Фото 1.
Фото 1.

Витражи — одна из очаровательнейших областей декоративно‑прикладного искусства (ДПИ). Интересно, что существует несколько более‑менее современных технологий соединения стеклянных деталей в рисунок, причём, выделить из них лучшую, никак нельзя. У каждой есть целый ряд, как достоинств, так и недостатков и, пожалуй, самые интересные работы используют нечто среднее — беря от каждой лучшее и, по возможности, нейтрализуя недостатки. Некогда, витражное дело было крайне хлопотным и дорогим удовольствием, сегодня, некрупные работы можно выполнять прямо в квартире, материалы и инструменты доступны рядовому заинтересованному гражданину. Познакомимся с относительно молодой и чрезвычайно эффектной техникой работы с художественным стеклом — fusing — сплавление в единую работу плоских заготовок уложенных слоями в специальной печи.

Прежде всего — стекла для таких работ должны быть не только цветными, но и специальными — все с одинаковым КТР (коэффициентом теплового расширения) иначе при остывании работы она разлетится вдребезги. Могут быть и более коварные случаи — видимых трещин нет, но есть оставшиеся в стекле заметные внутренние напряжения, могущие через время подложить колоссальную свинью.

Работа начинается с идеи, рождающейся в голове витражиста. Один из нашей семейной домашней мастерской имеет художественное образование и это крупная удача — принцип работы с цветами и формами здесь ничем не отличается от таковых в живописи. Процесс перенесения идеи на бумагу бывает, занимает до недели времени и кипу изрисованных черновиков — работать по готовым эскизам скучно, как и повторять сделанное, хотя, иногда все‑таки приходится. Получив готовый эскиз с учетом особенностей процесса и подбора цветов, вычерчиваем картон — тот же эскиз, но рабочий, в натуральную величину и раскрашенный или с указанием цветов.

Фото 2. Перенос контуров более-менее крупных деталей на пленку. Вырезав ее ножницами, получаем шаблон. Приложив его к стеклу и обведя спиртовым фломастером – контур детали на стекле. Мелочь обычно рисуем прямо на стекле и вырезаем на глаз.
Фото 2. Перенос контуров более-менее крупных деталей на пленку. Вырезав ее ножницами, получаем шаблон. Приложив его к стеклу и обведя спиртовым фломастером – контур детали на стекле. Мелочь обычно рисуем прямо на стекле и вырезаем на глаз.
Фото 3. Главный инструмент витражиста – стеклорез. Здесь он специальный – роликовый, масляный и с нарочито узкой головкой.
Фото 3. Главный инструмент витражиста – стеклорез. Здесь он специальный – роликовый, масляный и с нарочито узкой головкой.

В отличие от обычной прирезки стекла, ведут витражный стеклорез от себя — так удобнее следовать за криволинейной разметкой. Паче чаяний, с резкой витражного стекла, даже в довольно сложных случаях, справляются и дети среднего школьного возраста — оно тоньше и менее прочно, чем скажем, обычное оконное.

Фото 4. Самодельный инструмент-ломатель стекла. Применяется на мелочах после стеклореза.
Фото 4. Самодельный инструмент-ломатель стекла. Применяется на мелочах после стеклореза.
Фото 5. Специальный ломатель для маленьких краёв. Применяется также после стеклореза. Инструмент первой необходимости, по крайней мере, в тонких работах с мелким подробным рисунком.
Фото 5. Специальный ломатель для маленьких краёв. Применяется также после стеклореза. Инструмент первой необходимости, по крайней мере, в тонких работах с мелким подробным рисунком.

Все края стеклянных деталей и даже довольно мелких, как правило, выравниваем на шлифовальной машине. Практика показывает — несмотря на трудоемкость и израненные пальцы, дело того стоит — их оплавленные края удаются куда как более плавными и красивыми.

Фото 6. Самодельный шлифовальный станок для витражного дела. Промышленный алмазный инструмент на металлической связке вращается вертикально и при работе непрерывно омывается водой — нет вредной пыли и инструмент работает дольше. Губка, прижатая к обратной стороне инструмента предотвращает разбрызгивание.
Фото 6. Самодельный шлифовальный станок для витражного дела. Промышленный алмазный инструмент на металлической связке вращается вертикально и при работе непрерывно омывается водой — нет вредной пыли и инструмент работает дольше. Губка, прижатая к обратной стороне инструмента предотвращает разбрызгивание.
Фото 7. Импровизированная шлифовальная машина для мелочей – в сверлильный станок, на оправке, установлен небольшой алмазный инструмент. Омывание водой вручную - при работе прижимаем смоченную губку. 
Фото 7. Импровизированная шлифовальная машина для мелочей – в сверлильный станок, на оправке, установлен небольшой алмазный инструмент. Омывание водой вручную - при работе прижимаем смоченную губку. 

