Инфоцыгане, или же скомпонованная информация с практикой и возможностью пообщаться с практикующим специалистом? Вокруг курсов сейчас много разных точек зрения, и, мне как ментору, с самого начала своей карьеры мне есть что сказать по этому поводу. Это особенно актуально, учитывая, что я занимаюсь третьим по счёту уроком для одной из образовательных платформ. 

Давайте рассмотрим все "за" и "против". Для этого возьмём две противоположные точки зрения на эту тему. Первая точка зрения - Невозможно за 6-12 месяцев подготовить вменяемого джуна, не говоря уже о более высоких грейдах. 

Соответственно, любые курсы не могут дать нормальной базы, а как следствие, они бесполезны и не могут стоить тех денег, которые за них просят (30 -300 тыс.). По этому мнению, это не более, чем развод на деньги, и само собой, ни о каком трудоустройстве после них говорить нельзя. 

Вторая точка зрения - курсы дают все то, что нужно для трудоустройства. Если ты будешь усерден, то обязательно прокачаешься хоть до синьера и трудоустроишься. Если почувствуешь, что это всё-таки не твоё, тебе обязательно вернут деньги.

Я не буду говорить, что правда лежит посередине, но как человек, взгляд которого сформирован изнутри индустрии, и начавший свой путь с бесплатных курсов Netcracker, я попробую раскрыть эту тему. 

Давайте сначала декомпозируем предмет на составляющие и составим список вопросов: могут ли курсы дать базу; достаточно ли информации дают курсы; возможно ли после курсов получить позицию выше джуна; есть ли смысл платить за курсы; и за что вы платите, если вся информация находится в свободном доступе? 

Давайте разберём их все по порядку. Небольшой дисклеймер: когда я говорю "курсы", я имею в виду как более-менее известные площадки, так и внутренние курсы разных компаний.

Могут ли курсы дать базу и достаточно ли информации дают курсы?

Конечно, курсы могут дать базу, но при этом нужно понимать один важный нюанс. Мы живём в мире без нейроинтерфейсов. Пока что нельзя просто вливать знания в голову. Важное понимание аспекта обучения заключается в том, что на курсах вы получаете, в основном, краткую выжимку и дорожную карту того, как нужно учиться. 

Когда вы выбираете путь IT-специалиста, ваша основная проблема состоит в том, что вы просто не знаете, за что взяться. Вокруг слишком много всего: веб-разработка, десктопная разработка, игровая разработка, backend, frontend, JavaScript, Java, Python, PHP, остальные языки и миллионы связанных с ними фреймворков. Что учить? Как учить?

Без хотя бы схемотического понимания этого всего трудно будет разобраться. И здесь курсы - это вполне приемлемая точка входа. Но всегда учитывайте, что все материалы курса - это не более чем 5% от всего того материала, который нужно самостоятельно изучить. Также нужно помнить о книгах, которые следует прочитать, и проектах, которые следует выполнить. 

Отсюда возникает вопрос: даст ли материал курса вам базу? Да, он даст. Он даст вам именно базу, и это следует учесть, когда вы принимаете решение о начале обучения. Всю остальную информацию придётся изучать самостоятельно. 

Достаточно ли информации дают курсы для того, чтобы по окончанию их вы смогли трудоустроиться? Это зависит от того, куда вы хотите устроиться. Если это небольшая веб-студия, то информации будет достаточно. Если это - средняя или крупная IT-компания, то информации будет категорически недостаточно. Если вы изучаете только то, что дано на занятиях, то вы с большой долей вероятности не сможете устроиться в таких компаниях.


Примечательной категорией являются курсы, организованные внутри компаний. Здесь есть другой момент: все эти курсы (компания-организатор) не нацелены на то, чтобы выучить вас. Это не имеет значения, является ли курс бесплатным, как курсы от Netcracker, или платным, например, Яндекс.Практикум. 

Это, скорее, интенсивы или отборочные процедуры. Их цель - выявление талантливых участников и предоставление им возможности для трудоустройства в компанию. Нагрузка на таких курсах обычно очень высока, сроки - сжатые.

Из ста человек, приходящих на курсы, успешно их заканчивают и устраиваются на работу лишь около пяти-десяти процентов. Но зато на этих курсах обучение часто ориентировано на конкретные должности. Участники получают детальные знания и практический опыт, применяемый для конкретных вакансий. 

Но чтобы окончить такой курс, не говоря уже о трудоустройстве, тебе придется приложить очень много усилий. На протяжении всего обучения нужно проявлять инициативу и учить больше, чем тебе дают, чтобы на тебя обратили внимание.

Всегда имей это в виду, когда думаешь о том, чтобы принять в этом участие, особенно если курс платный.

Возможно ли после курсов получить позицию выше джуна?

Опять таки, все зависит от того, в какую компанию ты хочешь устроиться. Если это небольшая веб-студия, то вполне возможно, что знаний, полученных на курсах, будет достаточно для трудоустройства на позицию даже выше, чем джуниорскую. Но, увы, их категорически не хватит, чтобы устроиться в средние и крупные IT компании.

