Всем привет! Меня зовут Алёна Барыкина и я методолог отдела информационного моделирования департамента цифровизации инвестиционно-строительных проектов компании "Bimeister". И сегодня я хочу с вами поделиться важным аспектом исполнения желаний в проектной деятельности с использованием цифрового информационного моделирования.
Вы, конечно же, знаете ключевой принцип успеха любого проекта, включая создания цифровой информационной модели (ЦИМ) - «Начинай только тогда, когда результат уже в уме». Выражение, которое отражает саму суть любой проектной деятельности.
Только вот вопрос - а что каждый участник процесса понимает под необходимым результатом в проекте создания цифровой информационной модели?
Создание ЦИМ – это очень сложный и дорогостоящий процесс, в котором задействован большой круг специалистов. И каждого из них волнуют свои вопросы. Здесь очень важно найти совместное оптимальное решение, чтобы получить тот продукт, который отвечает запросам в области возможностей использования цифровой информационной модели, уровня ее проработки, а так же полноты наполнения информацией.
Когда заказчик говорит, что ему нужна цифровая информационная модель, он говорит не просто о модели, а о преимуществах, которые он хочет получить с помощью ЦИМ:
Улучшение коммуникации и понимания с помощью визуализации 3D-модели;
Улучшение возможности для анализа конструктивных особенностей/ инженерных систем/ использования энергии и т.д.;
Улучшение информационных потоков за счет цифровизации и снижения дублирующих действий;
Снижение всех видов потерь - особенно временных и денежных;
Снижение всех видов рисков при реализации проекта;
Увеличение эффективности процесса работы над проектом;
Улучшение информированности на всех стадиях проекта;
А когда о цифровой информационной модели говорит сотрудник, компании, которая много лет работает в данной области, то тут возникают совсем другие вопросы. Вот только малая часть из них:
Какое программное обеспечение необходимо использовать для ее создания?
В какие сроки необходимо уложиться?
Какова задача модели и необходимость ее детализации?
А как же добиться общего понимания желаемого, если в проекте создания цифровой модели участвует не один, а несколько человек с каждой стороны и у каждого свое видение конечного результата? Ответ очевиден – необходимо собраться, договориться и зафиксировать договоренности в документе.
В проекте по созданию цифровой информационной модели таким одним из основополагающих документов является EIR. Именно с помощью его формирования закрепляются основные договоренности.
Есть два варианта расшифровки данного акронима - Employer Information Requirements - требования от работодателя (заказчика) или Exchange Information Requirements – требования по обмену информацией. Второй вариант – это самое точное определение, так как информация передается в обе стороны и очень важно, чтобы этот процесс был четким. Так же данный документ может быть определен, как детализированное техническое задание на создание цифровой модели.
Очень важно договориться на первоначальном этапе о том:
Для чего нужна модель? Для какого этапа жизненного цикла объекта?
Какова главная задача у будущей модели?
Какая информация должна быть в модели?
На чем она должна базироваться?
В каком виде она должна быть представлена?
Каким критериям она должна соответствовать?
Как эта информация будет передаваться?
Кто ответственный за ее проверку и согласование?
И главное – как мы поймем, что результат достигнут?
В общем и целом, EIR представляет собой четкий и функциональный документ, который в дальнейшем используется, как разработчиками и проектировщиками как «дорожная карта» с мельчайшими подробностями, которой необходимо следовать для того, чтобы прибыть в «конечный пункт» - к требуемому результату - с минимальными потерями и с большой гордостью от проделанной работы.
EIR описывает оптимизированный процесс с четкими руководящими принципами, при котором все участники процесса создания цифровой информационной модели могут быть более продуктивными, сокращать количество ошибок и избегать задержек.
В идеале EIR должен быть составлен еще до начала тендерных процессов. Его может составлять Заказчик самостоятельно, если он знаком с тонкостями моделирования, или же привлечь экспертную организацию для создания необходимых требований.
И так какого же типа информация должна содержаться в EIR для дальнейшей эффективной работы?
Есть 3 типа информации, которую необходимо включать подробно в документ, чтобы он был максимально полезный для использования, и, главное, чтобы на выходе получить результат, который будет удовлетворять запросы всех заинтересованных сторон.
1. Техническая информация
Эта самая большая и детализированная часть документа и должна содержать следующие требования к определяющим моментам, таким как:
содержание информационной модели – что Заказчик хочет получить от создания цифровой информационной модели – полностью вид всего объекта или же какой- либо из его частей.
этап использования модели – то есть на каком этапе жизненного цикла (ЖЦ) проекта создается данная модель – существующее состояние, проектная документация, рабочая документация, исполнительная или эксплуатационная модель. Возможно у Заказчика есть определенное видение того этапа ЖЦ объекта, на котором ему нужна цифровая информационная модель. От описания этапа будет зависеть наполнение и выполнение дальнейших требований.
форматы обмена – форматы файлов (возможно, также версии), с помощью которых осуществляется обмен данными, чтобы все участники процесса могли;
уровень детализации – для каждой модели и для каждого технического элемента должен быть определен минимальный уровень детализации, геометрический и информативный, который должен быть достигнут в соответствии с потребностями проектирования;
уровень допусков – для каждой модели определяется уровень допусков с какими могут быть созданы те или иные элементы модели;
программные платформы – необходимо уточнить программную инфраструктуру и платформу для совместной работы проектом цифровой информационной модели;
координаты – определите общую систему координат для всех, поскольку модели проектов должны иметь одну и ту же точку координации.
