Снижение популярности высшего образования — общемировой тренд. По данным Национального студенческого информационного центра США, с 2011 по 2020 год количество студентов университетов упало на 10%. А согласно опросам SuperJob, в России примерно за этот же период количество выпускников, собирающихся поступать в вузы, снизилось вдвое. Одной из главных проблем высшего образования считается неактуальность контента — IT-индустрия развивается быстро, а длительность согласований и консервативность мешают вузам быстро адаптировать программы.

Меня зовут Сергей Бережной, я директор по взаимодействию с разработчиками в Яндексе и в том числе занимаюсь нашими образовательными активностями. В этом материале поделюсь своими размышлениями и попробую рассказать, действительно ли классические вузы не успевают за индустрией разработки, почему и для кого это может быть не так важно, а также как мы реализуем программы высшего образования в Практикуме с вузами-партнёрами.

Правда ли, что программы вузов отстают от индустрии

Увы, общая мысль такова: вузы действительно часто не успевают обновлять программы под реалии рынка. Это происходит из-за того, что есть определённый регламентированный процесс утверждения плана обучения, который нельзя обойти. Также может играть роль сила привычки — в академической среде принято делать всё степенно и обстоятельно, не всегда полагаясь на обратную связь от студентов. Например, в практических курсах могут встречаться примеры с использованием устаревших библиотек и фреймворков. 

Ещё одна проблема кроется в том, что создание актуальной программы дорого стоит. Многие вузы страдают нехваткой кадров и финансирования и просто не имеют возможности делать хорошую, часто меняющуюся программу.

Справедливости ради можно сказать, что академическим «флоу» страдают не все вузы и многие из них пытаются выжимать максимум и обновлять программы по мере необходимости. Но всё равно — в оперативности вузы сильно отстают от лучших онлайн-курсов.

Почему это отставание — на самом деле не проблема

И тут важно сделать ремарку: я считаю, что погоня молодого поколения за суперактуальными знаниями, за чем-то насущным, свежим и важным прямо сейчас, — это не всегда хорошо. Иногда даже плохо.

В нашей области, в программировании, в IT всё меняется так быстро, что какие-то актуальные вещи, которые вы изучите сегодня, завтра уже устареют. Ещё недавно фронтенд-разработка делалась преимущественно с помощью jQuery, сегодня — это уже React, но и ему на смену придёт что-то другое.

Поэтому важно не столько получить конкретный набор знаний, которые вы сможете использовать завтра, сколько получить знания фундаментальные — те, которые могут показаться достаточно общими и которые точно не устареют. К этой категории можно отнести, например, знания алгоритмов или структур данных. 

В противостоянии актуальности и фундаментальности я выступаю за баланс. Казалось бы, иметь практические навыки необходимо, но по опыту могу сказать, что на прочный фундамент такие навыки ложатся лучше. И с фундаментом у хороших вузов проблем как раз нет.

У меня достаточно большой опыт собеседований в Яндексе — я был руководителем крупных подразделений, нанимал людей сам, а сейчас отвечаю за найм в масштабах всей компании. Наличие высшего образования у нас никогда не было формальным требованием, мы всегда считали главным в кандидате его навыки, а их можно получить и без вуза. Но опыт говорит, что люди с хорошим высшим образованием статистически имеют лучшие результаты и прохождения собеседований, и устройства на работу, и роста потом внутри компании. То есть, возможно, вузы работают своего рода фильтрами, которые пропускают людей с определёнными способностями, а ещё дают тот самый фундамент, который влияет на будущий успех в специализации.

Это не 100% догма, и у нас есть много исключений, когда люди без высшего образования успешно устраиваются и развиваются в компании. Поэтому,   если вы делаете выбор между вузом и самообразованием, вам стоит чётко отдавать себе отчёт, хватит ли у вас интереса и воли дойти до конца, а также наработать, хотя бы частично, те самые фундаментальные знания, чтобы конкурировать с кандидатами с хорошим высшим образованием.

