Несколько веков назад большой проблемой было получить качественное образование. Было трудно получить интересную книгу, научиться читать и писать. Человек прошлого наверняка думал, что мы станем более образованными, если у нас будет безграничный доступ к информации. От части это так, но оказалось, что нужно наоборот ограничивать потоки информации и уметь ими управлять, чтобы сохранить рассудок и здоровье, вынести из этого пользу.
Для этого можно внедрить цифровой минимализм: фильтруйте входящую информацию, а после уделите должное внимание оставшейся. Если это книга, то займитесь активным чтением, проработайте информацию. Или внимательно смотрите фильм, чтобы не жить на "автомате". Это необходимо, чтобы иметь контроль над своей жизнью и тем о чём вы думаете, так как мозг воспринимает и обрабатывает всю принимаемую информацию и это ваша задача ограничивать, то что попадает в вашу голову.
Один из шагов для контроля информации может стать метод Зеттелькастен
«Ваш разум создан для того, чтобы придумывать идеи, а не хранить их» Дэвид Аллен
Для хранения идей лучше использовать внешнюю систему и оставить место в голове для мыслительных процессов. Хорошая система не должна отвлекать от работы, а наоборот, должна облегчить рабочий процесс и заставить сосредоточиться на более важных аспектах. Работа при хорошей системе должна "поглощать" в себе и заставлять терять счёт времени, забывать о трудностях и вводить в состояние потока
Как работать с Зеттелькастен?
Возьмём за пример чтение книги.
Идея проста: Нашли интересную идею ? - запишите её своими словами. Так вы будете уверены, что вы поняли прочитанное и запомнили суть. Свяжите эту новую заметку с другими такими же. И спустя время вы заметите, что можно связать одну заметку с другой, а ту с ещё одной и ещё, у вас появится детская игривость и радость процессу и удобная сеть из идей и база знаний.
Что это даёт? В полученную базу знаний можно "занырнуть" найти новые связи между множеством заметок или проследить цепь идей, которые легко переделываются в эссе, сценарий для видео, книги или в эту статью.
Это работает? - Да! Зеттелькастен помог его создателю — Николасу Луману написать 70 книг и 400 научных статей, которые повлияли на социологию, философию, право, политику, экономику и на другие науки не имея должного образования(его он получил потом). И вы тоже можете попробовать этот метод, который Зонке Аренс описал в книге "Как делать полезные заметки", где он даёт советы и принципы работы с текстом и ведения базы знаний:
Как делать полезные заметки?
1) Найдите суть
Информация лучше запоминается, если подходить осознанно к её изучению. Детальное изучение одного источника лучше поверхностного сёрфинга сотни.
Осознанное чтение является неотделимой частью обучения, потому что читая мы получаем знания, опыт, переживаем чувства автора. Для этого нужно думать во время чтения. Только при активном чтении и проработке материала, удостоверившись, что мы отбросили всё ненужное и нашли "ядро", суть прочитанного мы можем эту информацию сравнивать и находить связи, противоречия, становиться умнее.
2) Перефразирование информации помогает проработать текст и найти пробелы в понимании
Опытный читатель умеет анализировать текст не только в рамках его самого, но и в рамках других контекстов, текстов, другой информации. Для хорошего запоминания и создания такой "базы" лучше всего после прочитанного или усвоенного сделать краткий отчёт об основных идеях и попытаться их связать друг с другом или с уже существующими.
Чтобы понять все идеи автора, нужно думать во время чтения, осознанно прорабатывать текст. Для этого можно делать конспекты глав. Прочитали главу, переписали основные мысли своими словами и у вас уже готова заметка, которую можно сравнивать и соединять с другими конспектами и заметками. Это называется активное чтение.
3) Простота превыше всего
Зеттелькастен про простоту, добавьте теги к заметкам — они пометят темы заметки и сами создадут гибкую систему без папок, в которой легко изменять и натыкаться на новые связи между идеями.
