За эту статью попрошу благодарить патриотично размороженных граждан в целом, и @WebPeople (регистрация 2012, разморожен с первым комментарием 8 июл 2023 в 20:47) в частности. Глобальное потепление, ничего не поделать.

В мае 2022 в комментариях @hippohood отметился не имеющим аналогов текстом:
Примерно опишу мыслительный процесс позитивно (патриотично) настроенных граждан.

Оборудование можно сделать и самим, но пока можно и просто привезти серым импортом. Оборудование выглядит примерно как большой ящик с дырками, включённый в розетку; в одну дырку складываешь кремний, в другую заливаешь фоторезистор. Под третью дырку надо подставить ведро - в него будут ссыпаться чипы. Вёдра мы делать умеем (хотя и импортируем сейчас, но чертежи-то остались), фоторезистор научатся намешивать в Зелинограде; с кремнием разберемся, не всё сразу. Надо ещё заранее заказать в Китае переходник с европейской розетки на нормальную - лучше сразу 3 или 4, они постоянно горят. Вроде все ясно. И надо ещё 3 или 4 росгвардейца, чтобы ведро не сп%здили.

Чтобы вывезти оборудование, надо дать денег охраннику на заводе чипов в Европе, чтобы он аккуратно отключил от розетки и выволок ящик к проходной. Будет немного поцарапанный - ничего, покрасим. Денег надо дать в пятницу вечером, чтобы они до понедельника не спохватились. Грузовик лучше взять в аренду прямо в Европе (у наших все шины китайские), а потом не возвращать - у нас сразу появятся и чипы и бесплатный грузовик. На грузовике потом можно будет возить кремний.

Там какой-то типа модуль с гпс и электронный ключ. Но мы его хакнем, это не может быть сложно. У меня вот была программа которая выдавала ключ для Windows в 2001 году ещё. И другая для Симсити. Могу даже поискать.

Саппорт разумеется не нужен, зачем - это же просто ящик с тремя дырками. Ну там может какой-то тумблер ещё есть: налево - сыпятся cpu, направо - карты памяти, это можно просто попробовать и понятно будет. Если перестанет работать, то надо просто открыть (гарантия всё равно тютю) и если что-то болтается - подтянуть, где скрипит - смазать, это вам любой инженер скажет. Иногда надо термопасту менять, конечно. Но я вот менял сам, ничего сложного.

Так что не надо негатива. Надо просто засучить рукава и делать.

И я целиком согласен с высказаным мнением, что сообществу нужны позитивные новости, что надо засучить рукава и делать ! И так и происходит!!111:

В рядах топовых руководителей прибыло: более 400 управленцев повысили свою квалификацию по нацпроекту «Производительность труда» в 2023 году. Это позволит им преодолеть все кризисные обстоятельства и вывести свои предприятия на новый уровень.

Всего до конца 2024 года в рамках нацпроекта будет повышена квалификация порядка 9,6 тысяч менеджеров высшего и среднего звена.
Источник – Российская газета, не двощи какие-то.

Чем тогда ответило сообщество

Серией статей про путь от industrial grade silicon до литографов. Остались не раскрыты темы про чистые газы, которые может в объеме литр в месяц, или даже два литра (в год*), делать АО «РНЦ «Прикладная химия (ГИПХ) , пропустим якобы где-то на ГИРЕДМЕТ закопанное производство кристаллов (которые еще надо порезать), пропустим фоторезист, ионное напыление, чистоту воздуха в производственных помещениях и прямое влияние запыленности на выход годной продукции, это все не важно для свежеразмороженных или вновь зарегистрированных патриотов без единой статьи, но с активной позицией вида «хватит очернять и клеветать, надо взять и делать». Я понимаю, танк секретный! Ученые могут и не знать ..
* Художественно преувеличение.

Для тех, кто плохо учился в школе, напомню

Серийное производство любой микросхемы сложнее диода Шоттки состоит из следующих этапов, но не ограничиваясь ими - материальной базы и теории:

Подготовка материальной базы производства

Кремний надо выкопать, очистить до состояния industrial grade silicon (>99%). Затем он чистится до очистки nine-9 - 99.9999999% . И, увеличение числа иностранных специалистов тут не поможет – гравицапу покупать надо.

Новости про возобновление производства кремния такой чистоты – отсутствуют. Зато есть новости, что ранее выпускавший кремний завод – остановлен, снова запущен, и затем переведен на выпуск ферросилиция – это присадка для черной металлургии. Вещь полезная и покупаемая уже сейчас, тоннами.

29 ноября 2022 заключено соглашение, что к 2026 будет запущен завод в Нижнем Новгороде

«Евразия» планирует перенести производство поликремния для солнечных панелей и микрочипов из Италии в Нижегородскую область, сообщили в пресс-службе правительства региона. Объем инвестиций в проект составит 10 млрд руб., его намерены реализовать до 2026 года.
источник 1, источник 2

Любые новости с этого момента про проект – отсутствуют

Затем, после того как сырье нужной чистоты под монокристалл подготовлено – надо вырастить монокристалл нужного диаметра. От размера (диаметра) зависит стоимость конечного изделия – можно растить и 100мм, и 200, и 300 мм (размеры немного другие, но для статьи это не важно).

Монокристалл придется порезать, отполировать, и затащить в комнату соответствующей чистоты. Чистота комнат стандартизована по ISO Standard 14644-1 от ISO 1 до ISO 9 и по US FED STD 209E Cleanroom Standards | Cleanroom Classifications.

Проверять степень чистоты, согласно ISO Class Cleanroom Testing and Certification, нужно раз в полгода. То есть мало сказать «мы сделали один раз комнату», надо постоянно ее поддерживать в чистом виде и время от времени проверять.

Есть один нюанс, за упоминание которого мне точно сольют карму – это то, что проверять надо не по документам, а по-настоящему. Потому что оборудованию документ не показать, будет пыль – будет брак. Будет 10% брака на каждой из 100-150 стадий производства – выход рабочих пластин будет ноль. Хотя по документам все идеально чисто. В это уже утыкался СССР еще в 70-х - 80-х, когда по документам все прекрасно, а фактически установка не соблюдает температурный режим, и спекания нет – брак 100%.

Российское производство пока что хвасталось, как достижением, запылением 3,5 тысячи частиц на литр, то есть 3.5 миллиона частиц на кубический метр. Это ISO 8 или Class 100,000 по FED STD 209E equivalent (таблица перевода).

Дальше ничего сложного, всего то логистика между стадиями, полировка, вибрации, 11 стадий подготовки масок, наконец-то литографы, и затем сканеры выходного контроля, нарезка и корпусировка. Мелочи какие. Надо бы где-то найти производство многослойных печатных плат и элементов для поверхностного монтажа, начиная от DC-DC конвертеров.
Как клевещут на западе в докладе Royal United Services Institute (RUSI) (Silicon Lifeline: Western Electronics at the Heart of Russia's War Machine) (кто не умеет читать по-английски –может найти этот доклад на русском, Кремниевый спасательный круг: западная электроника в сердце российской военной машины, (за его чтение втайне дома через запрещенное в РФ программное обеспечение пока никого не осудили) – про Analog devices ADSP2185L и Texas instruments (TI) С5420PGEA200 или Texas Instruments (TI) TMS320C30GEL Digital Signal Processor (DSP) и иные буханки, батоны и багеты, кое где у нас порой не очень хорошо, и есть отдельные недочеты. Обзор на обзор можно прочитать тут, на русском для тех, кто брезгует нажать кнопку перевода в браузере.

Кому на этом месте уже нужно срочно добавить патриотизма – можно начать отсюда: СПб ФИЦ РАН создали промышленный микрокомпьютер из отечественных комплектующих с процессором AM335x Texas Instruments

Подготовка теоретической базы производства

Тут еще проще. Нужно сначала логически спроектировать эти самые микросхемы. И это не только выбор архитектуры, но и готовые блоки внутри чипа, все эти Cadence Virtuoso, Synopsys IC Compiler, Mentor (Siemens) и прочие страшные слова с reddit.

На IXBT помянули МИФИ Mephius, но они ничем особым так и не хвастаются. Ничего удивительного - На начальном этапе задачи импортозамещения в центре будут решать не менее 50 сотрудников, в дальнейшем же их число должно увеличиться в несколько раз.

