Всем привет!

Сегодня сделаю обзор на отечественную платформу для аналитики и экспериментов UX Rocket - аналог популярных продуктов от Google и Яндекс.

Чтобы бизнес рос, нужно отслеживать показатели. Иначе рано или поздно в компании наступит хаос. При этом важно не просто отслеживать, но и анализировать эти показатели и далее что-то делать с этой информацией - принимать решения.

Вопрос в том, какую систему аналитики выбрать.

Самые популярные и используемые - это продукты от Google (Google analytics, Google Tag Manager, Google Optimize) и продукты Яндекса (Метрика, AppMetrika, Вариокуб).

Но есть проблемы

Когда я работала в рекламном агентстве, мы обычно сталкивались с рядом проблем у наших клиентов при использовании продуктов Google и Яндекс:

1) Семплирование данных. Большие объемы данных обычно семплировались, что приводило к неточным данным, на которые зачастую нельзя было опираться.

2) Необходимость постоянно настраивать цели, события, теги. Сайтов так много, а изменения происходят часто, что за системами аналитики нужно постоянно следить, обновлять, редактировать. Кроме того аналитики постоянно меняются и зачастую новый аналитик не может разобраться в настройках старого. После аудита систем обнаруживали множество ошибок.

От точности данных зависят принимаемые решения, а по факту и судьба компании. Искаженные данные - это серьезная проблема, которая может привести к неприятным для компании последствиям. Из-за семплирования и ошибок в настройках многие компании попросту переставали доверять системам аналитики.

3) Несколько платформ. На одной платформе мобильное приложение, на другой сайт, на третей а/б тестирование, еще на одной строятся дашборды и тд. Это усложняет работу с данными.

4) С 2022 года для пользователей в РФ появилась еще одна проблема. Многие компании не могут использовать зарубежные системы аналитики из-за невозможности их оплатить, либо из-за политики безопасности компании.

Именно поэтому я решила подобрать альтернативу и протестировать отечественную систему UX Rocket*, которая в 2022 году получила премию Martech* как Лучшая платформа персонализации и включена в реестр отечественного ПО. 

UX Rocket привлекла внимание, так как ее уже используют крупные российские компании - Альфастрахование, Лукойл, ВТБ. 

На сайте размещен один интересный кейс, в котором Альфастрахование добились 33% роста конверсии за счет использования UX Rocket (см скриншот ниже).

*Премия «MarTech Star Awards» направлена на выявление и поощрение инновационных решений для автоматизации маркетинговой деятельности. 

*Продукт разработан компанией EXCITE KIT, которая уже более 6 лет занимается разработкой, системной интеграцией и цифровым маркетингом.

Тестирую UX Rocket

Настройка системы и доступные интеграции

Я настроила систему довольно быстро, так как настройка стандартная и подробная инструкция есть в документации

Систему можно подключить как облачный сервер или развернуть на серверах компании. Разница в том, что при сборе данных в облачный сервис можно собирать любые данные о поведении пользователей, кроме данных, сбор и управление которыми регламентируется специальными законодательными актами (персональные данные, медицинские данные и прочее).

Чтобы подключить, нужно:

  1. Для сайта установить тег в HTML-код сайта внутри тега <head>*.

*Интересно, что такая рекомендация дается и в продуктах Google и Яндекс, однако бывает, что аналитики и разработчики пренебрегают этим советом. Я проводила аудит систем веб-аналитики компаний и ошибка, когда устанавливали внутри тега <body>, а не <head> была часто распространена, за счет чего данные на сайте собирались некорректно. Не повторяйте эту ошибку.

  1. Для мобильного приложения подключить SDK.

В UX Rocket доступны разнообразные интеграции, что является важным для полной картины данных и настройки сквозной аналитики*.

*Сквозная аналитика — подход в анализе эффективности маркетинга, при котором отслеживают путь клиента от первого клика по рекламе и визита на сайт до заявки, покупки и повторных продаж.

