Привет, Хабр. Прошло почти 2 года после моего последнего поста. Очень рад, что он оказался для многих полезным. За эти 2 года мы сделали очень многое. И мне хотелось бы поделиться опытом и своими впечатлениями.
С 20 заведений-клиентов из одной страны мы выросли почти до 4 000 из 12 стран. Наша команда выросла в 5 раз. Открыли офис в Москве и Варшаве. Выпустили приложение, помимо iOs и Web, еще на Android и Windows. Значительно увеличили функционал. Перевели Poster на 5 языков. За последний квартал приняли участие в 3-х международных выставках. Тесно дружим с такими компаниями как Epson, Microsoft, Intel. За нами пристально следят несколько крупных инвесторов. Европейская компания предложила нам поглощение.
На первый взгляд может показаться, что все просто и безоблачно, но уверяю это не так. Самое интересное и опасное только предстоит. По сути мы прошли только первый этап — этап проверки идеи и построения первой версии продукта. Дальше предстоит самый сложный этап — этап становления, когда происходит внутренняя оптимизация и реструктуризация компании. Именно об этом я и хочу рассказать.
Небольшое интро
Poster — касса на планшете. Позволяет автоматизировать заведение (кафе, бар, ресторан, магазин…) буквально за полчаса. Оплачивается по подписке, в которую входят обновления и техническая поддержка, поэтому стоимость внедрения обычно до 10 раз ниже, чем у аналогичных стационарных решений (даже без учета обновлений и тех.поддержки).
Техническая поддержка
Это наш козырь. Мы работаем с HoReCa (отели, рестораны, кафе), а это очень консервативный рынок. Особенно в странах СНГ. Если брать европейские аналоги, то вся ТП (техническая поддержка) у них осуществляется по почте, в лучшем случае через чат. Мы сразу поняли, что без телефона не обойтись и потратили много сил, чтобы выстроить горячую линию внутри компании. (Могу рассказать в комментариях о подводных камнях, если интересно).
Изначально ТП у нас была устроена просто. Был ответственный менеджер, который подключал новых клиентов и потом вел уже подключенных. Очень быстро мы отказались от этой структуры, так как при достижении 20–30 платных клиентов на одного менеджера его производительность по новым подключениям резко падала. Такая схема подходит для старта. Но есть риск, в том что менеджер уведет часть своих клиентов при увольнении. Клиенты привыкают к одному менеджеру, который часто не ведет историю общения с клиентом, это делает сложным закрепление клиента за новым менеджером.
Следующим логическим этапом был «конвейер». Мы разбили отдел на Менеджеров по подключению, которые помогали клиентам познакомиться с программой и произвести первую оплату и на Технических специалистов, решающих текущие проблемы клиентов. И это отлично работало, пока таких человек было меньше 10, а клиентов не более 1000. Дальше масштабировать такую структура сложно. Клиенты становятся все разнообразнее и необходимо вводить индивидуальный подход для каждого из них.
Теперь у нас есть отдельные сотрудники, которые специализируются на автоматизации кофеен, за время работы они помогли открыть более 100 таких заведений. Есть те, кто специализируется на бургерных, на франшизах или сетях заведений, на фуд-траках, фестивалях… Это позволяет точнее и быстрее помогать клиентам, ведь мы уже знаем все тонкости их бизнеса и помогаем со всем разобраться еще до возникновения вопросов. Выстроить такой процесс заняло у нас много усилий и труда. Сейчас у нас есть внутренняя Wiki, где мы описали все процессы ТП.
Совет: сразу нужно обзавестись Wiki, в которой описывать процессы в компании и как поступать в той или иной ситуации. Это нужно, чтобы новые сотрудники не наступали на одни и те же грабли, чтобы ваши решения были четкими и взвешенными, а не зависели от настроения и были загадкой для других сотрудников.
Обучение сотрудников
Отдельное внимание мы уделяем обучению новых сотрудников. Мы сделали что-то вроде мини-аттестационного центра. Каждый сотрудник, который приходит на работу, проходит неделю обучения, в конце которой делает презентацию продукта перед компанией. За время обучения он сдает несколько тестов на теорию и практику. За ним закрепляется опытный менеджер, который помогает ему быстрее все усвоить и заинтересован в том, чтобы обучение прошло удачно. Это позволило нам поставить процесс на поток и без труда нанимать и обучать по 2-4 новых сотрудника в месяц.
Совет: процессом обучения новых сотрудников стоит заняться заранее. Мы долго откладывали этот момент и в итоге потеряли очень много времени. Прочтите Lean Startup! Прочел бы раньше — сэкономил бы кучу времени.
