Принято считать, что СБ скептически настроена к автоматизации. Да и вообще, разработка специализированного софта стоит дорого, а бюджеты для СБ выделяются по остаточному принципу.

Банк Синара разрушил все эти стереотипы и создал единый цифровой контур на базе BPMS. Сотрудники самостоятельно разработали методологию, внедрили систему, осуществили миграцию данных, настроили бизнес-процессы, интегрировались в ИТ-архитектуру банка. Теперь сами занимаются администрированием и развитием. Об этом и расскажем ниже.

Проблема: фрагментированность рабочих процессов и отсутствие единой системы для их координации

Служба безопасности банка должна превентивно реагировать на бизнес-угрозы, оперативно принимать решения на основе больших объёмов информации и своей эффективностью влиять на финансовые результаты организации.

Но выполнению этих задач мешал ряд факторов. Запросы из других подразделений поступали сразу через несколько каналов: электронную почту, внутренние системы, телефон и мессенджеры. Отсутствие единой системы затрудняло учёт обращений, распределение задач по сотрудникам и мониторинг сроков выполнения. Готовить аналитические отчёты также приходилось вручную, поскольку сводных данных по обращениям не было.

Исходя из этой ситуации, банк определил 3 ключевые задачи: оптимизировать взаимодействие между подразделениями, автоматизировать рутинные операции, наладить оперативное формирование отчётности.

Решение: low-code BPM как основа экосистемы службы безопасности банка

Для реализации идеи выбрали low-code платформу «Первая Форма». Важную роль сыграла возможность настройки и развития системы без привлечения разработчиков — сотрудники прошли обучение у вендора. Все это положительно отразилось на бюджете проекта.

Интеграция с внутренним порталом

Цель: создать единую точку контакта между службой безопасности и другими подразделениями банка

Теперь сотрудники других подразделений отправляют запросы исключительно через внутренний портал. В ответ на это автоматически создаются задачи в BPM-системе.

В процессе выполнения запроса сотрудник может коммуницировать с заказчиком в системе. Там же автоматически формируется файл с ответом
В процессе выполнения запроса сотрудник может коммуницировать с заказчиком в системе. Там же автоматически формируется файл с ответом

Система контролирует сроки и уведомляет ответственных о приближающихся дедлайнах, проверяет качество выполнения каждого типа запроса согласно внутренним регламентам. Сотрудник-заказчик видит статус своего запроса, а руководители — сроки и приоритеты.

Цель: обеспечить оперативную реакцию на инциденты и минимизировать ущерб

Также на внутреннем портале любой сотрудник банка может сообщить о нарушении, аномалии и событии с потенциальным ущербом. BPM-система автоматически определяет уровень критичности инцидента, оповещает рабочую группу в соответствии с категорией события и ставит задачу для отработки.

Сотрудник службы безопасности может инициировать служебную проверку напрямую из карточки инцидента
Сотрудник службы безопасности может инициировать служебную проверку напрямую из карточки инцидента

Если был зафиксирован ущерб, закрыть задачу получится только после указания компенсации или обоснования, почему возместить потери невозможно. Такой подход обеспечивает полную аналитику по финансовым потерям и их покрытию.

Интеграция BPM-системы с системой проверки контрагентов

Цель: своевременно выявить негативные триггеры-изменения у сотрудников или корпоративных клиентов и снизить риски потенциального ущерба для банка

В Банке Синара есть собственная система для проверки контрагентов и кандидатов. Она автоматически проводит оценку на благонадежность по 60+ риск-факторам.

Теперь отчёты с итогами проверки автоматически загружаются в соответствующие задачи в BPM-системе. На их основе сотрудник СБ может принять итоговое решение или запросить дополнительную информацию.

Интеграция с кадровым модулем

Цель: автоматизировать мониторинг юридических и физических лиц, в том числе персонала

Раньше процедура мониторинга проводилась в ручном режиме, точечной выборкой, по мере высвобождения времени у сотрудников безопасности. За счёт интеграции удалось внедрить системный подход к проведению проверок.

