image

Если вы еще не прочитали предыдущую статью про проект по восстановлению активной памяти мозга RAM, советую начать с нее — geektimes.ru/post/266090 т.к здесь, представлены размышления о возможном ее влиянии на нашу жизнь.

Проект RAM направлен на восстановление целостности нейросети мозга, для возвращения, потерянной при травмах, памяти.
Люди еще не особо понимают, что такое память, ведь это еще слабо изученный процесс. Но нам известно, что память — это не просто кусок видео какого-то момента, снятого вашими глазами, это сложная система, составленная из множества различных данных, полученных со всех имеющихся у человека сенсоров, которые и формируют его восприятия и память

Когда вы взаимодействуете с каким-либо объектом окружающего мира, происходит сложный процесс интерпретации мозгом всех имеющихся данных, поступаемых в организм. Чтобы полностью описать этот процесс понадобятся годы, но вкратце, происходит следующее:

— Видя объект, вы записываете в нейроны мозга информацию о длине волн светового спектра этого объекта, а так же информацию о форме, текстуре, расстоянии до него и тд. Правда вот, информация об объекте далеко не полная, т.к наши глаза видят только вот эту маленькую часть электро-магнитного диапазона
image
поступающего на матрицу наших глаз (Наши глаза не имеют возможность собирать данных о других диапазонах, поэтому мы не можем видеть ни в рентгеновском режиме, ни в инфракрасном режиме, что, кстати говоря, дало бы нам возможность видеть температуру объектов. У некоторых животных есть такая возможность, поэтому некоторые из них видят мир совсем иначе, чем мы.)

— Слушая взаимодействия среды с объектом, вы собираете информацию о длинах и частотах волн, поступающих в уши, которые затем обрабатываются и интерпетируются мозгом, как понятный и знакомый ему звук. (В этом многие животные, так же, опережают нас, т.к наша звуковая система хуже, чем у большинства животных)

— Вы, так же, не задумываясь, собираете данные о температуре в данный момент времени, о яркости объекта, о громкости, о запахе, о давлении окружающей среды и тд. И все эти потоки информации, обрабатываются, записываются в память, и интерпретируются мозгом как понятная ему информация, которая в свою очередь складывает воспоминание об этом моменте.

Мозг умеет интерпретировать все полученные данные, со всех наших сенсоров, и обрабатывать их по определенным правилам, к примеру, свет, попадая на матрицу глаза, проходит через фазу химических изменений, для распознавания кодировки входного потока данных, чтобы мозг смог с легкостью интерпетировать электрические сигналы. (по подобному принципу, наши компьютеры интерпретируют поток 1 и 0 в понятный нам вид).

Вы не можете просто дать компьютеру кусок данных на любом языке, т.к он их не сможет интерпретировать в понятный ему бинарный код, так же и с мозгом, ему нужны данные получаемые от последовательности электрических импульсов, которые были созданы сложной системой химических процессов, перед тем как эти данные попали в мозг

Возможное влияние технологии RAM на наше обучение


Если хорошо поразмыслить, каждый согласится, что, чем больше наш мозг получает данных, тем умнее мы становимся. Но ведь все мы знаем, что, прочитав учебник по английскому, через месяц вы не будете помнить большинства правил и переводов слов

Думаю эта технология RAM, при дальнейшем усовершенствовании, позволит нам перейти в новую эру обучения.

Можете ли вы представить себе тот день, когда вы, прочитав учебник по английскому, даже через месяцы сможете помнить абсолютно все правила английского, которые не нужно будет каждый раз «учить и забывать» 11 лет школы.

