Почему с лекарствами так сложно?

Наверняка вы сталкивались с тем, что на упаковке лекарства указаны специальные условия хранения, например в холодильнике, хотя другие таблетки и микстуры вполне нормально выдерживают комнатную температуру. Отсюда следует и главная проблема хранения и транспортировки лекарств: поддержание требуемого температурного диапазона.

Ладно холодильник, некоторые препараты, плазма и вакцины требуют хранения при температурах ниже -18 °C. И выход за пределы температурного диапазона чреват порчей препарата и крупными убытками.

По этой причине в фарме особое внимание уделяют мониторингу температуры и влажности при хранении/транспортировке лекарственных средств. Мы побывали на складе лекарственных препаратов крупного дистрибьютора ООО «Польмед» в Минске, а также аптечном складе ООО «ВитВар» в Витебске. Ниже мы расскажем о технических решениях мониторинга, которые гарантируют правильное хранение лекарств. Нашим гидом стали разработчик ПО GoodSoft и интегратор «КомСистем».

Контроллер Wiren Board 7 в автомобиле
Контроллер Wiren Board 7 в автомобиле

Тонкости хранения и перевозки

Оба объекта, которые мы рассмотрим ниже, представляют собой склады для хранения лекарственных средств разного масштаба. Они разделены на помещения, в которых соблюдается тот или иной режим хранения.

Например:

  • помещение 15-25 °C (влажность не выше 60%);

  • помещение 2-25 °C (влажность не выше 60%);

  • холодильник 2-8 °C;

  • холодильник 8-15 °C;

  • морозильник ниже -18 °C.

Количество и тип помещений определяется лекарственными средствами, которые находятся в обороте компании. Во всех помещениях при картировании (составлении тепловой карты помещения) проводят замер температур, по результатам которого определяют «горячие» и «холодные» точки, в которые устанавливают датчики. Показания датчиков сравнивают с верхней и нижней границами допустимого диапазона. Причем в больших помещениях устанавливают уже по два датчика в «горячих» и «холодных» точках. Сначала картирование проводят в пустом помещении, потом — в заполненном.

В помещениях 15-25 °C и 2-25 °C кроме температуры учитывается еще и относительная влажность, которая не должна превышать 60%.

Конечно, необходимо использовать датчики, которые есть в государственном реестре средств измерений. С допустимой погрешностью не выше 0,5 °C.

Для перевозки лекарств используются специально оборудованные автомобили с одной или двумя температурными зонами. Причем разделение гибкое: одну зону можно превращать в две, а также регулировать их объем. Здесь тоже проводят картирование под каждый температурный режим по нескольким датчикам (сначала в пустой, потом в заполненной зоне), после чего выбираются «горячая» и «холодная» точки. Дополнительное испытание при картировании – на открытие/закрытие дверей, температура должна вернуться в заданный диапазон в течение получаса. Еще одно испытание – время удержания температуры после отключения холодильной установки. Оно позволяет водителю узнать, сколько времени у него есть в запасе в случае аварии установки.

Картирование проводят отдельно для зимнего и летнего режима, в каждом режиме точки расположения датчиков могут отличаться. И для каждой конфигурации зон сертификация своя. По этой причине выбраны беспроводные датчики – их можно переставлять под нужную конфигурацию.

Дополнительные фотографии

Софт

На объектах работает программное обеспечение IQ-TERM, которое опрашивает датчики и передает показания на сервер. Интервал опроса датчиков задается владельцем объекта. Минимальный — минута, максимальный — не ограничен. Для помещения хранения лекарств достаточно и раз в 15 минут, а для холодильника или автомобиля – раз в минуту или раз в пять минут.

Данные передают с локальной системы на сервер в «облаке» раз в минуту, хотя интервал можно увеличить до десяти минут.

Система хранения данных на сервере валидирована, выполняется аудит действий пользователей и видны все изменения. У пользователей нет возможности изменить данные мониторинга или отчеты. Это требуется для контролирующих органов, чтобы они могли проверить режим хранения препарата в любой момент времени.

