Привет, Я Илья и это полное руководство по эффективному обучению. Мы рассмотрим несколько шагов по подготовке к учёбе, про сам процесс и в конце вас ждёт ряд полезных навыков и советов.
#### С чего начать обучение?
Для начала, чётко сформулируй свою цель и задачи: подумай о навыках и знаниях, которые ты хочешь получить в конце. От этого мы будем отталкиваться в выборе материалов для обучения.
#### А как найти эту цель?
Подумай, что занимает у тебя больше всего времени: написание отчётов? Сборы на работу? После пойми сколько времени и сил сэкономит желаемый навык или знание: горячие клавиши ускорят работу за компьютером или подготовка необходимого с вечера облегчает утро.
#### Цель найдена, но как её достичь?
Тебе нужна образовательная программа - это содержание курса, объём и список навыков и знаний, которыми нужно обладать для завершения обучения. Она даёт понимание что идёт за чем и что нужно знать или уметь, чтобы идти дальше
#### Как составить образовательную программу?
Можно найти готовую в интернете или составить свою по ознакомительной книге вроде «Философия. Краткий курс» Пола Клейнмана или "Математика для взрослых" Поскитта. Используй mind или дорожные карты для составления своей программы или найдите уже готовые и не парьтесь. Я создаю такие карты в Obsidian, но мне ещё нравятся сервисы Miro и Xmind
#### Программа есть. Как найти необходимый материал для изучения?
Чтобы не метаться между множеством материалов лучше составить примерный план из учебников, курсов, лекций, которые ты будешь использовать для структурированного изучения темы за темой - это называется учебный план.
#### Как составить учебный план?
Найди готовый в интернете от университетов или снова обратись к ознакомительным книгам, после базового объяснения темы авторы делают сноски по типу "подробности там" с названием материала, темы и именем автора
#### План есть, но откуда брать информацию для изучения?
Книги, онлайн курсы, видео и лекции на ютубе, марафоны есть в огромных количествах в сети. Проблема как раз не в нехватке информации, а в её фильтрации и поиске той, которая не навредит
#### По каким критериям стоит отбирать учебники?
Посмотри на дату публикации. Хорошая книга содержит информацию, которая сохранила свою актуальность. Если это учебник, то он должен иметь понятные примеры и практические задания для практики.
Посмотри на содержание книги. Проверь есть ли в ней нужная тебе информация по теме? Выстраивается ли логическая цепь от первой до следующих тем?
Полистай книгу. Хорошо ли она структурирована на главы и темы? Достаточно ли там для тебя примеров, схем и таблиц? Связана ли информация между собой и разделами?
Книга удобная? Тебе приятен её внешний вид, дизайн? Есть ли в ней удобная навигация и идут ли темы от простой к сложной?
Есть ли у учебника задания для самопроверки, тесты?
Какая репутация у автора? Есть ли у него опыт в сфере? Посмотри негативные и позитивные отзывы
#### Тест CRAAP (ЦРАТН Ценность.Релевантность.Авторитет.Точность.Назначение)
Для всего остального можно ещё использовать тест CRAAP. Он был придуман библиотекарями в Калифорнийском штатном университете, Чико. Он используется для нахождения объективной информации среди академических дисциплин, но он подойдёт и для наших нужд, просто задайте эти вопросы:
Ценность : своевременность информации
Если она актуальна, когда была собрана информация?
Когда она была опубликована?
Когда она была в последний раз пересмотрена?
Актуальны ли ссылки и работают ли они?
Есть ли признаки добавления новой информации или ссылок?
Релевантность : уникальность информации и его важность для ваших нужд
Какова глубина и широта представленной информации?
Эта информация уникальна?
Доступна она в печатном или электронном виде?
Можешь найти туже информацию или даже лучше в другом источнике?
Кто целевая аудитория? Легко ли это определить?
Предоставляет ли источник необходимую информацию? Важна ваша общая оценка. Будет ли Вам удобно использовать этот источник для написания научной работы?
Авторитет : источник информации
Кто автор/создатель/спонсор?
Есть ли данные об авторе?
Автор преподаватель или ученик? Есть ли у автора репутация?