Почему так? На современном рынке IT очень высокая конкуренция, и от этого требования к знаниям кандидатов очень сильно выросли. Большинство таких компаний просто не набирают джуниоров в принципе, даже если у них есть опыт в промышленной разработке. При этом из-за требований в этих компаниях не редки ситуации, когда кандидат оценивает себя как синьор, но на собеседовании получает оценку джуниора и, соответственно, сразу отклоняется. Что говорить про людей, кто прошёл только курсы SkillFactory или GeekBrains.

Нужно всегда иметь в виду: даже там, где джуниоров набирают, современный джуниор по уровню знаний - это мидл без опыта. Это человек, обладающий серьёзными знаниями по вакансии, инициативой и горящими глазами. Собеседования на джуниора часто даже сложнее, чем собеседования на мидл-разработчика. Почему? Потому что в джуниора нужно вкладываться, а соответственно, тебе, как джуниору, нужно будет доказать, что вложения в тебя оправдаются. 

Возможно ли получить такие знания, просто отсидев 12 лекций на уроке по frontend/backend разработке? Категорически нет. Ты должен загореться разработкой, твой GitHub должен быть набит проектами-портфолио и не плохо бы иметь что-то, что вошло в "продакшен" или находится в опенсорсе. Ну и на собеседовании твои глаза должны гореть от разработки.

Старт с джуниора - самый сложный и требует больших вливаний твоего свободного времени. При этом особняком стоят курсы компаний. После них у тебя появляется самый относительно простой способ трудоустройства без серьёзного портфолио. Но про то, что на них нужно выложиться на все 100%, чтобы на тебя обратили внимание, я уже говорил. Иначе ты просто получишь сертификат, который не сильно упростит твоё трудоустройство.

Еще одним важным аспектом на курсах компаний является то, что джуниоры, попавшие в компанию с курсов, наиболее лояльные кадры, которые очень часто крайне благодарны своей компании за возможность получить полноценный промышленный опыт. Например, из 5 человек из моей группы, которые устроились со мной в Netcracker, 3 до сих пор работают в ней. При этом долгое время они получали зарплату ниже рынка. И компаниям это очень выгодно. Это тоже имейте в виду. Это один из самых эффективных инструментов попадания в промышленную разработку на мой взгляд.

Есть ли смысл платить за курсы?

Этот вопрос индивидуальный и зависит от многих вводных. Но для начала давайте упомянем важный фактор. Менторство само по себе является очень важной потребностью для самих разработчиков. Я знаю много менторов, и сам в том числе являюсь одним из них. Это ребята с потребностью помогать другим начинающим специалистам, чтобы укрепить свои знания, научиться общаться с людьми, преподавать, создавать курсы, и просто делиться своими знаниями. 

При этом делать все это безвозмездно. Лично в моем случае - это проецирование менторов, которые обучали меня. Возможно, для кого-то это будет открытием, но, например, менторы обучавшие меня на курсах Netcracker, не получали за это деньги и делали все это на чистом энтузиазме. Насколько я знаю, менторы в Яндекс Практикуме также не получают за менторство денег и не получают особой выгоды от преподавания. 

Стоит упомянуть отличную бесплатную онлайн школу, в которой я сам был ментором - RS School. Там вы вполне можете получить то же самое, что и на самом дорогом курсе SkillFactory. Поэтому, платить на самом деле не совсем обязательно. Но все бесплатные курсы, что я знаю - это точно такие же интенсивы, где не вы вкладываете деньги в курсы, а менторы вкладывают свое свободное время в вас. 

Имейте это в виду, и отсюда вывод, что особо нянчиться с вами там не будут. И лично мое наблюдение - люди абсолютно не ценят бесплатное. "Ментор из Яндекса бесплатно меня учит? Ну и что, у меня сегодня посиделки с друзьями, я не могу сегодня учить. Мне сказали прочитать книгу? Нафига, один фиг все бесплатно." В итоге очень часто встречается банальное неуважение к труду, вложенному лично в человека и его наплевательское отношение к этому.

Стоит ли говорить, что работа ментора довольно сложна? Ему нужно проверить ваш код, дать комментарии, придумать вам задания, найти для вас материалы, и все это может занимать очень много свободного и при этом не оплачиваемого времени. Справедливо ли это? Я думаю, что нет. 

В итоге, с точки зрения студента, это отличный вариант для начала обучения, кстати, с курсов RS School студенты, проявляющие усидчивость, вполне себе умудряются устраиваться даже в крупные компании. Но с точки зрения менторов, я считаю, такой подход не очень справедливым. 

Еще одним аспектом является то, что для некоторых людей финансовая мотивация может быть тем стержнем, который будет заставлять студента учиться. При этом, на таких курсах работа ментора оплачивается, поэтому, я считаю, что платные курсы - это неплохое решение для таких людей и более справедливое для менторов и преподавателей, которые на этих курсах заняты. 