Также учитывается состояние помещения: пустое или заполненное. Для пустого помещения данные в отчетах скрыты. Если для помещений в зданиях это не так важно, то в автомобиле состояние меняется с заполненного на пустое каждую ночь, температурные режимы не соблюдаются —  эта информация бесполезна и часто сбивает с толку

Для каждого помещения можно вывести карту микроклимата (Минск)
Для каждого помещения можно вывести карту микроклимата (Минск)

Перед заполнением камеры автомобиля лекарствами ее предварительно нагревают или охлаждают до нужных температур, и только после этого водитель меняет состояние в приложении на заполненное — загружают препараты, начинается мониторинг.

Система отправляет оповещение уровня предупреждения, если температура на один градус приближается к максимально или минимально допустимым значениям (14 и 24 °C для диапазона 15-25 °C, например). Если же температура достигнет границы диапазона допустимых значений (15 и 25 °C в нашем примере), будет подано оповещение уровня тревоги. При возврате к предыдущему состоянию тоже приходит оповещение.

Сообщения видны в интерфейсе оператора и журнале, также SMS приходит по заданным номерам. Можно использовать и интернет-сервис отправки SMS. В случае автомобиля дополнительно включается зуммер на контроллере — водитель сразу поймет, если что-то пойдет не так.

График температур датчиков автомобиля. Хорошо видно, что перед погрузкой лекарств и поездкой камера охлаждается до 5°C. После окончания поездки камера нагревается, так как система охлаждения отключается (Минск)
График температур датчиков автомобиля. Хорошо видно, что перед погрузкой лекарств и поездкой камера охлаждается до 5°C. После окончания поездки камера нагревается, так как система охлаждения отключается (Минск)
Дополнительные скриншоты
А здесь камера автомобиля охлаждалась до температуры ниже -18 °C (Минск)
А здесь камера автомобиля охлаждалась до температуры ниже -18 °C (Минск)
График температур датчиков автомобиля. Состояние «Пустой» представлено серой зоной, а в состоянии «Загружен» уже выводится график. С первого взгляда видно, что температура удерживалась в заданных рамках. Такой график удобен для контроля — нет лишних данных, когда температура выходит за рамки в состоянии «Пустой» (Витебск)
График температур датчиков автомобиля. Состояние «Пустой» представлено серой зоной, а в состоянии «Загружен» уже выводится график. С первого взгляда видно, что температура удерживалась в заданных рамках. Такой график удобен для контроля — нет лишних данных, когда температура выходит за рамки в состоянии «Пустой» (Витебск)
История изменения состояний холодильной камеры автомобиля (Минск)
История изменения состояний холодильной камеры автомобиля (Минск)
Информация о холодильной камере автомобиля (Минск)
Информация о холодильной камере автомобиля (Минск)
Мониторинг состояния помещений хранения лекарственных средств. Стрелками показан тренд (Минск)
Мониторинг состояния помещений хранения лекарственных средств. Стрелками показан тренд (Минск)
Мониторинг состояния помещений хранения и перевозки лекарственных средств. В автомобиле Ford показывается состояние аккумулятора модулей датчиков. Морозильный модуль 2 работает в режиме ниже -18 °C, а морозильный модуль 3 разморожен — в нем мы как раз фотографировали датчики (Минск)
Мониторинг состояния помещений хранения и перевозки лекарственных средств. В автомобиле Ford показывается состояние аккумулятора модулей датчиков. Морозильный модуль 2 работает в режиме ниже -18 °C, а морозильный модуль 3 разморожен — в нем мы как раз фотографировали датчики (Минск)
Мониторинг состояния помещений хранения и перевозки лекарственных средств. Везде установлены беспроводные датчики (Витебск)
Мониторинг состояния помещений хранения и перевозки лекарственных средств. Везде установлены беспроводные датчики (Витебск)
Морозильный модуль 3 разморожен, для него выставлено состояние «Пустой», поле становится серым, график не выводится (Минск)
Морозильный модуль 3 разморожен, для него выставлено состояние «Пустой», поле становится серым, график не выводится (Минск)
Схема подключения датчиков (Минск)
Схема подключения датчиков (Минск)
Журнал отправки SMS (Минск)
Журнал отправки SMS (Минск)
На экране смартфона веб-интерфейс тоже смотрится симпатично (Минск)
На экране смартфона веб-интерфейс тоже смотрится симпатично (Минск)