Технологии в ТП
С ростом количества клиентов увеличивается и количество обращений в ТП. Раньше мы использовали обычную почту, потом стали не справляться. Внедрили систему тикетов Groove. Интегрировали ее со своей CRM, сейчас все работает как часы.
Активно используем чаты в работе. Сначала попробовали Zopim. Классный, но дорогой. Перешли на SiteHeart (идеально для небольших команд и простых задач). Пол года назад открыл для себя Intercom. Перешли на него. Сначала перевели зарегистрированных пользователей, потом всех. Пару месяцев назад заметил, что и конкуренты тоже начали его использовать, а это хороший знак.
Для внутреннего общения используем Slack. В ноябре внедрили Mixpanel для подробной аналитики. Для задач используем Trello. Все это связали между собой. Теперь, когда идет обращение от клиента, менеджер фиксирует его в нашей CRM, откуда оно попадает в задачи к программистам и сообщением к руководителю отдела для контроля статуса.
Совет: если проблема появляется больше 2-х раз, ее нужно автоматизировать и описать процесс.
Разработка
Всю разработку мы поделили на команды по проектам. В каждом проекте есть ответственный, который ведет проект от начала и до конца и распределяет ресурсы. Тут ничего необычного. Разве что, есть правило: раз в месяц каждый разработчик должен проработать один день вместе с технической поддержкой, чтобы лучше понимать клиентов и свою ответственность за продукт.
Совет: все в компании должны чувствовать пользователей: их отзывы, проблемы, потребности. Это не проблема или ответственность менеджера, это задача каждого сотрудника.
Менталитет
Последнее время мы часто общаемся с командами аналогичных продуктов из Европы и Америки. Внимательно изучаем их на выставках. Если взять топ-10 таких компаний, то все они опережают нас про продажам. При этом только несколько из них имеют ключевой функционал, такой как инвентаризация, калькуляция, маркетинговые кампании, модификаторы, фискализация. То, без чего работать на рынке СНГ просто невозможно, потому как в этих функциях нуждается 90% клиентов. В Европе все проще. Клиенты готовы идти на компромисс по функционалу, понимая что облачный продукт стоит при этом в 10 раз дешевле. На рынке СНГ все иначе. Клиенты в большинстве случаев не готовы мириться с отсутствием необходимого ключевого функционала, даже учитывая большую разницу в цене, что делает порог входа для новых команд достаточно большим.
Кстати, этим часто пользуются стационарные системы. Они выпускают облачную версию с багами и скудным функционалом и, если клиент приходит к ним и у него нет возможности выложить 10 000$ за их стационарный продукт, они продают ему свою нестабильную облачную версию. Через время клиент звонит им, возмущается, они долго рассказывают, что “это облачное решение, а они все такие бюджетные, отсюда и цена, а если он хочет стабильности, то пусть возьмет кредит и купит стационарное решение”. После такого клиента уже сложно убедить, что это только у этой компании такой недоработанный продукт. Клиент теперь уверен, что все облачные решения работают отвратительно.
Совет: тестируйте идеи. Идите в поле и общайтесь с вашими клиентами. Опыт коллег за рубежом может быть обманчивым.
API
Полгода назад мы выпустили открытое API для разработчиков. Сейчас переводим все свои продукты на него. Выпустили приложение для владельцев Poster Boss на нем. Сейчас с нами интегрируются пять независимых проектов. Несколько продуктов уже успешно интегрировались и скоро мы расскажем об этом. Я верю что открытое API — залог успеха. Сейчас, например, двое студентов из разных стран выбрали Poster в качестве своего дипломного проекта и пишут приложения для него, используя наше API. Мы даже планируем в следующем году сделать конкурс дипломных работ.
Совет: стремитесь к открытости. Делитесь знаниями, наработками. Но не выпускайте API, если не готовы его поддерживать и у вас нет человека, который будет отвечать за него. Поддержка и разработка API — это постоянный процесс.
Сезонность
Этой осенью мы столкнулись с очень неожиданным явлением — сезонность бизнеса наших клиентов. Так как Poster распространяется по модели подписки, он идеально подходит для сезонных заведений, которые работают 4-6 месяцев в году. Мы знали это, но не были готовы к таким масштабам. В итоге показатель отключений за октябрь-ноябрь был в 15 раз выше нормы. Но это было буквально два месяца и мы быстро разобрались с этим явлением. Теперь мы учитываем эти заведения немного иначе в нашей модели роста.
Совет: будьте готовы к резким скачкам. Это может быть политика, курс или что-то другое.
Ожидания vs Реальность
Тут хотелось бы озвучить наиболее популярные советы к статьям про наш продукт и как они не прошли реальную проверку.
