Добрый день, Хабр!
Я продолжаю цикл статей о том, как учить английский язык — с точки зрения преподавателя языка с многолетним опытом.
Предыдущая статья — «Учим английский с умом: шкала CEFR, тесты IELTS и что всё это значит» — была о количественном измерении цели в изучении английского, фундаменте понимания, где вы находитесь сейчас и куда хотите двигаться.
Сегодня же мы притронемся к следующему уровню, на порядок более сложному: проблеме мотивации, которая должна помочь двигаться, причём — на протяжении месяцев и лет.
Когда мы думаем об овладении новым навыком, часто кажется, что достаточно лишь по-настоящему, сильно захотеть — и всё получится. Мой отец любил приговаривать: «Кто хочет, ищет возможности, кто не хочет, ищет причины». Просто начни. Просто делай. Но тогда почему «нельзя просто так взять и выучить английский»? Почему получается не у всех? Откуда столько сложностей? Почему советы редко работают? Почему одни пишут инструкции, что и как «правильно делать», а другие смотрят на них с отчаянием, уже зная на собственном опыте, что на их личном примере эти инструкции не работают?
Кстати, вы когда-нибудь задумывались, как инструкции и советы иллюстрируют «ошибку выжившего»? Ведь мало кто честно рассказывает о своих неудачах, провалах и том, как у него что-то не получилось.
Эта ошибка выжившего часто связана с тем, что мы — разные. Мы учим язык для разных целей, и иногда эти цели просто лежат по разные стороны океана. Например, я, будучи преподавателем, не могла не заметить, как сильно поменялись задачи клиентов в последние годы. Пандемия разбила мир на «до» и «после». Люди больше не приходят с запросом на двухмесячный экспресс-курс «для путешествий». Доступные путешествия по горящей путёвке в Европу остались в прошлом. Сегодня у большинства на повестке дня — дела, а также необходимость не только разговаривать на любую тему в обычной жизни, но и изучать профессиональную литературу, общаться с коллегами, вести проекты, и, ввиду текущих острых вопросов в рамках геополитики, быть готовым в любой момент сорваться на переезд в Европу или США.
Более того, все эти люди ещё и находятся в разных условиях. Одни уже переехали в условную Барселону и пытаются выжить в иноязычной среде, другие только примеряются к жизни за границей, будучи в России, третьи просто хотят приятно общаться и уметь выражать себя, четвертые готовятся к медицинским конференциям в Италии, у пятых переговоры с корейцами и серьёзные банковские сделки, шестые повышают квалификацию, смотря обучающие видео на YouTube…
Наконец, каждый взрослый человек имеет свою собственную, уникальную точку входа в иностранный язык, и у 56-летней Василисы Палны из бухгалтерии процесс и динамика будут совсем не такими, как у тестировщика Аркадия, который ещё не окончил вуз. У всех людей — разная динамика, разная точка входа, разные способности и особенности психики. А это значит, что и сроки, и темп будут разными. И если взять на себя больше, чем можешь унести, рискуешь получить надломы и разочарования, и уйти из обучения с тяжёлым грузом неудач. Оно нам надо? Не надо.
Как думаете, с такими разными задачами и условиями, может ли быть одна на всех универсальная схема работы?
Построить собственную траекторию обучения неспециалисту действительно сложно.
Любой достаточно внимательный человек заметит, что предложений на рынке образовательных услуг масса: онлайн-курсы, марафоны, традиционные языковые школы, частные преподаватели, приложения. Многие либо надеются, что смогут перебором найти что-то подходящее именно им, либо просто не задумываются над этим, и начинается — четыре месяца на курсах, полгода потыкал в приложение, потом два месяца с педагогом, оказалось дорого или слишком трудоёмко, бросил, решил через пару месяцев вернуться и… Через полгода понял, что почти всё забыл.
Другие пытаются сразу найти лучшее, погружаясь в бесконечное сравнение отзывов и рецензий — на школы, преподавателей, методики, учебники, приложения — и процесс выбора сам по себе превращается в причину для прокрастинации. Часто это обрастает ворохом дополнительных требований — «педагог только из МГИМО», «только носитель языка из Англии», «проживший не менее десяти лет за границей» — делающим достижение цели совсем уже маловероятным. В результате время идёт, язык не выучен, возможности упущены.
