Как и в любом достаточно динамическом языке, в JavaScript из коробки есть способы разобрать в рантайме структуру его значений — определить типы, ключи объектов, получить конструкторы и прототипы.

В этой статье я хочу рассмотреть основные такие возможности, плюс показать, как можно получить ещё больше информации о типах при использовании TypeScript, и как добавить классам и их полям собственные метаданные при помощи декораторов. Каждую из техник я покажу на примере небольшого CLI-фреймворка, работа с которым к концу статьи будет выглядеть как на картинке:


▍ Уровень 0: никакой рефлексии


Для начала напишем код вообще без какой-либо рефлексии — по факту, просто обёртку для стандартного util.parseArgs из Node.js.

stage0/framework.ts
import { parseArgs } from "node:util";

export type Main = (
  args: string[],
  opts: Record<string, OptionValue>,
) => void | number | Promise<void | number>;

export type OptionValue =
  // опция не указана
  | undefined
  // опция-флаг, без значения
  | boolean
  // опция со значением
  | string
  // опция указана несколько раз
  | Array<boolean | string>;

export async function run(main: Main) {
  const { positionals: args, values: opts } = parseArgs({ strict: false });

  try {
    const code = await main(args, opts);
    process.exitCode = code ?? 0;
  } catch (error: any) {
    process.exitCode = error.exitCode ?? 1;
    throw error;
  }
}


Использование такого недо-фреймворка выглядит так:

stage0/main.ts
import { OptionValue, run } from "./framework.js";

await run(main);

function main(args: string[], opts: Record<string, OptionValue>) {
  // вручную реализуем короткие имена
  if (opts.verbose || opts.v) {
    console.debug(args);
    console.debug(opts);
  }

  // вручную разбираем команды
  const [command, ...commandArgs] = args;
  if (!command) {
    console.error("no command specified");
    return 1;
  }

  switch (command) {
    case "hello": {
      const [name] = commandArgs;
      if (!name) {
        console.error(`command required 1 argument, 0 given`);
        return 1;
      }

      // вручную проверяем типы значений опций
      const enthusiastic = opts.enthusiastic ?? opts.e ?? false;
      if (typeof enthusiastic !== "boolean") {
        console.error(`invalid type for --enthusiastic option`);
        return 1;
      }

      console.log(`Hello ${name}${enthusiastic ? "!" : "."}`);
      return 0;
    }

    default:
      console.error(`unknown command: ${command}`);
      return 1;
  }
}


Как хорошо видно из этого кода, пока что фреймворк не предоставляет почти никаких способов собственно задать CLI-интерфейс. Короткие имена опций, типы их значений, диспетчеризацию команд — всё это пришлось реализовать вручную.

Это ограничение именно моего кода — самой parseArgs можно передать описание CLI-интерфейса с определениями всех опций. Но вместо того, чтобы указывать его в таком формате, я буду использовать во фреймворке рефлексию, позволя ему самому вывесить это описание.

Начну с основ.

▍ Уровень 1: основы JS-рефлексии


Эти техники настолько распространены, что применительно к JS их редко называют, собственно, рефлексией:

  • Оператор typeof: определение JS-типа значения.

    Выражение typeof x может вернуть "undefined", "boolean", "number", "bigint", "string", "symbol", "object", "function". Важно помнить, что по историческим причинам typeof null === "object"!

    Кроме того, для классов возвращается "function" даже при условии, что просто как функцию их вызвать нельзя — только через new.
  • Оператор instanceof: определение, есть ли нужный прототип у объекта.

    Если забыть про прототипное наследование и оперировать только классами, то x instanceof A вернёт булево значение, показывающее, является ли x экземпляром A или его потомка.
  • Оператор in: проверка наличия ключа у объекта.

    Выражение "p" in x проверяет, есть ли у объекта x ключ p. При этом x обязательно должен быть объектом, иначе будет выкинута TypeError.
  • Функция Object.keys() и цикл for...in: перечисление ключей объекта.

    Этими способами можно получить ключи только тех свойств, которые являются перечисляемыми (enumerable). Как правило, в эту категорию попадают почти все ключи, которые может понадобиться перечислить. Некоторые исключения покажу далее.