Склад лекарственных препаратов крупного дистрибутора

Сначала мы посетили склад лекарственных препаратов дистрибьютора ООО «Польмед» в Минске. Он занимается хранением и доставкой лекарственных средств крупным клиентам, таким как больницы и поликлиники. Особенностью дистрибьютора считается работа с плазмой и вакцинами. Для разных вакцин и препаратов необходимы разные температурные режимы хранения, которые определяет производитель. Есть те, что хранятся при температуре +2…+8°C , и для них заморозка недопустима. Но есть вакцины, для которых необходимо поддерживать температуру ниже -18 °C. Причем обычно перестраховываются, в среднем температура в морозильных камерах составляет -30 °C.

На первом этаже здания расположены две холодильные камеры +2…8 °C и три морозильные с температурой ниже -18 °C. До развертывания системы мониторинга IQ-TERM на объекте уже существовала старая, которая не удовлетворяла требованиям заказчика, например не вела журналирование на сервере. Для датчиков в морозильных камерах в предыдущей системе использовалась обычная витая пара, изоляция которой буквально рассыпалась. Было решено оставить термосопротивления от старой системы, их подключили к модулям аналогового ввода ОВЕН МВ110-224.8А, которые затем по RS-485 передают информацию на контроллер Wiren Board 6. У Wiren Board есть модуль аналоговых входов WB-MAI6, но он пока не внесён в реестр СИ РБ, поэтому на этом объекте не используется.

Автомобиль перевозки лекарств с температурной камерой
Автомобиль перевозки лекарств с температурной камерой

Термосопротивления установлены в тамбурах морозильных камер, в коридорах, холодильниках. На первом этаже расположены два модуля МВ110, еще один — на третьем. Термосопротивления дополнены цифровыми датчиками Гигротермон ИТ-ДТ1-Б челябинского производителя с диапазоном -40...+80 °C и погрешностью ±0,5 °C (от -10 °C до +80 °C) или ±2,0 (от -40 °C до -10 °C). Датчики установлены в морозильных и холодильных камерах. Они отдают информацию по протоколу 1-wire на модуль Гигротермон-М, способный обслуживать до 20 датчиков, подключенных по цепочке. Модуль затем передает информацию по RS-485 на контроллер Wiren Board 6.

На втором и третьем этаже здания находятся большие складские помещения 15-25 °C и 2-25 °C. Здесь тоже было оставлено несколько термосопротивлений, которые подключают к одному модулю ОВЕН МВ110-224.8А на третьем этаже. Их дополняют уже знакомые датчики Гигротермон ИТ-ДТ1-Б. Так как в этих помещениях нужно обеспечивать влажность не выше 60%, то используют еще и комбинированные датчики влажности и температуры ИТ-ДТВ1-П2 в проводном режиме, тоже работающие в диапазоне -40...+80 °C. Все цифровые датчики подключены к модулю Гигротермон-М, который затем передает информацию на контроллер Wiren Board 6.

Непосредственно контроллер Wiren Board 6 расположен на третьем этаже, он через RS-485 принимает информацию от всех модулей Гигротермон-М и ОВЕН МВ110-224.8А. На контроллере работает программное обеспечение IQ-TERM, которое отсылает информацию на сервер через Ethernet, Wi-Fi или модем сотовой связи (резервный канал). Контроллер также отправляет оповещения через SMS в случае каких-либо событий. Если SMS отправить по какой-то причине не удалось, будет задействован резервный канал через Wi-Fi/модем и платный сервис отправки SMS.

Контроллер Wiren Board 7 в автомобиле
Контроллер Wiren Board 7 в автомобиле

Системы кондиционирования никак не связаны со сбором данных, у них своя автоматизация, хотя в будущем интегратор планирует добавить их диспетчеризацию.

В автомобилях установлены цифровые датчики влажности и температуры Гигротермон ИТ-ДТВ1-П2 в беспроводном режиме, которые по радиоканалу передают данные на модуль Гигротермон-RF в кабине водителя за сиденьем. Рядом установлен контроллер Wiren Board 7, он получает данные с модуля датчиков через RS-485. На контроллере работает ПО GoodSoft, в отличие от стационарной установки добавлено оповещение водителя о нештатных ситуациях через зуммер. Поскольку в автомобилях может поддерживаться режим ниже -18 °C, то корпус Гигротермон RF и беспроводной узел E-SENS вынесены за пределы холодильной камеры. Датчик ИТ-ДТВ1-П2 находится непосредственно в камере и подключен кабелем по протоколу 1-Wire.