Можете ли вы представить себе тот день, когда, прочитав за несколько дней весь университетский курс физики, из которого вы не забудете ни единого принципа ни только работы устройств, но и физических законов, что дало бы вам понимание всех физических принципов и понимание как они могут взаимодействовать между собой? Да вы бы могли на коленке телескоп Хаббл собрать, имея эти данные

Или тот день, когда вы могли бы, не забывая не единого момента, изучить несколько курсов по биологии, химии, астрономии, физики, и иметь чрезвычайно глубокое понимание как работают сложные устройства только потому, что вы будите помнить как все компоненты и принципы взаимодействия из каждой области взаимодействуют с другими принципами и компонентами. Помня такое количество данных вы бы могли не только Хаббл собрать, но и понимать какие свойства нужно исправить, чтобы улучшить его, или, к примеру, понимать как работают солнечные панели, и сделать 100% — эффективный компонент, состоящий их различных материалов, поглощающий все спектры электро-магнитного диапазона, для достижения 100% эффективности

Или, могли бы представить, тот день когда ты сможешь помнить абсолютно все, изученные человечеством, процессы во всех научных областях и иметь понятие как совершенствовать и оптимизировать то, о чем знал до этого только в общих чертах, к примеру — создание той солнечной панели с эффективностью около 100% станет для такого человека тривиальным занятием, так как, для него будет очевидно, что определенные химические процессы в определенном порядке будут определенным образом взаимодействовать с физическими свойствами других материалов.

Зная все изученные, однажды, социологические и психологические тонкости человеческого мышления и поведения, у вас будет огромное преимущество, так как в любой ситуации вы сможете добиться оптимального для себя развития событий. Ведь вы будите помнить абсолютно все, что когда либо читали и изучали.

Если подобный чип действительно будет создан в ближайшие 5 лет, как полагает DARPA, и если это станет доступным методом борьбы с потерей памяти, это действительно изменит абсолютно все если ученые решат продолжать улучшать эту программу. Почему изменит все? Ну представьте, как 7 летний ребенок, прочитав 100 книг, сможет помнить весь синтаксис всех основных языков программирования, помнить весь курс школьной программы, только лишь прочитав 20 книг. Он смог бы создавать биологические эксперименты академического уровня или составлять квантовые системы вычисления, помня как работают все изученные физические законы. И все это в 7 летнем возрасте. Можете представить насколько умнее вас «сейчасшнего» он был бы уже в 8 лет? а в 9? Да нам сейчас нужно 11 лет учить иностранный язык в школе, и то после этого вы так и не сможете на нам говорить, потому что не помните правил иностранного языка и перевода слов, Да и Хаббл на коленке не собрать, т.к после школьного курса не помнишь ничего ни об одной области науки, которые изучал 11 лет школы

Представьте, насколько быстро мы могли бы развиваться, имея подобную возможность.

image

Многие сейчас могут сказать — «Но ведь эволюционные аспекты мозга сказываются на восприятии памяти, и он защищает себя от избыточного поступления информации, это было доказано», Это верно, но возможно этот процесс защищает мозг от избытка информации из-за того, что превысив количество, мы не обошлись бы без потерь основной информации об основных процессах организма.

Но ведь встроив чип в мозг, мы сможем расширить его «размер» памяти. Усовершенствование этой технологии — это дело времени, Я уже вижу, как будут делаться миллиарды на продаже апгрейдов для мозга.

Когда же наступает момент перехода от биологической основы к синтетической ?


Представьте робота, у которого будет большая база знаний обо всем что окружает нас, если у него будет зрительная информационная база о длинах волн, которая, так же, как и нам, позволит ему распознавать объекты, цвета и их значимость.

Это позволит ему придавать смысл и свойства одним объектам относительно других, так же, как это делаем и мы.

Таких проектов уже сейчас полно. За последние месяцы было очень много новостей о системах искусственного интеллекта, распознающих лица, настроение, скрытый смысл, цвета, формы, объекты, структуры. И надо заметить, что в некоторых из них ИИ справлялся лучше людей, а именно в поиске скрытых эмоций на изображениях.

Можно ли в этот момент сказать, что синтетическая жестянка уже станет человеком, раз уже он умеет то, что умеем распознавать мы, с помощь наших глаз? Думаю, пока нет

Представьте, что этому роботу добавить систему самообучающейся нейросети, для распознавания смысла предложений в языке. Такая технология применяется в Google, и работает, надо сказать, впечатляюще. Возможно в ближайшие 5 лет эта система сможет распознавать и смысл предложений лучше, чем это делают люди.