Но не забывайте о предыдущих двух пунктах, о которых я говорил. Курсы - это не гарантия вашего трудоустройства, что бы там не говорил их PR-отдел. Поэтому, когда вы все же решите вложить деньги в IT-школу, всегда имейте это в виду.

За что вы платите, если вся информация находится в свободном доступе? 

Вы платите за несколько вещей. Во-первых, это труд преподавателя, который составил курс, и дорожную карту вашего развития, которая отсеивает все ненужное для вашей специальности, отсекает все лишнее и оставляет только то, что необходимо для трудоустройства. Это сэкономит вам уйму времени, которое бы вы могли потратить впустую, изучая то, что вам не пригодится.

На втором месте - это труд менторов, практикующих программистов, с которыми здесь и сейчас вы можете пообщаться и из первых уст услышать, как вас оценивают, а также получить наиболее важные советы для движения вперед. Именно эти два последних аспекта я считаю наиболее ценными для студента. 

Зачем вообще нужен курс, если все можно найти в интернете? Как ты поймешь, что это тебе нужно? Курс - это как раз то, что дает тебе понимание, как и куда двигаться, и дает тебе связь с людьми, которые уже находятся в отрасли. 

Почему это важно? Потому что сфера разработки - очень динамична, и технологии, которые были на коне 10 лет назад, сейчас уже не актуальны. И именно с помощью тех, кто в теме, ты сможешь отделить зерна от плевел. Это стоит тех денег, которые просят за курс. 

Что касается стоимости - тут уже решать тебе. Но на мой взгляд, в мире, где люди готовы отдавать 30к за обучение астрологии, стоимость среднестатистического курса по разработке не является такой уж большой. 

Также не забывай, курс дает тебе возможность узнать путь и пообщаться с людьми из отрасли, но что с этим делать - решать тебе и только тебе. Если ты не будешь донимать ментора вопросами и стоически забьешь на все дополнительные материалы курса, считай, что все свои деньги ты выкинул в мусорку. Помни об этом.

Ну что ж, это пожалуй все аспекты, которые я могу раскрыть по этому вопросу. Вывод из всего вышесказанного такой: курсы действительно могут помочь начинающему разработчику влиться в отрасль, но ни в коем случае не являются гарантией. 

Гарантией является твоя увлеченность и готовность тратить много, очень много свободного времени на изучение теории и практики в программировании. И только они. 

Если есть что поспорить или обсудить, я приглашаю вас в комментарии.

Комментарии (57)


  1. Leetc0deM0nkey
    04.11.2023 13:53
    +2

    TL;DR: Вкатываться нынче в айти - овчинка выделки не стоит.

    Ну если конечно не фанат этого дела сам по себе и готов просто заниматься любимым делом за обычную зарплату.


    1. Breathe_the_pressure
      04.11.2023 13:53
      +2

      А куда тогда идти? Вебкам и закладки только остаются.


      1. Leetc0deM0nkey
        04.11.2023 13:53
        +7

        Вебкам и закладки только остаются.

        Если только это и остаётся, такого контингента тем более не надо нам в айти...


        1. markoni
          04.11.2023 13:53
          +10

          "вам в айти" - чувства юмора бы немного подвезти :) "вебкам" и "закладки" взяты из шутки.


        1. venanen
          04.11.2023 13:53
          +3

          Это из расхожей фразы "В России три пути - вебкам, закладки и айти".


        1. pavelsc
          04.11.2023 13:53

          Ну вебкамщицы пусть идут, хотя бы красивые айтишницы появятся ))


          1. sergey-gornostaev
            04.11.2023 13:53

            Красивые айтишницы уже есть.


    1. jegius Автор
      04.11.2023 13:53
      +4

      сказал человек скорее всего находящийся в айти :) Не нужно отказывать людям в развитии и демотивировать их, если человек хочет попробовать, пусть попробует.


    1. alelam
      04.11.2023 13:53
      +3

      А айти-то тут причем - в дальнобойщики тоже врядли стоит вкатываться, если не готов по 10 часов минимум в день баранку крутить да полжизни в кабине проводить.


    1. eleoleeye
      04.11.2023 13:53
      +4

      посоветуйте, пожалуйста, области куда стоит вкатываться?


  1. Karopka
    04.11.2023 13:53
    +13

    Картинка понравилась, статья - очередная инфоцыганщина.


    1. jegius Автор
      04.11.2023 13:53
      -12

      а обоснование будет?)


      1. Std137
        04.11.2023 13:53
        +4

        Основание?

        Основание я написал ранее, в своем спитче.

        Мое личное мнение, курсы не более чем хайп, на высоких доходах программистов и дотациях государства.

        А еще это ловушка для целеустремлённых людей. Человек пытается изменить себя и расти любыми способами. Курсы же, обещают высокий уровень подготовки. Ведясь на рекламу, человек далекий от профессии, начинает верить, что на курсах понимают как и чему учить. Это не самоиздатовские видео, которые кстати, по контенту, зачастую достойны похвал.

        По факту, в лучшем случае, получают подборку, "галопом по Европа". Качество контента, и особенно компетентность "спеца"-педагога, вызывает отдельные вопросы.

