Разработчики программных решений для nanoCAD, имея потребность создать для своего плагина меню (здесь и далее под словом «меню» будем понимать вкладки и кнопки в ленточном и/или классическом интерфейсе программы), сталкиваются со следующими проблемами:

  1. Не понятно, какие файлы создавать и что в них прописывать. Существующие примеры .cfg/.cuix файлов (которые можно найти в папках nanoCAD или попробовать сделать вручную через создание «кнопок» в настройках nanoCAD) содержат в себе очень много не очень понятного текста. Консолидированной информации по этому поводу ни для nanoCAD, ни для других CAD-платформ нами найдено не было.

  2. Для создания каждой отдельной «кнопки» в меню необходимо прописать достаточно большое количество текста. Хочется иметь какое-то средство автоматизированной генерации обозначенных файлов.

Актуальность этих проблем поднялась в нашем Telegram-чате nanoCAD API.

Обе проблемы постараемся решить в этой статье.

Важно отметить, что в статье будет рассмотрен минимальный рабочий вариант разработки меню с нашей точки зрения. Представленное решение не позиционируется, как идеальное, и мы готовы выслушать комментарии с дополнением. Также обратим внимание, что описываемый подход используется во всех плагинах для nanoCAD, разрабатываемых командой TBS. В качестве «боевого» примера будет использоваться плагин TBS Plus, функционал которого на момент написания статьи содержит больше 70 команд (и соответствующее количество «кнопок» в меню).

В первой части статьи рассмотрим, какие файлы отвечают за формирования меню надстройки, а также принципиальное содержание этих файлов. Во второй части мы расскажем о решении по автоматизации сборки файлов меню, которое применяется в нашей команде, а также поделимся ссылкой на репозиторий с этим решением.

Часть 1. Ручное формирование файлов меню надстройки для nanoCAD

Итак, первое, с чего мы должны начать – создание конфиг файла: создаём обычный текстовый файл с любым именем и расширением “.cfg”. У нас это будет “Test.cfg”.

ВАЖНО – кодировка файла – «UTF-8 with BOM». Замечено, что «UTF-8» в данном случае не подходит.

В этом файле мы пропишем все команды нашего плагина, создадим меню и панель инструментов (toolbar) для классического интерфейса.

Для того, чтобы отслеживать каждый шаг, сразу «подключим» наш файл к программе nanoCAD. Для этого открываем файл «%AppData%\Nanosoft\nanoCAD x64 23.0\Config\nanoCAD.cfg» (с поправкой на версию nanoCAD) и в самый конец добавляем строку, содержащую путь к нашему .cfg файлу, в нашем случай: 
#include "C:\Test\Test.cfg"

ВАЖНО – созданный нами .cfg файл должен «лежать» на диске C. Иначе есть шанс, что он не загрузится в программу.

Далее сохраняем файл «nanoCAD.cfg» без изменения кодировки и закрываем его, он нам больше не понадобится.

Открываем созданный ранее файл («Test.cfg») с помощью любого текстового редактора.

Для начала нам нужно «зарегистрировать» все нужные нам команды. Для этого пишем следующее (переносы строк добавлены исключительно для удобства восприятия)

[\configman][\configman\commands]

[\configman\commands\TBSPlus_TextCalculator]

weight=i10

cmdtype=i1intername=sTBSPlus_TextCalculator

DispName=sКалькулятор текста

StatusText=sПалитра, содержащая инструменты для арифметических операций с числами в текстовых объектах

BitmapDll=sicons\TBSPlus_TextCalculator.ico

[\configman\commands\TBSPlus_LevelingInstrument]

weight=i10

cmdtype=i1

intername=sTBSPlus_LevelingInstrument

DispName=sНивелирStatusText=sПалитра для измерения превышения и проложения между точками

BitmapDll=sicons\TBSPlus_LevelingInstrument.ico

На скрине даны пояснения за что отвечает каждая строка, более подробно о каждом из параметров можно изучить в настройках nanoCAD на примере любой (в том числе базовой) команды:

Отметим лишь несколько моментов.

  1. Перед значением параметров указывается префикс, соответствующий типу данных:
    “s” для всех строковых значений (имен, описаний, путей и т.д.);
    “i” для целочисленных значений;
    “f” для булевых значений (“f0” – false, “f1” - true);

  2. Внутреннее имя – то имя, которое объявлено в нашем приложении (в случае .NET это значение атрибута «CommandMethod») и используется при вызове команды с командной строки. Это же имя будем использовать в нашем файле в дальнейшем, для создания «кнопки» для нашей команды.