Но, можно ли будет уже в этот момент сказать, что синтетическая жестянка уже стала человеком, раз уже он умеет то, что умеем распознавать мы? Мм… Думаю, пока нет, хотя тут уже отличий все меньше и меньше между человеком и роботом. Так в какой момент, добавляя все больше и больше распознавательных систем, аналогичных нашим, робот станет человеком?

Человек — это его сформированная база данных в мозге о свойствах объектов, об их возможностях, об их различиях и тд. Все эмоции и память формируются именно в мозге, а формируется эта память за счет поступаемой информации. Мозг умеет интерпретировать различные данные и присваивать им идентификаторы значений, свойств и отличий их от других объектов, что позволяет мозгу создавать картину мира.

Так чем же будет отличаться от нас робот, имеющий все системы распознавания, которые позволят ему жить, чувствовать, понимать оценивать, сравнивать все вокруг него на таком же уровне как и мы, те системы, которые в итоге и сформируют его память (данные об объектах и их свойства) и которые сформируют его как личность?

Думаете, что имея, подобные вашим, функции интерпретации, робот не сможет нарисовать картину, отобразив образы, которые когда-либо видел? Вряд ли, уж нарисовать голых баб и черный квадрат подобный робот точно сможет, тут много ума не надо, нарисовал 4 квадрата в углу картины — продал за 105 000 000 долларов, по крайней мере, люди понимают под этим — слово — искусство

Или, думаете он не сможет создать композицию на рояле, имея возможность анализировать длинны волн звуков, их длину, частоту и тд.?

Думаете, вы такой уж особенный и ваши, симулированные сложным процессом взаимодействий всех поступающих данных, химические чувства, невозможно симулировать в другом фрэймворке, работающем не на химической основе?

Если, ответ да — я бы не был так уверен на вашем месте. Кто знает, может быть человек, находящийся на далеком, от эволюционного совершенства, уровне, который не имеет возможность оценивать и понимать более 99% происходящих процессов на достаточно глубоком уровне, который имеет только общие понятия о процессах мышления в углеродной форме жизни, вообще не имеет права делать такие заявления о «не возможности чего-то»

image

Позвольте роботу со всеми, подобными вашим, системами распознавания и анализа, обучаться (накапливать данные о свойствах объектов) и жить (Воспроизводить накопленные данные в определенной последовательности в определенных ситуациях) в той же среде, в которой обучались и жили вы, и он станет вести себя как человек т.к. все его данные, интерпретированные подобным нашему, синтетическим мозгом имели бы те же данные о свете, звуках, чувствах поступающих на сенсоры искусственной кожи, единственное, что его будет отличать от человека, это синтетическое тело

Такой робот превратится из жестяной банки в существо ни чем не отличающееся от вас, симуляция чувств будет организована на синтетической основе, это ни чем не отличается от вашей системы симуляции чувств, (Да ваши чувства это симуляция, т.к чувства это субъективно интерпретируемая форма обратной связи мозгом, основанная на входных параметрах)

Вся разница лишь в том, что у людей она работает на химической основе, но разве тот факт, что вы используете химическую основу интерпретации чувств делает эту систему более совершенной в сравнении с синтетической?
Если ваш ответ нет, — хорошо — понимаете, что все системы, когда-либо считавшимися лучшими, рано или поздно оказываются не самыми лучшими и оказываются менее эффективными по сравнению с другими, хоть их и считали лучшими до этого.