Давайте применим некоторые из них, чтобы сделать наш фреймворк чуть красивее. А именно: пусть теперь точка входа в программу будет задаваться классом, а его поля будут определять общие для всех команд опции:

stage1/framework.ts
import { parseArgs } from "node:util";

export interface Program {
  main(
    args: string[],
    opts: Record<string, OptionValue>,
  ): void | number | Promise<void | number>;
}

export type OptionValue =
  | undefined
  | boolean
  | string
  | Array<boolean | string>;

export async function run(Program: new () => Program) {
  const program = new Program();

  const { positionals: args, values: opts } = parseArgs({ strict: false });

  // по соглашению, все поля `program` - это общие для всех команд опции
  for (const k of Object.keys(program)) {
    if (k in opts) {
      // полностью типизировать функции, использующие рефлексию, довольно сложно
      // поэтому готовьтесь — в коде будут any
      (program as any)[k] = opts[k];
      delete opts[k];
    }
  }

  try {
    const code = await program.main(args, opts);
    process.exitCode = code ?? 0;
  } catch (error: any) {
    process.exitCode = error.exitCode ?? 1;
    throw error;
  }
}


Код в main.ts теперь выглядит так:

stage1/main.ts
import { OptionValue, run } from "./framework.js";

class Program {
  // если target слишком старый (меньше es2022),
  // то в нём не будет поддержки синтаксиса объявления полей
  // поэтому поля, которым не заданы значения, не будут присутствовать в объекте
  verbose: boolean | undefined = undefined;

  // для es2022 и новее можно писать просто:
  v: boolean | undefined;

  main(args: string[], opts: Record<string, OptionValue>) {
    // короткие имена всё равно приходится обрабатывать самостоятельно
    const verbose = this.verbose ?? this.v ?? false;
    if (verbose) {
      console.debug(this);
      console.debug(args);
      console.debug(opts);
    }

    // команды разбираем всё ещё вручную
    const [command, ...commandArgs] = args;
    if (!command) {
      console.error("no command specified");
      return 1;
    }

    switch (command) {
      case "hello": {
        const [name] = commandArgs;
        if (!name) {
          console.error(`command required 1 argument, 0 given`);
          return 1;
        }

        // вручную проверяем типы значений опций
        const enthusiastic = opts.enthusiastic ?? opts.e ?? false;
        if (typeof enthusiastic !== "boolean") {
          console.error(`invalid type for --enthusiastic option`);
          return 1;
        }

        console.log(`Hello ${name}${enthusiastic ? "!" : "."}`);
        return 0;
      }

      default:
        console.error(`unknown command: ${command}`);
        return 1;
    }
  }
}

await run(Program);


Преимущества такого подхода пока что не слишком заметны: общие для команд опции мы определили, но сами команды всё равно приходится диспатчить вручную. Но это легко исправить следующим уровнем рефлексии!

▍ Уровень 2: прототипы, перечисление методов


Расширим требования для Program: все его методы будут считаться отдельными командами.

Методы объекта в JS — это просто свойства его прототипа, у которых значения — это функции. Прототип объектов класса A доступен как A.prototype.

Однако при использовании не прототипов напрямую, а классов, методы объявляются неперечисляемыми. Поэтому просто сделать Object.keys(Program.prototype) или for (k in Program.prototype) не получится. На помощь приходит Object.getOwnPropertyNames(), возвращающий все ключи данного объекта.

У этого метода есть ещё одна особенность по сравнению с Object.keys(). На неё указывает Own в имени — она возвращает ключи, принадлежащие конкретно этому объекту, не поднимаясь по цепочке прототипов — то есть не возвращает унаследованные ключи. Если они всё-таки нужны, нужно пройти по цепочке прототипов самим — примерно так:

const allKeys = [];
for (let proto = A.prototype; proto; proto = Object.getPrototypeOf(proto)) {
  allKeys.push(...Object.getOwnPropertyNames(proto));
}

В нашем фреймворке для простоты положим, что командами могут быть только собственные методы класса Program, не унаследованные от предков. Так нам, к тому же, не придётся беспокоиться о том, что мы добавим как команды все методы общего для всех классов предка Object.

Важно также помнить, что constructor — это тоже ключ в прототипе любого класса. Его нужно будет отфильтровать.

stage2/framework.ts
import { parseArgs } from "node:util";

export type CommandFn = (
  args: string[],
  opts: Record<string, OptionValue>,
) => void | number | Promise<void | number>;

export type OptionValue =
  | undefined
  | boolean
  | string
  | Array<boolean | string>;

export async function run(Program: new () => any) {
  const program = new Program();

  const {
    positionals: [command, ...args],
    values: opts,
  } = parseArgs({ strict: false });

  const sharedOpts = Object.keys(program);

  for (const k of sharedOpts) {
    if (k in opts) {
      program[k] = opts[k];
      delete opts[k];
    }
  }

  // по соглашению, все методы `program` - это команды
  // методы класса не enumerable
  // поэтому нам нужна getOwnPropertyNames(), а не просто keys()
  const commands = Object.getOwnPropertyNames(Program.prototype).filter(
    (k) => typeof program[k] === "function" && k !== "constructor",
  );