50 сотрудников … из них 20 руководителей? Хотя, зачем гадать? Идем на hh - Гос. корп. Инжиниринговый Центр НИЯУ МИФИ. Открытых вакансий нет.
гугль сообщает, что две вакансии есть -

Разработчик FPGA - Заработная плата конкурентоспособная по результатам собеседования. (читай как: ниже реального рынка в 1.5 раза)
SMM-специалист - Заработная плата по итогам собеседования (от 20000 р.)
для сравнения:
Дизайн-центр цифровой микроэлектроники МГУ имени М.В. Ломоносова
RTL разработчик middle – 1600 $
RTL разработчик сеньор – 1600 $
RTL тестер сеньор – 1600 $
На три вакансии - одинаковая вилка уровня реального джуна php. Джуна, а не выпускника цыганей с удостоверением «запуску IDE обучен». Кто-то думает, что в МИФИ иначе?

Что еще торжественно обещали где-то перед 2022 и в 2022

Общеизвестно, что Байкалы и Эльбрусы делали на TSMC.

Менее известно (я только сегодня прочитал), что в конце 2022 года случился полный прорыв – откуда то доставили и даже поставили ЦЕЛЫХ 2 (ДЖВА) сервера на «Эльбрус-16С» (1891ВМ038)

Как выяснил CNews, кураторы российского амбициозного ядерного проекта «Прорыв» модернизируют его ЦОД двумя серверами, произведенными российской компанией МЦСТ. Сведения об этом можно найти на портале госзакупок. (Источник)

Интересно, что предполагается прорвать двумя серверами с производительностью чуть лучше Intel Atom с процессорами с TSMC? Даже бюджет проекта не прорвать.

Ничуть не менее интересно было бы узнать, как врали авторы на «сделано у нас» в статье от 16.02.2020 –

Годом ранее в серийное производство в России был запущен специализированный «управляющий микропроцессор с низким энергопотреблением» 1890ВМ108. Это разработка предыдущего поколения, она базируется на технологии 65 нм (Источник) (они сами ссылаются на какой-то аналогичный рекламный текст)

Потому что там же отрекламированные 1890ВМ118 и 1890ВМ128 (и все семейство, 1890ВМ5Ф, 1890ВМ6Я, 1890ВМ8Я, 1907ВМ028, 1890ВМ9Я, 1890ВМ7Я – перечень тут , ОКР Базис-Б1) - по открытым документам производились на TSMC 65 нм и TSMC 28 нм, с перспективой может быть, когда-то, возможно будет производиться на 90 нм в РФ. Когда в РФ будет 90 нм. (Точнее, 90 нм вроде есть, а вроде нет, о чем писали еще в 2019 - Технологии микроэлектроники на пальцах: «закона Мура», маркетинговые ходы и почему нанометры нынче не те. Часть 3).

Кроме 1890ВМ6Я и 1890ВМ7Я – эти честные 180 нм (0,18 мкм;) и 200 - 250 МГц своей частоты, при работе с DDR2 150 МГц;
На этих процессорах даже коммутатор есть - коммутатор ЛВС КЛВС-24/02 - процессор маршрутизации на основе 1890ВМ6 (200 MHz); 2 порта GbE COMBO; 1 порт GbE RJ45 (технологический, не выводится наружу); 24 порта 10/100 (8 портов в варианте с одной 1890КП2Ф). Там же рядом 5600ВВ3Т.

Процессоры 1890ВМ8Я, 1890ВМ9Я – уже 65 нм, смотри выше – TSMC.

Литографы и техпроцессы

По последним секретным сводкам от бабок с IXBT ситуация с «российским литографом» прошла следующие этапы:

29 октября 2021 года – начата НИР «Разработка установки безмасочной рентгеновской нанолитографии на основе МЭМС динамической маски для формирования наноструктур с размерами от 13 нм и ниже на базе синхротронного и/или плазменного источника», шифр «Рентген-Литограф» (источник). Конкурс выиграл Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» (МИЭТ) на сумму 670 млн. рублей. Срок завершения работ - 30 ноября 2022 года.

22 апреля 2022 - Прошло заседание Научного совета ОНИТ РАН по теме «Технологии микроэлектроники – 2» (Источник)

Результат НИОКР

Подтверждены основные принципы, заложенные в конструкцию безмасочного рентгеновского литографа, что позволяет приступить к этапу опытно-конструкторских работ по разработке литографа для мелкосерийного производства компонент микро- и наноэлектроники. (Хабр)

Литографа нет, результатов ОКР тоже нет

Кроме того, это безмасочный литограф – что автоматически означает малый тираж. Для прототипов пойдет, для массового производства – не годится, хотя, конечно, можно строить много медленных литографов.

Не менее интересно, что страница про его прототип из 2013 года, упомянутая тут – вот эта - http://ipmras.ru/ru/results/archive/practice - удалена.

Тогда же, в 2022 году, с шумом начали строить фабрику - В России начали строить фабрику для выпуска 28-нм чипов. Но все не так просто

Новостей со стройки за год - нет

Поэтому, что имеется за два года – какое-то (известно какое - ASML PAS 5500/300C) оборудование на 180 нм на ЗНТЦ, которое справляется с выпуском проездных для метро, и серийные литографы на 350нм от Планара (Белоруссия). Ничего нового со времен статьи из 2022 - Путь к сердцу полупроводниковой фабрики: какие литографы доступны России

Единственные новости

  1. Не очень бережно хранимое то тут, то там оборудование AMD Fab 30 (200 мм подложки,Ю 130 нм)  – c 2008 года - сгнило.

  2. Теперь обещают хотя бы сделать 350 нм (в сотрудничестве с Планаром) к 2025 году. Читать тут. Хотя еще в 2019 заявляли о наличии российских 250 нм. 250 нм оказались не совсем российским?

Финал

У сетевых размороженных патриотов с активной системой "поиска врагов" - люто, бешено пригорает от цифр, таких как «построено ноль самолетов» или «сделано ноль литографов».

С цифрами ничего сделать нельзя, а с кармой можно. Не удивлюсь, если через 1-2 дня моя карма опять уйдет с +50 в -20, и будет проще завести новую учетку.
НО.

Изменит ли это ситуацию с реальным производством от сырья до микросхем? Сильно сомневаюсь. На гражданской авиации, космонавтике, станкостроении и даже такой примитивной вещи как производство подшипников и измерительного инстумента - замалчивание проблем не работает. Хотя работает у инфоцыган, чем больше говоришь хорошее, тем больше прибыль. У цыган.

Все реальные надежды открытого гражданского рынка – на параллельный импорт и на то, что Semiconductor Manufacturing International Corporation (SMIC) проявит милость и начнет производство у себя.

Статьи по теме

Обзор отечественных микросхем, соответствующих 719 постановлению
Обзор отечественных микросхем, соответствующих 719 ПП РФ. Часть 2

Кстати. «Компания Миландр временно не ведёт блог на Хабре» - что-то случилось? И куда пропала база аналогов из РФ по ссылке - почему то там 502 ?

Комментарии (345)


  1. exTvr
    21.03.2024 09:34
    +71

    Мощно задвинул, внушаить!

    Ну а вступительный комментарий @hippohood - просто огонь, читал и плакал ещё тогда :))


    1. Breathe_the_pressure
      21.03.2024 09:34
      +15

      А ведь всё когда-то было наоборот. Ещё в 90-м году мне читали курс про проектирование и изготовление микросхем. 34 года назад.


      1. NetBUG
        21.03.2024 09:34
        +2

        Проектирование – было.

        А что про изготовление? 1.2 мкм со слоем поликремния освоили?


      1. Samhuawei
        21.03.2024 09:34
        +21

        В 2000м был в Венском Технологическом Институте (ΤU Wien) по обмену, шапочно познакомился с пятикурсником (в нашей терминологии) который сам спроектировал процессор для сетевой платы, развёл его на PCI-плате, заказал и получил пробную партию 25 штук в Китае и писал драйвера для платы на Линуксе. В рамках дипломного проекта. Обычный парень с обычного ВУЗа. Я ему помогал тестировать - бухту с кабелем 3 км таскал.


        1. zurabob
          21.03.2024 09:34
          +4

          В 90х тогдашний шеф рассказывал, что в начале 80х у него дипломный проект в техникуме(!) был расчет, изготовление и измерение характеристик транзистора. И реально он был сделан на заводе в его присутствии, правда не дотянул до требуемых характеристик, но все же. Но это был уже расцвет заката и далее все только ухудшалось.


        1. GidraVydra
          21.03.2024 09:34
          +1

          Ну, TU Wien это не совсем "обычный ВУЗ". И он технический, а не технологический) Эх, закидывал я туда CV пару лет назад - не взяли...


