Привет! Меня зовут Дарина Кухтина, я работаю лидом маркетинговой аналитики в геймдев‑компании и наставником на курсе «Аналитик данных» в Практикуме.
Мобильная геймдев‑компания — первое место работы, которое мне действительно нравится. Я начинала с аналитики в разработке софта. Ушла, потому что было скучно без «живых» пользовательских данных. Потом работала в медицине, где приходилось постоянно делать одни и те же тесты. После я устроилась в рекламную сеть. Там были интересные задачи, но мне не нравился продукт: мы размещали раздражающую попап-рекламу. И только потом я попала в геймдев.
В этом материале расскажу, чем занимаются аналитики в мобильной игровой индустрии и какими качествами они должны обладать, чтобы работать, развиваться и не вступать в противоречия с самими собой.
Чем занимаются аналитики в игровой индустрии
В этой сфере есть две большие категории аналитиков — продуктовые и маркетинговые. Продуктовые аналитики исследуют игры, проводят A/B-тесты и анализируют новые фичи, часто работая вместе с гейм-дизайнерами. Маркетинговые анализируют эффективность продвижения игр вместе с маркетологами.
Вот примерный список задач продуктового аналитика:
Оценивает целесообразность фичи — того или иного нововведения в игре. Если гейм-дизайнер или продюсер хочет добавить в игру новую механику, то аналитик помогает разобраться, стоит ли это делать. Например, если потенциальная аудитория фичи небольшая, а разработка дорогая, возможно, стоит отказаться от обновления.
Участвует в подготовке фичи к запуску. В частности, планирует логирование, то есть определяет, какие действия пользователя фиксировать и взять в основу будущих тестов.
Запускает и анализирует результаты A/B-тестов. Аналитики измеряют, улучшился ли игровой опыт у группы с обновлением и насколько. На основе этого исследования, решают, вводить ли обновление для всех.
Создает дашборды с основными метриками. Аналитики составляют дашборды, чтобы у всей команды был доступ к метрикам продукта.
А вот чем занимается маркетинговый аналитик:
Участвует в рекламных кампаниях. Аналитик может помогать трафик-менеджеру установить KPI или вовсе отговорить от закупки рекламы перед аудиторией, если стоимость привлечения клиента в ней слишком высока.
Считает бизнес-метрики. Обычно они считаются автоматически, и трафик-менеджер сразу получает готовые данные. Но если что-то сломалось или нужен новый дашборд, включается аналитик.
Автоматизирует действия трафик-менеджеров. Например, настраивает автоматическое отключение рекламных кампаний, если у них падают показатели по кликам или конверсии.
Строит модели атрибуции трафика. Пользователь может увидеть одну и ту же рекламу в трёх разных соцсетях — и аналитик помогает учитывать этого человека в метриках единожды, а не трижды.
Какими качествами должен обладать аналитик в игровой индустрии
Умение работать с разными задачами
В игровой индустрии много стартапов и небольших компаний, где в качестве аналитиков нужны многостаночники, которые владеют широким набором инструментов, пусть и неглубоко.
Я видела аналитиков из других сфер, которые, например, ни разу не проводили A/B-тесты. В игровой индустрии это невозможно. Специалист в геймдеве делает тесты, рассчитывает игровые балансы, проводит описательную аналитику и делает много мелких задач и экспериментов. Для этого нужно уметь писать код, знать SQL и Python, грамотно работать с визуализациями и так далее.
С одной стороны, заниматься разными задачами интересно. С другой — аналитики в игровой индустрии постоянно переключаются между инструментами. Эта работа не подойдёт тем, кто хочет развиваться в одном направлении, фокусироваться на задачах и глубоко в них погружаться.
Любовь к играм
Аналитик в гейм-индустрии должен испытывать как свои игры, так и разработки конкурентов. Для меня это было проблемой. Я никогда не увлекалась играми, даже не всегда могла поддержать разговор в офисе. Чтобы общаться с коллегами на одном языке, мне пришлось пройти курс для геймдизайнеров — хотя для маркетинговых аналитиков увлечённость играми не так важна, как для продуктовых.