Более того, перебирая, мы слишком быстро разочаровываемся — попробовал то, это, бросил, перешёл от одного к другому, но не погрузился в обучение на каждом этапе на время достаточное, чтобы понять, что работает, что нет, и что именно работает в том, что работает.
Что ещё хуже, невозможно бесконечно начинать, бросать и снова начинать серьёзные вещи, надеяться, разочаровываться и проч. Такие эмоциональные качели слишком значительны для психики и не пройдут незамеченными, сильно и негативно повлияв на вашу будущую мотивацию. С каждым циклом нарастает напряжение, неуверенность в себе и своих способностях и желание наконец получить быстрый результат.
Поверх этого часто ложится уже накопившийся неприятный опыт неудач в использовании иностранного языка: сорвавшиеся собеседования, неудавшиеся разговоры с иностранными коллегами, провальные выступления на конференциях. Английский нужен уже вчера, и необходимость получить быстрый результат ещё сильнее давит и требует от говорящего невозможного.
И в этот момент очень важно остановиться, выдохнуть и осмыслить происходящее.
В любом долгом процессе обучения нам требуется время на анализ и рефлексию, которые, кроме всего прочего, позволяют, как говорят психологи, присвоить собственные успехи и достижения и заметить, чего мы уже достигли и что мы уже умеем. Любые успехи необходимо фиксировать.
Родная многим прокрастинация
Но что делать, если у вас действительно нет многих лет на спокойное изучение иностранного языка? Большинство клиентов приходят ко мне со словами: «У меня есть год». Что можно сделать за год? Это мы и выясняем, когда начинаем общаться.
Необходимо отобрать то, что будет полезно для конкретного человека, и не тратить время на то, что полезно «в принципе». И не перепутать одно с другим.
Однако и год — достаточно длинная дистанция, удержаться на которой тоже не очень просто. Изучение языка — это марафон, а не спринт, и к нему следует отнестись ответственно. Чтобы взяться за большое дело, мы должны взять на себя — и перед самими собой — некоторые обязательства. Мы уважаем и ценим себя и своё время, не обесцениваем собственные усилия, а это значит, мы не бросаем начатое на полпути.
И ключевую роль в этом играет правильная мотивация — понятие намного более сложное и многомерное, чем кажется на первый взгляд.
Вообще — что такое мотивация? Из Википедии, «Мотива́ция (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности». Обратите внимание на строчку «способность человека деятельно удовлетворять свои потребности». Это значит, что если кто-то говорит, что он «очень хочет», но не делает, то он не мотивирован (мы ведь отличаем желания от импульса). Мы не осуждаем мечтателей, но трезво понимаем разницу.
Другая ошибка в подходе к мотивации — это обращение к преподавателю «замотивируйте моего ребёнка», как будто ребёнок — это объект, который можно простыми действиями привести в любое нужное тебе состояние. Многих из нас так и растили — и уже во взрослом возрасте они продолжают применять этот принцип и к себе. Но если вы сами не можете привести себя в движение, как можно ожидать, что другой человек (методика, приложение, другой внешний фактор) сможет? Разумеется, преподаватель может выступить в роли мотивационного спикера, но сколько раз? Один-два? Вспомните TED Talks — надолго хватает запала после просмотренного выступления?
Разобраться с собственной мотивацией и тем, что лежит в её основе — значит ответить на вопрос «Зачем?». Следуя ницшеанскому «Кто знает „зачем“, преодолеет любое „как“», честно и подробно ответим себе на следующие вопросы: что я реализую с помощью английского языка? Что я получу? Что сделаю с его помощью? С кем я буду общаться? Зачем этим людям со мной общаться? Лучше, если вы ответите на эти вопросы письменно. Это запустит мысль по нужному курсу. И вот это и будет отправной точкой вашей мотивации.
Мотивация может быть разной — внутренней и внешней, долгосрочной и краткосрочной, «инструментальной» и «интегративной», а само отношение к изучению языка может быть как позитивным (движение «к»), так и негативным (мотивация «от», утрата чего-то или риск утраты). Ранее я писала, что считаю слабой мотивацией фразу «просто захотелось», и не люблю с ней работать, потому что ну чего здесь мы со студентом будем достигать? К чему идти? Как квалифицированный преподаватель, я умею выстраивать учебную траекторию, но траектория — это путь ОТ к ДО, а значит, мы должны чётко понимать, что именно человек хочет или должен делать на языке. Ведь не бывает языка «вообще», язык – это инструмент для достижения коммуникативных целей и осуществления разной по своему характеру социальной деятельности.