Еще один необычный приём — применение в работе стеклянных струн и как вариант — завитушек. Их изготовление — простейшая стеклодувная операция — две спицы из нержавеющей стали, к одной прилепляется кусочек нужного стекла, разогревается и прилепляется вторая спица. Комочек стекла расплавляется в каплю и в одно плавное движение вытягивается или изгибается завитушка. При остывании стекло откалывается от стали за счет большой разницы в КТР — здесь это, вредное обычно, явление удается с пользой применить. Такие тонкие стеклянные прутики легко откалываются в нужном месте обычными торцевыми кусачками. Их изготовление и применение намного хлопотнее и сложнее использования специальной запекаемой краски, но и выглядят они в готовой работе много лучше — гладкая, блестящая, слегка рельефная поверхность.

Фото 8. Разогрев кончика стальной державки. Оранжевым — т. н. «содовое свечение» от остатков прилипшего стекла.
Фото 8. Разогрев кончика стальной державки. Оранжевым — т. н. «содовое свечение» от остатков прилипшего стекла.

В работе мы часто используем и стеклянные крошки различных цветов и фракций. Их изготавливаем на месте, из нужного стекла и в нужном количестве в специальной ступке. Затем, рассеиваем на наборе сит. 

Фото 9. Стеклянное панно «Гранат» в работе. Примечательные моменты — применение стеклянных завитушек, стеклянных крошек, шлифовка мелочей. Фрагмент готовой работы — Фото 1.
Фото 9. Стеклянное панно «Гранат» в работе. Примечательные моменты — применение стеклянных завитушек, стеклянных крошек, шлифовка мелочей. Фрагмент готовой работы — Фото 1.

Большие детали во время сборки иногда приклеиваем во избежание сползания при случайных сотрясениях или толчках. Маленькой капелькой силикатного клея (чуть разбавленное жидкое стекло). Прочность здесь не нужна — только бы донести в неизменном виде до печи. Детали мелкие мы не наклеиваем — жидкое стекло при оплавлении работы так и норовит выбраться наружу и образовать ноздреватую пористую поверхность. Уповать приходится на твердость рук и спокойствие духа — собранную заготовку переместить в печь, пусть и стоящую в двух шагах. Довольно тяжелую стекляшку нужно поднять со стола, пройти с ней пару шагов и аккуратно положить на подготовленный под печи. Плавно, строго горизонтально «не скрипнув ничем, не спугнув комара». А учитывая наличие округлых и не всегда плотно прилегающих легких деталей (струны, крошки, завитушки) — натуральная авантюра, эквилибристика. Но обычно справляемся.

Фото 10. Еще один оригинальный приём — заполнение больших поверхностей сплошным толстым слоем стеклянных крошек. При этом, подбирая их крупность и смешивая цвета, удается отчасти добиться схожести с живописью. На фото — в работе стеклянная репродукция Марка Шагала «Картина с козой».
Фото 10. Еще один оригинальный приём — заполнение больших поверхностей сплошным толстым слоем стеклянных крошек. При этом, подбирая их крупность и смешивая цвета, удается отчасти добиться схожести с живописью. На фото — в работе стеклянная репродукция Марка Шагала «Картина с козой».
Фото 11. Мелочи приходится собирать с сильным светом и под лупой. Это длительная кропотливая работа. На фото — сборка ёлочных игрушек.
Фото 11. Мелочи приходится собирать с сильным светом и под лупой. Это длительная кропотливая работа. На фото — сборка ёлочных игрушек.
Фото 12. Собранная работа на поду самодельной печи. Последняя проверка и корректировка мелочей — в четыре руки, с сильной лампой-переноской и длинной иглой. Печь для спекания стекла напоминает чемодан — ровный низкий под, высокая откидная крышка. 
Фото 12. Собранная работа на поду самодельной печи. Последняя проверка и корректировка мелочей — в четыре руки, с сильной лампой-переноской и длинной иглой. Печь для спекания стекла напоминает чемодан — ровный низкий под, высокая откидная крышка. 