Простая интеграция с помощью коннекторов доступна с Google Big Query (для тех клиентов, кто хочет сохранить исторические данные из GBQ), а также с Яндекс.Директ (что позволит сопоставить данные о показах, кликах, затратах на рекламу и фактических покупках клиентов на сайте). С помощью API можно интегрировать базу данных, CRM систему. 

Сбор данных

Сюрпризом для меня стало то, что сбор данных о поведении пользователей происходит автоматически сразу после установки тега на сайт и SDK в мобильное приложение. Не нужно вручную отправлять в систему события и цели, как при работе с продуктами Yandex и Google и другими аналогами. Это экономит время на разметке и можно сразу анализировать данные без дополнительных действий. 

Меня волновал тот факт, что автоматическая разметка UX Rocket не будет точной и возможны ошибки. Однако исходя из публичной информации на страничке компании и содержания выступления на Startup village следует, что по результатам внешнего независимого тестирования решений класса tag manager, проведенного ВТБ, точность разметки UX Rocket в среднем на 20% превзошла конкурентов и составила 98,6%. 

Какие данные собирает UX Rocket на сайте? Это важно понимать для эффективного использования платформы (см скриншот ниже). В системе есть понятия “действия” и “атрибуты”.

По умолчанию система собирает действия:

  • openpage – переход на страницу,

  • closepage – закрытие страницы,

  • buttons – нажатие на кнопку,

  • links – клик на гиперссылку,

  • lists – выбор элемента в выпадающем списке.

Также можно подключить сбор дополнительных событий:

  • show – показ всплывающего элемента (диалоги, баннеры),

  • click – клик по элементу на странице (например, баннер),

  • change – нажатие на радиокнопки и переключатели (checkbox и radiobutton),

  • field – данные из поле ввода при потере фокуса (переход на другое поле).

Также есть атрибуты:

  • стандартные (местоположение, характеристики устройства, UTM-метки и некоторые другие данные), их система собирает автоматически.

  • пользовательские (30 дополнительных текстовых полей). Можно сохранять любую информацию, например, уровень участия в программе лояльности, предпочтительный способ оплаты и тд, чтобы смотреть аналитические отчёты в соответствующих разрезах. Получение данных из сессионных куки и из URL не требует программирования. Получение данных из других источников требует написания java-script.

SDK UX Rocket для мобильного приложения автоматически заполняет стандартные атрибуты, кеширует параметры пользователя и вызовы к API (при отсутствии связи событие будет сохранено локально и передано позднее). Пользовательские атрибуты заполняет/сбрасывает программист мобильного приложения. 

Важно, что UX Rocket не семплирует данные, как это делает Яндекс Метрика и Google analytics. Поэтому во всех отчетах UX Rocket отображаются точные данные и на них можно полагаться, в то время как данным от Яндекс Метрики и Google analytics часто по этой причине нельзя доверять.

*Семплирование - при наличии большого количества статистических данных, собираемых счетчиком, Яндекс.Метрика и Google analytics может использовать только часть из них.

Отчеты

Отчеты и дашборды - это основа для оценки результатов, с помощью них можно увидеть существующие проблемы или прогресс.

В UX Rocket есть несколько основных отчетов и дашбордов (диаграмма Sankey, дашборд “Воронка”, агрегаты по сессиям пользователей, аналитические виджеты). Каждый можно настроить под себя в несколько кликов, никаких специальных знаний (типа знаний SQL, Python) не требуется. 

Диаграмма Сенки (Sankey diagram)

Предназначена для отражения потоков посетителей, путешествующих по сайту в течение определенного периода времени. Это некий аналог Customer journey map (CJM). С помощью нее можно выделить пути, по которым пользователи приходят к покупке и далее перенаправлять пользователей с менее конверсионного пути на более конверсионный.

Пример использования:

На диаграмме есть основная страница (Demo, на ней 100% трафика). Все, что находится до - это откуда пользователи пришли на нашу страницу, после - куда они с нее уходили (см скриншот ниже). 