Вами могут двигать только внешние обстоятельства (внешняя мотивация), либо ваша собственная жизнь, деятельность и желания (мотивация внутренняя). Положительная и отрицательная мотивация запускает разное настроение и отношение. Сравните: «если я выучу английский, я получу оффер» или «если перееду в Нью-Йорк, моя мечта исполнится» (положительная мотивация).
Конструкция «если я не выучу английский, так и останусь неудачником» является примером отрицательной мотивации. Нами могут управлять страхи и травмы, и не сказать, что это совсем уж плохо. Сама я росла в 90-х, а в студенческие годы жила в общежитии в другом городе, и очень хорошо помню, что такое бедность и беспокойство, что не на что будет купить еды. Мотивация работать и не лениться? Ещё какая. Плохо ли это? Конечно, жить и работать в потоке, как у М. Чиксентмихайи, не думая ни о чем, кроме дела, было бы приятнее, но «жизнь такова, какова она есть, и больше никакова».
Точка входа и особенности психики всегда будут драйверами для того, что вы делаете и как. И хотя они нам неподвластны, мы не можем не выстраивать свой дальнейший путь, не учитывая эти условия.
Это, кстати, одна из причин, почему люди любят марафоны желаний — вы запускаете процессы визуализации, зачем вы что-то хотите, с каким настроением, не упуская пункт назначения из виду. Формулируя, как вы хотите жить, чего достичь, какое чувство у вас при этом появится, вы направляете своё будущее, ставите себя на рельсы и начинаете движение вперёд.
Кроме всего прочего, мотивация может быть как устойчивой, так и неустойчивой, краткосрочной и долгосрочной. Считается, что устойчивая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления, а неустойчивая — сами понимаете, какова.
Краткосрочная мотивация может быть настолько краткой по срокам, что вы сами можете её даже не особо заметить — с английским вас может захватить всего на одно задание, или цикл в несколько уроков, или пока вы учите интересную тему. Неизбежно будут периоды затухания — такое может пугать и демотивировать. Таких волн за время учёбы может быть много, и это нормально.
Но что делать тем, кто учёбу в период затухания не может вытянуть на силе воли и идёт на поводу у своего настроения? Здесь начнётся родная многим прокрастинация или поиск причины не заниматься («это меня не мотивирует»). Спойлер: а и не должно. Вы сами себе мотиватор. Жизнь — это процесс, обучение — это процесс, и если процесс не захватывает, то ваше обучение будет проходить с сопротивлением и самосаботажем. Учитель, особенно частный, будет стараться подбирать то, что вам зайдёт — но он не маг и не волшебник.
Но, к счастью, у нас есть и долгосрочная мотивация — которую вы с преподавателем удерживаете, ориентируясь на конкретные задачи, о которых не забываете ни вы, ни ваш преподаватель. Те самые, о которых мы говорили выше — зачем вам вообще учить язык.
Инструментальная мотивация — прагматическая, и означает, что вы изучаете английский, чтобы что-то получить: повышение на работе, улучшить условия труда, получить другую работу или повысить зарплату, сдать экзамен, читать новости, и так далее.
Интегративная мотивация поможет вам включиться в социум и другую культуру. Вы не только используете язык, чтобы что-то сделать, а становитесь значимым членом этого общества. Конечно, люди с таким видом мотивации лучше и красивее говорят, действительно разговаривают на языке, так как общаются они со своими друзьями, знакомыми и родственниками. В какой-то момент, если вы не захотите включаться и изучать чужую культуру — с каким самоваром ездить в какую Тулу — вы не сможете расти в языке. А почему? А потому что оказывается, что нужно уметь определённым образом себя вести — то есть знать правила игры, и без основ культуры и истории уже будет не обойтись. Ну только представьте себе: навык ведения small talk. Про язык ли это? Или не совсем?
Хорошо, если инструментальная и интегративная мотивация пересекаются. Плохо, если язык учится только по какой-то одной внешней причине, потому что такое путешествие будет недолгим и, если честно, разочаровывающим. Если вам безразлична или даже раздражает чужая культура и менталитет, пассивное отношение к обучению останется пассивным. Обучение будет формальным, из серии «проходили правила, что-то читали».