  1. AlexanderReddy
    21.03.2024 09:34
    +3

    Небольшое уточнение:

    Инжиниринговый центр МИФИ и упомянутый MEPHIUS - немного разные подразделения) Первый занимается преимущественно embedded разработкой, за второй не скажу


  1. KadesVII
    21.03.2024 09:34
    +19

    Что за враньё про «ноль самолётов»? Уж если рубите правду, то враньё-то не вставляйте, потому что сразу возникают сомнения и в остальных словах.


    1. Aniro
      21.03.2024 09:34
      +32

      Вероятно имелись в виду серийные пассажирские самолеты гражданской авиации.


      1. KadesVII
        21.03.2024 09:34
        +2

        Да хоть какие. Всё равно не ноль.

        «Всего в 2023 г. построено девять машин. Информация для размышления: суммарно в 2022 г. построено 16 самолетов, в 2021 г серийное производство пассажирских и транспортных самолетов на российских авиазаводах суммарно составило 19 машин отечественной разработки. В 2020 г. – 20 самолетов, в 2019 г. – 23 машины, в 2018 г. – 35 самолетов, а в 2017 г. – 41.»


        1. Aniro
          21.03.2024 09:34
          +33

          Назовите построенные и введенные в серийную экспулатацию пассажирские самолеты в 2023 году. Можете также назвать хотябы планируемые к выпуску в 2024 году.


          1. KadesVII
            21.03.2024 09:34

            Судя, например, по данному сайту и прочим сообщениям в интернете, построено два SSJ-100 за 2023-й год. По остальным инфа там же.


            1. Fragster
              21.03.2024 09:34
              +19

              Они построены но не построены https://www.kommersant.ru/doc/6336095


              1. KadesVII
                21.03.2024 09:34
                +15

                Они ПОСТРОЕНЫ, но не переданы. Хотя судя по данной мною ссылке, один уже летает. Не надо перевирать очевидное. Спор идёт о том, ноль или не ноль ПОСТРОЕНО. Передача в эксплуатацию может и затягиваться по разным причинам.


                1. veryboringman
                  21.03.2024 09:34
                  +22

                  SSJ-100 не могут быть реально "построены", ибо идет речь о сборке из компонентов, которые больше не поставляются. Это доедание запасов из кладовки.

                  Построить без кавычек можно SSJ-New, когда-нибудь, в будущем.


                  1. KadesVII
                    21.03.2024 09:34
                    +15

                    То есть, если я беру запчасти со склада, значит, я не строю? А откуда я их должен брать, чтобы можно было считать, что строю? Какой-то бред. Построен значит построен — а из чего и откуда берутся стройматериалы — это не важно.


                    1. Landgraph
                      21.03.2024 09:34
                      +79

                      Допустим, Вы купили квартиру в строящемся доме. Что для Вас будет значить, что дом «построен»: формально строительные материалы расположены в подходящих местах и образуют объект, издали напоминающий дом; или получение ключей от квартиры в здании, прошедшем все проверки, подключенном к коммуникациям, принятом на обслуживание и тд?

                      Короче, хватит подменять смысл слова «построен». Все и так всё прекрасно поняли.


                      1. SkywardFire
                        21.03.2024 09:34
                        +8

                        Так и не подменяйте. Построен -- значит построен, и все нужные проверки уже в это понятие входят.

                        Пользуясь вашей аналогией - да, мне совершенно всё равно где находились кирпичи, из которых дом построен, на складе лежали или приехали с производства только что.


                      1. Andreyika
                        21.03.2024 09:34
                        +2

                        Построен -- значит построен, и все нужные проверки уже в это понятие входят.

                        Ну так может и не построен, может там ничего нет и оно никогда не полетит.

                        да, мне совершенно всё равно где находились кирпичи

                        можно номер на бортах перерисовывать и будут новые самолеты)
                        https://youtu.be/PDXz3mxwzEU?si=yfJA2mm0iH_M3pgj


                    1. veryboringman
                      21.03.2024 09:34
                      +24

                      Это все демагогия - SSJ-100 больше невозможно производить, ибо ключевые поставщики компонентов забанили производителя этих самолетов. Будет постепенная каннибализация, пока последние экземпляры не поставят куда-нибудь как памятник. Если что-то успели дособрать из остатков - то это нисколько не спасает печальный финал этой пьессы.

                      Самолеты на замену - SSJ-NEW будут производить когда-то, пока не понятно когда и будут ли.


                      1. SkywardFire
                        21.03.2024 09:34
                        +6

                        демагогия -- это когда вам показали вашу неправоту, а вы начинаете вводить новые понятия, о которых речи не было в изначальном вопросе.

                        Самолёты построены. Точка. Имейте уже, наконец, достоинство, признать, что ошиблись.

                        Возможно ли их производить дальше - не относится к обсуждению.


                      1. veryboringman
                        21.03.2024 09:34
                        +4

                        В современных российских реалиях "построить" самолет - это значит отчитаться, а то, что он не перевозит пассажиров - это досадное недоразумение :)

                        Как говорили 100 лет назад - "Без туфты и аммонала не построили б канала". Вот и сейчас "экономика туфты" с самолетами, которые построены, но не эксплуатируются - развивается вовсю.

                        Вы еще вспомните про запуск производства спутников связи :)


                      1. mumamum
                        21.03.2024 09:34
                        +2

                        SuperJet 100NEW-95

                        № 97021 

                        Уже летал на испытаниях в августе 2023 года


                      1. amartology
                        21.03.2024 09:34
                        +7

                        Даже если комментарий выше полностью справедлив (даже), и в РФ построено в 2023 году девять рассажирских самолетов...

                        Airbus построил в 2023 году семьсот тридцать пять гражданских пасажирских самолетов.

                        Embraer построил сто восемьдесят один самолет. Убогая бразильская школа авиастроения, конечно, не чета великой российской, факты говорят сами за себя.


                      1. ssj100
                        21.03.2024 09:34

                        Вы тоже сравнили несравинимые вещи... у Аirbus - потоковое производство широкого спектра самолетов... c ним может сравнится только Боинг

                        А Embraier - не вчера появился и накручивал заказы и проиводство десятелетиями, а запретите Pratt & Whitney - поставлять ему двигатели - и посмотрим что будет с производством cамолетов, просядет или нет? как думаете?

                        Обложите аналогичными санкциями и тогда можете напрямую сравнивать....

                        А тот 97021 борт хоть и летающий так это опытный борт притом со старыми движками


                      1. amartology
                        21.03.2024 09:34
                        +14

                        Обложите аналогичными санкциями и тогда

                        Возможно, стоит как-то вести себя так, чтобы аналогичными санкциями не обкладывали? Если страна ведет себя, как гопник - только и остается с пеной у рта спорить, сколько самолетов получилось, ноль или один, в то время, как страны, котоыре в состоянии поддерживать нормальные отношения с соседями, наслаждаются плодами международной кооперации и строят самолеты сотнями.
                        А если не быть агрессивным гопником совсем не хочется, то стоило озаботиться вопросом импортозамещения не в феврале 2022, а в марте 2014 или даже в августе 2008.


                      1. vanxant
                        21.03.2024 09:34
                        +2

                        Китай ни на кого вроде не нападает, но в области электроники санкциями обложен почти так же, как и мы. Или это другое?


                      1. amartology
                        21.03.2024 09:34
                        +7

                        Китай ни на кого вроде не нападает

                        У Тайваня, Индии, Вьетнама, Японии, Тибета и уйгуров другое мнение на этот счет.


                      1. Dolios
                        21.03.2024 09:34

                        Вот на месте Японии, которая терроризировала весь регион, я бы своим мнением не размахивал особо.


                      1. Dolios
                        21.03.2024 09:34

                        Минусующим рекомендую погуглить, например, "Нанкинская резня" и "Управление по водоснабжению и профилактике". Всё перечислять не буду, там много жести. А также почитать, что об этих событиях заявляет официальная Япония и как к ним относится.


                      1. BerDan
                        21.03.2024 09:34

                        Если страна ведет себя, как гопник - только и остается с пеной у рта спорить, сколько самолетов получилось, ноль или один

                        Боинг, Локхид-мартин и т.д. опровергают ваш тезис. ;)


                      1. APh
                        21.03.2024 09:34
                        +3

                        "страны, котоыре в состоянии поддерживать нормальные отношения с соседям"

                        Это не про США ли с их подопечным Гаити Вы сейчас? Или про Израиль с Палестиной? ))


                      1. ALexhha
                        21.03.2024 09:34
                        +1

                        Это не про США ли с их подопечным Гаити Вы сейчас? Или про Израиль с Палестиной? ))

                        Скорее про то как рф поддерживает нормальные отношения с грузией/чечней/украиной


                      1. DvoiNic
                        21.03.2024 09:34
                        +1

                        "...игра идет с явным нашим преимуществом. Наши нанесли 30 ударов по воротам аргентинцев, а аргентинцы по нашим всего пять. пока счёт 5:0 в пользу Аргентины"© какая-то юмореска 80-х


                      1. XyjliGaH
                        21.03.2024 09:34

                        Зачем принижать достижения отечественного автопрома словами , авто у них больше?


