Привет, меня зовут Андрей Гончаров, я Frontend Developer в Mish Product Lab. Сегодня подробно разберёмся, что такое Server/Backend‑Driven UI, как с ним работать и зачем он вообще нужен.
Что такое Backend-Driven UI?
Backend‑Driven UI (или Server‑Driven UI) — это концепция в разработке приложений с интерфейсом, при котором бэкенд управляет как данными приложения, так и его внешним видом. Например, для фронтенд‑приложения BDUI будет управлять вёрсткой.
Есть разные уровни «проникновения» этой концепции в фронтенд‑приложение, но лучше это представить как спектр.
Кейсы
Проще всего эту концепцию представить через кейсы. Вот парочка:
Кейс #1: страница оформления заказа (aka checkout)
Обычно заказ оформляется в несколько шагов: выясняем способ получения, способ оплаты, контактные данные, делаем оплату. Бизнесы бывают разные, и логика формирования шагов такая же. Шаги же, по сути, представляют собой формы с полями ввода. На фронтенде нам нужно организовать отрисовку полей форм, переходы между шагами и отправку данных. Остальная логика возлагается на бэкенд.
Яркий пример — CS‑Cart.
Кейс #2: пост в блоге
Обычно посты в блогах пишут в админке блога в WYSIWYG‑редакторе. Некоторые современные редакторы предоставляют многоколоночное оформление контента, кастомные компоненты, накидывают SEO, тегов и прочих ништяков. Бэкенд хранит записи, организует управление и доступ к ним. Фронтенд из структуры документа формирует верстку.
Яркий пример — Strapi.
Кейс #3: быстрая доставка улучшений интерфейса без обновления приложения
Представим, что вы — банк, который оказался под санкциями: ваше приложение скрыли из всех магазинов, вы не можете доставить пользователям новые обновления. Но у вас есть выход, ведь весь интерфейс приложения приходит в виде JSON с сервера!
Зачем реализовывать эти кейсы при помощи данной концепции?
Потому что мы хотим:
Значительно поменять Layout фронтенд‑приложения (кейс #3).
Изменить структуру какого‑то экрана в приложении (кейс #3).
Внедрить A/B‑тестирование (кейс #3, кейс #1). Представьте, какая это боль, когда такие тесты на гипотезы надо писать руками, деплоить в отдельные версии/бандлы и так далее.
Срочно добавить дополнительное промо от отдела маркетинга.
Добавить страничку с каким‑то контентом.
Что может пойти не так, если отказаться от BDUI
Для каждого отдельного члена команды свой сценарий развития событий:
Для проджекта нужно будет учитывать сложность изменения структуры страницы. Конечно, есть тимлид, который подскажет. Но что, если он тимлид‑джун без опыта?
Для тестировщиков изменение глобальных частей с захардкоженной структурой практически всегда триггерит полный регресс. Нет уверенности в том, что полный ручной регресс не вызывает боль. Но точно есть сценарий с отсрочкой релиза на пару дней.
Для программистов можно выделить следующие больные моменты кратко:
изменения в структуре нужно зафиксировать в коде, то есть сесть и сверстать;
внешние источники данных нужно интегрировать для новых блоков;
необходимо контролировать удаление источника данных при удалении блока;
нужно встроить новый блок в существую верстку или же адаптировать верстку при удалении блока.
Что насчет сроков? Негативный кейс
Давайте рассмотрим кейс, в котором у нас заказывают небольшой сервис бронирования койко‑мест. У нас есть дизайн, по которому мы верстаем, есть договор, определяющий функционал и сроки. Есть реальная действительность, где перед дедлайном просят поменять местами промоблок и компонент «селектор койки».
Казалось бы, в верстке меняешь два компонента местами — готово. Но есть вероятные технические блокеры:
фронтендер мог верстать страницу изначально с этими блоками, делая хардкод в размерах, отсупах и так далее;
источники данных могут требовать какой‑то определенный порядок запроса данных;
код может быть «грязным», а понимающий его синьор — в отпуске.
Ещё есть минус от хардкоженной структуры UI, не очень очевидный: у страницы нет контракта с точки зрения его структуры и данных. Мы можем понять, какие данные придут, но только после изучения кода. Как и узнать раскладку блоков в верстке.
А как быть с добавлением новой страницы с текстовым контентом?
Нужно залезть в код и скопировать типовую страничку с её layout — по сути копипаст бойлерплейта.
Может потребоваться зарегистрировать страницу в роутере приложения, закрыть за авторизацией.