Это удобно, потому что вам не нужно думать куда поместить заметку, не нужно создавать кучу папок, такая система упрощает ваш рабочий процесс и позволяет сконцентрироваться на главном - на написании текста, который будет наполнен множеством идей и описан простым языком
4) Никто никогда не начинает с нуля
Интеллектуальная работа, письмо - это гибкий процесс, где происходит анализ, обдумывание мыслей и идей, которые всегда могут неожиданно возникнуть и развиться в нечто новое. Исследовательская письменная работа состоит из наших накопленных знаний и желания разобраться в ней обращением к широкому ряду литературы и источников. Для написания письменной работы мы не можем "вслепую" составить и следовать плану о том, что мы собираемся прочесть и написать. Всегда есть шанс, что вы можете пересмотреть ваше мнение на обсуждаемый вопрос или возникнут новые. Будьте открыты к новой информации, будьте готовы менять курс вашей работы и пусть вдохновение ведёт вас вперёд
5) От мозгового штурма к штурму ящика
Чтобы не растрачивать внимание на хранение идей в голове их можно перенести на бумагу или во внешнюю систему, где все идеи и заметки будут иметь связи и когда вы вспомните одну идею остальные сразу же всплывут в памяти. Подобный подход позволяет не держать всё в уме, а сконцентрироваться на важном.
Вместо попытки «за один присест» вспомнить, спланировать, изучить и обдумать всё легче будет использовать внешнюю систему, систематически изучать различные интересующие материалы, накапливать идеи и когда придёт время делать письменную работу можно на основе всех накопленных заметок и идей дать оценку явлениям, которые они описывают
Итог
Следуя этим советам у вас получится написать библиотеку заметок. Вам не придётся по второму разу осмысливать туже информацию, достаточно будет взять заготовленные детали и сложить их в верном порядке, чтобы получилась книга, статья, научная работа. Это и удобно в долгосрочной перспективе, ведь с течением времени ваши знания будут только накапливаться и для вас всегда будет готова ваше личное хранилище знаний, в которое всегда можно заглянуть, чтобы освежить память о чем-либо.
Зеттелькастен можно реализовать как на бумажных карточках так и на компьютере с помощью таких программ как Evernote, RoamResearch, но мой выбор пал на программу Obsidian — она абсолютно бесплатна, поддерживает множество плагинов и заточена именно под зеттеллькастен и которая позволяет хранить файлы на компьютере, что гарантирует сохранность файлов так как вы всегда имеете доступ к вашим файлам на компьютере
Ведение заметок по системе Зеттелькастен - это ещё одна полезная привычка, которую можно внедрить в жизнь только вытеснив старые. Попробуйте зеттелькастен вместо простого подчеркивание текста и ведения бессвязных конспектов, вместо ведения архива, вместо переписывания материала в тетрадь и выброс её в дальний ящик. Вместо накопления вы сможете создать новое из того же старого, но которое раньше лежало без дела, а теперь является частью вашей внешней системой мышления, вашим зеттелькастеном.
Спасибо за прочтение, если вам понравилось и вы хотите ещё, то вы можете подписаться на мой телеграмм канал, чтобы первыми узнавать о выходе моих статей и видео.
Комментарии (12)
dyadyaSerezha
07.08.2023 10:07Аналог этого в рабочем пространстве, это Confluence, как я полагаю. Увы, было очень много моментов, когда я думал - вот этот мой опыт, это знание обязательно нужно записать в Confluence, чтобы другие члены команды знали, что делать, и не тратили часы свова и снова. Увы потому, что почти всегда не хватало времени, и я писал в Confluence только то и только тогда, когда был прямой запрос от начальства в виде Жиры. Иначе очень трудно объяснить начальнику, чем я занимался полдня или день, когда у меня висит куча несделанных жир.
Gard
07.08.2023 10:07Скорее всего нет:
Confluence - это утилита. Zettelлasten - метод. Поэтому чисто теоретически возможно вести свой zettel и в нём. Zettelkasten предъявляет довольно высокие требования к карточкам-идеям: например, они должны быть коротки и атомарны (одна карточка-одна идея). А внутри организаций Confluence обычно используется как база знаний, где каждая статься покрывает какую-нибудь проблему пользователя полностью.
petropavel
07.08.2023 10:07+1только Zettel (= "заметка" по немецки) это "цеттель", но никак не "зеттель".
Kasten = коробка
tmxx
07.08.2023 10:07+3Зеттелькастен помог его создателю — Николасу Луману написать 70 книг и 400 научных статей, которые повлияли на социологию, философию, право, политику, экономику и на другие науки не имея должного образования(его он получил потом)
Насколько я понял, это что-то вроде ChatGPT на ручном приводе.
shmelev-1987
07.08.2023 10:07+1Рекомендую попробовать FAQ Net - https://github.com/shmelev-1987/faq_net
FAQ Net - это десктопное Windows приложение, позволяющее хранить документы в единой базе данных с возможностью быстрого поиска информации и иерархической структурой хранения. Приложение портативное (не нужно устанавливать на компьютер, а можно запускать, например, с флешки).
Имеются функции автоматического резервного копирования БД, печати и предварительного просмотра. Возможна работа с текстом, таблицами и изображениями.