                      1. ALexhha
                        21.03.2024 09:34

                        Зачем принижать достижения отечественного автопрома словами

                        о каких достижениях идет речь ? И что подразумевается под отечественным автопромом ? Это который построили французы ?


                      1. veryboringman
                        21.03.2024 09:34

                        Это не серийный самолет, в стенд для отработки импортозамещенных компонентов. Т.е. что-то снимают, что-то ставят.. У нас даже кресла еще не импортозаместили.


                    1. hw_store
                      21.03.2024 09:34
                      +8

                      То есть если вы берёте запчасти со склада, то вы выдаёте на-гора "отчётный" самолёт. Формально он существует, а фактически через пару лет придётся разбирать на запчасти если не его, то соседний, для того чтобы этот продолжал эксплуатироваться. То есть в ближайшей перспективе количество этих SSJ не увеличивается, а уменьшается.


                      1. ssj100
                        21.03.2024 09:34

                        То есть если вы берёте запчасти со склада, то вы выдаёте на-гора
                        "отчётный" самолёт. Формально он существует, а фактически через пару лет
                        придётся разбирать на запчасти если не его, то соседний, для того чтобы
                        этот продолжал эксплуатироваться

                        Тоесть последние Boeing747 формальные - и 2 года зря записывали в произведенные в 2022-2023 годах


                      1. hw_store
                        21.03.2024 09:34
                        +8

                        Я конечно не знаю за Боинг, но предполагаю, что комплектующие для него едва ли производятся в "недружественных" боингу странах, объявивших ему санкции, и потому их поставки (и/или производство) могут быть возобновлены. Но надо копаться в подробностях.
                        Что касается SSJ, то "смежники" из недружественных стран может быть и рады были бы возобновить поставки комплектующих в будущем, но, судя по риторике политиканов (да и политиков) с обеих сторон, в ближайшем будущем это крайне маловероятно, а на более долгом горизонте это может вызвать непреодолимые трудности уже из-за технологических проблем (демонтаж и утилизация технологической оснастки, прекращение производства материалов, etc)


                      1. checkpoint
                        21.03.2024 09:34

                        Я конечно не знаю за Боинг, но предполагаю, что комплектующие для него едва ли производятся в "недружественных" боингу странах,

                        ВСМПО Ависма выплавлял титан в том числе и для Боингов. АФАИК, и сейчас продолжает это делать в тихоря. Санкции они такие...


                      1. vanxant
                        21.03.2024 09:34
                        +2

                        Там ещё запутаннее. Сам титан у ависмы украинский, с Донбасса. А ависма делает из него всякие детали типа лопаток вентиляторов


                      1. checkpoint
                        21.03.2024 09:34

                        Про донбасский титан не знаю, но не удивлен. Знаю что титан добывают (добывали ?) на Урале. Переработка (выплавление) титана - весьма энергозатрано, поэтому советской властью, в том числе и для его переработки, была построена Белоярская АЭС.


                      1. veryboringman
                        21.03.2024 09:34
                        +1

                        Добыча титана в России нерентабельна, поэтому использовался украинский и казахстанский.


                      1. Popadanec
                        21.03.2024 09:34

                        Ладно титан, на рынок РФ продолжает поступать куда более дешёвые и простые вещи(к примеру пластиковые контейнеры) в продажу из Украины.


                      1. Grigory_Otrepyev Автор
                        21.03.2024 09:34

                        Там ещё запутаннее. Сам титан у ависмы украинский, с Донбасса. А ависма делает из него всякие детали типа лопаток вентиляторов

                        никелевые сплавы там, не титан


                      1. vanxant
                        21.03.2024 09:34
                        +1

                        А мужики из ависмы-то и не знали. Вот прям второй абзац с их сайта:

                        В авиастроении, прежде всего в силовых элементах планера и шасси самолетов, в двигателестроении для изготовления элементов вентилятора и низких ступеней компрессора двигателя.


                      1. UncleSam27
                        21.03.2024 09:34
                        +2

                        Вы в курсе что россия поставляла боингу до 35% титановых деталей, а эйрбасу до 60% официально боинг и эйрбас ушли,но заводы работают, детали фрезеруются, видимо для каких то казахстанских производителей самолетов.


                      1. veryboringman
                        21.03.2024 09:34

                        Какие детали то? Назовите хотя бы одну деталь, потому что Вы даже не понимаете, что именно поставлялось и почему больше нет.


                      1. Dolios
                        21.03.2024 09:34
                        +1

                        Можно ссылку на пруфы?


                      1. ssj100
                        21.03.2024 09:34

                        не знаю что там за страны, но производство крыльев и агрегатов остановилось еще до тогда когда был выпущен последний борт... тоесть для последних самолетов они брались последние со склада - как до этого когда останавливался в производстве другой гигант А380... последний хвост был выпущен за 2 года до остановки производства


                    1. samozvet
                      21.03.2024 09:34
                      +1

                      А смысл их брать.

                      Как раз наоборот, чтоб хотя б один что-то налетал - всё остальное тока на запчасти, под семью замками.

                      Иначе и тому единственному скоро тю тю


                    1. Kenya-West
                      21.03.2024 09:34
                      +7

                      Построен значит построен — а из чего и откуда берутся стройматериалы — это не важно.

                      "Полуправда хуже лжи" ©


                    1. Rust1981
                      21.03.2024 09:34

                      Наверное имеется в виду, что процесс построительства должен быть непрерывным. То есть на складе всегда есть из чего строить. Ну допустим в 2023 построили. Может и в 2024 построим, а дальше? Задушат параллельный импорт и что потом? Свои комплектующие не делаем.


                  1. Demosfen
                    21.03.2024 09:34
                    +5

                    Построить без кавычек можно SSJ-New, когда-нибудь, в будущем.

                    При этом, как мы уже усвоили за последние четверть века, здесь как в сексе важен не результат, а сам процесс, по крайней мере для его участников ;)


                  1. sim31r
                    21.03.2024 09:34

                    Импортные компоненты осознанно закладывались для того, чтобы самолет сертифицировать для продажи на внешний рынок. Если продажи под запретом, то некоторые компоненты можно использовать свои, пусть и без международных сертификатов. В зависимости количества таких компонентов тяжесть ситуации варьируется.


                    1. Sap_ru
                      21.03.2024 09:34
                      +5

                      Это абсолютная неправда. Сертификация вообще никак не меняется от страны происхождения.


                      1. NetBUG
                        21.03.2024 09:34
                        +6

                        В авиации, надо сказать, замена даже болта требует повторной сертификации.

                        Что не отменяет того, что импортные компоненты закладывались, потому что они есть, работают, сертифицированы как компоненты, упрощают сертификацию узлов и типа в целом, доступны на известных условиях в требуемых объёмах. Какие из этих пунктов может удовлетворить производство, например, на КРЭТ – вопрос открытый.

                        Изготовить опытную партию из отобранных полученных неизвестных образом компонентов и потом сертифицировать её – не проблема, но если в каждой партии поставщики и сами добытые компоненты разные – это не авиация, а превозмогание.


                      1. Sap_ru
                        21.03.2024 09:34
                        +3

                        Это называется "не смогли сделать".


                      1. mumamum
                        21.03.2024 09:34

                        Не захотели, так как дешевле не делать самим, а купить у других.

                        Раньше-то могли делать, так что в принципе это возможно сделать и самим.


                      1. sim31r
                        21.03.2024 09:34
                        +3

                        Если поставить моторы от Pratt & Whitney America, General Electric Aviation, Pratt & Whitney Canada, SNECMA, Rolls-Royce то они уже сертифицированы. Кстати всего 5 стран планеты из 200 умеют делать моторы. Вроде как у Канады и Франции дела не очень идут при этом. Войти в эту отрасль сложно как технологически, так и из-за сертификации.


                      1. UncleSam27
                        21.03.2024 09:34

                        Кроме сертификации собственно двигателя сертифицируется и самолет с определенным двигателем, нельзя просто один сертифицированный мотор поменять на другой и продавать.