Служебное помещение с наружными блоками кондиционеров
Служебное помещение с наружными блоками кондиционеров
Дополнительные фотографии
Щит с контроллером Wiren Board в служебном помещении
Щит с контроллером Wiren Board в служебном помещении
Комбинированные датчики влажности и температуры ИТ-ДТВ1-П2 в автомобиле. У верхнего непосредственно сам датчик температуры вынесен кабелем в морозильную камеру
Комбинированные датчики влажности и температуры ИТ-ДТВ1-П2 в автомобиле. У верхнего непосредственно сам датчик температуры вынесен кабелем в морозильную камеру
Модуль Гигротермон-М, к которому подключены датчики
Модуль Гигротермон-М, к которому подключены датчики
Комбинированный датчик влажности и температуры ИТ-ДТВ1-П2 в коридоре
Комбинированный датчик влажности и температуры ИТ-ДТВ1-П2 в коридоре
Датчик с термосопротивлением в коридоре. Он подключен к ОВЕН МВ110-224.8А
Датчик с термосопротивлением в коридоре. Он подключен к ОВЕН МВ110-224.8А
Два модуля ОВЕН, к которым подключены термосопротивления
Два модуля ОВЕН, к которым подключены термосопротивления
Цифровой датчик Гигротермон ИТ-ДТ1-Б в морозильной камере
Цифровой датчик Гигротермон ИТ-ДТ1-Б в морозильной камере
Дверь в тамбур и морозильную камеру
Дверь в тамбур и морозильную камеру
Холодильная камера 2-8 °C
Холодильная камера 2-8 °C

Аптечный склад лекарственных препаратов

Второй объект — аптечный склад лекарственных препаратов ООО «ВитВар» в Витебске. Здесь уже несколько иной режим работы: склад предназначен для хранения препаратов, которые затем развозятся по фирменной аптечной сети. Режима работы с препаратами ниже -18 °C здесь нет.

Склад расположен в одноэтажном здании, две холодильные камеры с режимами 2-8 °C и 8-15 °C дополняются несколькими складскими помещениями 15-25 °C и влажность не выше 60%.

В холодильных камерах и складских помещениях установлены два беспроводных датчика ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон в «горячих» и «холодных» точках. Они подключены к модулю Гигротермон-RF по радиоканалу. Контроллер Wiren Board 6 забирает информацию с модулей датчиков через RS-485. Такие же датчики установлены в автомобиле по схеме, описанной в предыдущем складе, поэтому не будем повторяться.

Контроллер Wiren Board 7, рядом можно увидеть старый щит мониторинга
Контроллер Wiren Board 7, рядом можно увидеть старый щит мониторинга
Дополнительные фотографии
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон 
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон 
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон 
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон 
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон на стеллаже
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон на стеллаже
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон на стеллаже
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон на стеллаже
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон на стеллаже
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон на стеллаже
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон на стеллаже
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон на стеллаже
Холодильная камера 8-15 °C
Холодильная камера 8-15 °C
Одно из помещений хранения
Одно из помещений хранения
Вентиляционная установка (справа) в техническом помещении
Вентиляционная установка (справа) в техническом помещении
Морозильник для хранения замороженных хладэлементов
Морозильник для хранения замороженных хладэлементов
Автомобиль для перевозки лекарств с двумя температурными камерами
Автомобиль для перевозки лекарств с двумя температурными камерами
Контроллер Wiren Board за сиденьем водителя
Контроллер Wiren Board за сиденьем водителя
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон в передней температурной камере
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон в передней температурной камере
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон в передней температурной камере
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон в передней температурной камере
Задняя температурная камера, положение синей стены можно менять, чтобы менять объем передней и задней камер. На заднем плане виден беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон
Задняя температурная камера, положение синей стены можно менять, чтобы менять объем передней и задней камер. На заднем плане виден беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон в задней температурной камере
Беспроводной датчик ИТ-ДТВ1-П2 от Гигротермон в задней температурной камере

Почему контроллер Wiren Board?