С учительской стороны
Возможно, вы поймали себя на мысли, что понимали мотивацию неправильно — люди вообще часто её либо недооценивают, либо переоценивают. А ведь её надо ещё и создавать, да так, чтобы она работала.
С помощью правильной мотивации можно достичь даже тех целей, которые на первый взгляд кажутся недостижимыми. То есть, чем более убеждающую мотивацию мы найдём для себя, тем больше наш собственный мозг и психика помогут в реализации намеченного нами же. Тогда мы будем вкладываться в реализацию на должном уровне и в самые трудные моменты, когда сделано много, а результата ещё нет (периоды «роста под землёй»).
А чтобы помочь себе в этом, можно выполнить такую вещь: используя информацию выше, выпишите все, что у вас связано с английским языком, детально, подробно, внимательно. И картина сложится.
Со своей учительской стороны я помогаю прояснить эти моменты — и ещё до начала занятий собираю данные (анкетирование обычно занимает от одного до трех часов) о целях, мотивах и предыдущем опыте обучения. Индивидуальный курс должен быть таким, чтобы отвечать собранным данным и запросу. Иногда уже на этом этапе выясняется, что человеку английский не очень нужен. Например, если приходят за английским «для работы», а на самом деле человек — юрист в российской компании, и в его жизни ноль людей и дел, в которых нужно использовать иностранный язык. И тогда мы копаем дальше — зачем учить? И если человек говорит «я хочу общаться», а общаться не с кем, да и незачем, потому что человек интроверт, живёт в маршруте «работа-дом» и в целом не любит людей, не любит рассказывать о себе, не любит интересоваться миром и окружающими, возникает проблема.
Затем, когда мы начинаем работу, я активно реагирую на самого студента. Кто-то без постоянной похвалы и поддержки не верит, что у него получается — ему требуется постоянное подтверждение правильности его шагов. Кстати, бывает так, что только в процессе обучения мы понимаем, что нам нужно. Например, я сама и не догадывалась, как много мне требуется похвалы и поддержки, когда стала учиться водить машину. Когда инструктор замечал, где я плавно и ловко сделала манёвр, где вовремя включила поворотник, а где среагировала без напоминаний, я убеждалась, что «освоила» материал. И после этого я была морально готова к следующей порции маршрутов, круговых движений и пробок на шоссе.
Язык, как и вождение, — навык, а это значит, что похвала и поддержка «в моменте» может быть необходима. Это фиксация промежуточного результата: «все нормально, получается, едем дальше».
Другие люди в первую очередь ожидают конструктива, логического и последовательного, ориентируются на достижения, и моя задача их продемонстрировать: смотри, ты за месяц научился делать это и то. Был там, теперь тут. Штука, над которой мы работаем, состоит из этого, того и третьего. Ты умеешь все три, а сейчас наша задача их интегрировать. Разумеется, времени обучения, чтобы осуществить такую рефлексию, требуется гораздо больше, это уже не микро-штука в моменте.
Люди разные. Кто-то ориентируется на достижения и успехи, а кто-то больше опасается потерпеть неудачу и испытать чувство стыда. Изучая язык, мы становимся чрезвычайно уязвимыми и обнажаем и эти свои черты тоже. А это важно знать не только вашему преподавателю, но и вам самим о себе. Это знание о местах, которые мы должны аккуратно обходить и обращаться с которыми должны очень бережно.
Кое-что из бытовой техники
Выше я описала элементы бихевиоризма и когнитивистского подхода, но и это ещё не все. Вслед за бихевиоризмом и когнитивизмом приходит всем известный Абрахам Маслоу, описавший иерархию потребностей в работе «Теория человеческой мотивации» (1943) и уже более подробно — в книге 1954 года «Мотивация и личность» (Motivation and Personality), и вот здесь все вообще становится гораздо интереснее.
Напомню, пирамида Маслоу выглядит так: физиологические потребности (сон, еда, вода, кое-что из бытовой техники), безопасность (крыша над головой, защищённость, стабильность, свобода), принадлежность и любовь (место в социуме, общение, социальные связи), уважение/признание (самооценка, независимость, репутация, успех, карма на Хабре) и самоактуализация (собственный потенциал, познание). На каждом уровне может быть нужен язык. И на каждом уровне он будет разный.
