельзя нагружать низкоомной нагрузкой или кабелем со значительной ёмкостью. Потому рядом с источником ставят повторитель, который высокое сопротивление источника превращает в низкое, и тогда ни низкоомная нагрузка, ни длинный кабель не страшны.
quaer
18.05.2023 10:00+2Это согласование по напряжению.
Согласование по сопротивлениям - когда их уравнивают.
EliasAircrafter
18.05.2023 10:00+2«Далее видим две интересные двухтранзисторные схемы. Это умножители ёмкости. Транзисторы включены по схеме Дарлингтона и служат эмиттерными повторителями»
Извините, но это ни разу не Дарлигнтон… Верхний по схеме транзистор - действительно ЭП, усиливает по току и буферизует выход фильтра R2-C3. А нижний транзистор - защита по току. Открывается и шунтирует собой переход Б-Э верхнего транзистора при достижении на резисторе R4 напряжения 0,6…0,7 вольта. Не трудно посчитать, на какой ток она рассчитана: 0,6/33=0,018 А или 18мА. То есть где-то на уровне порядка 20мА данная схема будет ограничивать выходной ток. В одном из дальнейших примеров действительно есть составные Шиклаи. Но Дарлингтонов нет.
VT100
18.05.2023 10:00Более того, один из них — лишний. Вполне можно назначить "землёй" точку соединения D5 и C6.
Вот пример для двухканального "увеселитея" Fever 6J1:
vesper-bot
18.05.2023 10:00+1Скажите пожалуйста, что за элементы V1, V2 на китайской схеме усилителя (слева внизу, в части выпрямителя), которые ещё есть и на американской, но без подписей?
quaer
18.05.2023 10:00+2Нити накала ламп это
vesper-bot
18.05.2023 10:00+1Непривычно, но буду знать. В нашей схемотехнике, в тех схемах, которые попадались мне, питание нити накала было нарисовано рядом с её электродами, хотя и логично, что цепляться оно должно с другой части схемы.
VT100
18.05.2023 10:00Соединять нити накала последовательно, если допустимость не указана явно в документации на лампу, — моветон.
zatim
18.05.2023 10:00+1Для правильной работы "умножителя емкости" принципиальным является наличие делителя напряжения, который должен быть настроен на напряжение ниже пика отрицательной полуволны напряжения пульсации. Иначе верхнюю полуволну такой фильтр "съест", а нижняя невозбранно пройдет дальше.
В приведенной "серьёзной схеме на операционных усилителях" такой делитель есть. Это R3+R7 и R11 для верхнего плеча. А вот в вашей схеме и схеме усилителя нижнее плечо делителя отсутствует, что приводит к неработоспособности и, соответственно, бесполезности этой части схемы.
sepuka
18.05.2023 10:00+1«а эксайтерами, от слова excitement, восхищение »
Это что за лет ми спик фром май харт? Даже если не брать во внимание, что excitement это ни разу не восхищение, Exciter означает и однозначно переводится как «возбудитель». Название дано по принципу действия, он контролируемо генерирует (возбуждает) гармоники в нужном частотном диапазоне и подмешивает их к исходному сигналу.
An_private
18.05.2023 10:00+2Однако заявленное выходное сопротивление 200 Ом больше напоминает маркетинговое заявление, чем технический факт
Выходное сопротивление усилителя с ООС определяется в том числе и параметрами ООС. В том числе и у банального повторителя с общим коллектором
анодом. Поэтому там вполне может быть и 200 Ом.quaer
18.05.2023 10:00+1Так у автора текста расчётное без учёта ОС получилось меньше заявленного, 80 Ом против 200, непонятно, чем он недоволен :)
An_private
18.05.2023 10:00+1Ёлы-палы, я же даже и не понял - он же transconductance перепутал с conductance и решил, что раз 12.5 мА/В, то достаточно инвертировать и получишь сопротивление лампы.
И эти люди запрещают нам ковыряться в носу, ой, то есть пишут здесь технические обзоры...
quaer
18.05.2023 10:00+1Это формирует соответствующее отношение к любителям лампового звука. Плохо ещё, что это публикуется от имени компании, а читающий статью и не разбирающийся в электронике даже читая коментарии не сможет разобрать чему верить, чему нет :(
По хорошему, такие статьи надо удалять, чтобы не умножать количество мусора в интернете.
AlexSpirit
18.05.2023 10:00+1Wiki о ГП-5:
Существует миф о том что данная лампа является мощным источником рентгеновского излучения. Как выяснилось в ходе экспериментов, лампа выдаёт слабое рентгеновское излучение при анодных напряжениях, значительно превышающих номинальное. При номинальном анодном напряжении (когда она работает в исправном телевизоре) она вообще не излучает рентгеновского излучения.
tormozedison
18.05.2023 10:00+1"Ограничитель тока накала" ваш, и промышленного изготовления? Если да, можете о нём рассказать на RT20? Неизвестная страница истории, как-никак.
Lunathecat Автор
18.05.2023 10:00У родителей он был, не сохранился. Промышленного изготовления. Произведён, скорее всего, на одном из номерных заводов. Возможно, небольшой партией. Назывался ОТН, дальше были какие-то цифры.
IvanPetrof
В детстве видел такой в деревне у соседа в гараже (либо очень похожий). Он им аккумулятор заряжал от своей "тройки". Но честно говоря, думал это какая-то самоделка. Только у того агрегата на "морде" было два тумблера при помощи которых выбиралось напряжение. Возможно это была уже своя доработка, т.к. Сосед был тот ещё самоделкин.