  // валидируем команды на уровне фреймворка

  if (!command) {
    console.error("no command specified");
    console.error(`available commands: ${commands.join(", ")}`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  if (!commands.includes(command)) {
    console.error(`unknown command: ${command}`);
    console.error(`available commands: ${commands.join(", ")}`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  try {
    const code = await program[command]!(args, opts);
    process.exitCode = code ?? 0;
  } catch (error: any) {
    process.exitCode = error.exitCode ?? 1;
    throw error;
  }
}


Теперь мы наконец можем убрать из main.ts код диспетчеризации команд:

stage2/main.ts
import { OptionValue, run } from "./framework.js";

class Program {
  verbose: boolean | undefined;
  v: boolean | undefined;

  hello(args: string[], opts: Record<"e" | "enthusiastic", OptionValue>) {
    const verbose = this.verbose ?? this.v ?? false;
    if (verbose) {
      console.debug(this);
      console.debug(args);
      console.debug(opts);
    }

    const enthusiastic = opts.enthusiastic ?? opts.e ?? false;
    if (typeof enthusiastic !== "boolean") {
      console.error(`invalid type for --enthusiastic option`);
      return 1;
    }

    const [name] = args;
    if (!name) {
      console.error(`command required 1 argument, 0 given`);
      return 1;
    }

    console.log(`Hello ${name}${enthusiastic ? "!" : "."}`);
    return 0;
  }
}

await run(Program);


▍ Уровень 3: аргументы функций


Хорошо бы избавиться от необходимости разбирать массив args самим, и при этом заставить фреймворк проверять, что команде передано необходимое количество аргументов. Для этого немного поменяем интерфейс самих методов-команд: будем передавать аргументы не массивом, а как отдельные аргументы метода, при этом для удобства поставив opts на первое место:

// Было:
hello(args: string[], opts: Record<string, OptionValue>): ...

// Стало:
hello(opts: Record<string, OptionValue>, name: string): ...

Теперь можно валидировать количество переданных CLI-команде аргументов на основе количества аргументов функции. Его можно получить для любой функции f при помощи свойства f.length.

Но есть одна хитрость. Свойство f.length на самом деле будет минимальным необходимым числом аргументов, которое необходимо передать функции! Оно не учитывает случаи необязательных аргументов:

// аргументы со значениями по умолчанию
function f1(a, b = null) {}
assert(f1.length === 1);

// rest-аргументы
function f2(a, ...bs) {}
assert(f2.length === 1);

// свойство arguments
function f3(a) {
  doWork(arguments[2]);
}
assert(f3.length === 1);

// плюс к этому, "лишние" аргументы просто игнорируются
function f4(a) {}
f4(1, 2, 3, 4, 5);

Учитывая это, реализуем валидацию минимального числа аргументов для команды:

stage3/framework.ts
import { parseArgs } from "node:util";

export type CommandFn = (
  opts: Record<string, OptionValue>,
  // rest-параметр удобнее всего оставить последним
  ...args: string[]
) => void | number | Promise<void | number>;

export type OptionValue =
  | undefined
  | boolean
  | string
  | Array<boolean | string>;

export async function run(Program: new () => any) {
  const program = new Program();

  const {
    positionals: [command, ...args],
    values: opts,
  } = parseArgs({ strict: false });

  const sharedOpts = Object.keys(program);

  for (const k of sharedOpts) {
    if (k in opts) {
      program[k] = opts[k];
      delete opts[k];
    }
  }

  // по соглашению, все методы `program` - это команды
  // методы класса не enumerable
  // поэтому нам нужна getOwnPropertyNames(), а не просто keys()
  const commands = Object.getOwnPropertyNames(Program.prototype).filter(
    (k) => typeof program[k] === "function" && k !== "constructor",
  );

  // валидируем команды на уровне фреймворка

  if (!command) {
    console.error("no command specified");
    console.error(`available commands: ${commands.join(", ")}`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  if (!commands.includes(command)) {
    console.error(`unknown command: ${command}`);
    console.error(`available commands: ${commands.join(", ")}`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  const commandFn: Function = program[command];

  // валидируем число аргументов функции
  // передать больше аргументов можно, меньше нет
  // +1 аргумент с опциями

  const minArgCount = commandFn.length - 1;

  if (args.length < minArgCount) {
    console.error(`too few arguments for command ${command}`);
    console.error(`at least ${minArgCount}, ${args.length} given`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  try {
    const code = await program[command]!(opts, ...args);
    process.exitCode = code ?? 0;
  } catch (error: any) {
    process.exitCode = error.exitCode ?? 1;
    throw error;
  }
}


stage3/main.js
import { OptionValue, run } from "./framework.js";

class Program {
  verbose: boolean | undefined;
  v: boolean | undefined;

  hello(opts: Record<"e" | "enthusiastic", OptionValue>, name: string) {
    const verbose = this.verbose ?? this.v ?? false;
    if (verbose) {
      console.debug(this);
      console.debug([name]);
      console.debug(opts);
    }

    const enthusiastic = opts.enthusiastic ?? opts.e ?? false;
    if (typeof enthusiastic !== "boolean") {
      console.error(`invalid type for --enthusiastic option`);
      return 1;
    }

    console.log(`Hello ${name}${enthusiastic ? "!" : "."}`);
    return 0;
  }
}

await run(Program);