Если человек находится на уровне выживания и физиологических потребностей, ему не до блажи. Ресурсов на расслабленное хобби у него нет, поэтому, если с помощью английского человек не получает кров-хлеб, про такое времяпрепровождение можно забыть. Кроме того, человек в режиме выживания живёт в сильном стрессе и «на пределе», что значит, что занятия английским если и сможет встроить в свою жизнь, то очень ненадолго. Они выпадут из графика, так как приоритетами будут совсем другие дела. Необходимых часов на изучение языка не найдётся.
На втором уровне, уровне безопасности, на первый план выходит финансовая стабильность, работа, трудоустройство и карьера. Человек может задуматься об эмиграции. Уровень тревожности уже гораздо ниже, а значит, удаётся лучше планировать свою жизнь. Можно встраивать в расписание собственное обучение и соблюдать график.
На третьем уровне, уровне любви и принадлежности к определённому кругу, человек хочет быть нужным. Здесь же становится важным быть принятым в определённом социуме. Например, вы едете получать условный MBA или PhD, и хотите быть принятыми в студенческую тусовку. Или вы вышли замуж и вам необходимо, чтобы друзья и семья мужа вас приняла, как свою. Круг может быть и очень абстрактным: «Все нормальные люди знают английский». А раз вы нормальный, вам надо его знать.
Интересно, что далеко не всегда, когда нам кажется, что знание английского изменит нашу жизнь, это так. Есть люди, которые идут на курсы английского языка, чтобы не быть белой вороной. Например, у меня был ученик, студент университета, с начальным уровнем Elementary. Как только у него появились настоящие успехи, он исчез, а потом через пару месяцев появился с запросом «мне надо IELTS». Начал готовиться, исчез через две недели, а потом признался, что на самом деле познакомился с одной классной девушкой, которая училась за границей, прекрасно знала язык, и ему надо было выглядеть рядом с ней достойно. Можно ли найти более простые способы достижения целей на третьем уровне пирамиды Маслоу? Конечно. Поэтому неудивительно, что такое ресурсоёмкое занятие как английский язык было им вскоре заброшено.
На уровне признания на первый план выходит собственный статус, самоуважение и достоинство, уважение других людей, уважение к собственным достижениям и умение их замечать.
Топовый уровень, куда добираются не все — самоактуализация. На первый план выходит самовыражение, эстетика, поиск своей идентичности, своего «я». В рамках иностранного языка мы говорим о переходе на другой язык без потери себя, выражение себя как сложной, нюансированной личности. Здесь становится недостаточно, чтобы вас просто понимали.
Добрым словом и пистолетом
Мы разобрали много разного «зачем», но это — только половина дела. Увы, в изучении иностранного языка на одну лишь мотивацию полагаться нельзя. Что? Да. Мотивация — это топливо, но выучите вы язык не поэтому.
Представьте такую ситуацию. Вы уже в процессе, занимаетесь с преподавателем уже год, все прекрасно, вы доверяете педагогу, и вдруг рассказываете о чем-то личном, за что вам становится неловко, стыдно или просто некомфортно. Или вы задолбались на работе в этом месяце так, что хочется послать примерно все, и английский заодно. Или у вас сейчас такой период/состояние, что вы всё время рассеянны, не можете собраться, отвлекаетесь, и это бесит. Что делают некоторые люди в отношениях, когда им по какой-то причине становится некомфортно? Часто — сбегают с формулировкой «дело не в тебе, дело во мне». Ваши рабочие отношения с преподавателем — тоже, кстати, отношения.
Вслух, конечно, человек может сказать: «Что-то мне преподаватель перестал нравиться» или «изменились обстоятельства», не суть. Суть в том, что студент бросает занятия, а спустя несколько месяцев идёт искать преподавателя получше, берет паузу (через год оказывается, что пауза немного затянулась). Конечно, не все бросают навсегда, но все мы знаем, как трудно вернуться, особенно обнаружив, как много всего за это время ты забыл и растерял. Кто занимается в спортзале, тому знакомо, как трудно восстановить форму после долгого перерыва или затяжной болезни. И вот в такие, как я называю, «смутные» времена на помощь приходит не мотивация, а дисциплина.