Система разделяет сотрудников на группы по уровню риска и осуществляет автоматический мониторинг с получением риск-факторов. При выявлении негативной информации ответственный сотрудник в службе безопасности получает уведомление.

Пример уведомления о выявленной негативной информации
Пример уведомления о выявленной негативной информации

Система акцептов и реестр заявлений

Цель: обеспечить контроль исполнительской дисциплины

Служебная проверка начинается с инициирования сотрудником службы безопасности и акцепта на проведение уполномоченным лицом. Затем исполнитель в рамках проверки проводит необходимые процессуальные мероприятия, готовит материалы с заключением и направляет на акцепт вышестоящему руководителю.

Заключительный этап — контроль итогов проверки. Если по её результатам рекомендованы дисциплинарные меры взыскания, задача остается открытой до загрузки в систему подтверждающих документов: приказов о взысканиях или актов об устранении нарушений. Руководитель изучает материалы в системе и закрывает задачу.

Также сотрудники ведут в системе реестр заявлений, поданных в правоохранительные органы. Платформа контролирует процессуальные сроки в зависимости от статуса задачи и направляет уведомления ответственным сотрудникам.

Автоматизация управления задолженностью

Цель: минимизировать ошибки и повысить результативность работы с должниками.

Работа с задолженностью превратилась управляемый поток, где каждое решение подкреплено данными, с помощью следующего набора инструментов.

Полный цифровой профиль должника. Раньше данные о клиенте могли храниться в разных источниках: базах, электронных таблицах, почте и даже в бумажном виде. Теперь вся информация, от контактных данных до истории платежей, собирается в единый цифровой профиль.

Учёт всех мероприятий, от звонков до выездных проверок. Каждое действие фиксируется в системе. Так формируется хронология работы с должником и обеспечивается прозрачность процесса. В BPM-системе можно проверить, какие методы уже применялись, и проконтролировать исполнителей.

Все звонки, письма и встречи фиксируются в BPM-системе
Все звонки, письма и встречи фиксируются в BPM-системе

Централизованное хранение документов с разграничением прав доступа. Все юридически значимые файлы, включая исполнительные листы, соглашения и гарантийные письма, хранятся в карточке клиента. Система исключает потерю документов и защищает их от случайного удаления.

Автоматическое обогащение данных в онлайн-режиме. Система интегрирована с внутренними и внешними источниками данных и автоматически дополняет информацию о должнике — находит новые контакты и скрытые активы по общедоступным ресурсам.

Учёт платежей в режиме реального времени. При загрузке в систему каждая оплата привязывается к конкретному договору. Это снижает риск ошибок при сверках и помогает формировать корректную отчётность.

Узнать, поступила оплата или нет, можно без помощи бухгалтера. Все данные отображаются в системе
Узнать, поступила оплата или нет, можно без помощи бухгалтера. Все данные отображаются в системе

Итоговая отчётность для руководства и проверяющих органов. В системе доступна актуальная статистика по возвратам, эффективности методов работы и загруженности сотрудников.

Голосовой робот для работы с просроченной задолженностью. Результаты разговоров и их транскрипция автоматически сохраняются в системе.

Результат отработки голосового робота
Результат отработки голосового робота

Учёт трудозатрат и аллокация расходов

Раньше расходы на безопасность представляли собой «чёрный ящик». Было сложно понять, какие именно процессы требуют больше ресурсов и как они влияют на прибыль. Внедрение сквозной системы учёта трудозатрат и аллокации расходов стало ключевым инструментом для решения этой проблемы.

Наталья Боровикова, руководитель проектов Департамента развития технологий инновационной безопасности Дирекции обеспечения безопасности

Система фиксирует рабочее время сотрудников и позволяет точно определять затраты. Каждое мероприятие связывается с конкретными проектами и направлениями бизнеса.