Вторая важная вещь, которую дают вузы, это метанавык получения знаний — то есть способность учиться. Это гораздо более полезный навык, чем какое-то прикладное знание, которое можно использовать в моменте. IT-индустрия переживает виток эволюции за витком — и осваивать новое всё равно придётся. И вузы этой способности учат.

Кому подойдёт высшее образование

Начало профессиональной деятельности — хороший момент для получения фундаментального образования, потому что когда вы уже будете в профессии, получать его будет сложнее. И не потому что какая-то информация станет недоступной, а потому что переучиваться часто труднее, чем учиться с нуля.

Мой любимый пример — навык слепой десятипальцевой печати. Я не освоил его когда-то очень давно. И сейчас мне сложно сфокусироваться на том, чтобы переучиться, когда это не является блокирующим недостатком, а просто постоянно по чуть-чуть «крадёт» эффективность. Студенты, выбравшие путь самообразования, рискуют наработать вредные привычки и провести всю карьеру будто с кривым позвоночником, перекачав одни мышцы и недокачав другие. Я знаю людей, которые находили в себе силы переучиваться, но это на порядок сложнее, чем учиться с нуля.

Поэтому если у вас нет необходимости зарабатывать деньги как можно скорее и вы не обременены, если можно так сказать, какими-то уже полученными навыками, то я бы рекомендовал начинать с получения фундаментальных знаний и присмотреться к возможностям, которые даёт высшее образование.

Правда, не все программы одинаково полезны — чтобы узнать, даст ли вам тот или иной вариант фундаментальные и актуальные знания, посоветуйтесь со знакомыми разработчиками. Желательно с несколькими. Если что, слово «знакомые» здесь весьма условно — если у вас таких нет, то вы всегда можете прийти на какой-нибудь IT-митап, познакомиться с разработчиками и спросить совета. IT-среда достаточно открыта и дружелюбна.

Win-win: как высшее образование и онлайн-институции дополняют и меняют друг друга — на примере Практикума и партнеров

Чтобы решить вопрос неактуальности и оторванности от рынка, прогрессивные вузы объединяются с онлайн-платформами. Практикум работает с вузами, чтобы за счёт синергетического эффекта дать студентам то, что каждый из партнёров умеет лучше всего. Вот какие преимущества такого союза можно отметить.

Программа становится универсальнее: вузы берут на себя фундамент, а Практикум — актуальные навыки

Программа высшего образования состоит из курсов (предметов). Мы строим партнёрство так, чтобы за некоторые курсы отвечали мы, а за другие — вузы.  Практикум — это относительно молодая платформа, в которой нет многих предметов из программ высшего образования. Мы добираем их у партнёров, а они, в свою очередь, получают у нас актуальные предметы, которые мы создавали с прицелом на требования топовых IT-компаний — как Яндекса, так и других лидеров технологического рынка. Например, в программу с ИТМО попали общеобразовательные «История» и «Философия» от вуза и, соответственно, курсы по вёрстке на HTML и CSS от Практикума.

Вузы уходят в онлайн — а Практикум получает офлайн-обучение как опцию

Практикум исторически делает акцент на онлайн-образовании, потому что нам всегда была интересна массовость и «удалёнка». У дистанционного обучения много плюсов, но есть и неочевидная особенность, которая открывается на длинных дистанциях. Есть студенты, которым нужно живое взаимодействие. Хотя бы просто прийти в университет, сесть с одногруппниками в аудиторию, пообщаться — часто этого достаточно, чтобы в мозгу случилась какая-то «алхимия», человек стал более собранным и сфокусированным, начал лучше запоминать информацию. У многих людей этот эффект почти не выражен или нивелируется онлайн-общением и чатами с одногруппниками, но есть и те, для которых фактор живых встреч действительно важен.

Вместе с вузами мы стараемся предложить больше вариантов взаимодействия с одногруппниками и преподавателями: у нас есть программы, которые подразумевают онлайн-обучение, а есть те, которые сочетают оба формата.

В Практикуме появляется элемент отбора

Чтобы учиться на программах бакалавриата и магистратуры, нужно оставить заявку, подать документы онлайн, подготовиться на платформе к поступлению (это бесплатно) и сдать вступительные экзамены, набрав проходной балл.