Поэтому так важно разобраться, нужно ли учить язык вообще. Это долго, дорого, трудоёмко и требует регулярности, отдачи и дисциплины. Не пять часов изучения языка подряд раз в месяц, а спокойный планомерный труд. Качественное изучение языка — многолетняя задача, а реализация уровней пирамиды не всегда связана исключительно с иностранным языком. Возможно, достичь внутренних и внешних целей удастся более простыми, дешёвыми и лёгкими способами.
Я предлагаю подумать, а лучше выписать подробно: где, на каких этапах и уровнях пирамиды Маслоу мне нужен язык, как я его уже использую и как буду использовать в дальнейшем? А рядом — как достичь этих целей быстрее и проще? И уже после этого строить свою траекторию движения вперёд.
Дисциплина поможет вам удержаться в процессе и не выпасть из него в «смутные» времена, а результаты, полученные благодаря ей, станут новым мотивирующим толчком — тем самым замкнув круг.
Варвара из условной Костромы
Английский сегодня — социальный капитал, инструмент, который открывает множество неожиданных дверей. Молодой специалист Варвара из условной Костромы имеет такую же возможность выйти на международный рынок, как и Андрей из столицы. Но и бухгалтер Василиса Пална, и тестировщик Аркадий, и Варвара будут учить язык для совершенно разных целей, по-разному, с разным темпом и характером.
Расскажу про один прекрасный и вдохновляющий случай. У меня есть студентка, врач-онколог из ведущей московской больницы, которой надоело, что она ездит на профессиональные конференции и не может там общаться легко. Вроде какие-то знания после школы-вуза и есть, а надо рассказать о себе — и здесь привет, онемение и ступор. Мы решили начать с повторения азов, приступили в октябре, через четыре месяца обучения она нашла друга по переписке из Польши, уехала в Стамбул встретиться с ним, обнаружила, что совершенно не боится общаться с окружающими, вернулась, установила приложение для поиска собеседников для практики языка — и открыла для себя мир. Да, найти достойных и интересных собеседников требует большого труда и терпения, никто не обещает, что за пять минут они найдутся. Но вот очень скоро она едет в отпуск в Италию, куда приедет и ее собеседник, психолог из онкобольницы во Франции, с которым у них интереснейшее общение по часу-двум в день — текстом, аудио и видеозвонками.
Человек, который терпеть не может общение в интернете и дейтинговые приложения, открывает для себя другой мир. Страшно ей было вначале? Да. Нашла она внутри себя уверенность и силу? Да. Трудно было? Работы было достаточно. Два раза в неделю, по полтора часа, с вдумчивой и основательной домашней работой. «Довольна ли собой и тем, что получилось?» — спрашиваю. Отвечает: «Очень. И останавливаться не планирую».
Комментарии (7)
AWRDev
02.08.2023 11:58Чтобы выучить английский или любой другой иностранный язык надо на нем начать говорить, поставить его основным языком для себя, а русский сделать второстепенным.
Конечно, сразу заговорить, а тем более вести диалоги не получится. Но надо погружать себя в язык настолько, насколько это возможно. Если брать английский, то большинство людей уже знакомо с популярными словами из медиа и каких-то остатков школьных знаний. Но это всё практически бесполезно, нужны те слова, которыми люди пользуются в быту, повседневной жизни. Если подумать и попытаться осознать свой "дневной лексикон", то окажется, что каждый день мы говорим в целом одни и те же слова, даже в одно и то же время. Похожая ситуация с подсчетом калорий, когда кажется, что "я же не смогу посчитать все виды блюд", а оказывается меню у человека не слишком-то и разнообразное, но это я отвлекся.
Было бы хорошо, если у вас есть друзья, которые также хотят выучить целевой язык, с ними можно перейти полностью на другой язык, если строго следовать такой установке, слово за словом, начнет что-то получаться.
Что делать, если вы, например, не разговорчивый, или возможности говорить на другом (или даже на своем) языке нет, либо просто в свободное от разговоров с другими время. Можно комментировать свои действия, описывать погоду, текущий день, предметы вокруг. Содержание таких "отчетов" выходит каждый день достаточно стабильным, а как станет комфортно излагать свои мысли в этих рамках, можно усложнять конструкции, например, сравнивать текущий день с предыдущим, или подбирать синонимы к уже знакомым словам. Иногда разбавлять своё обучение какими-то мини-курсами, типа "Полиглота, язык за 16 часов", или с определенной тематикой "%язык% в магазине" и т.д. Такие включения позволят увидеть свой прогресс, показать места, куда необходимо обратить внимание, а также узнать "шорткаты" - вам какое-то слово не давалось, не было понимания, а из тематического ролика к вам пришло озарение и проблема решилась.