                      1. sim31r
                        21.03.2024 09:34

                        нельзя просто один сертифицированный мотор поменять на другой

                        Статья на Хабре была, серия статей про ситуацию у Боинга. И они как-раз меняли. Поставили большой экономичный двигатель и уменьшился просвет до земли до опасного минимума. А крыло не поднимали именно для того, чтобы не начинать сертификацию самолета, формально это тот же Боинг-747 и сертификация не требовалась. Нарушилась балансировка самолета и ее скорректировали программно, пилотам ничего не сказали. А после аварий это всплыло, код глюканул и уронил самолет.


                    1. veryboringman
                      21.03.2024 09:34
                      +3

                      Посмотрите в новостях как тяжело идут испытания тех же пассажирских кресел. Они даже российскую сертификацию пройти не могут.

                      В конечном счете - SSJ-New обещают не раньше 2026 года. В наших условиях это означает - "очень не скоро", ибо чем больше срок, тем выше вероятность его дальнейшего изменения.


                      1. sim31r
                        21.03.2024 09:34

                        ибо чем больше срок, тем выше вероятность его дальнейшего изменения.

                        Ну телескоп Джеймс Уебб не переплюнут, там раз в 20 увеличились сроки и цена от планируемых изначально ))


                      1. veryboringman
                        21.03.2024 09:34
                        +1

                        Лиха беда начала! Если посмотреть на опыт Ангары - то впереди нам могу ждать десятки лет успешного осваивания средств и выдачи "на гора" единичных опытных экземпляров.


                      1. sim31r
                        21.03.2024 09:34

                        Ангару некоторое время тянули чтобы компетенции не потерять.


                      1. ssj100
                        21.03.2024 09:34

                        Зачем смотреть на негативный опыт, нужно старатться осуществить позитивный сценарий... Притом New тянули уже 6 лет могли бы и достроить а так ну вот как и с Ангарой ну почти-почти и уже 10 лет почти почти полетит


                      1. 0serg
                        21.03.2024 09:34
                        +1

                        У JWST цена увеличилась в 10 раз (в 2 раза если считать не начала проектирования а от момента когда проект утвердили к собственно постройке), сроки в 2.5 раза.


                1. Fragster
                  21.03.2024 09:34
                  +6

                  Вы отвечаете на "построенные и переданные в эксплуатацию". Они построены, но не переданы в эксплуатацию. Почему? Кто знает....


                1. Aniro
                  21.03.2024 09:34
                  +9

                  Они и не будут переданы. Это внесерийные опытные образцы.


                1. remixoff
                  21.03.2024 09:34
                  +8

                  Давайте я попробую зайти с другой стороны. Вы правы. Они - построены. Но если чуть углубиться в причины их непередачи, то речь идет о процессах сертификации и проверки качества, подтверждающих, и бла-бла-бла, если вкратце, то тот факт, что построенная продукция действительно является тем, за что себя выдает.

                  Итого имеем:
                  Построено НЕСКОЛЬКО объектов НОЛЬ из которых достоверно являются самолетами.

                  Сколько же достоверно построено самолетов?


                1. checkpoint
                  21.03.2024 09:34
                  +5

                  Один летает. Другой, кхм, просто построен. Да, это существенно выше нуля.

                  Boeing Delivered 528 Planes In 2023


                  1. SkywardFire
                    21.03.2024 09:34
                    +1

                    мы же, вроде бы, на айтишном ресурсе?

                    0 != 2 # Или вы не согласны?


                1. Sap_ru
                  21.03.2024 09:34
                  +10

                  Всё хуже. Это самолёты после капремонта. Их традиционно в новые записывают. Конкретно эти, помнится, были уже давно построены, но не проданы и их дооборудовали под нового заказчика. Так что они дважды построены.


                  1. pes_loxmaty
                    21.03.2024 09:34
                    +3

                    или, как принято, построены на 146%


                  1. Grigory_Otrepyev Автор
                    21.03.2024 09:34

                    Все еще хуже. тредо стартер не осилил открыть расклад по типам

                    https://habr.com/ru/articles/795443/


                1. ra3vdx
                  21.03.2024 09:34
                  +1

                  В них 70% импортных комплектующих, в ваших "Сухих" (для справки),
                  И если для "Боингов" или "Эйрбасов" комплектующие ещё худо-бедно можно возить из "дружественных" стран, то тут уж не отвертишься. Потому что аналоговнет. Никто и связываться не станет.


            1. Aniro
              21.03.2024 09:34
              +11

              Один. И серийный номер "001/ОП-1" и "КБ Сухого" в качестве оператора как-бы пытаются нам о чем-то сообщить, но вот о чем?


          1. TrumanRu
            21.03.2024 09:34
            +12

            Ил-96-400М - 1 шт
            Ту-214 - 1 шт
            Бе-200 - 1 шт (для Алжира)
            SSJ-New - 1 шт

            Ещё транспортники (но для Министерства обороны):
            Ил-76 - 5 шт


            1. Aniro
              21.03.2024 09:34
              +15

              "Cерийные пассажирские самолеты гражданской авиации."
              Ближайший к этому определению из перечисленного - Ту-214, но он не введен в коммерческую эксплуатацию и скорее всего не будет.


              1. ra3vdx
                21.03.2024 09:34
                +1

                Верно. Ибо не рентабельно. Там три кресла в кабине (третье для бормеха).
                для этого надо не только построить училище, но и выучить там бортмехаников, да ещё и зарплату им платить.


              1. Grigory_Otrepyev Автор
                21.03.2024 09:34

                Ту-214, но он не введен в коммерческую эксплуатацию и скорее всего не будет.

                там все очень плохо - с нового года обещают выкатить.

                ТУ-204 (214).
                2022 - выпуск 0. Это не удивительно, вместо него на стапеля встали Ил-76МД-90А. Ссылка
                2023 - план 3 (три), выпуск 0 (1 с нового года чего-то ждет в сборочном цеху, обещали до нового года, но на момент написания статей - новости про успешную выкатку - нет).
                28 декабря 2023 из ремонта выкатили Ту-214 (RA-64518), 1 февраля 2024 выкатили из ремонта Ту-204 (RA-64043).
                При этом 2 (два) обещали передать еще осенью 2023 в ЮВТ Аэро, но нашли кого-то важнее.
                И , судя по прессе, 1 (один) новый борт будет представительский - показной - корпоративный борт Минпромторга, Red Wings (ООО "Эрлайн эссет менеджмент", принадлежит "Ильюшин финанс ко." (ИФК).
                Ту-204СМ с ПС-90А2 - это был интересный проект, но в него переделали 1 борт (64054 стал RA-64150) в 2010 и все, борт отлетал с 2010 по 2015, затем поставлен на склад. Так понимаю что до выпуска серийного образца дело не дошло. Марк Проект был хороший, наконец-то убрали бортинженера. Но. Ту-204СМ с ПС-90А2 планировался "под Иран", и правильнее было бы его назвать Pratt & Whitney 90А2, и в том числе поэтому в Иран он не полетел.


              1. KVentz
                21.03.2024 09:34

                Ту-214 со 2 февраля летает с пассажирами в Red Wings.


                1. AKudinov
                  21.03.2024 09:34
                  +2

                  То не новый самолёт, а откапиталенный "старый" (2009 г.в.)

                  До 2017 года этот самолет эксплуатировался авиакомпаниями «Трансаэро» и Red Wings. Работы по восстановлению лётной годности включали оценку технического состояния, вывод самолёта из длительного хранения, выполнение форм обслуживания и сервисных бюллетеней, а также капитальный ремонт двигателей, замену неисправных и имеющих календарные ограничения комплектующих и полное обновление интерьера. После всех проведённых работ самолёт выполнил несколько контрольных полётов, подтвердив своё соответствие нормам лётной годности. 20 декабря 2023 года самолёт получил соответствующий сертификат.


                  1. KVentz
                    21.03.2024 09:34

                    Это самолёт? Да. Гражданский? Да. Серийный? Да. Введён в пассажирскую эксплуатацию? Да.

                    Ту-214, но он не введен в коммерческую эксплуатацию и скорее всего не будет

                    Ложь.


            1. 0serg
              21.03.2024 09:34
              +13

              Сабжевый Ту-204 это восстановленная машина а не новая

              Ил-96-400М - опытная машина совершившая единственный опытный полет

              Бе-200 и Ил-76 не гражданские


            1. pae174
              21.03.2024 09:34
              +8

              Ил-96-400М - 1 шт
              Ту-214 - 1 шт
              Бе-200 - 1 шт (для Алжира)
              SSJ-New - 1 шт

              Для сравнения - Боингов 737 за 55 лет произведено 11500 штук. То есть в среднем по 200 самолетов в год.


