Новая работа — это всегда страшно. Много новых знакомств, много обязанностей и очень много вопросов. А если тебя еще и резко выводят на какой-то проект, чувство растерянности только удваивается. Помочь сориентироваться на новом месте обычно помогают эйчар, наставник и линейный руководитель. Но что, если в компании не один новичок, а сразу тысяча? И все они живут в разных городах, работают в разных подразделениях и обладают разной квалификацией? Как уделить всем равное внимание? Как своевременно и подробно объяснить все правила, процессы, особенности и задачи?

Привет! Меня зовут Андрей Степанов, я руковожу проектами в IBS и выступаю лидером проекта по разработке системы цифрового онбординга в компании — системы, которая не просто существенно сократила текучесть и повысила удовлетворенность сотрудников, но и помогла нам выиграть в этом году премию HeadHunter, а также заинтересовала внешних заказчиков. Но обо всем по порядку…

С чего все начиналось

Предпосылок для создания нового продукта было много: широкая география, большая численность команды, высокие темпы роста компании. При этом процесс онбординга был выстроен неэффективно, вовлекал большое количество ресурсов — не только HR, с которым новичок был на связи с первого дня, но и руководителей/коллег из бизнес-подразделений. Плюс вся накопленная история и информация о компании были не структурированы, и общее качество адаптационных материалов от этого страдало. Сказывалось отсутствие цифрового сервиса и в том, что ни эйчар, ни руководитель не могли в моменте оценить прогресс нового сотрудника, оперативно получить обратную связь о ходе онбординга.

Очевидно, что подход нужно было менять. Так у нас возникла идея создания цифрового онбординга — автоматизированной системы, которая была бы одинаково удобна всем — новым сотрудникам, HR-партнерам, наставникам и линейным руководителям (иногда наставник и ЛР — это два разных человека). Самое первое, с чего все началось, — это изучение рынка. Не хотелось изобретать велосипед, набивать шишки, если это уже сделали за тебя. Долгая проработка и поиск внешних решений не привели к нужному результату. Изученные предложения в полном объеме наш запрос не закрывали, и было принято решение о собственной разработке. Функциональным заказчиком выступил HR-отдел IBS, он же разрабатывал всю методологию. В проектную команду вошло 13 человек: я как руководитель проекта, 6 разработчиков, 3 дизайнера, функциональный архитектор, технический архитектор и бизнес-аналитик. Вместе мы приступили к разработке системы.

При выборе платформы, на базе которой будет реализован онбординг, мы исходили из следующих факторов: доступность для сотрудника системы в первый день (это должен быть уже используемый на корпоративном уровне ресурс), а также быстрота и низкая стоимость доработки. Всем этим факторам отвечало решение «1С-Битрикс: Корпоративный портал».

Разработка велась по той же схеме, что и разработка любого крупного веб-проекта:

  1. Использование трех контуров разработки: стенды разработки и тестирования, предпрод и боевой сервер.

  2. Работа над каждой декомпозированной задачей — в отдельной ветке git’а.

  3. Обязательный этап прохождения код-ревью — внимание к KISS, DRY и PSR-12.

  4. Деплой с помощью GitLab CI.

  5. Хранение данных в ORM-сущностях и выборка данных с помощью методов класса Query.

Система онбординга с точки зрения эйчара, наставника и руководителя

В основе системы лежат шаблоны адаптационных планов. Чтобы создать шаблон, мы выбираем подразделение, должность, грейд, специализацию и набираем соответствующие им задачи по адаптации. Как только на работу выходит новый сотрудник с такими параметрами, он начинает автоматически двигаться по своему адаптационному плану. Если вдруг на определенного сотрудника пока не заведен шаблон, то об этом будет тут же оповещен ответственный HR-партнер, который создаст индивидуальный план специально под сотрудника. Таким образом, мы можем быть уверены в том, что ни один человек не останется предоставленным сам себе.

Система цифрового онбординга. Экран «Шаблоны»
Система цифрового онбординга. Экран «Шаблоны»

Как линейный руководитель в новой системе я сразу вижу всех сотрудников, которые одновременно проходят адаптацию в моем отделе. Я могу посмотреть, какие задачи стоят у каждого конкретного сотрудника в рамках его адаптации и когда он должен их выполнить. Как и HR-партнер, я могу гибко работать с адаптационным планом: при необходимости добавлять в него любые задачи (сотруднику придет оповещение), удалять старые, актуализировать описания или подключать дополнительных респондентов для сбора обратной связи (по умолчанию в системе собирается фидбэк от линейного руководителя, HR-партнера, наставника и самого сотрудника).

Система цифрового онбординга. Экран «Все адаптации»
Система цифрового онбординга. Экран «Все адаптации»

На общем мониторе адаптации я также могу посмотреть статистику по всем новичкам и увидеть, например, что адаптацию в данный момент проходит 258 человек, а 35 из них находятся в «зоне риска». Чтобы разобраться, в чем дело, я могу отсортировать сотрудников по проблемам и раскрыть детальную информацию по каждому. HR-партнер, которому доступна та же информация, может встретиться с сотрудником и проговорить проблему.

Может быть, сотрудник элементарно не успевает закрыть часть адаптационных задач в связи с высокой нагрузкой у себя на проекте, и при этом мы видим по нему замечательную обратную связь, а может быть, например, он явно «не тянет» проект, и руководитель подсвечивает это в системе. Цифровой онбординг позволяет выявлять такие истории на ранней стадии и существенно снижать риски для проекта и потери сотрудников.