Отбор нужен, чтобы застраховать человека от поступления на программу, на которой он не сможет учиться из-за нехватки пререквизитов (дисциплин, без которых не получится понять следующий предмет в программе). Так может получиться взаимодействие loss-loss: мы получим плохой кейс, студент заплатит за обучение и не получит знания, и все участники потратят время.

Вузы становятся частью большой образовательной инфраструктуры

Одна из важных проблем классических вузов заключается в том, что они не очень хорошо коллаборируют между собой. Есть крайне мало примеров, когда вузы собираются и делают какую-то одну программу. Как правило, каждый университет справляется самостоятельно и делает всё по-своему. В итоге в системе образования будто выстраивается множество одноэтажных зданий вместо одного многоэтажного — она растёт в количестве, но не всегда в качестве.

Работая с вузами, мы привлекаем к созданию программ людей из разных институций. Преподаватели и студенты дают комментарии, подмечая детали — от багов в платформе до неточностей в контенте. Эта обратная связь помогает делать контент качественнее и постоянно «подтюнивать» программы. Фидбек приходит из университетов, которые между собой никак не сообщались, поэтому Практикум выступает неким посредником — принимает один позитивный импакт от одного вуза, другой от другого и складывает всё это в один котёл.


Нельзя сказать, что высшее образование лучше онлайн-курсов или наоборот, уступает им. Вузы действительно уступают онлайн-платформам в оперативности и длине трека от поступления до выхода на рынок, но дают кое-что важное — фундаментальные знания, правильные привычки и навык самообучения, который точно пригодится в будущем.

Программы бакалавриата и магистратуры в Практикуме реализуются вместе с ИТМО, ТГУ, НИТУ МИСИС и другими вузами — уже сейчас можно оставить заявку на обучение по программам фронтенд-, веб- и мобильной разработки, менеджмента и дизайна. Коллаборации с вузами позволяют дать студентам и фундаментальные, и актуальные знания, а также все преимущества студента-очника (от отсрочки от армии до диплома государственного образца).

Комментарии (33)


  1. gybson_63
    29.03.2024 06:30
    +11

    Давайте я вам вместо ГПТ сожму статью.

    Сама концепция законченного образования ущербна и не может быть улучшена. Образование это длительный непрерывный процесс следующий за профессиональной деятельностью.


    1. VitaminND
      29.03.2024 06:30

      +1


  1. panzerfaust
    29.03.2024 06:30
    +4

    Вторая важная вещь, которую дают вузы, это метанавык получения знаний — то есть способность учиться

    Его дает не именно вуз, а ситуации, когда скилла не хватает, чтобы решить задачу, и плана Б никакого нет. Я в такую ситуацию попал только на реальном производстве. Сказали: вот задача, вот ПЛИС, вот мануал, вот IDE для VHDL. Дальше сам.

    А в вузе было: вот задача, вот методичка, иди по шагам методички. Заплывать за буйки как-то и не требовалось. И ровно это я вижу у свежих выпускников: какое-то подсознательное ожидание методички просто ко всему. А легендарного "умения учиться" в массе как-то не наблюдается, уж извините.


    1. DvoiNic
      29.03.2024 06:30
      +1

      Видимо, зависит от ВУЗа, и от конкретных преподавателей (кафедры, курса). Потому как наблюдал обе ситуации (учился в самом конце 80-х)- и методичка с конкретными шагами (емнип, это были "экономика предприятия", физика, и первая часть курса радиолокации, радиоматериалы), и были методички вида "методики измерения-требования к результатам-требования к оформлению" (программирование, "аналог", "цифра", ЦОС ) - т.е. ставят задачу, база решения - дана в лекциях и литературе, методики решения - обсуждены на семинарах, в методичке - требования к конечному результату.


    1. Pardych
      29.03.2024 06:30
      +1

      Хм. Я не помню методичек на всё.


  1. Retifff
    29.03.2024 06:30
    +1

    Вторая важная вещь, которую дают вузы, это метанавык получения знаний — то есть способность учиться.

    Вот это весьма расхожая фраза (а может даже стереотип) очень популярна при рассуждениях о пользе высшего образования, а что вообще она означает? Что в вузе такого особенного происходит, чтобы появилась эта способность?