              1. ssj100
                21.03.2024 09:34
                +1

                Зайдите сюда и посмотрите сколько их производят ежегодно - С Россией и не идет ни в какое сравнение


        1. vindy123
          21.03.2024 09:34
          +42

          Ну вот если прочитать повнимательнее статью газеты "Жуковские вести", которую вы цитируете, то станет ясно, что таки новых гражданских серийных в эксплуатации - ноль. Все эти выкатки штучных прототипов - это такая потемковщина, о которой даже стыдно говорить.


          1. KadesVII
            21.03.2024 09:34

            Автор сказал «построено ноль». Я сказал — «не ноль». Я оказался прав. Вот и всё. О том, сколько передано в эксплуатацию и прочее не в теме данного обсуждения.


            1. vilgeforce
              21.03.2024 09:34
              +22

              Автор сказал ноль. Допустим, было простроено действительно ноль, но вы строите самолет из соломы и навоза. Получается построен один и автор не прав?


              1. ssj100
                21.03.2024 09:34
                +9

                Да никто не спорит что производство самолетов в упадке, Просто заявления раз в упадке значит вы ничего не можете производить кроме галош, что не соответствует действительности. Хоть и выглядит это печально


                1. Dolios
                  21.03.2024 09:34
                  +2

                  Просто заявления раз в упадке значит вы ничего не можете производить кроме галош

                  Не надо про галоши, они у нас китайского производства. Может где наши и есть, но в продаже я не видел.


            1. JustMoose
              21.03.2024 09:34
              +8

              Какой смысл строить самолёт, который невозможно передать в эксплуатацию?

              Так можно дойти до склейки самолётов из папье-маше.

              Ну да, самолёт построен. Одна штука. Только летать не может.


              1. checkpoint
                21.03.2024 09:34
                +4

                Какой смысл строить самолёт, который невозможно передать в эксплуатацию?

                Что бы отчитаться, не ?


                1. TrumanRu
                  21.03.2024 09:34
                  +2

                  Почитайте историю создания почти любого современного самолёта. Хоть пассажирского, хоть транспортного, хоть военного. Первый экземпляр в серии всегда экспериментальный. А то и несколько экземпляров.

                  Так было, например, с B737. Несколько первых экземпляров были прототипами, на которых обкатывались конструкторские решения.

                  В России успешно эксплуатируется больше сотни российских самолётов с иностранными комплектующими SSJ-100, собранных до 2022 года.

                  С 2022 года приходится перепроектировать самолёты заново - новые двигатели, новая авионика. Даже новые материалы и новая элементная база для изготовления комплектующих. Естественно, всё это требует обкатки по новой, так что всё то, что сейчас происходит - вполне обычный рабочий процесс, который проходит каждый новый или переработанный самолёт.

                  Испытания одного или нескольких прототипов проходят несколько лет. При этом дорабатываются сотни комплектующих, с учётом полученных в процессе испытаний замечаний.

                  Точно так же происходит даже с выпуском нового поколения давно эксплуатируемых воздушных судов (примеры - B737 New Generation и B737 MAX) - всегда выпускается испытательный борт, на которым облётывают новые решения.

                  Самолёты, на которых производятся испытания, в дальнейшем могут быть поставлены заказчикам, но перед этим их, конечно же, приводят в порядок.


              1. exTvr
                21.03.2024 09:34
                +4

                Какой смысл строить самолёт, который невозможно передать в эксплуатацию?

                Тут важен процесс, в ходе которого сало к ручкам прилипает(ц) старый анекдот, а не результат.


              1. maniak
                21.03.2024 09:34

                Зачем папье-маше? Можно надувной сделать


                1. Serge78rus
                  21.03.2024 09:34
                  +1

                  Сделать надувной без импортных материалов тоже может оказаться проблемой. Обычно подобные изделия делаются из ПВХ армированного полиэфирной (лавсановой) нитью. Подобные материалы, производимые еще при совке, в подметки не годились импортным. Постсоветские может и лучше, но живьем не видел.


            1. RichardMerlock
              21.03.2024 09:34

              ну не ноль, конечно, 0.76 самолётов, к примеру, уже больше чем ноль


            1. avxx
              21.03.2024 09:34
              +24

              Честно говоря, всегда удивляло, как люди на Хабре могут до пены у рта докапываться до формулировок.

              Ядерная держава, которая претендует на полную самодостаточность во всех сферах жизни, построила не 0, а целых 2 (два) гражданских самолета. И то, по разным данным, то ли ввела, то ли не ввела их в эксплуатацию.

              Вам самому не смешно? Да даже если десять за год построили и ввели в эксплуатацию, это был бы позорный результат, учитывая весь гонор и прошлые реальные результаты. Но ведь даже этого нет. А есть донашивание боингов и таскание запчастей по логистическим цепочкам, которые живут несколько месяцев.


        1. IvanPetrof
          21.03.2024 09:34
          +23

          «Всего в 2023 г. построено девять машин. Информация для размышления: суммарно в 2022 г. построено 16 самолетов, в 2021 г серийное производство пассажирских и транспортных самолетов на российских авиазаводах суммарно составило 19 машин отечественной разработки. В 2020 г. – 20 самолетов, в 2019 г. – 23 машины, в 2018 г. – 35 самолетов, а в 2017 г. – 41.»

          Гораздо интереснее это выглядит в нормальной хронологии:

          2017 - 41

          2018 - 35

          2019 - 23

          2020 - 20

          2021 - 19

          2022 - 16

          2023 - 9

          2024 - точно не ноль ?


          1. exTvr
            21.03.2024 09:34
            +16

            Мы добились выдающегося отрицательного роста авиапрома!/s


            1. DvoiNic
              21.03.2024 09:34
              +16

              ...но темпы роста динамики спада постепенно замедляются!


              1. ssj100
                21.03.2024 09:34
                +4

                экспоненциальное снижение


              1. arheops
                21.03.2024 09:34
                +8

                ... и если все будет продолжатся такими же темпами, то в 2026м снижение прекратится.


                1. blind_oracle
                  21.03.2024 09:34
                  +6

                  Почему? Просто будет отрицательным - самолёты станут разваливаться быстрее, чем их производят (а их не производят, да).


        1. samozvet
          21.03.2024 09:34

          Да да.

          Вкурсе про аурусы ))


    1. klounader
      21.03.2024 09:34
      +78


      1. Nurked
        21.03.2024 09:34
        +23

        Самолёт будущего!

        Он всегда в будущем! Завтра. Ну вот очень скоро.


        1. checkpoint
          21.03.2024 09:34
          +4

          Ахиллес никогда не догонит черепаху.


        1. robert_ayrapetyan
          21.03.2024 09:34
          +6

          Времени на раскачку больше нет!


      1. ssj100
        21.03.2024 09:34
        +1

        Здесь у нас стабильность


    1. diakin
      21.03.2024 09:34
      +1

      Это типичный троллинг, самый махровый ) Просто народ уже подзабыл, что это такое )


    1. maniak
      21.03.2024 09:34

      Серийное производство МС-21 будет вестись на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) — филиале ПАО «Корпорация „Яковлев“». В рамках подготовки к выпуску самолётов семейства МС-21 интенсивно ведётся реконструкция завода, включающая монтаж самой современной в России автоматизированной линии агрегатной и окончательной сборки.

      Предполагалось, что первый серийный экземпляр самолёта МС-21 будет выпущен в 2017 году, однако это событие перенесено на 2020 год[85][86].

      По информации советника генерального директора ОАК Валерия Окулова, в 2021 году на ИАЗ планировалось построить шесть МС-21-300, в 2022 году — 12, в 2023 году — 25 самолётов. С 2025 года планировалось выйти на производство 72 машин в год[87]. В январе 2022 года планы изменились: глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил, что первый серийный МС-21 будет выпущен в 2022 году с американским двигателем, но российским крылом, в 2023 году госкорпорация выпустит шесть самолётов МС-21, в 2024 году — 12, к 2025 году — 32 машины, в 2027 году — 76 машин.[88]

      Сертификация самолёта МС-21 должна быть завершена к концу 2021 года, затем самолёт пройдёт валидацию и в 2022 году получит сертификат европейского авиарегулятора EASA. В 2023 году начнутся серийные поставки лайнера первым заказчикам

      Серийное производство МС-21 не начнется в 2024 году, как ожидалось ранее, заявил глава «Ростеха» (объединяет предприятия авиапрома) Сергей Чемезов. По его словам, «скорее всего», выпуск будет перенесен на 2025 год или, «может быть, даже на 2026 год».