Необходимо подрубить источник данных.
С такой ментальной моделью приложения сложно будет сделать следующее:
Проводить A/B‑тестирование.
Добавлять новый контент на сайт без привлечения отдела разработки.
Иными словами, фронтенд превращается в программу, внешний вид которой не поддается изменению извне, он не зависит от какой‑то схемы.
По сути, вся техника Backend‑Driven UI сводится к получению схемы экрана от бэкенда, к дальнейшей обработке и рендерингу. Часто даже с получением карты сайта.
Как получить удобный BDUI
Что нам нужно учитывать, чтобы получить удобный Backend‑Driven UI?
Контракт от бэкенда. Нужно понимать, в каком формате будет приходить лейаут экрана.
Начальное состояние компонента. Если оно нужно, то как лучше его инкапсулировать?
Степень, до которой BDUI описывает layout. Сюда входит расположение и вложенность блоков, их горизонтальное или вертикальное расположение на странице, размеры блоков.
Параметры страницы. Среди них номер страницы, фильтры и так далее.
Как это сделать?
Лучше всего, как я выяснил, выделять логику формирования интерфейса в отдельный микросервис, Backend For Frontend. Не стоит запихивать в бэкенд проекта логику для полиморфного отображения. Да, есть случаи как в кейсе #1, но мы сейчас про макет.
Кто и как применяет в индустрии BDUI?
Пример #1. Бигтех, Ozon
Приложение Ozon для смартфонов сделано по этой концепции. Применяют они её по ряду причин:
для A/B‑тестирования;
чтобы вытащить бизнес‑логику из Web/Android/iOS приложений;
для более быстрой доставки изменений пользователям.
Вот классная статья, где они рассказывают о том, как готовили логику формирования интерфейса.
Пример #2. Бигтех, Альфа
Хорошая статья на Хабре, где инженеры Альфа‑банка делятся своим опытом.
Отмечу, что они рассказывают не столько про компоновку, сколько про всё остальное: обработка событий, бизнес‑логика в сложных формах.
Пример #3. Бигтех, Airbnb
Ныне почивший в России букинг‑сервис Airbnb. Да, их мобильное приложение также построено на концепции BDUI. Применяют они её для A/B‑тестирования. Вот приправленная кодом статейка с их рецептом: https://medium.com/airbnb‑engineering/a‑deep‑dive‑into‑airbnbs‑server‑driven‑ui‑system-842 244c5f5
Пример #4. No-code, Unflow
Да, такая модная тема как no‑code зачастую заходит в клиентские приложения через BDUI. Так, Unflow оставляет свободу для кастомизации и предоставляет SDK для мобильных платформ: https://github.com/unflowhq
Пример #5. No-code, Strapi
Интересный пример реализации — Strapi, Headless CMS. Она даёт интерфейс для редактирования контента и не формирует отображения, не генерирует сайт. Так можно создать сущность «макет страницы» и в него накидывать блоки страницы. Но это совсем неудобно. И ещё нет возможности удобно впилить другие источники данных.
Пример #6. Реализация концепции в CMS CS-Cart
Есть другой пример реализации, так называемый Block Manager. По сути, это упрощенный визуальный редактор макета страницы. Позволяет собрать/пересобрать страничку, вообще не прибегая к написанию кода. Настройки блоков/виджетов — отдельная мультивселенная.
Выводы
Backend/Server‑Driven UI всё же узкоспециален. Реализация полноценного интерфейса в такой парадигме — задание со звёздочкой в квадрате, готовое съесть много денег бизнеса. Поэтому отлично заходит этот подход либо для очень крупного, либо для малого бизнеса. Да и выглядит это как некий Trade‑off в обоих случаях.
Очень крупному бизнесу нужно проверять гипотезы, быстро поставлять фичи/заплатки и не сгореть в аду дублирующейся бизнес‑логики в разных клиентских приложениях.
У малого бизнеса нет ресурсов для своих решений, эти ребята берут no‑code платформы, которые в основном BDUI, накидывают экраны, настраивают open‑source клиент на свой инстанс в платформе, и всё работает.
Но концепция хороша, и применять её точечно в определенных местах (типа сложных форм) — однозначно правильное решение. Чем больше бизнес‑логики на сервере, и меньше на клиенте — тем крепче спится.
Nireko
Ссылка на статью альфы не работает? А нашел, знак % удалил
kugichka Автор
Спасибо, поправил ссылку. :)