Есть ли контактная информация автора? Публиковал ли он работы в традиционном формате?
Связан ли автор с какой-либо организацией? Оказывает ли эта организация поддержку или спонсирует материал?
Точность: достоверность, правдивость и корректность информации
Откуда взялась эта информация?
Написаны ли источники информации?
Можешь ли ты подтвердить эту информацию из независимых источников или из своего опыта?
Подвергалась ли информация проверке?
Используется ли предвзятый тон или слова?
Имеются ли орфографические, грамматические или другие опечатки?
Назначение : наличие предубеждений или предрассудков
Есть ли ярко выраженные или возможные предубеждения?
Можно ли отличить это рекламный контент от информационный?
Указана ли цель материала или страницы?
Цель: информировать? обучать? развлекать? просвещать? продавать? убеждать?
#### Полезные ресурсы
Вот перечень ссылок, которые могут тебе помочь с поисками полезных материалов
#### Материал выбран. Как организовать процесс его изучения?
Теперь время для создания расписания. Определись когда ты можешь выделить время на изучения выбранного материала. Не пытайся расписать точное время для объёма материала, который ты хочешь пройти.
#### Почему не стоит делать выверенные планы и что делать тогда?
Плана по темам и учебникам без конкретных задач в секунду достаточно. Мы не можем предвидеть нашу скорость понимания предмета и планировать выучить что-то за пару занятий. Сохраняй постоянство, занимайся каждую неделю, два дня или даже по 15 минут, чтобы сформировать привычку и дисциплину. Обучение - это марафон не на сотню километров, а на всю жизнь. Контролируй, то что можешь контролировать и не переусердствуй.
### Как вести конспекты и заметки?
Во время лекции сначала слушай, попытайся понять материал на слух и потом пиши, то что ты понял своими словами, чтобы проработать информацию. Если это книга, то читай вдумчиво. Бездумное переписывание слов лектора или из книги не даст понимания. Задавай вопросы, активно читай и прорабатывай материал. Ответь себе на вопрос: "О чём шла речь в этом абзаце?" не стоит нестись вперёд, если не уверен, что материал усвоен.
Советую прочитать брошюру Поварнина "Как читать книги" - это 82 страницы с объяснением как стоит читать, как выбирать стиль чтения под тип литературы и многое другое, проверь себя, может ты неправильно читаешь? Для ведения конспектов я использую программу Obsidian, я уже писал пару статей: одна это обзор книги про ведение заметок и создание второго мозга, который облегчает обучение и вторая это инструкция по настройке этой программы
### Как повысить эффективность обучения? Как учиться быстрее?
Теперь перейдём к полезным советам и навыкам, чтобы научиться учиться.
#### Как организовать рабочее место, чтобы оно помогало работать?
Окружение влияет на наше поведение и на формирование привычек и алгоритмов поведения. Освободи место от всего лишнего, что отвлекает, держи при себе только необходимое для работы. Отделяй зоны для работы от остальных. Порядок на столе - порядок в голове.
#### Убери отвлекающие факторы
Убедись, что ты находишься в тишине и можешь сконцентрироваться на работе или надеть наушники. Отключи все уведомления на телефоне или настрой режим фокусировки. Если тебе трудно держать себя в руках, то ты также можешь поставить расширения в браузер и приложения на компьютер и телефон для фокусировки внимания:
Расширение для браузера Undistracted умеет блокировать отвлекающие элементы соцсетей или её полностью (обложки, раздел рекомендованные, комментарии, реакции и т.д.)
Приложение для телефона и расширение для браузера Forest. Во время режима фокуса ты даёшь дереву прорости, если ты будешь отвлекаться и пользоваться телефоном, то дерево умрёт. Звучит немного глупо, но это добавляет небольшой игровой процесс и поощрение за осознанность.
Расширение Reader View стилизует и убирает со страницы всё кроме главного блока с текстом. Всю эту страницу можно настраивать как вам удобно. Во многих браузерах уже есть такая встроенная функция, но мне больше нравится это расширение
#### Выбери метод обучения согласно типу материала и цели
От выбора метода зависит эффективность усвоения материала. Тебе следует учитывать как характер материала, так и свои конечные цели при выборе подходящего метода:
Визуальное обучение: Если материал предполагает большое количество диаграмм, графиков, схем и изображений, визуальные методы будут наиболее эффективными. Инфографики, видеоуроки, презентации позволят легко понять и запомнить сложные концепции. Например, при изучении геометрии нужно использовать визуальные методы для наглядного представления форм и пространственных отношений.