Конечно, мы поинтересовались, по какой причине был выбран контроллер Wiren Board. Дело в том, что GoodSoft разрабатывает софт мониторинга с 2017 года на Java со своей базой данных и брокером. За несколько лет разработчик сменил две или три платформы, прежде чем остановил свой выбор на Wiren Board.

Благодаря открытой программной платформе Linux на Wiren Board удалось запустить весь необходимый софт и развернуть решение в сжатые сроки. Брокер для опроса модулей ОВЕН и Гигротермон по RS-485 тоже написан свой, так сложилось исторически. Но уже с модулями TESLiOT используется MQTT-брокер Wiren Board, свой использовать не стали. Причем здесь довольно любопытная история. Goodsoft обратился к Wiren Board с просьбой добавить поддержку датчиков TESLiOT. Специалисты Wiren Board написали драйвер, который теперь доступен всем. Похожий пример интеграции — сетевые карты для холодильников в магазинах «Магнит». То есть Wiren Board помогает партнерам и по запросу может добавить поддержку какого-то оборудования или протокола.

Контроллер Wiren Board 7 в помещении склада
Контроллер Wiren Board 7 в помещении склада

Заключение

Хранение и транспортировка лекарственных средств — непростая задача, но и ее можно решить, если выбрать правильные инструменты. Компания GoodSoft давно разрабатывает софт мониторинга объектов фармы, в последних проектах используются контроллеры Wiren Board. Софт на Java удалось запустить непосредственно на контроллерах благодаря открытой операционной системе Linux.

К контроллеру Wiren Board через RS-485 можно подключать оборудование других производителей, что мы и наблюдаем в данном случае. Он успешно работает с модулями Гигротермон, ОВЕН и TESLiOT. Здесь мы еще раз видим преимущества открытой экосистемы, которая может состоять из продуктов разных вендоров. И при этом отлично работать.

Нас заинтересовал щит с контроллером Wiren Board в автомобиле. Как видим, контроллер подходит не только для стационарного, но и для мобильного использования. Конечно, здесь лучше подошел бы контроллер в защищенном металлическом корпусе, который компания планирует выпускать.

А что вы думаете по поводу описанных в статье проектов? Возможно, у вас есть свое решение, о котором стоит рассказать? Пишите в комментариях.

Комментарии (7)


  1. konst90
    26.10.2023 08:39

    А почему важна влажность? Мне казалось, что лекарства должны быть герметически упакованы, и влага туда не попадет


    1. Dylkin
      26.10.2023 08:39
      +2

      требования регулятора. Правила хранения лекарственных средств определяются государственными нормативными актами. В данном случае это (Республика Беларусь) это ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ № 88 от 23 октября 2020 г.
      а именно ГЛАВА 2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ И ПОМЕЩЕНИЯМ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ ХРАНЕНИЯ
      9. Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены средствами измерений для регистрации температуры и относительной влажности окружающей среды, прошедших государственную поверку (термогигрометры и (или) другие электронные устройства). В помещениях для хранения лекарственных средств возможна установка автоматизированных систем мониторинга окружающей среды (температуры и относительной влажности).

      Из той же главы:
      15. В каждом помещении (зоне) для хранения лекарственных средств необходимо контролировать температуру и относительную влажность воздуха, которые должны регистрироваться не реже 1 раза в сутки в картах (журналах) учета температуры и относительной влажности воздуха (далее, если не установлено иное, – карты) по форме согласно приложению. Карты ведутся отдельно на каждое средство измерения и располагаются по месту нахождения средства измерения в текущем и следующем за ним году.
      [...]
      Оборудование (средства измерения) для контроля температуры и относительной влажности воздуха должно быть размещено по результатам анализа температурного картирования в точках наиболее значительного колебания температуры.

      Это к тому, что в помещениях датчики не только должны присутствовать, но и влажность должна контролироваться наряду с температурой


      1. konst90
        26.10.2023 08:39

        Не, вопрос в другом. Почему лекарства не пакуют так, чтобы они не боялись влаги?


        1. ti_zh_vrach
          26.10.2023 08:39
          +3

          Почему лекарства не пакуют так, чтобы они не боялись влаги?