При этом смотреть можно как в общем, так и по конкретному домену, типу устройства, категории продукта. Если отфильтровать по типу устройства, то увидим, что пользователи мобильных устройств ведут себя иначе, покидают страницу Demo чаще, чем в среднем (см скриншот ниже).

Дашборд «Воронка»

Показывает шаги, по которым клиент проходит от визита на сайт/в приложение до покупки (см скриншот ниже). Помогает найти узкие места в работе сайта/мобильного приложения.

Пример использования:

У одного из клиентов (бизнес - электронная коммерция) была низкая конверсия в покупку. С помощью дашборда "Воронка" было обнаружено, что наибольшая потеря пользователей происходит на этапе оформления заказа. Это стало видно по значительному снижению числа пользователей, которые переходили с этапа добавления товара в корзину к оформлению заказа. Дальнейший анализ путем детализации с помощью фильтров (устройство, страна) и других отчетов позволил выявить причины проблемы: на сайте длинная форма заполнения заказа, а также проблемы с выбором пункта самовывоза на карте. После устранения причин конверсия увеличилась.

Сегменты в воронке

Этот инструмент показался мне полезным и подобного я не видела в других системах. Он позволяет найти сегменты, в которых все работает плохо (чтобы мы могли устранить узкие места), а также сегменты, в которых все работает хорошо (чтобы понять, почему и использовать это знание) .

Ниже зеленым отмечены сегменты, в которых доля завершивших больше, чем среднее значение и красным сегменты, в которых доля завершивших меньше, чем среднее значение (см скриншот ниже).

Агрегаты по сессиям пользователей

UX Rocket может посчитать агрегированные данные. Например, если нужны не детальные, а общие данные по посетителям сайта, сумме покупок и так далее. 

Аналитические виджеты

С помощью аналитических виджетов можно отслеживать значение или динамику любого показателя. При этом доступны различные виды диаграмм (линейный график, круговая, горизонтальная, вертикальная и тд). Получится своеобразный мини-дашборд, в котором можно проанализировать работу сайта или приложения на верхнем уровне (см скриншот ниже).

А/Б тестирование

А/Б тестирование используется для сравнения двух или более вариантов страниц сайта или приложения, с целью определить, какой из вариантов показывает лучшие результаты. Это помогает принимать обоснованные решения на основе данных и улучшать эффективность и конверсию, основываясь на предпочтениях и поведении пользователей.

В UX Rocket реализован полный цикл для работы с а/б тестами:

Настройка и отладка а/б тестов

Шаг настройки кампании - это основа а/б тестирования. В UX Rocket настройка кампаний включает в себя все, что нужно для обеспечения надежности и достоверности результатов (см скриншоты примера настроек ниже):

  • Задаем общие настройки и, если нужно, период действия кампании (когда эксперимент начнется и когда остановится).

  • Вкладка “элементы”. Задаем визуал страницы, логику работы. Весь код прописывается на языке html. Тестовых элементов можно задать несколько, тем самым провести мультивариативное тестирование.

  • Вкладка “правила”. Задаем сегмент, для которого будем показывать эксперимент. Можно использовать любые параметры, которые есть в системе, а также до 30 атрибутов, настраиваемых вручную. Здесь же отмечаем вес каждого варианта в процентах.

  • Вкладка “действия”. Прописываем все действия, которые хотим собирать. Далее будем использовать статистику по действиям, чтобы понять, какой вариант работает лучше, какой хуже. Отдельно отмечаем целевое действие - по которому платформа будет определять успех эксперимента.

  • И другие настройки: вкладка “Скрипты” (если хотим собирать дополнительную информацию о пользователях), вкладка “Страницы” (если запускаем многостраничный эксперимент), вкладка “История” (можно посмотреть кто и когда вносил изменения по эксперименту), вкладка “Файлы” (для хранения файлов - баннеры, документы и прочее).

Для проверки и исправления ошибок в настроенном эксперименте перед его запуском или в процессе выполнения используем “Отладку”. Есть режим предпросмотра, который позволяет просмотреть варианты эксперимента до запуска на сайте.

