У байеров крупных компаний самая горячая пора длится с сентября по декабрь. Чем больше поставщиков и номенклатуры, тем будет сложнее обойтись без специализированного софта, SRM-системы (Supplier Relationship Management). Рассказываем, как автоматизировали переговорные кампании на базе BPMS для закупок федерального DIY-ритейлера. Это решение также будет полезно производственным и сервисным компаниям, девелоперам и всем тем, кто хочет оцифровать процесс закупок для внутренних нужд.

Предпосылки: Excel, email и работа с данными вручную

Переговорная кампания — это полноценный цикл работ, а не просто серия встреч: подготовка и сбор информации, сама встреча, фиксация и анализ итогов. Но некоторые факторы усложняли этот процесс:

Ручной сбор и обработка данных. Менеджеры сами сводили информацию по поставкам и продажам десятков контрагентов в отдельных Excel-таблицах. А потом все эти данные хранились разрозненно. 

Хаотичные согласования по email. С руководством надо было согласовать желаемые объёмы закупок и цены на будущее, а также «вилку», в пределах которой можно договариваться. В потоке писем отследить статус согласования и быстро найти информацию по кому-то определённому было сложно.

Непрозрачность статусов работ. Менеджеры вручную отслеживали, с кем уже провели встречи. Руководитель не видел общую картину по отделу: сколько переговоров завершено, сколько в процессе, а если ответственный сотрудник внезапно заболел — непонятно было, на каком этапе его поставщики.

В компании уже использовали BPM-систему «Первая Форма» для автоматизации логистики. Поэтому для оцифровки работы с поставщиками выбрали SRM-решение на базе BPM-платформы.

Техническая реализация

Данные по клиентам и номенклатуре продукции загружаются в SRM из 1С за счёт интеграции через встроенный API-коннектор.

В начале сентября система сама создает задачи на проведение переговорных кампаний, проставляя очерёдность подзадач, сроки и ответственных на основе закреплённых за ним категорий товаров. 

В карточку задачи автоматически подтягиваются годовой объём поставок с помесячной разбивкой, данные по продажам продукции, история скидок и цен, факты просрочек и рекламаций. Менеджер вносит оставшееся, то есть желаемые условия на следующий год: объём товара на складе, бонусы, отсрочку платежа и так далее. 

Завершает подготовку согласование условий со стороны руководства. BPMS сама следит за этим процессом и присылает напоминания, если ответ не поступает воврем
Завершает подготовку согласование условий со стороны руководства. BPMS сама следит за этим процессом и присылает напоминания, если ответ не поступает воврем

На основе этих данных система формирует чек-лист с вопросами и аргументами для переговоров — структурированный документ, по которому менеджер ведёт встречу с поставщиком. 

То, что раньше менеджер собирал несколько часов копипастом из разных источников, теперь загружается автоматически 
То, что раньше менеджер собирал несколько часов копипастом из разных источников, теперь загружается автоматически 

По итогам каждой встречи с поставщиком подписывают протокол переговоров. Сотрудник загружает этот документ в карточку задачи. Поскольку переговоры часто проходят в несколько этапов, система ранжирует протоколы по датам и версиям.

Когда достигнута финальная договорённость, менеджер вводит результаты в соответствующую колонку задачи. Система автоматически сверяет результаты с целями переговоров и запускает один из двух сценариев:

  • Если условия хуже запланированных, задача переходит на руководителя отдела закупок. Для последнего настроена подсказка, данные по целям/факту/отклонениям. С учётом этой информации становится проще быстро согласовать или отклонить предложенные поставщиком условия.

  • Если условия совпадают с запланированными или даже лучше, менеджер готовит допсоглашение к основному договору: на основе типового шаблона в системе формируется печатная форма документа, а данные о контрагенте подтягиваются из встроенного справочника. 

В задаче и договоре сразу указывают, работает ли от поставщика собственный мерчендайзер или нужен специалист со стороны сети. Если выбран второй вариант, в системе по шаблону формируются приложение к договору с графиком работ.

Итоги внедрения SRM-решения на базе BPMS

BPM-платформа взяла на себя рутинные операции вроде сбора данных, формирования документов и контроля согласований. Благодаря этому переговорные кампании стали проходить быстрее. Процесс больше не затягивается из-за того, что менеджер не успел собрать данные или руководитель не увидел письмо в почте.

Работа отдела закупок приведена к единому стандарту. В системе чётко определено, что менеджер должен сделать на каждом этапе, с какими данными ознакомиться, какие вопросы обсудить с поставщиком.

Благодаря актуальной отчётности руководство теперь всегда в курсе статусов всех переговоров и может оперативно отреагировать на возможные проблемы. 

Комментарии (0)