▍ Уровень 4: декораторы и Reflect.metadata


Чтобы фреймворк умел сам понимать, какое короткое имя есть у опции, нам нужна возможность навесить на соответствующее свойство класса метаданные, в которых будет и это короткое имя, и какие-то дополнительные свойства. Кроме того, если будем явно отмечать методы-команды и свойства-опции, то сможем иметь в классе Program и посторонние свойства и методы.

Проще и красивее всего это сделать, используя декораторы.

У декораторов в JS и TS тяжёлая судьба. Пропозал несколько раз переделывали, и многие кодовые базы всё ещё завязаны на полифиллы одного из устаревших драфтов спецификации.

В компиляторе TypeScript реализованы два варианта декораторов:


Забегая вперёд, скажу, что для более продвинутых уровней рефлексии в TS нам придётся использовать именно experimentalDecorators. Но на текущем уровне мы можем совершенно абстрагироваться от этого выбора, используя библиотеку reflect-metadata:

import "reflect-metadata";
// теперь в глобальном объекте Reflect доступны новые методы

class Foo {
  // метод Reflect.metadata() можно сразу использовать в качестве декоратора
  @Reflect.metadata("meta-key", "value")
  f() {}
}

// но лучше будет завернуть его в отдельную функцию
const MyDecorator = (value) =>
  // в качестве ключа удобно использовать саму эту функцию
  Reflect.metadata(MyDecorator, value);

class Bar {
  @MyDecorator("value")
  prop: string;
}

// метаданные читать вот так:
const value1 = Reflect.getMetadata(Foo.prototype, "meta-key", "f");
const value2 = Reflect.getMetadata(Bar.prototype, MyDecorator, "prop");

// если не передать последний аргумент,
// вернутся метаданные, навешенные на сам класс, а не на его члены

Используя декораторы, reflect-metadata и обход ключей из предыдущих уровней, несложно реализовать нужную нам фичу:

stage4/framework.ts
import "reflect-metadata";
import { parseArgs } from "node:util";

export interface OptionDefinition {
  short?: string;
}

// декораторы с помощью Reflect.metadata
// в качестве ключа метаданных удобно брать саму функцию-декоратор
export const Option = (def: OptionDefinition) => Reflect.metadata(Option, def);

// для лучшей типизации удобно сразу определить геттер
const getOptionMetadata = (ctor: new () => any, prop: string) =>
  Reflect.getMetadata(Option, ctor.prototype, prop) as
    | OptionDefinition
    | undefined;

// даже если у декоратора на данный момент нет параметров,
// его удобно все равно сделать функцией
export const Command = () => Reflect.metadata(Command, {});

const getCommandMetadata = (ctor: new () => any, prop: string) =>
  Reflect.getMetadata(Command, ctor.prototype, prop) as {} | undefined;

export type CommandFn = (
  opts: Record<string, OptionValue>,
  ...args: string[]
) => void | number | Promise<void | number>;

export type OptionValue =
  | undefined
  | boolean
  | string
  | Array<boolean | string>;

export async function run(Program: new () => any) {
  const program = new Program();

  const {
    positionals: [command, ...args],
    values: opts,
  } = parseArgs({ strict: false });

  for (const k of Object.keys(program)) {
    const def = getOptionMetadata(Program, k);
    if (!def) continue;

    if (def.short && def.short in opts) {
      program[k] = opts[def.short];
      delete opts[def.short];
    }

    if (k in opts) {
      program[k] = opts[k];
      delete opts[k];
    }
  }

  const commands: string[] = [];

  for (const k of Object.getOwnPropertyNames(Program.prototype)) {
    const def = getCommandMetadata(Program, k);
    if (!def) continue;

    commands.push(k);
  }

  if (!command) {
    console.error("no command specified");
    console.error(`available commands: ${commands.join(", ")}`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  if (!commands.includes(command)) {
    console.error(`unknown command: ${command}`);
    console.error(`available commands: ${commands.join(", ")}`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  const commandFn: Function = program[command];
  const minArgCount = commandFn.length - 1;

  if (args.length < minArgCount) {
    console.error(`too few arguments for command ${command}`);
    console.error(`at least ${minArgCount}, ${args.length} given`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  try {
    const code = await program[command]!(opts, ...args);
    process.exitCode = code ?? 0;
  } catch (error: any) {
    process.exitCode = error.exitCode ?? 1;
    throw error;
  }
}