Начинающие любят карточками обклеивать предметы ещё. Ничего плохого в этом нет, если их правильно использовать, опять же комментировать свои действия с этими предметами. Лучше сразу все предметы не переводить, сначала можно выбрать 10 карточек условных, повесить на неделю, потом сменить на другие 10, если оставить надолго - то вы просто перестанете обращать внимание на них, да и все сразу не выучите. Ещё интересный подход: не знаешь как называется предмет - опиши его словами по примитивнее, например, вместо "холодильник" - "большая холодная коробка белого цвета". Практическая польза от этого в дополнительной тренировке базовых слов, что в случае сложностей "в боевых условиях" может вас немного выручить.
То отвлёкся, то увлёкся, чет многовато вышло, упс
muskate Автор
02.08.2023 11:58И да, и нет. Сейчас расскажу почему.
У вас в комментарии нет ничего про системное изучение языка. У вас есть про практику (в вашей практике есть и плюсы и минусы), "какие-то мини-курсы", отдельные техники вроде карточек. Это лишь отдельные инструменты, мы должны это понимать. Рабочие, но разрозненные, не связанные между собой. Их можно объединять/дополнять, учитывая вашу цель, но основой они быть не могут, иначе вы так и будете "что-то делать". И по всем этим активностям нужна качественная обратная связь, которая предполагает, что вы не просто "что-то делаете", а делаете то, что надо и делаете это правильно, а не заучиваете ворох всего подряд.
Не надо забивать себе голову "16 временами", если цель поехать в отпуск в Таиланд, а уровень начальный. Достаточно 3-4 видо-временных форм, а учить нужно массу других вещей, как пример, те фразы, которые преподаватели называют functionals ("Can I have..." вместо "I need" в отеле или "I'll have" вместо "I want" в ресторане).
Нет необходимости знать, как будет "водопроводный кран", "балясина", "терка для цедры" на английском, если вы работаете в финансах и хотите английский, чтобы вести переговоры и коммуникацию на работе.
Не надо знать терминологию и уметь разговаривать о тонкостях театра и кино, если вы хотите проявить себя на собеседовании. И тд, и тп.
Дело в том, что то, что мы часто понимаем под "выучить язык" владение языком "как родным", что не всегда и не всем нужно. Мы разные. Кому-то нужно уметь жить за границей, кому-то только проф. литературу читать, на конференциях выступать, кому-то вести переписку с подрядчиками, кому-то учиться за границей (а это предполагает в том числе знание местной культуры и этикета) — и это все будет разный набор в нашем конструкторе.
К сожалению, у взрослого человека мало свободного времени, как правило, несколько свободных часов в неделю, не больше, и он выбирает, на что он их прямо сейчас потратит. Устроить девушке/жене свидание или выбрать видео Петрова? Поехать с семьей в парк или сказать им "давайте опять без меня" и остаться дома с упражнениями на неправильные глаголы? Часто только кажется что можно это все совмещать и успевать. Если вы живете жизнь, а не наизнос, то нельзя. Учеба предполагает концентрацию и погружение в процесс. Если вы все время отвлекаетесь на что-то, то сложно сказать, что чему-то научитесь.
Поэтому я и говорю о целеполагании. Если выбранные вами техники, мини-курсы и ваша практика помогают в том, что надо уметь на языке — супер, вы на правильном пути. На высоких уровнях это тоже работает. Если вы все время "что-то" делаете, а толку немного — возможно, вы занимаетесь не тем.
AWRDev
02.08.2023 11:58Да, возможно я где-то что-то недоговорил или сказал не то. Я с вами полностью согласен про целеполагание и знание языка в нужной для себя области, и в своем комментарии хотел донести ту же мысль, вышло, получается, не очень, что ж.