Есть функция всплывающих подсказок, которые отображаются при наведении курсора мыши на слово (можно использовать как переводчик). Быстрые переходы между заметками, теги.
lxsmkv
07.08.2023 10:07Зачем только английское произношение брать. По-русски произносится оно "цеттелькастен". И под этим именем занесено в википедии. Zettel - бумажный листочек, заметка. Kasten - ящик. Слово-то немецкое, популяризованое за счет известного немецкого ученого Никласа Лумана, основоположника системной теории в области социологии.
Я недавно стал пользоваться программой LogSeq. Она совмещает в себе принципы аутлайнера и обратных ссылок. Правда она находится еще в разработке. Она опенсорсная, privacy-first (т.е. пользовательские данные не собираются никаким образом и все хранится локально, за исключением случая использования сервисов синхронизации)
Приятным моментом было также то, что она инсталлируется без требования прав администратора. Формат заметок, что интересно, - .md (или по желанию .org - формат emacs orgmode) и база в .md полностью совместима с Obsidian. Во всяком случае так утверждают пользователи. Сам не проверял.
Она также поддерживает плагины и темы. Из встроенных возможностей есть конечно граф, есть доска, на которой можно визуально располагать заметки, есть возможность создавать карточки для зубрежки (flashcards). Можно добавлять метаданные к страницам в виде гибко определяемых свойств. Имея страницы с метаданными, можно их представлять в виде таблицы, например список всех книг. Можно делать шаблоны для страниц, если хочется чтобы структура определенных страниц всегда была одинаковой. Например, кто-то делает шаблоны для книг, кто-то для деловых заметок и т.п.
У них есть сервер Discord с русскоязычным каналом.
Я использую LogSeq для аннотаций к видео. Там есть макросы для создания ссылок на таймкоды. Надо сказать, активная работа с материалом позволяет больше запоминать. Я вот вчера аннотировал три видео, и сегодня смог вспомнить в контексте какого-то разговора несколько выдержек оттуда. Так что метод обработки материала вместо простого его просмотра дает результат.tmxx
07.08.2023 10:07Так что метод обработки материала вместо простого его просмотра дает результат.
Абсолютно согласен:
"По выходным его отец водил сыновей на прогулки в другие деревни, на спектакли, или на музыкальные концерты в полицейское управление. После этого ему и брату нужно было написать сочинение минимум на 10 страниц о том, что они видели и что они об этом думают..."
Один из сыновей впоследствии стал губернатором...
Favorite101
07.08.2023 10:07Опыт составления, ведения и использования изобретательской картотеки: ТРИЗовская картотека: история создания, сбор и обработка информации, результаты применения
Очень напоминает систему Н. Лумана - комментирование, классификация и шифрование каждого факта, что позволяет объединять факты по темам.
Система классификации и шифрования факта:
Место конкретного факта (явления) в Природе: Космос - Земля - Жизнь - Микромир (XXX - 3 знака в классификации)
Место конкретного факта (явления) в Обществе: Территория - Государство (здравоохранение, образование, культура, наука, политика, право, оборона, финансы...) - Народное хозяйство (промышленность и сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство...) и т.д. (XXXXX - 5 знаков в классификации)
Конкретный факт (явление) с точки зрения проблемы, решения и решателя (XXXXXX - 6 знаков в классификации)
Общий вид шифра - XXX.XXXXX.XXXXXX, что легко ищется программой сортировки.
Главное в картотеке - возможность соединения фактов (на 6 августа их в картотеке 11400), которые иначе соединить невозможно, и выявление скрытых связей и закономерностей.
The next is history...
dgoncharov
Какими плагинами к Обсидиану вы пользуетесь?
P.S. Вводная статья про Zettelkasten на Хабре уже была: https://habr.com/ru/articles/508672/ Еще одна такая же - не очень интересно. Давайте больше подробностей про свой собственный опыт применения.
Edemit Автор
Из основных и важных у меня плагины для зотеро и быстрое создание новых заметок из выделенного текста. Спасибо за комментарий, просто вообще я начинал писать обзор на книгу и оно как-то само переросло немного не в то, что я хотел) Буду значит писать исчо, но что-то более интересное
dgoncharov
Ну вот, так гораздо интереснее. Не так уж и мало. Я из вашего списка пользуюсь интеграцией с Git и Zotero. Для последнего также удобен Pandoc Reference List. Что касается Note Refactor, то я от него отказался в пользу стандартного Note Composer.
В следующий раз расскажите про вашу систему тегов и префиксов. А книга Аренса хороша, я согласен.