Ну а если ваш ответ — да — и вы считаете, что человеческие чувства, настолько сложны и что их никогда не возможно будет симулировать, только потому, что они работают по химическим принципам, далеким от эволюционного совершенства… что ж, тут все очень печально, вы мыслите иллюзиями и считаете, что один из миллиардов принципов организации процессов углеродной формы жизни, лучше чем все другие, только потому, что Вы работаете по этому химическому принципу (Был один парень в истории, в Германии жил в 20 веке, тоже мыслил подобным образом )

Заключение


В ближайшем будущем грань между биологической формой жизни и синтетической будут постепенно стираться, если у нас получится подключать чипы к мозгу. Возможно даже, в ближайшем времени после внедрения такого чипа в мозг, станет возможным напрямую подключать мозг к интернету, для мгновенного накопления больших массивов знаний из всех областей.

Многие скажут, это может привести к неприятным последствиям. Но почему это должно нас останавливать? Да атомная энергия тоже может быть использована во вред, но поумнев, люди стали это использовать для выработки более экологически чистой энергии, что стало одним из факторов увеличения экономического роста и повышения уровня жизни.

Люди становятся умнее из-за того, что у них появляется больше информации, обрабатывая которую, у них возникают новые идеи по улучшению и оптимизации жизни. Только вот запоминать и накапливать данные у нас получается не очень эффективно (прочтите подряд 500 незнакомых иностранных слов (язык который вы не знаете) и перевод к ним, попытавшись запомнить значение слов, затем закрыв перевод, на память выпишите все запомненные слова, если ваш результат равен нулю, поздравляю вы — человек, к тому же человек, имеющий, среднестатистическую никчемную память, с микроскопическим буфером накопления быстрой памяти)

Возможно, эта технология RAM, сможет привести нас к технологической сингулярности, ведь увеличение всех знаний будет происходить не раз в 11 месяцев, как это происходит сейчас (по оценкам IBM после внедрения «интернета вещей» удвоение знаний будет происходить раз в 12 часов) а раз в несколько миллисекунд, что приведет к мгновенному экспоненциальному развитию во всех отраслях жизни, что в свою очередь ускорит этот процесс, позволив создать еще более совершенные методы обучения.

Ну или хотя бы позволит нам быстро обучаться, запоминая те самые 500 слов и значения к ним с первого раза и навсегда

Возможно, далекое будущее показанное в произведениях и фильмах фантастов не такое уж и далекое будущее, как нам кажется.

Комментарии (7)


  1. awaik
    20.11.2015 20:35

    Сплошные домыслы

    Если хорошо поразмыслить, каждый согласится, что, чем больше наш мозг получает данных, тем умнее мы становимся.

    Данных в мозг поступает много, смысл не в количестве шума, а в его упорядочивании и использовании = установление связей. Лишние ячейки ничего не дадут, чтобы установить связи все равно придется потрудится, приложить сознание.
    А если нет, то увы, это будет уже не ваше сознание и не ваши связи.


    1. EvilGenius18
      20.11.2015 21:27

      Это очевидно ведь… имелось ввиду полезных данных. Вы видимо не совсем поняли о чем идет речь, просто, я лично, и многие мои друзья замечали те моменты, когда становится очевидно, что чем больше данных для осмысления, тем больше идей и материала, обдумав который появляется много интересных мыслей, о которых раньше и не задумывался. Послушав лекии Ричарда Докинза или Нила ДеГрасс Тайсона, появляется столько информации, что у мозга просто раздолье для новых идей


    1. EvilGenius18
      20.11.2015 21:34

      Понятное дело, что обрабатывая абсолютно бесполезную информацию на протяжении десятилетий, никаких идей и мыслий не появится


  1. grokinn
    21.11.2015 10:28

    Ну насчет семилетних гениев вы загнули, все таки есть большая разница между тем чтобы помнить все физически законы и чтобы глубоко понимать их.
    Что же касается роботов, то для того, чтобы создать корректную симуляцию, нужно хорошо понимать как работает оригинал, а тут пока много неясного, большая часть работы мозга происходит на подсознательном уровне, причем задействуются структуры, сформированные сотнями тысяч лет эволюции, мотивация человеческих поступков определяется его ролью в обществе, эмоции являются регулятором таком мотивации, в частности через принцип удовольствия/страха, подумайте какова должна быть психология робота, что вообще заставит его развиваться или хотя бы взаимодействовать с окружающим миром, можно ли эмулировать такие процессы без глубокого понимая и, наконец, что произойдет когда робот поймет как работает его эмуляция и найдет способ обойти ограничения, включить себе бесконечное удовольствие и зависнуть на этом.