Аудио-обучение: Если материал представляет собой большое количество текста или абстрактных идей, аудио-обучение может быть полезным. Прослушивание аудиолекций, подкастов или аудиокниг позволяет лучше усваивать информацию, когда ты находишься в движении или занимаешься повседневными делами. Например, изучение иностранного языка может включать прослушивание аудиоматериалов для тренировки слухового восприятия.
Интерактивное обучение: Если вашей целью является практическое применение знаний, выбирай методы, которые предоставляют возможность активного взаимодействия. Онлайн-курсы с заданиями, практическими упражнениями, дискуссионными форумами помогут закрепить знания практически. Программирование, развитие навыков руководства, искусство и ремесла - все это можно эффективно освоить через интерактивные методы.
Групповое обучение: может тебе будет интересно обучение с кем-то? Участие в учебных группах, дискуссионных кругах, вебинарах позволяет обогатить свои знания через обсуждение и совместное решение задач. Это особенно полезно в областях, требующих анализа и множественных точек зрения, например, философии или политической науки.
Выбор метода обучения должен быть обдуманным и адаптированным к вашим индивидуальным потребностям и предпочтениям. Комбинирование различных методов в зависимости от типа материала и целей позволит максимально эффективно освоить новые знания и навыки.
Звучит очевидно, но иногда простые вещи приходится повторять по нескольку раз и заострять внимание, чтобы не попасть в обучающий ад, когда вместо того же написания кода можно до посинения смотреть ролики и получать иллюзию понимания.
#### Как отдыхать между учебой?
После 30-50 минут работы отдохните минут 5-10 без техники и потребления информации или какой-либо работы для мозга. Такой ритм работы называется техникой помодоро. Переключись, разомнись, подремай. Отдых - это важно. Обучение - это долгий марафон, сегодня ты разгонишься, не захочешь вовремя лечь спать и тебе быстрее понадобится отдых побольше и придётся возвращать долг. Не пренебрегай сном и отдыхом.
Более того, именно во сне мозг очищается от отходов, которые были выработаны за день после всей мыслительной деятельности и во время сна формируются связи, которые помогают запоминать информацию, не лишай себя такого удовольствия.
#### Что такое и как использовать метод интервальных повторений?
Интервальные повторения - техника удержания информации в памяти. Её суть в повторении материала по определённым, постоянно возрастающим интервалам. Эту найденную закономерность называют кривой забывания Эббингауза. Такой принцип удобно соединять с карточками, где на одной стороне написан вопрос, а на другой ответ. Ты можешь занести формулы, даты, вопросы, иностранные слова в бесплатную программу Anki или скачать уже существующие для неё колоду. Программой можно пользоваться на телефоне, компьютере и в браузере, колоды и прогресс синхронизируется через облако.
#### Как могут помочь мнемотехники в обучении?
Для запоминания информации можно использовать мнемотехники - различные методы по созданию ассоциаций, образов, ощущений, которые помогают запомнить разрозненные куски информации, источники. Вот некоторые из них:
Акростих. Можно придумать забавную поговорку или стишок со словами, которые вы хотите запомнить. Например, поговорка про радугу: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан," где каждое слово подкреплено ассоциацией
Метод фонетических ассоциаций. Очень полезно для запоминания иностранных слов. Просто найдите созвучное слово на вашем родном языке для иностранного. Weak (англ. слабый, читается как "уувикь") можно привязать к фразе "Слабый викинг(weakинг)"
Метод взаимодействия ощущений. Один из самых простых и доступных способов запоминания. Пытаешься запомнить новое слово? Создай образ и ощути его. Например, надо запомнить слово horse – лошадь. Представь коня в подробностях и деталях или вытащите из памяти уже знакомый образ лошади хотя бы из кино.