          Их так и пакуют упаковывают. Флакон с сиропом парацетамола же не промокает. Дело во вторичной упаковке ЛП, маркировке первичной, хранении и биологической безопасности. Этикетки на флаконах, краска на металлизированной части блистера, картонная коробка и т.д. - боятся влаги. Ещё проблема - при хранении во влажной среде на вторичной упаковке (да и внутри тоже) будут размножаться патогены (плесень, к примеру). И тогда придётся ещё придумывать, как сохранить ЛП при стерилизации химически или в автоклаве. Не отдавать же пациенту контаминированную (заражённую) упаковку. И это только те проблемы, что сразу вспомнились.


  1. NutsUnderline
    26.10.2023 08:39

    тут недавно один комментатор заказывал ПЛК для автомобиля..


  1. pacupa
    26.10.2023 08:39
    +1

    Подскажите, когда внедряли эти решения, сколько это заняло времени? Как проходили проверки регулятора?

    Интересно как это внедряли, обучали водителей.
    Какие автомобили используются для перевозки в разных температурных режимах, кто их поставщик, какие были альтернативы? Это важно, потому что переделка обычных машин - дорогая, и не многие готовы это делать.
    Сколько у водителя точек на маршруте?
    Что нужно по правилам делать, если в процессе перевозки не соблюдался температурный режим?
    Как соблюдается / контролируется температура во время погрузки и разгрузки, сколько времени занимают эти процессы?
    Здорово что есть контроль в помещении приёмки.


    1. Dylkin
      26.10.2023 08:39
      +1

      Само внедрение занимает в среднем 3-4 недели. Требуется время на обследование объекта, подбор датчиков исходя их нашего опыта, требований и бюджета заказчика, поставка оборудования, пусконаладка ввод данных в программное обеспечение. В обязательном порядке проводим обучение сотрудников заказчика. Следующий шаг — это валидация компьютеризованной системы, в рамках которой подтверждается ее соответствие заявленным требованиям. Валидацию делали сами заказчики, мы и внешние компании.   У всех заказчиков проверки регулятора прошли, по отзывам проблем использование нашего программного обеспечения не вызывало, как правило даже упрощало процесс. ПО разрабатывалось специально для фармацевтических компаний, учитывались их требования и предложения, нам удалось создать удобные инструменты для работы с собранными данными, зафиксированными, отклонениями и несоответствиями. Был заказчик, который проводил часть аудита удаленно создав учетную запись для проверяющего с уровнем доступа гость и они смогли решить все вопросы без командировки.  

      Оборудование устанавливали на автомобили различных производителей, уже оборудованные климатическими установками и теплоизоляцией кузова. Перед установкой автомобиль проходит квалификацию (картирование) на соответствие требуемым температурным режимам и определение мест размещения датчиков.  Картирование, кстати, можно сделать в нашем программном обеспечение. Некоторые используют весь грузовой отсек для перевозки в одном контролируемом режиме, другие оснащают автомобили таким образом, что можно организовать 2 или 3 зоны с различными температурными режимами. Как правило в автомобили предлагаем поставить беспроводные датчики это дороже, но проще в эксплуатации.  Количество точек на маршрутах разное, зависит как от компании, так и от маршрутов. При использовании нашего решения водителям стало труднее не соблюдать температурный режим, мы предупреждаем водителя о возможных выходах путем отправки SMS сообщений и включением звукового сигнала в автомобиле. Сотруднике в офисе так же в курсе того, что температура в машине приближается к критическим значениям. Если выход все же происходит, то по правилам необходимо провести расследование, как он повлиял на лекарственные средства. Для этого случая мы агрегируем все данные, связанные с выходом в карточку, даем возможность посчитать среднюю кинетическую температуру за требуемый период для принятия решения, запланировать корректирующие и предупреждающие действия (CAPA) для того, чтобы избежать таких ситуаций в будущем. Очень критичный момент погрузка и разгрузка лекарственных средств. Тут необходимо соблюдать совокупность мер позволяющих снизить вероятность выхода температуры за контролируемые режимы это и наличие тепловых завес и контроль допустимого времени открытия двери ну и опять же предупреждения системы о приближении температуры к критическим значениям.