    Я закончил технический вуз в 2000-м году, с красным дипломом (это уточнение к тому, что я там учился, а не фигней страдал), но до сих пор не очень понимаю, научился я там учиться или оно само? Или может и не научился вовсе? Мне не с чем сравнить, второй версии меня без вышки нет.

    Лекции, практические занятия, лабораторные, курсовые работы, экзамены, дипломная работа... Ну вроде же просто учишься чему-то, а не учишься учиться.


    1. DvoiNic
      29.03.2024 06:30
      +1

      При обучении чему-то (особенно если это "что-то" первоначально не входило в область интересов) - нарабатывается навык обучения (выделения ключевого из лекций и литературы) и самообучения (самостоятельная проработка непонятного, формулировка вопросов для уточнения). Далеко не все в школе умели не только "повторять сказанное на уроке и написанное в учебнике", но и лазить в дополнительную литературу, например (да, некоторые школьные учителя такой подход практикуют, но это крайняя редкость даже в благополучных школах - ибо школьная программа небольшая и конкретная).

      Вот этот навык - взять некую область знаний, получить по ней знания, и применить их - и нарабатывается.


      1. Retifff
        29.03.2024 06:30
        +2

        Непонятно только, какая в этом исключительная роль вуза. Это и при любом другом обучении то же самое.


        1. DvoiNic
          29.03.2024 06:30

          Исключительной - нет. При должном навыке и мотивации ВУЗ не нужен. Но такое сочетание бывает достаточно редко. Важная роль ВУЗа в другом - он дает системность знаний, и по довольно широкому профилю.


          1. Retifff
            29.03.2024 06:30

            Вот кстати "системность знаний" тоже очень часто упоминается при обсуждении вышки, но что оно под собой подразумевает?


            1. DvoiNic
              29.03.2024 06:30

              системность - это не когда "изучают по потребности", а изучают по плану, последовательно, учитывая взаимосвязь предметов


      1. hachucha
        29.03.2024 06:30
        +1

        И в вузе это делать неудобнее всего - времени не хватает. А вот на реальных проектах сразу начинаешь сам читать.


        1. DvoiNic
          29.03.2024 06:30
          +3

          Времени в ВУЗ просто навалом. Сужу что по себе, что по сыну.


  1. MAXH0
    29.03.2024 06:30
    +6

    Я прочел статью как-то так: Вузы плохо учат, но мы не видим в этом проблемы, поскольку это позволяет нам делать свой бизнес.

    Да, возможно, программы вузов не могут быть актуальными. НО... Давайте быть честными. Вузы просто не заинтересованны в актуальности знаний. Вузы заинтересованы в том, чтобы разложить кадровый пасьянс, пристроив не только всех профессоров, но и их жен и соратниц. Сколько не слышал отзывов про разные вузы от своих выпускников - главная петрушка в этом. Есть преподаватели учащие ненавидеть Язык, потому что предъявляют к работам совершенно идиотские требования. А требования, поскольку чуть в сторону от протоптаного маршрута преподаватель уже не знает что делать. Поэтому все должно быть сделано "как в методичке".

    А то что вы написали? Ну есть хорошие вузы. И в принципе именно такие будут с вами сотрудничать. НО ( 1.) таких меньшинство и ( 2. ) вузы ДОЛЖНЫ давать фундаментальные знания.