В этом плане я не совсем понимаю тот же школьный курс иностранного языка, который стремится охватить все темы подряд, начиная от состава семьи и заканчивая атомной промышленностью Англии 12 века до нашей эры. В грамматике это тоже есть конечно, но это оправдывается, как бы сказать, школьным подходом, когда мы не учимся использовать язык, а изучаем его как предмет, поэтому нам обязательно надо знать про все времена и про все виды правильных и неправильных глаголов.
Про свои успехи, которые я достигаю со своим подходом пока сказать не могу, так как только недавно выделил для себя какие-то правила и пробую взять язык с нуля опираясь на свой опыт. Через условные полгода можно будет что-то сказать, надеюсь уже на изучаемом языке.
Что интересно, в процессе изучения языка, приоритеты меняются довольно часто, в зависимости от текущих навыков. Один раз так подумаешь - надо больше текста читать, в иной - надо было слушать носителей, в третий - лучше писать, записывать мысли например. И нельзя просто человеку сказать: "Я понял, надо больше смотреть сериалы", надо и его уровень как-то оценить, что ему нужно именно сейчас.
muskate Автор
02.08.2023 11:58В каком году Вы закончили школу?
Если не так давно, то скорее всего у вас был инициативный учитель. Я не знаю, о какой атомной промышленности Англии 12 века идет речь, так как много лет современный школьный курс опирается на требования ФГОС, которые время от времени обновляются. Эти требования можно легко нагуглить, в них есть список тем. Их довольно много, но они не любые. Многие "школьным курсом" называют тот хаос, что был во время 90х, когда учителями английского были люди случайные. В те годы уж кому как повезло, кому-то достался сильный преподаватель, а у кого-то (у большинства) был London is the capital of Great Britain. Я не знаю как в регионах, но в Москве школы уже очень много лет идут по учебникам, опирающимся на коммуникативную методику. Кстати, в программе общеобразовательной школы (не английской гимназии) НЕТ всех времен и ВСЕХ правильных и неправильных глаголов. Не требуются они и для сдачи государственного экзамена.
Школьный уровень выпускника, сдавшего ЕГЭ на средний балл, — это B1, выпускника школы с углубленным изучением — В2 (согласно ЕГЭ). То есть, вовсе не все. Некоторые лишь навыки, какой-то охват тем, какие-то умения. При этом не каждый выпускник школы уже умеет поддерживать беседу, размышлять, думать, а овладевать полезными для жизни навыками ему еще предстоит.
Поздравляю Вас с тем, что вы встали на этот путь, и желаю системности и много интересных открытий!
TsarOrgasmatron
02.08.2023 11:58Учил английский с 7 лет. Разные учителя, потом примешался французский и немецкий, и теперь констракшен и конструксьйон для меня всегда небольшой тупик, как произносить. Не говоря уже про шторм. Просто шторм, без логики и с в начале.
При этом я с детства играл в игрушки на английском, смотрел стримы, сериалы на английском абсолютно не понимая или заучивая неправильное произношение слов.
И уже в сознательном возрасте решил переформировать этот пласт знаний во что-то более вменяемо т. К. Читать, переводить я мог и тогда, а вот что-то из себя выдохнуть внятного - нет. Система давно забылась.
Учу уже полтора года. Это до сих пор сложный этап. У меня банально блок стоит. Я будут делать все, кроме домашки. В итоге учёба без домашки, одними занятиями. Тем не менее навык вырос значительно, начал разбираться в конструкциях.
Но по факту, я из слабенького б1 ушёл на уровень б2 приближаясь к с1.
В работе и в быту его не использую особо. Школьников в доте обматерить, да техническую документацию на линию или завод перевести - мой максимум использования.
И цели особой нет. Просто учу, чтобы учить.
Да и слушая англичан, которые говорят:he Will start needing car soon. Очень двоякое ощущение о реальной необходимости задавать какие-либо экзамены для подтверждения языка :)
syrtin
Как я понял из статьи, Вы рекомендуете в первую очередь определиться зачем и для чего учить, сформулировать для себя и расписать подробно, что будет отправной точкой для мотивации и желательно попытаться найти именно "правильную" мотивацию: инструментальную и интегративную, а в этом нам может помочь с практической точки зрения выписывание этого на бумагу.
И сохранить и не потерять мотивацию помогают со стороны учителя: похвала, поддержка и помощь в осознании того, каких результатов человек достиг в процессе, чтобы понимал, что это всё не зря.
muskate Автор
Да, все так.