Анализ результатов а/б тестов

На этом с настройками все - они похожи с тем же Google Optimize и подобными платформами. Меня очень интересовал анализ результатов и статистическая оценка теста. UX Rocket дает результаты тестирования в виде графиков и таблиц с указанием вероятности ошибки (см скриншоты ниже). Эта информация помогает сделать основные выводы по эксперименту и принять решение о дальнейших действиях, таких как внедрение лучшего варианта или проведение дополнительных тестов.

График конверсии показывает процент пользователей, которые совершили конверсию для каждого варианта эксперимента в течение определенного периода времени. Позволяет определить, какой вариант имеет наибольший эффект на конверсии.

График показов отображает количество пользователей, которые увидели эксперимент и позволяет оценить, как много пользователей было вовлечено в эксперимент. 

Более детальные данные по каждому эксперименту можно увидеть в таблице (показы, целевые действия, конверсия, вероятность ошибки, прогноз продолжительности, доход).

Также платформа рассчитывает вероятность ошибки. Например, если при сравнении двух опытов получена вероятность ошибки менее 5%, результат сравнения считается достоверным, и опыт с большей конверсией становится победителем. При достижении достоверных результатов сравнения нескольких опытов победителем будет вариант с максимальной конверсией. Если вероятность ошибки более 5%, то платформа, основываясь на данных, будет рассчитывать прогноз продолжительности. И в колонке “Прогноз продолжительности” увидим, например, что эксперимент нужно продолжать еще неделю.

Есть графики с дополнительными действиями, которые также можно использовать для оценки успешности эксперимента: проверить влияние на различные метрики, избежать одномерного анализа, обнаружить неожиданные эффекты (см скриншот ниже).

Один из примеров - изменение расположения формы подписки на сайте. Форму подписки расположили в более видное место на сайте, чтобы увеличить количество подписчиков. Однако помимо увеличения подписок, также увеличилось количество отказов от оформления покупки на странице товара. Это было связано с тем, что форма подписки отвлекает внимание посетителей и не дает завершить покупку. Дополнительное действие "Отказ от оформления покупки" помогло выявить этот неожиданный эффект.

Дополнительные функции

UX Rocket имеет дополнительные функции:

  • Рекомендации по экспериментам - платформа отслеживает ход эксперимента и может давать рекомендации с помощью ИИ (например, перераспределить трафик).

  • Профиль клиента - в нем собрана вся информация по пользователю, объединенная по разным устройствам, а также содержит офлайн данные. 

  • Сегменты - можно создавать и в дальнейшем отслеживать нужные сегменты.

В настройках разделяются права для отдельных пользователей и групп пользователей, чтобы ограничить доступ к тем или иным функциям.

Заключение

По итогу тестирования UX Rocket делаю вывод, что система является достойной альтернативой корпоративных версий продуктов Google и Яндекс: 

  • Нет необходимости внедрять и интегрировать несколько решений: весь функционал, необходимый для UX и CRO оптимизации (аналитика +тестирование+ персонализация), доступен в одной платформе. 

  • Есть возможность интегрировать с CRM и другими имеющимися у корпоративных клиентов системами.

  • Нет семплирования, а значит данные точные и им можно доверять.

  • События и целевые действия обычно выбираются автоматически.

  • Можно анализировать данные как в самой системе, так и выгружать. 

  • Активно используется потенциал ML-моделей и AI (инструментарий рекомендаций, определение продолжительности и проверка достоверности тестирования). Ранее нужно было ломать голову над изучением статистики, теперь это сделают за вас.

И что немаловажно сейчас, система UX Rocket включена в реестр отечественного ПО. 

Дополнительным преимуществом можно считать возможность покупки не только платформы, но и UX / CRO сервисов. Пока они доступны текущим крупным клиентам, но глядя на кейсы и цифры, думается, это может облегчить жизнь многим продактам/аналитикам и всем тем, кто отвечает за рост продаж в цифровом канале. 

Комментарии (0)