        Не спорю, есть и сильные игроки. Например ШАД. По отзывам ребята не зря кушают хлеб. Но простите это площадка на базе высшего заведения, а в команде педагогов реальные эксперты в теме. Это кузница кадров крупного ИТ игрока. Они учат для себя и понимают как и чему учить.

        Так что извините, но ваш спитч, не более чем очередной рекламный вброс. Причем, не очень красиво использовать свое название, в одном ряду с пропиариаными именами.


        1. jegius Автор
          04.11.2023 13:53
          -2

          простите а вы статью то читали? Где я что-то рекламирую и говорю что курсы это 100 процентный вариант трудоустройства? Я говорю про РС скулл (бесплатный курс) только потому что я там работал и обучал студентов, а про остальное + мой личный опыт работы на курсах ЕПАМ-а, netcracker и общению ребят препадющих на яндекс практикум. Так где инфоцыганщина?


          1. dkuzminov
            04.11.2023 13:53

            Кто не умеет работать -- тот учит. К сожалению, как правило, это так. Очень редко реальный спец находит время для передачи знаний, и это скорее исключение. При этом, если находит, то делает это pro bono. Когда за обучение начинают брать деньги, это уже является признаком, того, что "спец" не востребован на рынке. А когда "обучают" на каждом углу, как наперсточники в 90-е, то ничего хорошего ждать не стоит.


            1. atygaev
              04.11.2023 13:53

              Мне все таки кажется что обучать и работать это два совсем разных понятия. Обучать - это отдельный навык, который также проходит через условные этапы "джун/мидл/сеньор".

              Уметь работать? тут тоже можно поспорить) по-моему это несколько странно человек с опытом (реальный спец) будет что-то передавать бесплатно) насколько у него хватит мотивации?


              1. dkuzminov
                04.11.2023 13:53

                Знаю таких. Мотивация -- им когда-то повезло с учителями, отдают "долг".

                Насчет "двух разных навыков": одно дело, когда обучают базовым вещам вроде матанализа. Совсем другое, когда готовят "бойца" за полгода, обучая практическим навыкам. Доводилось слышать подобные лекции: я бы такого препода в команду не взял, что уж говорить о тех, кому он передает "знания"...


  1. Arkasha
    04.11.2023 13:53
    +12

    Инфоцыгане, или же скомпонованная информация с практикой и возможностью пообщаться с практикующим специалистом?

    Инфоцыгане


    1. atygaev
      04.11.2023 13:53

      почему? как же обратная связь от автора или кураторов курса?


  1. ClearMorning
    04.11.2023 13:53
    -3

    По сути курсы нужны чтобы показать hr что ты настолько "увлечён" что даже готов дополнительно тратить деньги и время для повышения квалификации.


    1. Karopka
      04.11.2023 13:53
      +10

      Разве что показать, насколько ты, э... наивен.


    1. Std137
      04.11.2023 13:53
      +7

      Шляпа это, hr ищут не слушателей курсов, а реальных специалистов. Будь вы хоть с дипломом гарварда, когда встанет вопрос выбора, предпочтение отдадут самоучке, у которого есть опыт и свои проекты.


    1. i86com
      04.11.2023 13:53

      что даже готов дополнительно тратить деньги и время для повышения квалификации

      Вот это, как раз таки, может быть и негативным фактором.

      Т.е. если человеку настолько сложно разобраться в имеющемся в интернете бесплатном материале, что он готов не просто просить помощи, а тратить на неё немалые суммы, это может быть красный флажок.

      Ладно бы ещё в "обычных" работах, где один раз научился и дальше всю жизнь работаешь, но вот в IT, где раз в 10 лет приходится полностью переобучаться - вряд ли работодателю захочется каждый раз оплачивать новые курсы и ждать год.

      Так что я бы вот уж кому, а HR точно не говорил бы про курсы, если напрямую не спросят.


  1. ikrusenstern
    04.11.2023 13:53
    +3

    Проблема с курсами заключается в их большом количестве и отсутствии проверки программы обучения и квалификации преподавателей. Похоже, что автором поста является выпускник, который недавно сам прошел обучение и сегодня уже самостоятельно обучает других людей и делится своими мыслями о ступенях квалификации.


    1. jegius Автор
      04.11.2023 13:53
      -6

      я закончил курсы в 2017 году и сейчас на позиции senior developer


      1. ikrusenstern
        04.11.2023 13:53
        +18

        Поздравляю вас с достижением позиции "senior developer". Однако, эта позиция сама по себе не дает мне достаточно информации о ваших навыках и компетенциях. Отсутствие единого стандарта для определения уровней квалификации усложняет оценку вашей позиции.

        В разных компаниях требования к определенным уровням могут сильно отличаться. Например, в одной компании вы могли бы быть на уровне "junior plus". А среди других преподавателей и менторов курсов зная лишь основы работы с IDE и Git уже считаться профессионалом уровня Ричарда Столлмана.


      1. slavanikolsky
        04.11.2023 13:53

        О вас на мало информации. Расскажите о себе больше.