  1. Haze27
    29.03.2024 06:30
    +1

    Я вряд ли смогу дать объективную оценку идее о поступлении в высшее заведение на ИТ, но могу точно сказать: за 4 года на прикладной информатике я пощупал очень много нового, особенно то, до чего бы боялся прикоснуться сам. Ещё до вуза я знал, что мне нравится веб и уже зарабатывал первые деньги. Но в вузе я столкнулся через боль с плюсами, джавой, мобильной разработкой, основами сетевых технологий, большими данными, моделированием бизнес-процессов. Сам я не ногой туда не хотел, но с каждым новым знакомством с другой сферой в ит поднималось общее понимание.
    Кроме того, в вузе я познакомился с кучей людей, которые также как я хотели стать хорошими специалистами. Мы вместе учились, вместе искали работу, к моему 4-му курсу больше половины работает разработчиками в хороших компаниях. Не говорю уже о том, что в вузе нашёл пару-тройку друзей, с которыми, думаю, будем долго общаться и дружить.
    К тому же, есть люди, у которых плохо с социальной коммуникацией, или они банально одиноки. В вузе у них есть шанс как заиметь братьев по разуму, так и прокачать свои софтовые навыки (для совсем фанатичных есть студсоюзы).
    Ещё я видел людей, которым нравилось ИТ, но они не знали в какую сферу податься, из 15 моих однокурсников около 8 из них не знали, что окажутся на текущем месте, а двое из них, которые сейчас мобильными разработчиками - загорелись этим именно после дисциплины "разработка мобильных приложений".

    Разумеется, выбор о получении высшего образования сугубо дело каждого, но как мне кажется, если ты не вундеркинд-самоучка, который может без дрожи прыгать в любую сферу, то вуз - отличная идея.


  1. goldexer
    29.03.2024 06:30
    +1

    У нас отставание составляет лет двадцать, а то и больше. Парируют они это тем, что главное не актуальность и удобство, а развить алгоритмическое мышление, дать «базу»... Педагогам приходится лично организовывать бесплатные кружки для интересующихся современными тенденциями, выклянчивая помещение и оборудование. То-есть проблема на самом деле не в сложности актуализации материла - программы, методики, материал, знания - всё есть! Но без отмашки сверху, пусть даже пилотным шагом, нельзя. Увы


    1. DvoiNic
      29.03.2024 06:30
      +1

      Проблема-то в "зарегулированности процесса". Оставшегося, кстати, с советских времен. Тогда была "утвержденная специальность", по которой был "утвержденный список курсов", по которым была "утверждена программа обучения", по которой был "утвержен список экзаменов".которую и исполняли.

      Теоретически "двухтактная" "болонская система" должна была это частично преодолеть, но "хотели как лучше, а получилось как всегда" - оставили "утвержденные специальности" (со всеми утвержденными списками ) вместо "направлений обучения" (что требовало дать некоторую самостоятельность студентам, и высветило бы низкое качество некоторых преподавателей).


      1. sshikov
        29.03.2024 06:30

        Ну я регулярно вижу в том числе на Хабре предложения составить стандарт на то, что должен знать и уметь программист. Вариант того же самого - матрица компетенций.

        В тоже время довольно очевидно, что между веб программистом и разработчиком чего-то embedded почти нет пересечений по инструментарию и навыкам. И набор навыков разработчика с 10 годами опыта отличается в разы от того же набора начинающего. И эти матрицы или стандарты, как их ни назови, будут устаревать скажем раз в пять лет наверняка.


        1. DvoiNic
          29.03.2024 06:30
          +1

          Ну я примерно об этом и говорю - у нас предлагают учить некоего "программиста вообще". а вместо этого нужно позволить студенту "набирать курсы на 200 часов", и получать специальность типа "специалист по ИТ со специализацией X". И тогда тянущийся к эмбеддингу возьмет курсы ассемблеров, цифровой электроники, ЦОС и получит "специализацию в области встраиваемых систем", другой возьмет курсы мехатроники, САУ/ТАУ, С++ и получит специализацию "в области робототехники", третий после курсов java, сетей и ? получит специализацию "веб-разработчик". А объединит их всех то, что обязательно изучат в ВУЗе базовые вещи, типа математики, основ программирования, теории алгоритмов..


          1. sshikov
            29.03.2024 06:30

            Ну я примерно об этом и говорю

            А я вас и не опровергаю, я наоборот, пытался другими словами развить эту же мысль. Да, согласен. Есть некая база, которой может быть стоит учить всех, и есть куча направлений, которые довольно разные.


            1. DvoiNic
              29.03.2024 06:30

              ...что в свою очередь требует довольно сильной перестройки системы высшего образования в части "специальностей", т.е. в первую очередь "перестройки мозгов". Но это же требует, чтоб в ВУЗы шли не только "бронью от армии", но и за знаниями, которые должны как-то требоваться и окупаться (т.е. их не только можно было применять, но и получать за их применение достаточную оплату). А это уже уход в политику (как минимум, техническую)...