Метод Габриэля Вайнера. Полиглот Габриэль Вайнер составил список из 625 слов, которые стоит выучить в первую очередь во время обучения иностранному языку. К каждому из этих слов нужно подобрать любую найденную картинку или образ, чтобы создать ассоциацию между ней и словом. Мы можем использовать это и для изучения непонятных слов и на родном языке.
#### Как научиться скорочтению?
Скорочтение — это умение читать быстрее среднестатистической скорости (200–400 слов в минуту), при этом запоминая прочитанное. Чтобы научиться этому нужно расширить поле зрения, чтобы видеть больше чем 2 слова. Тренируйся на числовых, буквенных пирамидках и таблицах Шульте. Это табличка 5x5 со случайно расположенными в клетках цифрами от 1 до 25. Концентрируйся на центре экрана и попытайся как можно быстрее найти цифры от 1 до 25.
Также перестань перечитывать прочитанное и мысленно проговаривать слова. Попробуй при чтении постукивать по столу, чтобы автоматически ускориться.
Недавно я нашёл расширения для бионического чтения, которые выделяют первые буквы слова, на которые стоит фокусировать внимание, что позволяет ускорить чтение в 1.5х раза. В уже упомянутом Reader View есть такая функция или можно отдельно скачать Jiffy Reader.
После прочтения абзаца или главы обязательно проверь себя по вопросам в конце или задай их себе сам, чтобы контролировать степень понимания.
### Итог
Для эффективного обучения нужно составить план по темам с проверенными материалами, которые ты будешь изучать. Чтобы учиться быстрее сосредоточься на работе, убери все отвлекающие факторы, определись со своим стилем обучения и тренируй метанавыки, которые помогают учиться чуть быстрее. И конечно же не забывай отдыхать и следить за здоровьем.
Это как со спортом: результаты видны не сразу, но даже самый маленький шаг ведёт вперёд и лучше, чем ничего.
Если вы хотите видеть ещё подобные статьи и видео, то подписывайтесь на мой телеграмм канал, где я делюсь дополнительными материалами и даю знать, если я написал новую статью или выпустил новый ролик. Спасибо за прочтение!
Комментарии (10)
sami777
18.08.2023 18:59+1Рано научился читать, в года 4... Всегда читал много и быстро. 40 лет... Пишу с ошибками...
ritorichesky_echpochmak
18.08.2023 18:59В 4 года - это круто. А что вас так замотивировало? У меня в 3 ребёнок знает алфавит и немножко считает, а вот прям вдумчиво читать - никак не хочет.
ritorichesky_echpochmak
18.08.2023 18:59Firefox: Reader View свой (вызывается по F9), в целом он неплох, но доп.фич почти нет, хочется интеграции в Instapaper вместо Pocket, тулбар с кнопками хочется чуть менее резкий и дальше к краю, но это не кастомизируется. Само собой ни о каком Jiffy Reader в нём речи нет.
Отдельно поставленный Jiffy Reader пишет что включается по Alt+B, но нет, нужно искать его в Extensions и ручками включать... хабр не смог распарсить
Субъективно, когнитивная нагрузка с ним выше, вторая половина слова читается хуже чем без дополнения, т.к. серая/блёклая. Очень непривычно
Emelian
18.08.2023 18:59+1Ты можешь занести формулы, даты, вопросы, иностранные слова в бесплатную программу Anki или скачать уже существующие для неё колоду.
Странно, но хороших программ по изучению иностранных языков нет и Anki тоже не вызывает особого желания пользоваться ею.
Причина проста, она основана на принципе: «Сами, сами, сами!». Т.е., сами заполняем карточки, сами ищем слова и переводы. Сами определяем порядок изучения слов и т.д. и т.п. На такой методе далеко не уедешь.
А так, вспоминается анекдот. Китайцы выпустили пятитомник «Кое-что о слонах», а американцы – тоненькую брошюру «Всё о слонах». Или на семинаре по философии как-то прозвучала фраза: «Ваша философия слишком общая, чтобы иметь от нее практическую пользу».
Другими словами, объять необъятное это хорошо, но не практично. Лучше ограничить себя в широте, но проявить в глубине. Возьмем, конкретно, тему изучения иностранного языка. Что хочет реальный учащийся?
