Если речь заходит о компьютере Mark 1, то в первую очередь вспоминается электронно-вычислительная машина, построенная в 1944 году по договору с IBM группой инженеров под руководством капитана ВМФ США Говарда Эйкена. На самом же деле, этих «Марков» было, как донов Педро в Бразилии — довольно много. И об одном из компьютеров с таким именем, который считается одной из первых коммерческих ЭВМ на нашей планете, мы хотим сегодня рассказать.
Британскую компанию Ferranti International PLC основал в 1885 году родившийся в Ливерпуле выходец из итальянской семьи Себастьян Дзиани де Ферранти. Семью де Ферранти вообще можно считать творческой: дедушка Себастьяна, Марко Аурелио Дзиани де Ферранти, был известным композитором, а его внучка, Валери Хантер Гордон, считается изобретательницей одноразовых подгузников и женских прокладок. Будущий основатель компании с детства увлекался электротехникой, и еще в тринадцатилетнем возрасте сконструировал дуговой фонарь для уличного освещения. В 16 лет с помощью Уильяма Томсона, лорда Кельвина, юный де Ферранти построил электрический генератор, и позже запатентовал это устройство под названием «Динамо Ферранти».
Закончив колледж Святого Августина, Себастьян де Ферранти устроился в электрическую компанию Siemens Brothers в Лондонском районе Чарльтон, а позже, в 1882 году, открыл собственную мастерскую по разработке различных электрических устройств. Она-то в итоге и превратилась в компанию имени своего основателя.
Компания занималась выпуском электротехнического оборудования, в частности, счетчиков электроэнергии и трансформаторов, участвовала в строительстве первых британских электростанций, а позже начала выполнять оборонные заказы для британского правительства. Так, в период Второй мировой войны Ferranti International стала разработчиком системы идентификации «свой-чужой» (IFF), а также активно участвовала в создании радаров для вооруженных сил Соединенного Королевства. Выпускала компания и авиационные гироскопические прицелы.
В 1912 году Ферранти открыл представительство в Канаде, а в 1930 году после смерти основателя председателем и исполнительным директором компании стал его сын Винсент. На рубеже сороковых и пятидесятых годов Ferranti расширила ассортимент продукции, освоив выпуск радиоприемников, телевизоров и электрических часов. От этих изделий оставался ровно один шаг до электронно-вычислительных машин, и компания сделала его в 1953 году, выпустив на рынок коммерческий компьютер Ferranti Mark 1.
В отличие от своего предшественника с тем же названием считается первым в мире коммерческим электронным компьютером общего назначения с хранимой программой. До него в «коммерческом секторе» трудились машины BINAC и Z4 Конрада Цузе, но обе были «штучным товаром», в то время как Mark 1 производился не то, чтобы серийно, но строился под конкретных заказчиков методом мелкосерийного производства.
В основе Ferranti Mark 1 лежит еще один Mark 1, так называемый «Манчестерский» — эта машина была построена в 1949 году в Манчестерском университете Виктории, Англия при участии инженеров Ferranti. Успешный запуск этого компьютера широко освещался в британской прессе. Описывая возможности ЭВМ, журналисты использовали наименование «электронный мозг», вызвав тем самым бурную реакцию заведующего кафедрой нейрохирургии Манчестерского университета. Это послужило началом ожесточенных дебатов в прессе по поводу того, смогут ли когда-либо компьютеры выполнять творческие задачи, с которыми успешно справляется человек — нейрохирурги считали, что нет (появление нейросетей в XXI веке, как мы знаем, поставило окончательную точку в этих научных спорах).
Было у Manchester Mark 1 и еще одно важнейшее отличие от его предшественников: в его архитектуре использовались так называемые индексные регистры, упрощавшие программам последовательное чтение массива слов в памяти. В ходе разработки компьютера его создатели, Фредди Уильямс и Том Килберн, получили тридцать четыре патента. Многие идеи, лежащие в основе конструкции Manchester Mark 1, нашли свое применение в следующих поколениях коммерческих ЭВМ, таких как IBM 701 и 702.
Ferranti Mark 1 стал доработанной и усовершенствованной версией «Манчестерского» компьютера. Основные улучшения по сравнению с ним заключались в увеличении основного и вторичного хранилища данных, применении более быстрого множителя и наличии дополнительных инструкций. Основная память Ferranti Mark 1 была реализована на запоминающих электронно-лучевых трубках Уильямса, всего она насчитывала восемь трубок, каждая из которых хранила одну страницу данных из 64 слов. Машина оперировала 20-разрядными словами: инструкции были представлены в одном слове, а числа — в двух. Также в трубках Уильямса хранился один 80-битный аккумулятор (к которому можно было обращаться, как двум 40-битным словам), 40-битный регистр множителя/частного и восемь индексных регистров. Дополнительное 20-битное слово сохраняло значение смещения во вторичной памяти.