              1. sshikov
                29.03.2024 06:30
                +1

                Причем не просто за знаниями, а за теми знаниями, которые учащийся сам выберет. И он сам будет нести ответственность за их полезность. И получать зарплату по результатам принятых самим решений.

                И именно, что как минимум техническую. Люди которые научатся принимать ответственность за себя, они и в обычную политику потом пойдут.


    1. beskov
      29.03.2024 06:30

      Помимо алгоритмического мышления, важны подходы, практики, методики проектирования и конструирования решений, знание альбома типовых решений и умение их выбирать, комбинировать, апробировать, выбирать. Этого совсем не видно в вузовских программах около ИТ, максимум шаблоны GoF и GRASP.


    1. sshikov
      29.03.2024 06:30

      Довольно очевидно, что ВУЗы и курсы зарабатывают деньги не на трудоустройстве выпускников в компании - иначе мнение компаний интересовало бы их гораздо больше.

      Я вам больше скажу - у нас есть курсы внутри компании. Я им говорю - ребятушки, вот у вас есть учебный курс "Apache Spark для непонятно кого", там вы рассказываете, как программировать на Scala, Java и Python. Выбросьте Python, оставьте первые два - нам так будет лучше. И я знаю коллег, которым надо наоборот - оставить только Python.

      То есть, мы просим имеющийся курс сократить. И что вы думаете они мне ответили? "Приведи человек 60 слушателей, мы для вас сделаем курс под заказ". И это я внутренний потребитель их результатов работы.


  1. Batalmv
    29.03.2024 06:30
    +1

    В целом соглашусь. ВО (надо понимать, что много про факту таковым не является, хотя "корочки" выдает) и курсы - это своего рода перпендикулярные плоскости.

    Пересечение дает возможность созместить базу и практику

    ВУЗам реально гнаться за технологиями нет смысла. Дело даже не в том, могут или нет - это просто не нужно и крадуться часы у более полезных дисциплин


    1. DvoiNic
      29.03.2024 06:30

      может, это и есть некое будущее решение - базовые дисциплины в своем ВУЗе, прикладуха+практика - с использованием курсов, дистанционки и т.п. Но вторая часть тоже должна быть обязательной (хотя ее направление - по выбору студента), должна проверяться (т.е. либо "курс" должен быть как-то аккредитован, или иметь авторитет), зачитываться по трудозатратам, и вписываться в диплом.


      1. Batalmv
        29.03.2024 06:30

        Но вторая часть тоже должна быть обязательной (хотя ее направление - по выбору студента), должна проверяться (т.е. либо "курс" должен быть как-то аккредитован, или иметь авторитет), зачитываться по трудозатратам, и вписываться в диплом.

        Прикольно, главное чтобы это не превратилось в бизнес. А то часто бывает, что на бумаге классно, а в реально - чисто "распил"

        Но базово мне очень нравится ваша идея


        1. DvoiNic
          29.03.2024 06:30

          Бизнес - это нормально (хотя бы потому, что бизнес предполагает фмеансовую ответственность). На мой взгляд вполне нормально, если за зачтенный ВУЗом курс ВУЗ будет платить "дистанционному курсу". Причем тут вполне нормальное как поле деятельности для самого ВУЗа (сделав хороший курс и подтвердив его качество - можно самим зарабатывать), так и конкуренция между курсами (я, помнится, сравнивал некоторые одинаковые курсы на степике и опенэдю от МИСИСа, МФТИ, ИТМО и региональных ВУЗов - и не всегда (но чаще) побеждали "именитые")

          А вот как сделать, чтоб не превратилось в "распил" (позиция ВУЗа - "курсы по этим направлениям проходим исключительно у ***, другие не будут зачитываться", ну и затем дележка) или в халяву (студни тоже прошаренные - часть точно будет использовать "курс *** зачитывается, но там все решения лежат в ###", или "там нихрена не спрашивают", т.е. минимизировать свои трудозатраты) - ХЕЗ.