Теперь код в main.ts выглядит так:

stage4/main.ts
import { Command, Option, OptionValue, run } from "./framework.js";

class Program {
  // можно задать опции короткое имя
  @Option({ short: "v" })
  verbose = false;

  // теперь можно иметь поля, не являющиеся опциями
  version = "1.0.0";

  @Command()
  hello(opts: Record<"e" | "enthusiastic", OptionValue>, name: string) {
    if (this.verbose) {
      console.debug(this);
      console.debug([name]);
      console.debug(opts);
    }

    // опции конкретной команды пока что все равно нужно разбирать руками
    const enthusiastic = opts.enthusiastic ?? opts.e ?? false;
    if (typeof enthusiastic !== "boolean") {
      console.error(`invalid type for --enthusiastic option`);
      return 1;
    }

    console.log(`Hello ${name}${enthusiastic ? "!" : "."}`);
    return 0;
  }
}

await run(Program);


▍ Уровень 5: описание типов для рантайма


Неплохо бы в декоратор @Option() добавить также тип значения опции. Но стандартного способа описать тип значения в JS другим JS-значением, к сожалению, нет. Есть, конечно, то, что возвращает typeof, но этого недостаточно для сложных типов — объектов и массивов.

К счастью, есть ряд договорённостей и умолчаний, которые часто используются библиотеками и фреймворками для такой задачи. В частности, я буду ориентироваться на соглашения, которые повсеместно используются в Nest.js:

// примитивные типы представлены их "конструктором"
const number = Number;
const string = String;

// массивы представлены одноэлементными массивами
const arrayOfNumber = [Number];
const arrayOfString = [String];

// объекты представлены, кхм, объектами
const person = {
  name: String,
  age: Number,
};

// и их можно использовать в любых комбинациях
const dto = {
  people: [{ name: String, age: Number }],
};

// получается синтаксис, похожий на типы в TypeScript
type Dto = {
  people: { name: string; age: number }[];
};

В TypeScript при работе с таким рантайм-представлением типов важно не забывать, где оно, а где типы самого TypeScript. Если, к примеру, случайно объявить поле какого-то объекта как Number вместо number, то ошибка может выскочить в неожиданном месте — примитив можно присвоить к переменной, тип которой — его boxed-версия. Но не наоборот!

Давайте теперь используем такой синтаксис для типов, чтобы добавить в наш фреймворк проверку типов значений опций. Облегчит нам задачу то, что parseArgs поддерживает фактически только четыре типа: boolean | string | boolean[] | string[]:

stage5/framework.ts
import "reflect-metadata";
import { ParseArgsConfig, parseArgs } from "node:util";

export interface OptionDefinition {
  short?: string;

  // такой синтаксис для обозначения типов в рантайме уже стал стандартом де-факто
  type: typeof String | typeof Boolean | [typeof String] | [typeof Boolean];
}

export const Option = (def: OptionDefinition) => Reflect.metadata(Option, def);

const getOptionMetadata = (ctor: new () => any, prop: string) =>
  Reflect.getMetadata(Option, ctor.prototype, prop) as
    | OptionDefinition
    | undefined;

export const Command = () => Reflect.metadata(Command, {});

const getCommandMetadata = (ctor: new () => any, prop: string) =>
  Reflect.getMetadata(Command, ctor.prototype, prop) as {} | undefined;

export type CommandFn = (
  opts: Record<string, OptionValue>,
  ...args: string[]
) => void | number | Promise<void | number>;

export type OptionValue =
  | undefined
  | boolean
  | string
  | Array<boolean | string>;

export async function run(Program: new () => any) {
  const program = new Program();

  const {
    positionals: [command, ...args],
    values: opts,
  } = parseArgs({
    strict: false,
    options: getOptionsConfigFromMetadata(Program, program),
  });

  for (const k of Object.keys(program)) {
    const def = getOptionMetadata(Program, k);
    if (!def) continue;

    if (def.short && def.short in opts) {
      program[k] = opts[def.short];
      delete opts[def.short];
    }

    if (k in opts) {
      program[k] = opts[k];
      delete opts[k];
    }
  }

  const commands: string[] = [];

  for (const k of Object.getOwnPropertyNames(Program.prototype)) {
    const def = getCommandMetadata(Program, k);
    if (!def) continue;

    commands.push(k);
  }

  if (!command) {
    console.error("no command specified");
    console.error(`available commands: ${commands.join(", ")}`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  if (!commands.includes(command)) {
    console.error(`unknown command: ${command}`);
    console.error(`available commands: ${commands.join(", ")}`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  const commandFn: Function = program[command];
  const minArgCount = commandFn.length - 1;

  if (args.length < minArgCount) {
    console.error(`too few arguments for command ${command}`);
    console.error(`at least ${minArgCount}, ${args.length} given`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  try {
    const code = await program[command]!(opts, ...args);
    process.exitCode = code ?? 0;
  } catch (error: any) {
    process.exitCode = error.exitCode ?? 1;
    throw error;
  }
}