      Сейчас в производстве находятся 18 самолетов МС-21: шесть из них должны пополнить парк «Аэрофлота», еще 12 — «России».

      Это успех успешный или провал? Он хоть сертификацию то прошел?


    1. KVentz
      21.03.2024 09:34

      Вам сейчас будут накидывать, что под фразой «построено ноль самолётов» автор на самом деле имел в виду «летает в авиакомпаниях с пассажирами ноль серийных разработанных с нуля после 2022 года пассажирских самолётов на 100% построенных из российских комплектующих, произведённых строго и только на российском оборудовании, сделанном только из российских комплектующих». И ничего не докажете. Потому что речь шла не про ноль экземпляров, а про ноль тысяч.


  1. trouble-maker
    21.03.2024 09:34
    +10

    Миландровцы в сентябре прошлого года по телефону сказали что Микрон не может сделать кристаллы 1986ВЕ9х из-за специфики микроновской технологии. Это при том, что 1986ВЕ9х спроектирован и делался по 180нм, которая на Микроне как бы освоена серийно, а 90нм до сих пор опытное производство. Впрочем, характеристики микроновского MIK32 AMYP это косвенно подтверждают.


    1. checkpoint
      21.03.2024 09:34

      NAND flash, без неё сейчас никак.


  1. Vasjen
    21.03.2024 09:34
    +15

    Да понятно состояние микроэлектроники, как и причины и проблемы. И для людей, кто хоть немного отдаленно понимает масштабы таких проектов и задач, очевидны результаты.

    Хотя вот всегда найдутся "Вы все врети", которые с пеной у рта будут доказывать что нужно просто подождать. И таких много людей, у которых каша в голове. Там у них указать ссылку на новость является подтверждением факта успешного производства.


  1. Hlad
    21.03.2024 09:34
    +15

    5600ВВ3Т

    Это вообще огонь, кстати.
    Она была заявлена в рекламе, как "аналог KS8995MA". В реальности - мало того, что там нет кучи функций, которые были в KS8995MA, так ещё и производительность сильно хуже: ста мегабит я с неё ни разу не получил, а при небольших размерах пакетов её скорость падала до единиц мегабит.

    При этом засранный китайский свитч выдавал 100МБит невзирая на размеры пакетов.


  1. Philistine1917
    21.03.2024 09:34
    +33

    Ответ на самом деле простой. Раз не сделали — значит не надо. Я за два года известных событий имел возможность пронаблюдать, как власти организуют производство того, что им действительно надо. Постоянные селекторы, регулярные совещания и перекрёстные комиссии, постоянные визиты генералов уровня зам министра. Все спорные вопросы (в том числе с государством) решаются в течении дня.

    А теперь предположим, что наша промышленность наладила выпуск, аналог процессора интел. И куда его теперь девать? Даром раздавать будите – никто не возьмёт. Нет такой потребности, везде где это нужно компьютеры стоят и менять их на отечественные аналоги не будут, зачем деньги на ветер выбрасывать. Тоже самое и с системами управления – выпуск новых не сможет загрузить производство отечественное чипов, а в другие страны нашу продукцию просто не пустят. В итоге, построить можно, но всё это богатство будет стоять – а как я понял, стоять оно чисто технически не способно.


    1. k102
      21.03.2024 09:34
      +5

      Даром раздавать будите – никто не возьмёт

      А почему? Я, может, чего-то не понимаю, но и пк и серверы же нужны - почему для них не нужны процессоры?


      1. PsihXMak
        21.03.2024 09:34
        +7

        Думаю потому, что их никто не купит. Продавать в бюджетную сферу - никогда не окупится, т.к. по сути берёшь деньги сам у себя. А у частников запроса нет - им дешевле покупать в серую.

        В бюджете сейчас дыра, свободных денег нет вообще. По этому, у начальства сложный выбор - вкладывать всё в развитие (в те же процессоры) или в войну. Я думаю, выбор сделан наглядный.


        1. k102
          21.03.2024 09:34
          +1

          А, ну пока в серую везется, то да, согласен


          1. PsihXMak
            21.03.2024 09:34
            +3

            В любом случае, даже если всё перекроют, дешевле будет отказаться от серверов и искать альтернативы, чем разрабатывать свои технологии. Без доставки еды и интернет банкинга люди как ни будь да выживут.


          1. Gryphon88
            21.03.2024 09:34
            +7

            А оно и будет всерую везтись. Я даже не уверен, что вчерную будет дешевле. Вот есть МИК32 "Амур" по 3000р (в 21м после установочной партии обещали по 550), не худший его китайский мк ch32v303 в Москве в рознице стоит 60-100р, более традиционное предложение - stm32f303 200-250р. Не думаю, что у других изделий соотношение будет сильно отличаться.


            1. sim31r
              21.03.2024 09:34

              stm32f303

              Я думаю под электроникой подразумевают сейчас не такие микроконтроллеры, полезные, но все же простенькие, ближе к бытовому уровню. А FPGA мощные и оборудование для запуска нейросетей. То есть более специфическое оборудование по технологии 6-9 нм.


              1. Hlad
                21.03.2024 09:34
                +2

                А сколько стран мира обладают технологиями, способными на "6-9мм"? Пусть наши хотя бы микроконтроллеры более-менее современные (уровня Cortex M3) научатся делать. Пока что даже с чип-резисторами проблемы...


                1. sim31r
                  21.03.2024 09:34

                  А сколько стран мира обладают технологиями, способными на "6-9мм"?

                  0 стран, это технология всей планеты, слишком сложно для одной страны

                  хотя бы микроконтроллеры

                  Зачем? Если не будет рынка сбыта для них, это миллиарды в никуда. Выше в комментарии упоминали "ch32v303 в Москве в рознице стоит 60-100р", ну и будут микроконтроллеры по миллиону каждый, зато свое и смысл?


                1. amartology
                  21.03.2024 09:34
                  +3

                  А сколько стран мира обладают технологиями, способными на "6-9мм"? 

                  Такие фабрики есть в Тайване, США, Китае, Южной Корее, Японии и Ирландии. Вот-вот начнется строительство в Германии. Не такой уж и маленький список. Вопрос только в том, что все эти фабрики - продукт международной кооперации, и никакие "наши" самостоятельно достичь близкого уровня не смогут никогда. Современные микроконтролеры, кстати, вот-вот на 18 нм перейдут, STM буквально на днях сделали пресс0релиз по этому поводу.


              1. Gryphon88
                21.03.2024 09:34

                Я привел пример отечественной электроники, которая фактически продается в рознице. "Эльбрус" вроде физикам в принципе не продавался.


        1. NetBUG
          21.03.2024 09:34

          В 2019 году Эльбрусоворкстейшны куда-то поставлялись. Штучно и под странные узкие задачи, но поставлялись, где-то на хабре какой-то добрый человек даже давал доступ по ssh на одну из них. Если в 2024 этот поток кончился – то либо деньги кончились, либо что-то случилось


          1. redf1sh
            21.03.2024 09:34
            +1

            Вы можете и сейчас получить доступ к эльбрусам https://t.me/elbrus_gensokyo/3


      1. samozvet
        21.03.2024 09:34
        +3

        Там старые сандики с 8 гигами до сих пор фурычат как два пальца об. У самого дома старый ноут к монику для работы (чтоб не шумело) - за глаза.

        Про хеоны по 50$ всё-в-одном вообще промолчим - еще лет на десять всю страну завалить можно.


      1. RichardMerlock
        21.03.2024 09:34
        +1

        аффинажники сделали заинтересованные лица


      1. mumamum
        21.03.2024 09:34

        чтобы это производство было за разумные деньги - тиражи должны быть в масштабах мира


    1. agray
      21.03.2024 09:34

      Это не просто не нужно, это не нужно на официальном уровне! В этой стране нефть из земли производят, а больше ничего и не нужно, всё остальное зарубежом купят. Так президент сказал в своей кандидатской диссертации! А до него то же самое сказали Гайдар и Чубайс, попутно разрушая все предприятия отрасли.
      Покупать всё будем, а продавать нефть, ну и рожь да овёс. Недавно-то РФ на первое место вышло по ржу! И по овсу тоже. И по пшенице.

      Это база этой страны. Это знать надо.


      1. vita_soft
        21.03.2024 09:34
        +1

        таки да. Хлеб всему голова Особенно если устранить конкурента на западной границе.


    1. Breathe_the_pressure
      21.03.2024 09:34
      +3

      А что им тогда действительно надо? ломы урановые?


