Рано или поздно каждый CEO решается выйти из операционки и сосредоточиться на стратегии. Кто его заменит? Обычно, это COO.

В IT история та же. В целом. Но есть свои особенности, которые накладывает отрасль. Это касается и решаемых задач, и полномочий, и требующихся знаний.

Что же это за зверь такой, COO в IT, приглашаю почитать!


Привет! Меня зовут Илья Прахт, я опытный менеджер в IT, а еще руководитель курса COO в OTUS. Я сам был COO, менторил COO, помогал владельцам бизнесов находить себе правильных COO. И надо сказать, отрасль накладывает свою специфику на эту роль. Особенно в консалтинге и аутсорсинге.

И чтобы разобраться, кто же такой COO в IT, я решил написать эту статью. Погнали!

Роль COO

Кто такой COO (Chief Operating Officer)? Если совсем по-простому, человек, который отвечает за всю операционку в компании. Т.е. не за стратегию, не за развитие, а за функционирование того, что есть, наиболее эффективным образом.

А что есть операционка в компании? Зависит от компании, но в любом случае, это бОльшая ее часть. А значит, COO отвечает за бОльшую часть того, что происходит в компании. Это, чаще всего, второй человек, после CEO.

Ну и появление COO в компании, чаще всего, шаг, вызванный желанием CEO вырваться из операционки и сосредоточиться на развитии компании.

Зону ответственности COO хорошо можно выделить там, где производство отделено от продаж жестким “забором”. Например, какой-то завод. Или продуктовая IT-компания, что нам ближе. Там производство – некий механизм, который получает на вход ресурсы и выдает на выходе продукты. А как это все будет продаваться, какие требования к продукту и т.д., ему все равно, для него это просто входные данные.

В консалтинге или сервисном бизнесе так не получается. Там каждый продукт – это проект, и он уникален. И границы ответственности COO начинают размываться чуть ли не до размера всей компании. Тут вам и продажи, и маркетинг, и HR, и бэкофис. Все влияет на операционные результаты. COO должен обеспечивать финансовую эффективность, добиваться приемлемой EBITDA (доходы минус расходы на производство и операционку, за исключением амортизации). И вот в аутсорсинге или консалтинге на EBITDA будет влиять практически каждый департамент.

Типы COO

COO бывают 2 типов.

Первые – это прям руководители, с огромным набором полномочий, которым подчиняется вся компания, за исключением CEO и, может быть, еще пары департаментов. Такая позиция еще называется Исполнительный директор. Он отвечает за все и управляет всем. Кроме, опять же, стратегии. Т е COO получает четкие указания, что нужно делать, а дальше делает, и все для этого у него есть.

Вторые – это, скорее, координаторы. Настоящие COO, с  точки зрения западной трактовки этой роли, операционный директор по-нашему. Ответственные за эффективность операционной работы, но в матричной интерпретации. У них нет прямых подчиненных, либо пара сервисных подразделений. Они ставят всем директорам цели и OKR-ы, и за счет этого влияют на результаты. Они помогают внедрять изменения, оптимизировать процессы и финансы, но не принимают самостоятельно каких-либо весомых решений. Только рекомендуют.

И первая, и вторая модели COO встречаются довольно часто. Не могу даже однозначно сказать, каких больше. Но есть одна закономерность: чем больше компания, тем меньше полномочий будет у COO. Ведь в развитых компаниях и менеджмент сильный. И тут, как раз, больше нужна помощь в координации и взаимодействию между руководителями, чем в их управлении. А вот в небольших компаниях, где большая часть полномочий в руках у CEO, как раз чаще встречается первый типаж полноценных руководителей.

Задачи COO

Базово, у COO есть 4 основные задачи:

  1. Координировать совместную работу всех подразделений

  2. Добиваться операционной эффективности

  3. Контролировать показатели и финансы

  4. Решать эскалации и операционные проблемы

Давайте копнем чуть глубже, разберем эти задачи подробнее.

Координация совместной работы. COO получает стратегию и цели компании. И дальше его задача добиться исполнения этих целей. Соответственно, цели декомпозируются на подразделения, назначаются ответственные. И далее COO координирует и фасилитирует этот процесс, следит за прогрессом и вносит корректировки в планы, если потребуется.

Операционная эффективность. Один из важнейших блоков работы COO – про процессы. Определение процессов, построение, тюнинг уже существующих процессов. Все для того, чтобы операционка отнимала как можно меньше сил и ресурсов команды, тратила как можно меньше денег на себя.

Контроль показателей и финансов. COO работает с данными: метрики, KPI, финансовые показатели. Все это вместе собирается, отображается на специальных дашбордах, подсвечивает проблемы или кризисы. Задача COO – видеть и реагировать на проблемы задолго до их полноценного проявления, чтобы снижать любые потери. Здесь все можно пересчитать в деньги.