// к сожалению, этот тип не экспортируется в более удобоваримом виде
type OptionsConfig = Exclude<ParseArgsConfig["options"], undefined>;

function getOptionsConfigFromMetadata(
  Program: new () => any,
  program: any,
): OptionsConfig {
  const config: OptionsConfig = {};

  for (const k of Object.keys(program)) {
    const def = getOptionMetadata(Program, k);
    if (!def) continue;

    let short = def.short;
    let type: "string" | "boolean" = "string";
    let multiple = false;

    if (def.type === String) {
      type = "string";
      multiple = false;
    } else if (def.type === Boolean) {
      type = "boolean";
      multiple = false;
    } else if (Array.isArray(def.type)) {
      multiple = true;

      if (def.type[0] === String) {
        type = "string";
      } else if (def.type[0] === Boolean) {
        type = "boolean";
      }
    }

    config[k] = { short, type, multiple };
  }

  return config;
}


stage5/main.ts
import { Command, Option, OptionValue, run } from "./framework.js";

class Program {
  @Option({ type: Boolean, short: "v" })
  verbose = false;

  version = "1.0.0";

  @Command()
  hello(opts: Record<"e" | "enthusiastic", OptionValue>, name: string) {
    if (this.verbose) {
      console.debug(this);
      console.debug([name]);
      console.debug(opts);
    }

    const enthusiastic = opts.enthusiastic ?? opts.e ?? false;
    if (typeof enthusiastic !== "boolean") {
      console.error(`invalid type for --enthusiastic option`);
      return 1;
    }

    console.log(`Hello ${name}${enthusiastic ? "!" : "."}`);
    return 0;
  }
}

await run(Program);


▍ Уровень 6: спрашиваем типы у самого TypeScript


При использовании TypeScript есть возможность не изобретать синтаксис для описания типов в рантайме, фактически дублируя их описания в TypeScript, а сказать компилятору сохранить информацию о типах в метаданные класса. Для этого потребуется:

  • опция компилятора emitDecoratorMetadata — для сохранения метаданных;
  • опция компилятора experimentalDecorators — для работы первой опции;
  • библиотека reflect-metadata — для чтения сохранённых метаданных.

Нужны именно «старые» декораторы, а не новые стандартные. На данный момент, emitDecoratorMetadata требует experimentalDecorators.

Метаданные сохраняются только для членов классов, причём только для тех, на которых уже висит хотя бы один декоратор. Конкретный интерфейс не описан в документации компилятора, но его можно понять, если поэкспериментировать с тем, во что компилируются различные выражения.

Самое важное, что о нём нужно знать заранее — он далеко не такой подробный, как хотелось бы. Фактически для каждого типа сохраняется только его «конструктор», если это понятие к нему вообще применимо. То есть: для класса Foo будет сохранён Foo, для number будет сохранён Number, для number[]Array, а для типа-литерала { name: string } — просто Object. Обиднее всего за массивы: объекты хотя бы можно представить классами, но для массивов всё равно придётся оставить способ явно указывать тип их элементов.

Из-за этого, а также ради использования без TypeScript, этот способ получения информации о типах нельзя оставить как единственный. Тем не менее, реализовать его несложно, и некоторой тавтологии он позволяет избежать.

stage6/framework.ts
import "reflect-metadata";
import { ParseArgsConfig, parseArgs } from "node:util";

export interface OptionDefinition {
  short?: string;
  type?: typeof String | typeof Boolean | [typeof String] | [typeof Boolean];
}

export const Option = (def: OptionDefinition) => Reflect.metadata(Option, def);

const getOptionMetadata = (ctor: new () => any, prop: string) =>
  Reflect.getMetadata(Option, ctor.prototype, prop) as
    | OptionDefinition
    | undefined;

export const Command = () => Reflect.metadata(Command, {});

const getCommandMetadata = (ctor: new () => any, prop: string) =>
  Reflect.getMetadata(Command, ctor.prototype, prop) as {} | undefined;

export type CommandFn = (
  opts: Record<string, OptionValue>,
  ...args: string[]
) => void | number | Promise<void | number>;

export type OptionValue =
  | undefined
  | boolean
  | string
  | Array<boolean | string>;

export async function run(Program: new () => any) {
  const program = new Program();

  const {
    positionals: [command, ...args],
    values: opts,
  } = parseArgs({
    strict: false,
    options: getOptionsConfigFromMetadata(Program, program),
  });

  for (const k of Object.keys(program)) {
    const def = getOptionMetadata(Program, k);
    if (!def) continue;