1. В первую очередь нужно выпускать приложение на Android, это дешевле и популярнее.
Самое популярное заблуждение. Мы запустили Android почти год назад и только 5% наших клиентов работает на планшетах Android. Только китайские планшеты с отвратительным тачскрином постоянно зависающие и медленно работающие дешевле, чем б/у iPad. Если вы хотите чтобы ваш бизнес работал быстро, стабильно и без сбоев — придется взять Samsung или Nexus. И тут уже разница незначительная, но WOW-эффект присутствует только при iPad, за него стоит переплатить 50$. Мы помогаем бизнесу сэкономить 3000-5000$, экономить при этом еще 100$ на стабильном планшете нецелесообразно.
2. У вас нет склада/бухгалтерии/… (подставьте свое).
Теперь у нас есть почти все. Когда не было склада — мы думали что вот сейчас сделаем склад и пойдут продажи. Так же было и с бухгалтерией. Но реальность такова, что больше половины клиентов используют лишь 20% функций. В действительности меньше половины клиентов используют склад и техкарты с начала пользования системой. Когда мы сделали этот анализ, для нас это было шоком. Сейчас мы работаем над постепенным обучением клиентов основным функциям, чтобы увеличить количество тех, кто использует бо?льшую часть возможностей.
3. Планшет каждому официанту/клиенту в руки.
Менее 20% наших клиентов работают с более чем одним терминалом в заведении. Конечно это экономически выгоднее: официант не носится между залом и кухней, на него снижается нагрузка, в итоге, вам нужно меньше официантов. Но в реальность только считанные владельцы просчитывают это и внедряют.
4. Красивый интерфейс терминала важнее всего.
Систему покупает владелец, а не официант. Владельцу в большинстве случаев все равно как терминал будет выглядеть для официанта. Да и официанту все равно. Главное, чтобы терминал работал быстро, официант мог обслужить большее количество гостей и заработать больше чаевых. Лишь 25% клиентов добавляют фото ко всем товарам на планшете. И примерно столько же не добавляет ни одной фотографии своих продуктов.
5. Подписка подсаживает клиента «на крючок», заставляя постоянно вам платить.
Еще одно популярное заблуждение. На «крючок» его подсаживают стационарные системы. Ведь после того, как он заплатил 5000-7000$ за оборудование и систему у него почти нет шансов от них отказаться или вернуть. Приходится платить за обновления и техническую поддержку и ждать ее часами. С нами клиент может в любой момент сделать экспорт всех данных, просто перестать платить и перейти на другую систему. Это знает он, это знаем мы. Поэтому мы делаем все возможное, чтобы клиент всегда был доволен и у него не возникало таких заблуждений.
Совет: изучайте как клиенты используют ваш продукт и помогайте им лучше интегрироваться с ним. Не верьте тому, что пишут в комментариях. Верьте только цифрам.
За этот год мы столкнулись с огромным количеством проблем. Многие нам удалось решить, многие еще предстоит. Самое главное, что я понял — это то, что бизнес — это процесс. Это не что-то конечное. Нельзя просто решить какую-то проблему. Через время она изменится и решение уже не подойдет. Приходится придумывать что-то новое и оптимизировать. Нельзя остановиться и просто смотреть.
Интересно было бы услышать, кто сталкивался с похожими вещами и как вы их решали?
P.S. Буду рад ответить на вопросы в комментариях.
P.P.S Мы ищем интересные проекты в ресторанной сфере для интеграции с нашим API. Кому интересно — пишите в ЛС.
Комментарии (24)
alekciy
08.12.2015 15:19Как заставляете читать вики? По мере жизни проекта вики увеличивается обычно неплохо так и новичку может оказаться сложно её понять.
ryzhkov
08.12.2015 15:53Есть ответственные за ее разделы. Обычно руководители отделений. Они сами заинтересованы все документировать, чтобы больше нет тратить свое время на решение повторяющихся ситуаций. Это снижает их производительность, да и повторять по 10 раз одно и тоже не самая интересная работа) А сотрудники знают, что сначала нужно заглянуть в Вики. Главное сделать удобную структуру и поиск, чтобы не тратить много времени.
alekciy
08.12.2015 16:10Это понятно. Только все равно всегда находятся люди, которые вроде читали, а вопрос задают ответ на который в вики есть.
ryzhkov
08.12.2015 16:51Стараемся не отвечать, делать замечание и отправлять в вики. Сейчас стало редко. Вики должна стать настольной книгой, должна быть всегда открыта во вкладке.
