Непрерывное обучение в сфере охраны труда законодательно регламентировано:

Работодатель обязан обеспечить обучение и проверку знаний требований охраны труда работников.

ст. 214 ТК РФ

В современном мире часто бывает так, что обучение, проводимое работодателем, сводится просто к формальности. Сотруднику дают несколько страниц текста или несколько часов видео и потом проверяют его знания с помощью теста, где нужно просто отметить правильный ответ. Однако опыт специалистов в области охраны труда показывает, что такие методы неэффективны и не способствуют достижению основных целей этой области - сохранению здоровья и жизни сотрудников. Руфина Ибрагимова, менеджер продукта в компании 2Nova Interactive, объясняет, как использование геймификации может быть полезным для бизнеса и как игры могут помочь сотрудникам эффективнее учиться и снижать количество травм внутри компании.

Типичная ситуация на производствах в нашей интерпретации :)
Типичная ситуация на производствах в нашей интерпретации :)

Как это поможет бизнесу?

Опыт крупных компаний показывает, что внедрение инноваций и элементов геймификации в сферу охраны труда может быть успешным. Геймификация в охране труда включает использование игровых механик в процессе изучения, повторения и проверки знаний по нормам охраны труда, а также их практического применения.

Один из предвестников геймификации в бизнес-процессах - Yu-kai Chou, тайваньско-американский предприниматель, писатель, спикер и бизнес-консультант. Он поделился своим многолетним опытом и знаниями в книге "Геймифицируй это. Как стимулировать клиентов к покупке, а сотрудников к работе".

Архаичные методы мотивации кнута и пряника, использовавшиеся на протяжении всей промышленной революции, являются неразвитой тактикой, которая не может по-настоящему заинтересовать современного человека. Возможно, одним из самых ярких показателей отстающей культуры труда является то, что США ежегодно теряют почти 370 миллиардов долларов из-за не вовлеченных сотрудников, согласно опросу Gallop.

Ю-кай Чоу - «Геймифицируй это»

Использование игровой формы в корпоративном обучении доказало свою эффективность на практике. Сотрудники, которые участвуют в игровом корпоративном обучении:

  • проявляют больше интереса и мотивации к обучению, а также активно вовлекают своих коллег

  • более ответственно относятся к своей работе, успешно проходят обучение до конца и обновляют свои знания

  • быстрее усваивают информацию и успешно запоминают полученные результаты на долгий срок

  • Чаще применяют свои новые знания на практике, что делает обучение более практичным и полезным. 

Кто уже внедрил геймификацию в охрану труда?

  • ЕВРАЗ создала мобильное приложение "Охота на риски", вдохновленное игрой Pokemon GO, где сотрудники "ловят" опасности на своих рабочих местах.

  • В РЖД используется виртуальная реальность (VR) для обучения правилам охраны труда и безопасным действиям при работе на высоте и на железнодорожных путях.

  • В АО "СУЭК Кузбасс" применяется VR-технология для обучения безопасности при горных работах в виртуальной модели шахты.

  • Сотрудники компании АК "АЛРОСА" проходят обучающий квест по безопасности, включающий различные направления, такие как пожарная безопасность и охрана труда.

  • "Норильский Никель" использует специальные тренажеры горной техники для обучения своих сотрудников.

  • Управление по охране труда Министерства труда США разработало онлайн-игру для обучения обнаружению опасностей на рабочем месте, которая доступна для бизнеса всех масштабов.

  • Компания AstraZeneca достигла высокого уровня вовлечения сотрудников (97%) с помощью обучающей онлайн-платформы.

  • Компания EnTrans снизила количество травм на 50% и уровень инцидентов с 6 до 2,1, используя игровые методы в обучении безопасности. 

Как и почему это работает?

Геймификация в корпоративном обучении охране труда не означает создание полноценных видеоигр, в которые сотрудники будут углубляться весь рабочий день. Здесь речь идет о внедрении элементов, которые делают процесс обучения охране труда более интересными и мотивирующими. А как этот метод работает и чем он лучше традиционных подходов?

Ю-кай Чоу, который написал книгу «Геймифицируй это», утверждает, что геймификация влияет на ключевые стимулы человеческого поведения. Он представил модель октализа, которая описывает восемь ключевых стимулов, способных побудить людей к определенным действиям:

  • Особая миссия и призвание: когда человек чувствует, что его персонажи выполняют особое задание или были избраны для этого.

  • Развитие и самореализация: используются элементы прогрессии, такие как очки, значки и рейтинги, чтобы активировать желание развиваться и достигать целей.

  • Творческие возможности и обратная связь: пользователи вовлекаются в творческий процесс, создавая новые вещи и экспериментируя с ними. 

  • Чувство собственности и обладания: желание обладать чем-то, включая виртуальные предметы или валюту игры. Инвестирование времени в настройку профиля или аватара также способствует ощущению собственности.

  • Влияние социума и привязанность: социальное признание, обратная связь от сообщества, взаимодействие с другими игроками и конкуренция могут мотивировать людей.

  • Ограниченность ресурсов и нетерпение: невозможность обладать чем-то из-за его уникальности или особых условий получения может усиливать желание получения этого. 

  • Непредсказуемость и любопытство: непредсказуемость в игре, когда игрок не знает, что произойдет дальше, может поддерживать вовлеченность.

  •  Стремление избегать негативных ситуаций: Мы стремимся избегать негативных ситуаций, таких как увольнение или потеря возможностей, что используют маркетологи, предлагая ограниченные предложения со сроком действия.

    Эти стимулы по сути являются человеческими потребностями - мы бессознательно стремимся их удовлетворить. Каждой такой потребности соответствуют игровые механики, которые ее удовлетворяют. Именно поэтому мы получаем больше положительных эмоций от игрового обучающего процесса, чем от стандартного.

Комментарии (1)


  1. misha55robby
    02.10.2023 05:38

    А проводили исследования насколько это вообще работает? Есть масса оснований полагать, что сотрудник/работник гораздо лучше изучит норму, если сдаст базовый словесный экзамен, на крайний случай тест. Работнику то конечно может и будет это тяжелее, только результат запоминания будет уже точно не хуже.