    if (def.short && def.short in opts) {
      program[k] = opts[def.short];
      delete opts[def.short];
    }

    if (k in opts) {
      program[k] = opts[k];
      delete opts[k];
    }
  }

  const commands: string[] = [];

  for (const k of Object.getOwnPropertyNames(Program.prototype)) {
    const def = getCommandMetadata(Program, k);
    if (!def) continue;

    commands.push(k);
  }

  if (!command) {
    console.error("no command specified");
    console.error(`available commands: ${commands.join(", ")}`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  if (!commands.includes(command)) {
    console.error(`unknown command: ${command}`);
    console.error(`available commands: ${commands.join(", ")}`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  const commandFn: Function = program[command];
  const minArgCount = commandFn.length - 1;

  if (args.length < minArgCount) {
    console.error(`too few arguments for command ${command}`);
    console.error(`at least ${minArgCount}, ${args.length} given`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  try {
    const code = await program[command]!(opts, ...args);
    process.exitCode = code ?? 0;
  } catch (error: any) {
    process.exitCode = error.exitCode ?? 1;
    throw error;
  }
}

type OptionsConfig = Exclude<ParseArgsConfig["options"], undefined>;

function getOptionsConfigFromMetadata(
  Program: new () => any,
  program: any,
): OptionsConfig {
  const config: OptionsConfig = {};

  for (const k of Object.keys(program)) {
    const def = getOptionMetadata(Program, k);
    if (!def) continue;

    // получаем информацию из типов TypeScript
    const defType =
      def.type ?? Reflect.getMetadata("design:type", Program.prototype, k);

    let short = def.short;
    let type: "string" | "boolean" = "string";
    let multiple = false;

    if (defType === String) {
      type = "string";
      multiple = false;
    } else if (defType === Boolean) {
      type = "boolean";
      multiple = false;
    } else if (Array.isArray(defType)) {
      multiple = true;

      if (defType[0] === String) {
        type = "string";
      } else if (defType[0] === Boolean) {
        type = "boolean";
      }
    } else {
      throw new Error(`unable to determine option type for ${k}`);
    }

    config[k] = { short, type, multiple };
  }

  return config;
}


stage6/main.ts
import { Command, Option, OptionValue, run } from "./framework.js";

class Program {
  // для правильной работы emitDecoratorMetadata
  // может понадобиться явно указать типы, даже если их можно вывести
  @Option({ short: "v" })
  verbose: boolean = false;

  version = "1.0.0";

  @Command()
  hello(opts: Record<"e" | "enthusiastic", OptionValue>, name: string) {
    if (this.verbose) {
      console.debug(this);
      console.debug([name]);
      console.debug(opts);
    }

    const enthusiastic = opts.enthusiastic ?? opts.e ?? false;
    if (typeof enthusiastic !== "boolean") {
      console.error(`invalid type for --enthusiastic option`);
      return 1;
    }

    console.log(`Hello ${name}${enthusiastic ? "!" : "."}`);
    return 0;
  }
}

await run(Program);


▍ Уровень 7: типы аргументов методов, DTO-классы


Тем же способом — с помощью emitDecoratorMetadata — можно узнать и типы аргументов функции. Воспользуемся этим, чтобы наконец-то позволить фреймворку самому выводить типы опций для отдельных команд.

Подвох, конечно, в том, что, как я писал выше, для типов-объектов метаданные сохранятся, только если этот тип — класс. Для того, чтобы обойти это ограничение, нужно объявлять типы-объекты именно как class, а не как interface или тип-литерал.

// вместо этого:
interface IOptions {
  enthusiastic: boolean;
}

// объявлять так:
class Options {
  enthusiastic: boolean;
}

// можно продолжать использовать привычный синтаксис,
// система типов такое допускает
const opts1: Options = { enthusiastic: true };
const opts2: Options = JSON.parse(str);

// главное не забывать, что эти объекты не станут волшебным образом
// экземплярами класса Options
assert(!(opts1 instanceof Options));

Добавим этот последний штрих к нашему фреймворку, чтобы клиентскому коду уже совсем не нужно было разбирать опции руками:

stage7/framework.ts
import "reflect-metadata";
import { ParseArgsConfig, parseArgs } from "node:util";

export interface OptionDefinition {
  short?: string;
  type?: typeof String | typeof Boolean | [typeof String] | [typeof Boolean];
}

export const Option = (def: OptionDefinition) => Reflect.metadata(Option, def);

const getOptionMetadata = (ctor: new () => any, prop: string) =>
  Reflect.getMetadata(Option, ctor.prototype, prop) as
    | OptionDefinition
    | undefined;

export const Command = () => Reflect.metadata(Command, {});

const getCommandMetadata = (ctor: new () => any, prop: string) =>
  Reflect.getMetadata(Command, ctor.prototype, prop) as {} | undefined;