Спекание‑сплавление стекла, как и любая его термообработка, процесс многостадийный и весьма деликатный — этот материал крайне не любит значительных и быстрых изменений температуры — термоудар. Стекло нужно очень плавно, не допуская больших перепадов температуры в его толщине, нагреть, так же остудить. При остывании работу тут же отжигаем — выдерживаем некоторое время при температуре чуть ниже точки плавления и особенно замедленно даем остыть. Максимальная температура за сессию — 740…750 град. Цельсия. Всего, процесс занимает 16…20 часов. Любопытно, что само сплавление длится около 10 минут, почти всё остальное время — нагрев и охлаждение, скорость которых тем меньше чем крупнее работа. Рельеф поверхности готовой работы можно гибко регулировать температурой и временем оплавления. От рельефного — выступающие стеклянные детали, со слегка оплывшими краями слипшиеся с подложкой, до единой плоской пластины.

Фото 13. В печи 740 град. Цельсия. Спекание окончено, теперь только остывание. Единственный момент, когда в печь можно заглянуть.
Фото 13. В печи 740 град. Цельсия. Спекание окончено, теперь только остывание. Единственный момент, когда в печь можно заглянуть.

Оплавление происходит вслепую и, в общем случае, без вмешательства «оператора». При этом стеклянные детали частично размягчаются, многие мелочи расплавляются полностью, стекло при этом приобретает консистенцию густого сиропа со всеми вытекающими — к нему тут же прикладываются все законы, действующие в жидкостях — капиллярные силы, тяготения, поверхностного натяжения. Представив это, обычно несложно предугадать и поведение деталей в печи. Тем не менее, в более‑менее сложных работах, гарантий успеха нет никаких. Опыт и мастерство сильно снижают вероятность брака, но всякий раз открываешь остывшую печь с готовой работой затаив дыхание и скрестив на удачу пальцы — неделя кропотливой работы может быть испорчена из‑за неудачной стеклянной крошки или кусочка струны перекатившейся от теплового расширения. Их может повернуть или стащить силами поверхностного натяжения при расплавлении, да мало ли! Тем ценнее работа удачная. Ну и к браку тоже нужно относиться философски — как к еще одному эксперименту, ступеньке на лестнице к мастерству.

Процесс оплавления длительный и многостадийный, к счастью, за всем следит автоматика, следует только настроить и отшлифовать многоступенчатую программу термоконтроллера (т. н. «термопрофиль») с учетом особенностей печи и ориентируясь на нужный результат.

Ради чего весь сыр-бор — фотосессия.

Фото 14. Стеклянное витражное панно — репродукция работы Марка Шагала «Картина с козой». К слову, коза удалась особенно хороша — ну что за ехидный взгляд! 
Фото 14. Стеклянное витражное панно — репродукция работы Марка Шагала «Картина с козой». К слову, коза удалась особенно хороша — ну что за ехидный взгляд! 
Фото 15. Стеклянное панно — крышка будущей шкатулки «Бабочки-голубянки».
Фото 15. Стеклянное панно — крышка будущей шкатулки «Бабочки-голубянки».
Фото 16. Шкатулка с ангелом. Плоские оплавленные элементы скреплены УФ клеем.
Фото 16. Шкатулка с ангелом. Плоские оплавленные элементы скреплены УФ клеем.
Фото 17. Настольный декор — «Кактусы». Плоские оплавленные элементы скреплены УФ клеем.
Фото 17. Настольный декор — «Кактусы». Плоские оплавленные элементы скреплены УФ клеем.
Фото 18. Настольный декор с котом. Плоские оплавленные элементы скреплены УФ клеем.
Фото 18. Настольный декор с котом. Плоские оплавленные элементы скреплены УФ клеем.

Babay Mazay, октябрь, 2023 г.

Комментарии (22)


  1. shadrap
    14.10.2023 08:09

    Красота! Увлекался раньше витражами , подумалось , как здорово было бы фьюзинговые пано вставлять в тифаневские "простыни".


    1. BabayMazay Автор
      14.10.2023 08:09

      Мы так часто делали - фьюзинг-элементы для оживляжа большой тиффани-работы. Опять же - всякие мелочи вроде лиц, рук и прочего подобного. В общем, очень полезно работать в нескольких техниках и комбинировать их по необходимости.


      1. shadrap
        14.10.2023 08:09

        Да, но печка больно дорогая у вас) Да и "грязно" , дома бензиновой горелкой не покоптишь)) Тут мелочевку точишь с водой , а пыль стеклянная уже по всему дому..


        1. BabayMazay Автор
          14.10.2023 08:09

          Признаться, никогда не замечал пыли после шлифмашины, то ли моя самодельная так хорошо работает, толи точим меньше. Печка для фьюзинга тоже самодельная и довольно простая - керамическое одеяло на стальной сетчатой раме, нагреватели из хозяйственного магазина засунутые в кварцевые трубки, контроллер с Али от BGA паяльной станции. Пришлось только немало повозиться.