  3. В более сложных случаях для команды можно добавить ключевое слово: Keyword=s^C^C(setq a 1)(load"arh_atr")(arh_atr)
    Это значение будет «отправлено на консоль» в момент обращения к команде.

  4. Путь к иконке. Здесь задан относительный путь (помним про указанный префикс). В папку icons, «лежащую» рядом с нашим «Test.cfg» файлом, сохраним две иконки с соответствующими именами. Естественно, имя иконки может отличаться от внутреннего имени команды, оно должно лишь совпадать с именем, указанным в «Test.cfg» файле. Из нашего опыта разрешение 32х32 хорошо подходит, как для больших, так и для маленьких кнопок. Используемые иконки расположены в архиве, приложенном к статье.

Сохраняем файл (всегда помня о кодировке) и открываем nanoCAD (необязательный шаг). Здесь и далее важно понимать, что наш файл «считывается» программой во время загрузки, поэтому после внесения любого изменения в .cfg файл для того, чтобы увидеть эти изменения в nanoCAD, мы должны перезагрузить программу.

На текущем этапе наши команды были зарегистрированы (можно увидеть в настройках nanoCAD, скрин выше). Теперь при консольном обращении в списке команд мы видим наши команды, во-первых, с иконками, а во-вторых, с полным (в нашем случае - русскоязычным) названием.

Теперь, добавим вкладку с нашими кнопками в классическое меню. Для этого в конец нашего «Test.cfg» добавляем следующее:

[\menu]

[\menu\Test_Menu]

Name=sTBS Plus

[\menu\Test_Menu\Инструменты]

name=sИнструменты

[\menu\Test_Menu\Инструменты\sTBSPlus_TextCalculator]

name=sКалькулятор текста

Intername=sTBSPlus_TextCalculator

[\menu\Test_Menu\Инструменты\sTBSPlus_LevelingInstrument]

name=sНивелир

Intername=sTBSPlus_LevelingInstrument

Таким образом, мы создали вкладку “Тест”, в нее добавили подпункт “Инструменты”, а в него уже “вложили” две “кнопки”. Вложенность может быть произвольной и многоуровневой. Важно отметить, что внутреннее имя команды должно совпадать с внутренним именем одной из зарегистрированных в программе команд. Очевидно, команда с таким внутренним именем будет выполнена при нажатии на данную “кнопку”.

Сохраняем файл и открываем nanoCAD (для самопроверки, шаг опять же необязательный).

Переключить интерфейс с ленточного на классический можно с помощью кнопки в правом верхнем углу (выделена на скрине).
Переключить интерфейс с ленточного на классический можно с помощью кнопки в правом верхнем углу (выделена на скрине).

Как видим, в классическом меню появилась наша вкладка с вложенным подпунктом, в который в свою очередь вложены две “кнопки”.

Последнее, что мы сделаем в нашем «Test.cfg» - создадим панель инструментов (toolbar) с нашими кнопками.

В конец файла «Test.cfg» пишем:

[\toolbars]

[\toolbars\Test_Инструменты]

name=sTest_Инструмент

Intername=sTest_Инструменты

[\toolbars\Test_Инструменты\TBSPlus_TextCalculator]

Intername=sTBSPlus_TextCalculator

[\toolbars\Test_Инструменты\TBSPlus_LevelingInstrument]

Intername=sTBSPlus_LevelingInstrument

Мы создали панель инструментов Test_Инструменты и добавили на нее две кнопки.

Сохраняем файл, открываем nanoCAD и видим результат (для отображения панели инструментов нужно переключить интерфейс на классический вид и в меню «Панели инструментов» установить видимость созданной нами панели).

UPD:

Как видим, с созданной нами панелью инструментов есть две сложности: во-первых, она не отображается по умолчанию, во-вторых, она не закреплена и после включения видимости отображается в случайном (с той точки зрения, что мы его не определяли) месте на экране. Эти особенности, а также способ их регулирования осветил участник чата nanoCAD API, рассмотрим это решение.

В конец нашего файла «Test.cfg» добавим следующее:

[\toolbarspos]

[\toolbarspos\Test_Инструменты]

DockPosition=sTop 

row=i0 

pos=i1 

InitialVisible=f1

Теперь наша панель инструментов будет отображаться по умолчанию и будет размещена в указанном нами месте (сверху, в первом ряду; на второй позиции). Возможные значения параметров можно посмотреть в настройках интерфейса nanoCAD (русскоязычные названия приведены на скрине):

Переходим к формированию ленточного меню.