Решение проблем и эскалаций. В любой налаженной системе случаются edge-кейсы – ситуации, которые не предусмотрели, не заложили в основной процесс. И когда никто не может решить проблему на своем уровне, она эскалируется до COO, и он подключается к ней сам. Обычно, это вопросы на стыке зон ответственности: между маркетингом и продажами, между продажами и производством, между фронтофисом и бэкофисом.

Компетенции COO

Исходя из всего, что мы разобрали, можно составить некоторый список компетенций, который необходим COO. Итак, COO должен знать и уметь:

  • Операционный менеджмент – принципы построения организации, цепочка ценности, построение и оптимизация процессов, метрики и KPI и т д

  • Внедрение изменений и проектный менеджмент – львиная доля работы COO приходится на изменение чего-то. А любое крупное изменение правильно внедрять, как проект

  • Автоматизация и цифровая трансформация – тут не всегда, для крупных компаний выделяют прям специальную роль директора по трансформациям CDTO. Но если такого нет, эта функция ляжет также на COO

  • Финансовый менеджмент – умение считать деньги, строить финмодели, достигать того самого приемлемого уровня EBITDA

  • Стратегия – казалось бы, парадокс, я чуть выше писал, что COO за стратегию не отвечает. Все так, не отвечает. Но он отвечает за ее внедрение. А для этого надо, как минимум, уметь декомпозировать цели, каскадировать стратегии

  • Коммуникации – COO много со всеми разговаривает. Даже COO первого типа, полноценный руководитель, не может построить всю компанию на одном тоталитаризме, приходится считаться с мнением коллег и договариваться. А уж COO координатор, так и вообще, только и делает, что ищет компромиссы со всеми. Таков путь

С точки зрения базовых навыков и умений, это все. Еще одной важнейшей компетенцией будет понимание предметной области. Той сферы, в которой работает компания. Иначе сложно понять, что можно оптимизировать или выкинуть, а без чего компания просто не сможет дальше существовать.

COO в IT

Роль COO в IT отличается несильно. Все описанное выше для нее применимо.

Главная особенность – это сложная сфера. И потому в COO вырастают обычно руководители изнутри IT. Очень сложно ворваться в эту профессию откуда-то снаружи.

Второй нюанс – ресурсы. Практически все здесь – люди. А там где люди и их взаимодействие – огромный простор для оптимизации всего и вся. И поле непаханное для работы COO.

Ну и третий нюанс – много автоматизации. Больше, чем везде. Автоматизации поддается практически каждый шаг, а потому COO хорошо должен в этом разбираться, опять же, иметь хороший кругозор в IT.

Вот такой он, COO в IT. Роль сложная, интересная, с большими полномочиями и возможностями, но и с большой ответственностью. Чаще всего, COO здесь становятся руководители проектного офиса, CPO, CTO, или директора департаментов, в которых много разных и сложных процессов (например, маркетинг или HR).

P.S.

Надеюсь, мне получилось расшифровать, что это за роль такая – COO в IT. Ведь именно таких COO мы и будем готовить на нашем новом курсе COO в OTUS.

А чтобы еще глубже разобраться в вопросе, мы проведем открытый урок 14 августа по такой же теме – “Кто такой COO в IT”. Регистрируйтесь и приходите!


Присоединяйтесь к моему телеграм-каналу Седой директор. Пишу там про управление людьми и продуктами, про менеджмент в IT. Отвечаю на ваши вопросы и разбираю ваши кейсы.

Комментарии (7)


  1. JuryPol
    08.08.2023 19:56
    +1

    Тут совсем недавно рекрутинг продактов отметился. Как отдельная специализация, потому как продактов разных много и подход разный нужен. У «Chief Operating Officer» тоже, оказывается, все непросто. Курсы вот появились. Замер в ожидании…

    Эх, сколько ж народу айтишная буренка кормит…


  1. ildarin
    08.08.2023 19:56
    +2

    И при чем тут IT?

    Давайте теперь статью про уборщиц в IT. Потом про строителей в IT. Про мороженное в IT. Последнее, кстати - прочитал бы, мороженное люблю оч.


    1. sergio_deschino
      08.08.2023 19:56
      +1

      У нас в предыдущей конторе стоял морозильник с мороженым. Такое себе, набрал быстро лишних килограммов)

      Теперь, правда, стоит холодильник с пивом, что тоже такое себе по той же причине…


      1. JuriM
        08.08.2023 19:56
        +1

        Что-то ваш СОО не справляется


        1. sergio_deschino
          08.08.2023 19:56

          С распитием пива по пятницам? Справляется, мы с ними пиво и пьём, ну и плюс еще парочка начальников отделов. Остальные как-то не используют холодильник по назначению.


          1. JuriM
            08.08.2023 19:56
            +1

            С набором лишних килограммов :)


            1. sergio_deschino
              08.08.2023 19:56

              С этим он тоже отлично справляется))