  1. DikSoft
    21.11.2015 13:04

    — А давайте к нашему SQL серверу прицепим через узкий канал ещё один? Хуже не будет!
    — А давайте по Bluetooth подключим 3D ускоритель, с кучей памяти?

    Если уж наращивать мощность системы в целом, то «сопроцессорами» не отделаться, тем более, что в данной технологии это именно похоже на внешний модуль с узким каналом связи и тонким подключением.


  1. Rena4ka
    22.11.2015 11:45

    Диванный нейробиолог в треде, всё домыслы не основаны ни на чём, кроме личного опыта.

    Мозг — не база данных. Если мы будем помнить от корки до корки учебник английского языка, это не поможет нам свободно говорить на английском. Может быть очень-очень сильно тупя, да, но не свободно. Чтобы свободно говорить и понимать язык, нужны нейронные связи в речевом и слуховом отделах мозга, а не только знания о язке.

    Да, это поможет нам помнить события и данные, и в целом это очень круто, как википедия, которая всегда под рукой, я бы за такое многое отдала. Но наши «рабочие» скиллы это не сильно изменит, хотя кто знает.

    На счёт роботов и творчества: нет, я не думаю, что роботы не смогут творить. То есть как бы смогут, но это не будет очень интересно, не интереснее чем «рисунки» DeepMind или слона. Творчество, по моему мнению, — не только сумма нашего опыта за всю жизнь, выведенная в том или ином формате, но так же и наши личные, возможно даже уникальные, случайности, являющиеся следствием того, что нейроны, как и весь наш организм, работают не идеально, потому что они биологические, и многие биологические процессы основаны на случайностях.

    Поэтому робот с идеальными кремниевыми нейронами не сможет создать ничего интересного, если его хорошо обучить музыке, то его произведения будут очень сильно напоминать композиторов, на которых он обучался. Другое дело, если он будет построен на квантовом компьютере, у которого есть ошибки вычислений. Делать нейроны не идеальными специально, возможно, плохая идея…

    IMHO


  1. darkdaskin
    22.11.2015 15:12

    Мнение дилетанта:

    Если провести аналогию мозга с компьютером, то учебники содержат исходный код, который ещё предстоит скомпилировать в исполняемый код конкретного мозга. Хотя, несомненно, при наличии всех исходников в оперативной памяти компиляция может происходить значительно быстрее, чем при обращении к внешним источникам, но время компиляции также ограничивается производительностью мозга и совершенством компилятора. Причём компилятор под конкретную предметную область также требуется скомпилировать из исходников на языке более низкого уровня (чтобы понимать высшую матетматику, необходимо знание алгебры). А исходники самого базового компилятора («умение учиться») и вовсе отсутствуют, и его необходимо сформировать самостоятельно на основе жизненного опыта.

    Если имеющийся компилятор не понимает исходный код, то воспользоваться содержащимися в нём знаниями не получится. Многие учащиеся вызубривают учебники, но при этом не понимают, что в них написано (как бразильские студенты Фейнмана). Также исходники можно интерпретировать (интерпретаторы гораздо проще компиляторов), но производительность будет ниже на порядки, и хоть какое-то понимание всё ещё нужно.

    В возможности загружать в мозг уже скомпилированный код я сомневаюсь. Высока вероятность, что этот код у каждого человека уникален, и набором связей одного мозга другой мозг возпользоваться не сможет. Хотя, возможно, в будущем будет создан некой байт-код, в котором можно будет кодировать любые знания, и пониманию которого будут с малых лет учить всех людей. Или же на основе данных о конкретном мозге быдет возможно создание транслятора этого байт-кода в исполняемый. Но без полного понимания всех аспектов работы мозга это невозможно.