        1. jegius Автор
          04.11.2023 13:53
          -3

          На данный момент работаю в Тинькофф банке на позиции старшего фронтенд разработчика, с 2017 и в обучающийх программах компаний задействован и есть опыт менторства, опираясь на который и написана статья :)


          1. oller
            04.11.2023 13:53

            Вы так понимаю джунов учите)

            С джунами есть 2 типа подхода обучения

            1й, который как раз используют инфоцигане, заключается в хай сам разберётся и гребёт за моими мыслями

            2й, который ещё где-то жив, заключается в геймификациях, адаптациях материала, внедрении системы стимулов и вовлечения в учебный процесс, проработка базовых тем, с плавными переходами в сложные.


            1. Rusrst
              04.11.2023 13:53
              +1

              Объективности ради у Тинькофф образования норм подготовка - она во первых бесплатная, во вторых обучают практикующие сотрудники. Но как повезет с ментором ещё зависит. Я сам проходил финтех, очень помогло в свое время


          1. Hivemaster
            04.11.2023 13:53
            +1

            Удивительно! Раньше они даже кнопки красить не брали без вышки и на собеседовании гоняли по Клеппману даже фронтов. Отдельно шокирует переход в сеньоры менее, чем за шесть лет. Это у фронтов такая жизнь простая или у Тинька такие низкие требования к сеньорам?


            1. ky0
              04.11.2023 13:53
              +1

              Подтверждаю насчёт собеседований - недавно проходил оное, интерью с HR, тест, задание на написание кода, техническое интервью примерно по тем же вопросам, что в тесте с откровенно скучающим интервьюером, не осилившим уточнить некоторые плохо сформулированные вопросы, потом лайв-кодинг (перед этим этапом я понял, что с меня хватит)...


  1. Wrench_IT
    04.11.2023 13:53
    +11

    Есть курсы хорошие, от них — польза, есть курсы плохие, от них пользы нет (сенсей.jpg)

    А кроме шуток, лучшее, что я видел в плане обучения — это либо бесплатные проекты вроде FreeCodeCamp, либо проекты компаний, которые затем набирают с них персонал (тот же RS School, хотя сейчас можно назвать community driven, но создан все равно Epam), либо инди-курсы от состоявшихся специалистов. Худшее же — курсы от... назову их производителями инфосодержащих продуктов (далее ПИП, хм, отличное слово, на запиканный мат похоже, идеально просто).

    Почему такой расклад? Потому, что энтузиасты, готовые предлагать свои знания бесплатно, радеют за то, что делают, и делают это качественно, компании заинтересованы в адекватных сотрудниках, и обучают потенциальных штатных специалистов качественно, инди борются за слушателей и делают свою работу качественно хотя бы ради конкуренции (а часто к этому примешиваются и первые две мотивации). ПИПы же вваливают кучу бабла в рекламу и стригут купоны с тех, кто зачастую еще не способен оценить адекватность предлагаемых знаний (причем к таковым относятся и вайтишники на хайпе и студенты ВУЗов, потому как даже на IT-факультетах зачастую учат ... странному, мягко говоря). А все потому, что нет утвержденных стандартов обучения, значит и спроса с ПИПа нет: деньги уплачены, услуга оказана, какие претензии?

    Отсутствие стандартов в обучении приводит к отсутствию четких грейдов, что в свою очередь порождает балаган на собеседованиях. Можете представить себе, как терапевт с 20-летним стажем устраивается на работу, а его заворачивают за то, что он не смог расписать на бумажке цикл Кребса? А в IT такое сплошь и рядом. Не говоря уже о той дурнопахнущей куче говнокода, который появляется стараниями выпускников курсов от ПИПов, а ведь их потом тоже кому-то приходится разгребать. Впрочем это тема для отдельного разговора.

    Ну а что касается финансового вопроса, тезисы о том, что "ты заплатил деньги, это даст тебе мотивацию" или "главное, что дает курс — это план обучения, остальное — сам" считаю контрпродуктивными. Главная мотивация в обучении программированию — желание стать программистом, а Learning Journey Maps, коих можно нагуглить по любой компетенции, ну никак не может стоить 300 тысяч: курс должен предлагать именно что качественные знания и практику, а если он этого предложить не может, он плох.


    1. atygaev
      04.11.2023 13:53

      На ваш взгляд "курс должен предлагать именно что качественные знания и практику" - это сколько стоил бы такой курс?


      1. Wrench_IT
        04.11.2023 13:53

        Зависит от типа (программирование с нуля или повышение квалификации в какой-то области) и длительности, конечно, но полагаю, примерно столько же, за сколько свою продукцию предлагают ПИПы. Ну а если говорить о том, что такое "качественный курс", то опять же, ориентируемся на рекламу ПИПов: если бы изложенное там было на 100% правдой, то это были бы действительно качественные курсы.