В качестве вторичного хранилища информации использовался магнитный барабан со скоростью обращения около 30 миллисекунд. Барабан был способен хранить 512 страниц из 64 слов, по две страницы на дорожку. Всего в конструкции компьютера использовалось 4050 электронных ламп. Весила машина 10 000 фунтов, то есть, около 4,5 тонн.
Компьютер позволял выполнять около 50 программных инструкций, при этом операнды сохранялись в аккумуляторе. Время обработки цикла составляло 1,2 миллисекунд, операция умножения выполнялась за 2,16 миллисекунды. Инструкции вводились в компьютер с перфоленты, а результат их обработки мог выводиться на нее же. Программа формировалась из пятибитных буквенно-цифровых значений, которые пробивались в двоичном коде на перфоленте.
Первый коммерческий заказ на сумму 100 000 фунтов-стерлингов поступил в 1952 году от Исследовательского института атомной энергетики, решившего приобрести один экземпляр Ferranti Mark 1. Заказанная машина была уже почти готова, когда из-за перестановок в британском правительстве финансирование ряда проектов оказалось свёрнуто, а заключенные ранее госконтракты — отменены. Ferranti устроила «рождественскую распродажу», и осиротевший Mark 1 купил за 30 000 долларов Университет Торонто — это учебное заведение как раз строило собственный компьютер, но университетское начальство решило, что будет намного дешевле приобрести готовую ЭВМ у англичан со скидкой, чем доделывать свой проект.
Вскоре после того, как разработчикам удалось пристроить первый экземпляр ЭВМ, была построена его модифицированная версия — Ferranti Mark 1 Star. От исходной она отличалась, прежде всего, системой команд: по многочисленным просьбам программистов разработчики изменили принцип действия инструкции безусловного перехода JUMP. Также инженеры исправили многочисленные баги в работе индексных регистров. Создатели компьютера значительно облегчили пользователям и работу с машинами, пробивавшими отверстия в перфоленте. Если в изначальном варианте двоичный код не совпадал с обозначением клавиш, и, например, для ввода последовательности чисел от 0 до 31 следовало использовать символы /E@A:SIU½DRJNFCKTZLWHYPQOBG«MXV£, то в Mark 1 Star указанная последовательность стала более предсказуемой: ø£½0@:$ABCDEFGHIJKLMNPQRSTUVWXYZ.
Эта ЭВМ пользовалась определенным спросом у покупателей: одну машину заказало голландское представительство нефтеперерабатывающей корпорации Shell, еще одну — британский авиапростроитель Avro. Всего, с учетом самого первого купленного канадцами Mark 1, Ferranti построили и продали семь таких компьютеров.
Ferranti Mark 1 получил известность не только потому, что стал первым серийным коммерческим компьютером, но и потому, что стал первой серийной коммерческой ЭВМ, для которой была написана компьютерная игра. В ноябре 1951 года сотрудник Ferranti Дитрих Принц вдохновился шахматной программой Алана Тьюринга Turochamp, написанной им в 1948 году, и решил реализовать ее на Ferranti Mark 1. К сожалению, вычислительные возможности британского компьютера оказались весьма ограничены, потому программа Принца не умела выполнять рокировку, в ней отсутствовал двойной ход пешкой, взятие на проходе и превращение пешки при ее поподании на последнюю горизонталь доски. Кроме того, она не различала пат и мат. Скромные ресурсы ЭВМ не позволяли также просчитать всю шахматную партию, поэтому программа Принца реализовывала стратегию мата в два хода. Она вычисляла все возможные ходы белых и черных (анализируя тысячи возможных вариантов), пока не выбирала наиболее оптимальный из них. «Обдумывание» хода компьютером занимало в среднем 10-15 минут.
Есть и еще одна примечательная история, связанная с Ferranti Mark 1. Среди инструкций этого компьютера имелась команда «hoot», которая выдавала оператору звуковой сигнал — она использовалась для сигнализации о завершении операций. Высоту звука можно было менять произвольным образом. Воспользовавшись этим, учитель математики и друг Алана Тьюринга Кристофер Стрейчи запрограммировал на Ferranti Mark 1несколько мелодий: „God Save the King“, „Baa Baa Black Sheep“, и „In the Mood“. Это был не первый в истории случай воспроизведения музыки компьютером (первым официально зафиксированным случаем стало исполнение мелодии „Colonel Bogey“ с испоьзованием австралийского компьютера CSIRAC), но в конце 1951 года творчество Стрейчи записали в музыкальной студии BBC. Таким образом, Ferranti Mark 1 стал первым в истории компьютером, поучаствовавшим в студийной звукозаписи в качестве исполнителя.