export type CommandFn = (
  opts: Record<string, OptionValue>,
  ...args: string[]
) => void | number | Promise<void | number>;

export type OptionValue =
  | undefined
  | boolean
  | string
  | Array<boolean | string>;

export async function run(Program: new () => any) {
  const program = new Program();

  const {
    positionals: [command],
  } = parseArgs({
    strict: false,
    options: getOptionsConfigFromMetadata(Program, program),
  });

  const commands: string[] = [];

  for (const k of Object.getOwnPropertyNames(Program.prototype)) {
    const def = getCommandMetadata(Program, k);
    if (!def) continue;

    commands.push(k);
  }

  if (!command) {
    console.error("no command specified");
    console.error(`available commands: ${commands.join(", ")}`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  if (!commands.includes(command)) {
    console.error(`unknown command: ${command}`);
    console.error(`available commands: ${commands.join(", ")}`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  const OptsDto = Reflect.getMetadata(
    "design:paramtypes",
    Program.prototype,
    command,
  )?.[0];

  const optsDto = OptsDto ? new OptsDto() : undefined;

  const {
    positionals: [, ...args],
    values: opts,
  } = parseArgs({
    strict: false,
    options: {
      ...getOptionsConfigFromMetadata(Program, program),
      ...getOptionsConfigFromMetadata(OptsDto, optsDto),
    },
  });

  Object.assign(optsDto, opts);

  const commandFn: Function = program[command];
  const minArgCount = commandFn.length - 1;

  if (args.length < minArgCount) {
    console.error(`too few arguments for command ${command}`);
    console.error(`at least ${minArgCount}, ${args.length} given`);

    process.exitCode = 1;
    return;
  }

  try {
    const code = await program[command]!(optsDto, ...args);
    process.exitCode = code ?? 0;
  } catch (error: any) {
    process.exitCode = error.exitCode ?? 1;
    throw error;
  }
}

type OptionsConfig = Exclude<ParseArgsConfig["options"], undefined>;

function getOptionsConfigFromMetadata(
  Program: new () => any,
  program: any,
): OptionsConfig {
  const config: OptionsConfig = {};

  for (const k of Object.keys(program)) {
    const def = getOptionMetadata(Program, k);
    if (!def) continue;

    // получаем информацию из типов TypeScript
    const defType =
      def.type ?? Reflect.getMetadata("design:type", Program.prototype, k);

    let short = def.short;
    let type: "string" | "boolean" = "string";
    let multiple = false;

    if (defType === String) {
      type = "string";
      multiple = false;
    } else if (defType === Boolean) {
      type = "boolean";
      multiple = false;
    } else if (Array.isArray(defType)) {
      multiple = true;

      if (defType[0] === String) {
        type = "string";
      } else if (defType[0] === Boolean) {
        type = "boolean";
      }
    } else {
      throw new Error(`unable to determine option type for ${k}`);
    }

    config[k] = { short, type, multiple };
  }

  return config;
}

function extractOptions(
  Dto: new () => any,
  dto: any,
  opts: Record<string, OptionValue>,
): void {
  for (const k of Object.keys(dto)) {
    const def = getOptionMetadata(Dto, k);
    if (!def) continue;

    if (def.short && def.short in opts) {
      dto[k] = opts[def.short];
      delete opts[def.short];
    }

    if (k in opts) {
      dto[k] = opts[k];
      delete opts[k];
    }
  }
}


Итоговый клиентский код из main.ts:

import { Command, Option, run } from "./framework.js";

// можно даже отметить этот класс как abstract
class HelloOptions {
  @Option({ short: "e" })
  enthusiastic: boolean = false;
}

class Program {
  @Option({ short: "v" })
  verbose: boolean = false;

  version = "1.0.0";

  @Command()
  hello({ enthusiastic }: HelloOptions, name: string) {
    if (this.verbose) {
      console.debug(this);
      console.debug([name]);
      console.debug({ enthusiastic });
    }

    console.log(`Hello ${name}${enthusiastic ? "!" : "."}`);
    return 0;
  }
}

await run(Program);

▍ Что в итоге?


Как видно из финального кода, нам удалось спрятать внутрь нашего маленького фреймворка весь код, связанный с обработкой аргументов командной строки. Клиенту достаточно организовать свой код в классы, придерживаясь некоторых соглашений, а фреймворк уже сделает всё сам.

Схожие механизмы рефлексии довольно широко применяются во многих TypeScript-фреймворках. Основным вдохновением для этой статьи был, конечно, Nest.js. Но я считаю, что независимо от выбора фреймворка знание этих механизмов может помочь проектировать более логичные, лаконичные и удобные API.

Telegram-канал с розыгрышами призов, новостями IT и постами о ретроиграх ????️

Комментарии (0)