Основные элементы, о которых пойдёт речь дальше, подписаны на скрине:

Создаём текстовый файл с любым названием и расширением «.cui» (например, «RibbonRoot.cui»). Внутреннее содержание файла будет соответствовать xml разметке; кодировка файла – «UTF-8» или «UTF-8 with BOM».

Открываем созданный файл любым текстовым редактором и пишем в него:

<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<RibbonRoot>
  
	<RibbonPanelSourceCollection>
      
		<RibbonPanelSource UID="Инструменты" Text="Инструменты">
          
			<RibbonCommandButton Text="Калькулятор текста" ButtonStyle="LargeWithText" MenuMacroID="TBSPlus_TextCalculator" />
			<RibbonCommandButton Text="Нивелир" ButtonStyle="LargeWithText" MenuMacroID="TBSPlus_LevelingInstrument" />
          
		</RibbonPanelSource>
      
	</RibbonPanelSourceCollection>
  
	<RibbonTabSourceCollection>
      
		<RibbonTabSource Text="Test" UID="Test_Tab">
          
			<RibbonPanelSourceReference PanelId="Инструменты" />
          
		</RibbonTabSource>
      
	</RibbonTabSourceCollection>
  
</RibbonRoot>

Разберем состав документа поэлементно.

RibbonRoot – корневой элемент документа.

В него будут вложены два элемента: RibbonPanelSourceCollection и RibbonTabSourceCollection.

Первый из них – это, как можно догадаться из названия, коллекция панелей. В RibbonPanelSourceCollectionбудем вкладывать элементы типа RibbonPanelSource (описание отдельной панели).

Атрибуты RibbonPanelSource:

  1. UID – идентификатор, который мы будем использовать в дальнейшем (для простоты примем такое же значение, как для атрибута Text, хотя, естественно, ничего не мешает нам написать здесь любое значение).

  2. Text – отображаемое название панели.

В элемент RibbonPanelSource у нас вложены элементы типа RibbonCommandButton, описывающие непосредственно кнопки.

Атрибуты RibbonCommandButton:

  1. Text – отображаемое название

  2. ButtonStyle – размер кнопки и наличие текста. Варианты "LargeWithText", "LargeWithoutText", “LargeWithHorizontalText”, "SmallWithText", "SmallWithoutText". В нашем примере мы использовали "LargeWithText" – большая с текстом. Значение остальных вариантов можно так же понять из перевода

  3. MenuMacroID – внутреннее имя выполняемой команды.

Второй элемент, входящий в корень документа – RibbonTabSourceCollection. Опять же из названия можно понять, что это коллекция вкладок. В этот элемент будем вкладывать элементы типа RibbonTabSource, каждый из которых соответствует отдельной вкладке.

Атрибуты RibbonTabSource:

  1. Text – отображаемое название вкладки

  2. UID – уникальный идентификатор вкладки. Мы нигде не будем использовать его, но этот атрибут должен быть, поэтому запишем туда какое-либо уникальное значение.

В элемент, соответствующий создаваемой нами вкладке, мы должны вложить необходимые панели, создаваемые выше. Для этого нам потребуется элемент RibbonPanelSourceReference с единственным атрибутом PanelId, ссылающимся на идентификатор (UID) панели.

Итак, сохраняем этот файл.

Далее создаём архив типа «zip» (этот тип проверен на практике, при этом, к примеру «7z», по невыясненной причине не подходит), называем его любым именем с расширением «.cuix» (в нашем примере - «Test.cuix»), в этот архив помещаем созданный ранее файл «RibbonRoot.cui». Таким образом, «.cuix» представляет собой обычный архив, содержащий в себе xml файл, описывающий ленточное меню нашей надстройки.

«Подключим» сформированный файл в nanoCAD. Для этого в файл «Test.cfg» (например, в самое начало файла) добавим две строки:

[\ribbon\Test]

CUIX=s%CFG_PATH%\Test.cuix

Здесь «%CFG_PATH%\Test.cuix» – путь к созданному файлу «Test.cuix». При этом «%CFG_PATH%» — это путь к папке с текущим «.cfg» файлом, т.е. «Test.cfg». Такую запись удобно использовать, если файлы «Test.cfg» и «Test.cuix» расположены в одной папке.