В 1956 году Ferranti разработала ламповый компьютер Pegasus, который считается весьма успешной машиной — в общей сложности было построено и продано 38 единиц. В 1957-м появилась модифицированная версия Mark 1, в которой некоторые лампы заменили полупроводниковыми диодами, что позволило повысить надежность и производительность машины. Ferranti построила и продала 19 таких ЭВМ под маркой Mercury. В 60-х годах Ferranti продолжала выпускать мейнфреймы, но к началу 70-х большие промышленные ЭВМ стали понемногу уступать позиции под натиском более компактных машин, и вскоре «компьютерное» подразделение Ferranti было продано корпорации International Computers and Tabulators (ICT). Сама компания Ferranti просуществовала до 1993 года, однако ее финансовые дела шли хуже и хуже, и в конце 94-го она обанкротилась. Осталось на плаву только ее бельгийское подразделение, вошедшее в состав холдинга Nijkerk.
Ferranti — один из наглядных примеров вполне успешного проекта по производству коммерческих компьютеров на самой заре их развития, в начале 50-х. Если бы обстоятельства сложились иначе, компания Ferranti вполне могла бы повторить успех такого гиганта компьютерной индустрии, как DEC. Но — не сбылось. Тем не менее, свой след в истории IT англичане все-таки оставили, и сегодня Ferranti Mark 1 можно найти в нескольких европейских и британских музеях компьютерной техники.
Статья поддерживается командой Serverspace.
Serverspace — провайдер облачных сервисов, предоставляющий в аренду виртуальные серверы с ОС Linux и Windows из любой точки мира менее чем за 1 минуту. Для построения ИТ-инфраструктуры провайдер также предлагает: создание сетей, шлюзов, бэкапы, сервисы CDN, DNS, объектное хранилище S3.
Комментарии (8)
da-nie
01.12.2023 11:09Это, случайно, не та компания, в которой Синклер заказывал производство своей ULA для ZX-Spectrum?
Zara6502
Действительно ли это так? Мне кажется пока нет доказательной базы однозначно определяющей, что нейронная сеть способна создавать из ничего
SIISII
Более того, она даже из "чего" способна комбинировать, но не способна понимать, что реально делает, а посему и результаты получаются... сильно разные. В общем, никакого интеллекта у нейросетей нет.
Zara6502
Ну да, мышление уровня "животное издали напоминающее муху".
Oangai
И быть не может, потому что из математики работы Тьюринга и Гёделя доказывают как раз таки что алгоритм будь он хоть трижды нейро создать что-то новое не может в принципе, тогда как философия учит нас не очень то доверять собственному пониманию математики, там всё может оказаться намного интереснее.
Что однозначно, так это то, что логика учит сомневаться, а любое подобное утверждение, коих сейчас делается великое множество, истинным может восприниматься только с позиции веры. Но тогда это догма и с ней лучше в церковь, там помогут
CyberPaul Автор
Так и человек тоже, если подумать, не создает что-то из ничего. Любое творчество - это в той или иной степени результат переосмысления ранее созданного, а любой творец опирается на существующий культурный и научный багаж.
Oangai
смотрите, это вопрос подобный тому, мог ли к примеру Моцарт написать симфонию Бетховена, окажись он в тех же самых условиях? Надо думать, даже и тогда бы у него получилась всетаки симфония Моцарта. Потому что да, человек перерабатывает доступный ему материал, культурный багаж, но человек это субъект творческий, создающий новые сущности, которые без именно этого человека возникнуть бы не могли. Это собственно вопрос о детерменизме в философии, можно ли уподобить человека детерминированной алгоритмической функции, только лишь трансформирующей входной материал, или у нас есть свобода воли создавать нечто такое, для чего в исходном материале предпосылок не было, а только в самом субъекте и только с его появлением, а материал нужен только как средство реализации.
Zara6502
Ну почему же, всё творчество - это создание чего-то из ничего и как ни странно, но проектирование чего-либо инженерного это тоже процесс творческий, только в рамках определенных условий - стандартов, требований к безопасности и т.д.
Скорее да чем нет, но главная особенность творчества - это уникальность этого переосмысления.
Я не могу подтвердить свои слова, но у меня сложилось мнение что условно творцы-люди делятся на 4 категории:
Бездарности - 60%
Копировщики - 30%
Созидатели - 9%
Творцы - 1%
С первым всё понятно, берут чужое, поворачивают на 90 градусов, выдают за свое. Вторая группа это профессионалы своего дела, но скованные рамками творчества, они сами не могут, но успешно подхватывают и перерабатывают. Третья группа - творят на 146%, но скованы рамками своего опыта. Последние, как раз те уникальные люди, которые всегда создают ощущение прикосновения Бога.
Мне кажется ИИ сегодня освоил первые две категории и уже уверенно встал на рельсы третьей. А вот что будет с 4-ой я пока не берусь сказать. Но тут прежде всего ИИ должен стать личностью и творить сам, иметь такую потребность. Не по запросу "напиши книгу про убийство в Лондоне в стиле Агаты Кристи" - нет, это всё фигня.
Это уже проблема воспитания ИИ, создания того самого багажа, ведь творцов реально мало на планете, практически пара сотен. Так что ИИ, генерируя поколения тоже должен пройти такой же отбор прежде чем появится индивид способный к творчеству. Поверхностно, но эта тема затронута в фильме "Двухсотлетний человек".