    1. shares-caisson
      21.03.2024 09:34
      +15

      Раз не сделали — значит не надо

      Копиум чистой воды. Можете хоть обсовещаться, хоть маршалов на эти совещания приглашать, но аналог процессора интел вы просто физически произвести на территории России не сможете.


      1. vanxant
        21.03.2024 09:34
        +4

        аналог процессора интел вы просто физически произвести на территории России не сможете

        Вот не надо вот тут, аналог i8088 вполне освоили в своё время!


        1. ALexhha
          21.03.2024 09:34
          +1

          Вот не надо вот тут, аналог i8088 вполне освоили в своё время!

          вы про ссср ? Ну дак рф != cccр. А что нибудь не такое оторванное от реальности, ну например аналог pentium ?


          1. vanxant
            21.03.2024 09:34
            +1

            Эльбрусы которые на спарке вполне себе делали, как раз аналог пентиум-2 примерно


            1. ALexhha
              21.03.2024 09:34
              +2

              На мощностях TSMC, ну так то да. Напомню, основной посыл - "аналог процессора интел вы просто физически произвести на территории России не сможете"


              1. vanxant
                21.03.2024 09:34

                нене, именно микрон 180 нм


      1. Gryphon88
        21.03.2024 09:34

        У нас есть пример "нихрена нет, но действительно надо" из 20-30 годов. На задачу работали все министерства/наркоматы, государство даже подвинулось по идеологии.


        1. AKudinov
          21.03.2024 09:34
          +1

          С широким использованием иностранных интеллектуальных и финансовых ресурсов. Танковый дизель В-2 вот сразу настолько хороший получился, что до сих пор (конечно, с доработками) применяется.


        1. Dolios
          21.03.2024 09:34
          +2

          Это когда заводы целиком привозили от клятых буржуев?


          1. Gryphon88
            21.03.2024 09:34

            Ага. А еще с реформированием высшего и профессионального образования, временной либерализацией экономики (ну, в НЭП откровенно не смогли, но попытка засчитана) и личной ответственностью за результаты. Ну и свои заводы строили, людей отправляли учиться или переманивали... Я не говорю, что получилось идеально, но была заметна активная целенаправленная движуха, нацеленная на результат, хоть и выглядящая откровенно страшно.


            1. Dolios
              21.03.2024 09:34
              +3

              А еще с реформированием высшего и профессионального образования

              Это когда специально сажали тех, кто был нужен в шарашках? С Королёвым, помнится, такая история приключилась.


              1. Philistine1917
                21.03.2024 09:34

                Королёв сумел отличится. Обещал одно (честно, не помню что конкретно, и искать лень), а вместо этого выделенные ресурсы направил на строительство ракетоплана. Вывод: нефиг обезьянничать. Если не можешь объяснить перспективы, работай на авторитет, потом он будет работать на тебя. Что в итоге и получилось.


      1. VO_Obsidian
        21.03.2024 09:34

        У китайцев почему-то нет проблемы делать процы на Risc-V. Да, речи не идёт о чем-то уровня серверных процессоров, но кто запрещает сделать аналог, например, bl808? Это именно что никому не нужно, а не невозможно


        1. amartology
          21.03.2024 09:34

          Китайцы и серверные процессоры вполне себе делают. На импортном производственном оборудовании. Из-за санкций на поставку EUV литографов SMIC делает 7 нм при помощи DUV с многократной экспозицией, что делает такие процессоры пригодными для чучхе, но слишком дорогими, чтобы быть конкурентоспособными на рынке.

          Собственные китайские литографы могут сделать 90 нм (но это не точно, возможно на саом деле хуже), в Беларуси есть литограф на 350 нм.


        1. shares-caisson
          21.03.2024 09:34
          +1

          Но ведь Россия -- это пока ещё не Китай, при чём тут проблемы или их отсутствие у китайцев?


    1. REPISOT
      21.03.2024 09:34
      +3

      Я за два года известных событий имел возможность пронаблюдать, как власти организуют производство того, что им действительно надо. Постоянные селекторы, регулярные совещания и перекрёстные комиссии, постоянные визиты генералов уровня зам министра

      Микропроцессоры визитами генералов не разрабатываются. Для этого нужны проектировщики. И производственные мощности. Которые тоже надо разрабатывать. А потом строить. А высококвалифицированные специалисты не очень любят работать в условиях "постоянных визитов генералов"


  1. kkuznetzov
    21.03.2024 09:34
    +32

    Вёдра кстати у нас производят. Так что не надо тут это вот всё.


    1. Breathe_the_pressure
      21.03.2024 09:34
      +21

      Это вы про Автоваз?


      1. kkuznetzov
        21.03.2024 09:34
        +15

        Это самоходные вёдра


    1. AnyKey80lvl
      21.03.2024 09:34

      Вот не уверен. Строительные уголки, например, все китайские. Или это уже высокие технологии?


  1. vanxant
    21.03.2024 09:34

    Ну не знаю, спорить с явным набросом в начале статьи это как-то даже ну...

    Автор, а чего про Росатом с его проектом рентгеновского литографа на 13 нм не пишешь?

    Про стройки на площадке Алабушево?

    Резать кремний на пластины у нас, кстати, умеют. Как и делать многослойные платы (увы, пока не максимального класса сложности, серверную материнку на резоните не сделаешь или она будет слишком большой, но тем не менее)

    Google. Use it, Luke!


    1. vilgeforce
      21.03.2024 09:34
      +25

      И что там с литографом рентгеновским, кстати? Работает?


      1. TsarS
        21.03.2024 09:34
        +54

        Нет. Я вот думаю написать статью о нем или нет. Со всеми ОКРами, безмасками, резистами, хронологией событий, попыток уйти с 13,5 олова на 11,2 ксенон


        1. vilgeforce
          21.03.2024 09:34
          +14

          Пишите, будет интересно!


        1. Flammmable
          21.03.2024 09:34
          +5

          Конечно, напишите!
          Специально подпишусь на вас, чтобы не пропустить!


          1. Solozhenitsyn
            21.03.2024 09:34
            +1

            Вот еще видео есть с прошлогоднего семинара, Николай Чхало про результаты по безмасочному, в самом конце вопрос был: https://youtu.be/5gYtoNrQVu4?t=7033


        1. BioHazzardt
          21.03.2024 09:34
          +2

          Я бы почитал, обязательно пишите


  1. nikolz
    21.03.2024 09:34

    Если бы не построили,а надо, то был бы нац.проект, а ежели такого проекта нет - значит все уже построили , или не надо, или распилили.

    Тут я что-то засомневался, как правильно, надо бы проголосовать на Хабре.


    1. Lazhu
      21.03.2024 09:34
      +1

      распили или распилили?


      1. nikolz
        21.03.2024 09:34

        Может надо создавать "шарашки" ?


        1. IvaYan
          21.03.2024 09:34
          +2

          Так вот куда деваются те ученые, которых за госизмену судят.


  1. KadesVII
    21.03.2024 09:34

    Пока рановато рассуждать и ныть. Вы хотите чтобы после таких мощных санкций, у нас всё в гору полетело, когда почти все производственные цепочки построены на импорте? Вы хотите, чтобы литограф сразу отгрохали за два года? Литографы надеялись сделать, опираясь на импорт, самолёты надеялись делать, опираясь на импорт, всё надеялись сделать, опираясь на импорт — потому что так проще и дешевле. Логично, что многие вещи встанут на какое-то время. Главное, чтобы не навсегда. И, главное, чтобы не пытались опять всё купить теперь уже в Китае вместо своего.


    1. vilgeforce
      21.03.2024 09:34
      +29

      Так санкциям уже 10 лет как, а кольцу врагов вокруг - вообще больше сотни...


      1. saege5b
        21.03.2024 09:34
        +4

        Запрет на поставку в СССР/Россию высокотехнологичного оборудования для хайтека США не снимали со времён холодной войны с СССР.


        1. veryboringman
          21.03.2024 09:34
          +13

          Какого именно? Линию от AMD мы таки купили, но почему-то решили не запускать. Там же был контракт с IBM, который тоже нам оказался не нужен.

          Так что пока эксплуатируем на Микрон линию от одной французской компании..


          1. BlackMokona
            21.03.2024 09:34

            Там запрет не снимали, но накладывали на его исполнение мораторий год за годом. А когда пошла заруба, перестали накладывать мораторий


    1. Fasterpast
      21.03.2024 09:34
      +35

      Рановато рассуждать - это вообще прекрасно ) примерно как "парламент - не место для дискуссий"