        То есть, реально "занятия в малых группах" (по типу университетских), а не по несколько сотен человек, "опытный наставник" (тут вопрос, что такое "опытный" с учетом относительности грейдов, но если брать среднестатистическое, то в моем понимании это должен быть, как минимум, крепкий миддл и выше), а не вчерашние стажеры, которые сами путают списки и массивы, "обратная связь" (разумеется, не 24/7, но чтобы после занятий каждый имел возможность задать интересующий вопрос, а домашние задания возвращались с подробным объяснением ошибок), а не "отвечу трем везунчикам и убегаю" и оценки в стиле "ок"/"не ок", "продуманная программа", которая реально охватывает все необходимое для того, чтобы выпускник считался спецом, на которого учился, "актуальные знания", а не технологии десятилетней давности, с которыми только замшелое legacy ковырять — вот примерно так должен выглядеть стоящий курс. Я бы еще, признаться честно, добавил сюда командную работу (сложно организовать для инди, а вот ПИПы как раз имеют все возможности для формирования команд front-back, например, чтобы студенты прочувствовали реальную разработку), тогда вообще было бы идеально.


  1. igorts
    04.11.2023 13:53
    +1

    Из личного опыта пришел к заключению, что курсы - это как проявитель в фотографии, если в базе ничего нет, то и курсы без пользы, даже вопросов внятных не задать.


  1. ky0
    04.11.2023 13:53
    +10

    Курсы - это хорошо. Если люди идут туда - я становлюсь более ценен на рынке труда, потому что работодатели, пару раз обжёгшись на выпускниках оных за те же деньги, начинают хотеть квалифицированного специалиста - но уже дороже. Если люди туда не идут - я тоже становлюсь более ценен для рынка, потому что релевантных соискателей становится меньше. \s


    1. TimsTims
      04.11.2023 13:53

      Но если курсы качественные и дешёвые, то у вас сразу появляется куча конкурентов, а цена за услуги падает :/.

      И уже вам самому нужно будет доказывать, чем вы так нужнее и ценнее, чем вчерашний Вася.

      начинают хотеть квалифицированного специалиста

      Здесь тоже проблемка: как отличить квалифицированного от лжепрограммиста? Начинают спрашивать какую-то хрень, например расписать на бумажке цикл Кребса. И снова оказывается, что жизнь становится труднее.


      1. ky0
        04.11.2023 13:53
        +2

        Пока не замечал описанной вами динамики. Огромное количество претендентов на вакансии начального уровня (и наглеющие из-за этого работодатели) - это да. Снижение среднего уровня соискателей на миддла и выше - это да.

        Обычное техническое интервью довольно быстро отличает выпускника курсов от человека, который написал правду про свой опыт работы. Не нужны даже никакие каверзные вопросы, всё понятно по обычному small talk`у - если он протекает плавно, с высокой вероятностью - кандидат ок.


  1. rootdefault
    04.11.2023 13:53
    -1

    Имхо курсы это возможность быстро и поверхностно ознакомиться с новой технологией или новым продуктом


    1. ikrusenstern
      04.11.2023 13:53
      +9

      При работе с новыми технологиями или продуктами обычно имеется документация с разделами Quick Start или Getting Started. Эти разделы предоставляют достаточно информации для поверхностного ознакомления.


      1. LoveMeOrHateMe
        04.11.2023 13:53
        +1

        Ваше высказывание совершенно не отменяет изначального комментария.

        Курсы действительно дают такую возможность, как и указанные вами разделы.


  1. Hivemaster
    04.11.2023 13:53
    +8

    Невозможно за 6-12 месяцев подготовить вменяемого джуна

    Тем, кто в принципе способен быть джуном, достаточно 6-18 месяцев с учебником. Остальным не помогут ни курсы, ни высшее образование.

    Что учить? Как учить?

    У эмоционально и интеллектуально зрелого (готового к работе) человека есть понимание чего он хочет. Отталкиваясь от этого, можно нагуглить какие технологии применяются в интересной ему сфере, а потом поискать вакансии по этим технологиям и выписать часто встречающиеся требования. Скачиваешь учебники, находишь документацию, читаешь, практикуешься с учебными примерами, пилишь пет-проект, PROFIT.

    Достаточно ли информации дают курсы для того, чтобы по окончанию их вы смогли трудоустроиться? Это зависит от того, куда вы хотите устроиться. Если это небольшая веб-студия, то информации будет достаточно.

    Судя по тому, на сколько дубовые к нам приходят выпускники курсов, даже для маленькой web-студии недостаточно.

    Возможно ли после курсов получить позицию выше джуна?

    Независимо от качества обучения где бы то ни было и размера компании-нанимателя - это невозможно в принципе. Грейды - это не про объём знаний, а про боевой командный опыт. Если человек не работал как минимум года три над реальным коммерческим проектом в команде с мидлами, то сам мидлом он быть не может никак.

    современный джуниор по уровню знаний - это мидл без опыта. Это человек, обладающий серьёзными знаниями по вакансии, инициативой и горящими глазами.

    Современные джуны в большинстве своём не знают ни хрена и самое страшное, что ещё и учиться не хотят. Всё ждут, что на работе, как и на курсиках, им кто-то всё разжуёт и в рот положит.