- Наличие простой и удобной программы для изучения иностранного языка (может быть даже приятной, в каком-то смысле).
- Наличие готового пакета данных для изучения языка и простой методики его освоения.
- Развитую систему контроля усвоения материала.
Раз подходящей программы нет, особенно в части «хороших» данных для нее, то приходится «изобретать велосипед» самому. К сожалению, процесс этот трудный и долгий. Имеется уже версия программы Scholium, v.2.1, работающая по принципу «Запоминание руками + интерактивный звук». Однако, рабочим вариантом будет третья версия и выше. Главным критерием будет эксперимент на себе, когда освоится язык, которого не смог выучить за 50 лет. Сейчас, правда, больше времени уходит на программу и данные, а не на собственно изучение.
И так можно пройтись по любому предмету. Скажем, если изучать математику, то только на мехмате МГУ. А «книги, онлайн курсы, видео и лекции на ютубе, марафоны в огромных количествах в сети» это всего лишь для затравки и «введения в специальность», ибо настоящим профессионалом можно стать только в Университете.
SenorLeoncio
Спасибо за статью!
По скорочтению. В детстве читал очень много. Поэтому читаю довольно быстро (ну просто быстро, без всяких "скорочтенительных" методик). Хотя, может некоторые техники у меня развились сами собой. Например, чтение слов целиком, одним взглядом, а не по буквам. Или даже предложений целиком.
Пару раз пробовал обучаться скорочтению, но не зашло. Основная проблема — при ускорении сразу же уходит понимание. Я начинаю быстро прочитывать текст, я понимаю слова, но они не складываются в картинку в голове.
Вот, например, текст про манула выше. Я могу "скоропрочесть" его, т.е. — не возвращаясь к прочитанному, не проговаривася про себя. Но у меня не получается "восприятия информации", что ли. После такого "скорочтения", я помню, что там было что-то про уши и мех, а что именно, я не осознал. Чтобы осознать и воспринять, мне нужно — прочитать предложение, остановится, представить уши этого манула, мысленно увидеть, что они округлые, желтовато-коричневые, с тёмными кончиками. Ещё задуматься на 10 сек на тему "как это 'кончики ушей', если говорится, что уши округлые?". Ещё при таком "медленном чтении" я сортирую текст, типа "здесь бла-бла, это проскочим, а здесь релевантные подробности, притормозим".
И даже при таком медленночтении, скажем, документации по AWS Kinesis Data Stream на английском, 80% прочитанного забывается через несклько дней :(
Списываю на то, что я немного тугодум, и мне всё нужно не спеша понять и обмыслить.
С другой стороны, сколько раз было — идёт быстрое обсуждение какого-нибудь дизайн-дока, и я чувствую, что перестаю улавливать предмет обсуждения. Я говорю "давайте притормозим, нарисуем парочку юз кейсов на доске", и выясняется, что на самом деле большинство не понимают предмет обсуждения.
Edemit Автор
Спасибо. Тут да, нужно уметь находить баланс между псевдоскоростью и степенью восприятия. Все могут пронестись по тексту максимально быстро, а вот понимание будет хромать. Мне кажется, что это дело практики и также способность отделять важные куски текста от не очень
ru1z
Ну так методы, вроде скорочтения, это такие пилюли для прокрастинации, в стиле продаж книг Бьюзена с его интеллект™-карт, курсов скорочтения,
мимомнемотехник, зеттелькастена, ягодкина и прочих. Обучение в них, конечно, обещается, но никаких доказательств пользы на деле нет. Часто предлагают, вот прямо как вы пишете, усиленно просканировать текст и делать вид, что все усвоил, а потом создатели курсов (видимо после жалоб) добавляют условия, что тексты бывают разные, технические нужно читать внимательнее, а скорочтение, внезапно, лучше всего подходит для газетных заголовков. Эти методы, если разобраться, скорее сводятся либо к имитации (fake it and maybe make it), либо к обычному заучиванию "с интересными конкурсами".GospodinKolhoznik
Перефразируя создателей курсов скорочтения: тексты бывают двух видов - те, которые нужно читать вдумчиво и медленно, и те, которые вообще не надо читать.