2. Управление информационными потоками
Эта часть должна содержать следующие требования к моментам, таким как:
стандарты – процедуры и другие основополагающие документы, которым необходимо следовать для обеспечения правильного потока информации, обмена данными, доставки и безопасности процессов;
роли и обязанности заинтересованных сторон – необходимо указать участникам все роли и обязанности участников создания модели;
безопасность данных – меры безопасности для защиты конфиденциальных данных;
процесс координации – методы контроля и согласования, разрешение допусков и т.д.;
процесс совместной работы – необходимо уточнить методы совместной работы, которым должна следовать команда;
планирование совещаний по обзору модели – контрольная программа и помощь команде разработчиков во время выполнения задания;
ограничения – для сообщения о любых ограничениях, присутствующих в заказе;
план соответствия – связан с определением методов обеспечения качества создаваемой информации и данных;
управление охраной труда при проектировании (при необходимости) – требования к проектированию, связанные с обеспечением безопасности объекта, должны быть гарантированы.
3. Коммерческая часть
Однако в этой части перечислены требования, связанные с целями и задачами проекта:
стратегические цели – назначение информационных требований;
результаты ЦИМ, которые должны быть достигнуты – они должны детально определять результаты, которые должны быть достигнуты, с точки зрения моделирования, компьютеризации и координации;
уровень подготовки участников создания информационной модели – Заказчик должен определить уровень знаний сотрудников проектной организации для создания цифровой информационной модели, необходимые для того, чтобы иметь возможность участвовать в подготовке коммерческого предложения.
Особое внимание при подготовке EIR нужно уделить следующим очень важным аспектам, без проработки которых успех в создании цифровой информационной модели очень сложно достигнуть. Точнее именно эти аспекты помогают сделать не просто модель, а инструмент, который принесет наибольшую пользу в повышении эффективности работы на жизненном цикле, для которого создается модель, а так же в дальнейших этапах жизненного цикла.
Вот перечень аспектов, которые позволят составить полноценное единое информационное пространство:
кодирование – причем применение данного аспекта не только к основным элементам модели, но так же применение кодирования к электронным архивам, справочникам и другим элементам полноценной цифровой информационной модели, чтобы создать не просто 3D картинку, а полноценное единое информационное пространство объекта;
точное описание необходимых атрибутов, типов справочников, для того, чтобы информация помогла в дальнейшем оперировать моделью;
описание состава модели. Нужно понимать, что полноценная модель состоит не только из 3D картинки, а так же 1D, 2D документы, и так же полноценный электронный архив. И все это не должно быть разрозненно, так как в этом случае становится абсолютно бесполезным, а должно быть связано между собой с помощью грамотной системы кодирования. Тогда все документы становятся с моделью единым целым, создают полноценное единое информационное пространство объекта;
создание полноценных библиотек и справочников, для дальнейшей стандартизации процесса моделирования.
Если вас заинтересовал какой-либо из этих аспектов, то пишите и мы с удовольствием раскроем вам интересующий аспект более детально.
При работе над EIR очень важно понимать зачем вам нужна в модели та или иная информация, так как от степени проработки модели будут зависеть трудозатраты, а соответственно и стоимость создания полноценной информационной модели.
Очень важно, чтобы документ был рабочий, а не создан ради «галочки». Поэтому работая над документом необходимо продумывать необходимость того или иного требования. Продумывать насколько информация продиктована не «хотелкой», а именно необходимостью.
Так же при работе над данным документом необходимо отследить изменения в нормативно-технической документации в области цифрового моделирования, которая сейчас активно перерабатывается, а так же запросить все внутренние нормативные документы заказчика, чтобы сравнить на соответствие две необходимые ветки НТД.
Для себя я выделяю 5 правил, которым должен соответствовать качественно проработанный EIR:
Документ должен быть понятен всем участникам процесса. Необходимо использовать соответствующий язык и не забывать расшифровывать те термины, которые являются специфичными для разработчиков и проектировщиков цифровых информационных моделей.
Информация в документе актуальная для конкретного объекта. Так как каждый объект уникален, со своими требованиями и особенностями. Возможно использование шаблона, но в него обязательно должны быть внесены правки в соответствие с требованиями конкретного объекта.
Документ должен быть хорошо структурирован, прописаны все ссылки на таблицы и приложения, а так же при необходимости на информацию, содержащуюся в других разделах, чтобы читающему не нужно было додумывать, где упоминается то или иное требование или информация.
Если есть возможность представить информацию в табличном виде или в виде схемы, то это необходимо сделать. Так как такой вид подачи информации очень легко воспринимается и соответственно будет максимально полезен при разработке модели.
Каждая фраза и пункт в документе должны нести смысл. Если фраза дублирует информацию или во время ее прочтения остается больше вопросов, чем ответов, то такую фразу необходимо переработать или задать вопрос «А действительно ли она здесь так необходима?»
В процессе работы над информационной моделью EIR – отвечает на вопрос «Что делать?», а следующий шаг – это ответ на вопрос «Как делать?» - для это необходимо разработка следующего документа BEP (BIM execution plan) или ПИМ – план информационного моделирования. Но это уже совсем другая история.