
Возможно, кошкам и приписывают репутацию независимых животных, но новые исследования показывают, что между нами существует уникальная связь, которую питает химия мозга.
Главным химическим веществом здесь является окситоцин, часто называемый «гормоном любви». Это то же химическое соединение, уровень которого резко повышается, когда мать качает на руках своего ребёнка или когда друзья обнимаются, укрепляя доверие и привязанность. И теперь исследования демонстрируют, что окситоцин важен и для связи между кошкой и человеком.
Окситоцин играет ключевую роль в социальном сближении, доверии и регуляции стресса у многих животных, включая человека. Один эксперимент 2005 года показал, что окситоцин заставлял добровольцев-людей значительно охотнее доверять другим в финансовых играх.
Окситоцин также обладает успокаивающим эффектом для людей и животных, поскольку подавляет гормон стресса кортизол и активирует парасимпатическую нервную систему (систему «отдыха и пищеварения»), помогая телу расслабиться.
Учёным давно известно, что дружелюбное взаимодействие вызывает выброс окситоцина как у собак, так и у их хозяев, укрепляя их взаимную связь. Однако до недавнего времени о его влиянии на кошек было известно не так много.
Кошки более сдержаны в проявлении привязанности. Тем не менее, их владельцы часто сообщают о таких же тёплых чувствах дружеского общения и снятия стресса, как и владельцы собак, и исследования всё чаще подтверждают эти наблюдения. Например, японские исследователи сообщили в 2021 году, что короткие сеансы ласк с их кошками повышали уровень окситоцина у многих владельцев.
В том исследовании женщины взаимодействовали со своими кошками в течение нескольких минут, пока учёные измеряли уровень гормонов у владельцев. Результаты показали, что дружелюбный контакт (поглаживание кошки, разговор нежным тоном) был связан с повышенным уровнем окситоцина в слюне людей по сравнению с периодом спокойного отдыха без их кошки.
Многие люди считают, что поглаживания мурлыкающей кошки действуют на человека умиротворяюще, и исследования указывают, что дело не только в мягкой шерсти. Сам процесс поглаживания и даже звук мурлыкания могут спровоцировать выброс окситоцина в нашем мозге. Одно исследование 2002 года обнаружило, что этот всплеск окситоцина от нежного контакта с кошкой помогает снизить уровень кортизола (нашего гормона стресса), что, в свою очередь, может снизить кровяное давление и даже уменьшить боль.

В какой момент при взаимодействии с кошкой высвобождается окситоцин?
Исследования выявляют конкретные моменты, которые вызывают выброс этого гормона в нашей межвидовой дружбе. Нежный физический контакт, по-видимому, является главным триггером для кошек.
Исследование от февраля 2025 года показало, что когда владельцы ласкали своих кошек в расслабленном режиме, обнимали их или держали на руках, уровень окситоцина у владельцев имел тенденцию к повышению, и то же самое происходило с кошками — если взаимодействие не было навязано животному.
Исследователи отслеживали уровень окситоцина у кошек в течение 15 минут игр и ласк дома с их хозяином. У кошек с надёжным типом привязанности, которые сами инициировали контакт (например, залезали на колени или тыкались головой), наблюдался всплеск окситоцина. Чем больше времени они проводили рядом со своими хозяевами, тем больше был всплеск.
А как насчёт менее ласковых кошек? В том же исследовании отмечались разные модели у кошек с более тревожным или отстранённым стилем привязанности. У избегающих кошек (тех, кто держался на расстоянии) не было значительных изменений в окситоцине, в то время как у тревожных кошек (постоянно ищущих хозяина, но легко перевозбуждающихся от тактильного контакта) изначально был высокий уровень окситоцина.
Было обнаружено, что уровень окситоцина у избегающих и тревожных кошек падает после навязанной ласки. Когда взаимодействие происходит с уважением к комфорту кошки, окситоцин течёт рекой — но когда кошка чувствует себя загнанной в угол, гормон связи исчезает.
Возможно, люди могли бы научиться чему-то у своих пушистых друзей в управлении стилями привязанности. Ключ к установлению связи с кошкой — это понимание того, как они общаются.
В отличие от собак, кошки не полагаются на длительный зрительный контакт для установления связи. Вместо этого они используют более сдержанные сигналы. Самый известный из них — медленное моргание. Это кошачья улыбка, сигнализирующая о безопасности и доверии.
Мурлыкание также играет роль в установлении связи с людьми. Низкочастотная вибрация кошачьего мурлыкания связана не только с заживлением у самих кошек, но и с успокаивающим эффектом у людей. Прослушивание мурлыкания может снизить частоту сердечных сокращений и кровяное давление; окситоцин опосредует эти преимущества.
Общение с кошкой, подкреплённое всеми этими небольшими выбросами окситоцина от ежедневных взаимодействий, может служить буфером для тревоги и депрессии — в некоторых случаях обеспечивая комфорт, сопоставимый с человеческой социальной поддержкой.
Неужели кошки менее любвеобильны, чем собаки?
Действительно, исследования обычно обнаруживают более сильные окситоциновые реакции во взаимодействиях между собакой и человеком. В одном широко обсуждаемом эксперименте 2016 года учёные измерили уровень окситоцина у питомцев и их владельцев до и после десяти минут игры. У собак наблюдался в среднем 57% всплеск уровня окситоцина после игры, тогда как у кошек — около 12%.
У людей уровень окситоцина повышается во время значимых социальных взаимодействий. Исследования показывают, что контакт с любимым человеком вызывает более сильные окситоциновые реакции, чем контакт с незнакомцами. Таким образом, радостное приветствие собаки похоже на прилив чувств при встрече с вашим ребёнком или партнёром.
Собаки, как стайные животные, одомашненные для постоянного общения с человеком, почти «запрограммированы» искать зрительный контакт, ласки и одобрение от нас — поведение, которое стимулирует выброс окситоцина у обеих сторон. Кошки, однако, произошли от более одиноких охотников, которым не нужны были явные социальные жесты для выживания. Поэтому они могут не демонстрировать поведение, подпитываемое окситоцином, с такой готовностью или последовательностью. Вместо этого кошки могут приберегать своё поведение, высвобождающее окситоцин, для тех моментов, когда они действительно чувствуют себя в безопасности.
Доверие кошки не даётся автоматически; его нужно заслужить. Но когда оно получено, оно подкрепляется тем же химическим веществом, что связывает родителей с детьми, и партнёров и друзей между собой.
Так что в следующий раз, когда ваша кошка медленно моргнёт вам с дивана или запрыгнет к вам на колени для наполненной мурлыканием ласки, знайте, что в этот момент происходит и кое-что невидимое: уровень окситоцина повышается в ваших мозгах, углубляя доверие и утихомиривая стресс повседневной жизни. Кошки подключились к древней биологии любви доступным им способом.
TraurigerNarr
Лыси куриц!