RZimin
09.12.2015 10:54Прошу прощения что влезаю. Я правильно понимаю, что вики вам заменила KMDB в составе Groove. Или идет какая-то синхронизация?
ryzhkov
09.12.2015 23:35Да. Нам нужна была своя, внутренняя, закрытая система.
alekciy
10.12.2015 18:13Но не написанная своими силами, так? Т.е. какой-то из готовых вики движков (какой?), который условно находится во внутренней сети, так?
ryzhkov
11.12.2015 12:07+2Мы конечно ботаники, но не на столько)))) Конечно не своя))) Используем raneto.com в связке с DropBox. Кому нужно просто редактирует текстовый файл в расширенной папке и все сразу обновляется. Очень советую. В свое время целую неделю искали и много всего перепробовали. И платные и бесплатные, почти все заточены под клиентов, но не под сотрудников.
RZimin
11.12.2015 14:07Спасибо, будем посмотреть. Хотя честно говоря очень, непривычно видеть KMDB в отрыве от управления инцидентами.
ShadowsMind
08.12.2015 16:17+1Мне кажется, таким статьям место на гиктаймс/мегамозг. Я конечно понимаю, что это пост в блог компании и т.д., но такое ощущение, что все это разделение было зря и на Хабре можно запостить изи статью без единого намека на технологии. Рассказы о том, как команда делит обязанности и что ведет общение в Slack — это итак все знают, да и это больше подходит к менеджменту и управлению командой/проектами т.е. формат постов Мегамозга.
Надо писать хотя бы немного конкретно в разрезе того на чем писали, почему выбор пал именно на этот язык/фрэймворк. А то у вас «Разработка» это 1 абзац из ~50 слов и не намека на то, какие технологии юзаете, какие трудности были, какие подходы.ryzhkov
08.12.2015 17:08+1Возможно. Признаюсь, долго сомневался в каком раздел постить. Изначально и хотел сосредоточиться на ответах по разработке, но это было бы пальцем в небо. Решил написать о том что наболело и узнать что волнует именно по разработке, чтобы посвятить развернутым ответам ответам следующий пост.
По технологиям отличный вопрос. Если коротко — на беке используем PHP, и пару фреймворков. Начинали с CI, сейчас новые проекты на YI2. Кое-где используем Python. Общаются между собой по API. На фронте js, Backbone, underscore, appcache, websql, react, requirejs, grunt. Приложения — Objective-C, java. Там фреймворками стараемся не пользоваться.
Вопрос записал себе. В следующей статье распишу поподробней что, где, как и почему используем.
hats
11.12.2015 12:48Что еще вы можете порекомендовать почитать кроме Lean Startup? И что из этого наиболее полезно по вашему мнению?
ryzhkov
11.12.2015 12:59+1Из последних понравилась «от 0 к 1». Параллельно читаю книгу про Илона Маска. Все зависит от того что больше нужно. Все сотрудники начинают работать в компании с прочтения Zappos, дальше советуем прочитать «Источник» и «Атлант расправил плечи» (купили уже по 2 комплекта:) Потом зависит от того какие качества стоит развивать.
Oxoron
Вопрос по обучению новичка:
как вы заинтересовываете опытного менеджера в удачном обучении новичка? Как определяется «удачность» обучения (сдаются фиксированные тесты, или оценки неформальные)?
А вот это классно. Единственно, как он работает с технической поддержкой? Просто слушает разговоры с клиентами, или общается сам?
ryzhkov
1. У менеджеров есть градация: Новичок — Интерн — Бывалый — Эксперт — Супергерой.
У последних двух категорий есть обязанность обучать 1-2 интернов в месяц. Это входит в ставку.
Да, новички сдают не один тест, а 3 теста, практическое задание и презентацию. Каждое задание оценивается в баллах. Если он набрал выше 70% от максимально возможно количества — тест пройден. Если не прошел — выясняем у наставника в чем проблема, и решаем ее. Но обычно проблема в интерне.
2. Просто сидят в одной комнате. Пока не отвечают на заявки клиентов. Цель — сблизить ТП и разработчиков, чтобы последние почувствовали свою ответственность и поняли что их кодом пользуются реальные люди, а не роботы;)
Все в компании, включая разработчиков должны идеально знать ваших клиентов. Кто они, какие у них проблемы, цели, желания, мечты. Тогда все более творчески подходят к решению своих задач, и не редко удивляли меня до мелочей продуманными решениями.
alekciy
1. Если входит в ставку, значит есть план по новичкам? А если новичком не хватает?
ryzhkov
Плане нет. Просто обучение до 2х в месяц. Не хотим сильно отвлекать их от продаж)
alekciy
Т.е. привязки зп к количеству обученных стажеров нет? Т.е. материально по сути человек не заинтересован.
ryzhkov
Да, прямой нет. Мы стараемся избавляться от людей с такой жесткой только материальной мотивацией.