    Вы платите за несколько вещей. Во-первых, это труд преподавателя, который составил курс, и дорожную карту вашего развития, которая отсеивает все ненужное для вашей специальности, отсекает все лишнее и оставляет только то, что необходимо для трудоустройства.

    И потом на собеседования приходят люди, натасканные отвечать на типичные вопросы, но не способные запустить проект без IDE.

    На втором месте - это труд менторов, практикующих программистов, с которыми здесь и сейчас вы можете пообщаться и из первых уст услышать, как вас оценивают, а также получить наиболее важные советы для движения вперед.

    Как говорится, кто умеет - делает, кто не умеет - учит. Очевидно, эти вот менторы свернули куда-то не туда, раз преподают на курсах, а потому учить будут чему-то не тому.

    Потому что сфера разработки - очень динамична, и технологии, которые были на коне 10 лет назад, сейчас уже не актуальны.

    Всё самое важное в разработке придумали около 50 лет назад. И даже если не смотреть на фундаментальные знания, та же Java и Spring принципиально не поменялись за последние 15 лет.


    1. murkin-kot
      04.11.2023 13:53
      +3

      та же Java и Spring принципиально не поменялись за последние 15 лет

      Вы не в курсе. С такими знаниями вас никто на работу не возьмёт.

      Примерная аналогия вашего замечания такая - вот я сто лет напильником работал и ещё 200 проработаю, потому что обработка металлов за последние 100 лет не изменилась. Но давайте вспомним, сколько новых и разнообразных инструментов придумали за 100 лет. Да, они тоже могут использовать трение для обработки материалов, но вы, перейдя на них с напильника, просто не будете знать, куда их включать (что такое розетка, вилка, провод и т.д.)

      Базовые знания важны, но в IT сегодня правят бал подмастерья, которые гордятся именно умением выбрать самую модную вилку, самым кошерным образом подходящую к самой модной розетке. В команде из таких работников вы будете абсолютно бесполезны. Да, вы сможете через какое-то время разобраться с вилками/розетками, но даже подмастерья отлично понимают, что в данный конкретный момент вы ни в зуб ногой по всем этим вилкам. Поэтому они вам откажут.

      Ну и такой момент - зная высшую математику, вы сможете работать в окружении выпускников младшей школы, увлечённо разрабатывающих метод вычисления площади треугольника путём приближённого разбиения его на множество прямоугольников? Это сколь страшный голод нужно испытывать, что бы ходить на такую "работу"?


      1. sergey-gornostaev
        04.11.2023 13:53

        Пишу на Spring'е с версии 2.0, тоже считаю, что принципиально в нём за эти годы ничего не изменилось, если не считать появление Reactor'а.


        1. murkin-kot
          04.11.2023 13:53

          Значит вас тоже никто не возьмёт на работу, потому что вы не знаете Spring Boot, а для принимающих "по очкам" это очень важный минус.

          И да, не стоит упоминать, что вы где-то уже работаете, поскольку очевидно, что речь идёт о примере достаточно широкого явления, а потому уводить от него разговор в вашу личную конкретику есть просто манипулятивный приём "выиграть спор любой ценой".


          1. sergey-gornostaev
            04.11.2023 13:53

            Boot - это всего лишь один из механизмов Spring, отвечающий за автоматическую конфигурацию контекста. Документацию по нему можно прочитать за полчаса. На работу я бы скорее не взял как раз того, кто считает это чем-то значимым и сложным.


  1. Boethiah
    04.11.2023 13:53

    Если есть что-то типа стандартов, как для QA от ISTQB, то курсы бесполезны, выучить необходимую инфу можно из материалов для подготовки к сертификации. А вот практика уже сложнее, тут уже курсы, если там практическая часть, могут помочь хотя бы фидбеком от преподов. Ну и если уж и идти, то лучше на курсы от самих айти компаний.


  1. Skifushow
    04.11.2023 13:53
    +1

    Курсы без практики смысла не несут.

    Многие начинают сходу с практики и потом уже конкретную нужную им информацию под задачи гуглят.

    К сожалению в большинстве случаев курсы это просто сбор бабла в сетевом формате.


  1. murkin-kot
    04.11.2023 13:53
    +2

    К сожалению, тема с курсами всегда сводится к вопросу - ну да, всё непросто, но где же мне по быстрому найти правильное решение? Именно отсутствие быстрого решения и критикуется в большинстве комментариев (правда неявно). А вот движение в сторону лучшего понимания проблемы почти никому не интересно.

    Изначальная постановка вопроса принципиально неправильная. По быстрому означает некачественно. Сумма миллиардов некачественных действий даёт именно ту картину, которую мы наблюдаем - засилье рекламы и невозможность выбрать качественный курс. Но даже если удача улыбнулась, после хорошего курса вы попадаете на рынок, где правит всё тот же принцип - надо по быстрому. Хотелки бизнеса должны быть быстро внедрены в промышленную эксплуатацию. Можно качественно, но за в пятеро большее время? У бизнеса нет таких бюджетов! Это отговорка, бюджеты, особенно у крупных контор, конечно же есть, но общая нацеленность на решение по быстрому не даст вам возможности получить качество. Даже если вы локально попадёте в рай для любителей качества, глобально рынок не примет подходы, выработанные в этом раю.