Во многих компаниях можно и даже нужно тестировать свой продукт или продукты конкурентов на рабочем месте. Получать деньги за любимое занятие — разве это не мечта?
Некоторые аналитики даже уходят в геймдизайн, когда понимают, что создавать игры им интереснее, чем исследовать данные и метрики. Ротироваться внутри компании проще, чем искать такую вакансию без опыта. У нас были случаи, когда аналитик предлагал удачные идеи — геймдизайнеры к нему прислушивались и в итоге брали к себе в команду.
Нацеленность на коммерческий успех
Обратная сторона любви к играм — слишком трепетное отношение к своей работе. Многие представляют, что мы занимаемся играми как искусством, ищем авторские подходы в геймдизайне, как Хидэо Кодзима, и мечтаем оставить след в истории. На самом деле это не так. Одна из самых популярных категорий игр — это аркады «три-в-ряд» вроде Homescapes и Candy Crush. Совсем не искусство, но пользователи играют и тратят деньги на скины, бустеры и другие внутриигровые покупки.
Конечно, мы будем рады, если люди получат классный опыт, но основная цель компаний в игровой индустрии — заработать деньги. Если у вас романтизированное представление об игровой индустрии, то вы, скорее всего, разочаруетесь.
Желание создавать что-то новое
Мобильный геймдев ещё молод, поэтому сделать что-то новое в нём проще, чем в других сферах. Для кого-то активное развитие индустрии может стать интересным вызовом.
В нашей работе часто бывает такое: придумываешь идею, которая, кажется, лежит на поверхности. Начинаешь исследовать и думаешь: наверняка это уже кто-то реализовал. И ничего не находишь. Значит, можно предлагать идею руководителю, и, возможно, именно ваша компания реализует новую фичу первой. В этом — отличие игровой индустрии от условного e-commerce, в котором сложнее создать что-то новое.
В той же «три-в-ряд», казалось, ничего уже не придумать. Но даже в ней команда Homescapes создала сюжет между уровнями. Это сразу выделило игру среди конкурентов.
Опыт в аналитике
Небольшие игровые компании редко могут обучать джуниоров. Поэтому они ищут аналитиков уровня мидл или выше.
Джуниорские позиции могут встречаться в компаниях со штатом примерно от 300 человек, где выстроен процесс развития сотрудников. Но чтобы попасть в сферу без опыта, придётся постараться и, возможно, пройти дополнительные курсы по игровой аналитике. Зато если окажетесь в команде, будете быстро прокачивать навыки среди профессионалов, к которым можно обратиться за советом.
Умение работать в интенсивном темпе
У аналитиков есть своя специфика: если для разработчиков и тестировщиков самое «горячее» время — перед релизом, то у нас наоборот. После релиза надо проводить тесты, показывать дашборды и активно следить за метриками. Но есть лайфхак: можно заготовить скрипты заранее, чтобы более равномерно распределить нагрузку.
Забавный факт: у нас есть свои «рождественские выходные». В последние дни декабря новые релизы приложений не выходят, а значит, мы в спокойном темпе можем работать над менее срочными задачами.
Из-за относительно равномерной нагрузки и высокой частоты релизов у аналитика почти всегда будут задачи, причём с короткими дедлайнами. А ещё — постоянные встречи, потому что аналитики общаются с гейм-дизайнерами, продюсерами, разработчиками и тестировщиками. Любителям спокойной, вдумчивой и уединённой работы это может не подойти.
Если вы хотите стать аналитиком данных в игровой индустрии, будьте готовы, что придётся заниматься разными задачами, но достигнуть мастерства в каком-то одном инструменте будет сложно. С любовью к играм будет проще и интереснее, но при этом вам важно помнить, что цель компании — зарабатывать, а только потом — создавать прекрасное. Попасть в сферу и выдержать интенсивный работы может быть нелегко, но это того стоит — вполне возможно, что именно вы придумаете новый бестселлер.
На курсе «Аналитик данных» в Практикуме студенты освоят инструменты, необходимые для работы как продуктового, так и маркетингового аналитика в игровой индустрии — от A/B-тестов до Python и SQL. Также студенты смогут реализовать финальный проект в сфере мобильных игр и добавить его в будущее портфолио.