          1. geleos27
            14.10.2023 08:09

            Про контроллер и профили можете рассказать подробнее?


            1. BabayMazay Автор
              14.10.2023 08:09
              +1

              Конечно могу - вся техническая сторона дела была на мне, а почти все оборудование самодельное - волей-неволей пришлось разбираться. М-м-м... В принципе, могу написать статью, хотя здесь, такого рода вещи, кажется, не слишком популярны. Однако, однако, уже есть кое-какие материалы. Итак - самодельная печь с контроллером и режимы спекания фьюзинг-стекла? Или вам здесь, в двух словах?


              1. geleos27
                14.10.2023 08:09

                Можно и в двух словах) Какая модель контроллера и как составляли термопрофиль?


                1. BabayMazay Автор
                  14.10.2023 08:09
                  +2

                  Контроллер - Altec-410 с трехфазными симисторными ключами (твердотельное реле). Термопрофили берутся на странице производителя и подгоняются под свою печь и требования к виду готовой работы. Покопаюсь , где-то была хорошая пдф от американской "Спектрум" - рекомендуемый термопрофиль с более-менее подробным объяснением каждого шага - для чего он нужен.

                  Блок управления моей печи на основе Altec-410
                  Блок управления моей печи на основе Altec-410


              1. Rayven2024
                14.10.2023 08:09
                +2

                ну вроде тут хаб DIY был.... вроде в тематике хаба будет.... может кого и заинтересует.... ведь плавить можно не только стекло, но и средне-плавкие сплавы для художественного литья например... что-то типа латуни....


                1. BabayMazay Автор
                  14.10.2023 08:09

                  Это да. Не помню что там с максимальной температурой именно этого контроллера, но в принципе, в такой печи можно попробовать и расплавить относительно легкоплавкие металлы, работать со стеклом и керамикой. Плюс, не смотря на ее своеобразный вид и немуфельность, она вполне применима для текущих технологических операций в мастерской - регенерация силикагеля, подогрев больших вещиц перед конструкционной пайкой, да мало ли!


  1. shadrap
    14.10.2023 08:09

    во-первых вы не в квартире все это делаете судя по фото , в квартире сразу налет видно, насчет меньше режете или нет ,не скажу - в тиффани особенно когда стекло 2ка , мелкую деталь или с острыми углами, лучше доточить , чем ломать ... подгонка деталей на тиффани наверное поточнее чем во фьюзе. Хотя конечно у меня губка с водой прижата к диску , а не струя воды, может из-за этого еще сильно пылит.

    А что за нагреватели ? там температура то приличная нужна... кварцевые трубки опять же...


    1. BabayMazay Автор
      14.10.2023 08:09
      +4

      Фьюзинг-стекло плавится при 740 Цельсия. Плюс-минус. Обычное витражное стекло повыше. Это не особенно много по меркам огнеупоров и нагревателей, например, нанесение вжигаемой краски на керамику происходит при температурах около 1500 Цельсия. Нагреватели обычные - запасные от электроплиток из магазина-гадюшника около пригородного вокзала - такие, знаете, где всё для дачников. Есть варианты нихромовые и фехралевые. Проволоку разравнивал и перематывал спираль для имеющихся кварцевых трубок. Соединял последовательно, получилось три группы по 500 Вт - распределил их на три фазы, чтобы освещение мигало поменьше, но можно и на одну - 1.5 кВт - по нашим временам - тьфу!

      Мастерская да, не в квартире - в деревне построил с нуля отдельное строение из бруса 6х6. Утеплил на скорую руку, сложил дровяную печь и блаженствую. Замышлялась мастерская как деревотокарная, потом пыльные работы вынес, собрал столы, стеллажи и теперь это фактически мой кабинет и место для любых некрупных настольных работ. Несколько лет витражных экзерсисов с женой проводили именно здесь, даже для местных деревенских школьников пару-тройку семинаров провели - человек по 7-10 за раз. Как-то поместились. Теперь, когда стекла сильно подорожали, а каналы за рубеж перекрыли, пока это дело оставили. Печь кстати пригодилась для отжига технического стекла после стеклодувной горелки.


    1. Rayven2024
      14.10.2023 08:09
      +2

      ну такие работы надо проводить всё же в отдельной мастерской... как минимум по типу гаража и спецодежду под это дело стоит завести и шкаф плотный для вещей, в которых потом домой идти....