    Итак, ответ на вопрос "как?" - нужно менять общество. Это качественное решение. Но это долго, затратно, ну и множество участников рынка потеряют при этом деньги, а потому качественное решение невозможно без экстраординарных усилий, недоступных подавляющему большинству игроков в этой игре под названием "жизнь".


  1. NIKTO56
    04.11.2023 13:53

    Платные курсы тоже не все ценят. Я сейчас учусь параллельно на платных и бесплатных по основам python. Они дополняют друг друга. При этом из числа сокурсников уже многие бросили учиться по причине: не понимаю. Должна быть уверенность в себе. Шесть месяцев для достижения уровня джуна, конечно мало. Нужна практика, самообучение и хорошо, что сущестует помощь менторов в этой сфере.


  1. Vinogradov_Alexander
    04.11.2023 13:53

    Придерживаюсь мнения, что для курсов нужна хорошая база начальных знаний.

    Сам сейчас обучаюсь на курсах. Основная специальность далека от IT, но знание математики, статистики и жизненный опыт работы с цифрами очень помогает. Опираясь на них завершить первый этап обучения удалось быстро. Когда я сдавал выпускную работу примерно треть группы еще не закончили половины модуля. И все из-за нехватки базовых знаний.

    По теме - курсы это добро. Они нужны. Ждать от них сверхъестественного не стоит. Но для образования новых нейронных связей то что нужно.


  1. Rayb56
    04.11.2023 13:53
    +2

    Выучиваем английский хотя бы на уровне B2 (более-менее свободные чтение, письмо, понимание на слух, разговорка не обязательна, но желательна) и посылаем курсы за 30k+ рублей на Й*х. Дорожная карта развития - roadmap.sh. Предзаписанные лекции - YouTube, Udemy. Онлайн-тренажёры - freeсоdecamp. Алгосы - Codewars,Leetcode. Пообщаться с людьми из отрасли - tech-Twitter, телеграм-чатики.

    Что там еще осталось? Ах, да, "менторы". Ну надо понимать, что сами "менторы" зачастую являются выпускниками этих же курсов, в большинстве случаев без реального коммерческого опыта. Лично для меня польза от такой обратной связи сомнительна. Если уж очень надо, то всегда можно нанять человека, который будет заниматься только с тобой, а не разрываться между еще 20-ю учениками. И которого всегда можно поменять или остановить сотрудничество, если что.


  1. fo_otman
    04.11.2023 13:53
    +1

    Курсы должны быть с ментором. Одно без другого проигрывает в качестве очень сильно. Видел, некоторые инфоцыгане на курсах показывают предзаписанное видео. Ай-ай-ай. Когда я начинал вкатываться в IT и изучал Git, у меня никак не хотела работать командная строка в PhpStorm. При этом на всех учебных видео она, естественно, работала. Перерыв тонны материалов, наткнулся-таки на подробное видео, где ментор показал, что перед тем как вводить команды, надо задать программу-обработчик этих самых команд. Это видимо считалось настолько очевидным, что никто даже не озаботился обратить на этот момент внимание. В общем, заработало. Но потраченного времени очень жалко.


  1. duke_alba
    04.11.2023 13:53

    По мне, так единственное, чему стоит учить - это подходам к решению того или иного класса задач. А вот этого на всяческих курсах как раз никто и не делает. Учат пользованию инструментом.


  1. Iramp86
    04.11.2023 13:53
    +1

    Согласна, что базу на курсах получить можно. Но нет гарантии что устроишься. Я в Upward School отучилась 4,5 месяца, на UI/UX дизайнера.


  1. Hardoman
    04.11.2023 13:53

    Курсы бывают разные. Я напишу о положительном опыте. Есть, например, практические курсы, цель которых научить что-то делать руками. По окончании таких курсов слушатель должен выполнить дипломную работу в виде практического задания, совершенно рабочего боего решения развёрнутого, которое можно протестировать и пощупать. Причём, в коде он должен использовать минимум 50% того, чему его научили (модули, библиотеки и тп)

    Я не вижу, как это может быть инофоцыганством, если люди смогут выполнять по итогу боевые задачи. Лично я вёл такие курсы внутри компании, цель их была - прокачать сотрудников по технологиям, а результат - при положительной защите диплома - повышение в грейде.

    Я знаю немало таких аналогичных коммерческих курсов, где основа - это практика и систематизация знаний через задания.

    Поэтому для меня такое количество негатива в комментах вызывает вопросы. А кто эти люди которые так старательно засирают автора, уж не те ли мидлы и сеньоры, которые прошли в свое время путь Без курсов и теперь не хотят, чтобы кто-то добился результата быстрее, чем они раньше? Боятся конкуренции? Да рынок растёт...