Венчурные капиталисты все чаще говорят об IPO, как о некоем «понижающем раунде» финансирования. Ведь сразу после IPO, или через некоторое время, оценка стартапов нередко падает и оказывается значительно ниже, чем в частных раундах. Это случилось с такими компаниями, как, например, Square, Facebook, Groupon и Zynga.

По результатам IPO, процессинговая компания Square получила оценку в $2,9 миллиарда. Это более чем в два раза меньше октябрьской оценки. Цена за акцию упала ниже минимальной отметки в $11 и составила $9. Компания выставила на продажу $243 миллиона ценных бумаг. Это на 25% меньше заявленного количества ($324 млн). «Мегамозг» писал, что в октябре Square оценивалась в $6 миллиардов.

В декабре 2011 года разработчик мобильных игр Zynga начал публичное размещение по цене $10 за акцию. Однако в первый же день цена снизилась до $9,50. Через полгода она упала до $3 за бумагу. С тех пор оценка компании сократилась на 73,16%.

В 2011 году также вышел на IPO сайт скидок и купонов Groupon. Начало было многообещающим – котировки компании повысились на 50% и достигли $20 за бумагу. Но вскоре после размещения у инвесторов возникло много вопросов по поводу прибыльности компании и ее перспектив. Акции подешевели на $6,32. Далее падение продолжилось и достигло 89,7% в августе 2015 года. А ведь перед IPO корпорация Google предлагала выкупить Groupon за $6 миллиардов.

На каком-то этапе эти компании были переоценены, а после IPO их просто вернули с «небес на землю». В связи с происходящим многие аналитики не упускают возможности вспомнить изрядно набившее оскомину словосочетание «пузырь доткомов». То есть, теперь, если компания приобретает репутацию не просто «пузыря», а пузыря, который вот-вот лопнет, от нее «отворачиваются» сначала публичные, а потом и частные инвесторы.

Ряд специалистов связывает явление «понижающего раунда» с нестабильной экономической ситуацией в мире, с волатильностью фондовых рынков, с курсом доллара, а кто-то называет такие провалы временными «аномалиями».

Однако некоторые эксперты считают, что разрыв между оценками до и после IPO не так фатален в долгосрочной перспективе, передает TechCrunch. Facebook в свое время тоже прошел «испытание публичностью». Тогда, в мае 2012 года, компания допустила ряд просчетов при размещении, и цена за акцию упала значительно ниже ожидаемой. После этого Facebook год восстанавливала свою репутацию. Однако теперь, спустя три года, оценка компании выросла более чем в пять раз.

Комментарии (2)


  1. algorithmist
    24.11.2015 01:56

    Ну не все корабли способны к самостоятельному плаванию. Иногда им НУЖНО прицепиться к кораблю побольше.

    Вполне возможно, что тот же Groupon, если бы Google купил его за 6млрд$, стал бы популярным сервисом Google. Потому что рынок то купонов остался, и нормального решения все равно так и нет. И было бы win-win.

    А так компания решила плавать самостоятельно, и в шторм потонула. IPO сам по себе здесь был, возможно, не так важен. Сыграло роль решение жить как независимая компания, а не встроиться в экосистему какого-то гиганта.


    1. semen_grinshtein
      24.11.2015 11:18

      Наверное, компании трудно признать, что она не способна к самостоятельному плаванию? Ведь для некоторых СЕО, это удар по самооценке, не правда ли?