          Тут без личной заинтересованности студента в знаниях (а для этого от его знаний на выходе должна зависеть его зарплата и карьера) - ничего не получится. А это уже "совсем другая история"®. В итоге-то всё в это и упирается. Возможностей сейчас и так дофига (я даже не представляю, как бы разбегались у меня глаза, если б я учился сейчас, а не 35 лет назад. лопнул бы). а изучив нормальный "внешний" курс - сдать курс в региональном ВУЗе можно практически всегда.


  1. GBR-613
    29.03.2024 06:30
    +2

    У нас было в основном три вида предметов: программирование как таковое, математика и электроника. Математика и электроника преподавались неплохо, хотя в реальной жизни мне это не понадобилось абсолютно. Так чтофактически это оказалась пустая трата времени.

    С программированием была просто катастрофа, и тут я бы мог повторить слова писателя: "всему хорошему во мне я обязан книгам". Главная причина этого, на мой взгляд, была в том, что наши преподаватели сами программистами не работали, реалии жизни не знали и знать не хотели. Знания их были основаны на том, что они сами учили за 30 лет до нас. Скажем, половина курса по файловым системам была посвящена магнитным лентам. Ох, спасибо за основу :-)

    Почти исключительно используемыми языками в те годы уже давно были С и С++. Но наши преподаватели его не знали и знать не хотели, а основным языком был, нет, не Паскаль даже - Ада! Которая от Паскаля отличается только перегруженным синтаксисом. И это только потому, что за 10 лет назад её кто-то выучил и счёл возможным этим ограничиться.

    Короче, кому нужна основа - скачивайте книги Столярова.


    1. Fasterpast
      29.03.2024 06:30

      А мы алгоритмы чертили по всем правилам черчения, без ластика итд, вот это было топ веселья. 2 часа пишешь программу, неделю рисуешь к ней алгоритм... Середина нулевых, университет информатики, блин.


  1. beskov
    29.03.2024 06:30
    +1

    Сергей, компетенции уровня jQuery и React — это не предмет вуза, а колледжа или техникумов.

    Вузы должны готовить проектировщиков, конструкторов. И отставания в этой сфере можно и нужно ликвидировать.

    Attribute-driven Design придуман в Carnegie Mellon 20+ лет назад. Обучают ли ему наши софтверные вузы? Сомневаюсь.

    То же самое с Domain-driven Design.

    Технологии и практики, альбомы решений по конструированию редукторов, лифтов, проектированию зданий есть, по проектированию корпоративного и прочего ПО — нет. Хотя материала в интернете завались, но вузовским преподам видимо не хватает языка, знаний, полномочий, включенности в практику, чтобы эти методики формулировать, тестировать, развивать.


    1. beskov
      29.03.2024 06:30

      "HTML и CSS от Практикума" – это все, что может дать вузу ведущая интернет-компания России? Смешно, тк эти вещи сейчас уже школьники осваивают.

      20 лет назад мне как админу Oracle на интервью в Яндексе дали задачу спроектировать систему расчета неточной, но быстрой статистики посещений типа той, что сейчас внутри Яндекс.Метрики. Я, имея квалификацию инженера строительно-электронного САПР и кустарного Oracle-разработчика, с задачей не справился.

      За 20 лет у вас появились методы проектирования для подобных задач? Или все остается на кустарном уровне? Вы как-то развиваете практики System Design, Architecture Kata? Не видно, видно только какие-то прикладные технологии типа БЭМ, ClickHouse, Data Lense -- это все неплохо, но инженерами такие технологии людей не делают.


      1. SerafimArts
        29.03.2024 06:30

        "HTML и CSS от Практикума" – это все, что может дать вузу ведущая интернет-компания России? Смешно, тк эти вещи сейчас уже школьники осваивают.

        У нас в школе было, больше 10 лет назад, классе в 6~7ом, наверное. Так же как и ЛогоМиры, а затем уже VB6. Не знаю насколько в других школах обстояло дело, но это школьная программа всё. По крайней мере нынче это утверждённая программа по информатике (но в старших классах).