Благодаря системе HR-партнер, наставник и линейный руководитель могут оперативно реагировать на любые проблемные ситуации. Если, например, сотрудник не справляется с выполнением задач в срок или оставил обратную связь, требующую особого внимания, система автоматически оповещает об этом все заинтересованные стороны.

Система цифрового онбординга. Экран «Монитор адаптации»
Система цифрового онбординга. Экран «Монитор адаптации»

Еще один плюс: в системе можно закрывать испытательные сроки за пару кликов. В целом отличительной особенностью цифрового онбординга является то, что за счет интеграции с системами и сервисами компании весь процесс адаптации проходит бесшовно с первого дня до завершения испытательного срока. Мы закрыли вопрос всех дублирующих функций и напоминаний. Руководитель может в любой момент просмотреть предложенный сотруднику оффер, оценить прогресс по адаптации, прочитать всю обратную связь и принять решение. Дальше это решение автоматически улетает во все наши другие внутренние системы, в частности в «1С:ЗУП», чтобы сотруднику назначили положенный ДМС или провели изменения по итогам испытательного срока.

Система цифрового онбординга. Экран «Испытательные сроки»
Система цифрового онбординга. Экран «Испытательные сроки»

По совокупности всех реализованных возможностей для линейных руководителей, наставников и HR-партнеров система цифрового онбординга повышает эффективность адаптации, а на стратегическом уровне позволяет снизить текучесть в компании и повысить удовлетворенность и лояльность сотрудников.

Система онбординга с точки зрения нового сотрудника

Для проходящего адаптацию специалиста система также максимально удобна. На одном экране собрана вся информация по задачам в рамках адаптационного плана, контакты коллег, к которым можно обратиться за помощью, время до окончания испытательного срока и прогресс выполнения. Здесь важно отметить, что адаптационный трек персонализирован, учитывает должность, подразделение и прочие особенности нового сотрудника. Прямо в системе можно изучить всю необходимую информацию о своем дивизионе и подразделении, узнать все о корпоративной культуре компании и оценить все возможности, которые предоставляет компания.

Система цифрового онбординга. Экран «Личный кабинет сотрудника»
Система цифрового онбординга. Экран «Личный кабинет сотрудника»

Благодаря системе цифрового онбординга сотрудник точно знает, что ему нужно сделать, а также что и когда его ждет. Все вопросы, которые возникают у новичка в первые недели его работы, автоматически закрываются новой системой адаптации. Если какие-то вопросы все-таки возникли, их можно задать — опять же через интерфейс системы — напрямую своему руководителю, наставнику или HR-партнеру и получить оперативный ответ.

Не забыли мы и про элементы геймификации. Интерактивный кот-помощник встречает новичка в начале и остается с ним до конца испытательного срока, помогая выполнять задачи. Мурр!

Вот такой замурчательный кот встречает всех новичков в системе цифрового онбординга IBS
Вот такой замурчательный кот встречает всех новичков в системе цифрового онбординга IBS

Процесс адаптации похож на игру. За выполнение определенных задач, например, чтение корпоративного лендинга о компании, сотрудник получает свои первые очки, за которые в будущем можно будет получить корпоративный мерч и другие «плюшки». Кстати, про то, как была разработана наша система ачивок, мой коллега уже подробно рассказывал в другой статье.

У каждого нового сотрудника IBS теперь есть удобный рабочий дашборд, который сильно помогает в прохождении первых, всегда столь волнительных месяцев адаптации.

Настоящие и будущие успехи

Проект по разработке системы цифрового онбординга стартовал в августе 2021 года. Первую итерацию, с геймификацией и корпоративными лендингами о компании, мы выпустили уже в декабре 2021 года. Второй релиз состоялся в августе 2022 года, ровно через год после старта проекта. Тогда мы запустили всю ключевую функциональность системы, включая рабочие места линейного руководителя и наставника.

За первый год работы системы цифровой онбординг прошли более 1 500 новых сотрудников. Результаты не заставили себя ждать. Финансовые затраты IBS на онбординг снизились в 3 раза, количество увольнений на испытательном сроке сократилось с 16 до 10%, срок реального погружения в компанию уменьшился с 4 до 1 месяца, а процент новичков, довольных своей адаптацией, увеличился с 10 до 90%! Система полностью окупилась в первые 6 месяцев использования.

Когда основной блок задач был реализован, мы решили развить систему онбординга в сторону так называемой вторичной адаптации. Для компании важно оказывать правильную поддержку сотрудникам в период развития, переезда в другой регион или изменения карьерного трека. Кроме того, к вторичной адаптации мы отнесли кейсы, когда сотрудники возвращаются к работе после длительного отсутствия — например, как коллеги, которые вернулись в компанию после декрета и заново проходят этап погружения во все рабочие процессы. Функциональность вторичной адаптации сотрудников, а также некоторые доработки по итогам промышленной эксплуатации системы были собраны уже в третьем релизе.

Система оказалась настолько успешной и эффективной, что нам захотелось ей похвастаться :) В декабре 2022 года мы подали заявку на премию HeadHunter «HR-бренд» за достижения в сфере управления персоналом в номинации «Федерация», рассчитанной на проекты федерального уровня с численностью компании до 5 000 человек. Недавно были подведены итоги, и мы стали победителями премии, обойдя 12 других проектов.

На этом победное шествие нашей системы не закончилось. Отметив высокую заинтересованность рынка, в июне мы провели первые демонстрации системы потенциальным внешним заказчикам: созданное решение является готовым продуктом для быстрого внедрения в любой компании. Кажется, систему цифрового онбординга ждет большое будущее. А вы что скажете?

Комментарии (0)