????Да, такой вопрос часто звучит от разных людей, но отвечать на него вы должны уметь только заказчику и покупателю - и ещё самим себе.

ℹ️Перефразируя известный парадокс нобелевского лауреата Роберта Солоу, мы наблюдаем цифровую эру всюду, кроме статистики по производительности труда: ИТ не оправдывают наши ожидания на лучшую экономику. Правда, профессор Стэнфорда Эрик Бриньолфссон предложил ещё один парадокс - при всей очевидности, не существует метода прямой и строгой оценки эффекта от внедрения ИТ: лишь время покажет, и порой, увы, не скоро.

????Не стану спорить с уважаемыми коллегами. Добавлю, что количество и качество труда на единицу времени, во все известные эпохи, зависит не столько от орудий этого труда, даже при прочих равных, сколько от самого трудящегося. А цифра нужна далеко не только для производительности, но - вспоминаем теорию систем - ещё и в целях снижения ресурсоемкости и увеличения оперативности процессов, а также роста показателей качества управления в целом.

????Вместе с тем, есть ощущение, что разговоры о недостаточной или сомнительной эфективности ИТ - от неумения её посчитать. Хотя для большинства проектов это вполне решаемо. Как? Общая схема примерно такая:

  1. Сначала определяете параметры бизнес-процессов, на величину которых можно влиять: скажем, вы автоматизируете складские операции, одним из параметров может быть скорость инвентаризации.

  2. Затем выясняете норму улучшения каждого параметра - ищете в открытых источниках данные по аналогичным отраслевым проектам: для нашего примера со складом эти сведения я привел здесь https://clck.ru/369cPi.

  3. Далее собираете фактические оценки нужных параметров на объекте автоматизации - а если таких фактов нет, то апроксимируете аналогичные данные по рынку.

  4. Завершаем элементарной арифметикой - умножаем норму улучшения параметра (в%) на факт и получаем значение ожидаемого эффекта от внедрения ИТ в части указанного параметра: пример таких расчётов сделал тут https://clck.ru/369cU2.

❗Эта оценка - прогноз, хоть и высоковероятный, при условии качественного анализа нормы улучшения. Необходимы регулярный мониторинг фактических значений параметров в ходе эксплуатации конкретного ИТ-решения - и понимание, что цифровых чудес не бывает, а эффективность организации определяет множество факторов, главный из которых - человеческий.

Комментарии (4)


  1. kinall
    16.11.2023 03:46
    +2

    кроме статистики по производительности труда: ИТ не оправдывают наши ожидания на лучшую экономику.

    Кажется, я знаю, как это считали. "Раньше, без автокада и солидворкса, самолёт проектировали пять лет. Теперь, с аатокадом и солидворксом, самолёт тоже проектируют пять лет. Вывод: производительность труда не выросла". Ну а что самолёты эти чууууть-чуть разные, так для статистики это несущественно.


    1. DvoiNic
      16.11.2023 03:46

      Видимо, ожидалось, что ИТ позволит проектировать более удобные телеги, и заставит лошадей бегать быстрее...


  1. baklajan
    16.11.2023 03:46

    имхо, во многих сферах (особенно сферах сервиса) IT косвенно влияет на их деятельность. Например, если взять те же онлайн-такси, доставка еды, интернет-магазины. В некоторых сферах даже IT вредит экономике государства, но улучшает экономику конкретных субъектов (владельца бизнеса, клиентов) - сокращает рабочие места, сокращает операционные и прочие расходы (логистика, связь, реклама и т.д.).