      1. BabayMazay Автор
        14.10.2023 08:09

        Конечно стоит работать в отдельном помещении по многим причинам, однако у нас, это скорее правила хорошего тона чем необходимость. Спецодежда, герметичные шкафы? На чём вы точите стекла и каким инструментом?


  1. PereslavlFoto
    14.10.2023 08:09

    Как же так получилось, что всё оборудование самодельное? Неужели его не выпускает никто?


    1. BabayMazay Автор
      14.10.2023 08:09
      +4

      Его преотличным образом выпускают, но приобрести, например, такую печь, по карману не всякому энтузиасту.


    1. Rayven2024
      14.10.2023 08:09
      +2

      цены на любое мелкосерийное оборудование, особенно "для хобби" взвинчиваются в разы и десятки раз от себестоимости, учитывая что многое оборудование можно сделать самому без особых напрягов или купить сильно б/у аналог и восстановить его потом (я например говорю про муфельные печи, токарные станки, термопласт автоматы небольшие, вакуумные насосы и тп) - всё это можно или сколхозить из подручных средств (пожалуй только насос слишком сложно) или купить б/у в разной степени убитости по цене почти лома и восстановить....

      вопрос обычно упирается в площади - куда это всё потом устанавливать - т.к. не у всех есть свободные гаражи или частные дома, рядом с которыми это всё не вынесут местные алконавты пока вы будете в городе...


      1. BabayMazay Автор
        14.10.2023 08:09
        +1

        Совершенно верно. Огромный при этом плюс - наработка знаний и навыков, опять же, чувствуешь себя мастером, а не потребителем : ) Один хороший человек говорил, что для личного счастья нужно примерно в равной степени работать и головой и руками. Любой сильный перекос приводит ко всякого рода нездоровостям - говоря в общем, цивилизацию погубит узкая специализация.


  1. AuroraBorealis
    14.10.2023 08:09
    +1

    Вот вас-то я и ищу! Как мне отделить камушек 3х3 см от основного стеклянного полотна? Мне сказали, что там как раз этот самый фьюзинг. Я попробовал подуть 400-градусным феном для пайки - не помогло. Может, какая химия возьмет? Или алмазной леской перепилить?


    1. BabayMazay Автор
      14.10.2023 08:09
      +2

      То что оно сделано средствами фьюзинга, к сожалению, не означает, что так же его можно распаять. Феном дуть было бесполезно, температура слишком низкая и легко стекло расколоть термоударом. Лучше бы конечно фото посмотреть, но на вскидку - "камешек" надеюсь тоже стеклянный? - сточить алмазным инструментом, но нужно подобраться, останутся следы или, по крайней мере, матовость, которую потом нужно будет зашлифовать, в процессе инструмент нужно будет омывать водой и не допускать разбрызгивания, инструмент, по возможности должен быть не слишком маленького диаметра, а не то "нароете ям". Ещё вариант - попробовать стравить. Плавиковая кислота 40% доступна и не дорога. Сделать бортики из пластилина или воска и вперёд! Следует только помнить, что HF изрядно токсична, так что работу лучше делать на открытом воздухе и чистая кислота оставляет матовый след. Для химического полирования - прозрачного травления, её смешивают в определенной пропорции с кислотой серной. А лучше применить оба способа - грубо сточить основную массу алмазом, потом заполировать HF.


  1. vadimk91
    14.10.2023 08:09
    +1

    Класс. Никогда не задумывался, что и маленькие картины, шкатулки изготавливают по такой технологии. Интересно, а что вы делаете если получился брак, снова раскалываете стекло или это не имеет смысла? И да, было бы интересно увидеть ссылку на ваш магазин, если таковой есть (можно в личку, если реклама тут запрещена).


    1. BabayMazay Автор
      14.10.2023 08:09

      Спасибо! К счастью, брака у нас было не особенно много, но в принципе, если стекла более-менее однородные по цвету, да в ступку, дробить на крошки. Фьюзинг - и в самом деле интересная технология. Кроме перечисленного, неплохо удается дамская бижутерия, хороши небольшие вставки в крупные витражные работы, вероятно - изразцы или декоры для отделочной керамики. Но и недостатки есть, главный из которых - стоимость. Дорогое стекло, дорогое оборудование. И потом, фьюзинг, в отличии от остальных витражных техник, обычно, хуже других выглядит на просвет.

      Не знаю как тут отнесутся к ссылке на нашу домашнюю страницу, но это и не магазин - просто этакая фотовыставка старых работ - https://vk.com/album-129295751_256240947?rev=1