Финансовые отчёты стали детализированными. Это упрощает обоснование бюджета перед руководством. Теперь можно измерить эффект от каждого действия — например, как снизились риски после очередной автоматизации процессов.

Для бэк-офисного подразделения система стала инструментом стратегического управления. Система автоматически генерирует отчёты, что сокращает рутинную работу и минимизирует ошибки. Анализ данных помогает оптимизировать нагрузку на персонал и выявляет избыточно или недостаточно финансируемые процессы. Руководители используют полученную информацию для обоснования управленческих решений.

Корпоративные коммуникации

Цель: упростить внутренние коммуникации сотрудников СБ

Платформа сама распределяет запросы между подразделениями, определяя ответственных по заданным правилам: специализация, дислокация или загрузка.

Сотрудники СБ могут направить запрос в смежный отдел. Благодаря связи всех запросов с исходной задачей обеспечивается сквозная аналитика и контроль выполнения запросов.

Интерфейс запроса в смежный отдел
Интерфейс запроса в смежный отдел

Модуль управления проектами

Цель: распределять ресурсы с учётом их стратегической важности и сложности, определять приоритеты и формировать спринты, контролировать трудозатраты и сроки, планировать недельную нагрузку для предотвращения переработок

Система обеспечивает прозрачность процессов и помогает поддерживать баланс между текущими задачами и проектными инициативами
Система обеспечивает прозрачность процессов и помогает поддерживать баланс между текущими задачами и проектными инициативами

Интеграция с BI-платформой

Цель: обеспечить доступ к актуальной сводной аналитике

В BPM-системе реализован непрерывный аналитический цикл: собранные данные автоматически передаются на BI-платформу, обрабатываются и возвращаются в виде готовых интерактивных дашбордов и отчётов.

Система обеспечивает актуальность и точность данных — показатели обновляются в реальном времени. В результате отклонения от плана и потенциальные угрозы отражаются в системе, что позволяет оперативно принимать корректирующие меры.

Примеры отчётов по работе службы безопасности
Примеры отчётов по работе службы безопасности

Результаты внедрения BPM-системы

Внедрение цифровой системы позволило СБ достичь значительных улучшений в ключевых бизнес-процессах. Автоматизация рутинных операций сократила время выполнения задач, повысила точность данных и снизила операционные издержки.

Ключевые результаты проекта:

  • Сокращение времени обработки заявок — до 90% за счёт единого портала и автоматизации.

  • Увеличение скорости реакции на инциденты — на 55%.

  • Снижение ошибок в отчётности благодаря интеграции с BI-аналитикой — с 15% до 2%.

  • Контроль инцидентов: полная фиксация ущерба и сроков возмещения.

  • Работа с задолженностью: +25% эффективности взысканий за счет автоматического обогащения данных о должниках и использовании технологии голосовых роботов.

  • Сокращение времени на формирование отчётов с 8 часов до 1 клика.

  • Окупаемость инвестиций (ROI) — 18 месяцев.

Ключевыми результатами стали три принципиальных изменения. Мы получили полный цифровой след — теперь каждый процесс в службе безопасности прозрачен и имеет чёткие метрики эффективности.

Команда перешла от реагирования к упреждающим действиям: система сама выявляет риски, экономя сотни человеко-часов на рутинном мониторинге. Появилась синергия данных. Раньше критически важная информация «терялась» между системами. Интеграция с кадровыми, финансовыми и внешними сервисами дала нам единую картину для принятия решений.

Проект доказал, что цифровизация — это стратегический инструмент. Мы уже увидели снижение убытков, укрепление доверия со стороны клиентов и регуляторов. Но главное — создали платформу для масштабирования цифровых решений на другие направления бизнеса.

Юрий Гаджиев, директор Департамента развития технологий инновационной безопасности

Комментарии (0)