Примечание: указанные строки можно было так же добавить и в ранее упоминаемый файл «nanoCAD.cfg» (при этом вместо %CFG_PATH% в общем случае нужно будет указывать абсолютный путь), но в целях минимизации записей в «nanoCAD.cfg» в нашей команде используется именно описанный выше вариант.

Запускаем nanoCAD:

Итак, цель достигнута – создана новая вкладка на ленте, в ней создана одна панель, в которую добавлено две кнопки.

Рассмотрим еще пару полезных примеров.

1.  Кнопка с выпадающим списком (RibbonSplitButton)


RibbonSplitButton задается элементом одноименного типа.

Атрибуты RibbonSplitButton:

  1. Text – отображаемое название кнопки

  2. Behavior – поведение. В нашем примере будем использовать значение "SplitFollowStaticText" – выпадающая с запоминанием

  3. ButtonStyle – размер кнопки и наличие текста аналогично атрибуту элемента RibbonCommandButton.

Для того чтобы не регистрировать новых команд и не добавлять новые иконки, будем использовать уже знакомые нам две команды, меняя только их отображаемые имена (атрибут Text).

В элемент RibbonPanelSource вкладываем RibbonSplitButton, в который добавляем кнопки (аналогично предыдущему пункту), которые должны войти в выпадающий список.

<RibbonSplitButton Text="Выпадающий список" Behavior="SplitFollowStaticText" ButtonStyle="LargeWithText" >
	<RibbonCommandButton Text="Кнопка1" ButtonStyle="LargeWithText" MenuMacroID="TBSPlus_TextCalculator" />
	<RibbonCommandButton Text="Кнопка2" ButtonStyle="LargeWithText" MenuMacroID="TBSPlus_LevelingInstrument" />
</RibbonSplitButton>

Сохраняем файл. Для того, чтобы увидеть результат в случае работы с ленточным интерфейсом не обязательно перезагружать nanoCAD, можно использовать команду «ЛЕНТАОБН».

Результат:

2. Маленькая кнопка

Компоновка маленьких кнопок (кнопок со значением атрибута ButtonStyle - "SmallWithText" или "SmallWithoutText") производится немного сложнее.

Если мы попробуем использовать ту же логику и напишем так:

То получим не тот результат, который ожидается:

Внешне кнопки выглядят так, как нужно, но они расположены в один ряд. Чаще всего мы используем маленькие кнопки для экономии места, и хотелось бы, чтобы они скомпоновались в одну колонку.

Для этого используем еще два элемента – RibbonRowPanel и RibbonRow. RibbonRowPanel мы вложим в нужное место RibbonPanelSource, а внутрь RibbonRowPanel вложим от одной до трёх маленьких кнопок, которые мы хотим скомпоновать в колонку. При этом каждый вкладываем элемент RibbonCommandButton «обернём» в RibbonRow.

<RibbonRowPanel>
	<RibbonRow>
		<RibbonCommandButton Text="Маленькая без текста1" ButtonStyle="SmallWithoutText" MenuMacroID="TBSPlus_LevelingInstrument" />
	</RibbonRow>
	<RibbonRow>
		<RibbonCommandButton Text="Маленькая без текста2" ButtonStyle="SmallWithoutText" MenuMacroID="TBSPlus_LevelingInstrument" />
	</RibbonRow>
	<RibbonRow>
		<RibbonCommandButton Text="Маленькая без текста3" ButtonStyle="SmallWithoutText" MenuMacroID="TBSPlus_LevelingInstrument" />
	</RibbonRow>
</RibbonRowPanel>

Сохраняем файл, обновляем ленту:

Вынесем часть элементов на отдельную панель:

<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<RibbonRoot>
	<RibbonPanelSourceCollection>
		<RibbonPanelSource UID="Инструменты" Text="Инструменты">
			<RibbonCommandButton Text="Калькулятор текста" ButtonStyle="LargeWithText" MenuMacroID="TBSPlus_TextCalculator" />
			<RibbonCommandButton Text="Нивелир" ButtonStyle="LargeWithText" MenuMacroID="TBSPlus_LevelingInstrument" />
		</RibbonPanelSource>
		<RibbonPanelSource UID="Панель2" Text="Панель2">
			<RibbonSplitButton Text="Выпадающий список" Behavior="SplitFollowStaticText" ButtonStyle="LargeWithText" >
				<RibbonCommandButton Text="Кнопка1" ButtonStyle="LargeWithText" MenuMacroID="TBSPlus_TextCalculator" />
				<RibbonCommandButton Text="Кнопка2" ButtonStyle="LargeWithText" MenuMacroID="TBSPlus_LevelingInstrument" />
			</RibbonSplitButton>
			<RibbonRowPanel>
				<RibbonRow>
					<RibbonCommandButton Text="Маленькая без текста1" ButtonStyle="SmallWithoutText" MenuMacroID="TBSPlus_LevelingInstrument" />
				</RibbonRow>
				<RibbonRow>
					<RibbonCommandButton Text="Маленькая без текста2" ButtonStyle="SmallWithoutText" MenuMacroID="TBSPlus_LevelingInstrument" />
				</RibbonRow>
				<RibbonRow>
					<RibbonCommandButton Text="Маленькая без текста3" ButtonStyle="SmallWithoutText" MenuMacroID="TBSPlus_LevelingInstrument" />
				</RibbonRow>
			</RibbonRowPanel>
		</RibbonPanelSource>
	</RibbonPanelSourceCollection>
	<RibbonTabSourceCollection>
		<RibbonTabSource Text="Test" UID="Test_Tab">
			<RibbonPanelSourceReference PanelId="Инструменты" />
			<RibbonPanelSourceReference PanelId="Панель2" />
		</RibbonTabSource>
	</RibbonTabSourceCollection>
</RibbonRoot>

Результат:

Мы рассмотрели основные приёмы формирования ленточного интерфейса, переходим к автоматизации данного процесса.

Часть 2. Автоматизированная сборка файлов меню

По ссылке можно найти репозиторий с нашим решением MenuFilesGen.

Концепция программы заключается в генерации .cfg и .cuix файлов по описанной выше структуре на основании .tsv таблицы строго определенной структуры.

Примечание: формат .tsv был выбран как простой для чтения формат, не имеющий недостатка .csv, накладывающего ограничение на использование запятой (или точки с запятой), которая может использоваться в таблице (к примеру, в описании команды).

Структуру таблицы можно изучить на примере уже упомянутого TBS Plus.

Фрагмент таблицы:

Из неочевидного, считаем нужным прокомментировать:

1. «RibbonSplitButton» - используется для объединения нескольких кнопок в RibbonSplitButton. Для этого нужно прописать в столбец одинаковое название для нужных строк. К примеру, для строк 40-42 со скрины имеем:

2. «Не отображать в меню» - если True, команда не будет учтена в меню (используется, к примеру, для тестовых команд на время разработки).

Таким образом, достаточно сформировать таблицу с описанием команд вашего решения, сохранить ее в формате .tsv, запустить MenuFilesGen и указать путь к созданному .tsv файлу. Программа создаст .cfg и .cuix файлы в той же папке. Заметим, что сгенерированные файлы будут иметь название файла с таблицей. Это же название будет и у созданной вкладки. Тут же важно обратить внимание, что одна таблица подразумевает описание одной вкладки.

Дальше остаётся добавить сгенерированные файлы в инсталлятор вашего плагина и «научить» его прописывать путь к вашему .cfg файлу в файл «nanoCAD.cfg». Готово, ваша надстройка теперь обладает интерфейсом, перекомпоновка которого стала очень простой.

Примечание: важно, что .cfg и .cuix файлы у пользователя должны быть расположены в одной папке, в этой же папке должна быть папка “icons”, содержащая набор всех необходимых иконок, при этом имена иконок должны совпадать с внутренними именами команд.

Мы намеренно принимаем такие допущения как использование конкретного формата (.tsv), использование имени этого файла, сохранение новых файлов рядом с исходным и тд, потому что понимаем, что каждый разработчик, кто возьмет MenuFilesGen на вооружение, сможет абсолютно без труда настроить его под себя и сократить количество кликов до минимума.

Расскажем, к примеру, как это работает у нас. В проекте MenuFilesGen мы создали несколько конфигураций (по одной на каждый разрабатываемый нами плагин для nanoCAD). Для каждого плагина прописали нужные пути и ссылки:

Теперь для сборки файлов меню выбираем нужную конфигурацию и запускаем проект. Программа сама скачает таблицу в нужном формате и сохранит сгенерированные файлы в нужную папку, откуда их в дальнейшем «заберёт» инсталлятор.

Таким образом, предложенное в этой статье решение является, как нам кажется, хорошей основой для инструмента, который вы можете довести до идеала с учётом специфики разработки в вашей компании.

Материалы статьи можно изучить подробнее по ссылке.

Комментарии (0)